Книга Мамина школа. Растим здорового, умного и сытого ребенка. Советы и рецепты педиатров, педагогов, поваров - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Станиславовна Пигулевская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мамина школа. Растим здорового, умного и сытого ребенка. Советы и рецепты педиатров, педагогов, поваров
Мамина школа. Растим здорового, умного и сытого ребенка. Советы и рецепты педиатров, педагогов, поваров
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мамина школа. Растим здорового, умного и сытого ребенка. Советы и рецепты педиатров, педагогов, поваров

Развитый навык узнавания звуков можно закрепить их повторением. Это закладывает фундамент для произношения звуков и слогов.

В 5 месяцев

Прибавит в весе 700 г и вырастет на 2 см.

Теперь кости ребёнка более упругие и пропорциональные, чем раньше. Благодаря этому тактильные ощущения становятся хорошо развитыми. В этот период пищеварительная система уже адаптировалась к пище, поэтому кишечные колики практически исчезают. Дети, которые кроме смесей и грудного молока начали получать прикорм, испражняются не больше 1—2 раз в сутки. Консистенция кала разная и зависит от типа кормления.

Обильно выделяется слюна из-за прорезывания первых молочных зубов, которое может длиться до года и дольше. При этом десна набухает, может подниматься температура и увеличиться выделение слизи в носу.

К этому возрасту ребёнок:

✓ приподнимает голову лёжа на животе;

✓ узнаёт маму и близких людей;

✓ обхватывает рукой мамину грудь или бутылочку во время кормления;

✓ осознанно провожает взглядом исчезающие из поля зрения предметы;

✓ смеётся и улыбается в игре;

✓ переворачивается с живота на бок или спину;

✓ захватывает и крепко держит в руках игрушки;

✓ пытается приподняться лёжа на животе, опираясь на ладони;

✓ принимает предметы из протянутой руки взрослого;

✓ нараспев гулит, произнося новые для него звуки;

✓ реагирует на песенки;

✓ подолгу рассматривает красочные узоры.


Ребёнок уже не лежит спокойно, а активно проверяет, что он может сам. Он не только балансирует, лёжа на животе, а приподнимает вверх согнутые ноги и руки. Появляются разгибательно-толкательные движения, подготавливающие тело к ползанию. Малыш уже держит голову ровно, находясь на руках или лёжа на животе. При подъёме на руках у мамы его голова не запрокидывается назад. К этому времени рефлексы новорождённого угасают.

Период с 4 до 6 месяцев называют псевдоречевым. Дети произносят крайне неопределённые по артикуляции звуки. Они также отличают большой палец от других и начинают его активно задействовать в играх.

Глазные мышцы полностью сформированы, благодаря чему ребёнок с удовольствием разглядывает всё вокруг и следит за перемещающимися объектами. Он эмоционально реагирует на своих и чужих, встречая первых улыбкой, а вторых – слезами или неподдельным испугом на лице.

Начинает различать голоса, выделяя в первую очередь голос мамы из общего шума. Начинает реагировать на звуки, источник которых может находиться на расстоянии 5—6 метров.

Жизнь ребёнка в 5 месяцев подразумевает 6-разовое кормление, 2—3 разовый дневной сон и 1—2 прогулки на свежем воздухе.

Интерес к окружающему миру чреват травмами из-за падений и ударов о мебель. Поэтому нельзя оставлять ребёнка одного во время игр.

Начинаются капризы, температура и плохой сон, которые вызваны прорезыванием зубов.

Тревожиться нужно, когда пятимесячный ребёнок:

✓ не произносит простейших слогов и согласных. Его речь состоит из протяжных гласных. Он не пытается произносить новые звуки, а продолжает гулить, как в 4 месяца;

✓ не пытается подтягиваться или переворачиваться со спины на живот, когда взрослый ему помогает;

✓ не оборачивается и не меняется в лице, когда тихий разговор меняется эмоциональными высказываниями;

✓ не стягивает ткань, закрывающую глаза, в положении лёжа на спине. В норме он должен попытаться убрать то, что мешает его зрению;

✓ не сопротивляется, когда у него пытаются забрать игрушку. Дети в этом возрасте крепко держатся и не отдают предмет, когда его вырывают из рук;

✓ не может обхватить руками мяч, протянутый взрослым;

✓ не проявляет интереса к новым появившимся предметам в поле зрения. Если перед малышом невзрачный предмет, он должен быстро переключиться, завидев яркую игрушку;

✓ не следит глазами за мамой, передвигающейся по комнате, и смотрит в одну точку;

✓ не может держать голову. Она повисает, когда его приподнимают за ручки из положения лёжа в положение сидя;

✓ не может расслабить мышцы самостоятельно. Гипертонус корректируется гимнастикой и лечебным массажем.


О таких симптомах нужно обязательно рассказать врачу.

Можно заниматься с ребёнком. Для физического развития:

– спустя час после кормления положить малыша на фитбол или большой мяч животом или спинкой, придерживая его за руки. Медленно раскачивать мяч из стороны в сторону или двигаясь по кругу. Если фитбола нет, можно делать массаж, поглаживая круговыми движениями, растирая или разминая мышцы;

– положить ребёнка на живот, а под него свою левую руку. Правой рукой поддерживать согнутые в коленях ножки. Приподнимать ребёнка левой рукой, а правой выталкивать его вперёд. Так можно проползти метр. Надо регулярно повторять это упражнение;

– малыш, лёжа на животе, раскачивается из стороны в сторону. Его движения похожи на плавание. Его можно положить на ровную поверхность и окружить с разных сторон различными игрушками. Он будет стараться до них дотянуться, вытягивая ручки вперёд и пытаясь проползти до места, где находится предмет.

Для развития речи и мелкой моторики:

– разминать пальчики и кисти рук ребёнка, а также проводить экскурсию по дому, показывая предметы и описывая их названия, цвет, форму. Можно набить тканевый мешочек гречкой, чтобы стимулировать нервные окончания на подушечках пальцев;

– развесить по дому разноцветные картинки или расставить книжки, на которых изображён 1 или 2 персонажа. Носить ребёнка на руках, останавливаясь перед ними. Называть, кто изображён на картинке, отойти на пару шагов и назвать нарисованного персонажа ещё раз. Ребёнок может искать глазами и оборачиваться назад, чтобы найти его.

Для развития мышления:

– можно выбрать музыкальную игрушку с кнопками, нерезкой мелодией и умеренным светом. Пальцем малыша поочерёдно нажимать на разные кнопки с паузой в несколько секунд, чтобы он смог заметить разницу между звуками;

– закрывая своё лицо руками на глазах у ребёнка, а затем отводя руки в сторону, произносить «ку-ку». Сначала ребёнок смеётся, но потом перестаёт бурно реагировать, потому что уже догадывается, чем все кончится;

– сделать сенсорную коробку из подручных средств. Картонную коробку с высокими бортиками можно заполнить различными крупами, макаронами, изюмом, орехами, пуговицами, лоскутами разных тканей и другими предметами. Они должны отличаться формой, размером и текстурой. Ребёнок может пересыпать или выбрасывать содержимое, а также тянуть всё в рот, поэтому надо находиться рядом с ним во время игры.

В 6 месяцев

Он прибавляет в весе 600 г и вырастает на 2 см.

В полугодовалом возрасте ребёнок:

✓ умеет уверенно переворачиваться с одного бока на другой, со спины на живот и наоборот;

✓ подолгу опирается на руки из положения лёжа на животе;

✓ начинает делать первые движения, напоминающие ползание.


В шесть месяцев у многих детей прорезывается первый зуб. Хотя нередки случаи, когда зубик появляется раньше, в 3—4 месяца, или позже, в 8—10 месяцев. Педиатры считают нормой прорезывание первого зуба вплоть до окончания первого года жизни.

Что умеет делать ребёнок в полгода – физическое развитие:

✓ ловко переворачивается, без труда опирается на руки лёжа на животе;

✓ полностью или почти полностью исчезает гипертонус мышц, малыш хорошо управляет конечностями;

✓ подолгу и с удовольствием лежит на животе;

✓ снижается рефлекс сосания – ребёнок может научиться есть из ложки;

✓ резко отталкивается ногами от какой-либо поверхности, когда взрослый придерживает его под мышками;

✓ интересуется всеми предметами, попавшими в поле зрения, старается схватить их и изучить;

✓ пытается сесть самостоятельно и устойчиво сидит, если получилось сесть или если взрослый помог принять сидячее положение;

✓ пробует встать у опоры; если получается – может поднимать одну руку из этого положения, сохраняя равновесие;

✓ делает первые попытки ползти, совершая характерные движения из положения лёжа на животе. Некоторые дети могут привставать на четвереньки;

✓ выражает привязанность не только к матери, но и к остальным близким людям.


Двигательная активность и моторные навыки:

✓ ребёнок хорошо владеет захватом ладонью: сам берёт привлекательный предмет, крепко держит в одной или обеих руках, перекладывает из руки в руку;

✓ осознанно использует руки – например понимает, что упавшую игрушку нужно поднять;

✓ не утомляется при лежании на животе и непродолжительном сидении благодаря окрепшим мышцам спины, стремится сам менять позы.


В шесть месяцев у малыша сохраняется рефлекс автоматической ходьбы и опоры, присущий детям с рождения до 8 месяцев: ребёнок выпрямляет ноги, если помочь ему принять положение стоя, переступает ногами, словно имитируя ходьбу.

Появляется новый, более сложный рефлекс – выпрямляющий рефлекс туловища: при повороте головы в сторону ребёнок поворачивает в ту же сторону корпус и таз.


В интеллектуальном развитии появляются следующие умения:

✓ ребёнок интересуется окружающими предметами настолько, что может увлечённо рассматривать и ощупывать одну игрушку в течение 10—20 минут, не привлекая внимания родителей;

✓ хорошо различает знакомых и незнакомых людей, при виде незнакомцев выражает насторожённость, испуг;

✓ понимает, что его целенаправленные действия вызывают определённые последствия: например знает, что если надавить на звуковую игрушку, то она начнёт воспроизводить музыку;

✓ знает, как его зовут, реагирует на собственное имя;

✓ различает настроение окружающих людей и интонацию их речи: реагирует улыбкой или слезами в зависимости от обстоятельств.


Психологическое развитие:

✓ подолгу пребывает в хорошем настроении, когда увлечён игрушками;

✓ перестаёт использовать плач как средство привлечения внимания. Плачет, если голоден или испытывает другой дискомфорт;

✓ хорошо выражает разнообразные эмоции с помощью мимики и голоса: удивление, радость, испуг, огорчение;

✓ настроение часто связано с настроением близких людей, особенно мамы: если мама в хорошем расположении духа – малыш тоже пребывает в хорошем настроении, если мама расстроена – начинает капризничать.


Шестимесячный малыш уже умеет фокусировать взгляд на определённом предмете, хорошо различает яркие цвета.

Вкусовые рецепторы тоже развиваются: ребёнок чувствует сладкий, горький, солёный вкусы. Способность различать все оттенки вкуса сформируется, только когда ребёнок станет школьником.

Повышается болевая чувствительность. Ребёнок острее чувствует боль по сравнению с периодом, когда он только появился на свет.

В 6 месяцев малыш уже не гулит, а лепечет, пытаясь превратить звуки в слоги. Постепенно он начинает произносить отдельные, различимые на слух слоги, старается повторять звуки за взрослыми.

Шестимесячный ребёнок спит 2—3 раза в день, ночью часто спит непрерывно, особенно если находится на искусственном вскармливании. Дневной сон может занимать от 30 минут до 2—3 часов, ночью малыш способен проспать до 9—10 часов, не пробуждаясь.

Малыша, которому исполнилось полгода, больше не пугают новые звуки. Наоборот, звуковые игрушки вызывают повышенный интерес. Также ему нравится испытывать новые тактильные ощущения, так что уместны будут игрушки из разнообразных материалов, специальные мячики или самодельный альбом с разными материалами. Понравятся и любые игрушки ярких цветов.

Становятся интересны пальчиковые игры, такие как «Ладушки» и «Сорока-белобока». Можно пробовать научить ребёнка собирать пирамидку. Сначала он будет только снимать кольца, но через пару недель научится и надевать. Подойдёт и упрощённый вариант пряток: надо спрятать игрушку у малыша на глазах и попросить найти. Со временем ребёнок начнёт искать игрушку, даже если не видел, куда её спрятали.

Повод проконсультироваться у специалиста:

✓ если ребёнок не пытается менять позу тела;

✓ не может надолго задержать взгляд на одном и том же предмете, взгляд малыша словно «блуждающий»;

✓ равнодушно воспринимает других людей, даже мать;

✓ наблюдаются продолжительные однообразные движения – например махи руками без перерыва в течение нескольких минут.


Помогут ребёнку развиваться манеж для игр, внутри которого или просто на детском коврике на полу разложены яркие и звуковые игрушки. Малыш будет тянуться к интересным предметам, подготавливая организм к ползанию. Первая книга с яркими картинками обязательно должна быть из плотного материала.

В 7 месяцев

Он прибавит в весе 550 г и вырастет на 2 см.

Ребёнок реагирует на своё имя поворотом головы, внимательно наблюдает за родителями, начинает лепетать и издаёт слоговые звуки. Он замечает новых людей, боится незнакомцев, с помощью эмоций показывает, что ему нравится, а что нет. Уже можно понять, правша малыш или левша.

Семимесячный ребёнок:

✓ перекатывается с живота на спину и наоборот;

✓ лёжа на животе, пытается ползти вперёд;

✓ может держать два предмета двумя руками одновременно;

✓ бросает игрушки на пол и ищет их;

✓ стучит игрушками;

✓ отказывается есть нелюбимые блюда;

✓ осваивает навык жевания – самое время начать его учить есть самостоятельно.


Семимесячные дети весят в среднем около 8 кг. Прибавка в весе составляет 100—120 г в неделю. Слишком большой вес ребёнка может указывать на перекорм. Слишком низкий вес может быть вызван неправильным питанием или даже серьёзным заболеванием.

В семь месяцев не многие дети любят лежать на спине. Когда ребёнка кладут на пеленальный столик или на одеяло, он почти сразу же переворачивается на живот. Одевание и раздевание малыша превращается в проблему.

С седьмого месяца обучение ребёнка новым навыкам происходит из положения «на животике». Так он видит больше вещей и может попытаться начать движение к привлекательному месту назначения.

Также ребёнок открывает для себя новое положение – на четвереньках. Однако научиться ползать непросто. Надо давать ему возможность упражняться. Надевать удобную одежду, обеспечивающую свободу движений, избегать одежды с застёжкой спереди – пуговицы или кнопки могут причинить боль ребёнку. На полу должна быть возможность свободно передвигаться и не должно быть мелких предметов, которые малыш может потянуть в рот.

Если ребёнок ползёт назад, надо класть его на пол так, чтобы он мог оттолкнуться ногами от стены. Это поможет ему двигаться в правильном направлении. Если же ребёнок не начал ползать, то пока можно не волноваться, в основном ползанию обучаются в 8 или даже 9 месяцев.

К седьмому месяцу дети обычно ещё не могут сидеть самостоятельно. В сидячем состоянии они наклоняются вперёд или заваливаются в сторону, поскольку не полностью сформированы защитные и уравновешивающие реакции.

По мнению педиатров, торопиться усаживать ребёнка не стоит. Насильное усаживание не готового к этому ребёнка может стать причиной плохой осанки в будущем. Правильно развивающийся малыш сам научится садиться в нужное для него время.

Ползающий ребёнок в какой-то момент поднимет живот и ягодицы на выпрямленных руках и согнутых в коленях ногах. И это будет первый шаг к тому, чтобы научиться сидеть самостоятельно.

Даже если семимесячный малыш, схватившись за руки, подтягивается, стоит на сильно выпрямленных ногах, он не готов стоять. Это связано с любопытством и желанием покорить мир, а не с его возможностями. В таких случаях лучше сесть с малышом на коврик, поиграть с ним на полу и тем самым отвлечь его от желания встать на ножки.

У ребёнка ещё улучшается зрительно-моторная координация. Большинство детей переносят предметы из одной руки в другую и отправляют их в рот.

Ребёнок внимательно рассматривает предметы. Он может держать по одному предмету в каждой руке, не роняя их, но, если сфокусируется на одной игрушке, другая выпадет из его руки.

Многие дети могут брать в руки бутылку и снимать с неё соску.

Увеличивается способность захвата большого пальца – малыш может схватить за ушко пустую чашку. Можно предлагать малышу игрушки и мягкие предметы, требующие движений рук.

Ребёнок начинает понимать, что вещи существуют даже тогда, когда они исчезают из поля зрения. Это касается и людей. Он также может определить расстояние до объекта. Он радуется, когда видит самых близких людей, и может проявлять беспокойство, когда незнакомец хочет взять его на руки.

Примерно в 7-месячном возрасте ребёнок начинает понимать, что имя принадлежит ему. Также его начинает интересовать собственный внешний вид. Поэтому он с большим интересом смотрит на своё отражение в зеркале – смеётся, пытается дотронуться до зеркала рукой, жестикулирует.

Он умеет показывать, кого он любит, а кого нет. При знакомстве с новыми людьми может попытаться спрятаться за родителями или даже расплакаться. Так же открыто он проявляет симпатию – может улыбаться людям, которые ему нравятся, и махать им ручками. Малыш уже может узнать человека, которого не видел несколько дней.

Он начинает понимать значение слова «нет». Определённые запреты и ограничения в этот период – это инструменты, с помощью которых устанавливаются первые условия безопасности и формируется правильное мышление ребёнка.

Ребёнку интересны прогулки вне дома, он наблюдает за близкими, вспоминает людей из своего окружения. Малыш определённо выделяет мать.

Он начинает практиковать речь: повторяет звуки и слоги. Может начать понимать значение отдельных слов, особенно повседневных предметов. Старается подражать речи родителей, пытается общаться с ними с помощью звуков, жестов и мимики. Он охотно тянется за игрушками, издающими звуки: погремушками, пищащими животными, звенящими колокольчиками. Любит и сам пошуметь – смеётся, визжит, с энтузиазмом падает на пол, стучит ложкой по столешнице.

Семимесячный ребёнок должен спать в среднем 14 часов в день. Это, как правило, непрерывный ночной и два дневных сна. Однако ребёнок может спать, когда и сколько хочет, при условии, что спит хотя бы один раз днём.

Сытый ребёнок обычно хорошо засыпает. Голодный или переполненный впечатлениями малыш может испытывать бессонницу и беспокойство.

Первые резцы у ребёнка появляются примерно в 7-месячном возрасте. Зубик вот-вот вылезет, если ребёнок заглатывает всё, что найдёт рядом, или сосёт кулак. Кулачок помогает ему облегчить боль – таким образом он делает себе массаж дёсен.

Другие признаки: ребёнок пускает много слюней, становится более раздражительным и плаксивым. Чтобы облегчить дискомфорт, можно дать ребёнку прорезыватель, который нужно сначала немного подержать в холодильнике. Холод поможет успокоить воспалённые и раздражённые десны.

Поскольку ребёнок теперь ест сидя, нужно соблюдать определённые меры безопасности: усаживать ребёнка на стульчик для кормления с ремнями безопасности; убирать стаканы с горячими напитками из зоны досягаемости ребёнка.

Малышу понадобится своя посуда: пластиковые столовые приборы, непроливаемая чашка с двумя ушками. Он будет стараться держать чашку двумя руками и самостоятельно учиться пить.

В этом возрасте ребёнок начинает обращать внимание на детали в игрушках или на предметах, например начинает дотрагиваться до пуговиц на одежде. Он часто выбрасывает игрушки из коляски или кроватки и смотрит, как они падают. Благодаря этому ребёнок развивает глазомер и исследует предметы. Поэтому придётся убрать из пределов досягаемости ребёнка все опасные для него предметы. А также закрыть электрические розетки, поместить шнуры от жалюзи или шторы вне досягаемости, установить детские замки на дверях и шкафах. Проверить мебель с острыми краями, убрать лёгкие предметы, которые он может использовать в попытках встать на ноги: например подставки для растений, декоративные столики, деревья в горшках и торшеры.

Некоторые игрушки не просто развлекут малыша, но и помогут ему укрепить мышцы и подготовиться к ходьбе. Это игрушки на колёсиках, которые ребёнок может толкать во время ползания; мяч, который он может катать руками или ногами; музыкальные игрушки, которые побуждают ребёнка двигаться; игрушки, которые помогут ребёнку подтянуться и встать, например стол для занятий.

В семимесячном возрасте часто происходит первое знакомство малыша с горшком. Лучше всего проводить такие процедуры перед сном, но не нужно настаивать и заставлять ребёнка делать это насильно. Не стоит также ожидать, что ребёнок быстро приучится к горшку.

Семимесячный ребёнок должен проводить на открытом воздухе не менее 2 часов в день практически независимо от погодных условий. Пребывание на открытом воздухе имеет большое значение для формирования иммунитета. Кроме того, прогулки помогают малышу развивать новые навыки и познавать окружающий мир.

Разговоры с ребёнком помогают ему узнавать словарный запас и самому пытаться начать говорить. Исследования показывают, что лепет очень полезен для детского развития. Можно показывать ему животных и давать послушать их голоса. Потом дать ему попробовать повторить эти звуки.

Чтение вслух – один из самых простых способов улучшить языковое развитие ребёнка. Кроме того, это значительно укрепляет связь и чувство близости между родителями и детьми. Первые детские книжки можно хранить в пределах досягаемости, чтобы ребёнок мог изучать их, когда ему захочется.

Следует посоветоваться с врачом, если:

✓ ребёнок не переворачивается ни в одну сторону и не садится с помощью взрослых;

✓ не любит лежать на животе;

✓ не выдерживает нагрузки на ноги;

✓ не пытается привлечь внимание действиями;

✓ не проявляет интереса к человеку, который заботится о нём;

✓ не произносит звуки;

✓ не смотрит в глаза;

✓ не пытается дотянуться до игрушки, находящейся вне досягаемости его рук;

✓ не интересуется играми.

В 8 месяцев

Он прибавит в весе 500 г и вырастет на 1,5 см.

Если до 8 месяцев большинство детей развиваются приблизительно в одинаковом темпе, то теперь всё меняется. У разных детей могут быть и разные умения: например один шустро ползает и даже пытается ходить, а другой только-только научился сидеть. Оба варианта – норма.

Девочки лучше, чем мальчики, передвигаются, крепче опираются на ноги у опоры, увереннее сидят. Всё это потому, что скелет девочек созревает гораздо быстрее, чем у мальчиков. И родителям мальчиков не стоит беспокоиться, сравнивая сына с активными ровесницами – мальчик освоит все те же навыки немного позже: разрыв в развитии между разнополыми детьми может составлять 2—3 месяца.

В 8 месяцев ребёнок уже:

✓ садится самостоятельно или с помощью взрослого;

✓ сидит без опоры или с опорой на мягкий предмет;

✓ из положения сидя поворачивается в разные стороны;

✓ встаёт или пытаться встать, держась за опору;

✓ стоя у опоры, крепко держится за неё двумя руками. Способен подолгу стоять без поддержки взрослого;

✓ благодаря улучшению памяти начинает узнавать знакомые предметы, повторяет действия за другими людьми;

✓ превращает произносимые слоги в довольно отчётливые формы, иногда напоминающие слова, например «ма-ма», «па-па»;

✓ может разглядеть яркий предмет в другом конце комнаты, реагирует на звуки, доносящиеся издалека;

✓ пытается пользоваться ложкой самостоятельно, а если прорезалось достаточное количество зубов – откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.


Малышу постоянно хочется активно двигаться: из положения сидя он тянется за интересными предметами, поворачивается в стороны, крутится вокруг собственной оси, пробует ползать. У него полностью пропадает хватательный рефлекс в ладошках – движения рук становятся осознанными. Хватательный рефлекс в ступнях ещё может быть слабо выражен. Снижается рефлекторное сгибание шеи, туловища, ног. Ребёнок начинает понимать, какие функции выполняют его пальцы: ловко обращается с бутылочкой, играет с пирамидкой, используя кончики большого и указательного пальцев.

Ребёнок:

✓ реагирует на простые просьбы, старается их выполнить;

✓ сам умеет выразить просьбу: например попросить игрушку, указав на неё пальцем;

✓ знает, как достичь поставленной цели: например как добраться до заинтересовавшего предмета, находящегося на расстоянии;

✓ интересуется устройством вещей: гладит и щупает предметы из разнообразных материалов, сравнивая разницу в тактильных ощущениях;

✓ узнаёт себя в зеркале и на фотографиях.


В этом возрасте он начинает особенно болезненно переносить разлуку с матерью: может громко плакать и кричать, даже если мама ненадолго вышла из комнаты. Ближе к году этот страх снижается.

Ребёнок начинает активно взаимодействовать с родителями и близкими родственниками. Он уже умеет показывать обиду, радость, стеснение. Пытается надавить на родителей сознательно, пробуя добиться своего с помощью слёз. Активно и со смыслом жестикулирует: например показывает взрослому на игрушку, которую хочет получить, или на место, куда хочет попасть.