В начале 1509 г. был заключен мирный договор с Литвой. Мир между Российским государством и Литвой обеспокоил Ливонский орден. Через неделю после его заключения в Москву приехал ливонский посол Голдорн, и сразу же было заключено перемирие сроком на 14 лет.
Нельзя сказать, что для Российского государства начались мирные годы: на рубеже первого и второго десятилетий XVI в. начались набеги крымских татар. Но главным оставалась все-таки подготовка к смоленскому походу. И в этом походе Даниил Васильевич Щень совершает исторический подвиг – «смоленское взятие».
Город Смоленск являлся ключом к решению задачи исторического значения – воссоединения с русским народом украинского и белорусского народов, к дальнейшему продвижению в Прибалтику, тем самым отодвигая границы с агрессивными соседями на запад. Стратегическое значение Смоленска хорошо понимали и противники Российского государства. Смоленск имел первоклассные по тем временам укрепления. Удачным было и расположение города: он стоял на холмах, к тому же был прикрыт рекой.
Походы на Смоленск предпринимались трижды. Три военных похода за два года! И каждый раз со все большими силами. Попытки Василия III в 1512 и 1513 гг. взять Смоленск не имели успеха, так как русское войско было плохо обеспечено мощными осадными орудиями, способными разрушить крепкие стены города.
В феврале 1514 г. государь Василий III в третий раз отдал приказ идти на Смоленск. Когда русская рать под командованием полководца Даниила Щеня пришла «под город Смоленск со многими силами и с великим нарядом пушечным, город Смоленск был взят. Решающую роль при этом сыграла артиллерия. 20 июля, после обложения города полками, вокруг всего города были поставлены орудия. Большой (осадный) наряд занял позиции за Днепром. 29 июля заговорили «пушки великие» – начался обстрел крепостной стены, башен и внутреннего расположения города. Артиллерийский огонь был сокрушительным, велся интенсивно («без отдыха») и с большим искусством. В этом сражении было засвидетельствовано появление картечи в близком к современному значению этого слова, то есть в виде пуль, помещенных в металлическую оболочку. По данным летописи 1514 г., при осаде Смоленска войсками Щеня русский пушкарь Стефан вел стрельбу крупными и мелкими ядрами, скованными свинцом. Такая картечь являлась эффективным средством поражения пеших и конных воинов во всех видах боя.
В течение суток огнем наряда, продолжавшимся днем и ночью, был разрушен большой участок крепостной стены, разбиты некоторые ворота, подожжены многие строения, выведена из строя часть крепостных орудий крупных калибров и нанесены большие потери гарнизону.
Летописец так описывал последний день смоленской осады: «…земля колебалась, и друг друга не видели, и весь град в пламени и дыму, казалось, вздымался. И страх великий напал на горожан, и начали из града кричать, чтобы великий государь пожаловал, меч свой унял, а бою велел перестать, а они хотят государю бить челом и град сдать»[7].
Осажденные выкинули над воротной башней Смоленска белый флаг. Василий III «послал боярина своего и воеводу князя Даниила Васильевича Щеня и иных своих воевод со многими людьми, и велел им…всех людей града Смоленска к целованию привести и речь им государскую жаловальную говорить»[8].
Это было почетнейшее поручение – первым войти в побежденную крепость, принять присягу у горожан и говорить с ними от имени «государя всея Руси». Это было признание выдающихся заслуг и ратной доблести «большого воеводы» Даниила Щеня, его более чем 20-летних воинских трудов на опасном литовском рубеже. Полководческая деятельность Даниила Щеня характерна активным и творческим применением артиллерии во всех видах боевых действий того времени.
Имя воеводы навечно связано в народной памяти с самым значительным событием военной истории начала XVI столетия – возвращением в семью русских городов древнего Смоленска.
После того дня 31 июля 1514 г. ни в разрядах, ни в летописях имя боярина, воеводы Московского князя Даниила Васильевича Щеня больше не упоминалось[9].
Иван IV Васильевич (Грозный)
(1530–1584)
Иван Васильевич родился 25 августа 1530 г. Он сыграл большую роль в укреплении сильной централизованной власти в России. В ходе военной реформы он успешно разрешил проблему организации армии и управления ею.
По указу Ивана Грозного была учреждена Плотничья слобода на Новгород-чине, ставшая центром лафетного дела. По своему мастерству и культуре производства русские мастера в период правления Ивана Грозного стали занимать одно из ведущих мест в артиллерийском деле.
Благодаря достижениям в период правления Ивана Грозного в области литейного, снарядного и порохового дела русская артиллерия к концу XVI в. была многочисленной и достаточно совершенной. Об этом свидетельствуют не только русские, но и иностранные источники. Так, англичанин Флетчер в 1588 г. (через четыре года после смерти Ивана Грозного) писал: «Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые». По мнению посла германского императора Максимилиана II Иоанна Кобенцеля (1575), артиллерия Ивана Грозного насчитывала более 2000 орудий.
Крупным событием в развитии артиллерии в годы правления Ивана IV было создание особого административного органа управления артиллерией, называвшегося вначале – Пушечный, а затем Пушкарский приказ (по-современному – министерство). Он выполнял функции центрального артиллерийского управления.
Иван Грозный придавал большое значение управляемости артиллерией как в мирное, так и в военное время. В годы правления первого русского царя степень централизации управления артиллерией неуклонно повышалось.
В мирное время наряд городов и его служилые люди подчинялись городничим, а через них царским наместникам, или городовым воеводам, то есть тем начальникам, которые отвечали за оборону города или острога в целом. Кроме городничих, пушкарями и другими служилыми людьми управляли пушкарские головы. В военное время управление городовым нарядом оставалось таким же, если не считать увеличения числа голов, которым вручалось управление определенными участками (секторами) обороны города.
Для управления большим нарядом, кроме воевод у наряда, появляются новые начальники – головы у наряда и дьяки. Головы у наряда и дьяки впервые упоминаются в разрядных списках за 1549 г. Воеводы и головы у наряда выполняли функции строевых, а дьяки административных начальников. В их обязанности входили организация служилых людей пушкарского чина, получение орудий, пороха и боеприпасов по росписи из Пушкарского приказа, учет и подготовка к маршу и управление артиллерией на марше и в бою. Дьяки назначались в помощь воеводам для ведения учета наряда.
В 1563 г. встречается первое известие о наличии голов у наряда, которым вменялось в обязанность ведать «посохой» (крестьяне, привлекаемые для обслуживания артиллерии в качестве рабочих или саперов), а с 1574 г. – известие о головах, которые обязаны были руководить обозом. Это свидетельствовало о расширении круга обязанностей воеводы у наряда и усложнении его управленческого аппарата. Воевода имел теперь начальников, ведавших обозом и посохой, что было важно, так как орудия в то время перевозились отдельно от пороха и ядер. Прибытие обоза и посохи с опозданием исключало своевременное открытие артиллерийского огня.
Во всех вопросах, касающихся места артиллерии в походе и в бою, воевода у наряда подчинялся командующему войском – непосредственно царю или воеводе Большого полка. Последнему он подчинялся в том случае, если царский полк и царь не принимали участия в походе.
Таким образом, Иван Грозный создал стройную систему руководства артиллерией, позволяющую централизованному государству максимально использовать ее возможности для защиты страны.
В ходе военных реформ Ивана Грозного процесс обособления артиллерии в разряд постоянного войска и оформления ее организации и управления окончательно завершился. Артиллерия имела законченные организационные формы, подобные организационным формам стрельцов и городовых казаков, и собственный орган центрального управления – Пушкарский приказ.
В третьем походе против Казани Иван Грозный умело применил артиллерию, что весьма способствовало победе русских войск. Собрав 150-тысячное войско, Иван Грозный усилил его мощной артиллерией, насчитывающей в своем составе 150 осадных крупнокалиберных орудий, не считая многочисленных орудий более мелкого калибра. План Ивана Грозного предусматривал разгром полевого войска противника, а затем после тщательной артиллерийской и инженерной подготовки штурм крепости.
В конце августа 1552 г. русские войска подошли к Казани, окружили ее сплошной линией траншей, тыном и турами (корзинами с землей). Параллельно с инженерными работами к штурму готовилась и артиллерия, которой руководил один из первых талантливых артиллерийских начальников – боярин Михаил Яковлевич Морозов. Распределение артиллерии для штурма соответствовало плану осады Ивана Грозного. Большая часть осадной артиллерии располагалась на направлении главного удара (против восточного и юго-восточного фасов крепости). Орудия малых калибров или полковые придавались полкам. Часть полковых орудий оставалась в резерве.
Огневые позиции для орудий выбирались на удалении 100–150 м от крепости с расчетом вести обстрел ворот, башен, бойниц (амбразур) и других уязвимых мест. Перед размещением орудий на позициях они оборудовались в инженерном отношении: расчищались площадки, устанавливались туры, готовились места для расположения снарядов. При подготовке к решающему штурму Казани Иван Грозный активно привлекал лучших специалистов в различных областях военного дела. Так, для большей эффективности огневого поражения живой силы противника внутри крепости, обстрела внутренних кварталов по проекту инженера Ивана Выродкова была сооружена 13-метровая подвижная артиллерийская башня, на которой было установлено 60 орудий. Нахождение артиллеристов в башне позволяло вести наблюдение за противником и результатами огня своей артиллерии.
30 августа орудия, установленные «круг всего города» по приказу Ивана Грозного, открыли огонь. Бомбардировка крепости продолжалась днем и ночью в течение 32 суток. В ходе бомбардировки из пищалей обстреливались верхние, средние и нижние бойницы крепостных стен, велась борьба с артиллерией противника, пушки, стреляя каменными и зажигательными снарядами, поражали внутреннее расположение крепости.
Достаточно эффективным оказался огонь артиллерийской подвижной башни. Приблизив ее к крепостному рву, пушкари взяли под обстрел весь юго-восточный участок обороны крепости. При этом огонь артиллерии был тесно согласован с инженерной подготовкой штурма.
К 1 октября огнем осадной артиллерии крепостная стена была разрушена почти до основания. Русские полки, используя надежное подавление противника и его артиллерии огнем своей артиллерии, изготовились к штурму.
2 октября после двух мощных подземных взрывов на направлении главного удара русские полки устремились на штурм крепости. Иван Грозный умело использовал количественное и качественное превосходство русской артиллерии над артиллерией противника, что в значительной степени благоприятствовало успеху штурма. После ожесточенного боя крепость пала.
Успеху при взятии Казани в значительной мере способствовало хорошо организованное Иваном Грозным артиллерийское обеспечение штурма крепостных укреплений. Обращает на себя внимание применение длительного и массированного огня артиллерии по объектам на направлении главного удара, творческий подход русских артиллеристов к решению боевых задач и, наконец, четкая организация взаимодействия артиллерии со штурмующими войсками. Все это свидетельствует о большой роли Ивана Грозного в достижении высоких качеств русской артиллерии XVI в. как в техническом отношении, так и в отношении ее боевого применения. Сосредоточение для осады 150 осадных, значительного количества орудий и пушечных запасов в истории русской артиллерии было осуществлено впервые.
Иван Грозный высоко ценил артиллерию как мощную огневую силу, способную обеспечить успех в войне. Не случайно после падения Казани из всех трофеев он взял себе только «знамена царские да пушки градские»[10].
Успешный разгром Казанского и Астраханского ханств обеспечил безопасность восточных границ Русского государства и позволил Ивану Грозному направить основные усилия вооруженных сил страны на решение другой исторически важной внешнеполитической задачи – приобретения выходов к Балтийскому морю.
Решение этой задачи достигалось в ходе длительной и упорной Ливонской войны (1558–1583), конечной целью которой был выход к Балтийскому морю и открытие пути сообщения с Европой. Попытки русского царя решить этот вопрос дипломатическим путем натолкнулись на упорное сопротивление Ливонского ордена и других сильных держав (Дании, Швеции, Польши и др.), стоявших за его спиной. Чтобы разгромить Ливонский орден и открыть свободный доступ к морю, Иван Грозный вынужден был начать войну.
Несмотря на трудные условия войны, артиллерия Русского государства в Ливонской войне под руководством Ивана Грозного успешно выполнила возложенные на нее задачи. И в обороне, и в осаде крепостей она выступала мощной огневой силой, опираясь на которую русские войска смогли разгромить Ливонский орден, противостоять коалиции западных держав и выйти из войны, сохранив целостность и независимость Русского государства.
Следует отметить, что в искусстве боевого применения артиллерии в войнах, которые вело Русское государство под руководством Ивана Грозного, сложились определенные тактические принципы. При осаде крепостей основным из них было сосредоточение большей части артиллерийских средств под стены города (крепости) с целью подготовки и обеспечения штурма (приступа) своих войск. При этом артиллерия решала задачи по разрушению крепостных сооружений, борьбе с артиллерией и живой силой противника, расположенной внутри крепости и производящей вылазки, обеспечению огнем штурмующих колонн своих войск. В обороне городов (крепостей) основными принципами применения артиллерии были: сосредоточение большей части артиллерийских средств на главном пункте вражеской атаки; переброска орудий в ходе боя с одного участка на другой и согласование огня орудий с огнем ручного (огнестрельного) оружия. В обороне артиллерия решала задачи по борьбе с вражеской артиллерией, разрушению его осадных сооружений, по отражению атак противника и поддержке вылазок своего гарнизона.
Иван IV Васильевич – первый официально провозглашенный русский царь, в своей государственной деятельности много внимания уделял артиллерии – важному инструменту в деле создания и укрепления Русского государства.
Чохов Андрей
(1545–1629)
Андрей Чохов – знаменитый русский литейный мастер второй половины XVI – первой четверти XVII в. Он работал на протяжении 60 лет при правлении четырех русских государей. Это был, пожалуй, единственный литейщик, прославившийся и как великолепный пушечный мастер, и как замечательный колокололитейщик.
Андрей Чохов совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников, выполнявших обычную работу. Для этого ему надо было обладать большой настойчивостью и незаурядным талантом: в учениках в те годы на Пушечном дворе ходили по 10–20 лет.
Впервые имя Андрея Чохова как самостоятельного мастера упоминается в документе 1568 г.: «Другая пищаль (на Королевском проломе) медная… ядром пять гривенок. На ней орел двоеглавной, наверху орла три травы, у казны трава ж, в травах подпись: Лета 7076 [1568]. Делал Кашперов ученик Андрей Чохов. Весом пуда»[11].
Пушечный мастер того времени должен был быть специалистом широкого профиля. В его обязанности входили: самостоятельная разработка конструкции пушки, подготовка формовочного материала и изготовление формы, приготовление необходимого сплава, отливка пушки и, наконец, стрельба из своего орудия. Недаром летопись так характеризует одного из пушечных мастеров: «…также и пушечник оный нарочит, лити их и бити из них и колоколы, и иное все лити хитро вельми»[12].
О зрелости мастерства Андрея Чохова свидетельствует пушка 1577 г. под названием «Единорог» со следующей надписью: «Повелением царя Ивана Васильевича зделана сия пищаль Инрог лета семь тысяч восемьдесят пятого [1577], делал Андрей Чохов»[13]. Позади казенной части изображен единорог, давший название пушке. Пушка «Инрог» 68-фунтового калибра, весом 453 пуда свидетельствует о том, что годы ученичества для Чохова давно прошли и что Чохов был одним из главных пушечных мастеров Ивана Грозного, артиллерия которого разрушала неприступные замки и крепости ливонских рыцарей, Казанского и Астраханского царства.
Несомненно, за время царствования Ивана Грозного Андрей Чохов сконструировал и отлил большое количество пушек, но, к сожалению, они почти не сохранились, что лишает нас возможности проследить постепенный рост мастерства этого замечательного самородка, об огромном таланте которого говорят образцы его творчества, созданные в царствование Федора Ивановича, и в особенности его знаменитая Царь-пушка.
Царь-пушка, или «Дробовик», – длина 71,2 аршина, весом 2400 пудов, отверстие 1,4 аршин (890 мм), 75 вершков, вес заряда 30 пудов (аршин = 16 вершкам = 72 см. Вершок = 4,5 см)[14]. На ней надпись: «Повелением… царя великого князя Федора Ивановича… слита бысь сия пушка в преименитом и царьствующем граде Москве лета семь тысяч девяносто четвертого [1586], в третье лето государства его. Делал пушку пушечной литеец Ондрей Чохов»[15].
Эта огромная, 40-тонная пушка отличается тщательной и изящной отделкой. Она представляет собою единственную в своем роде отливку, свидетельствующую о смелости автора как изобретателя и конструктора и его непревзойденном мастерстве как литейщика.
Ошибочное представление о том, что целью изготовления пушки было похвастать перед татарскими послами, ехавшими в Москву, если даже не напугать их, опровергается последними исследованиями, которые подтверждают, что никаких данных о маскировочном или ложном характере этой пушки нет. Такие данные Царь-пушки наталкивают на мысль, что если и предполагалось когда-либо применить орудие в бою, то только на месте, то есть для обороны Кремля. В богатый бурными событиями XVI в. у Московского государства еще оставалось немало сильных врагов, способных угрожать не только окраинам страны, но и непосредственно самой Москве. Вряд ли в то тревожное время москвичи могли тратить средства и убивать время на изготовление сверхтяжелой пушки с единственным намерением – выставить ее напоказ. Очевидно, нет. «Дробовиком Российским» называли творение талантливого мастера, потому что предназначалась она для стрельбы каменным «дробом», то есть картечью. Чугунные ядра, которые лежат сейчас около пушки, были отлиты гораздо позднее, в XIX в., и носят чисто декоративный характер. И хотя пушка не сделала ни одного выстрела, при некоторой доле воображения можно себе представить, какое опустошение в рядах врагов могло произвести это орудие, выпали оно смертоносный сноп камней. Отливка Царь-пушки была высочайшим достижением артиллерийской и общей техники XVI в.
Произнося «Царь-пушка», мы думаем прежде всего о небывалых размерах этого орудия. Между тем название мортире дало литое изображение царя Федора Ивановича. На дульной части ствола изображение скачущего всадника. Отлитая здесь же надпись поясняет, что этот человек – «божию милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великия Россия»[16]. Это едва ли не первый в истории русского изобразительного искусства портретный барельеф.
С московского Пушечного двора на Красную площадь пушку перевозили на катках, изготовленных из толстых бревен. Волокли пушку не менее 200 лошадей. Канаты привязывали к массивным скобам – Андрей Чохов отлил их восемь, расположив попарно по сторонам ствола.
В 1588 г. Андрей Чохов отлил в Москве 100-ствольную пушку, что говорит об исключительном мастерстве и смелости конструктивных идей прославленного мастера. Ничего подобного не имела в то время ни одна страна, кроме Руси. Об одной из таких пушек упоминает в своих записках Маскевич: «…я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов; оно так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с гусиное яйцо. Стоит против ворот, ведущих к живому мосту»[17].
Четыре огромные пушки, а именно: «Лев» весом 344 пуда, «Троил» – 430 пудов, «Аспид» – 370 пудов и «Скоропея» – 244 пуда, были отлиты в 1590 г. Следует отметить исключительные темпы изготовления пушек, принимая во внимание, что тогдашний способ отливки пушек, так называемая медленная формовка, требовал весьма длительного времени. Очевидно, война со Швецией и ожидание нашествия крымского хана Казы-Гирея требовали подлинно героических усилий со стороны московских литейщиков для скорейшего оснащения русского войска возможно большим количеством крупных пушек.
С 1590 г. Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льет пушки. Всего за свою долгую службу Чохов отлил не менее 27 только крупных орудий. Андрею Чохову принадлежит также изобретение скорострельной пушки, заряжающейся с казенной части и имеющей клиновидный затвор с вращающимся механизмом для быстрого открывания.
В 1880 г. известный пушечный «король» Фридрих Крупп, увидев чохов-скую скорострельную пушку в Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге, пожелал приобрести экспонат, и вот почему: изобретение пушки с клиновидным затвором приписывали Круппу, а такой затвор на Западе до сих пор называют «крупповским». А тут такой «компромат»![18]
Нашествие крымских татар на Москву в 1591 г. было отбито исключительно артиллерийским огнем, который навел на татар такой страх, что они на следующий день после нападения бежали от города.
Пушек, отлитых А. Чоховым при Борисе Годунове, не сохранилось. Но о том, что он не прекращал в это время своей работы на Пушечном дворе и оставался одним из ведущих мастеров, свидетельствует такой факт: за кратковременное царствование Дмитрия Самозванца Чохов отлил мортиру весом 116 пудов и 32 фунта.
Петр I, озабоченный созданием новой артиллерии, увидел в старых орудиях источник столь необходимого металла. В феврале 1701 г. был издан «великого государя именной указ о больших пушках».
Но на этой мортире, предназначенной в свое время для переливки с целью восполнения потерянной при Нарве русской артиллерии, имеется надпись от 1701 г., говорящая о том, что «Великий государь по имяному своему указу сего мортира переливать не указал». Царь-пушка, к счастью, тоже уцелела. Понимая ее историческое значение, Петр I приказал сохранить ее[19].
Андрей Чохов, будучи опытным мастером, много сделал для восстановления военной мощи России. Об этом говорят документы того времени, например надпись на пушке «Ахиллес»: «Пищаль медная „Царь Ахиллес“, длиною 20 футов 1 дюйм, весом 220 пудов, калибр 61 дюймов». Дульная и средняя части накрыты литыми травами, на дульной части литое изображение царя Ахиллеса, а на казенной части литая же надпись: «Повелением царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси… слита бысть сия пищаль Ахиллес, в царствующем граде Москве, лета 7125 [1617], в четвертое лето государьства его, лил пищаль пушечный мастер Ондрей Чохов»[20].
Эта работа Чохова отмечена царской наградой: «Марта в 14-й день по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру и литцу Ондрею Чехову: сорок куниц цена 10 рублей, да 9 аршин камки адамашки лазоревой цена по 20 по 6 алтын по 4 денги аршин, да 4 арш. сукна английского тмозеленого ценою 30 алтын…»[21]
Литейный мастер того времени обязательно лично испытывал свои пушки в стрельбе, отвечая своей жизнью за правильность своих расчетов. (При Иване Грозном погиб при испытании от разрыва своей новой большой пушки известный литейный мастер Николай Немчин.) Андрей Чохов отливал пушки в течение более чем 60 лет и никогда не ошибался, следовательно, можно заключить, что расчеты он делал точные и как конструктор пушек был вполне на высоте современных ему требований. Кроме изобретательского таланта, таланта конструктора и артиллериста, от литейного мастера требовалось и умение изготовлять свои пушки. И в этом отношении Андрей Чохов может считаться самым выдающимся, непревзойденным мастером своего времени.
Важно отметить, что орудия Андрея Чохова изготовлялись не с целью поразить воображение очевидцев, а с целью повысить возможности Русского государства по защите своей земли от посягательств любого врага. Важно и другое – орудия Чохова в середине и второй половине XVI в. приобрели ту рациональную форму и устройство, которые были присущи орудиям последующих столетий.