Покуда ты с трудом спустишься вниз,
Вода в ручье унесет их далеко».
750 Тот сказал: Моя цель – не натрясти орехов,
Посмотри пристальней, не останавливайся на внешнем!
Моя цель в том, чтобы доносился звук воды,
А также [чтобы] я видел этот пузырек на воде.
Что делать жаждущему в [этом] мире? —
Только постоянно ходить вокруг водоема[431 - Водоем (???) – метафора совершенного человека [Nicholson, Mathnawi 4, коммент. к б. 752].],
Вокруг ручья, вокруг воды и звука воды,
Подобно паломнику, обходящему Ка‘бу праведности![432 - Ка‘ба праведности – еще одна метафора шейха, совершенного человека; обходящему (????) – намек на ритуал семикратного обхождения Ка‘бы (????), являющийся элементом как малого (‘умра), так и большого (хаджж) паломничества в Мекку.]
Точно так же моя цель в [сочинении] этого «Маснави»,
О Зийа ал-Хакк Хусам ад-дин, это – ты![433 - Этого «Маснави» (????? ???) – т. е. Маснави-йи ма‘нави, «Духовного маснави», или – «этой поэмы», если рассматривать маснави не как начало названия поэмы, а как жанровое определение. Зийа ал-Хакк Хусам ад-дин – см. ранее, коммент. к б. 1.]
755 «Маснави» в ответвлениях и корнях[434 - В ответвлениях и корнях (???? ???? ? ?? ????) – также «в производных и основных [частях]».]
Целиком принадлежит тебе – ты принял его.
Шахи принимают хорошее и плохое,
Уж если принимают, [оно] не будет более отвергнуто.
Раз ты посадил деревце – дай ему воды!
Раз ты дал ему расти – устрани препятствия![435 - Деревце (????) – метафора поэмы, на создание которой Хусам ад-дин вдохновил автора. Во втором полустишии обыграны производные формы глагола ????? «открывать»: ты дал ему расти – ????? ???? ??, букв. «дал ему открытие (т. е. начало)», устрани препятствия – ??? ????, букв. «открой (т. е. развяжи) узел».]
Моя цель во [всех] словах его – твоя тайна,
Моя цель в его сочинении – твой голос[436 - Смысл: О Хусам ад-дин, я подбираю слова своего Маснави, стремясь изложить то Божественное знание, что обретаю через твое посредство; я сочиняю Маснави, чтобы услышать, как ты читаешь его вслух своим прекрасным голосом.].
Для меня твой голос – голос Бога,
Не дай Бог, чтобы влюбленный был отделен от возлюбленного!
760 Единение без определения, без аналогии
Существует у Господа людей с душами людей[437 - Определение – ???? такаййуф, также «придание формы, качественной определенности», в [Диххуда, сл. ст. ????] дано толкование ?????? ?????? «познание качеств» с комментируемым бейтом в качестве единственного примера; аналогия (????) – суждение, основанное на аналогии, см. ранее, коммент. к б. 378; у Господа людей (?? ?? ?????) – аллюзия на Коран [114: 1]: «Скажи: “Прибегаю к Господу людей (?? ?????)”». Название суры 114 – ??? («Люди»), это арабское слово использовано в б. 760–762 для обозначения особых людей, идущих по пути познания Бога.].
Но я сказал: людей, не полулюдей,
Люди – это лишь души, знающие Душу[438 - Полулюди —????? (получеловек, человекообразная обезьяна); в рассказах арабских путешественников и в литературе адаба – мифическое существо, покрытое шерстью, прямоходящее и наделенное нечленораздельной речью; ал-Джахиз в «Китаб ал-хайаван» отождествляет наснас с племенами Йаджудж и Маджудж (библ. Гог и Магог, см. [Коран, 18: 94]), в словаре «Лисан ал-‘араб» (сл. ст. ?????) отмечено, что в этих существ были обращены проклятые Богом племена ‘Ад и Самуд, многократно упоминаемые в Коране; о наснас см. подробнее [EI, сл. ст. «Kird» (F. Vire)].].
Люди – это человечество, а где человечность?
Ты не увидел главы человечества, [значит], ты – хвост![439 - Человечество (????) – народ, люди; человечность (?????) – то, что отличает человека от животного, разумная душа; Николсон отмечает, что мардуми может также означать «духовное зрение» (ma'rifat or «spiritual vision»), с обыгрыванием значения мардум-и «зрачок глаза» [Nicholson, Комментарий]. Глава человечества (?? ????, сар-и мардум) – тот, кто достоинствами превосходит всех людей, святой человек, избранник Божий; возможен перевод «ты не увидел голов человечества», т. е. ты не увидел в людях разум, помещенный в их головах, а увидел лишь их тела. При чтении сир-и мардум возникает смысл «ты не увидел тайну людей», т. е. того, что сокрыто в их душах. Хвост – здесь «последний», т. е. самый ничтожный из людей.]
Ты прочел «не ты бросил, когда бросил»,
Однако ты – [лишь] тело, ты остался в разделенности[440 - Не ты бросил, когда бросил (?? ???????? ??? ????????) – цитата из Корана: «Не вы их убивали, но Аллах убивал их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил, чтобы испытать верующих хорошим испытанием от Него. Поистине, Аллах – слушающий, сведущий!» [8: 17]. Согласно комментаторской традиции, речь идет о битве при Бадре (624 г.), в которой Мухаммад и его сподвижники одержали победу над мекканцами, численно втрое уступая им. В ходе битвы Мухаммад бросил в сторону врагов горсть песку и засыпал им глаза. Фахр ад-дин Рази комментировал: «Одна горсть песка не может попасть в глаза всем. Засыпать песком их глаза мог только всевышний Аллах – ведь брошенного песку было очень мало» (пер. М.-Н. О. Османова, цит. по [Коран 1995, с. 465]). К. Замани отмечает, что айат принадлежит к наиболее часто цитируемым в «Маснави», Руми обращается к нему для обоснования своих взглядов на такие проблемы, как «принуждение» (джабр) и «свободный выбор» (ихтийар), «единство бытия» (вахдат-и вуджуд), «чудотворство святых» (карамат) [М2, с. 335, коммент. Замани к б. 1306]. В разделенности (?? ?????) – т. е. в мире множественности, материальном мире. В бейте подразумевается: ты прочел айат, но не понял, о чем в нем сказано.].
О тупица, царство своего тела, как Билкис,
Покинь ради пророка Сулаймана![441 - Аллюзия на Коран: «Она сказала: “Господи, я обидела сама себя и предалась вместе с Сулайманом Аллаху, Господу миров!”» [27: 45].]
765 Я восклицаю «Нет силы..!» не из-за собственных слов,
Но из-за зломыслия того склонного к измышлениям[442 - Нет силы..! – начало формулы ????? ? ?? ??? ??? ????? («Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха»), которую произносят в момент опасности, страха, для выражения удивления. Зломыслие (?????) – все ложное, дурное и далекое от благочестия, что проникает в сердце человека; искушения, в которые вводит человека шайтан; склонный к измышлениям (?????? ???, андиша-киш) – букв. «[взявший] в обычай мысль»; в ряде контекстов «Маснави» андиша обозначает не просто «мысль», а именно «измышление», ложные и безосновательные умствования философов (см. коммент. Замани к б. 3561 в [М2, с. 868–869], где собраны данные о положительных и отрицательных коннотациях андиша в «Маснави»).].
Ибо он о сказанном мной строит домыслы
В сердце из-за зломыслия и отрицающего мнения.
Я восклицаю «Нет силы!..», то есть ничего не поделаешь,
Поскольку у тебя в сердце – речи против меня!
Поскольку сказанное мной застряло у тебя в горле,
Я умолкаю, скажи свое [слово]!
Один хороший флейтист играл на флейте,
Вдруг из его зада вышел ветер.
770 Он приложил флейту к заднице – мол, если
Ты играешь лучше меня, бери и играй!
О мусульманин, ведь в стремлении [к истине] учтивость –
Это не что иное, как терпение пред любым неучтивым![443 - Неучтивый (?? ???) – Замани отмечает аллюзию к Корану: «А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды (????????), говорят: “Мир!”» [25: 64 (63)].]
Когда ты видишь, как кто-то жалуется,
Мол, у такого-то злобный нрав и характер,
Знай, что этот жалобщик злонравен,
Раз о том злонравном он злословит.