banner banner banner
Одиночество Григория Узлова: повесть суждений
Одиночество Григория Узлова: повесть суждений
Оценить:
 Рейтинг: 0

Одиночество Григория Узлова: повесть суждений


Любопытные могут спросить: «Григорий, ответь нам, как получить ответ на вопрос о мироустройстве?» Отвечу страждущим: «Гляди не в небо, а в жизнь, любое её проявление». В малом сокрыто многое, крошечная пылинка в своём движении под нужным взглядом может обнажить траектории развития Сущего, а зная возможные пути, мы можем наметить реально светлое будущее. Другой вопрос – а подвластно ли это уму человеческому? Сложно всё. Нужно быть гением, тонко чувствующим мельчайшие колебания пространства и космоса. Родилась ли такая личность? Нет, не настал час, но должен явить себя миру в будущем, и нарекут народы его Вторым Мессией, поведёт за собой страждущих в Царство Небесное для вечного блаженства. Но помнить следует каждому, что и Враг прийти может под личиной Спасителя, это Отец Лжи, питающийся душами. И даже вскинут руки читающие: как различить спасение великое от проклятия великого? Един ответ на большинство вопросов – разум и сердце, мужское и женское, слитые в одно и скреплённые верой в лучшее, только это огородит душу от лукавого в случае прихода его, да и без мистики всей полубезумной поможет в обыденности этот синтез, вне зависимости, верите ли вы в Христа или в Дьявола или нет. Но, друзья мои, слишком углубились мы в высокие материи, плюнув на реальность. Я же в ней оказался, будучи перед зданием метро, в которое надо спуститься, дабы проехаться и оказаться на вокзале; без лишних слов – в путь по пассажирским сосудам Москвы!

6

Метро – удивительные кишки, с мчащимися в них поездами. С вечно злобными горожанами, из чего следует рождение ауры недовольства и хмурости, довлеющей над каждым залом, эскалатором, в общем, над любой точкой подземки. Теперь каждому понятно, почему я так медленно шёл, предаваясь размышлениям. Ещё вспомните, дорогие читатели, что есть вход в метро в час пик? О, это ужасающая давка! Не дай Бог в такую кому-либо попадать: если ты находишься в ней, то мерещится, что она сродни живому организму, змее или червю, скользит, шевелится, но очень медленно, убийственно растягивая минуты, как будто это каприз злого волшебника, чтобы поиздеваться над обывателями за мещанскую рутину, что вот, глядите, деловые и занятые, на встречи спешащие, смотрите-ка, не доберётесь до ваших жалких работ, а всё благодаря мне…

В метро хватает чудаков и странных типов, вполне раздражающих и мешающих потокам людей. Взять для примера бомжей – терпеть не могу, то ещё треклятое племя! Всегда вонючие и грязные, спящие в переходах или вагонах, неважно где. Они изрядно подбешивают лично меня, но не думаю, чтобы я был одинок во взгляде на них. По моему мнению, босяки – большая проблема метрополитена, почему отменили статью за бродяжничество? Тогда бы полиция очистила каждый подземный закоулок, легче бы дышалось, нельзя было бы вдыхать амбре этих убожеств. Каждый, кто упрекнёт меня в мизантропии и жестокости, вероятно, будет прав, напомнит, что эти нищие – жертвы Судьбы, достойные жалости и сочувствия. Однако я могу ответить им, что бомж – не просто босяк, у которого нет жилья и хлеба, это состояние души, бедность – не порок, а бродяжничество – моральная деградация и падение, лишение самого себя звания «человека», последовательное и систематическое оскотинивание. Обычный нищий пытается найти работу, наладить жизнь, но бомж – никогда. Он довольствуется свинскими условиями, ищет, где бы хлебнуть спиртяги дешёвой, клянчит мелочь, дрыхнет и пускает слюни – убожество. Здесь отсутствует призыв к насилию над ними, я против акций по измывательству над этими голодранцами, я хочу выразить, что даже если ты многое потерял, то нет причины становиться бомжом.

Всё своё существование личность борется со внутренним зверем, может побеждать, но скорее происходит обратное. Из этого не следует, что человек становится диким, невоспитанным, бросающимся на всё живое, отнюдь. Он может оставаться милейшим, даже забавным, но руководствуется всегда хищничеством, желанием урвать, точнее, как: чем более индивид образован, тем более страшным зверем является. Если же всегда был туговат как пробка, то в «травоядного» и безобидного превратится, если умён и хитер, то берегись его: пред тобой тигр или леопард, глазом не моргнёшь и уже мёртв, настолько дела плохи при встрече с ним. Общество сродни передаче «В мире животных»: здесь видим стадо овец, и как только вот-вот подкрадётся к ним стая волков, то перегрызёт радостно им глотки; тут наблюдаем куриц на насестах, высматривающих ближайшего петуха, а как он появляется, то все дружно спрыгнут, понесутся наперегонки к самовлюблённому красавцу, чтобы привлечь внимание, заполучить красочного жениха. Везде, абсолютно везде, в каждом, в каждом из нас видятся животные, притом что один человек – не один зверь, а целый набор, всё зависит от обстоятельств: то сначала такое качество, потом другое, дальше третье проявится, настолько всё сложно и неоднозначно. Как всегда, не рассудить чётко и не познать, тем более что некоторые особо сильные пытаются скрыть и стать выше скотства, однако чуть-чуть, да высунется что-то природное, далёкое от людского.

Но то была речь про бомжей с особым триумфом животного внутри себя, а я написал, что неприятных чудаков целый пуд, кто же ещё ухитрился попасть под мой негатив? Полно их, целым списком выдать можно, но зачем, зачем тратить страницы на описания мелких и ничтожных людей? Почему нельзя размышлять о высоком, о прекрасном, что радует глаз и ум, – об эстетике.

Эстетика – важнейшее понятие, фундаментальное, пронизывающее искусство с головы до пят, от шедевров кино до картин с выставки. Эстетика правит художниками, композиторами, писателями, всеми, кто прикасается к творчеству, так как есть стержень и прочее нанизывается на него. Что удивительно, эстетика из искусства переместилась и в обыденность, некоторые положения и ситуации очень даже ей соответствуют, лишь только надо вглядеться. Как же много зависит от внимательности! Даже понятие прекрасного и то относится к этому!

С другой стороны, почему только часть бытия под влиянием эстетики, а остальное что, глухо и пусто? Нет, и там она есть! Восхищённый читатель всплеснёт руками, спросит, где же эстетика может быть? Она в каждом глотке воздуха, в каждой капле океана, в каждом коме земли, в каждой искре от костра, весь мир выстроен на ней! Сама природа есть творец, она великий живописец, стоящий перед огромным полотном, что бесконечно как в размере, так и в замысле, поэтому эстетика тоже окружает нас, даже самое уродливое по-своему красиво. Можно спокойно ввести понятие «эстетика безобразного», почему нет, а можно и лучше, Aesthetical ugliness[2 - Aesthetical ugliness (лат.) – эстетическое уродство.]. Мудрёно? Так и задумывалось, мой друг, чтобы не сразу сообразил, что сокрыто за латиницей? Тогда с любопытством спросишь, что же, брат мой, автор хочет выразить такой броской фразой? Предупрежу, объяснить мне сложно, но я попробую, как смогу всё выразить и передать.

Итак, Aesthetical ugliness, что же это?

Первое: всякое живое и неживое, что окружает нас, достойно описания, притом что оно может обществом восприниматься как нечто отвратительное.

Второе: почти нет ограничений на то, что изображать, кроме тех, что связаны с совестью творца, его моральным обликом.

Третье: любое описание не вводится ради самого описания, должен быть смысл, иначе ничего не получится.

Не должно быть грязи ради грязи, именно идея может обратить мусор в великое произведение искусства. Это третье правило нарушается регулярно в последнее время, и не только в России, но и во всём мире, отчего истекает кровавыми слезами искусство.

Четвёртое: для настоящего художника не существует правил, образцов и формул, выдуманных псевдообразованными персонами, давно пропахнувшими нафталином. Мертвечина всё вылезает, всё живёт, довлея над молодыми певцами красоты. Но от мертвечины можно избавиться, изжить из мира. Необходимо каждому неравнодушному к творчеству обратить взгляд внутрь себя, к своему сердцу, узнать, о чём говорит, о чём стучит, именно так приобретается великая честность искусства, без заказной бредятины, без тенденциозный чуши. Только то, что бередит, трогает и вызывает эмоции. Обычно хранящееся в закоулках души великолепно и потрясает красотой. Это реально так! Однако сам по себе существующий порядок уродлив и однообразен, он сгнил и источает смрад, крепко засевший в головах, поэтому истинные творения человеческого гения есть антипод настоящей действительности. Соответственно, в ущербной реальности прекрасным считается лишь безобразное, а безобразное – прекрасным, поэтому вполне нормально, когда недовольные только хулят новую работу молодого мастера, поскольку здесь есть признак таланта, не оставляющего равнодушным.

Пятое правило: главный враг эстетики, да и искусства – равнодушие. Всё движется, упорядоченно или хаотически, разницы вообще нет, важен лишь сам факт изменения. Только тот титаном станет, кто прочувствует каждой клеточкой своего бренного тела заряды бытия, бьющие в любой точке пространства, но для этого необходимы острота чувств и любопытства, дуэт свойств, ведущих по лестнице успеха. Наш мир равнодушен, как к себе, так и к другим, и заражает ощущением своим многих, что приводит к гибели и упадку, моральной деградации и оскотиниванию. Страшны дела эти, но справиться с ними можно.

Равнодушный определяется тем, что находится в состоянии видимого равновесия – жизнь хороша, как в личном, так и в общественном плане, солнце светит и звёзды мерцают, что ж нужно для счастья? Но если только толкнуть под нужным углом этого индивида, то вся гармония рассыплется карточным домиком, притом что у карт этих рёбра востры как иглы, так и колют по самому нежному и дорогому, что есть в наличии. Да, процедура неприятная, но после неё личность может стать неравнодушной, отринуть иллюзорный покой и раскрыться жару бытия, который одних привечает, а других сжигает дотла, настолько он силён и могуществен.

Таковы пять правил Aesthetical ugliness, которых я и стараюсь придерживаться. Некоторые всезнайки меня могут упрекнуть, что ваши идеи, господин Узлов, не новы и оригинальностью никоим образом не блещут, на что я, совершенно не поведя бровью, отвечу, что да, воззрения мои смотрят в прошлые годы, но не означает это, что значение их резко уменьшилось, отнюдь. Если до меня и были подобные мысли, то именно сегодня необходимо пробить в набат, воззвать к неравнодушным, чтобы растормошить заплесневелый и статичный mundi existence[3 - Mundi existence (лат.) – существование мира.].

Это наиболее важная задача, которая, как тщеславно это бы ни звучало, возложена на меня, никто не скажет правды, коль самому не хватает силы. Лучше переоценить свои возможности и попытаться чего-то добиться, чем не довести до конца, а затем сидеть локти кусать, злясь то на себя – дурака, то на гадкое окружение.

Однако что мы глаголем об одних бродягах и искусстве? Не подсобите напомнить, о чём раньше речь шла в начале шестой главы? А, вспомнил, я написал, что много типов в метро вызывают негодование. Что же, дорогой читатель, продолжу я свой список в следующей части.

7

Определённую неприязнь и возмущение вселяет в меня молодёжь. Да, мне не сто лет, я тоже юн и полон сил, но взгляд мой более взрослый и серьёзный, чем у большинства ровесников. Я могу списать всё на инфантилизм, присущий многим, но насколько это будет истиной? Вопрос нелёгкий. Единственное, что могу точно утверждать, – у меня напрочь отсутствует инфантилизм, точнее, как: он есть, но мал и недоразвит, у него даже ножки рахитные, кривоватые – как ему обосноваться полноценно в моём внутреннем пространстве?

Откуда берётся инфантилизм? Где корни его, что необходимо срубить и уничтожить? Ответ банален: смотри на семью, на родителей, всё от них идёт, и дело не в одних генах. В каждом доме своя атмосфера любви и заботы, страха и ненависти, не суть, но одно можно сказать – каждая семья счастлива по-своему, как в ласках, так и в склоках. Толстой писал, что все счастливы одинаково, некоторые понимали фразу буквально, но неверно это – речь всего лишь о том, что в счастье не замечаешь пороков и недостатков отношений, поэтому и в ссоре такая семья бывает единой и довольной всем.

В ряде семей воспитание более строгое, в других менее, но не это нас волнует. Мы задались целью определить альфу инфантилизма, откуда он рождается. По жизни встречается такой сорт родителей, которые прямо жаждут до изнеможения физического и духовного из своих ненаглядных чад слепить новых гениев, то ли да Винчи, то ли Эйнштейнов, зависит от личных предпочтений мамаш и папаш. Но в чём состоит их великолепная методика? Они внушают ребёнку, что нет никого лучше него, что вся голубая планета с солнцем вращаются вокруг детских желаний и хотений, что уникальность ребёнка на лбу написана и не может подвергнуться сомнению, а кто уж посмеет усомниться в таком бездоказательном утверждении – секир-башка нахалу и проходимцу! Каждому давно ясно, что из подобной «деточки» ничего хорошего и достойного не вырастет, поскольку даже ковыряние в носу для мамаши будет обладать неким значительным смыслом, казаться актом чего-то единственного и неповторимого – только гляньте, как он палец в ноздрю тычет, ни один не сообразит делать именно так!

Но юному дарованию всё-таки приходится сталкиваться с реальностью, конечно, не менее далёкой от него, но всё же повыше расположенной, – это школа. Обязательно отыщется негодяй-отличник, своим существованием портящий жизнь молодому гению, – он и в математике задачки как орехи щёлкает, и по русскому сочинения достойные пишет, и по физкультуре хорошо подтягивается, медалистом пахнет, не то что некоторые обалдуи, удачно выпестованные заботливыми родителями. Подбирается кризис, ребёнок в слезах, ведь доказать не способен никому, что является талантом не только в кругу семьи. Из глуповатого, но доброго детины вырастает некое эгоистичное, завистливое существо, презирающее всё вокруг. Спасибо воспитанию! Это такой Джон Голт в миниатюре, персонаж, обожаемый «вестернизированными», хотя они такие же представители Америки и Европы, как суслики-агрономы на полях. Им не хватает образования, воспитания, даже манер, чтобы стать «западными людьми». Они, как провинциалы, вдохновлённые глянцем и блестящими вещами, тянутся туда, не знаю куда, не имея головы на плечах, по-настоящему ценной хоть в США, хоть в Германии.

Но вернёмся к ребёнку – жертве. Так вот, появляется озлобленный человечек, ни к чему не годный и не способный, который только может жить неприязнью ко всему. Мамаши с папашами этого не замечают, с чадом всё в порядке, умница растёт, хоть и учится так себе, но ребёнок золотой, бабушка-то родная так и говорит, она лицо незаинтересованное, ей можно доверять. Глаз хоть и подслеповат, но алмаз, старушка видит чётко, дурак внучок или нет.

Однако всё самое тягомотное может заканчиваться – на дворе одиннадцатый класс, ЕГЭ на носу, а дитя даже не поймёт, куда пойти учиться, в какой институт, а то и вовсе послать всё и в ПТУ податься, там всегда принимают. Но родители твёрдо уверены – никакие колледжи, одни институты, университеты, может, даже МГУ двери распахнёт перед их любимцем! Но что можно сделать? Ответ очевиден – море репетиторов, курсов, занятий и прочей чертовщины, что головы дурит, а результата не выдаёт. Пыжится, страдает ребёнок, потом обливается, плачется, на жизнь жалуется, мамкиной юбкой сопли-слёзы вытирает, хоть лет ему уже семнадцать.

И продолжается этот плач с репетиторским круговоротом аж до самих экзаменов, момент страшный и торжественный. Приходит бледная детина на место, глаза сонные, синюшные, личико осунувшееся – как мальчик наш экзамен писать будет, страдалец, Христос на Голгофе, на лбу тугодумном венца не хватает! Вручают конверт, доставай, малой, вопросы, сиди и кумекай, авось и напишешь что-то связное. Знаете, а ребёнок же всё-таки не совсем глупый, не будем лихо поносить его, он только жертва, пострадавшая сторона от родительского самомнения и бахвальства. Да, выводит ручкой что-то несуразное на бланках, часть верно, часть неверно, не суть, главное, что пишет, а мог сразу расплакаться и убежать.

Возвращается сынок с экзамена – солдат с фронта, костылей и шрамов не хватает – он такой же радостный, что остался жив, и такой же грустный, что вообще с ним такое произошло. Гордо повествует оболтус, как он задачку оригинально решил или же тему как замечательно раскрыл – ни одна сволочь не подкопается! Рада мама, счастлив папа – нет, сына не приняли в гестапо, хочется написать, но Самуил Яковлевич здесь совершенно не при делах, печальнее всё, а может, и трагичнее, кто как воспримет. Да, довольны родители, уверены, что всё замечательно, только дождаться результатов нужно, а дальше – Воробьёвы горы так и зовут, так и манят, дитя же талант, схватывает-то всё как – всякий обзавидуется! Но идиллии долго быть не суждено: пробил час икс, результаты пришли и потрясли, да так, что квартира невольно задрожала от недоумения и негодования. Как мог надежда семьи всё провалить, бездарность, зря летом бабушка блинами домашними потчевала? Выдал, малахольный, ЕГЭ написал, куда уж возьмут-то балбеса эдакого, в колледж какой, может? Но отпадает быстро училище – постыдно это, нельзя так, другой выход ищем. А потом мамаше мысль приходит – а давай за плату учиться отправим! Муж на неё: сбрендила, мать, где денег собрать на образование, не такие мы и богатые, чтобы платить. Но мать кровь родную защищает, умоляет пощадить, не отдавать к злобным пьяным слесарям – лучше продать что-то, чем из-за сына каждую ночь слёзы лить.

Не выдерживает здесь отцовское сердце, кровью обливается: представил ребёнка в халате драном и с цигаркой в зубах, испугался, что поджилки трясутся, ну и с женой согласился. Так непризнанный гений после провала экзамена всё равно же остаётся им, попадает в гуманитарный вуз на специальность вшивую, где только за деньги и принимают. Одни дураки же идут на эту кафедру, не грех стрясти с родителей тысячи рублей. Болтается там как неприкаянный, ничему не учат толковому, только речи красивые толкать, и то с трудом. Голова пуста, и сердце зло на собственную же глупость, желаний и интересов никаких нет, зато мамка с папкой всегда обызрят и помогут, устроят менеджером, чтобы копейки хоть получал недоросль этот. Верно, что из чуда такого не взойдут ростки ответственности и самоуважения, один эгоизм и распущенность, хуже всякого подростка или ребёнка малого.

Довлеют над ним тупое равнодушие к жизни, страсть к низкому и отторжение высокого, амёбное и инертное существование, без хороших друзей, без подруги верной и без дела любимого. Отсутствует ответственность – есть один фатализм, притом не печоринский даже, а какой-то животный; не забьют – хорошо, воздухом подышать можно, забьют – ну и ладно, значит, так должно. Странно это, что с человеком творится, а ещё хуже, как это распространено во времени нашем на манер эпидемии какой-то. Осмелюсь написать, что инфантилизм из скотского нутра есть главная болезнь двадцать первого века, и лекарства от неё пока не видать. Но тут рождается вопрос: а существует ли решение проблемы в природе, или человечеству прочно придётся смириться с такими дурными обстоятельствами?

Выход, безусловно, существует. Я вижу, что только в искусстве явится спасение заблудших в потёмках не разумного, но животного эгоизма, ведь во всяком великом и достойном есть побуждающая и пробуждающая сила, воздействующая на чёрствые сердца и зашоренные умы, художник станет лекарем на зачумлённых землях; картины, стихи, симфонии, проза, пьесы, скульптура, по сути, шприцы, с помощью которых вводятся энергия и дар автора, сыворотка надежды, убившая вредные бактерии мироедства, разрастание которых приводит к духовной смерти носителя. Настоящие художники – одинокие герои, рыцари без страха и упрёка, за плечами несущие великое предназначение. Они бредут в самые мрачные и бесконечные дали для вытаскивания несчастных из гнетущего тумана. Да будут благословлены мастера искусства, присоединившиеся к этому благородному хождению, крестовому походу, не тому, что жаждал крови неверных, а тому, что разгонит черноту, пожирающую время и пространство. Всё вначале безобидное и мелкое эволюционирует и разрастается в громадное и уродливое чудовище, поэтому художнику желательно, скорее необходимо душить инфантилизм и зарождающееся равнодушие.

И первой под ударом вышеописанной чумы падёт именно молодёжь. Никто, только они, молодые, есть основные носители болезни, из чего следует необходимость предварительной вакцинации «прекрасным» внутривенно, чтобы разносилось оно по сосудам быстро, мгновенно доходя до нужных точек тела, даря удовольствие и свет, освобождая от беспросветных оков и вознося душу до небес. Вот спасение, о котором я грежу уж долго и выдал замысел свой бумаге, распространяя его как можно шире по земле, – даже сама идея обладает полезными свойствами, благотворно влияющими на человека. А юноши и девушки – наше будущее, за которое нам отвечать перед потомками. Да совершим всё, что в нашей мощи, дабы не быть проклятыми за безволие и бессилие, не быть осуждёнными как предатели и разрушители и так изрядно сломанного.

Мне сложно сказать, насколько важны эти записи, их могут и сжечь на Красной площади, если возникнет необходимость, но лично для меня существенен сам факт написания, что я поборол скромность с неуверенностью и как-то выразил съедавшие меня мысли. Мне не стыдно и никогда не будет стыдно за потраченное время и чернила, даже в случае закидывания камнями, как последнего грешника. Я гордо распишусь над своим трудом как Григорий Узлов, и пусть имя моё будет проклято или воссияет славно на небосводе русской мудрости.

8

Но вот уже на вокзале, выполз на Божий свет из подземки, от которой меня изрядно коробит, настолько надоела и опостылела. Вы хотите знать, что видел я в тот славный миг? Извольте, читайте, друзья мои.

Что есть вокзал? Опять же бомжи, опять толпы народа, но на свежем воздухе, точнее, пропитанном благоуханием шаурмы и другой дешёвой закуски, плевки на земле, чередующиеся с птичьим помётом, да и капли неизвестно откуда взявшейся крови можно обнаружить – всякое случается. В общем, место, как и большинство прочих мест, не из приятных, да и другим оно не планировалось быть. Только Георгий на своём верном скакуне, бронзовея, поражает змея, а вокруг скопились сонные босяки. Замечательный контраст: подвиг древних времён соседствует с затхлой современностью, даже здесь обнаруживается известный московский казус сочетания в полный винегрет разнородных деталей и объектов.

Людей, как писалось ранее, везде полно, как на Тверском, так и на Ярославском направлениях, первое моё родное, оно и почище, и приличней внешне кажется, в отличие от своего собрата, где даже двери разбиты, а платформы замерли в своём развитии где-то в восьмидесятых, и поезда вроде у них древнее, чем у нас, «ласточек» у них не видал, значит, точно не очень современны, ещё билеты дороже наших, вот дуротень – всё на ладан изрядно дышит, а цены-то ломят, наглость торгашеская, как терпят, однако, зачем задавать такой вопрос, когда живёт народ на волоске почти все годы своего существования, а здесь всего лишь электрички противны и неудобны.

Удивительны же мы, русские! Нас всегда окружает морок и дрянь, творимые власть имущими, а мы терпим и терпим. Вероятно, люди наши есть огромный великан, чья макушка тучи задевает, а управленцы-лиходеи есть карлики, что ненавидят гиганта и уколоть больнее хотят, а великан держится, не шелохнётся, ведь если двинется, то рухнет оземь и не поднимется. Конечно, ногой шевелит, прогоняет совсем надоевших лилипутов – идёт потрясение, но проходит быстро оно, не даёт так необходимого освобождения от злодеев и врагов – набегают новые волны, больно омывая ступни-основы. Из века в век великан так живёт, терпя обиды и несправедливости, а долго будет так продолжаться – одному Богу известно, может, захочет снять проклятие это с великого гиганта, по которому уж давно вздыхали и плакали райские сады, ожидая его явления на пороге своём.

Горька дума моя, но другой не найти мне, слишком вгляделся в окружение своё и познал – не найдётся место улыбке или блеску глаз, слишком земля несчастна, чтобы о чём-то хорошем грезить, но хуже всего есть особенность: я страшно одинок в мыслях своих, лишён поддержки и опоры в рассуждениях, найти, найти бы мне соратника и друга сердечного, что крест мой разделит, и понесём мы его до самого конца, ни один чёрт не задержит нас как соблазнами, так и гневом, настолько сильны станем в одухотворённости своей, которой и монах завидовать может. Расступятся тёмные воды проклятий и сомнений, вознесёмся в конце и ближе к ангелам белоснежным станем. Воспарят души наши так, что полёт будет велик и значителен.

Но мало нас одних будет: для других вдохновением должны стать, дабы числом своим подвигнуть мир на изменения, ведь нет важнее движения ничего – мертвечина покоя есть соратник зла и сил, против людей и искусства направленных, аки скорпионовы жала. Ради изменений и вертится планета по траектории своей. Не будь их, то погибель наступила бы всеобщая, чья мощь несокрушима и предельно опасна. А любое движение истинное есть не что иное, как изменение, вот и получается связка смысловая, о которой я и твержу на страницах этих, об их особенной значимости для каждого, кто дышит.

Я проскочил через турникет подобно молнии, как только мог спешил домой в своё любимое мягкое кресло. Как важен в нашем неустойчивом и суетном мире комфорт, штука чертовски полезная для ума, чтобы в голове резьбу не сорвало, ведь как произойдёт это, то мало кому сдобровать. Отдых необходим, как и приём пищи три раза в сутки, он восстанавливает нужные мыслительные процессы и клетки головного мозга, моральный дух после тяжести будня. Не отдохнувший зол и предельно агрессивен, ему необходимо сходить с ума. Мои наблюдения подсказывают, что многие – не отдохнувшие, если судить хотя бы по физиономиям. Мне кажется, что большинство из них – люди мелкие и недостойные, потому что те, кто по разуму выше будет, комфорт ценит, и речь не о валянии на диванах, это побочное, а об умении расслабиться и резко сконцентрироваться, ценный навык, сравнимый с ловкостью и сноровкой. Именно это я называю отдыхом, так необходимым человеку. Не сказать, чтобы я как-то особо владел описанной способностью, всего лишь чуть-чуть, в неполной мере, как хотелось бы.

Ноги несут меня к вагонам: скорее спеши, не то опоздаешь на поезд удобный! Никогда не замечали, что организм подчас сам по себе торопится, без подсказок мозга? Вероятно, речь идёт о пресловутом биоритме, который в подобных обстоятельствах видится вполне серьёзной вещью, а не выдумкой мошенников и прохиндеев, коих охотно порождает современность. Каждая клеточка чётко знает, когда спать, пить, есть, работать, она и без мозга определяет время и начинает побуждать на совершение необходимого ей действия. Это спорно с точки зрения биологии, но отвечу на это словами художника: я так вижу. Одно точно смею утверждать: всякий имел возможность прочувствовать мои измышления на себе, биоритм я имею в виду.

Зачем нам рассуждать об особенностях организма, когда мы не врачи? Это бессмысленная болтовня, может, лучше о психологии? Это занимательный предмет, потому что о нём можно сказать, что он не существует! Минуточку, не надо сразу на меня бросаться, выслушайте, а потом палками забейте. Есть психология клиническая, что значительно и реально необходимо, прописывание рецептов, лекарства, в целом типичная медицинская деятельность, но существует всё остальное, что-то из области «порассуждать об отвлечённом». Это какие-то развитые от Фрейда идеи, ступени развития, формирование сознания, ещё высокие интеллектуально звучащие словечки, лишённые всякой содержательности. Обзовём такой конгломерат «общая психология» – замечательный раздел ни о чём, можно говорить долго о какой-нибудь когнитивной петрушке, а тебя будут высоколобым воспринимать, хотя только и делаешь, что плетёшь всякую ахинею про личность и психоанализ. Общая психология – выкидыш философии, который очень понравился дельцам и подлецам, первые монетизируют бредню, вторые только и поднимают себе вес ей, но достаточно быстро перетекают в первую группу – как приобретаешь авторитет, так и возрастает аппетит, а раз он увеличивается, то надобно плотнее есть, а это дорого, возникает желание быстрых денег – что легко и обретается, используя общую психологию.

Кроме того, это идеальный предмет для светских бесед, но надо отметить, что относится это скорее к женскому полу, чем к мужскому, ввиду склонности некоторых представительниц первых ломаться на людях, чтобы показать некие «знания». Что-то другое уже сложнее и тяжелее, чем общая психология, а тут поле непаханое для долгих щебетаний и разглагольствований, ходящих вокруг одного и того же. Интересно, что этому даже обучают, растут ряды «психологов», специалистов по пустоте.

Для чего нужен рабочий? Чтобы стоять у станка, строить дома. Для чего нужен инженер? Чтобы проектировать механизмы, делать чертежи зданий. Для чего нужен учитель? Давать знания детям, прививать тягу к прекрасному. Для чего нужен врач? Лечить больных, придумывать новые методики борьбы с вирусами. Для чего нужен философ? Создавать гениальные произведения мысли, издавать монументальные труды. Для чего нужен психолог? И тут впадаешь в ступор, вернее, как, ты выпаливаешь, что оказывать психологическую помощь. Хорошо, а что есть психологическая помощь (ещё раз, речь не о клинических психологах, а о всяко-разных психоаналитиках)? Сказать человеку о необходимости поверить в себя? Перестать беспокоиться и начать жить? Это и ежу понятно, так всякий скажет – от детей до матерей, зачем платить деньги за то, что некто выскажет прописную истину, откровенный трюизм? Не игра ли это вокруг кошелька чудаковатого клиента? Я в этом не сомневаюсь, как и в том, что многочисленные книги по «общей психологии» можно спокойно сдавать на переработку.

Не сочтите меня грубым и резким, я всего лишь желаю быть честным и откровенным на страницах своей повести. Наше время и так слишком фальшиво, более чем обычно, все устали от этого, но сил что-то изменить попросту нет, а может, и желания не хватает, судить не буду, не по Сеньке шапка, я же не обучен на «психолога», они, образованные эти, как бы знают многое и понимают, но на практике оборачивается сплошной галиматьёй.

Вы обращали внимание, что психологи – это люди, глубоко несчастные в плане семейном? Почему эти ребята не могут применить багаж информации на своих родных? Нет, может и наоборот, как раз внедряют свои теории в быт, но получается плачевно. Это показывает одно из двух, а то и оба вместе: либо человек попросту не понимает, что написано в учебниках по «общей психологии», либо там такой бред сумасшедшего, но личность не замечает этого факта, ей видится, что слово каждое важно и священно.

От психологов уходят мужья и жёны, отворачиваются дети, вменяемых друзей не имеют, вероятно, общаются они только между собой, формируя страну страдающих бездельников. Может, найдутся среди них замечательные, умные люди, но атмосфера бессмысленности и ненужности поглощает их, не даёт развития. Это сродни филистерству, «интеллектуальное мещанство, мироедство», которое есть враг для честных творческих людей, готовых в каждую минуту выйти на борьбу с ним.

Но одинока ли «общая психология» в своей бестолковости и мертвенности? Нет, по-серьёзному могу сказать, что многие дисциплины поражены подобным недугом, перечислить все невозможно и ненужно, но нельзя многие из них назвать бесполезными. В чём проблема этих предметов, раз они нормальны и, вероятно, полезны? Корень зла наблюдаю в образовании российском в современном состоянии, мордующем до крови всякую дисциплину, вне зависимости от значимости. Система построена таким образом, чтобы всякий человек, разной степени ума и сообразительности, превращался в послушную скотину, «дипломированного осла», знающего только парочку прописных истин, которые и ребёнок назовёт, если предоставить ему время. Но зачем делается это неслыханное издевательство, бесцельно ли оно и можно ли победить его? Над этим вопросом задумаемся уже в следующей главе.

9