
Жили, как обычная семья живет. Рита – в школу, мама с папой – на работу. Всякое, конечно, бывало. В школе проблемы случались, дома иногда ссорились. Марина к Рите подход нашла без особого труда. Ее не пугала Ритина неуемная энергия. Сама человек живой, общительный, активный, Марина понимала, что излишней энергии нужно дать разумный выход. Марина находила для Риты разные занятия – кружки, спортивные секции. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он там «выкладывался».
С папой у Риты была полная любовь и взаимопонимание. Не очень активный по натуре, Семен порой ленился участвовать в семейных «мероприятиях», его было сложно вытащить на воскресную прогулку. Зато он подолгу «сплетничал» с дочкой, они теребили друг друга и радостно хохотали, давая маме повод для «воспитания».
В целом Марине казалось, что она хорошо понимает Риту. Правда, бывали моменты, которые ставили ее в тупик. Рита была такой открытой и дружелюбной девочкой, веселой и смешливой. Но иногда на нее нападали приступы какой-то непонятной злости. Дело не в том, что Рита могла хлопнуть дверью, или стукнуть кулаком. Марина сама была вспыльчивой, и вполне понимала, что гнев и ярость по-другому порой и не выразишь. Пугало Марину то, что она не всегда понимала, что вызывало у Риты такую злость. Еще Марине становилось не по себе, когда у Риты вдруг появлялся как будто «отупевший» вид. Редко, пару раз всего, но было такое. Взгляд остановившийся, ушедший даже не внутрь себя, а куда-то еще глубже. Потом все проходило, и Рита, как ни в чем не бывало, смеялась и ласкалась к маме. Объяснить, что с ней происходило, она не могла.
Бывали конфликты и вне дома. Иногда в школе говорили, что Рита кого-то больно стукнула, однажды – вроде толкнула кого-то слишком сильно. Марина не обращала внимания. У всех детей бывают такие случаи. Толкаются дети, да и дерутся часто – ну и что? Редкая семья, воспитывающая ребенка любого пола, возраста и «происхождения», обходится без подобных инцидентов.
Смутны и извилисты пути воспитания. Столкнувшись с «неадекватным» поведением ребенка, родители порой оказываются в недоумении – не то срочно «бить во все колокола», не то, как следует поругав и повоспитывав глупое чадо, забыть и жить дальше. Как правильно? Как правило, родители опираются на свой опыт. «Вот я же дрался до крови, – размышляет отец непутевого чада, – и малышей, было дело, обижал. Пиво пил в десять лет, и курил тайком, и матом ругался. И ничего – вырос порядочным человеком», – подводит итог родитель, и «наваляв» отпрыску, считает, что этого вполне достаточно. И порой оказывается прав.
Марина не знала, как правильно. Конечно, она ругала Риту за плохое поведение и хвалила за хорошее. Однажды был случай, который снова поставил ее в тупик. Они отдыхали с Ритой на юге. Как-то раз девочки долго не было, и Марина отправилась ее искать. Обегав все окрестные закоулки, Марина наконец-то нашла дочку. То, что она увидела, привело ее в ужас. Рита дралась. Вернее, не столько дралась, сколько из последних сил отбивалась от нескольких мальчишек. Молча, сцепив зубы.
Мальчишек Марина, конечно, разогнала моментально. Привела домой Риту, стала расспрашивать, что случилось. Рита ничего не скрывала. Оказалось, она подсматривала в щелку мужского туалета, за что и подверглась нападению мальчиков. Ситуация оставляла простор для педагогического воздействия. Одно только не давало покоя Марине, засело в ее памяти, как заноза. «Рита, а почему ты не звала на помощь, когда тебя стали бить? Почему не кричала?» – Марине вспомнила выражение дочкиного лица, и ей снова стало не по себе. Рита молчала. У нее опять появилось «отупевшее», отрешенное выражение лица.
Рита взрослела. Как говорят, «маленькие детки – маленькие бедки». Чем старше Рита становилась, тем труднее приходилось родителям. Дело обычное, воспитывать подростка – не сахар, это любой родитель знает. Марина с Семеном трудностей особо и не боялись, тем более опыт с Наташкой был. Хотя опыта не всегда хватало.
Рите очень хотелось заниматься синхронным плаванием. Марина радовалась, благо один из ее хороших знакомых был тренером как раз в этом виде спорта. В секцию Риту взяли без проблем, данные у нее были. Приходила она с тренировок усталая, не всегда довольная – ей пришлось тяжелее, чем ожидала. Так прошло полгода. Однажды позвонил тот знакомый тренер, и попросил Марину зайти.
«Рита ворует, – сказал он без предисловий, – мы должны ее отчислить». Марина стала спорить. С тем, что Риту обвиняют в воровстве, она сталкивалась уже не в первый раз. В основном, в школе. У кого-то пропадали деньги, у кого-то красивые вещи. Обвинение падало на Риту, но прямых доказательств никогда не было. Марина пыталась разговаривать с Ритой. Разговор каждый раз проходил одинаково. Рита плакала, смотрела на маму глазами, полными укора и слез. Ее голос звучал так отчаянно: «Мама, ну как ты могла подумать, что я такое сделала?» Марине становилось стыдно.
«Понимаете, – сказал Марине тренер, – это уже давно тянется. То одно пропадет, то другое. На кого думать, не знали. Решили камеру установить – дело-то серьезное. Мы клуб уважаемый, таких вещей позволить не можем». Марина посмотрела запись. Никаких сомнений быть не могло, картинка была отчетливая. Рита, оставшись в раздевалке одна, спокойно «пересмотрела» все сумки, кое-что доставая и пряча себе в карман. Позвали Риту. «Рита, ты воруешь, – повторил тренер то, что уже говорил Марине, – мы должны тебя отчислить».
То, что случилось дальше, стало для Марины самым большим потрясением. Глаза Риты наполнились слезами, она с укором посмотрела на Марину: «Мама, – сказала она, – как ты могла такое про меня подумать?» В голосе, как и раньше, звучала «искренняя» боль. «Значит, и раньше – врала», – подумала Марина. Рите показали запись. Она молча пошла собирать свои вещи.
Дома никакого выяснения отношений не получилось. Рита молчала, вела себя как ни в чем не бывало. Марина не понимала, что она должна сделать. Объяснять Рите, что воровать нехорошо? Но она это прекрасно знает. Говорить ей о том, что подорвано доверие, что она, Марина, очень переживает? Но как завести разговор? Да и сколько их уже было, этих разговоров… Марина ждала, что Рита рано или поздно сама заговорит. Что происходило у девочки в душе, не знал никто. Но ни словом, ни взглядом Рита не намекнула, что жалеет о происшедшем.
Расстраивало Марину не только Ритино поведение. У старшей дочки, Наташи, не все было благополучно. С мужем они ссорились. Приезжая в гости к маме с папой, Наташа натыкалась на Риту, которая чувствовала себя в бывшей Наташиной комнате полноправной хозяйкой. Наташа злилась и ревновала. Когда-то она не возражала против того, чтобы папа с мамой взяли «сиротку». Теоретически сирот жалко, да и родителям веселее будет, рассуждала она. Чем дальше, тем больше Наташе не нравилось, что «сиротка» фактически забрала у нее и маму с папой, и комнату, да и считаться с ней теперь приходилось, как-то налаживать отношения. Ведь она уже была не бедной малышкой, «родительской забавой», а взрослеющей девушкой. Рита и мнение свое не стеснялась высказывать, и ответить могла так, что Наташа терялась.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Консилиум – совещание группы специалистов разных отделов, целью которого является выработка общего подхода к проблеме и составление общего плана действий. В детском доме консилиумы проводились раз в неделю. На консилиумах обсуждались текущие ситуации детей – общение с кровными родственниками, развитие ребенка, перспективы помещения в принимающую (патронатную) семью.
2
Патронатная семья – семья, в которой живет ребенок, оставшийся без попечения родителей. Патронатные родители считались сотрудниками детского дома и получали зарплату, при этом растили ребенка у себя дома, становясь для ребенка замещающими родителями.
3
Отказник – ребенок, которого мать оставила в роддоме, подписав документ, подтверждающий, что она отказывается от своих материнских прав на ребенка.
4
ВИЧ – Вирус иммунодефицита человека.
5
В детском доме работала специальная служба, которая поддерживала контакт с кровными семьями детей, попавших в детский дом (иногда родственников приходилось разыскивать). В задачу службы входило определить, сможет ли семья восстановиться и вернуть ребенка, помочь семье в этом. Если возврат ребенка был невозможен, сотрудники службы старались сохранить для ребенка информацию о его кровной семье и, по возможности, поддерживать контакт.
«Кровная семья» – термин, которым принято называть родственников ребенка, находящегося в детском доме.
Примечание автора. Это сложная тема, зачастую вызывающая споры – зачем поддерживать контакт с теми, кто отверг ребенка или даже причинил ему вред. Тем не менее, жизненные истории уже выросших людей показывают, что это важно по разным причинам. Наиболее весомы две: 1) человеку важна любая информация о его корнях и происхождении (ребенок станет взрослым и захочет узнать о себе); и б) в семье могут быть родственники, к которым ребенок испытывает привязанность.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Всего 10 форматов