У Алексея на это слово аллергия. Когда он его слышит, то замедляет шаг. Движения становятся нарочито плавными. Ему хочется поговорить, не спеша выбрать игрушку, надуть мыльные пузыри, рассмотреть кроссовки. Или он просто садится на корточки и не желает продолжать движение.
Видимо, в его голове оно преобразуется в «остановись, почувствуй себя в моменте, расслабься. Посмотри, как прекрасен этот мир, не нужно никуда спешить». Нетрудно догадаться, что при этом происходит с родителями.
В общении с Алексеем я вообще старалась не употреблять это слово. Отвлечь его.
– Леша, намыливай руки хорошенько.
– А зачем вообще мыть руки? – задается вопросом юный философ.
– Там же микробы.
– Кто такие микробы? Я ничего не вижу…
– Конечно, их не увидеть невооруженным глазом. Для этого нужен микроскоп. Если посмотреть в микроскоп, то можно увидеть огромное количество бактерий и одноклеточных. Некоторые из них болезнетворные, от них человек может заболеть.
Алексей удивлён и поражён. Он тщательно намыливает руки и смывает водой. По лицу видно, у него ещё куча вопросов. Но на пороге появляется мама с раздражением:
– Лёша, быстро! – и поворачиваясь ко мне. – Не дискутируйте с ним, он должен быстро вымыть руки и сесть за стол. Всё! Чётко!
Алексей
Алексей часто плачет. Его обижают слова родителей, он расстраивается из-за старшего брата. Его крик знают даже соседи. Родители не реагируют на его плач. Плакать при них бесполезно. Но он нашёл свой способ манипуляции. Алексей отказывается есть. Наверное, это единственное, где ему разрешено демонстрировать свою волю, и он отыгрывается за всё.
– Я это не люблю, – говорит Алексей, глядя в тарелку.
– Но ты даже не попробовал… – умоляет мама.
– Не буду это есть.
И родители пытаются Алексея уговорить, подкупить или прибегнуть к угрозам.
– Это вкусно, попробуй!
– Нет.
– Если ты это съешь, я дам тебе фрукты. Куплю подарок, мы пойдём на прогулку.
– Нет.
– Если ты сейчас же всё не съешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю, ты никуда не пойдёшь, я тебя не возьму с собой.
Алексей горько плачет и не ест. Может выковырять кукурузу или изюм – и всё. Измучившись, родители спрашивают:
– А что ты хочешь, Алёша?
– Я хочу яйца рыбные на хлеб намазать.
– Ишь ты, икру ему подавай! Икра кончилась.
– А кто всё съел? – сердито спрашивает Алексей.
– Папа съел. Нет икры.
– А-а-а… – плачет Алексей, даже кричит. Чтобы все знали, как несправедлива эта жизнь.
Алексей пугает родителей своей категоричностью: «Мартин меня обидел, поэтому я сегодня есть не буду».
Практика показывает: Алексей прекрасно ест, если голоден. Для него важно, чтобы родители проводили с ним время, отложив другие дела. Такой у него язык любви, если судить по классификации Гэри Чепмена в его книге «Пять языков любви». Таким способом Алексей просто добивается внимания родителей. Он нашёл их слабое место. Отказ от еды даёт ему чувство значимости и хоть маленькую, но свободу проявить своё я.
Плов
Родители дали задание накормить Алексея пловом. Плов ещё не обычный, а размороженный. Я бы и сама не стала его есть, скажу честно. Но приказ есть приказ. Мальчику идти на гимнастику, силы нужны.
– Не хочу есть, – говорит Алексей.
– Ладно, – соглашаюсь я, – даже уговаривать тебя не буду.
У Алексея слом парадигмы. Он не понимает, что происходит, но потихоньку садится за стол.
– Давай я лучше историю тебе расскажу?
– Какую? – смотрит на меня во все глаза.
– Ты знаешь, что раньше люди не могли есть три раза в день? Только два, а иногда только один.
– Почему? – удивляется мальчик.
– У них было много работы. Например, фермеры. Утром встал, пошёл на работу в поле и там до вечера. И только вечером мог вернуться домой, чтобы поесть. Или воины. Если они в походе, то целый день идут, а поесть смогут, только когда остановятся на привал.
– Правда? А кто такие воины?
