Детская библиотека им. А. С. Пушкина
А. Г. Максименков
Посвящаю моей маме
Вадецкой Эльге Борисовне
(1936—2018)
© А. Г. Максименков, 2018
ISBN 978-5-4493-5279-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
В 2021 году исполняется сто лет с момента создания в городе на Неве сети детских районных библиотек.
О возникновении сети и первых годах её существования написано достаточно. Наиболее полно об этом событии писала одна из создателей сети – Ольга Петровна Меньщикова1, которая 15 сентября 1921 года возглавила сектор школьных и детских библиотек при СОЦВОСе (секторе социального воспитания Отдела народного образования Петрограда) и стала одним из руководителей по методической работе детских и школьных библиотек. Под контролем О.П.Меньщиковой проходила деятельность всех городских, а позже, и областных детских библиотек, как школьных, так и районных.
Другим, не менее заслуживающим доверия, исследователем стала М.А.Чусовитина2. В 1960-е годы она защитила диссертацию, научным руководителем которой была Наталия Николаевна Житомирова, крупный специалист библиотечного дела и активный участник методической работы библиотек 1930-х годов. Первая глава диссертации М.А.Чусовитиной была посвящена истории детских библиотек города, и Н.Н.Житомирова послужила одним из источников информации для неё.
Между тем, история библиотек не заканчивается их созданием, она продолжалась все эти годы и, надеюсь, продолжится и далее. Было бы интересно проследить историю всех библиотек в их индивидуальной деятельности с последующим обобщением их труда. Безусловно, подобная работа ещё впереди. Не обо всех библиотеках написаны труды, не прослежен их путь от возникновения до сегодняшнего дня. Данная работа так же не ставит своей целью обобщить деятельность детских библиотек города, хотя, в процессе работы было найдено много интересных исторических материалов.
Цель данной работы – собрать воедино факты по деятельности одной конкретной библиотеки (Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина), проследить её путь, в сложный период нашей истории – с начала 1920-х по 1962-й год, а также – показать роль библиотеки на фоне истории. И по возможности – вспомнить по именам библиотекарей (составить своего рода мартиролог) не только конкретной библиотеки, но и других библиотек города, но и эта работа еще впереди.
За небольшой промежуток, прошедший с начала двадцатых годов по пятидесятые годы наша страна пережила последствия революции 1917 года, НЭП, сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, период восстановления, и, что характерно для нашего города, Ленинградское дело. Отразились ли эти потрясения на деятельности обычных массовых детских библиотеках? И да и нет. Вопрос неоднозначный, поскольку для ответа на него нужно знать конкретный материал по истории каждой из детских библиотек. Безусловно, отразились события времён войны и блокады Ленинграда, о чём свидетельствуют собранные материалы.
Следует отметить, что о Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина нет публикаций обобщающего характера, как нет ни одной работы, где была бы планомерно представлена история библиотеки за все сто лет, или хотя бы, за несколько десятилетий. И всё же, утверждать, что совсем ничего не было написано о библиотеке – не правильно. Писали много, но фрагментарно.
Исключение составляет путеводитель «История по кирпичику», изданный библиотекой в 2017 году, где указаны адреса, по которым располагалась библиотека и схематично, пунктирно, дана её история. Путеводитель предназначался для подростков, чтобы дать представление о современной библиотеке, показать её возможности, и потому лаконичное изложение истории библиотеки вполне оправдано.
Другой работой, отражающей историю библиотеки, является статья, посвящённая её деятельности во время блокады. Статья впервые была опубликована в журнале «Школьная библиотека» в 2002 году. Её текст приведён в том самом путеводителе «История по кирпичику» 2017 года.
Следует также упомянуть статью Анастасии Ивановны Вукотич (директора библиотеки в 1934—1941, 1944—1962 гг.) о роли бестужевок в детских библиотеках. Статья вышла в сборнике «Бестужевки в рядах строителей социализма» в 1969 году. Так стало известно о трёх бестужевках, работавших в библиотеке.
Но главный источник информации об истории библиотеки – это архивы и устные воспоминания её старейших сотрудников. Мне посчастливилось работать в ЦГДБ им. А. С. Пушкина в конце 1990-х годов. Я был молод, только окончил библиотечный техникум, это была моя первая работа. Я с глубоким интересом слушал рассказы о прошлом библиотеки. Особое впечатление на меня производили рассказы Галины Борисовны Гинзбург, в те годы одного из старейших сотрудников библиотеки. Г.Б.Гинзбург пришла на работу в 1950-е годы после библиотечного техникума (как и я) и почти до самого конца жизни, – ей пришлось уйти из-за слепоты, – была верна библиотеке.
От неё я узнал такие имена сотрудников как Ольга Михайловна Чемена, Раиса Павловна Михрина, Анна Владимировна Левит, и конечно, Анастасия Ивановна Вукотич, что, как уже упоминалось, была директором библиотеки почти тридцать лет, с небольшим перерывом в годы войны. Воспоминания Г. Б.Гинзбург и легли в основу моих изысканий.
Больше всего тогда меня удивляло, что никто не стремился заниматься историей собственной библиотеки. И только недавно я понял, что причина того – обычное отсутствие свободного времени, которого у меня тогда тоже не было.
В 2000 году я ушел из библиотеки на новое место работы, изменив род деятельности. У меня появилось то самое «золотое» время, что дало мне возможность заниматься историческими изысканиями, в результате которых в 2002 году и вышла та самая статья в журнале «Школьная библиотека». За прошедшие полтора десятка лет удалось найти дополнительный материал, прояснивший некоторые факты. Например, сведения, что А.И.Вукотич была директором библиотеки еще в 1930-е годы, были обнаружены мною только в 2017 году.
Занимаясь поиском информации о библиотеке, я одновременно задумал написать и биографию А.И.Вукотич, тем более, что благодаря ей после войны в библиотеке был сформирован «золотой» коллектив, библиотека вновь обрела имя А.С.Пушкина и превратилась в Центральную детскую библиотеку города. Тогда же я невольно заинтересовался и её родственниками по линии первого мужа, рано погибшего, чью фамилию Анастасия Ивановна носила до конца жизни.
Книга состоит из двух частей и приложений.
В первой части рассказывается в хронологической последовательности история библиотеки как учреждения, с обращением внимания на биографии сотрудников. Да и как иначе, если любая семья – это в первую очередь люди, так и в библиотеке, главное – коллектив. Вторая часть книги посвящена биографии Анастасии Ивановны Вукотич, прожившей, без малого, 85 лет.
В первом приложении в алфавитном порядке указаны сотрудники библиотеки, за 1920—1962гг.
Во-втором приложении вынесены биографии, связанные с жизнью А. И. Вукотич:
Николая Николаевича Вукотича, первого мужа А.И.Вукотич, молодого ученого ихтиолога, чья единственная работа, опубликованная еще в 1915 году до сих пор в списках цитируемых работ ученых;
Николая Платоновича Вукотича, свёкра А.И.Вукотич, преподавателя в Тенишевском училище;
Наталии Алексеевны Вукотич, свекрови А.И.Вукотич, которая была библиотекарем Библиотеки Академии Наук и одним из учредителей благотворительного общества в Санкт-Петербурге:
Отдельная глава посвящена Григорию Давидовичу Плинеру, второму мужу А.И.Вукотич.
Интерес к Г. Д. Плинеру и Н. П. Вукотичу основан еще и на том, что в фонде ЦГДБ им. А.С.Пушкина имеются книги из их частных библиотек. Более подробно об этих книгах можно узнать из работ заведующей отделом хранения и автора идеи создания в детской библиотеке сектора редкой книги Н. Н. Карповой. Несколько лет я был под руководством Нины Николаевны и возглавлял указанный сектор.
Во время работы над книгой были проработаны архивные документы из фондов: Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ) Санкт-Петербурга, Российского государственного исторического архива (РГИА), Архива Академии Наук Санкт-Петербургское отделения и др.
Выражаю благодарность своей семье и друзьям, что морально поддерживали меня в моих изысканиях и завершении труда. И сотрудникам библиотеки, что когда-то давно меня приняли в свой коллектив. Особая благодарность Татьяне Синкевич.
Свой труд я посвящаю моей маме, что всю жизнь отдала науке.
Часть I
Глава 1
Предыстория. 1918—1920
Первые детские библиотеки в России открылись до революции. Они относились к общественным библиотекам и были негосударственными. Первые государственные библиотеки возникли в 1918 г. В Петрограде таких библиотек было две. Одна из них, детская библиотека-читальня, была открыта3 для читателей 12—15 декабря 1918 г. в Рождественском, впоследствии в Смольнинском районе4 и располагалась по адресу: Кирилловская ул., д. 4, кв. 25 (ныне это 4-й филиал ЦГДБ им. А. С. Пушкина).
В первые годы после революции отмечают наличие детских отделов и детских отделений при других библиотеках. Так, в районной библиотеке Петроградского района изначально не предполагалось выделять детский отдел, однако, как пишет в отчете от 11 июня 1920 г. инспектор по детским библиотекам Н. И. Сентюрина, «жизнь показала, что подписчиков-детей оказалось большое количество – до 700 детей»6. А в центральной районной библиотеке 1-го городского района (Стремянная ул., 10) детский отдел был создан еще в 1919 году, а возможно и раньше, и к 1922 году он выделился в самостоятельную детскую районную библиотеку. Во 2-м городском районе детские отделы существовали как при центральной районной библиотеке (Крюков канал, 14), так и в бывшей коммунальной библиотеке им. А. С. Грибоедова, которая с 1920 г. располагалась на улице Садовой дом 104, и в библиотеке им. Лассаля7, где детская комната была создана в апреле 1920г.
До последнего времени не было достоверно известно, на базе какой именно библиотеки возникла детская библиотека имени А. С. Пушкина или же она изначально была самостоятельной единицей. Однако изучение архивных документов за 1919—1920 гг. позволило с большей долей вероятности предположить, что «матерью» детской библиотеки была центральная районная библиотека, располагавшаяся на Крюковом канале в доме 14, известном как дом Веге. За давностью лет не найдено документов прямо указывающих на это родство, однако сохранившиеся материалы убедительно подтверждают такую гипотезу. Детский отдел при центральной взрослой8 библиотеке района открылся для читателей 8 декабря 1919 г., на третьем этаже дома Веге. Но еще раньше, в апреле 1919 г., был выделен книжный фонд в размере 450 экземпляров детской литературы.
Центральная районная библиотека 2-го городского района на Крюковом канале, д. 14 существовала в статусе центральной недолго. В 1921 г. библиотеку переименовали в четвертую подрайонную, а в центральную районную превратили библиотеку им. Тургенева на Садовой ул., д. 349.
Но вернемся к библиотеке на Крюковом канале. Изначально ей была выделена квартира под номером 3. Представляла она собою малоприспособленное для библиотеки помещение: «несколько маленьких комнат, заполненных роскошной мебелью бывшей буржуазной квартиры». Несмотря на небольшие размеры, библиотека ежедневно активно пополнялась новыми национализированными изданиями из частных библиотек и книжных складов. В процессе подготовки к открытию формировался книжный фонд, группировалить отделы. К 4 апреля через руки сотрудников библиотеки прошло более 35 тысяч книг, из них 13,5 тысяч остались в библиотеке:
• справочный отдел и старинные книги – 2 тыс.;
• общественный – 200 экз.;
• науки – 1500 экз.;
• прикладные знания – 300 экз.;
• искусство – 600 экз.;
• художественная литература – 8 500 экз.;
• детская литература – 450 экз.
Остальные 20 тысяч книг были отданы в другие библиотеки. На 4 апреля 1919 г. в районе существовали, «кроме коммунных и некоторых частных библиотек, следующие библиотеки: Центральная (Крюков кан., 14, кв. 3); им. Володарского (Лоцманская, 3); им. Свердлова (Мясная, 1); Библиотека Общежития инвалидов10 (Лермонтовская, 8)»11.
Одновременно с работой по фонду наладили работу четырех передвижных библиотек, из которых три к апрелю находились в обращении.
В мае библиотека получила средства на организацию при советских чайных библиотечных пунктов.
Однако внутри самой библиотеки не занимались ни расстановкой книг на полках, ни каталогами, ни даже инвентарем. Если отсутствие каталогов и инвентаря объяснялось нехваткой средств, то не проводить расстановку посоветовал библиотечный инспектор района. 29 мая он написал: «Библиотека находится в состоянии беспрерывного накопления и в ближайшие две-три недели будет насчитывать не менее 50 тыс. томов… Учитывая непригодность помещения… воздержаться от расстановки и заниматься только отбором и распределением по отделам»12.
И все-таки 8 декабря библиотеку открыли для читателей, одновременно с детским отделом. По всей видимости, библиотека к этому времени получила дополнительную площадь. «Б-ка открыта ежедневно от 10 утра до 4-х часов дня, по праздникам от 12 до 15 часов. Книги выдаются на общих основаниях»13.
Однако вскоре из-за отсутствия в должном количестве дров библиотека была вынуждена сосредоточиться в одной отапливаемой комнате, где находилась небольшая временная печь, чтобы продолжить работу. В светлое время суток она была открыта с 12 дня до 19 часов, а в праздники – до 17 часов. «До апреля 1920 года массовые мероприятия, такие как лекции, чтения, беседы, библиотека по вышеизложенным обстоятельствам не проводила»14.
Ситуация с финансированием и отоплением зимой 1919/20 гг. коснулась всех библиотек города. Одни из них на время были закрыты, другие сократили время работы до нескольких часов в день (2-й городской район), а некоторым библиотекам пришлось войти в состав домов просвещения. Коснулось это тех библиотек, что делили здание с домами просвещения, так как Политпросвет был в более выгодном финансовом положении и имел достаточно денег на покупку дров. Примером такого слияния стал Домпросвет имени Герцена, располагавшийся на Лиговке, правда, годом позже. Здесь находилась библиотека имени Льва Толстого, но после вхождения библиотеки в состав Дома просвещения её переименовали в библиотеку имени Герцена, а имя Льва Толстого передали центральной библиотеке Василеостровского района15.
Вопрос об отоплении коснулся и центральной библиотеки 2-го городского района, в конце 1920 года. На этот раз ситуацию не спасал и располагавшийся в том же доме, 1-й Дом Просвещения, связанный с библиотекой общей системой труб16, допускалась мысль закрыть библиотеку или, как минимум работать через день.
Вторая половина двадцатого года для библиотеки на Крюковом канале, в целом, складывалась напряженно. На выполнение возложенных на библиотеку функций накладывался конфликт в библиотеке.
В первых числах сентября Библиотечная Коллегия района приняла решение проводить свои заседания по четвергам в половине пятого вечера в помещении центральной библиотеки, после закрытия библиотеки для читателей. В том же месяце было решено организовать на базе библиотеки библиотечный семинарий района.
Одной из особенностей центральной библиотеки 2-го городского района было создание на ее базе книжного склада, что не улучшило книжную ситуацию в районе. Библиотека была перегружена неразобранными книгами, одновременно с этим она была донором для других библиотек. По результатам доклада заведующей библиотекой А. Н. Мугго17 библиотечная коллегия приняла решение о создании в районе, вне библиотеки, центрального книжного склада, одновременно с этим запретила без учета отпускать из фондов центральной библиотеки книги и определила порядок снабжения других библиотек района: сначала внешкольные, клубные и морские, а потом уже школьные библиотеки18.
Одновременно с перегруженностью библиотеки стоял вопрос о переплете книг. Еще годом ранее, в мае 1919 года, когда библиотека еще только организовывалась, было переплетено две тысячи двести книг более чем на тридцать тысяч рублей. Не спасала и хитрость – отбирать в библиотеки уже переплетенные издания. Вопрос был столь острым, что в районе было принято решение создать переплетную мастерскую, а до ее создания пользоваться той, что была при центральной библиотеке.
В конце октября было решено организовать работу центральной библиотеки «так, чтобы быть в состоянии удовлетворять потребности рабочего населения в самообразовании, особенно учащейся молодежи. Для этой цели необходимо:
1.Устроить удобный и вместительный зал;
2. Поставить во главе всех отделов библиотеки лиц со специальным образованием, которые могли бы руководить чтением лиц, обращающихся в библиотеку и
3. Организовать в библиотеке систематические собеседования, на которых ответственные руководители отделов библиотеки или другие специальные приглашенные лица знакомили бы слушателей со специальной литературой по всем отраслям знания19».
В ноябре библиотека приняла участие в «Вечере памяти Льва Толстого» 27 ноября 1920г., где совместно с библиотекой им. Грибоедова и библиотекой им. Лассаля организовала «выставку памяти Льва Толстого».
К декабрю 1920 года конфликт между сотрудниками, в лице председателя комитета служащих библиотеки, Филипповой и заведующей А. Н. Мугго достиг критической точки. Мугго обвиняли в преступной халатности, неумении вести хозяйственные дела, к допущению совершения краж в библиотеке. Как результат на уровне Библиотечной Коллегии района была создана комиссия «из одного представителя комитета служащих ЦБ, исключая т. Филиппову, как заинтересованное лицо; т. Ипполитова-Германа как представителя Библиотечной Коллегии; представителя от райкома и политпросвета Отдела Народного образования (в одном лице) т. Зубанова; и одного представителя от Профсоюза работников Культпросвет учреждений в лице тов. Поповой поручив комиссии к 20.12.20г. сделать доклад о постановке хозяйственного дела и причин конфликта20». По результатам Комиссии «по расследованию злоупотреблений якобы имевшим место в Центральной библиотеке района» Библиотечная Коллегия приняла решение «не находя в действиях заведующей ЦБ признаков преступления и предъявленное ей лицами подавшими заявление в Исполком, обвинения или не соответствующими обстановке или неоказанными, Библиотечная Коллегия: 1) усматривает в действиях А. Н. Мугго полное неумение вести хозяйственную часть вверенной ей библиотеки (Комиссия …. осталась при своем прежнем заключении, что и пришлось занести в протокол); 2) учитывая заявление Мугго с ходатайством об освобождении ее от должности заведующей Центральной Библиотеки, уволить ее в полуторамесячный отпуск, согласно заключению Врачебно-Контрольного Бюро с тем, чтобы в течении этого времени войти в обсуждение вопроса о замене А. Н. Мугго на посту заведующей Центральной библиотеки на каким либо другим лицом21».
Неделю спустя, 30 декабря, было принято решение возложить обязанности руководства центральной библиотекой (Крюков канал, 14) на О. М. Подобед с сохранением за ней должности заведующей библиотекой им. Грибоедова22.
Третьего января 1921 года при Библиотечной коллегии был создан особый коллегиальный аппарат по реорганизации Центральной Библиотеки. В него вошли: «Маслов от Библиотечной Коллегии, Подобед временно исполняющий обязанности заведующего, представитель местного комитета Центральной Библиотеки с тем, чтобы в подлежащих случаях к работам тройки привлекался Совет 1-го Дома Просвещения23».
Двадцать четвертого января заведующим центральной библиотеки был назначен Толмачев, которому было «поручено принять в недельный срок от тов. Мугго все имущество бибилотеки и денежные отчеты и, обследовав положение центральной библиотеки, представить подробный отчет»24.
Одиннадцатого июля 1921 года, центральная библиотека по Крюкову каналу дом 14 была переименована в четвертую подрайонную библиотеку25 второго городского района, к этому времени она уже стала, фактически, частью 1-го Дома Просвещения26.
Глава 2
Начало. 1920—1927
Первое упоминание о детской библиотеке 2-го городского района относится к сентябрю 1920 г., когда в библиотеку пришла Арепьева Елена Петровна27 (табельный номер 11508), правда, неизвестно, была она в то время заведующей или библиотекарем.
Первые сведения о работе библиотеки – к 24 декабря 1920 г., когда технические работники детской библиотеки одновременно с техническими работниками коммунальной библиотеки имени Грибоедова отказались работать, если им не поднимут зарплату28.
Адрес библиотеки впервые назван 16 июня 1921 г., когда на работу устраивалась Токай Мария Карловна, проработавшая впоследствии помощником библиотекаря более десяти лет29. Библиотека располагалась тогда на Офицерской ул., д. 3930 (ныне это ул. Декабристов, а дом не сохранился). Несколько позже библиотеку переводят на Садовую ул., д. 104, а в августе 1923 г. ей предоставляется помещение на Мастерской ул., д. 10.
К 1924 г. относится формирование коллектива библиотеки, во главе которого становится Островский Аркадий Григорьевич.
В конце ноября – начале декабря 1924 г. библиотеке присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.
В своей статье «Семь лет детским библиотекам» Ольга Петровна Меньщикова пишет, что сеть детских библиотек возникла в 1921 г. Действительно, 15 сентября 1921 г. Ольга Петровна возглавила Сектор школьных и детских библиотек города и четче ее предшественников на этом посту понимала, что должна представлять собой такая сеть: даже в протоколах заседаний Сектора стало больше библиотечной терминологии, что говорит о более профессиональном подходе к работе. Благодаря О. П. Меньщиковой, было разработано положение о центральной детской библиотеке и определены задачи ее деятельности. В 1921 г. Ольга Петровна выработала алгоритм действий, что позволил унифицировать процесс создания детских библиотек, ускорить их включение в работу. Она пишет: «Организация центральных детских библиотек в течение зимы и лета 1921—1922 гг. проводилась следующим образом: прежде всего для организуемых центральных детских библиотек был подобран штат лиц со специальной подготовкой или педагогов, знающих библиотечное дело. Затем приступили к подыскиванию подходящих помещений, оборудованию библиотек-читателен, пополнению книжных фондов и налаживанию работы детских библиотек»31. Однако хочется обратить внимание, что некоторые из этих библиотек появились еще в 1920 г., только все эти «чуть раньше или чуть позже» открытые для читателей детские библиотеки попадали под план сети районных библиотек, утвержденный ранее, но получивший наибольшую реализацию с 1921 г. Детская библиотека им А. С. Пушкина была одной из таких.
В 1921 г. в городе насчитывалось десять районов: 1-й городской, 2-й городской, Московско-Заставский, Нарвско-Петергофский, Выборгский, Смольнинский, Петроградский, Пороховской, Володарский, Василеостровский. В каждом из них проходил процесс по созданию центральной детской библиотеки, но в июле 1922 г.32происходит объединение районов, изменение границ и детские библиотеки, созданные в разных районах, оказываются в одном. Так, в Центральном городском районе, созданном слиянием 2-го городского с частями 1-го городского и Смольнинского районов, оказываются две центральные библиотеки – 1-го и 2-го городских районов: на Стремянной ул., 10 и детская библиотека им. А. С. Пушкина. В Московско-Нарвском районе, образованном из Московско-Заставского, Нарвско-Петергофского и частью 1-го городского районов – две библиотеки: центральная детская и детская библиотека им. Короленко. Порховской район вошел в Выборгский, а Смольнинский слился с Володарским районом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.