banner banner banner
1100 православных монастырей Российской империи
1100 православных монастырей Российской империи
Оценить:
 Рейтинг: 0

1100 православных монастырей Российской империи


Храмов четыре:

1) деревянный в честь Преображения Господня (построен в 1679–1680 гг., освящен 28 сентября 1684 г.);

2) каменный в честь Успения Божией Матери (построен в 1683–1692 гг.) с приделом во имя прпп. Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен в 1899 г. и освящен 30 сентября 1899 г.);

3) каменный во имя прпп. Зосимы и Савватия (построен в 1807–1814 гг. и освящен 26 июня 1814 г.);

4) деревянный в честь Воздвижения Креста Господня (построен в 1894 г. и освящен 12 июня 1894 г.).

Мощи прпп. Вассиана и Ионы (с 1899 г.) покоятся в серебряной раке (устроенной в 1864 г.) в приделе их имени. Празднования им совершаются: 12 июня в день памяти и 5 июня в день обретения мощей их (в 1694 г.). Крестные ходы совершаются из монастыря в Воздвиженскую церковь 5 июня, 14 сентября и 17 октября.

Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском Рогу (с 1897 г.). В монастыре имеются: конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Монастырь владеет 1 дес. 2010 кв. саженями усадебной и около 5 дес. пахотной земли, сенокосным участком в 25 дес., лесным участком в 900 дес. и рыболовными тонями. С основания монастыря настоятелями его были то строители, то игумены.

Игумен, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 6 монахов, 6 послушников указных и 37 проживающих на испытании.

Упразднен в 1920 г. На месте бывшего монастыря в конце 1920-х – начале 1930-х гг. появился населенный пункт Коммуна им. Сталина, позже ставший поселком Пертоминском.

Кемский уезд

10. Соловецкий Преображенский ставропигиальный общежительный мужской монастырь 1 – го класса на Белом море, на западном берегу Соловецкого острова, в 300 в. от Архангельска (путь по р. Северной Двине и Белому морю). Сообщение с Соловками поддерживается тремя путями: первый – через Архангельск, куда прибывают по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге, а из Архангельска в монастырь и обратно с начала навигации до июля ходят три монастырских винтовых парохода: второй – через Сумский Посад (90 в. по морю на монастырском пароходе), куда идет от города Повенца на расстояни и 180 в. почтовая дорога; третий – через город Онегу (откуда 180 в. по морю). Кругом вся Соловецкая обитель обнесена крепостной оградой из огромных камней, построенною иноком Трифоном в 1584–1594 гг. на монастырские деньги; по верху ее идет крытый ход, по углам восемь башен с бойницами.

Соловецкий монастырь. Слева направо; Успенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенской церковью, Спасо-Преображенский собор

Монастырь основан в 1429 г. Савватием, поселившимся вместе с преп. Германом близ Секирной горы, в 10 в. от нынешней обители; в 1436 г. по смерти Савватия (умер 27 сентября 1435 г.) вместе с Германом (умер 1479 г.) поселился преп. Зосима (умер 17 апреля 1478 г.).

Соловецкая обитель два раза была истреблена почти до основания пожаром от молнии – в 1485 и 1538 гг.; в начале XVII в. ей несколько раз, но безуспешно, угрожали разорением шведские войска; с 1657 г. в обители по поводу непринятия исправленных патриархом Никоном церковных книг возникли смуты среди приверженных расколу иноков, закончившиеся упорным неповиновением церковной и гражданской власти и открытым мятежом, который московское правительство подавило вооруженной рукой, взяв монастырь приступом в январе 1676 г. после семилетней осады; 6 и 7 июля 1854 г. во время Крымской кампании обитель бомбардировали английские военные суда. В 1761 г. после секуляризации монастырских имений в Соловецком монастыре была учреждена ставропигия, и он был подчинен ведению Московской Святейшего синода конторы.

Храмов каменных семь.

Внутри монастыря:

1) соборный Преображенский трехъярусный, заложен в 1558 г. игуменом св. Филиппом, освящен 6 августа 1566 г.; в нем пятиярусный резной иконостас, устроенный в 1697 г. (в 1860–1861 гг. был вновь вызолочен на полимент), с пятью приделами: южным во имя собора Св. архистратига Михаила и четырьмя в третьем ярусе, под угловыми главами: во имя 12 апостолов, во имя 70 апостолов, во имя преп. Феодора Стратилата и во имя преп. Иоанна Лествичника;

2) соборный Троицкий Зосимо-Савватиевский (построен в 1859 г., иконостас поставлен в 1861 г.) с двумя приделами: правым во имя прпп. Зосимы и Савватия (где почивают их мощи в древних деревянных раках с серебряными лицевыми крышками) и левым во имя св. князя Александра Невского, и с особым храмом внизу, во имя преп. Германа (где почивают мощи его под спудом, а поверх могилы стоит бронзовая пустая рака (кенотафий);

3) соборный Успенский (начат в 1552 г., освящен в 1557 г. игуменом св. Филиппом). С двумя приделами над сводами: в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя св. Димитрия Солунского, и с особым храмом под братской трапезой в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1859 г.);

4) Никольский (первоначально деревянный, в 1577 г. возобновлен, в 1834 г. перестроен на каменный);

5) больничный, во имя св. Филиппа, митрополита Московского, на южной стороне монастыря (построен в 1798 г. на месте прежнего деревянного) с приделом в честь иконы Знамения Божией Матери (устроен в 1859 г.);

6) над святыми вратами, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (построен и освящен в 1601 г.).

Вне монастыря:

7) кладбищенский во имя преп. Онуфрия, в полуверсте от монастыря (построен в 1822 г.). Кроме мощей прпп. Савватия, Зосимы и Германа, в обители находятся под спудом мощи преп. Иринарха игумена (1614–1626), в часовне под Александро-Невским приделом Троицкого собора.

Святыни Соловецкой обители:

1) Нерукотворный образ Спасителя над святыми вратами, написанный в 1624 г. вследствие особого откровения, бывшего преп. Елеазара;

2) икона Знамения Божией Матери над западным входом в Преображенский собор, раненная двумя бомбами при нападении английской эскадры в 1854 г.;

3) в самом соборе у южной колонны, Сосновская икона Божией Матери, явившаяся на сосне в 15 в. от монастыря;

4) словенская икона Божией Матери, пред которою молился св. Филипп митрополит (стоит над ракой, где хранились его мощи до перенесения в Москву в 1652 г.); на обороте надпись: «Моление игумена Филиппа»;

5) в Троицком соборе Деисус на трех досках, пожертвованный св. Филиппом митрополитом (над раками прпп. Зосимы и Савватия);

6—7) в алтаре Троицкого собора две аналойные иконы, вклад св. Филиппа митрополита, – преп. Варлаама Хутынского и св. 40 мучеников;

8) над царскими вратами в Успенском соборе икона Успения Божией Матери, пожертвованная в 1715 г. царевной Марией Алексеевной;

9) Запечная (или Хлебенная) икона Божией Матери, явившаяся св. Филиппу во время его молитвы в хлебопекарне (находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы).

К местным богослужебным установлениям принадлежат:

1) 7 июля строгий пост в воспоминание бомбардирования англичанами в 1854 г.; после литургии совершается акафист пред мощами прпп. Зосимы и Савватия, без канона;

2) 4 декабря панихида по родителям преп. Зосимы;

3) 23 декабря соборная панихида по родственникам св. Филиппа митрополита. Крестные ходы совершаются:

4) 2 февраля по крепостной стене;

5) 25 марта по крепостной стене;

6) в неделю Ваий перед литургией после 7 часов по крепостной стене;

7) в понедельник, среду и пятницу Светлой седмицы по крепостной стене;

8) в неделю всех святых к часовне Св. Филиппа на берегу гавани, в память перенесения мощей св. Филиппа в Москву;

9) 8 июля после литургии по крепостной стене, в память избавления обители от бомбардировки англичан в 1854 г.

Вид Соловецкого монастыря с суши. Фото С. Прокудина-Горского. 1915 г.

В ризнице, находящейся под Никольским храмом, хранятся следующие предметы, замечательные по древности или ценности: напрестольные Евангелия: пергаментное XIV в., писанное полууставом в лист, дар св. Филиппа митрополита; рукописное, дар новгородского митрополита Исидора в 1609 г.; рукописное XVI в., дар князя Димитрия Михайловича Пожарского в 1613 г. (верхняя доска обложена серебром, на среднике распятие с четырьмя предстоящими); рукописное, келаря Троице-Сергиевой лавры Александра Булатникова; печатное, дар последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кольнишевского в 1801 г.; печатное, на александрийской бумаге в лист, в кипарисных досках, обложенных золоченым серебром, весом в 2 пуда 20 фунтов, устроено на монастырские деньги, стоит 2435 руб.; напрестольные кресты, из моржовых зубов с резьбой, упоминаются в описи 1514 г.; каменный, из кельи преп. Савватия; золотой, весом в 76 золот., с мощами, вклад царя Иоанна Грозного в 1558 г.; золотой, весом в 2 фунта 62 золот., с мощами, вклад царя Иоанна Грозного в 1562 г. «по своих благородных чадех царевичех Иване и Феодоре»; резной из масличного дерева, с изображениями Распятия и 12 праздников, вклад патриарха Филарета Никитича в 1 627 г.; из масличного дерева, с мощами, вклад царевны Марии Алексеевны в 1715 г.; богослужебные сосуды и церковные вещи: деревянный потир преп. 3осимы; серебряные вызолоченные потир, ковш, два блюда и два кадила – вклад св. Филиппа; золотой потир с чернью и каменьями, весом в 5 фунтов, вклад патриарха Иоасафа I в 1638 г.; серебряный потир и серебряный вызолоченный ковш, вклад царя Михаила Феодоровича в 1638 г.; серебряный ковш царя Алексея Михайловича; два серебряных ковша Петра I; серебряное вызолоченное кадило, устроенное при преп. Иринархе игумене в 1616 г.; серебряная вызолоченная ладоница с крышкою в виде одноглавой церкви, дар патриарха Филарета; водосвятная серебряная чаша, вклад князя Василия Феодоровича Скопина-Шуйского в 1586 г.; серебряная чаша, вклад боярина Димитрия Ивановича Годунова в 1592 г.; складной серебряный вызолоченный кубок, дар царя Иоанна Грозного в 1583 г.; серебряное блюдо, дар царя Феодора Иоанновича; церковные облачения: риза преп. Зосимы из белого полотна с оплечьем из шелковой материи, данная ему при посвящении новгородским архиепископом Ионою; риза св. Филиппа из камки; риза Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиевой лавры; разные вещи: шерстяная темного цвета покрышка шубы св. Филиппа; небольшой каменный колокол, сделанный при преп. Зосиме; железное клепало его времени, упоминаемое в описи 1514 г.; сабли князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и князя Димитрия Михайловича Пожарского; серебряная кружка соловецкого старца Стефана, бывшего казанского царя Симеона Бекбулатовича; грамоты и письма: грамота новгородского архиепископа Ионы и бояр на вечное владение Соловецкими островами, на пергаменте с свинцовыми печатями; грамота о том же, данная в 1479 г. великим князем Иоанном III, с серебряной чеканной печатью; две вкладные записи новгородской посадницы Марфы Борецкой на владение несколькими участками земли, данные на имя игумена Ионы и преп. Зосимы; грамота новгородского митрополита Никона в 1651 г. о преимуществах соловецких настоятелей в церковном служении; четыре письма св. Филиппа митрополита из Москвы к соловецкой братии; письма св. Димитрия, митрополита Ростовского, игумену Фирсу.

Рукописи: Лавсаик в честь преп. Зосимы; Апостол св. Филиппа; Правила свв. апостолов, дар царя Иоанна Грозного в 1545 г.; Иосиф Флавий, дар царя Иоанна Грозного. В библиотеке имеется, кроме того, более 200 грамот и указов царских, до 300 грамот патриарших, митрополичьих и около 4000 книг (сверх этой цифры более 1300 старопечатных книг передано в Казанскую духовную академию).

Один из корпусов внутри стен обители представлял с 1718 г. тюрьму, куда до последнего времени ссылались (с 1835 г. только по высочайшему повелению, состоявшемуся после доклада обер-прокурора Святейшего синода) лица, виновные в преступлениях против веры. В подземную тюрьму заключение происходило с конца XVII в., а в «келью молчательную» еще ранее, со времен царя Иоанна Грозного. Осенью 1903 г., по почину военного министра (ныне главнокомандующего сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке в войне с Японией) А.Н. Куропаткина, тюрьма была уничтожена, и теперь на месте ее устраивается больница с церковью для монашествующих и богомольцев.

Среди лиц, заключенных в былые годы в тюрьме, назовем: игумена Троицкой лавры Артемия (в 1554 г.), тамбовского епископа Игнатия (в 1701 г.), кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кольнишевского (с 1776 по 1801 г.), игумена Троицкого Селенгинского монастыря Израиля (в 1834 г.), основателя «Десного братства» капитана артиллерии Ильина (в 1859 г.).

Кроме многочисленных каменных и деревянных часовен, на Соловецком и прилежащих островах (Анзерском, Большом и Малом Муксальмских, Большом и Малом Заячьих и Кондострове) находятся следующие монастырские учреждения: три гостиницы для богомольцев; два дома для годовых богомольцев (вкладчиков и трудников); школа для детей трудников (ежегодно до 150 человек); конный двор; школы – живописная, столярная, прядильная, каменотесная, слесарная, малярная, бондарная, переплетная, портняжная, чеботарная; кузница, чугунолитейная, красильная и кожевенная мастерские; амбары для хлебных припасов; лесопильная водяная мельница и сарай для теса; кирпичный, гончарный, смолокуренный, дубильный и свечной заводы, воскобелильня; баня для мирских рабочих; три купальни для богомольцев на Святом озере (одном из 442, имеющихся на Соловецком острове); при том же Святом озере док, где строятся парусные суда и винтовые пароходы. На выставке Северного края в Ярославле осенью 1903 г. находилась витрина Соловецкого монастыря, останавливавшая внимание посетителей овощами и семенами из соловецких огородов, выращенными под 65° сев. широты, несмотря на самые неблагоприятные условия, благодаря стойкому трудолюбию иноков.

Монастырь получает из казны 1360 руб. 15 коп.