– Это военные, солдаты, например. Так вот история.
Жил-был один хан. Это самый главный царь в той стране на Востоке. Как-то собрал хан всех-всех поваров. И приказал им придумать блюдо. Оно должно было быть вкусным и сытным. Чтобы люди поели его и могли работать весь день, чтобы у них силы не кончались. Хватало сил до вечера.
Повара старались. Приготовили одно блюдо. Оно оказалось вкусным, но после него быстро захотелось есть. Не подходит.
Придумали другое: оно было сытным, но не очень вкусным. Тоже не подошло.
Тогда повара все вместе придумали Плов. Ароматный такой. Принесли его хану. Хан попробовал, и ему очень понравилось. К тому же плов давал много силы. Воинам давал силы сражаться и быть храбрыми. Фермерам – работать в поле и не уставать. Путешественников подкреплял, и они могли пройти большое расстояние пешком.
А ты хотел бы попробовать плова?
– Да!
Алексей с удовольствием съел целую тарелку плова. И сказал:
– Я пойду на гимнастику, чтобы проверить, будут у меня силы или нет.
Но у Алексея не только расстройство пищевого поведения, но и нервный тик. Непроизвольное сокращение круговой мышцы глаза. Такой кратковременный спазм. Поначалу мне казалось, что ему мешает шапка и поэтому он щурится. Но со временем, стала замечать, неестественно частые моргания: будто ему попало что-то в глаза. Это явление усиливается, если ребёнок устал.
Само пройдёт
Вообще, на тему здоровья детей в этой семье можно написать отдельную книгу. Как-то мне показалось, что у Анечки повышена температура. Она капризничала и была горячая. Мамы в тот момент дома не было – я попросила отца измерить детям температуру. К тому же они сильно кашляли.
Термометр показал выше 37°С.
– Температура нормальная, – сказал папа.
Я поинтересовалась, можно ли дать детям что-то от кашля?
– Ничего не нужно.
Ночью малыши часто просыпались. Днём ходили в садик, и воспитатели сказали, что дети не могут спать и днём, потому что заходятся кашлем.
Я увидела ингалятор и попросила разрешения сделать хотя бы ингаляции малышам. Разрешили только физраствором, без лекарств.
Родители не дают детям лекарств, чтобы вырабатывался иммунитет. Это похвально при лёгкой простуде или соплях. Но когда кашель уже есть, горло раздражено, ребёнок просыпается и плачет каждые полчаса ночью, то лекарства, по-моему мнению, необходимы.
Меня, кстати, дети тоже заразили. Я не стала ждать, когда само пройдёт и принимала наш обычный Мукалтин от кашля. Ну и аспирин на ночь. За два дня мне стало намного лучше. У малышей форма была уже запущенной, потребовалась неделя ингаляций. После этого они хотя бы спали нормально.
Однако реакцию мамы трудно было объяснить:
"Вечно вы считаете, что мои дети больны. Это дурацкая привычка выискивать температуру".
Пришлось напомнить, что самая главная ответственность няни – это безопасность ребёнка. И уж лучше измерить температуру и убедиться, что всё в порядке, чем махнуть рукой и получить лихорадку среди ночи.
А иногда случались истории, о которых я до сих пор вспоминаю с улыбкой.
Стаканчики
Утро. Наконец двойняшки оделись, и мы идём к лестнице – спускаться вниз. У меня в руках вещи для садика, памперсы и несколько пустых пластмассовых стаканчиков, из которых малыши пьют воду. На лестнице дети устроили спор, кто пойдёт первым. Я испугалась, что они уронят друг друга, и освободила одну руку, чтобы удержать их.
Внизу показались родители: они шли наверх сказать детям «доброе утро». В этот момент я неловко наклонилась и выронила стаканчики. Они разлетелись во все стороны и смешно запрыгали по лестнице. Дети, видя такое веселье, закричали “И-и-ху-у!” Аня сняла свою панамку и запустила ею в родителей. До кучи, видимо.
Серьезный разговор
Днём Наталья сказала мне, что нужно поговорить. И её речь была немного странной:
– Вы хороший человечек. Спокойная, и дети с вами стали спокойными. Мне нравится, как вы с ними управляетесь, но возможно, быть няней это не ваше, няня должна воспитывать детей. А вы слишком добрая.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги