banner banner banner
Если бы программисты строили дом, или Как не потерять миллионы в IT-проектах
Если бы программисты строили дом, или Как не потерять миллионы в IT-проектах
Оценить:
 Рейтинг: 0

Если бы программисты строили дом, или Как не потерять миллионы в IT-проектах


Выдержка из реального письма от директора IT-департамента в ответ на послание о необходимости подключиться с обменами к «живой базе». «Здравствуйте» и «с уважением» в этом письме напрочь отсутствовало, а кому они нужны, эти вежливости офисных ботанов.

Ведь у них работы пруд пруди, оптимизация мест на серверах, настройка безопасности.

Вон посмотрите, варвары уже у ворот стоят, ломятся на сервера, хакеры проклятые интернациональные так и норовят на их «железо» запрыгнуть и чего-нибудь там хряпнуть.

Так что, если вы тут пришли к ним с какими-то предложениями сэкономить себе 1000 у.е., вы точно в разряде сумасшедших, ведь на них же вся система держится, а не на вас.

Если вам придётся по роду своей деятельности решать вопросы с директорами IТ, тут могу вам однозначно предсказать, что шансов на успех у вас очень мало, разве что если в этом деле есть их козырный интерес (бубновый только у дам).

Добиться решения вопросов можно двумя способами. Чётко донести информацию до директора IT, в чём тут, собственно, его выгода, и сделать это нужно как можно проще. Если не удалось, то решать через собственника или первого лица управления компании. Но тогда нужно будет им разъяснить, а в чём, собственно, выгода для компании. Это может быть или экономия, или предотвращение потерь, или дополнительная прибыль.

Наверное, вы задались вопросом, а чем всё-таки закончилась моя история?

Возвращением к руководству, написанием челобитной с разъяснением по сути вопроса, всё точно так, как описала выше.

От описания профиля директора IT плавно перейдём непосредственно к самим программистам. И тут нам надо разделить программистов на разные группы.

Первая группа (не путать с сортностью, мы не на базаре) – это фрилансеры, «птицы свободного полёта», «одинокие рейнджеры» на бескрайних просторах полей интернета.

Вторая группа – программисты подневольные, штатные, трудовыми книжками и приказами легализированные, которые работают в компаниях на постоянной основе и выполняют задачи непосредственно самой компании.

Третья категория – разработчики в компаниях, которые оказывают услуги другим предприятиям, т.е. по роду своей деятельности перескакивают с одной задачи на другую, имеют разносторонний опыт и практически не общаются с непосредственными заказчиками технических заданий.

Поговорим о первой категории – фрилансерах.

Кто такие фрилансеры?

В большинстве своём – это такие одиночки, которые отбились от племени и пытаются заработать на жизнь сами. Никому не подчиняются, устанавливают дедлайны (крайние сроки выполнения задач) сами себе самостоятельно. В обычной повседневной жизни эти ребята чем-то увлечены: или катанием на мотоциклах, или лазанием по горам, или ещё чем-нибудь экстремальным, на что им нужно свободное время в те дни, когда они сами хотят их себе устроить. Конечно, в любой компании им такой вольной жизни не дадут и комфортных условий не предоставят. Поэтому такие одинокие ковбои сами себе режиссёры. Денег просят немного, сроки по большей части не выполняют, ответственности особо не несут. Им, как говорится, день прожить до вечера, ну или до следующего утра. При неоплате им работы будут звонить, истерить, кричать, угрожать, шантажировать, не желая слушать, что их работа выполнена некачественно. В угрозах будут звучать фразы о неких очень влиятельных знакомых, которые устроят «очень большие проблемы», если их счета не оплатят вовремя. На практике «влиятельных знакомых» у них как родственников у волка в тёмном лесу.

Ещё самый большой сюрприз для неосведомлённых клиентов состоит в том, что среди таких фрилансеров находятся предприимчивые умники, типа посредники, которые занимаются поиском клиентов, а сами передают работу на субподряд другим фрилансерам. Подрядчиков они находят на форумах, размещая объявления с задачами, разыскивая тех, кто поиском клиентов особо не желает заниматься. Это, знаете ли, такое посредническое сводничество получается, только вот истинного исполнителя клиент может и не узнать, и не увидеть. Риски в таких сделках достаточно велики, так как ответственности никакой, а вот вероятность «завалить» базу данных или ещё чего-то натворить очень и очень высока.

Для тех, кто не знаком с пониманием, что такое «завалить» базу, рассказываю: это значит, что вы эту свою базу после обновления запустить в рабочее состояние не можете (а ручника тут, как в машине, не предвидится).

Надеюсь, вы предусмотрительно снимаете копии (бэкапы) перед тем как запускаете обновление.

Извольте, не хочу грести всех под одну гребёнку, есть среди фрилансеров, наверное, и хорошие люди, но я таких не встречала, наверное, не везло мне в повседневной рутинной жизни операционной деятельности.

Именно поэтому на все предложения и попытки фрилансеров затесаться в наши ряды отвечаю упорным отказом.

Помню, как-то доставал меня один товарищ фрилансер ежемесячной отправкой на мой почтовый ящик своего резюме, которое он обязательно присылал как отклик на вакансию, которую я размещаю на сайте по поиску новых разработчиков.

На заметку: фрилансера по резюме можно сразу распознать, даже не созваниваясь, достаточно посмотреть опыт работы и названия компаний, если таковых нет, значит, «в свободном полёте».

Не выдержав уже 10 резюме подряд, я всё-таки позвонила Николаю (имя вымышленное, история реальная) и сообщила ему, что в услугах «рыб вольного выпаса» мы не нуждаемся, и озвучила большую просьбу: не отправлять на мои объявления свои данные. Но Николай упорствовал и настаивал, усиленно пытаясь уговорить меня, надавливая то на жалость, то на доброту душевную, просьбой поделиться клиентами, своих-то он, по ходу, наверняка практически растерял. Только из любопытства я попросила сделать тестовую задачу, для понимания, с каким специалистом веду диалог, и в итоге получила на почту корявый код и гиблую разработку. Попытка с моей стороны указать горе-фрилансеру, что код далёк от совершенства, привела к истерике, сходной с той, которую я описала выше при неполучении денег за заказ. Хочу оговориться сразу, что фрилансеры – лица с не очень устойчивой психикой, и очень легко можно вызвать у них истерическую неадекватную реакцию.

Так что дело каждого в отдельности выбирать, с кем работать, тем более когда речь идёт о ценах в два раза ниже, чем в обычной компании. Одно только радует, что негде на этикетке слова «распродажа», или «налетай – подешевело» написать.

Но ведь любой клиент может при желании договориться с компанией о снижении цен на разработку, получив пару предложений от фрилансеров и аргументируя этим, тем самым демонстрируя желание договориться. И поверьте, это будет более рационально, добиться снижения цен, чем бросаться в омут с головой, где потом не найдёшь ни концов, ни края. Особенно когда речь идёт о сложных проектах, а не о желании реализовать печатною форму к документу для бухгалтера Марьи Ивановны (имя вымышленное).

В сказке для программистов поросята спасаются в домике из говна и палок, который они ремонтируют быстрее, чем волк его ломает.

Фрилансеры, вкусив сладкого воздуха свободы, уже практически никогда не пойдут работать во вторую группу программистов, но вот в третью, если времена наступили голодные, не рыбные, и клиенты куда-то подевались, они будут пытаться пробраться. Своими действиями они очень напоминают лису, которой очень нужно в чужой курятник, чтобы там чужих курочек пощупать. И для того чтобы туда попасть, они могут написать резюме настолько неординарное, что неопытные начинающие молодые IT-компании стартапы могут на это повестись. Ключевым словом в резюме будет слово «ведущий», или «эксперт», приписывание стажа работы в данной отрасли чуть ли не с детства, мол, только родился, так сразу исходный код и написал.

Да и что там говорить, лучше привести в пример одно резюме, которое внесёт ясность в то, что я со своей стороны хочу изложить. Имя автора не публикую, кличку кота в резюме изменила, во избежание судебных разбирательств и подачи исков за опубликование имён без согласия представителей и опекунов животного.

Ведущий программист 1С

13 лет 4 месяца

Много разных компаний, торговля, производство, розница, опт, услуги, импорт.

Вполне интеллектуальный парень (почитываю Толстого, 1С-код, если просят – Донцову), с некоторым чувством юмора (зависит от моего кота Супчика и его желания правильно ходить, сами понимаете куда), ищу компанию замечательных, интересных, трезвых людей, готовых тратить деньги (электронные или бумажные), а не тарелки с рисом, пусть хоть и с подливой, на красивого, доброго, умного, неженатого, скромного парня, знающего месторасположение кнопки "Конфигуратор" в окошке запуска 1С (кнопка находится справа, вторая сверху).

Кстати, в 1С попал я не случайно – это был замысел Вселенной! Её, так сказать, стратегический план спасения мира от зла! Правда, почему-то с помощью меня…

Она вела меня к этому, из перерождения в перерождение, все мои предыдущие жизни!

Сначала я воплотился мухой, потом рыжей белкой, потом обезьяной, потом конём (сами видите, я всё развивался и развивался), потом почему-то ослом (видно, я где-то налажал в предыдущем воплощении), потом гаишником (ситуация ещё ухудшилась, лажать ослом, видно, я так и не переставал), потом снова мухой (ситуация наконец-то начала улучшаться, видно, гаишником взятки я не брал, что очень странно), потом мышью, которая, испугавшись кота, спряталась в системном блоке в тот момент, когда 1С-программист пытался первый раз за весь день сохранять написанный им 1С-код. А тут в его системнике что-то коротнуло, задымилось, и его коду с его компьютером и мной, то есть мышью, пришёл капут.

И тут бац! Ура! Я снова родился, но теперь я программист 1С!

Пишу я 1С код уже более 13 лет. Но сохраняю его я каждые 2 минуты, сохраняю, даже если ничего не пишу – так, на всякий случай. Карма ведь тётка вредная – постоянно мне в монитор заглядывает, чего-то поджидает!

А я какой? Хорош! Всегда на стрёме!

Что ещё? Люблю цветы, красивых, нехудых, добрых женщин. Доброта на первом месте! Сыр люблю. Котов не очень. Постоянно трезвый, не пью, никого не бью, сладкое люблю.

Что ещё? Вроде бы всё!

Ах, да! Работаю я удалённо! Это важно! Эх, весело работаю, друзья! Но удалённо и почасово.

Было дело, вместе с другими трезвыми, добрыми, отзывчивыми людьми, умело и весело участвовал в успешно реализованных проектах, и пошло, поехало…

Работаю прозрачно. Предоставляю доступ в онлайн-систему, где отображается ход выполняемых работ с поминутной тарификацией, а также детальное описание: кто, куда, зачем, за что и почему.

Кстати, у меня есть красный диплом программиста! А то!

Просто было время, когда мне казалось, что много знание есть умение думать. Но, теперь я понял, что не мыслям надобно учить, а учиться мыслить. Что думать – это самому создавать новые мысли. Самому делать неожиданные выводы. А не повторять старое.

Ну вот, теперь и всё! Ну что вы смотрите? Звоните!

Митрофан Капустин.

Надеюсь, вы не бросились к телефону разыскивать этого доброго и умного парня, со своим своеобразным чувством юмора.

Несомненный плюс фрилансеров, который рушит все сомнения в отношении принятия решения – это дешевизна (ну добавим ещё не оплачиваемые в полном объёме налоги на зарплату, больничные, декретные), как минимум в два раза дешевле, чем услуги разработчиков специализированной компании. Других плюсов я не заметила, хотя есть ещё одна черта, и каждый может воспринимать это как плюс и как минус, – это желание много и ни о чём поговорить. Сначала я думала, что это какая-то случайность, но впоследствии мне стало ясно, что это общенациональная черта фрилансеров. При всём при том, что работы вроде бы невпроворот, но вот если начинать с ними общаться, то разговаривать они могут много, и если разговор самостоятельно не оборвать, то всё это затянется всерьёз и надолго.

Не знаю, как для вас, но для меня общение с человеком более 45 минут, который явно не относится к родственникам первой линии, приравнивается к катастрофе на уровне вселенского масштаба.