Посвящается моему сыну Дмитрию, моей жене Елене, маме и брату.
Будьте здоровы и счастливы.
Также посвящается всем животным:
Домашним – за их безусловную любовь и искреннюю верность
Диким – за то, что они гораздо честнее нас, людей
Признательность всем, кто участвовал в написании этой книги ценными советами, замечаниями и обсуждениями высказанных в ней идей.
Благодарность Дмитрию Янковскому и Йару Эльтеррусу за их книги, столь отличные от моих и при этом одновременно в чем-то очень похожие.
Отдельная благодарность и уважение:
Б.Ф. Поршневу, М. Моссу и и Р. Жирару за обосанование подлинных причин возникновения и развития нынешней агрессивной, подавляющей и манипулятивной цивилизации.
Леонарду Риду (Leonard Read), М. А. Бакунину и князю П. А. Кропоткину за то, что при всей спорности многих положений их учений, в них есть идея запрета на «агрессивное насилие». И отдельно – фристейтерам Нью-Гемпшира за то, что реализуют идеи учений этих мыслителей на практике.
Автор предоставляет самим читателям право решить, являются ли совпадения событий и персонажей данной книги случайными или нет.
«Если бы преобладало всемирное милосердие, то земля была бы раем, а ад – мифом».
Чарльз КолтонВ царстве всемогущих каждый вынужден чем-то заниматься – и не потому, что хочет, а потому что по-другому не может.
Фраза из сна автора«Секрет высокой производительности и работоспособности заключается не в наших биологических потребностях и не в поощрениях и наказаниях, а в нашем глубинном стремлении управлять своей жизнью, развивать и расширять свои способности и вести жизнь, в которой есть цель (предназначение) и смысл».
Дэниел Пинк, «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует». Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013“Внутренняя конкуренция и конфликт, а также страх, который они порождают, приносят только зло”.
Э. Деминг«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их».
Екклесиаст 9:11«Человек – это не объект. Человек – это процесс… материи, просто очень медленный, поэтому… внешне выглядит как объект».
Врач А. Ю. Шишонин«Все непротиворечивые математические структуры есть реальные вселенные».
Макс Тегмарк, физик-космологВступление автора – о чём и зачем я написал эту книгу
Сейчас очень много книг о том, рассказывающих о выживании или приключениях героев в мирах после произошедшего по той или иной причине апокалипсиса. И лично меня это удивляет. Потому что практически никто из тех, кто их пишет и из тех, кто их читает, жить в подобных мирах не хотели бы. Тогда зачем же они создают и укрепляют своим вниманием образы таких миров? И если тех, кто пишет, я понять могу – в конце концов, издательства публикуют то, что читают, то тех, кто это читает, не понимаю.
Во-первых, это значит, что практически все из тех, кто это читает, подсознательно верят в то, что нас ждёт именно такое вот мрачное будущее. Что ж, пусть так. Однако зачем нужно усиливать свои страхи? Могу допустить, конечно, что некоторые читатели ищут в таких текстах описания навыков выживания, а ещё некоторые читают затем, чтобы ужаснувшись написанному и поглядев потом вокруг, сказать себе, что мы то, оказывается, живём ещё весьма неплохо. А вот зачем читают все остальные? Единственное, что я могу предположить – это то, что все эти читатели отождествляют себя с героями и тем самым замещают иллюзиями то, чего не имеют сил сделать в реальности. Впрочем, затем это и фанатастика, чтобы описывать то, чего нет в нашем «здесь и сейчас». Однако лично мне ближе подход, который исповедовали при написании своих книг братья Стругацкие или Иван Ефремов, которые описывали те миры, в которых они хотели бы жить. И пусть даже эти миры кажутся совершенно не реальными, однако… Однако ведь популярны же фэнтези, в которых описываются миры, которые, казалось бы, и вовсе невозможны. Так почему же не писать своего рода «фэнтези» про будущее миров, одновременно похожих на наш и при этом кардинально от него отличающихся? Вот я и решил написать такого рода роман про миры, в которых реализуются принципы управления обществом и развития цивилизаций, которые я считаю гораздо более правильными и справедливыми чем те, которые реализуются сейчас в нашей реальности. И, кстати, именно поэтому в некоторых вспомогательных, побочных – лишь с точки зрения основного сюжета, а не смысла написания этой книги! – сюжетных линиях романа будет появляться то, что очень любят осуждать особо эстетствующие (именно эстетствующие, а не думающие) читатели – «рояли в кустах» и неимоверно, беспредельно гипертрофированные возможности и способности реализующих эти сюжетные линии вспомогательных героев. Не знаю, как и зачем используют эти приёмы другие писатели, а я использовал их исключительно для того, чтобы герои смогли создать те миры, которые я хотел описать и в которых я хотел бы жить, максимально быстро.
В принципе, если убрать эти «рояли» и чумовые возможности вспомогательных героев, реализующих эти побочные сюжетные линии, то каждую из них можно развернуть в отдельную серию книг, в которой уже лишённые свервозможностей герои будут долго и муторно создавать условия для изменений, необходимых и достаточных для трансформации нынешней цивилизации в те формы, которые мне кажутся более предпочтительными. И при этом всё-равно придётся героев наделить более высокими, чем у обычных людей, способностями, или везением. Потому что если у героев не будет ни того, ни другого, то никаких трансформаций не получится. А тогда и писать будет не о чем! Ну а раз так, то я посчитал возможным все эти трансформации «спрессовать» – потому что, повторю, задачей написания этой книги является прежде всего моё желание показать миры, в которых реализуются принципы управления обществом и развития цивилизаций, которые я считаю гораздо более правильными и справедливыми чем те, которые реализуются сейчас в нашей реальности. Миры, в которых я хотел бы жить!
Тем более, я полагаю, что всё, что мы можем себе представить, где-то в нашей Вселенной существует. Потому что мы просто не можем представить себе то, что невозможно, а кроме того, потому, что Вселенная бесконечно разнообразна и при этом может быть описана математически[1].
Ну а кроме того, я считаю также, что нашими мыслями и эмоциями мы повышаем вероятности реализации тех миров, о которых мы грезим[2]. И лично мне приятнее думать о мирах светлых, нежели об инфернальных. А вдруг таки есть реинкарнации – и тогда в будущей жизни я могу оказаться в одном из миров, которые мне нравятся. Ну а те, кто пишет и читает про постапокалиптические миры – что ж, это будет их выбор, если их будущие реинкарнации пройдут в мирах, которые ближе к аду…
Ну а если никаких реинкарнаций нет, то и в этом случае мне лично претит писать о мирах, в которых идёт постоянная борьба за выживание. Этого дерьма вокруг и так хватает, чтобы ещё и я увеличивал его количество…
Пролог
1994 год. Один из роддомов Красноярска
Неонатолог[3] Полина Сергеевна Изотова еще раз перечитала карту очередной отказницы:
Алена А., 22 года, беременность третья, роды третьи. Первые роды – в 1991 году, родился мальчик, живет вместе с бабушкой и матерью. Вторые роды – 1992 год, родился мальчик, который был оставлен в роддоме, в настоящее время находится в одном из домов ребенка г. Ачинска. Третьи роды – 1994 год, родилась двойня, близнецы. Все дети от разных отцов. Алена является матерью-одиночкой, работает на рынке продавцом овощей, обеспечивает семью из четырех человек, из которых только она одна работает. В женской консультации на учете по беременности не состояла. Поступила в родильный дом без документов. Паспорт утерян, Алена выписана со старого места жительства и в настоящее время нигде не прописана. Временно снимает квартиру. Родила двойню на сроке 38 недель, мальчик весом 3500 и девочка весом 3100. Дети к груди приложены на первые сутки, сосали активно. О намерении отказаться от них роженица никому не говорила. На третий день после родов женщина покинула отделение «для получения паспорта и приобретения вещей для детей». В назначенный срок за ними не явилась. На четвертые сутки после родов женщина вновь приступила к работе на рынке.
