Парикмахеры составляют несколько стульев, ложатся в непринужденной позе и включают на полную громкость свой телефон: клипы, вирусные ролики, приколы, мемы… Комментарии тоже громко и беспрепятственно.
Врачи входят боком, протискиваются к холодильнику, достают свой бутерброд и уходят поедать его в одиночестве.
Матерые косметологи-эстетисты, так они себя называют, сидят за столом прочно, занимая основное пространство, долго и обстоятельно едят и обсудают своих клиентов-пациентов во всех подробностях.
А где мастера маникюра и педикюра? Клянусь, не знаю! Ни разу не видела их в комнате персонала, вообще в салоне где-либо, кроме рабочего места.
Но вернемся к началу, во времена зарождения отрасли.
В конце прошлого и начале этого века в страну было ввезено огромное количество аппаратов, не имеющих регистрации. Они до сих пор еще работают в клиниках, выкинуть-то жалко! И до сих пор существуют руководители, которые не знают, что медицинское изделие должно иметь регистрационное удостоверение и официальную инструкцию по применению.
Как поступало оборудование на рынок косметологии? Перед очередной выставкой в Китае создавались компании, представители которых закупали в Поднебесной аппараты, ввозили их в Россию как бытовые, продавали в клиники и салоны красоты и почти сразу же закрывались. Предъявлять претензии по качеству или же законности обращения на российском рынке некому! Инструкции к аппаратам в русском переводе мог бы читать Жванецкий: толкающий массаж, здравоохранительное мытье ног, пупочки снять включая, кожа волосы опять и так далее.
Тут же расцветали учебные центры, в которых выдавали любые документы, какие захочешь. Диплом косметолога появился за двадцать лет до официального утверждения специальности, а также дипломы «нутрициолога» и «подолога», хотя таких специальностей до сих пор нет, а потом еще врача превентивной или интегральной медицины…
Я видела документ, выданный в Дагестане девушке, которая только закончила институт по специальности «Стоматология», и ей тут же одновременно выписывают диплом о присвоении специальности «Косметология». 2005 год. Специальность официально появится только через четыре года.
А первый официальный учебник «Руководство по косметологии» под редакцией члена-корреспондента РАН, доктора медицинских наук, профессора А.А. Кубанова, доктора медицинских наук, профессора Н.Е. Мантуровой, доктора медицинских наук Ю.А. Гяллямовой вышел в 2020 году. Я втайне горжусь тем, что написала для него две главы…
Но это еще впереди, вернемся в середину тучных нулевых, когда косметология уже имела все признаки отрасли: были потребители услуг, заряженные рекламой на постоянное усовершенствование внешности, специалисты, готовые на любые эксперименты с живым человеком, компании-поставщики, везущие из-за границы нечто в красивой обертке, выставки, где это нечто можно было увидеть, потрогать и купить, учебные центры «любая специальность за ваши деньги», наставники-консультанты, раздающие советы направо и налево, журналы, раздувшиеся от рекламных страниц.
Плохо это или хорошо? Не знаю! Наверное, любая отрасль проходит такой вот период роста, когда правил еще нет, а идеи идут косяком, и деловой азарт захлестывает.
Я только вижу, что и сейчас над косметологией тяготеет родовое проклятие парикмахерской, и все, что когда-то позволило расти и развиваться, теперь, к концу первой четверти века, становится тормозом на пути. Появляются границы компетенции и правила деятельности, нормативные документы и осмысленный опыт. И вместе с этим в индустрию приходят новые люди, которые готовы идти дальше, не отвергая опыт прошлых лет, но осмысливая его как территорию Дикого Запада.
Если бы путь индустрии красоты за тридцать прошедших лет можно было показать с помощью вывесок, это выглядело бы так:
«Парикмахерская» – «Салон-парикмахерская» – «Салон-красоты» – «Клиника косметологии» – «Центр красоты и здоровья».
Но несмотря на явную тягу к солидности, хотя бы в наименовании, все предприятия индустрии красоты имеют общие проблемы:
1. Незнание правил ведения бизнеса, установленных государством (законы, постановления, приказы, ГОСТы).
2. Отсутствие статистики, а, значит, и четкого представления о том, как развивается индустрия в целом, отсюда невозможность принять стратегическое решение, основываясь на фактах, а не на ощущениях.
3. Слабое представление о том, кто имеет право оказывать бытовые и медицинские услуги: образование, квалификация, должность, профессиональный стандарт.
4. Отсутствие четкого понимания, как ввозится и регистрируется на рынке косметологическая продукция, включающая лекарственные препараты, косметические средства и медицинские изделия.
5. Отсутствие статистики, а, значит, и системного представления о том, как развивается индустрия в целом.
6. Большая разница между платежеспособностью потребителей и востребованностью услуг в городах-миллионниках и небольших населенных пунктах.
И все же каждый раз, когда я вижу вывеску на здании «салон красоты», «косметология», я остро ощущаю потенциал индустрии: огромное количество специалистов, которые к ней профессионально причастны, широкий ассортимент продукции для удовлетворения эстетических потребностей, креативность и энтузиазм рекламной поддержки, энергия выставочных проектов, незатихающий интерес потребителей и мощные финансовые потоки. Отрасль полна силы и ориентирована на будущее.
В течение последних двадцати лет я профессионально развиваюсь параллельно индустрии красоты. В журналистике с 70-х годов прошлого столетия, а в начале двухтысячных стала специализироваться в области освещения эстетических услуг. Начала с того, что писала статьи о этом виде деятельности. Потом меня стали приглашать на конференции для руководителей и специалистов с докладами про отдельные проблемы индустрии. Далее авторские семинары и курсы для участников рынка, в том числе для руководителей предприятий индустрии красоты, косметологов, пластических хирургов, поставщиков продукции. Растет индустрия, расширяется и диапазон моей работы. Аудиты клиник и салонов красоты. Подготовка образцов внутренних документов, которые в конечном итоге сформировали некий электронный учебник. Я не решалась его публиковать, зная, что правила уже завтра могут измениться и мои рекомендации будут неактуальны. Но решение нашлось. То, что вы сейчас держите в руках, можно назвать живой книгой. Страницы, напрямую связанные с положениями нормативных актов, будут иметь QR-коды. По ним можно пройти на сайт, где информация будет обновляться.
И это позволит вам быть в курсе актуальных требований к индустрии красоты. Вечной индустрии в ее актуальном облике.
Глава 2
Зачем вам этот бизнес?
Весной 2023 года Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения озвучила следующие цифры: 9 287 организаций имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности по профилю «косметология».
Из них только 6 % – государственные и муниципальные медицинские организации. При этом более 99 % косметологических услуг оказывается пациентам в клиниках, относящихся к частной системе здравоохранения.
По данным онлайн-сервиса для поиска работы в бьюти-индустрии Freetalents.ru [1], в 2023 году рынок бытовых парикмахерских и косметических услуг в России насчитывал 90 000 салонов красоты и около 300 000 мастеров. Только в Москве их 14 000 и 43 000 соответственно.
Цифры эти очень приблизительны, потому что частные предприятия практически не участвуют в статистической отчетности, сколько их на самом деле не знает и Федеральная служба статистики. Кроме того, в последние годы к ним прибавилась армия самозанятых, которые не подают уведомления в Роспотребнадзор о начале осуществления предпринимательской деятельности. По данным Тинькофф Журнала, на конец 2022 года в России было зарегистрировано 6,3 миллиона самозанятых, из них более 218 тысяч человек работают в сфере красоты. А сколько незарегистрированных – никто не знает!
https://freetalents.ru/
Правда, раз в год Росстат публикует данные в денежном выражении, так, за 2022 год парикмахерскими и салонами красоты без медицинской лицензии было якобы оказано услуг на 17 037 593,3 рублей. И опять же, эта цифра приблизительная, потому что многие предприятия индустрии красоты просто не участвуют в статистической отчетности.
Количество организаций подвижно, по данным все того же онлайн сервиса Freetalents.ru, ежегодно закрывается около 20–25 % салонов и клиник, столько же и открывается. Эти данные совпадают и с моими профессиональными наблюдениями. Я не веду статистику, но каждый год консультирую примерно одинаковое количество инвесторов, которые хотят открыть свой бизнес или же просят помочь с продажей уже надоевшего по разным причинам.
Одни закрываются, ссылаясь на то, что бизнес безнадежно убыточен, другие открываются, веря в то, что совершают дальновидные инвестиции. И то и другое – довольно устойчивые мифы.
Индустрия красоты создается по совершенно другим правилам, чем любой другой бизнес. Инвестиции в него никогда не окупятся при продаже.
И я сейчас объясню, почему.
Предприятия малого бизнеса (салоны красоты и клиники чаще всего к ним и относятся) чаще открываются в арендованных помещениях. Риэлторы, собственно, так и советуют, расчетами подтверждая, что деньги, вложенные в квадратные метры, окупятся в лучшем случае через десять лет.
Создавая свой бизнес в арендованном помещении, инвесторы в любом случае тратят деньги на ремонт, который с собой не унесешь. Далее приобретается оборудование. Опять вложения. И вот вроде, кажется, все! Кабинеты и залы блистают свежей отделкой, оборудование смонтировано. Пора считать деньги? Идти к обещанной консультантами по открытию предприятий индустрии красоты точке безубыточности?
К сожалению, пустой салон красоты не работает. Деньги в бизнес принесут мастера, их не причислишь к основным средствам, не внесешь в забалансовую ведомость. Они приходят и уходят, причем уводят с собой и клиентов. Они торгуются с руководителем за каждый процент с продаж. Конфликтуют между собой. Скандалят с клиентами, которые недовольны услугой. Требуют смены марок косметики, потому что есть на рынке и круче…
Словом, это живые люди, управлять которыми сложно, даже если ты уже прошел все известные курсы по мотивации персонала. А главное, сколько бы в них не было вложено денег, продать этот ресурс невозможно. Это в гоголевские времена ревизская душа стоила пятьсот рублей, а хороший повар или парикмахер – так и тысячу. Сегодня в молодого специалиста вкладывают гораздо больше, но свои навыки и умения он унесет с собой. Не отрежешь и в салоне не оставишь.
Деньги мастерам должны принести клиенты. Но их надо сначала привлечь. И стоимость привлечения растет с каждым годом. Причины для этого есть:
• плотная конкурентная среда;
• создание новых инструментов привлечения через онлайн-сервисы;
• зарплата маркетологу, пиар-менеджеру, копирайтеру, дизайнеру (количество специальностей плодится с каждым годом);
• стоимость размещения рекламы в интернет-пространстве (учитывая обязательную маркировку креатива);
• обучение специалистов организации клиенториентированному сервису.
Но достаточно одной некачественно сделанной услуги, одного хамского поступка со стороны работника – и клиент уходит навсегда. И деньги, в него вложенные, бизнесу не возвращает!
И выходит, собственно, что сколько в этот бизнес не вкладывай, его реальной капитализации не происходит. Если продавать, то только оборудование б/у. Правда, при открытии инвесторы об этом не задумываются. Им видится другая картина: красивый бизнес, красивые люди, легкие деньги.
Обычно я начинаю разочаровывать инвесторов на первой же консультации, потому что за все эти годы вижу: приносит деньги каждый день только тот салон красоты, в котором руководитель сам постоянно работает, управляя процессами. Курить бамбук в Таиланде не получается, поскольку ежедневно возникают маленькие, но непреодолимые трудности, решение которых сотрудники всегда возлагают на хозяина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги