Книга Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Мансурова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций
Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций

Татьяна Мансурова

Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций

Средневековый вампир

В 2006 году в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, итальянские археологи проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось более полутора тысяч останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 года. Ученые обратили внимание на хорошо сохранившийся скелет, между челюстями которого был зажат кусок глиняного кирпича. В ходе двухлетних исследований было установлено, что таким образом венецианцы пытались наказать тех, кто, по их мнению, наслал эпидемию, – вампиров. Чтобы убить «нежить», кола в сердце было недостаточно. Надо было вбить в рот вампира камень или кирпич, чтобы злодей умер от голода.

Именно это, как полагают, и произошло с женщиной на острове Лаззаретто-Нуово, который использовался в качестве карантинной зоны. Ей было около шестидесяти лет, когда она умерла от чумы…

Охотники на вампиров

Средневековые рукописи свидетельствуют, что веру в вампиров породили жуткие на вид реакции разлагающихся органов человека. Во время эпидемий переполненные кладбища нередко раскапывались для того, чтобы похоронить свежих покойников. Довольно часто таким образом вскрывались могилы, и глазам удивленных землекопов нередко представала странная картина: из уст мертвеца сочится кровь, а в саване, на месте лица, имеется необъяснимая дыра. Вывод можно было сделать только один: человек жив, он прогрыз саван, чтобы было удобнее пить людскую кровь.

Между тем для современной медицины в этом зрелище нет ничего необычного. В результате скопления газов разлагающиеся внутренности выталкиваются через пищевод, изо рта сочится ядовитая жидкость, а ткань, которой закрывают лицо, разрушается бактериями.

Средневековые методы борьбы с вампирами хорошо известны историкам, они подробно описаны в различных письменных источниках. Однако до сих пор не удавалось найти ни одного свидетельства подобного рода.

Легенды и реальность

Надо сказать, что вера в оживших мертвецов, сосущих кровь живых, появилась задолго до Средневековья. И легенды о вампирах можно встретить в фольклоре народов всего мира. В Древней Ассирии их называли акахару, в Индии – стригоны, в Ирландии – банши или дирг-далс, на Украине – упыри…

Отдельно стоит упомянуть ламий. Они считались ночными демонами в Древнем Риме и Древней Греции. Интересно, что миф о ламиях как о вампирах возник под действием легенд, которые ходили о храмах Кибелы-Реи, чьи жрицы (ламии) практиковали кровавые ритуалы.

В языческие времена вампиры чаще выступали как духи и демоны ночи, в разных странах они имели различный облик – от уродливого чудовища до прекрасной женщины. С распространением в Европе христианства мифология вампиров была дополнена и расширена. Им добавили новые особенности и свойства, а после возникновения книгопечатания были изданы брошюры, в которых подробно рассказывалось, как бороться с вампиром и кто может быть заподозрен в вампиризме. Все сводилось к тому, что если человек хоть чем-то был отличен от других в обстоятельствах смерти или рождения, имел какие-то физические недостатки или, наоборот, долго сохранял красоту и молодость, то он имел все шансы быть обвиненным в вампиризме.

С вампирами боролись с помощью трав, запаха которых, как считалось, они не переносят. Это были прежде всего чеснок, а также крушина и боярышник (по поверью, этим кустарником был украшен венец Иисуса). Еще считалось, что вампир не может пройти мимо рассыпанных зерен и мимо веревки с узлами, пока не соберет все зерна и не развяжет узлы. Поэтому крестьяне рассыпали на подоконниках пшено в надежде уберечься от ночных гостей.

Нездоровая атмосфера городов и нищета деревень, а также учащавшиеся случаи массового психоза на фоне охоты на ведьм порождали все больше вампиров, их начали замечать в каждом городе и каждой деревне. Всюду был свой претендент на вампира, не важно – живой или мертвый. На них же возлагали ответственность за любую смерть. И как только в деревню или город приходила эпидемия, начинали искать виновных и, конечно, находили. Часто среди уже умерших людей.

Кем они были на самом деле?

Часто бывало, что людей закапывали еще живыми, в состоянии клинической смерти. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненные могут оказаться вампирами, выкапывали их, с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена, и делали свои выводы. Поэтому-то вера в вампиров все крепла.

Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. А уж если гроб открывали, когда тело еще подавало признаки жизни, – кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.

Все эти методы борьбы с вампирами порождали еще больший психоз в обществе и, как следствие, еще больше слухов. Случаи вампиризма фиксировались повсеместно. Если вспомнить обстановку в Европе тех лет, есть все основания предполагать, что вампиры тогда действительно встречались. Но на самом деле это были ни в чем не повинные, больные люди.

Сейчас вампиризм разные специалисты называют разными именами: анемия, порфирия, ангидратическая эктодермальная дисплазия… Но по большому счету у этих заболеваний одна особенность – это недуг, в результате которого у человека кардинальным образом меняется формула крови.

Недостаток в крови железа делает больных гиперчувствительными к солнечным лучам. И даже после кратковременного пребывания на солнце у них на коже появляются сильнейшие ожоги. Естественно, что страдающие «вампиризмом» постепенно переходят к ночному образу жизни. Из-за болезни у них появляется и сбой в работе эндокринных органов. И люди постепенно обрастают густой волосяной порослью, действительно похожей на шерсть животных. Происходят изменения в роговых тканях – на пальцах рук и ног вырастают длинные скрюченные ногти. Люди, страдающие подобными заболеваниями крови, имеют бледный вид. У них подозрительно прямые брови и маленькие, заостренные, прижатые к голове уши. Сравните эти симптомы с описанием внешности вампиров в преданиях и легендах – не правда ли, одно лицо?

Скорее всего, именно по этой причине родилась легенда о способности вампиров превращаться в животных-оборотней.

Вероятно, часть «вампиров» могла быть обычными душевнобольными. Напряженная обстановка и постоянные разговоры об упырях нередко заставляли людей, страдавших одним из видов маниакального психоза или шизофрении, идентифицировать себя с вампирами. Они вели себя так, как сказано в легендах: спали днем, выходили на улицы ночами и пили кровь своих жертв.

Граф Дракула ни в чем не виноват?

А как же самый известный «вампир всех времен и народов» – граф Дракула? Хотя правильнее говорить не граф, а князь – именно такой титул носил правитель Валахии Влад Дракула, живший в середине XV века. Свою сомнительную славу «величайшего вампира» Дракула получил благодаря произведению Брэма Стокера, вышедшему в 1897 году. Именно Стокер положил начало созданию романтичного образа вампира-аристократа, который впоследствии приобрел широкую популярность благодаря развитию кинематографа.

Однако киношный образ Дракулы совершенно не похож на свой исторический прототип. Хотя деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам…

На самом деле в этих рассказах нет ни единого слова правды. Влад действительно отличался жестокостью – по отношению к завоевателям своей родины, туркам, и предателям, предпочитавшим жить под османским игом. Несмотря на неравенство сил, Влад Дракула отчаянно противостоял агрессору. Валахия таким образом препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя. На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы, Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. И несмотря на это, Влад все же сумел одержать блестящую победу над Мехмедом II в турецко-валашской войне 1462 года. Но князя ждало предательство: его двоюродный брат со своими людьми перешел на сторону турок. Влад был вынужден отступить в Трансильванию, где его «союзник», венгерский король Матьяш Корвин, приказал арестовать Дракулу, обвинив в тайной переписке с Турцией. Влад долгое время провел в тюрьме, подвергаясь пыткам, но не оговорил себя. Вот тогда-то Матьяш Корвин и начал информационную войну против своего несломленного пленника: по его приказу по всей Европе были распространены гравюры, изображавшие «жестокого тирана», и множество первопечатных брошюр под общим названием «Об одном великом изверге». Все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Позднее Брэм Стокер взял за основу для своей книги один из таких вот «правдивых» источников.

Кстати говоря, на родине Влада Дракулу по сей день чтят как национального героя.

По следам д’Артаньяна

Помните, как в детстве мы зачитывались приключениями отважных мушкетеров? Кто из мальчишек не мечтал оказаться на месте бесстрашного и предприимчивого д’Артаньяна, сражаться с гвардейцами кардинала, спасать честь королевы и постоянно бросать вызов всесильному Ришелье? Бессмертное детище великого Александра Дюма властвовало над умами многих поколений и не утратило своего очарования до сих пор. Может быть, потому, что Дюма описывал реального человека? А прототипом хитроумного гасконца, как известно, был капитан мушкетеров Шарль Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян, погибший 25 июня 1673 года при осаде голландской крепости Маастрихт. Конечно же настоящий д’Артаньян имеет мало общего с популярным литературным персонажем. Просто, как это часто бывает, реального человека затмил всемирно известный образ. Например, у россиянина отважный гасконец, наверное, всегда будет ассоциироваться с актером Михаилом Боярским, в свое время блестяще сыгравшим роль д’Артаньяна. Но тем не менее жизнь Шарля д’Артаньяна была не менее захватывающей, нежели у его литературного двойника.

Последний приют гасконца

В 2008 году многие мировые СМИ напечатали отрывки из интервью с французским историком Одиль Борда. Она утверждала, что ей удалось найти место, где похоронен Шарль де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Ранее считалось, что его тело было перевезено на родину и захоронено в неизвестном месте. Борда же уверена, что он нашел последний приют в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта. По ее утверждению, в то время стояла жаркая погода, а влажность воздуха была высока, в связи с чем доставить тело во Францию было бы проблематично, а забальзамировать – слишком дорого. Кроме того, в пользу версии Борда свидетельствует и тот факт, что во время осады Маастрихта погибших французов обыкновенно хоронили в близлежащей католической церкви, а лагерь д’Артаньяна, как выяснилось, стоял неподалеку от Вольдера.

Одиль Борда заявила о своем намерении добиваться от французских властей и католической церкви разрешения на проведение раскопок в церкви Святых Петра и Павла. Если ее предположение подтвердится, то это может стать настоящей сенсацией – ведь тогда откроется неизвестная ранее страница из жизни прославленного мушкетера.

Кто вы, шевалье д’Артаньян?

Итак, что же известно о реальном гасконце? Прежде всего, д’Артаньян жил и действовал не при дворе Людовика XIII и кардинала Ришелье, как писал Дюма. В действительности мушкетер служил кардиналу Мазарини и Людовику XIV. Дюма просто поместил нужного героя в наиболее удобное ему время. И уж никак не мог подлинный д’Артаньян принимать участие, скажем, в осаде Ла-Рошели. Зато он участвовал в совершено иных, не менее интересных государственных делах и интригах, нежели история с подвесками и герцогом Бекингемом, которая не имела под собой никакой реальной основы. Впрочем, все это никак не могло повлиять на детство и юность героя, которые практически полностью соответствовали портрету, созданному Дюма.

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор родился около 1614 года в самом сердце Гаскони. Гордиться древностью рода он не мог: его прадед, Арно Бац, был обычным торговцем, который купил замок у вконец разорившихся владельцев. Сунув пару ливров королевскому чиновнику, он получил дворянское звание вместе с благородной приставкой «де».

Его внук Бертран упрочил свой статус, женившись на девице Франсуазе де Монтескью. Однако в приданое юноше достались лишь разрушенный замок Артаньян и многочисленные долги, выплата которых лишила его семью остатков состояния. Фактически у Бертрана остался только замок Кастельмор, где родились его сыновья Шарль, Поль, Жан и Арно и три дочери. Несмотря на свое громкое название, «замок» был просто двухэтажным каменным домом с двумя полуразрушенными башенками.

После смерти главы семьи дом и шесть принадлежавших де Бацам ферм перешли в руки алчных кредиторов. К счастью, дети к тому времени были уже пристроены благодаря влиятельной родне. Дочерей, несмотря на малолетство, загодя обручили с местными дворянами. Старший брат Поль первым вступил в ряды мушкетеров, но вскоре сменил почетную службу при короле на армейскую должность. Добыв на полях сражений славу и деньги, он выкупил родовое поместье и приумножил его площадь за счет соседних земель. Этот крепкий хозяйственник прожил почти сто лет и скончался с титулом маркиза де Кастельмор.

Жан, тоже служивший в гвардии, скорее всего, погиб в бою или на дуэли. Брат Арно избрал духовную карьеру и много лет был аббатом.

Что же касается Шарля, то, как и описывает Александр Дюма в «Трех мушкетерах», восемнадцатилетний юноша отправился в Париж с рекомендательным письмом к капитану мушкетеров де Тревилю. Этот храбрый офицер пользовался полным доверием Людовика XIII и активно продвигал своих земляков-гасконцев.

Начало военной карьеры

Рота мушкетеров была создана для охраны короля в 1600 году, правда, до 1622 года ее бойцы назывались карабинерами. В роту входило чуть больше сотни человек, половина из которых с легкой руки де Тревиля оказалась гасконцами. В их ряды вписался и наш герой д’Артаньян, снявший квартиру на улице Вье-Коломбье – Старой Голубятни.

Жизнь мушкетеров была нелегка. Получали они немного, к тому же гвардейский этикет предписывал безудержно транжирить жалованье в кабаках. Да и одеваться надо было как можно лучше, чтобы не отстать от ненавистных соперников – гвардейцев кардинала. Стычки с ними происходили чуть не каждую неделю и уносили немало жизней.

О дуэльных, как и о военных, подвигах д’Артаньяна в те ранние годы мало что известно. Сохранилась лишь легенда о его участии в осаде Арраса весной 1640 года. Молодой мушкетер проявил не только храбрость, но и остроумие. Осажденные испанцы написали на воротах: «Когда Аррас будет французским, мыши съедят кошек». Гасконец под огнем подобрался поближе и вписал перед словом «будет» короткое «не».

В конце 1642 года умер Ришелье, ненадолго пережил его и король Людовик XIII. Власть оказалась в руках регентши Анны Австрийской и ее фаворита, кардинала Мазарини. Этот скупердяй решил распустить мушкетеров, и д’Артаньян оказался не у дел.

Три мушкетера

Интересно, что друзья отважного гасконца – Атос, Портос и Арамис – тоже оказались непридуманными. Однако славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман де Силлег, известный также как сеньор де Атос. Той же осенью 1643-го в мушкетеры поступил Исаак де Порто – дворянин из Ланна, которого Дюма ради рифмы переименовал в Портоса. Через несколько лет он вышел в отставку и вернулся домой, канув в безвестности. А вот третий мушкетер, Анри д’Арамиц, действительно был близким другом д’Артаньяна и в 1655 году удалился в родной Беарн, где стал аббатом. Кстати, все трое были родственниками капитана де Тревиля.

Удача для гасконца

Только в 1646 году д’Артаньян сумел добиться аудиенции у кардинала и получил должность его личного курьера. Его звездный час наступил в августе 1648 года, в грозные дни Фронды, когда парижане восстали против ненавистной власти Мазарини. Д’Артаньян в карете сумел где бранью, где уговорами, где хитростью проложить дорогу через ряды восставших и вывезти из Лувра кардинала и юного короля с матерью. Мазарини вскоре покинул страну и обосновался в городке Брюль, близ Кёльна. Гасконец продолжал служить ему, навещая сторонников кардинала по всей Европе. Наконец в 1653 году достигший совершеннолетия Людовик XIV вновь привел итальянца к власти, и вместе с ними в Париж с триумфом вернулся д’Артаньян.

В 1659 году шевалье д’Артаньян, которому было около сорока лет, женился на состоятельной вдове – баронессе Шарлотте де Шанлеси, что сильно улучшило дела гасконца. С промежутком в год у супругов родились сыновья Луи и Луи-Шарль. Однако идиллии не вышло. Новобрачная не отличалась ни красотой, ни кротким нравом. Д’Артаньян с его психологией старого холостяка быстро устал от непривычной семейной жизни. Через год он уехал на войну и с тех пор побывал дома только дважды. В редких письмах он оправдывался: «Моя возлюбленная супруга, долг для меня превыше всего».

В 1665 году Шарлотта решилась на крайнюю меру: взяла детей и уехала в деревню, навсегда оставив мужа. Оба сына гасконца стали офицерами и дожили до преклонных лет. По некоторым источникам, их потомки живы и благоденствуют до сих пор.

Между тем д’Артаньян, не слишком жалея о потере супруги, отправился навстречу новым приключениям, став доверенным лицом Людовика XIV. Например, именно на него было возложено поручение арестовать министра финансов Николя Фуке. Этот господин часто путал государственную казну со своей, и его дворец намного превосходил пышностью Лувр. Д’Артаньяну было приказано отвезти министра в неприступный замок Пиньероль в Провансе. В Нанте Фуке, почуяв неладное, попытался бежать, но мушкетер нагнал его в городской толчее и пересадил в другую карету, с решетками на окнах. В той же карете министр был доставлен в Пиньероль, и король предложил гасконцу должность коменданта. Его ответ вошел в историю: «Предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком».

Отвергнув должность тюремщика, д’Артаньян охотно принял звание смотрителя королевского птичника, благо никто не требовал от него лично убирать клетки пернатых. К тому же придворная синекура приносила неплохой доход. Он даже начал называть себя графом, а весной 1667 года его назначили капитаном мушкетеров.

Роковая кампания

Шестью годами спустя он принял участие в кампании во Фландрии, которая стала для него роковой. 10 июля 1673 года началась осада Маастрихта. Пытаясь занять главную высоту и выбить оттуда голландцев, д’Артаньян шел во главе войска и одержал победу. Однако когда все закончилось, оказалось, что 80 мушкетеров и их отважный капитан мертвы. Король искренне оплакивал своего верного слугу, служившего ему более сорока лет, и приказал отслужить панихиду в своей личной капелле.

Подлинная история принца Датского

Помните бессмертный монолог Гамлета: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос…». Не первое столетие роль принца Датского считается вершиной мастерства, которой только может достичь актер. Но мало кто знает, что в основу знаменитой трагедии Уильяма Шекспира легла подлинная история о печальной судьбе сына короля Ютландии.

Под сенью Кронберга

Несколько веков миновало с тех пор, как в лондонском театре «Глобус» состоялось первое представление «Гамлета». Автор трагедии, живший на рубеже XVI—XVII веков, до сих пор остается загадочной личностью: доподлинно неизвестно, был Уильям Шекспир актером или же скучающим аристократом, развлекающимся на досуге сочинительством под псевдонимом. Версий на этот счет много, но к единой гипотезе исследователи так и не пришли.

А вот для места действия для своей трагедии Шекспир избрал реально существующий замок Кронберг в городе Эльсинор (по нынешней транскрипции он произносится как Хельсингэр), на датском берегу пролива Эресунн, который разделяет земли Дании и Швеции. Правда, Шекспир ошибочно назвал замок, как и сам город, Эльсинором.

В этой величественной и неприступной цитадели некогда жили короли Дании. Начало истории замка относят к 1423 году, когда король Эрик Померанский собрал в столице страны Копенгагене германских купцов и объявил им о своем намерении взимать дань со всех судов, проходящих мимо Хельсингэра. А для того, чтобы никто не мог уклониться от платы, на стрелке земли, сильно выдающейся в море, была построена крепость – Кронберг.

Огромные залы, в особенности парадный банкетный, где король принимал иностранных послов, производят неизгладимое впечатление на любопытствующих туристов. Особенно величаво выглядит замок со стороны моря. Кронберг всегда привлекает огромное количество туристов, особенно в летние месяцы. Они приезжают, чтобы посмотреть на то самое место, где якобы разыгралась знаменитая шекспировская трагедия, бродят по залам и переходам, рассматривают картины и гобелены, вспоминая реплику Гамлета: «Господа, я рад вам в Эльсиноре». Затем выходят на старые орудийные позиции у стен замка, откуда открывается прекрасный вид на воды Эресунна, за которыми угадывается шведский берег.

Прототип принца Датского

Увы, могила того, кто стал прообразом Гамлета, не включена в туристические маршруты, так как об этой интересной исторической фигуре знают немногие. Могила находится около местечка Ослев на датском полуострове Ютландия, то есть довольно далеко от Хельсингэра, через два пролива – Большой и Малый Бельт. Могила отмечена плитой, на которой возвышается огромный валун. На нем выбита надпись о том, что там покоится Амлед, избранный на общем тинге (собрании) королем ютландцев. Об этом предводителе викингов поведал датский священник-летописец Саксон Грамматик (по другой версии, его имя звучит как Грамматик Саксонский), который написал на латыни первую историю Дании. Он вел свои хроники с 1200 года, и в рукописях они были распространены по всей Европе.

В своем рассказе об Амледе Саксон Грамматик опирался на устные предания, ведь сам летописец умер где-то в 1220 году, а викинг Амлед жил намного раньше – скорее всего, в IX веке. Предания гласили, что Амлед был сыном короля Ховендила, которого убил его брат Фенге. А потом Фенге женился на королевской вдове Гертуе (Геруте). Принц Амлед возненавидел убийцу, и тот стал подсылать к нему шпионов. Один из них был убит Амледом. Даже мнимое безумие принца не было вымыслом – прототип Гамлета, опасаясь за собственную жизнь, придумал единственно верный способ, чтобы оградить себя от вероломного дяди и отомстить за отца.

Позднее Амледа отправили в Англию в сопровождении двух придворных, которым было поручено сообщить по приезде английскому королю о том, что принца надо убить. Но Амлед разгадал намерения врагов и сам расправился с ними. В Англии он женился на дочери короля, а через год возвратился в Данию и сверг убийцу отца. Амлед стал последним конунгом (королем) викингов датской Ютландии.

Выдумка Шекспира

В тексте исторической хроники не упоминается об Офелии, Горацио, Лаэрте. Но среди реальных персонажей, помимо Гамлета, можно узнать Гертруду, Полония, Клавдия… Но почему местом действия Шекспир выбрал Эльсинор? Ведь реальный Амлед жил совсем в другой части Дании, причем не в эпоху Ренессанса, а во времена викингов.

В эпоху Шекспира город Эльсинор был вторым по значению в Дании. Многие даже полагали, что он и есть столица королевства. Но особое восхищение вызывал замок – грозный, прекрасный и могучий, охраняющий покой и благополучие Дании. Скорее всего, именно поэтому на него пал выбор автора «Гамлета».

Правда, специалисты до сих не смогли выяснить: был ли Шекспир в этом замке или описывал его со слов других путешественников?

В пользу первой версии говорит тот факт, что при дворе датских королей в Эльсиноре жило немало англичан и шотландцев. Это были в основном купцы и разного рода торговцы. В городе существовал театр, куда регулярно наезжали английские труппы. Точно известно, что здесь бывали и актеры театра «Глобус», в котором работал Шекспир. Вполне возможно, что в 1586 году в Эльсиноре мог оказаться и он. Во всяком случае, многое из того, что происходило в замке Кронберг, нашло отражение в «Гамлете». Известно, например, что датские короли любили выпить, причем иногда не зная меры. После смерти короля Фредерика II дворцовый священник Андерс Серенсен писал: «Король честно и достойно умер от пьянства».