Книга Второе дыхание - читать онлайн бесплатно, автор Мария Рассохина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Второе дыхание
Второе дыхание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Второе дыхание

Мария Рассохина

Второе дыхание

ГЛАВА 1


Покинутый край и сырая земля,

За что с нами боги жестоки?

Устала я жутко от сырости дня,

Газета сырая, а в ней те же строки:

«Волна за волною, как шторм в океане

Нас топит и бьет по щекам».

Скажите, друзья, неужто так с нами

Случилось уже на века?

Неужто годами в кольце водных стен

Я буду искать свое место?

Я жажду свободы, я жду перемен,

Ведь жизнь – она так интересна!

Откройся мне, дверца, ослабь свои цепи

Покуда охранники спят.

Хочу посмотреть те бескрайние степи –

Так много о них говорят!

И Лермонтов, Пушкин, у каждого – степь.

А что это, в общем, такое?

Хочу я разведать, хочу поглядеть,

Но так далеко, далеко я…

О, мучай мне сердце, стремление к свету,

Нещадно терзай изнутри!

Ведь только тогда разыщу я ответы

И вскрою замок у двери…


– Мне нравится. Очень. Только когда ты в последний раз где-то видела газету?

В наших краях газеты перестали выпускаться очень давно, примерно восемьдесят лет назад. Они оказались крайне непрактичны, потому что намокали и портились быстрее, чем что-либо, и не стоили того, чтобы тратить на их производство драгоценные ресурсы. Да и новостей было не так много, а территория не такая большая, поэтому ничто не мешало быстрому распространению новостей через сарафанное радио и спасателей.

– Мне захотелось добавить нотку старины. Как будто этот стих еще давным-давно написали, – объяснила моя подруга Лиля.

– Тогда ладно, любопытная идея.

Мы с Лилей сидели на крыше чьего-то двухэтажного дома, и она решила прочитать мне стих собственного сочинения.

После школы мы с подругой отправились ко мне в гости, но по дороге нас настигла волна. Мы схватились за свои велосипеды покрепче и отдались стихии. Одежда намокла и отяжелела. Течение отбросило нас вперед, как раз по пути. Я задела несколько веток, и кажется, кому-то прилетело по башке колесом моего велосипеда, но в остальном прошло спокойно. Бывает, попадешься в неудачном месте, например, в лесу, и приложишься всеми частями тела к каждому дереву. Или столкнешься лбами с прохожим, или даже с лошадью – держи голову подальше от копыт!

Мы с Лилей привязали велосипеды к дереву (на этот случай в водонепроницаемом рюкзаке всегда есть веревка), а сами забрались на крышу ближайшего дома. Я оглядела деревню, накрытую водой, и теперь похожую на озеро, из которого торчат крыши домов и верхушки деревьев. Какие-то младшеклассники карабкаются в домик на дереве – поболтать со спасателем. Кто-то, как и мы, привязывает велосипеды и забирается на крышу или на ветку, чтобы переждать Покрышку. Один наездник слез с лошади (такой способ передвижения был редким) и поплыл рядом с ней. Те, кто не отягощены транспортным средством, просто поплыли в нужную им сторону. В этом заключается преимущество обычных прохожих перед велосипедистами – во время Покрышки они беспрепятственно могут продолжать свой путь до тех пор, пока не устанут. Но большинство все-таки делает ставку на скорость и выбирает велосипед. Иногда на нем можно успеть удрать от Покрышки, если ты находишься неподалеку от дома. Несколько раз мне это удавалось – я запрыгивала внутрь в самый последний момент, и волна ударялась в закрытую дверь, не успев настигнуть меня. То же расстояние лишь на своих двоих преодолеть не успеешь.

Бывало и такое, что до финиша оставалось всего ничего, но тебе не хватало нескольких секунд, чтобы обыграть стихию и спрятаться в помещении. В таких случаях ты, расстроенный проигрышем и чаще всего голодный, забираешься на крышу своего же дома, в который при этом не можешь попасть, и ждешь три-четыре часа, пока вода не уйдет и не подпустит тебя ко входу. В подобных ситуациях хорошо тем, кто живет в трехэтажных домах. Уровень воды на Равнине обычно достигает приблизительно семи метров и не достает до третьего этажа, поэтому можно пробраться к себе домой через окно. Некоторые добрые люди впускают и незнакомцев, чтобы дать им переждать в помещении, а заодно поболтать и быть может даже подружиться. Но, к сожалению, не все такие гостеприимные, и вообще в деревне мало трехэтажных домов, потому что они плохо отапливаются и быстрее проседают.

В наши дни на заводе изготавливают достаточно крепкие стекла, способные сдерживать напор воды, однако раньше местные использовали изобретение предков – натягивали на окна бычий пузырь. Он плохо пропускал свет и был не таким прочным, однако в целом справлялся со своей задачей, учитывая отсутствие альтернативы. Некоторые используют его и по сей день.

Покрышка. Так мы называем это явление, похожее на наводнение, но более быстрое, скоротечное и непредсказуемое. Волна, которая за считанные секунды может накрыть всю деревню, затопить здания через открытые окна или двери, а через несколько часов как ни в чем не бывало уйти к истокам – к Водной стене. Она же Водная граница – барьер в виде массивной водяной стены, берущей начало глубоко в земле, устремляющейся высоко в небо и кольцом окружающей деревню. Сквозь нее не пройти. Одно касание – тебя засосет внутрь, и ты просто захлебнешься. Поэтому обычно мы держимся от нее подальше.

Так местные люди живут на протяжении более ста лет. Примерно два-три раза в месяц приходит Покрышка и, что доставляет наибольшие неудобства, ее появление невозможно предугадать. Казалось бы, за эти годы уже можно было найти какую-то закономерность. Есть даже специальные люди, которые занимаются поиском выхода – выдвигают гипотезы, проводят эксперименты. Мои родители как раз работают в этой области, и я как никто знаю о том, сколько неудачных попыток было предпринято, сколько гипотез и экспериментов опровергнуто и провалено.

Графики, наблюдение за поведением животных, за небесными телами, сотрудничество с внешним миром посредством радио. Люди, оказавшиеся здесь первыми, основатели деревни, смогли установить связь и поймать сигнал. Человек, который умудрился собрать радиоприемник и выйти на нужную волну, стал председателем деревни и основателем Центрального Института (ЦИ). Благодаря этому мы не одичали в изоляции и представляем, что происходит снаружи. Достижения основателей невозможно переоценить, они провели огромную работу, установили правила безопасности, дали следующим поколениям жизненно необходимые знания и построили фундамент для сегодняшних исследований. Однако мы все еще здесь. Но попытки вычислить закономерность Покрышек и найти выход из деревни никогда не прекращаются.

Хотя кое-что известно точно – время, в которое Покрышка НЕ может прийти. Это промежуток с 23 до 7 часов, который мы называем «сухое окно» – за все годы волна никогда не приходила в это время. Почему именно его стихия выбрала для отдыха – неясно. Возможно, она жаворонок и соблюдает режим. Отчего понятие режима практически отсутствует у местных. Пока вода спит, мы, напротив, бодрствуем, занимаясь самыми важными делами. Но и в дневное время расслабляться некогда.


Согласно официальной, научной версии, деревня оказалась в окружении водных стен из-за аномального воздействия луны, но местные предпочитают объяснять произошедшее божественным вмешательством. Так или иначе, точной причины мы не знаем. Когда-то это была обычная деревенька, стоявшая на берегу залива, который в «судный день» вышел из берегов. Люди видели, как вода побежала наверх, выстроившись в гигантскую кольцевую стену и отрезав кусочек земли от всего внешнего мира.

Существует и легенда о том, как можно выбраться: через Водную стену не пройти обычному человеку ни под землей, ни с воздуха, ни каким-либо другим способом. Это под силу лишь Избранному, который придет в деревню и сможет разрушить стену, направить воду туда, откуда она пришла. Избранный освободит жителей деревни и вернет все на свои места. Сегодня мало кто воспринимает эту легенду всерьез. Люди давно перестали полагаться на мифического Избранного и ищут выход своими силами.

Не представляю, насколько тяжело было бы оказаться здесь в числе первых и выживать, еще ничего не зная обо всех опасностях, испытывать всё на себе и узнавать правила игры ценой многочисленных человеческих жизней.

