banner banner banner
Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого
Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого
Оценить:
 Рейтинг: 0

Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого

Допустим, вы виртуозно водите автомобиль. У вас большой опыт вождения, ни одной аварии, в любой ситуации четко понимаете, что необходимо делать, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Для вас здесь нет неразрешимых ситуаций.

И вот вам предлагают (причину опустим) заменить пилота команды, участвующей в гонках «Формула-1». В ваших руках один из самых совершенных гоночных автомобилей на планете. Над его созданием трудились сотни инженеров, конструкторов, специалистов. Шедевр инженерной мысли в ваших руках. Короткий инструктаж – и вот вы на гоночном треке. Квалификационная гонка начинается.

Ставлю сто к одному, что гоночный болид под вашим управлением даже не тронется с места. Почему? Все просто. Это совсем другой автомобиль. Нет, не так… СОВСЕМ! ДРУГОЙ! АВТОМОБИЛЬ! Совершенный инструмент, послушный и управляемый только в подготовленных руках. Вашего многолетнего опыта вождения недостаточно. Здесь нужна подготовка на качественно другом уровне.

Вот так же и с лидерством/управлением. Чтобы эффективно управлять компанией, командой, проектом (читай – болидом Формулы-1), необходимо сначала научиться управлять собой (читай – пройти специальную подготовку пилота). Срезать углы здесь не получится. Купить лицензию – тоже (как у нас покупаются водительские удостоверения – всем известно). И гарантий вам никто не даст.

Научиться управлять собой – первая ступень подготовки. Вторая – научиться управлять другими людьми, стать для них настоящим лидером, за которым они пойдут в огонь и в воду и на Васюганские болота. Освоите первую ступень – есть шанс, что получится и со второй. Не освоите – без шансов. Точка.

3. Когда-нибудь эту книгу прочитают мои дети

Причина? Веская. Наверное, самая важная, хотя и указана третьим пунктом. Я хочу оставить после себя след на земле.

Вот опять банальная фраза. Хорошо, пусть будет так: «Я хочу, чтобы у моих детей осталось что-то такое, что поможет им понять, каким был их отец». Не слишком пафосно? Тогда оставляем.

Открою вам страшную тайну. Я сентиментален во всем, что касается связки «отец-сын». И в отношении своего отца, и в отношении своего сына. Если у кого-то ком подкатывает к горлу при просмотре таких фильмов, как «Папа» с Владимиром Машковым или «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева, – вы меня поймете.

Искренне верю: наступит день, когда мой сын откроет и прочитает эту книгу. Очень хочу, чтобы в процессе чтения у нас получился диалог. Он будет задавать себе вопросы и находить ответы на этих страницах. И мы будем разговаривать. Долго, неторопливо…

Так, возьми себя в руки, Александр. Рассказываешь здесь про лидерство, а сам в эмоции ушел.

Не ушел. Лидерство – проявление чувств в том числе, а не профиль, высеченный из камня. А наши дети – один из важнейших мотиваторов и смыслов жизни.

О причинах все.

0.2. Как получить максимум пользы от прочтения

Есть несколько вариантов.

1. «Не верю!» (по примеру К. С. Станиславского)

Читаем предложение (или абзац) и сразу включаем критическое мышление. Уж что-что, а это мы умеем!

«Так не работает!»

«У них там в крупных корпорациях такие порядки, здесь все по-другому!»

«Я пробовал, не получилось!»

«Теория!»

Не засоряем мозг ненужной информацией, трезво оцениваем каждое слово, сразу отвергаем все, что вызывает малейшее сомнение.

2. «На одном дыхании»

Читаем до конца. Часть информации осядет в мозгу и, возможно, когда-то пригодится.

3. «Пришел, увидел, применил»

Читаем внимательно. Берем предложенные инструменты и начинаем применять. Все и сразу.

Знаете как сотрудники компании в понедельник утром, на планерке, узнают, что директор провел выходные на тренинге? Он всех собирает и говорит примерно следующее: «У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Начну с плохой. Мы все время работали неправильно. Да, у нас есть результаты, но они могли быть гораздо лучше. Хорошая новость – я два дня учился, как делать правильно, заплатил за тренинг много денег. Вот вам технологии и приемы, внедряйте! Через месяц все должно быть исправлено!»

Знакомая ситуация? Думаю, многие проходили и уже знают, чем все заканчивается.

Заканчивается, как правило, грустно. Сотрудники, ошалевшие от количества предложенных изменений, занимаются не прямыми обязанностями, а внедрением новшеств. «Ой, нам не до вас сейчас! Мы повышаем уровень клиентоориентированности. Приходите через месяц, и все будет в лучшем виде!» – вот что слышат клиенты. Конечно, никто не будет столько ждать, и клиенты уходят к конкурентам.

Итог: через месяц выручка рухнула, клиенты разбежались, изменения так и не внедрены. Директор делает вполне справедливый, с его точки зрения, вывод: «Все тренинги – развод на деньги, тренеры – шарлатаны, их инструменты не работают. Сам больше не пойду учиться и вас не отправлю!»

Утрирую? Возможно, но лишь отчасти.

Любые изменения, даже положительные, сначала вызывают у сотрудников настороженность.

Попробуйте провести эксперимент. Соберите всех сотрудников и сообщите, что с завтрашнего дня зарплата повышается на 30 %. А потом посмотрите на реакцию. Вместо радости на лицах, скорее всего, будет недоумение. «А что, работать тоже придется на 30 % больше? Или кого-то уволят и его зарплату распределят между остальными? То есть все равно придется больше работать?»

Вот. Новость хорошая, а вместо радости – настороженность.

Если руководитель проводит изменения в компании «жесткой рукой», то настороженность переходит в непонимание, затем в страх, отторжение и саботаж. С виду все заняты делом, но фактически занимаются «сибурде», то есть симуляцией бурной деятельности. «Сибурдируют».

Чтобы этого не происходило ни с вами, ни с вашими сотрудниками, предлагаю еще один вариант.

4. «Все правильно сделал!»

Внимательно читаем. Причем в любом порядке. Хоть с последней главы. После прочтения действуем по простой схеме.

1. Выбираем 1 (один!) инструмент (технологию, прием). Либо самый простой, либо самый важный для вас в данный момент.

2. Адаптируем выбранный инструмент под себя. Под свой характер, стиль управления, жизненные принципы и т. д. Думаем, как именно в вашем случае он будет работать максимально эффективно.

3. Пробуем применить в «пилотном режиме» – на небольшом участке.

Например, вы решили всерьез заняться тайм-менеджментом. Система сложная, делать все и сразу – значит, тратить гораздо больше времени, чем раньше. Что можно сделать в первую очередь:

– навести порядок на рабочем столе;

– структурировать информацию в компьютере;

– разобрать почту по папкам;

– начать планировать следующий день вечером предыдущего.

Это сэкономит несколько минут в день. Поняв, что метод работает, можете добавлять инструменты и приемы, а затем приступать к разработке системы корпоративного тайм-менеджмента.

4. Анализируем полученный результат. Что получилось хорошо, что не получилось, почему, что нужно изменить.

5. Корректируем и применяем. Вводим в привычку.

Кстати, о привычках. Сколько нужно времени, чтобы какое-то действие стало привычкой? Двадцать один день! Поздравляю тех, у кого так! Но ведь на самом деле не менее 90 (девяноста!) дней нужно. Как появилось распространенное заблуждение, расскажу дальше.