Книга Сонник. Книга толкования сновидений - читать онлайн бесплатно, автор Эдвард Фрэнк Аллен
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сонник. Книга толкования сновидений
Сонник. Книга толкования сновидений
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сонник. Книга толкования сновидений

Эдвард Фрэнк Аллен

Сонник. Книга толкования сновидений

Предисловие Переводчика


Американец Эдвард Фрэнк Аллен из немногих, кто составил свой собственный Сонник, выдержавший на Западе десятки изданий, начиная с времени его первого появления в 1938-ом году. В основу своего сонника он взял древние и средневековые сонники и свой личный 30-летний опыт толкования сновидений. Его умная книга написана для современного человека, но при этом в ней бережно сохранена многовековая традиция Искусства Толкования Грез. А чтобы читатель мог убедиться насколько похожи толкования наших снов и снов тысячелетней давности, Аллен приводит в своей книге несколько древних сонников, в том числе и древний «Онейрокритикон» знаменитого Артампсихуса, чье наставление в толковании снов поистине выдержало за две тысячи лет невероятное количество публикаций и может считаться одним из мировых бестселлеров.

Я перевел эту книгу несколько лет назад, хотя дружен с ней многие годы, ибо сам автор, его отношение к толкованию снов, как к искусству, творчеству – все это мне исключительно близко. В своем собственном соннике «Счастливые Сны» эту идею толкования, как творчества, искусства я особо подчеркиваю с самого начала для тех, впрочем, кто стремится к настоящему толкованию своих грез. Надо заметить, что Аллен упростил несколько эту задачу для своих читателей, разделив все толкования, как теперь говорят, по интересам. Так он выделил сны любовные, в которых главным являются наши личные, интимные чувства, отношения и переживания. Сны приносящие удачу, в основном в делах, деньгах или положении спящего, и, наконец, сны всякого странного и необычного, в том числе и неприятного предвестия…

Конечно, такое деление может оказаться удобным. Ведь если не волнуют меня сейчас мои любовные переживания, или их просто нет в моей жизни, – что толку смотреть этот раздел про «любовь». А вот раздел удачи или неудачи может сильно пригодиться. Правда, сам же автор советует во всех случаях смотреть во все разделы, потому что ведь сны, их толкования, могут сильно зависеть от жизненной ситуации. Так, если кто-то в отъезде, а приснилось, что в доме подломились опоры – уехавший возвратится. А, если тот же сон снится жене про мужа, благополучно обретающегося в доме, – сон может грозить и мужу, и дому бедой… Гроза для богатых во сне – к разорению наяву. А бедным и больным – такой сон хорош: бедные разбогатеют, а больные пойдут на поправку.

Иное дело, что разделение по драматургии сновидения, по их содержанию, как это делали китайцы, и как это сделано в моем соннике «Счастливые Сны», помогает во многом сразу выделить главные драматические и важные черты для последующего толкования. Скажем, место, где происходит действие в сновидении, либо фигура, которая является главной чертой нашей грезы… Такое неформальное, а скорей театральное, драматическое разделение по содержанию и главным чертам сновидения помогает глубже, быть может, понять сновидение, его основную сюжетность толкования. Впрочем, разделение Аллена по интересам, помогает, быть может, заглянуть в тот раздел, чье содержание по жизни сейчас больше волнует Спящего. Какое разделение лучше, пусть читатель сам оценит. А то воспользуется и тем и другим. Ведь не зря Аллен приводит еще два древних сонника в своей книге, и рекомендует, как и я всегда это делаю, пользоваться несколькими сонниками вместо одного тем, кто всерьез толкует свои и чужие сны. Иное дело, что эти сонники должны быть состоятельными, умными, а не случайной компиляцией из нахватанных невесть откуда толкований. В последнем отношении предлагаемый сонник Аллена исключительно толковая книга! Да и как может быть по-другому, если всю свою жизнь одаренный человек посвятил толкованию наших снов.

Так что, представляя читателю эту замечательную книгу, мне хочется пожелать побольше вам сновидений особенно из главы Снов Удачи и главы, где сны Любви. И пусть сновидений странных, угрожающих бедой совсем не будет в нашей ночной грезе.


Евгений Цветков

переводчик и автор книги «Счастливые Сны»

Введение

При помощи сновидений мы думаем во сне. Похоже, однако, что наши грезы содержат в себе гораздо больше, чем мысли. Не исключено, что сновидения – это, как говорят, проекция нашего астрального тела куда-то в пространство меж звезд, где наше вúдение прошлого и грядущего ничем земным не ограничено.

Порой нам очень приятны наши ночные сонные грезы. В иные времена мы бываем потрясены. Мы испытываем омерзение, испуг и даже вопим от ужаса.

Когда мы бодрствуем, мы обычно способны контролировать наши мысли. Но кажется, не существует до сих пор никакого способа увидеть и заказать что-либо во сне наперед.1 Во сне, когда мы спим, наш разум, похоже, действует без всяких направляющих его сил. Сны нас могут уводить к местам и положениям совершенно неведомым ни для нас самих, ни для нашего дневного опыта; но все сны должны с необходимостью основываться на каком-то знании, полученном либо из первых рук, либо приобретенного путем чтения иль понаслышке.


Сны могут быть исключительно бытовыми, и они могут быть совершенно невероятными по содержанию или даже невозможными по отношению к тому, что в них происходит. Они могут воссоздавать время детства, или в них каким-то образом может отразиться наша будущая старость. Некоторые из них – идиллические по красоте. Другие сны полны кошмаров и ужасов. Сновидения по содержанию меняются от любви до ненависти. Охватывают все ощущения от невыразимого удовольствия до боли; колеблются от богатства до нищеты; от счастья до глубокой печали. От света до тьмы, от жары до холода, от небес, наконец, до ада. Сны могут соединить в одно все нам знакомое с совсем неведомым. Они могут быть и смешными и печальными, и зловещими, вещими, религиозными и аморальными или просто тупыми, как сама жизнь.

Сомневаюсь, чтобы нашелся кто-нибудь, кому не снятся сны, возможно, идиотам. Но не исключено, что они тоже грезят. Я колеблюсь говорить с полной определенностью в этом отношении. Слишком много свидетельств того, что даже собаки видят сны.2*


Аристотель в его «Истории Животных» пишет: «Похоже, что не только люди видят сны, но и лошади, быки, овцы, собаки и все живородящие четвероногие. Собаки показывают это тем, что лают в своих снах, подергивают лапами. Не ясно до конца, что снится этим животным, но совершенно очевидно, что им что-то снится. Человек спит дольше всех животных. Совсем маленькие дети не видят снов, но начинают грезить по большей мере около четырех-пяти лет от роду. Есть, конечно, такие мужчины и женщины, которым сны вообще не снятся. Порой, такие люди, когда они постареют, начинают видеть сны. Это предваряет обычно изменения в их здоровье, теле, либо предвещает смерть или старость».

С другой стороны, Плиний, в его знаменитой «Естественной Истории», высказал свои идеи в отношении детских сновидений. «Дети видят сны с самого рождения. Ибо как часто они просыпаются со всеми следами тревоги и как часто во сне вдруг изображают сосущие движения».

С незапамятных времен люди всех состояний и положений видели сны. Бесконечны ссылки на сновидения в литературе, включая Библию, в писаниях древних поэтов, историков, ученых, философов. Видеть сны – это общее качество всех народов, наций, рас, во все времена и при всех условиях. Существуют книги, толкующие сны и по-английски, по-голландски, и на арабском, французском, греческом, русском, латинском и, без сомнения, еще очень многих языках.

Вера в значительность и важность сновидений также стара как сами сновидения. Одни из самых мудрейших и самых выдающихся людей, мужчин и женщин, в течение неисчислимых столетий рассматривали сны, как предсказание будущего, как знаки грядущего добра и зла. И в течение всех столетий из бесчисленных опытов множества сновидений возникали их толкования и объяснения.

Хотя и есть определенная правда в пословице, мол, нет ничего нового под солнцем, тем не менее, следует допустить, что со времен Адама и Евы, когда им снились сны в том самом райском саду, многое в окружающей нас жизни переменилось и возникло множество нового вокруг нас. Скажем, даже в самом простом, вроде телефона, радио, фонографов, аэропланов, машин и, наконец, поездов, современной хирургии, высокоскоростных печатающих устройств и т. д. и т. п.

Легко допустить, что сны, естественно, идут в ногу с прогрессом жизни вокруг и, конечно, их толкование может сильно меняться от одного времени к иному. Например, в Древней книге не упоминаются автомобили. Однако, в одной из книг по толкованию снов прошлых столетий есть такой пассаж: «Если видишь во сне, что едешь в вагоне без лошади – это говорит о какой-то тайне в вашей жизни, которую вам не удастся разрешить». Подобный сон в те времена действительно соприкасался с чем-то сверхъестественным. Сегодня увидеть во сне, как ты едешь на автомобиле без всякой лошади – совершенно естественное явление и никаким особым значением подобный сон не обладает, разве что, не дай Бог, автомобиль будет в аварии. Или что-нибудь еще совсем необычное с вами в это время случается во сне.

И точно так же изменилось значение сновидения, в котором, скажем, вам чудится музыка или голоса из какого-то неведомого источника – это значение сильно теперь отличается от того, когда еще никакого радио не было изобретено, и радио и телефон не существовали. Подобный сон из сверхъестественного или необычного превратился в обыденный и повседневно нормальный, и, конечно, его толкование должно быть совсем иным, нежели в прошлые эпохи. Например, радио во сне может быть просто сопутствующим элементом, а вовсе не какой-то необходимой и важной частью сновидения. Оно лишь составляет некий антураж самого сновидения. Создает в нем атмосферу, и не исключено, что характер программы, передаваемой по радио, – это-то и есть самое главное во сне.

Не исключено, что вам приснится такое и не один раз, чего вы не найдете в этой книге. Нет такой книги или набора книг, чтобы содержали все образы и все, что может вам и другим людям присниться. Представьте, что вам снится, как вы едите семена тмина, и вы не нашли в этой книге слово «тмин», – в этом случае, поглядите «есть», «семена», «вкус», «запахи». Интерпретируя эти значения по отдельности и вместе, я уверен, вы сможете растолковать ваш сон. А если поедание вами семян тмина сопровождалось еще какими-то особенными явлениями в вашем сновидении, скажем, была луна или дождь; либо падал снег, или это был пикник – тогда дополнительная интерпретация такого сопутствия как раз и может представлять собою толкование сна.

Может обнаружится, что для сна или того, что вы видели во сне, в книге обнаружится несколько значений. Например, если вам снилась какая-то машина, то не исключено, что колеса будут самой главной частью вашего сновидения. С другой стороны, если автомобиль был основным из того, что вы видели во сне, вам следует также посмотреть, что означают колеса в связи с этим. Если же это большой и дорогой автомобиль, то кроме прочего следует посмотреть еще слово «роскошь», а если это маленький и едва ли не детский автомобильчик, то «игрушка» может послужить ответом на ваше сновидение. А если это автобус, омнибус, то вполне вероятно, вам следует посмотреть, что такое во сне «находиться в толпе», быть стиснутым в куче людей.

Разумеется, что самая главная черта сновидения заслуживает и самого главного внимания. Однако может так случиться, что несущественные, казалось бы, побочные черты или обстоятельства сновидения, как раз заключают в себе главный смысл этого сна. И очень внимательно надо рассмотреть и взвесить как раз эти побочные сновиденческие черты в связи с основной темой.

Нет причин, почему так называемые «плохие» сны обязательно должны обеспокоить спящего. Хотя, на первый взгляд, их содержание исключительно неприятно. Некоторые сны такого неприятного содержания, на самом деле, – исключительно счастливое знамение для будущего. В то же время, иные сны, такого же неприятного содержания, могут служить действительно прямым указанием на грядущую опасность и, растолковав их, мы можем этой опасности избежать. Припомните вдохновляющие строчки поэта


«Я управитель своей судьбы.

Я капитан моей души».3

Древнейшие толкования

Глава 1. Что означают мои сны

Сны могут значить очень многое. С другой стороны, они могут быть совсем пустяшными или вообще несущественными. Есть разные сорта сновидений. И разные бывают обстоятельства, при которых эти сновидения нам причудились. Легко понять, как это может быть. Ведь даже в бодрствующем дневном состоянии мы в условиях исключительного напряжения в атмосфере, возбуждения вокруг, приходим сами в необычное расположение ума и духа.

Например, сны, вызванные так называемым веселящим газом, или двуокисью азота – очень часто исключительно любопытны по содержанию. У самой изумительной скромной и нежной молодой леди вдруг может вырваться поток такой чудовищной брани, что даже портовый грузчик от этого покраснеет.

Веселящий газ, к примеру, однажды вызвал вот какой сон, очень интересный с точки зрения изучения того, как работает наш разум, но, разумеется, не обладающий никаким предсказательным смыслом. Некто обратился к дантисту с просьбой вырвать ему зуб. Ему дали для наркоза веселящий газ, и он заснул с каким-то очень странным, съеженным ощущением, обычным, впрочем, во время приема этого газа. И вот что ему приснилось. Как будто он находится в большой комнате. Он поднялся высоко к самому потолку и начал парить по комнате вокруг и возле стен. Неожиданно он увидел огромный крюк, высовывающийся из боковой стены, и обнаружил себя к нему приближающимся. Он открыл свой рот, чтобы вскрикнуть, но крюк поймал один из его зубов, с невероятной силой стиснул, – и спящий почувствовал, как он падает и пришел в себя как раз в то время, когда его врач произносил: «О, это был большой зуб». Понятно, что довольно глупо было бы смотреть в нашей книге толкование таких снов, как дантист, крюк и прочее, по отношению к этому случаю.

Другие сны, в которых, скорее всего, не содержится предсказания будущего или иного смысла – это сны, вызванные любой чрезмерностью. Будь то переедание или излишний прием алкоголя, лекарств, усталость или душевное, физическое и умственное истощение. Так, даже Плиний в его «Естественной Истории» две тысячи лет назад писал: «Сны, которые снятся сразу после того, как мы пили и ели, или такие сны, что приснились сразу же после пробуждения и вновь засыпания, никаким значением и смыслом не обладают». Кошмары, вызванные большим количеством мясного пирога, также никаким предсказательным значением не обладают. И вовсе не следует их принимать всерьез. Тем более, если они приснились нам в первой части ночи, когда еще шел весь процесс пищеварения. А об употреблении наркотиков и вызванных ими сновидениях я поговорю чуть позже.

Сновидения, которые вдруг резко оборвались в результате звуков, нас разбудивших, скажем, плач ребенка, звонок в дверь или захлопывание двери, могут быть ничем иным, как лишь мгновенным потоком мыслей, предваривших это событие и закончившихся на этом нас разбудившем событии. Подобные сны должны быть взяты просто лишь как психологические явления или механически вызванные, нежели спиритуально. И хоть зачастую эти сновидения могут быть весьма любопытны – их влияние на будущее практически ничтожно.

Сквозь все века и столетия, вне сомнения, еще со времен Адама и Евы люди всегда искренне верили в значительность сновидений, каким бы эти люди не обладали положением в обществе, и кем бы они сами ни были. Не только мы – простые, обычные люди, верим в сны. Величайшие фигуры всех времен – что мужчины, что женщины – исключительное придавали значение своим сонным видениям. Более того, они очень часто обращались за толкованием к другим, кого они считали за экспертов в толковании сновидений.

Так Редьярд Киплинг, один из наиболее значительных писателей XIX и XX столетий, рассказывает в своей книге воспоминаний4 о сне, в котором он посетил церемонию в каком-то большом и древнем зале. В особенности он отметил камень на полу. Когда церемония подошла к концу, некто за его спиной положил ему на плечо руку и сказал: «я хочу с вами перемолвиться словом». Он помнил этот сон в деталях. Спустя месяц он присутствовал на некой церемонии в Вестминстерском аббатстве. И тут он заметил этот камень на полу и узнал: камень был точно такой же, какой он видел во сне.


И когда церемония закончилась, некий человек подошел к нему сзади, положил ему руку на плечо и сказал: «я хочу с вами перемолвиться словом».

Авраам Линкольн, который пользовался большим уважением в отношении мудрости своего провидения и был любим многими за свою человечность, исключительно твердо верил в свои сновидения. Незадолго до своей смерти он сказал своей жене и группе друзей о сне, который, по-видимому, предсказывал эту трагедию. Президент, как ему причудилось, переходил из комнаты в комнату в Белом Доме. И он никого не мог застать, никого не видел, но везде слышал рыдания. Наконец он пришел в восточную комнату, где обнаружил катафалк, на котором лежал труп. Этот катафалк с трупом охраняли солдаты, позади которых располагалась толпа плачущих людей.

«Кто умер в Белом Доме?» – спросил он одного из солдат.

«Президент, – был ответ, – его убили». Как только прозвучал такой ответ, взрыв печали и плача вновь раздался, и Линкольн проснулся.

Несколькими днями позже Джон Вилькес Бут выстрелил в него и погрузил всю нацию в исключительное горе.

У Линкольна были и другие сны. Всего лишь за несколько часов до того, как он пошел в театр Форда в Вашингтоне, где его убили 4 апреля 1865 года, он проводил совещание своего кабинета и при этом, по случаю, описал сон, какой ему приснился прошлой ночью. На этой же встрече присутствовал генерал Улисс Грант, который только что прибыл из Апоматаокса, где генерал Роберт Ли ему покорился и сдался вместе с армией 9 апреля, но его (генерала Гранта) беспокоил генерал Шерман, который противостоял армии генерала Джонсона возле Голдсборо.

Так что в связи с этим генерал Грант спросил президента Линкольна, какие новости есть от Шермана. Президент ответил, что сон, какой ему приснился в эту ночь, свидетельствует о том, что все идет хорошо. В дневнике Гидеона Велеса, командующего флотом у Линкольна, эта история про сон была записана таким образом:

«Президент заметил, что новости вскоре поступят и новости будут хорошие, в этом он не сомневается, потому что прошлой ночью ему приснился его обычный сон, который всегда предшествовал благоприятным событиям войны. И мы попросили его рассказать подробности этого сновидения. И он ответил, что сон его был, прежде всего, связан с его элементом – водой. И что он был один на каком-то странном, не поддающемся описанию судне (челноке), но всегда на одном и том же, и будто бы это судно очень быстро двигалось в направлении темного и неопределенного берега впереди. Этот, один и тот же сон, ему всегда снился, предваряя и стрельбу на Самтери и битву при Булране и других разных местах.

Генерал Грант заметил с некоторым вызовом, что из всех перечисленных побед победа на Стоун Ривер вовсе не была победой, что еще несколько таких побед вообще разрушили бы страну, и, насколько он понимает, никаких результатов от этой победы хороших не было.

На что президент сказал, что он не может согласиться полностью с генералом. Но каковы бы ни казались факты, его необычный сон, тот же самый, и эту битву предварял. Дело в том, что победа не всегда следует за его сном. Но результаты и события всегда бывают значительные и важные.

Так что он не сомневался, что битва уже произошла или идет сейчас в это время, и что Джонсон будет побежден. «Ибо мне этот странный сон приснился прошлой ночью и, наверняка, он относится к Шерману. Потому что все мысли мои были туда к нему направлены. И я не знаю о более важном событии, какое могло бы в ближайшем будущем произойти».

Несколько дней спустя генерал Джонсон капитулировал и вместе с армией сдался генералу Шерману.


* * *

Сны очень сильно влияют на жизнь. Многие из них посланные, кто знает, может быть, из иного мира, выразились в удивительном литературном воплощении на многие столетия в классике литературы, рассказах, в поэмах, которые до сих пор продолжают и восхищать, и вдохновлять, и утешать миллионы читателей.

Конечно, мы не можем знать, до какой степени известные писатели почерпнули свои идеи и ситуации, сюжеты из сновидений, но сознательно или бессознательно они, безусловно, очень многое взяли из снов. История нам ничего не говорит о том, скажем, на самом ли деле Шекспиру приснилась его известная пьеса «Сон в летнюю ночь». Но совершенно очевидно, что в этой пьесе многое взято из сновидений, ибо сверхъестественная, привиденческая атмосфера пьесы так напоминает жизнь во сне, всем хорошую знакомую.

Роберту Луису Стивенсону, одному из замечательнейших и любимых авторов последней сотни лет, как-то приснилась борьба между двумя сторонами человеческой природы: его низменными страстями и более высокой лучшей частью души. И вот он написал этот замечательный роман «Доктор Джекил и мистер Хайд». Говорят, что все случившееся в этом романе очень близко следовало тому, что приснилось на самом деле писателю.

Джону Баньяну также во сне причудилось то, что он запечатлел в своей бессмертной аллегории «Путь Пилигрима», которая столетиями считается шедевром. Самюель Тейлор Колеридж увидел и услышал во сне поэму «Кубла Хан», чьи удивительные по красоте строфы заучивались бесчисленными поколениями школьников. Но сколь бы ни был прекрасен поэтический результат, сон этот был вызван наркотиками.

Хотя эти, вызванные наркотическими опьянениями, сновидения иногда и могут стать основой замечательных произведений, таких как, скажем, у Франсиса Томпсона «Небесная собака» или Де Куинси «Признания опиумного курильщика», но с точки зрения предсказаний и предвидения будущего их содержание сомнительно. Эффект разных лекарств и наркотиков на спящий наш разум – очень сложное дело. И как соединяются физиологические и психологические обстоятельства в случаях предвидения – еще предстоит изучить. Невероятное воображение диких сцен из снов, вызванных наркотиками, как это описано, скажем, у Де Куинси и у других, кто писал под влиянием наркотиков; удивительные, нежнейшие, неземные фантазии или чудовищные гротески, порой, удивительные и восторженные, а часто и музыкальные, озвученные, в их видениях – все это и значение подобных сновидений находится за пределами нашей книги.

Ссылки на сновидения и на то, как они влияют на жизнь, содержатся повсюду во всей писанной литературе. Библия в особенности богата в этом отношении – она полна ссылками на сновидения или на то, что они означают; и никто из тех, кто уважает Священное Писание, не может усомниться в истинности и важности того, что провещают порой наши сновидения.

«И сказал слушайте слова мои, если бывает у вас Пророк Господень, то я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним». (Числа глава 12 шестая)

«И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Книга пророка Иоиля, глава вторая, 28).

Одно из самых знаменитых и выдающихся сновидений, упомянутых в Библии – это сон Якова с его лестницей, спускающейся с небес. В семи коротких стихах рассказывается сон и его толкование.

«Яков же вышел из Вирсавии и пошел в Харан и пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места и положил себе в изголовье, и лег на том месте.

И видел во сне; вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божьи восходят и нисходят по ней.

И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я господь, Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.

И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься к морю, и к Востоку, и к Северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные.

И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

Яков пробудился от сна своего и сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал». (Бытие, гл. 28, 10 – 16).

В важности толкования сновидений вряд ли кто-либо сомневается, разве что человек совсем не развит и ничего не ведает про то, что содержалось во многих веках и столетиях на эту тему. Были ведь и профессиональные толкователи сновидений среди древних вавилонян, ассирийцев, арабов, египтян – Люди, которые столько внесли и в искусство, и в науку и уж коих очень трудно было назвать суеверными или дикими.

Во втором столетии после рождения Христа существовало некое наставление по толкованию снов, собранное Артемидорусом Долданусом, которое было названо Онейрокритика или «Толкование Снов», в переводе с греческого. Как-то вороша однажды в горячий летний послеполудень толстые тома на тему сновидений и их толкования, я вдруг обнаружил эту маленькую целую книжицу, которая оказалась как раз переводом этого самого толкования сновидений с древнегреческого и была опубликована в Лондоне приблизительно столетие с половиной назад в 1800 году. И, как оказалось, уже в этом 1800 году эта публикация была 33-ей. Вне сомнения, то был один из бестселлеров тех дней, спустя 16 столетий после того, как эта книга была составлена. Не умаляя развития науки и всего с нею связанного, все-таки удивительно отметить, как близки те толкования сновидений и пригодны для наших дней.