Питер Арнольд
100 забавных игр для семейных праздников
Предисловие
Все любят праздники и вечеринки. Эта любовь начинается еще в школе, когда одноклассники приглашают друг друга к себе домой. Какое счастье быть приглашенным на такой праздник! А как здорово пригласить друзей к себе! Возможно, самые лучшие из таких вечеринок – это семейные праздники, на которые собираются люди самого разного возраста, такие, например, как Рождество или дни рождения.
Но чтобы ваш праздник оказался действительно веселым, следует сделать так, чтобы на нем всем – от малышей до дедушек – нашлось занятие. И в этом вам помогут игры: они будут забавлять и самых младших – вплоть до их отхода ко сну, и подростков, и взрослых, которые засидятся допоздна. Эта книга и призвана помочь вам в этом: в ней много идей, которые не дадут скучать вашим гостям, – ведь у всех без исключения будет возможность принять участие в предложенных играх.
Для удобства читателей эта книга поделена на 12 глав: игры для маленьких детей, музыкальные игры, подвижные игры, догонялки, игры на сообразительность, игры для участников любого возраста, игры в саду, игры-путешествия, тихие игры с карандашом в руке, карточные игры, игры в кости и домино и игры для старшего поколения. Конечно, это очень условное деление. В тихие игры при хорошей погоде можно играть и в саду, а в некоторые игры-путешествия, которые хороши в поездке, совсем не обязательно играть в машине. Поэтому очень хочется надеяться, что наши читатели дочитают эту книгу до конца и выберут для себя те игры, которые наилучшим образом подойдут им и их гостям.
Выбирая игры, мы сознательно пропустили некоторые категории, например песенные игры для маленьких, так как обычно этим играм учат в школе и телепрограммах. Но при этом мы включили несколько старых, испытанных игр, таких как «Музыкальные стулья», например. Однако мы надеемся, что любой читатель найдет для себя в этой книге много новых игр, которые ему захочется предложить своим гостям. Для каждой игры указан оптимальный возраст играющих, число играющих, на какой случай она рассчитана и предметы, которые вам понадобятся в игре. Мы не предлагаем ничего очень уж сложного, однако небольшая подготовительная работа, безусловно, лишь улучшит игру. В одном-двух абзацах мы даем вам небольшие рекомендации по подготовке игры.
Мы сосредоточили свое внимание только на играх, а не на других элементах праздника (например, украшения, шары и т. д.), потому что хозяин праздника лучше всех знает, что именно подходит для его праздника. Мы также не предлагали награждать победителей игр, однако, когда в игре участвуют совсем маленькие дети, было бы неплохо приготовить небольшие призы для них. Помните только, что призы не должны быть чем-то необычным, чтобы не вызвать разочарования и обиды у проигравших. Рядом с описанием некоторых игр мы поместили специальную табличку «Внимание!» – в ней мы предупреждаем, что вы должны быть очень осторожны, чтобы не причинить вреда здоровью участников или своему дому. В общем-то это вполне очевидно, поэтому, устраивая семейный праздник, вы должны помнить, что если на празднике много маленьких детей или на вашем участке есть водоем, то всегда существует опасность всякого рода несчастных случаев. Ваша задача – предусмотреть все неприятности и сделать все, чтобы их избежать.
Но это не значит, что ваш праздник должен стать от этого скучным. Поэтому – удачи вам!
Игры для маленьких детей
Найди наперсток
Возраст игроков – 3 и старше.
Число игроков – любое.
Идеально – для детских праздников, когда самых маленьких надо занять какими-нибудь простенькими играми.
Что понадобится: любой маленький предмет, обычно наперсток.
Это очень простая игра, но все же лучше; если взрослые будут присутствовать во время игры; потому что самые маленькие иногда не сразу понимают ее принцип. Обычно прячут наперсток, но это может быть любой другой бросающийся в глаза предмет, например яркая пуговица или пробка от бутылки.
Правила игры
Есть два варианта этой игры.
1. Выбирают одного ребенка, который будет прятать выбранный предмет (монетку). Все остальные выходят из комнаты. Когда монетка спрятана, дети возвращаются в комнату и начинают ее искать. Нашедшему предоставляется право следующим спрятать монетку.
2. Выбирается ребенок (водящий), который выходит из комнаты. В это время один из оставшихся детей прячет монетку. Водящий входит в комнату и начинает поиски. Если он удаляется от предмета, остальные дети кричат «холодно!», а когда он приближается к нему, они кричат «тепло!», «теплее!», «горячо!», «очень горячо!» и так далее, пока водящий не найдет предмет.
ВНИМАНИЕ
Скажите детям (и это обязательно!), что монетка спрятана на видном месте, поэтому не нужно открывать ящики шкафов и сервантов или заглядывать под ковер. Вы ведь не хотите разрушения в своей квартире.
Сардинки
Возраст игроков – 3 и старше.
Число игроков – 4–7.
Идеально – для развлечения маленьких детей.
Что понадобится: большой дом с обилием мест, где можно спрятаться.
Это одна из разновидностей игры в прятки; двое или трое взрослых должны присматривать за детьми; пока они свободно перемещаются по вашему дому.
Правила игры
Очень хорошо в эту игру играть в сумерки – темнота делает игру еще интереснее, однако решающими факторами являются возраст и настроение детей, поэтому вы сами решите, нужно ли в доме создавать дополнительную темноту. Одного ребенка назначают «сардинкой». Он должен выйти из комнаты, где остаются ждать другие дети, и спрятаться в таком месте, где они смогут потом к нему присоединиться, – под кроватью, в большом шкафу или под стульями. Лучше всего, если взрослый поможет «сардинке» найти подходящее место. Когда «сардинка» спряталась, других игроков выпускают из комнаты – они должны найти «сардинку». Взрослые должны подсказать им, что лучше разделиться и двигаться разными путями по всему дому. Когда один из играющих находит «сардинку», он присоединяется к ней, постепенно это делают и остальные, пока укрытие не заполняется детьми, как банка заполняется сардинками.
Последний, нашедший место, где прячутся дети, сам становится «сардинкой» в следующей игре.
Что в мешке?
Возраст игроков – 3 и старше.
Число игроков – 4–6.
Идеально – для маленьких семейных праздников.
Что понадобится: 10 пластиковых пакетов и предметы, которые можно туда положить, карандаши и бумага для каждого игрока.
Эта игра очень проста; но помощь взрослых может понадобиться малышам, которые еще не умеют писать. Детям нравится пытаться угадать, что же находится в мешках (пакетах): это напоминает ожидание подарка на Рождество.
Подготовка
Найдите 10 предметов, которые дети смогут без труда узнать на ощупь, и положите каждый из них в мешок. Завяжите мешки так, чтобы в них было невозможно заглянуть, и прикрепите к каждому мешку этикетку с цифрами от 1 до 10. Приготовьте по листочку бумаги для каждого ребенка: на листочках слева должны быть в столбик написаны эти же числа – от 1 до 10.
Правила игры
Детям раздают листы бумаги, на которых они пишут свои имена. Затем они по очереди ощупывают каждый мешок и пишут названия предполагаемых предметов напротив соответствующих чисел на своем листочке бумаги (или же шепотом называют предмет взрослому, который записывает слово вместо него). Когда дети запишут все названия, взрослый открывает по очереди все пакеты и показывает детям их содержимое. Победителем считается ребенок, угадавший наибольшее число предметов.
Предметы, которые можно положить в пакеты:
♦ дедушкина тапка,
♦ плюшевый мишка,
♦ апельсин,
♦ чашка,
♦ щетка для волос,
♦ тюбик зубной пасты,
♦ резиновый утенок,
♦ игрушечная машинка,
♦ носок,
♦ набор карандашей.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность при обращении с пластиковыми пакетами, так как они могут представлять опасность для маленьких детей.
Приделай ослику хвост
Возраст игроков – 3 и старше.
Число игроков – любое.
Идеально – для небольших детских праздников.
Что понадобится: довольно большая доска (магнитная или для булавок), кусок картона, шерсть (по желанию), повязка на глаза.
Это тихая игра, которая тем не менее доставляет детям много удовольствия.
Подготовка
На листе бумаги нарисуйте большого ослика без хвоста и прикрепите этот листок бумаги на доску. Если вы не слишком хороший художник, лучше скопировать изображение ослика из книги. Раскрасьте ослика и пометьте черной точкой место, где должен быть хвост. Сделайте ослиный хвост из куска картона, раскрашенного под цвет ослика. Также хороший ослиный хвост выйдет из круглого куска картона с прикрепленными к нему шерстяными нитками. На конце хвоста должна находиться булавка, чтобы хвост можно было прикрепить к рисунку.
Правила игры
Лист бумаги с изображением ослика вешают вертикально, а игроки встают в нескольких шагах от него. Затем каждому ребенку по очереди завязывают глаза и дают в руки ослиный хвостик. Ребенок должен сделать шаг вперед и попытаться прикрепить хвост на место. Обычно эти попытки выглядят очень забавно.
Когда хвост наконец прикреплен к рисунку, ребенок снимает повязку с глаз и изучает «дело рук своих». После каждой попытки взрослый снимает хвост с доски, обводит кружком то место, куда он был прикреплен, и пишет рядом с этим кружком имя ребенка. Побеждает ребенок, чей кружок оказался ближе всех к черной точке.
Зарытые сокровища
Возраст игроков – 3 и старше.
Число игроков – любое.
Идеально – для большой группы детей разного возраста.
Что понадобится: доска, краски или цветные карандаши, большой лист плотной бумаги, несколько булавок (кнопок), приз (сокровище).
Это отличная игра, которая поможет развлечь и занять большую группу детей. Им наверняка понравится азартный поиск зарытых где-то сокровищ. Особенно же счастлив будет победитель, которому достанется сокровище.
Подготовка
Нарисуйте карту, показанную на рисунке. Карта должна быть разделена на 10 квадратов, по вертикали линии пронумерованы от 1 до 10, а по горизонтали обозначены соответствующими буквами. (Если вам удобнее работать с прямоугольной картой, пусть она будет прямоугольной. Главное требование: квадратиков, куда дети могут воткнуть флажки (листочки), должно быть вдвое больше, чем детей.)
Повесьте карту вертикально или приколите ее на доску и наверху напишите: «Остров Сокровищ». Нарежьте несколько кусочков бумаги и напишите на каждом имена игроков. Проткните листочки бумаги булавками (кнопками). Если головки булавок будут разноцветными, карта будет выглядеть очень привлекательно. Заранее определите, в каком квадрате карты будет находиться сокровище. Чтобы заинтриговать искателей, напишите его номер на листе бумаги, положите в конверт с надписью: «Призовой квадрат». Положите его у угла доски. Описание квадрата должно состоять из цифры и буквы: например А4.
Правила игры
Дайте каждому ребенку листочек с его именем и булавку и попросите прикрепить листочек на карту Острова Сокровищ, там, где, по мнению ребенка, зарыт клад. Скажите детям, что через некоторое время будет вскрыт конверт, в котором написано, где находится сокровище. Это может быть после чая, когда вскрытие конверта и демонстрация сокровища развлекут детей, пока взрослые убирают со стола и моют посуду. Ребенок, чье имя значится на листочке, приколотом ближе всего к квадрату сокровища, объявляется победителем.
ПОДХОДЯЩИЕ ПОДАРКИ
Сокровище должно соответствовать случаю – оно должно быть полезным, но не дорогим, чтобы не вызвать обиды у проигравших. Оно должно подходить как девочке, так и мальчику и соответствовать возрасту детей. Ну, скажем, пусть это будут конфеты или шоколадка.
Чтобы сделать объявление выигравшего квадрата более торжественным, можете облечь его в стихотворную форму.
Накормить ребенка
Возраст игроков – 3–5.
Число игроков – любое четное (играющие делятся на две команды).
Идеально – для праздников с участием самых маленьких.
Что понадобится: по ложке для каждого игрока, вдвое меньше чашек, маленькие конфетки.
Эта игра развлекает маленьких детей и дает им возможность полакомиться чем-нибудь вкусненьким (ну если только вы не будете так жестоки и не захотите наполнить чашки полезными для них овощами).
Подготовка
Наполните чашки конфетами, кусочками шоколада или печеньем.
Правила игры
Один или двое взрослых должны наблюдать за ходом игры, чтобы дети не нарушали правила. Поделите детей на команды (ну, например, из двух человек: мальчик – девочка) и посадите каждую команду рядом с чашкой со сладостями. У каждого члена команды есть ложка. Объясните детям, что по вашей команде («Начали!») каждый ребенок должен начать кормить с ложки своего товарища, как будто он маленький ребенок. Побеждает та команда, которая опустошит свою чашку, не просыпав сладостей.
Приветствую тебя, о принцесса!
Возраст игроков – 3—б.
Число игроков – 6 и больше.
Идеально – чтобы через игру объединить детей.
Что понадобится: повязка на глаза.
Дети любят эту игру, потому что, помимо всего прочего, она дает возможность им перезнакомиться и начать играть вместе.
Правила игры
Одному игроку завязывают глаза. Остальные дети встают вокруг ребенка, которому завязали глаза. Взрослый указывает на одного из них: он должен подойти к водящему, взять его за руку и сказать: «Приветствую тебя, о принцесса!» (Если водит мальчик, то тогда ребенок конечно же говорит: «Приветствую тебя, о принц!»)
Водящий должен догадаться, кто именно держит его за руку. Если его (ее) догадка верна, то дети меняются местами. Если догадка ошибочна, то второму ребенку предлагают подойти к водящему, взять его (ее) за руку и поприветствовать. Если водящий три раза ошибается, его заменяет другой ребенок, которому тоже завязывают глаза.
Скорее всего, маленькие дети решат, что лучше и интереснее быть принцессой (или принцем), если их голову украсят короной.
Для короны подойдет полоска плотной бумаги размером 50 х 8 сантиметров. Вырежьте по верхнему краю зубчики, склейте концы полоски и раскрасьте. Корона готова. Ребенок с удовольствием наденет ее на голову.
Сладкая эстафета
Возраст игроков – 3–6.
Число игроков – больше 9 (в командах по 3 человека).
Идеально – позволяет детям играть с шоколадными конфетами (и съесть их в конце игры).
Что понадобится: 4 подноса и 3 трубочки для каждой команды, достаточное количество маленьких шоколадных конфет (драже).
В этой эстафете детям придется научиться, втягивая воздух через трубочку, удерживать конфету на конце трубочки и так переносить ее на какое-то расстояние, чтобы передать товарищу по команде.
Правила игры
Поделите играющих на команды по три человека, посадите членов команды рядом друг с другом на полу либо за столом. У каждого игрока есть пустой поднос, а слева от третьего игрока лежит еще один поднос. На поднос первого игрока каждой команды положите несколько конфет (6–8). У каждой команды должно быть одинаковое число конфет.
По команде «Начали!» первый игрок с помощью трубочки удерживает конфету и переносит ее на поднос своего соседа слева. И так с каждой, пока все конфеты на окажутся на подносе соседа. Как только первая конфета оказывается на подносе второго игрока, он подхватывает эстафету и начинает передавать конфеты третьему игроку точно так же, как это делал первый игрок. Третий игрок таким же образом перекладывает конфеты на пустой поднос. Если конфета падает, ее следует поднять и вернуть на тот поднос, откуда ее взяли. Выигрывает та команда, которая первой переложит все свои конфеты на пустой поднос.
Спичечный коробок
Возраст игроков – 3—б.
Число игроков – любое.
Идеально – чтобы развеселить маленьких детей.
Что понадобится: крышка от спичечного коробка (т. е. без внутреннего ящичка) для каждого игрока.
Игра более сложна, чем может показаться на первый взгляд, но вызовет массу веселья и сначала, когда у детей ничего не будет получаться, и потом, когда они наконец «наденут» спичечный коробок на нос.
Правила игры
Дети опускаются на колени, а сантиметрах в 20–25 от каждого кладут по спичечному коробку. По команде «Начали!» дети должны спрятать руки за спину и, не двигаясь с места, наклониться вперед и «надеть» спичечный коробок на кончик носа.
Выигрывает тот, кому первым удается сделать это, но взрослые должны каким-то образом поощрить всех тех, кому удалось подцепить носом спичечный коробок. Если же вдруг кому-то не удается это сделать, то взрослым следует самим «надеть» спичечный коробок ему (ей) на нос.
Музыкальные игры
Музыкальные стулья
Возраст игроков – 5 и старше.
Число игроков – 6—12.
Идеально – для развлечения группы активных детей.
Что понадобится: несколько стульев и музыкальное сопровождение.
Это шумная и веселая игра, которая очень нравится детям. Однако вы должны быть готовы к тому, что в ходе игры могут вспыхивать ссоры. Кто-то может упасть, да и в комнате после игры может воцариться беспорядок. Молитесь, чтобы стулья остались целыми!
ВАРИАНТ ИГРЫ
Если в доме найдется достаточно головных уборов, вы можете следующим образом разнообразить игру. Шляпы вовсе не должны соответствовать размеру головы: чем смешнее они будут сидеть, тем лучше. Шляпы раскладываются по стульям, и перед тем, как сесть на стул, дети должны схватить шляпу и надеть ее. Если один ребенок хватает шляпу со стула, но садится туда второй ребенок, то предпочтение отдается первому: ведь сесть можно только на пустой стул, а значит, первый ребенок был быстрее.
Подготовка
Вам понадобятся стулья. Их должно быть на один меньше, чем игроков. Стулья можно расставить двумя способами, показанными на рисунке: по кругу спинками внутрь или в ряд.
Правила игры
Дети встают вокруг стульев, и ведущий (взрослый) включает музыку. Это сигнал к тому, чтобы они начали танцевать, перемещаясь вдоль стульев. Когда музыка прерывается, дети бросаются к стульям и занимают место. Поскольку детей больше, чем стульев, последние достаются не всем. Именно в этот момент особенно важно, чтобы кто-нибудь из взрослых следил за происходящим: ведь очень часто возникают споры между двумя детьми, усевшимися на один стул. Здесь окончательное слово остается за «верховным судьей». Лучше, чтобы ведущего не было видно, ведь он включает и выключает музыку неожиданно, и станет неинтересно, если дети будут видеть его и наблюдать за его действиями.
Ребенок, оставшийся без стула, выбывает из игры, один стул убирается, и музыка снова начинает играть. Игра продолжается, пока не останется один ребенок, который и считается победителем.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ
В этом варианте стулья вам не понадобятся. Дети передвигаются – на месте или по кругу – маленькими прыжками под музыку. Когда музыка останавливается, дети должны усесться на полу со скрещенными ногами. Ребенок, который сел на пол последним, выбывает из игры.
Музыкальные фигурки
Возраст игроков – 5 и старше.
Число игроков – любое.
Идеально – для случаев, когда собралось много чересчур активных детей. Что понадобится: музыкальное сопровождение.
Это игра, которая может затянуться надолго, ведь вам не надо каждый раз удалять кого-то из игроков. Эта игра похожа на «Музыкальные стулья», и, возможно, вы придумаете что-то новое: например, вы можете придумать новый способ определения победителя или разрешить самым маленьким остаться в игре даже после того, как по правилам, они должны были бы покинуть игру.
Правила игры
Как и в «Музыкальных стульях», взрослый, которого дети не видят (желательно), заводит музыку, под которую дети танцуют. Подберите музыку, под которую дети могут танцевать весело и раскованно, размахивая руками. Чем энергичнее будут танцы, тем лучше.
Когда музыка смолкает, каждый ребенок должен замереть на месте, как маленькая скульптура. Дети замирают в самых разных позах – иногда это будут причудливые позы: кто-то стоит на одной ноге, кто-то воздел руки к небу. Пока музыка не заиграет, двигаться с места не разрешается. Тот, кто первым сдвинется с места, выбывает из игры. Именно вы будете решать, кто пошевелился первым. Однако не останавливайте музыку более чем на несколько секунд. А если никто так и не пошевелился во время паузы, скажите: «Очень хорошо. Вроде бы никто не пошевелился» – и снова включайте музыку. В конце концов остается один человек, который и объявляется победителем.
Чтобы всем было интересно
Лучше всего, если выбывшие из игры присоединятся к вам в качестве судей. Если, скажем, маленькая Исабель выбывает первой, вы можете не дать ей расплакаться, сказав: «Ничего страшного. Иди сюда и помогай мне: я ведь не могу уследить за всеми». Когда вы удаляете следующего ребенка, сделайте Исабель «соучастницей» вашего решения: «Мне кажется, Алекс пошевелился. Как ты думаешь, Исабель? Извини, Алекс, ты выбываешь из игры, но можешь присоединиться к нам с Исабель».
Когда у вас уже несколько помощников, вы даете им слово, но вовсе не обязательно следовать их совету. Вы всегда можете сказать: «Нет, я наблюдал за ним. Он не шевелился. Давайте вернемся к музыке». Если вам повезет, то все дети будут участвовать в игре до самого конца.
ВАРИАНТ ИГРЫ
Играющим должно быть по 7–8 лет. В данном варианте вы, как судья, пытаетесь заставить детей пошевелиться, сойти с места или захихикать. Когда музыка остановится и они замрут в своих нелепых позах, начните ходить между ними, стараясь спровоцировать какую-нибудь реакцию. Вы можете копировать их позы, пристально глядеть на них, строить гримасы или повторять: «По-моему, кто-то пошевелился». Конечно, дети должны игнорировать ваши «шалости». Если кто-то шевельнется или засмеется, скажите: «О, как мне жаль, но ты выбываешь из игры, пойди, встань там и помогай мне быть судьей в следующем круге». Не надо быть слишком суровым судьей на этом этапе, и не затягивайте игру, ведь дети застывают и в очень неудобных позах и не могут долго оставаться без движения. Если же ни один из детей не поддался на ваши хитрости, включайте музыку снова.