Мы постоянно должны быть начеку. Но как те, кто долгие годы жили в такой обстановке и уже испытали на себе не одну сотню волн, мы научились уживаться с этим и обходиться без жертв.

В начальной школе даже есть такой предмет «Выживание в Покрышке», или просто ВВП, на котором учат технике безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим. Это самый важный предмет, на котором тебя не будут натягивать на тройку из жалости, требования очень строгие, так как все-таки от знания данной дисциплины зависит твоя жизнь. Учителя следят за тем, чтобы каждый ученик хорошо усвоил уроки. На ВВП отводится много часов, из которых большая часть посвящена практике.

Солнце нещадно жарит, поэтому одежда высыхает быстро, но потом снова намокает от пота. Мы с Лилей сидим и болтаем о книгах. Подруга обожает литературу и, в частности, поэзию. Ведь чтение – наша единственная возможность вырваться за пределы деревни, почувствовать себя где-то еще, окунуться в другой, неизвестный, невиданный мир. Я тоже люблю литературу, но по большей части прозу, и хочу стать книгописцем, человеком, который связывается с внешним миром по специальному радиоканалу и на слух печатает заграничные книги. Я буду первой узнавать о книжных новинках, советовать и дарить понравившиеся друзьям. Чтобы попасть на работу в этот отдел ЦИ, нужно иметь аттестат с отличными оценками по русскому и литературе, пройти вступительные испытания и обучение. Родство с директором исследовательского отдела и главным помощником директора исследовательского отдела (должности мамы и папы соответственно) тоже должно сыграть мне на руку.

Лиля никогда не говорила, кем она хочет работать. Она мечтает публиковать свои стихи, но в деревне невозможно нормально зарабатывать на этом, даже если твое творчество пользуется популярностью. Писательство – лишь подработка, его недостаточно для полноценного житья. Я предлагала ей тоже подумать насчет должности книгописца – было бы здорово работать вместе, но подруга говорила, что ей такое точно не подойдет, слишком механическая и рутинная работа. Даже постоянный, практически неограниченный доступ к книгам Лилю не манит.

Ее мама – социальный работник. Насколько я понимаю, заграницей эта должность подразумевает примерно тоже самое, что и здесь. Лилина мать оказывает помощь старикам, инвалидам, детям-сиротам. Таких тут хоть отбавляй, особенно последних, поэтому работы всегда хватает.

Лиля никогда не знала своего отца. Раньше ее мама страдала местной клаустрофобией и искала утешение в алкоголе и беспорядочных половых связях. Местной клаустрофобией мы называем паталогическую боязнь невозможности выбраться из деревни, ее изолированности от остального мира. Это расстройство не имеет практически ничего общего со страхом закрытых комнат и других тесных помещений, кроме того, что и то и другое по сути – боязнь замкнутого пространства. После того как Лилина мама забеременела, она решила взять себя в руки и сходила к психотерапевту, который и посоветовал ей попробовать себя в роли соц работника. Помогая другим, она помогла и себе, и ей стало гораздо лучше.

Помощь психотерапевтов стала очень востребована практически с самых начал образования деревни. Конечно, были люди, отрицавшие психотерапию, но еще больше было людей, нуждающихся в этом виде помощи. Местная клаустрофобия и аквафобия – самые распространенные проблемы, с которыми здесь обращаются к специалисту.


Вода стала убывать. Мы спрыгнули с крыши, быстро отвязали велосипеды, и постепенно опустились на землю. Путь свободен.


ГЛАВА 2

Мой старший брат Ваня растолкал меня в 5:45. Пора просыпаться, завтракать и ехать в школу. Занятия начинаются в 6:30, хотя сухое окно закрывается в 7. Полчаса – лишь погрешность для опозданий, которая лично меня раздражает, так как я всегда приезжаю вовремя.

Я покорно встала с кровати, стараясь не думать о том, как же отвратительно себя чувствую и как сильно хочу спать – скоро это чувство притупится и станет легче. Раздвинула шторы – солнце ударило в глаза и залило комнату ярким светом. Сейчас середина июня, поэтому уже с утра так светло. Я знаю, что заграничные школьники не ходят в школу летом, но у нас все наоборот, время для самых длительных каникул – это зима. Она является самым непродуктивным и жизненно опасным временем года в нашей деревне. Темно, холодно, из-за чего спать хочется еще больше, хотя и в другие времена года люди страдают нехваткой сна, ведь все важные дела приходится делать ночью. К тому же, если в холод угодить в Покрышку – шансы заболеть и даже замерзнуть насмерть повышаются в десятки раз. Поэтому из соображений безопасности было решено сделать зиму временем отдыха. Отпуск взрослые тоже чаще всего берут зимой.

Это самый «домоседовый» период. Целый день лежишь на печке, как Емеля, читаешь книги, ведрами пьешь еловый чай, спишь сколько хочешь. Не думаешь о том, когда открывать и закрывать окна, потому что они практически всегда закрыты. Мало кто рискует тусоваться на улице далеко от дома в дневное время, поэтому между друзьями перемещаешься по ночам. Толстеть от такого ленивого образа жизни тоже не успеваешь, потому что и еды гораздо меньше, чем летом. Я обожаю зимние каникулы и действительно успеваю хорошенько отдохнуть перед новым учебным годом, несмотря на отсутствие свежей еды и некоторую вялость.

Сейчас лето, начало второго триместра, который дается легче, чем первый и третий, опять же, из-за погоды. Лето я тоже люблю.

Потянувшись, я пару раз прошлась гребнем по коротко остриженным волосам. Большинство носит короткую прическу, чтобы не зацепиться за что-нибудь во время Покрышки. Если хочешь сберечь длинные, нужно заплетать их в тугой пучок при выходе на улицу, но это тоже не самое надежное решение. Когда-то я так и делала, но однажды очень неудачно зацепилась за ветки, пучок расплёлся, а потом в волосах запуталась огромная жирная скользкая жаба, что стало последней каплей. Вернувшись домой после того случая, я тут же отстригла свои длинные волосы одним махом.

Переодев ночную сорочку на рубаху и шорты, я вышла из своей комнаты и спустилась на первый этаж. На кухне, совмещенной с гостиной, меня уже поджидает еловый чай – неизменный напиток-сопроводитель любой трапезы и вообще любой свободной минутки, по частоте употребления стоящий в одном ряду с водой, а также горячие блинчики только из печи, заботливо приготовленные Ваней.

Я учусь в девятом классе, Ваня окончил школу полгода назад и сейчас работает поваром в единственном ресторанчике нашей деревни, который открыт только по ночам и всегда занят каким-нибудь праздником – свадьбой или днем рождения. Пробиться туда на должность повара довольно сложно, но Ваня смог очаровать всех, приготовив свою усовершенствованную версию одного из самых популярных блюд в деревне – елового супа. Ваня уходит на работу в 23 часа, возвращается в 5:30, готовит мне завтрак и либо сразу ложится отсыпаться, либо успевает сбегать на прогулку с друзьями до закрытия сухого окна. Иногда, в наиболее загруженные дни, он берет дополнительный час работы, и тогда завтрак я соображаю сама. Из ресторана Ваня частенько приносит продукты, что позволяет нам не посещать рынок слишком часто и экономить деньги.

Доев последний блинчик, я почистила зубы, закинула на плечи рюкзак и, запрыгнув на свой старый голубой велосипед, поехала в школу. Я очень люблю свой велосипед и зову его Майк. Мы вместе пережили много волн, я проездила на нем семь лет (а до меня еще пять лет на нем катался Ваня) и все время боялась потерять во время Покрышки. Если вовремя не схватиться или случайно выпустить, его может унести течением неизвестно куда и не факт, что получится найти, или что тот, кто найдет, захочет вернуть его владельцу. Попробуй докажи, что это твое. Чаще всего утерянные вещи достаются тем, кто их найдет. Разбираться никто не будет, поэтому держи свои вещи при себе, да покрепче.

Я еду по сырой земле и разглядываю дома и парники, которые видела уже тысячи раз. По пути постоянно встречаются знакомые люди – незнакомых уже не осталось. Одни и те же ребята в одно и то же время едут или идут в школу. Всю дорогу киваю и здороваюсь, пока не сворачиваю в лес – через него путь короче и уединённее. Минут через 15 деревья начинают редеть, и я выезжаю на открытую дорогу, неподалеку виднеется восьмиэтажное здание – вот и школа. У нас в деревне их две – центральная и окраинная. Я учусь в окраинной.

Весь первый этаж занимают стоянка для велосипедов и огромный бассейн. На втором – спортивный зал и столовая. С третьего по шестой этажи – кабинеты для сидячих уроков, в которых мы, непосредственно, учимся, и мед-отдел. На седьмом – пространство для отдыха, на восьмом – кружки рисования, рукоделия, музыки и библиотека.


Подъехав к школе, я поставила Майка к другим велосипедам в гараж, дверь в который находится рядом со входной. Затем влилась в кучу моих одношкольников и зашла в здание, параллельно здороваясь.

Я направилась на второй этаж к физкультурному залу. У девятиклассников каждый день по 6 уроков длительностью в 50 минут и переменами по 15. Первые два урока всегда – физкультура. Первая, обыкновенная, в спортивном зале: мы разминаемся, бегаем-прыгаем. Вторая – в бассейне. Так как умение хорошо плавать является необходимым для выживания, ему уделяется много внимания.

Лиля уже у входа, вскоре к нам присоединяется наш друг Никита:

– Привет, девчата! Сегодня все в силе?

– Ага, – кивнули мы с Лилей.

Сегодня четверг – последний рабочий день недели, самое подходящее время для ночной прогулки с друзьями.

– Отлично, встречаемся у меня, – напомнил Никита.

Никита – один из немногих людей, которые умеют получать удовольствие от Покрышек. Он относится к волнам как к аттракционам, экстремальному виду спорта. Обычно он не прячется и не бегает от Покрышек. Иногда даже сидя дома и услышав шум воды, Никита специально выбегает на улицу навстречу стихии. В то время как другой был бы рад тому, что оказался в помещении в нужный момент, что не успел выйти наружу, если собирался, или что в последние мгновения забежал внутрь.

Так Никита увлекся фридайвингом. Этот вид спорта не доступен рядовому школьнику из-за отсутствия возможности регулярно тренироваться и повышенной опасности. Глубина школьных бассейнов не достигает больше двух метров, поэтому практиковаться можно было бы только в условиях реальной жизненной ситуации – во время Покрышки. Мало кто из учителей готов брать на себя такую ответственность, к тому же в существующих условиях невозможно выбрать конкретное время для занятий.

Обычно фридайвингу обучаются в ЦИ – эти люди впоследствии становятся спасателями. На тренировках они в основном работают над теорией, дыханием, психологическим аспектом, а если приходит волна – спускаются через специальное окно для практики на воде. Из-за того, что тренировки в реальных условиях зависят от случая, обучение длится довольно долго. Во всей деревне нет бассейна достаточной глубины для регулярных тренировок. В отдел ЦИ по вопросам безопасности несколько раз направляли прошение сделать такой, но работа над проектом регулярно откладывается. Эта задача не считается приоритетной, утверждается, что фридайверы хорошо справляются и в существующих условиях, а на постройку специального бассейна будет затрачено слишком много ресурсов.

От некоторых особо мнительных родителей в отдел образования поступали прошения организовать занятия по фридайвингу для школьников, дабы дети научились выживанию во всех возможных ситуациях и могли при необходимости спасти тонущего человека, если рядом нет спасателя. Но такие просьбы отклонялись сразу же. Практика показывает, что имеющихся занятий в бассейне достаточно, смертность школьников от Покрышки очень низкая, а от несчастных случаев никто не застрахован, фридайвинг все равно не смог бы свести показатели к нулю. К тому же, он плохо подходит для обучения больших групп людей и требует индивидуального подхода.

Первоначально целью Никиты не было научиться спасать людей, его интересовала лишь одна перспектива – подплывать ко всем домам и через окна корчить рожи людям, находящимся внутри. Если до второго этажа еще можно дотянуться, то до первого без специальных навыков не погрузишься.

Никита любимчик нашего физрука, плавает лучше всех, поэтому тот довольно быстро согласился поучить его фридайвингу при условии, что Никита не будет распространяться об этом. Изначально Никита похвастался своей радостью мне, Лиле и старшей сестре Еве, но вскоре об этом конечно узнали и его родители, которые отнеслись к новости довольно спокойно. Они посчитали, что будущая профессия сына предопределена, что не может не радовать, потому что спасатели хорошо зарабатывают.

Спасатель – универсальная профессия. В их обязанности входит не только спасение людей во время Покрышки. Они заступают на смену в 6:40 утра, за 20 минут до окончания сухого окна, и делают утренний обход по закрепленному за ними участку, громко напоминая о необходимости убрать с улицы все, что плохо лежит, и закрыть окна. Кроме этого, спасатели оглашают важные новости, которые чаще всего связаны со школой и разработками ЦИ. Например, отмена занятий из-за холода, что часто случается в конце осени и начале весны, или набор добровольцев для участия в научном эксперименте. После обхода спасатель забирается на вышку – домик на дереве. Там он может заниматься своими делами, пока не придет волна. Однако уединиться не всегда удается – в домик очень любят забираться дети и играть там, это не запрещено. Поэтому спасатель играет еще и роль няньки. Возня с детьми или общение со взрослыми, которые от скуки залезли просто поболтать, занимают даже больше времени, чем собственно само спасение. В 23 часа, с началом сухого окна, спасатель покидает свой пост и отправляется на двадцатиминутный вечерний обход, оглашая новости, если они появились, и сообщая, что теперь можно спокойно открывать окна, идти за продуктами на рынок и беспрепятственно заниматься своими делами. Могут пройти месяцы и даже годы, а некоторые спасатели так и не застанут Покрышку на работе – она просто выпадет не на их смену. Если не любишь общаться с людьми и, в частности, детьми – лучше не идти работать в эту сферу.

Наш физрук Семён Евгеньевич раньше был спасателем и очень любил свою работу, но в силу возраста был вынужден оставить пост. Работа школьным учителем физкультуры тоже пришлась ему по душе. Он очень любит болтать с учениками, с радостью объясняет и показывает им все после уроков. Вскоре он стал Никите как родной дядя.

Никогда не забуду, как однажды, ютясь в гостиной во время Покрышки и попивая чай, я увидела улыбающуюся Никитину физиономию, прижатую к окну. Я так дернулась, что пролила пол чашки, чем страшно развеселила Никиту, и он едва сдерживался, чтобы не потерять контроль и не засмеяться. Научившись погружаться на 7 метров, то есть на стандартную глубину Покрышек, он доставал своими выходками всех, чьи дома оказывались поблизости. Лиля еще не удостоилась такой чести, потому что жила далеко от Никитиного дома, но каждый раз хохотала, когда друг рассказывал о своих циркачествах и мечтала, чтобы он когда-нибудь добрался до нее.

Кроме веселухи Никита открыл для себя и другие преимущества фридайвинга. Ему нравится ложиться на самое дно и смотреть на небо через водную толщь, на деревья и проплывающих сверху людей. В такие моменты он чувствует себя очень умиротворенно.


Сегодня на обычной физре сдавали нормативы по прыжкам на скакалке – не мое любимое занятие, но справляюсь хорошо. Физкультура в бассейне проходит в несколько этапов. Сначала ныряния: мы прыгаем с вышек разной высоты разными способами – самое веселое! Дальше плавание на скорость, плавание под водой, перед которой идет дыхательная разминка. Завершающий этап – плавание с утяжелением.

После физкультуры идут литература, русский, математика, история. Таким образом, уроки заканчиваются в 12:45.

Так часто случается, что во время нашего пребывания в школе приходит волна, из-за чего из здания не выйти – разве что только через окно, в чем мало смысла. Для того, чтобы с комфортом скоротать ожидание, в школе обустроено пространство для отдыха. Там есть кровати, где ученики часто догоняют часы сна. Все кружки и секции тоже находятся в зданиях школ, так что те, кто живут не рядом со школой, время между уроками и дополнительными занятиями обычно проводят в комнате отдыха, столовой или библиотеке. Больше всех там тусуются бездомные дети, а также дети, которые боятся своих родителей. Многие даже ночуют там и обосновываются окончательно. Официально это не разрешено, но так как специальных учреждений для обездоленных детей в деревне нет, сердобольные охранники и уборщики закрывают на это глаза и не выгоняют ребят. Главное – ничего не ломать и вести себя тихо. В холодное время – обычно в ноябре и марте, некоторые остаются в школе до самого начала сухого окна. Поэтому в нашем случае школа действительно является вторым домом, а для кого-то и первым.