banner banner banner
Разговорный гипноз и Эриксоновский гипноз в коммуникации
Разговорный гипноз и Эриксоновский гипноз в коммуникации
Оценить:
 Рейтинг: 0

Разговорный гипноз и Эриксоновский гипноз в коммуникации

Разговорный гипноз и Эриксоновский гипноз в коммуникации
Алексей Миронов

То, что вы будете читать, написано для одного семнадцатилетнего юноши. Юноша – это я тридцать лет назад, впервые прочитавший книгу об Эриксоновском гипнозе, которая во многом определила мою дальнейшую судьбу.

Алексей Миронов

Разговорный гипноз и Эриксоновский гипноз в коммуникации

Эту историю рассказывала раньше Мать Тереза: «После шторма женщина идя по берегу моря видела тысячи морских звёзд выброшенных волнами на берег. И она увидела мальчика, который брал морских звёзд и раз за разом бросал их обратно в море. Женщина подошла к мальчику и сказала: «Мальчик, для чего ты это делаешь? Какая разница, ведь их десятки тысяч!» В ответ мальчик взял в руки ещё одну звезду и бросив её далеко в море, обернулся к женщине и сказал: «Для этой морской звезды я создал очень большую разницу!»

ВВЕДЕНИЕ.

«Хвалите себя больше и чаще, потому что источник забывается, а мнение остается.»

Доброго времени суток. Меня зовут Алексей Миронов.

То, что вы будете читать написано для одного семнадцатилетнего юноши. Юноша – это я тридцать лет назад, впервые прочитавший книгу об Эриксоновском гипнозе, которая во многом определила мою дальнейшую судьбу.

Немного о себе. Родился в роддоме, учился в школе и университете, работал на работе. Достаточно? Нет?

Тогда чуть подробней: я – бизнесмен и инвестор с двумя высшими образованиями, владею тремя языками, основатель и тренер «Института Разговорного Гипноза» и просто хороший человек.

Мой интерес к гипнозу появился на летних каникулах университета, когда товарищ предложил почитать книгу Милтона Эриксона. Очарование его методами дало начало экспериментам и поиску возможности поучиться у профессионалов.

Эксперименты подтверждали эффективность гипноза, а поиск привёл меня к основателю направления Эриксоновского гипноза в России, доктору психологических наук, профессору, члену- корреспонденту Академии педагогических и социальных наук, Ph.D, Gr.Ph.D, Full Professor Михаилу Романовичу Гинзбургу.

Моё обучение у него немного затянулось. На двадцать лет. Конечно, я тренировался, применяя знания и формируя навыки. И каждый год снова и снова приходил к Михаилу Романовичу на курс Эриксоновского гипноза. И профессор каждый раз спрашивал: «Алексей, опять ты!? Зачем?» Помню один из моих ответов. А ответил я анекдотом: «Подслеповатый оператор, глуховатый звукооператор и придурковатый режиссёр сняли фильм и решили его посмотреть. Посмотрели. Оператор говорит: «Что-то видно плохо!» Звукооператор соглашается: «Да, и слышно не очень!» Режиссёр весело заявляет: «А мне нравится!»

Нравилось, но не всё. Обучение было в рамках программы для гипнотерапевтов. И эти самые рамки были мне не очень интересны, так как я человек бизнеса и мои интересы связаны с переговорами, с продажами, да и с обычной коммуникацией. И каждый год с грустным видом, как недоенная корова, я спрашивал: «Михаил Романович, в терапии – понятно, как использовать, а как Эриксоновский гипноз использовать в жизни, в обычной коммуникации?» И каждый год он отвечал: «Чтобы использовать Эриксоновский гипноз в обычной коммуникации, нужно хорошо знать техники». И это была правда. Вернее, часть правды.

И вот на двадцатом году обучения у меня созрел план. Подойдя к Михаилу Романовичу я спросил: «Можем ли мы сделать тренинг по разговорному гипнозу для применения в обычной коммуникации, в продажах, в переговорах? Ведь и у терапевтического наведения, и у коммуникации есть схожая структура: начало, цели, предложение идей, реагирование на идеи, завершение коммуникации». И к большой радости, подумав день, Михаил Романович согласился. Попросил прислать на почту мысли и идеи о новом тренинге и мы договорились встретиться через месяц, после его возвращения из командировки. Но ковид сделал так, что его «командировка» затянулась. Навсегда.

Я продолжал работу над тренингом уже один. Сомневался. И однажды мне приснился сон: улыбающийся Михаил Романович Гинзбург подходит ко мне на улице, протягивает свою обувь и говорит: «Правильной дорогой идёшь, возьми мою обувь!»

В этой книге будет описана та дорога, которую мне удалось пройти на текущий момент.

Если Вы думаете, что, прочитав эту книгу, Вы овладеете разговорным гипнозом, не читайте её. Чтобы овладеть плаванием, после прочтения соответствующей литературы, хорошо бы найти водоём и перейти к практике. Чтобы плавать, надо плавать! А чтобы хорошо плавать, нужно плавать регулярно.

Эта книга может стать первый шагом в захватывающее приключение Вашего ещё более успешного будущего.

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗВЕРЬ «РАЗГОВОРНЫЙ ГИПНОЗ».

«– Вчера был у гипнотизёра. – Ну и как тебе? – Да фигня это всё. – А куда идёшь? – Да, машину ему мыть.»

Так что же за загадочный зверь этот «Разговорный гипноз»?

Есть ли он на самом деле? Или «это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году»?

РАЗГОВОРНЫЙ ГИПНОЗ – это коммуникация, улучшающая принятие информации и непроизвольное реагирование человека способами, которые находятся вне его сознательного контроля.

Или:

РАЗГОВОРНЫЙ ГИПНОЗ – это процесс вызывания и использования состояния повышенной готовности человека к принятию и реализации идеи, способами, которые находятся вне его сознательного контроля.

Ну, вот, другое дело! После таких определений кому-то менее целеустремлённому может захотеться почитать другую книгу. А мы продолжим.

В обычной коммуникации человеку предлагают идею прямо, например: "Пойдём выпьем кофе". И тогда человек принимает решение делать то, что вы предлагаете или не делать, исходя из своих правил, логики, убеждений. Например, он думает: "Кофе я сегодня уже пил, много кофе не полезно". И отвечает: "Нет, спасибо". Или думает: "Я люблю кофе и хорошо бы сейчас бодрящего чего-то выпить". И отвечает: "Да, давай по кофейку!"

В разговорном гипнозе используются косвенные внушения и косвенные методы так, что идея всплывает, как бы, сама изнутри человека. И человек считает, что идея или желание выпить кофе были его, или он осознаёт, что выпить кофе предложили вы, но думает, что он этого хотел ещё до вашего предложения.

В разговорном гипнозе мы используем косвенные методы и косвенные внушения в двух основных направлениях:

Способствуем принятию внушаемой идеи.

Способствуем непроизвольному реагированию на внушаемую идею.

Для этого мы применяем более ста различных косвенных методов и внушений.

Время от времени, мы слышим про менее загадочных зверей, таких, как «Эстрадный гипноз», «Традиционный гипноз», «Эриксоновский гипноз» и даже «Цыганский гипноз».

«Гипнотизёр подходит к девушке, сидящей на скамейке и он ей говорит: «Ты входишь в транс и ты этого не знаешь. Ты идёшь ко мне домой и ты этого не знаешь. Ты занимаешься со мной сексом и этого не знаешь». Девушка встаёт с кровати и говорит: «Теперь у тебя триппер и ты этого не знаешь».»

Ключевым отличием разговорного гипноза от терапевтического и эстрадного является его применение в обычной коммуникации, вне терапевтической или развлекательной рамки, и отсюда задача специалиста провести процедуру воздействия незаметно. Чем деликатнее и незаметнее Вы работаете, тем выше Ваш профессионализм.

В разговорном гипнозе используем в основном трансы лёгкой и средней глубины с сохранением определённой ориентации на окружающую реальность.

Суть разговорного гипноза в ослаблении привычных установок, правил и заученных ограничений человека для того, чтобы с помощью сформировавшейся готовности к ответу усилить восприятие внушения или идеи, которые вы предлагаете.

Традиционный гипноз требует от человека подчинения гипнотизёру, внушения в нём, по большей степени прямые. Часто перед началом делают пробы, чтобы определить тех, кто более гипнабелен.

Эриксоновский гипноз намного мягче, ориентируется на сотрудничество, более того подчеркивает, что главный в гипнозе пациент, а задача гипнотерапевта только помочь приоткрыть нужную дверь к собственным ресурсам.

Эстрадный гипноз во многом опирается на традиционный и эксплуатирует зрелищность некоторых гипнотических феноменов.

Цыганский гипноз использует достаточно узкую, но эффективную для поставленных перед цыганками задач линейку техник наведения транса через замешательство. Поэтому их принцип: «Схватить за три минуты и убежать за три километра» используется для достижения быстрых целей в короткой коммуникации.

Разговорный гипноз ближе всего к Эриксоновскому, потому что в коммуникации мы выстраиваем партнёрские взаимоотношения и именно этот подход предлагает нам возможность мягко принять человеку нашу идею и вызвать его непроизвольную или автоматическую реакцию на эту идею. Чаще всего непроизвольные реакции воспринимаются человеком как его собственные. То есть человек считает, что это он сам захотел сделать то, что он сделал. И на уровне логики, позже, он может найти своему поведению объяснение. Почему именно так он решил поступить.

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ.

«– Рабинович, как вы считаете, что сильнее: знание или чувство? – Чувство! – Почему? – Вот, знаю, что я должен Додику, но чувствую: не отдам.»

Рождается человек. И он воспринимает этот мир на языке ощущений, образов, звуков, запахов. У новорожденного ещё нет слов и образов с ними связанных. И даже слово «мама» с его сакральным значением появится позже. У ребёнка ещё нет и правил взаимодействия с этим миром. И мир воспринимается младенцем напрямую, без слов – посредников. И постепенно у ребёнка появляется понимание некоторых слов. И вместе со словами «стол», «стул» появляются правила пользования предметами, которые мы называем этими словами.

«Вот это стул – на нём сидят. Вот это стол – за ним едят».

И одновременно с расширением словарного запаса у ребёнка расширяется арсенал правил. «Что такое «хорошо»? И что такое «плохо». Что можно делать, а что делать нельзя. Когда мы слышим слово «кружка» мы можем осознать не только сам предмет «кружку», но и возможное поведение и взаимодействие с этим предметом. И эти правила взаимодействия могут быть во многом похожи у людей, проживающих в одной культуре, и могут чем-то отличаться у каждого человека.

Итак: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – это совокупность привычных способов восприятия, мышления и реагирования человека, которые определяют значение происходящего и формируют ответную реакцию.