Полагаю, что исторически это базировалось на неких Идеях справедливости и старой закалки «романтиков – пионеров Волгостроя» – (стройка плотины переехала, а социалистический, в прямом смысле этого слова, настрой остался).
К тому же, нашему школьному братству 54 – 56 гг. ХХ века повезло, что с общим трендом социализма и патернализма совпали, в определенной мере личные интересы руководства (или если угодно – элиты), поселка «Волгострой» (ныне поселок «Резинотехника»).
В наших 9-10 классах «а» и «б» в 1954 -1956 гг. учились около 50-и человек. Среди них – дети директора, главного инженера, главного экономиста завода, сыновья заведующих двух детских садов (а это для рабочего поселка – очень важно), дочь главного врача единственной на весь поселок больницы, дети руководства мощного спортивного общества «Химик», сын бывшего начальника «Колонии». Это круто, но это правда. Так совпали и время и персоны.
Социальная справедливость. Сейчас это требование звучит «из каждого утюга». В те времена это понятие совпадало с понятием «ответственность».
Прежде всего, что по нынешним меркам даже удивительно, это ответственность почти взрослых «детей» перед своими важными родителями.
Они не были т.н. «мажорами»4. Постоянно чувствовалось желание не подвести – по крайней мере, в успеваемости. В этом переходном возрасте мы скорее уважали наших родителей, чем боялись (мне неизвестно ни одного случая, когда кто-то из т.н. высоко сидящих родителей хотя бы замахивались на дочь или сына). Как и наши учителя. Ни разу от них не слышали в наш адрес. «Придется звонить родителям».
Кстати, все эти «немажоры» блестяще, по понятиям одноклассников и вполне заслуженно, окончили школу в 1956 году. Три золотых и две серебряные медали.
И, все-таки, это было и влияние этого бифуркационного периода 1954 -1956 гг. Времени перемен и удивительных (а может быть и закономерных) совпадений возраста, личностей и событий!
Часть II. Синергия синтеза
___________
«Вот паруса надулись, ветра полны.
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?!»
А.С. Пушкин
Глава 1. 1954 год. Сентябрь.
«Альма-матер, альма-матер,
Легкая ладья.
Белой скатертью дорога
В ясные края»
В. Берковский
1.1. Аттестат «незрелости»
На пороге новой – объединенной школы мы, девятиклассники, не очень ощущали этот разворот «Громады» (по А.С. Пушкину) и начало эпохи «Оттепель».
Прорыв в старшеклассники по тем временам (а из нашего 8-б класса – 54 мальчика – в 9-й пошли не более 15 ребят), скорее ощущалось по В. Берковскому.
«Белой скатертью дорога в ясные края»
Потрясение скорее было от предстоящего объединения с девчонками.
Раздельное обучение в СССР было введено в 1943 году и просуществовало 11 лет. А это целое поколение!
Буквально за месяц до великого объединяющего сентября на советские экраны 21 июня 1954 года вышел знаменитый в те времена кинофильм «Аттестат зрелости», которым мы засматривались. Казалось, что это про нас – будущих старшеклассников, пока еще не объединившихся.
Фильм вышел за месяц перед знаменательным Постановлением СМ СССР «О совместном обучении».
Рис. 1-1. В классе только мальчишки
кадр из к/ф «Аттестат зрелости», 1954 г.
Ну а встреча с девушкой возможна только на каком-то, специальном мероприятии, например, на субботнике.
Рис 1-2. Рабочее свидание.
кадр из к/ф «Аттестат зрелости», 1954 г.
Выдержки из рецензии, а это всего за месяц до объединения.
«Одаренный, но избалованный и эгоистичный старшеклассник Валентин Листовский спровоцировал в школе конфликтную ситуацию, подвел друзей, оскорбил молодую учительницу. Он презрительно и высокомерно относится ко всем. Но! Друзья не дают парню воли. Герой разоблачен и наказан. Отец Валентина – главный инженер завода». (Википедия).
Ах, как все его осуждали! Тогда. И как все резко изменилось буквально через считанные недели.
Итак, школьный Дневник 54-55 гг., в котором «все ходы записаны».
1.2. Термоядерный синтез.
Это сейчас в 21 веке каждый школьник знает или слышал про это явление, связанное с взрывом самой мощной бомбы – термоядерной. Это неуправляемый термоядерный синтез объединения более легких ядер в тяжелые. Происходит при сверхвысоких температурах. Отсюда эпитет – «термо» – тепло.