Вздохнув, Изотова закрыла папку. Сейчас ей, работавшей в этом роддоме по программе предотвращения социального сиротства «Дорога домой», поддерживаемой детским благотворительным фондом «Солнечный край», предстояла работа по стандартному алгоритму действий с женщинами из группы риска по отказу: 1. сообщить о случае руководителю проекта; 2. сделать попытку установления доверительных отношений с женщиной и выяснить, по возможности, причины предполагаемого или уже сделанного отказа; 3. получить согласие матери на работу с ней других специалистов проекта; 4. принять меры по пробуждению у матери чувства привязанности к новорожденному; 5. обяснить ей положения имеющихся государственных и частных программ помощи матерям, включая матерей-одиночек.
Далее на основании объективных данных, психологического состоянии и возможностей матери ситуация может развиваться тремя основными путями.
– иногда достаточно поддержать растерянную женщину только в момент выписки из родильного дома, помочь преодолеть психологические проблемы и небольшие материальные затруднения.
– оказать материальную и юридическую помощь матери и включить семью в программу сопровождения, которая реализуется в течение двух лет или до вывода семьи из кризисной ситуации.
– если мать не в состоянии по ряду объективных причин воспитывать своего ребенка или это может быть опасным для его жизни и здоровья, фонд оказывает содействие в грамотном оформлении документов, которые дадут ребенку возможность обрести новую семью в ближайшем будущем.
Последний случай был самым тяжелым. Полина Сергеевна знала статистику, согласно которой сорок процентов выпускников детдомов становились алкоголиками и наркоманами, еще сорок пополняли ряды криминальных сообществ, десять кончали жизнь самоубийством и лишь оставшимся десяти процентам удается вести более или менее упорядоченную взрослую жизнь. Конечно, и в приемных семьях не все и всегда было благополучно, но все ж таки там статистика была более благоприятной. Поэтому пристроить детей, от которых отказались, в приемные семьи считалось удачей. Вот и сейчас Изотова перебирала варианты, куда можно было бы пристроить сразу двух близнецов. И как назло, ничего подходящего ей в голову не приходило. Все известные ей варианты предполагали усыновление или удочерение одного ребенка. А сразу двух никто брать не планировал.
Отложив папку, Полина Сергеевна активировала ушедший в режим гибернации компьютер и стала набирать запрос в руководство фонда о поиске приемных семей для близнецов.
И она и предположить не могла, как далеко разбросает судьба брата и сестру, медицинские данные которых она сейчас набирала на клавиатуре. И каким необычным будет их будущее.
Глава 1. Учиться, учиться и еще раз учиться…
Россия. Где-то на Урале
Если бы в это утро десятого июня 2011 года, когда Солнце еще только коснулось крон деревьев, кто-то из интересующихся разного рода паранормальными явлениями и аномальными зонами оказался в лесу в той части Урала, которая расположена внутри треугольника, образованного озером Тургояк, горой Иремель и верховьями реки Белой и про которую ходит столько разнообразных слухов, и услышал бы то, о чем говорили двое людей, сидящих у деревьев неподалеку от симпатичной полянки, по границам которой росли кусты малины, он был бы весьма удивлен. Ибо разговор шел о вещах весьма далеких от сбора ягод или грибов. Да и от разного рода эзотерики тоже.
– Если есть где-то в параллельных пространствах “Свалка нереализованных желаний”, то она, наверное, победит по величине все свалки мира вместе взятые. Просто прямо сейчас вспомните хотя бы парочку желаний, которые либо были, либо до сих пор у вас есть, но они все еще остаются желаниями. Это даже обидно – на свалках вещей валяются вещи, уже послужившие своим хозяевам. А на свалке желаний – свеженькие, еще в красивой оберточной бумаге, так и не раскрытые желания. Почему так несправедливо??? Интересно то, что основных причин такого положения вещей всего четыре.
– Интересно узнать, каких.
– Да все просто. Слушай:
1. Первая и самая, пожалуй, на самом деле распространенная. Хотя и самая малопризнаваемая. И заключается она в том, что на самом деле, не очень-то и хочется. Желание вроде и есть, но не такое уж сильное. Что-то вроде: “Хорошо бы летом научиться кататься на роликах”. И если оно не сбудется – ничего особо страшного, ничего не потеряю. Это желание будет пылиться в уголках подсознания, изредка вытаскиваемое на поверхность сознания. И измениться ситуация может только, если сила желания увеличится.
2. Вторая причина в том, что не хочется проблем, которые появятся, если желание сбудется. Это из области амбициозных и великих желаний. Например, хочется свой дом, большой и красивый, со множеством комнат и большим садом. При этом ты понимаешь, что проблем станет гораздо больше, и решать их будет сложнее, чем сейчас, когда ты живешь в квартире. Если нежелание проблем сильнее, чем желание – выбор очевиден.
3. Совершенно непонятно, как достичь большего (как исполнить желание). Основная проблема в этом случае – твое желание находится далеко за пределами сферы твоей компетентности. И ты просто совершенно не представляешь, как его исполнить, что для этого надо делать и даже с чего начать. То есть подобные желания настолько за пределами твоих представлений о жизни, твоего устоявшегося Образа Мира, что ты чаще всего просто запрещаешь себе об этом думать. Тут, конечно, у каждого свои пределы, примеры могут быть самые разные. Все зависит от уровня уверенности в себе. Какое бы желание привести в пример… Стать олигархом, что ли… Ну или построить завод на Луне.
4. Ну и, наконец, еще одна обычно непризнаваемая причина – это вообще не твое желание. Ведь куча желаний нам просто навязано – обществом, стереотипами, родными (особенно родителями). Тебе все твердят – надо жениться/выходить замуж. Твердят год, два, три. Ты уже действительно об этом постоянно думаешь, пора бы, да. Но как-то неуютно тебе, не хочешь ты этого на самом деле.
– Ну хорошо. А что делать то? Вот в том же случае три все ж таки не ясно, как убедить подсознание, что и для тебя ЭТО ВОЗМОЖНО? Любые примеры типа "ну вот Билл Гейтс (Марк Захерберг, Сергей Брин, Рафаэль Надаль и т. д. и т. п.) же смог" не проходят – хотя бы потому, что ты думаешь, что все эти персонажи уже родились гениями и небожителями (не отсюда ли, кстати, заповедь "не сотвори себе кумира", чтобы не иметь подобных "оглядок"?). В общем, что же делать в этих случаях?
А для варианта четыре вопрос в том, что ведь многое из навязанного – оно не просто чье-то конкретное, а своего рода один из паттернов коллективного бессознательного – ну типа, что быть богатым – это хорошо. Но ведь и впрямь много хорошего – возможность жить в комфорте, путешествовать куда захочешь, с женщинами тоже много чего упрощает в отношениях и т. д. и т. п. Так что эти вроде как привнесенные извне желания содержат в себе многое, условно говоря, архетипически и физиологически удобное. И как же быть в этом случае? Ведь банальный отказ не пройдет, потому что то же самое подсознание почувствует, что в подобном решении "вместе с водой выплескивается и ребенок". И как быть?
– Ха, как говорили во времена моей молодости «знал бы прикуп – жил бы в Сочи». М-да, сейчас это уже не так привлекательно. Да знай бы я гарантированные пути их решения, я бы уже построил завод на Луне. Или дом отдыха на Марсе. М-да…
– А вам, Сергей Мифодьевич, что, здесь плохо живется, чтобы на Марсе отдыхать?
– А ты не дерзи страшим то, не дерзи! А то скажу своему отцу, а он твоему наставнику по выживанию – и будешь ты дней пять волков ловить или с медведем бороться отправишься.
– Ну вот, опять домострой начинается.
– Ох, много тебе тут воли дают. В мои то времена жестче все было, суровее.
– А меня любят и ценят. Потому что я способный.
– Это кто же тебе такое сказал то?!
– Да я сам догадался.
– Ах так. Ну давай тогда пойдем на полянку, посмотрю, на что ты хотя бы в «свиле» годен.
В ответ на эту реплику высокий стройный молодой человек с пышной шапкой пшенично-русых волос мягким текучим движением поднялся с пенька, на котором сидел, и пройдя сквозь малинник так, словно тот на его пути расступался, смыкаясь сразу за спиной, спустя всего пару секунд уже стоял в центре снопа солнечных лучей, пробившегося в центр полянки через кроны деревьев.
Второй участник разговора, мужчина лет сорока-сорока пяти, черноволосый, среднего роста, но при этом очень широкий в плечах, неторопливо отвалился от ствола кедра, в переплетенных выступающих из земли корнях которого он сидел словно в кресле, встал на ноги, потянулся всем телом, после чего сделал два стремительных шага и буквально взвившись в воздух, в изящном пируэте, больше походившем на полет, перепрыгнул кусты и оказался в двух метрах от стоявшего во внешне расслабленной позе парня. И сразу же атаковал того стремительной серией ударов. В ответ юноша, едва партнер по сшибке (именно партнер, а не противник, так как поединок шел «на любки») вошел в его «околицу» и образовал «ядро схватки», резко ушел влево-вперед, как бы обтекая сразу весь конус векторов атаки широкоплечего, стремясь зайти ему за спину или хотя бы контратаковать «в разрез» сбоку. Но тот мгновенно сместился по диагонали вперед-вниз и провел круговую подсечку. Юноша сделал фляк и сразу же на выходе из него, «на возврате» рванулся в атаку – ровно затем, чтобы попасть в захват. Из которого он попробовал уйти в позволении, но старший товарищ сделать ему этого не дал, подбив колено левой ноги и чувствительно ударив локтем в шею. После чего отпустил захват и отступив на пару шагов назад, выставил вперед обе руки. Показывая тем самым, что лично он больше схватку продолжать не намерен.
– Так нечестно! – сказал юноша, распрямляясь. – Вы прервали мой поток движения. Это уже не «на любки» получается!
– А ты, Дима, чем обвинять, подумай лучше, почему я так поступил.
Парень встряхнул головой и на мгновение прикрыл глаза. После чего сказал:
– Не, не понимаю. Честно.
– Эх… Да потому, что я в самом начале сказал, что работать тебя прошу в «свиле». А ты мне сразу же «маятник» выдал и боевую акробатику. А раз ты нарушил уговор, то и я от него стал свободен. И скажи спасибо, что я тебя еще «накатом вусруб» не приголубил.
– М-м-м… Про «свилю» я подумал, что это Вы так, вообще, а не конкретно сказали.
– Подумал?! Это, милый мой, иначе называется! Ну ладно в схватке, да со мной, а если ты так же вот будешь ДОМЫСЛИВАТЬ, уходя от Реальности в Иллюзии, при вопрошении у Духов или, того пуще, у Матери-Земли, то такого можешь наворотить! И они тебя как я жалеть не будут! Кроме того, ты сейчас действовал так, словно для тебя «знание – сила». И это верно, но для воинов. А ты не воин, ты будущий ведун. И поэтому для тебя Путь Силы лишь вспомогательный для Пути Знания! Ты через поединки должен познавать себя и других, а не стремиться их победить. Для тебя каждое движение в идеале должно стать Произнесением, а вернее, Выражением через Душу и тело одного из Божественных Имен! Среди которых боевых, как тебе известно, меньшинство! Потому что Создатель Миров прежде всего Творец, а разрушает он лишь при крайней необходимости! Так что хотя в боевом ремесле ты за полгода прибавил, к волшбе серьезной, похоже, еще не готов. А времени, сам знаешь, немного осталось. Так что обучение более суровым станет.
– Да понимаю я все. Только вот… – юноша прервал фразу и, не договорив, снова тряхнул головой. После чего произнес: – Впрочем, не важно. Я буду внимательнее к нюансам.
– А что «вот» то? Начал говорить, так закончи, – ответил мужчина.
– Да как бы то ни было, чему бы и как меня не учили, а мне только 17 лет. Со всеми вытекающими молодежными «заскоками». И хотя я про них все знаю, да только знать одно, а суметь избавиться – это совсем другое. Да и полностью от них избавиться можно, только мощно фрустрировав психику. И в этом случае я для того дела, к которому меня готовят, буду еще более бесполезен.
– Это ты верно подметил. И хорошо, что сказал. Однако если есть проблема, то есть и способы ее решения.
– Неужели? А что ж тогда даже здесь, в Коловоротном Детинце, дети и отроки тоже имеют множество тех же проблем в отношениях со взрослыми, что и в Большом Мире?
– Ну, во-первых, меньше, и намного меньше, а во-вторых, они все постепенно сводятся на нет. И гораздо успешнее, чем в, хм, как ты выразился, Большом Мире. А главное, благодаря регулярному кресению и душевным беседам, эти детские проблемы не оставляют в душах и разумах тех «путанок», «заломов» и «забродов», которые остаются у большинства обычных людей.
– Что ж, тогда и я «переболею» рано или поздно.
– Да так то оно и было бы, если бы не то самое дело, которое только ты, да еще двое наших самых сильных и опытных ведунов сдюжить сможете. Ну да ладно. Пошли обратно в деревню. А то тебе к собеседованию в академию надо готовиться – даром, что ли, мы филиал лицея Щетинина открыли и к этому окаянному ЕГЭ всех вас натаскивали. Да и мне со старейшинами еще переговорить надо перед отъездом. Обсудить наказы собратьям, которые в миру наше дело в жизнь претворяют. Оппоненты наши активизировались в последние два месяца, значит и нам срок подходит зачин в промысел превращать. А то как бы они чего непотребного не состворили – с них станется.
А кроме того, старейшинам от Ведов вызов пришел и, похоже, именно мне поручат перед Москвой еще и на плато Путорана отправиться. Так что идем.
Новая Зеландия. г. Тауранга. Бухта Изобилия. Тремя днями позже
В кампусе Windermere колледжа Bay of Plenty Polytechnic, расположенном в нескольких километрах от центра городка Тауранга в 200 км к юго-востоку от Окленда, на живописном побережье в мягком субтропическом климате, обучались студенты по всем специальностям кроме бизнеса, компьютерных технологий, туризма и гостиничного дела. Семнадцатилетняя датская студентка Дорет Нилсен изучала здесь виноделие. Поскольку политика правительства Дании поощряла обучение датской молодежи в лучших университетах мира и на это из бюджета выделялись стипендии, то родителям Дорет не пришлось платить за нее. Хотя для них это и не составило бы никакого труда, поскольку семья была весьма богатой и к тому же располагавшей обширными связями и влиянием. Но будучи рачительными, как и большинство скандинавов, родители Дорет были рады, узнав, что дочь сдала собеседование и все необходимые тесты, позволившие ей претендовать на правительственную стипендию. И их не удивила специализация, которую выбрала дочь. Потому что готовили ее к этому они сами. Являясь членами Ордена Сабазия[4] высокого посвящения. И первое свое Посвящение Дорет прошла еще в пять лет. И с тех пор знала, что ее семья хранит тайны, а она сама отличается от всех обычных людей. Тем более, что отличия эти в результате занятий со знакомыми родителей находили конкретные воплощения в способностях делать вещи, выходящие за рамки общепринятых возможностей человека.
И в Новую Зеландию ее отправили не просто так, а потому что именно там Орден, к которому принадлежали ее родители, а с 16-ти лет после очередного Посвящения и она сама, имел там центр, в котором были лучшие преподаватели так называемой магии виноделия. Которая, не смотря на свое легкомысленное название, на самом деле являлась ветвью древнейшей магии Деметры.
А о маскировке этого обучения для профанов Орден позаботился еще в 20-х годах прошлого столетия. Когда несколько разных адептов Ордена в разговорах тонко подсказали одному из образованнейших людей того времени, известному просветителю и философу Рудольфу Штайнеру основы того способа выращивания растений, позже получившего название «биодинамический метод». Который, бесспорно, принадлежит к числу наиболее интересных явлений в виноделии. Будучи основателем Антропософского общества, Рудольф Штайнер соединил в своих учениях естественнонаучные знания и духовное начало, единение могущества Природы и деятельности Человека. И рассматривал фермерство как часть глобальной экосистемы. Он утверждал, что преуспеть в садоводстве и огородничестве, получать из года в год обильный, здоровый урожай, можно, лишь действуя в согласии с Природой и Космосом. Научившись понимать Природу, осмыслив ее целостность, человек может привнести свои усовершенствования, не нарушая общего равновесия.