В общем случае синтез соединения может иметь разные последствия. От страшных и разрушительных (взрыв водородной бомбы) до созидательных (экологически чистое энергообеспечение). Управляемый термоядерный синтез надежда человечества, в плане полного и экологически чистого обеспечения энергией.5
Для реализации термоядерного синтеза исходные ядра должны сблизится, преодолевая электростатическое отталкивание между ними.
Закон Кулона. «Сила отталкивания обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами». Известный «кулоновский барьер». Сверхвысокие температуры окружающей среды могут обеспечить преодоление Кулоновского барьера с последующим мощным взаимным притяжением и синтезом6.
Нечто подобное в обществе ощущалось и в начале 1954 – 1955 гг. с непонятным прогнозом результатов столь быстрого соединения в формате реинкарнации совместного обучения мальчишек и девчонок.
Температура в обществе зашкаливала. Для 15-16 летних юношей и девушек напряжение усиливалось еще как «гормональным» периодом (пубертатным – тогда мы таких мудрых слов не знали), так и предысторией длительного формального разобщения.
1.3. «Кулоновский барьер».
Эффекты электростатического отталкивания «мальчишки – девчонки» ярко проявились в самый первый день 1-го сентября 1954 года при нашем заселении в помещение 9-б класса, моей альма-матер средней школы №41.
Входим своей «мушкетерской тройкой» – Генка, Алис и Лихач (самый спокойный), чувствуем себя «хозяевами жизни». (См. рис. 1‑2. Гл.1, ч.1ч)
Видим! На заранее выбранной нами парте (2-я по счету и у окна) – две девицы. Одна маленькая, смешливая, а вторая – серьезная, в очках. Мы джентльмены – хулиганы, бесцеремонно забираем их портфели и забрасываем на самую заднюю парту – «Камчатку». Слегка поворчав, (только маленькая) молча спокойно переходят на непрестижное место!
Рис. 1-3. Слияние. 9-б класс, октябрь 1954 г
Вторая парта справа. Справа налево – автор и Юра Алис.
5-я парта в этом же ряду – Юрка Лихач
Это были Галя Филиппова и Мирка – в дальнейшем наши лучшие подруги (средний ряд, последняя парта). В ближайшем будущем Генка, Алис, Лихач, Галя и Мира – члены команды «великолепная пятерка», в последствии, фактически определяющие бурлящую жизнь и климат в средней школе №41.
Трансформации школьного климата и преодоление «кулоновского барьера» в нашей школе очень отличались от ходульности событий к/ф «Аттестат зрелости». Хотя времени от создания последнего до нашего объединения прошло то всего ничего.
Да, конечно – мы попали на период мощных и быстрых перемен. Было и счастливое сочетание очень серьезного и действенного покровительства, в лице руководства завода.
Все это в сочетании с удивительно увлеченной, одержимой и талантливой командой – то, что называется – «педагогический состав» школы №41.
Незабываемая «Гета» (Генриетта Александровна). Наша школьная «классная мама», Галина Александровна – влюбившая нас в историю, Нинель Александровна – вдохновитель и организатор нашего школьного театра, тоже учитель литературы.
И даже, «химичка» Ольга Васильевна, завуч школы, жена директора, всегда нахмуренная и придирчивая. Она так заразила всех нас химией, что мы чуть не взорвали школу. «Карбид в унитаз» – вот это фокус. И неожиданная ироничная реакция. Выговор «самому опасному химику» школы № 41.
Рис.1-4. Друзья – наставники. В пионерской комнате.
Слева направо. Лихач, Генриетта Александровна (Гета), Галина Александровна, автор
Как это всем им удавалось создать удивительную среду увлечения и постоянного восторга от школьной бурной жизни для неуправляемых старшеклассников (да и для себя самих) – загадка.
Сформировался неформальный этикет или устав этой среды и взаимоотношений.
– Свобода – есть осознанная необходимость (почти по К. Марксу, но не только). Все не только разрешено, но иногда и возможно (пример – тир в школе).
– Инициатива – даже на грани фола – не наказуема (пример: взрыв карбида в туалете – вместо выговора и исключения из школы, ироническое присвоение звания «самого опасного химика).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги