Владимир Фортунатов
Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы
Предисловие
Почему автор взялся за такую книгу? Нет ли в этой затее проявления авторской гордыни, желания поучить окружающих уму-разуму? Кому вообще нужна такая книга, если речь идет о более-менее известных вещах? К тому же все сегодня можно найти в Интернете. Или почти все.
Достаточным основанием для написания этой книги является любовь автора к городу. Автор не ленинградец и не петербуржец по рождению. Но и не может отнести себя к тем, про кого иногда говорят «понаехали тут». В городе на Неве автор появился в возрасте около одного месяца от роду, а «понаехал» в 1967 г., когда поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени Александра Ивановича Герцена. С тех пор город сильно изменился.
Когда-то автор угощал, можно сказать, всех приезжавших родственников и друзей водой прямо из-под крана обычного водопровода. Все пили и нахваливали, так как невская вода была замечательная. Сейчас такое предложение было бы воспринято как покушение на жизнь непрошеного гостя.
Когда-то автор мог сказать своим гостям: «У нас не заблудитесь. Спросите, и вам любой объяснит, как куда дойти». Ведь ленинградцы считались на весь СССР самыми приветливыми и доброжелательными людьми. Сейчас далеко не каждый знает город.
Когда-то СССР считался самой читающей страной, ленинградское метро было самым читающим в СССР, а ездившие в подземке жители считались самыми вежливыми и предупредительными. «Вы выходите на следующей остановке?» – такой вопрос миллионы раз звучал на протяжении каждого дня. В последние годы автор, ставший по необходимости водить автомобиль, изредка спускаясь в метро, в ответ на упомянутый вопрос встречает реакцию трех видов: 1) «Не повернув головы качан и чувств никаких не изведав…»; 2) убийственный взгляд: «Ты, мужик, типа идиот… Сам не видишь?»; 3) мычание разной тональности. Правда, справедливости ради стоит сказать, что на смену читающим «на бумажном носителе» пришли читающие с планшетами или играющие с мобильниками. Еще больше уставших молодых людей, наблюдающих из-под опущенных век за тем, когда же эта бабка пойдет искать место в другом конце вагона.
Автор, будучи профессиональным историком, не может не понимать, что все течет, все меняется. Конечно нынешний Санкт-Петербург – это не Ленинград, не Петроград, и не Санкт-Петербург до 1914 г. Автор понимает, что самый северный мегаполис мира не случайно дважды достигал численности населения в 5 млн человек: сначала в 1988 г, а совсем недавно – снова. Если когда-то аксиомой было утверждение: «Ленинград – промышленный, научный и культурный центр страны», то сегодня это уже теорема, которую еще надо доказать.
Кому-то очень хотелось сделать современный Петербург криминальной столицей России, но что-то у них там не связалось. В этой сфере у города на Неве очень много конкурентов. К счастью, благодаря не самым глупым людям Санкт-Петербург стал определяться как культурная столица страны. Это красивое определение греет сердце каждого, кто любит наш замечательный город.
А не является ли горделивое «Санкт-Петербург – культурная столица России» неким самообманом при отсутствии необходимой «амуниции»? Что ответить на такой вопрос?
Если несколько забежать вперед, можно сказать, что самая весомая часть культурного наследия нашей страны была создана в Петербурге с момента его основания и до 1917 г. Какие-то критерии несколько позже можно обсудить, но именно на петербургский период в истории России приходятся Золотой и Серебряный века русской культуры. Будем считать, что этого пока достаточно.
Более важный вопрос: «Может ли читатель доверять автору и сможет ли автор что-то сказать читателю?»
Относительно такого понятия, как скромность, автор давно придерживается позиции: скромность хороша, если это не единственное качество человека. Говорят, что даже медведя можно научить играть в футбол. В силу этой логики автору, прожившему в Санкт-Петербурге 45 лет, кое-что удалось почерпнуть. Почему бы не попробовать подвести некоторые итоги?
Кому адресована эта книга? Большинство людей из поколения автора основную часть материала хорошо знают. Можно даже подчеркнуть, что более старшие поколения приложили немало усилий, чтобы Санкт-Петербург, перестав быть Ленинградом, остался культурной столицей России. Люди среднего поколения, что-то утратившие в суматохе перестройки, «радикальных реформ» и «стабилизации», смогут почерпнуть для себя что-то важное и интересное. В данном издании приведен список лучших книг о Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Этот перечень неполный, так как изданий о нашем замечательном городе выпускается очень много. Петербурговедение, как и краеведение вообще, является хобби автора со студенческих лет.
Больше всего автор рассчитывает на внимание со стороны молодежи, учащейся и работающей. И думающей. Современным молодым людям давно никто не говорит о том, что они должны знать все. Но уже стали говорить, что модернизацию страны могут провести только умные, образованные и культурные люди. В отличие от многих других регионов, территорий, городов, современный Петербург предлагает наилучшие условия для формирования активной, развитой личности. Именно такие и нужны городу на Неве, всей России. Личная культура – это мощный ресурс.
Эта книга представляет собой, как когда-то говорили, полезное развлечение, ваш персональный культпоход. В конце читателей ждет объемный тест. Есть шанс подняться в собственных глазах, а может быть, и в глазах тех, чье мнение вам небезразлично. Никогда нелишне повысить свой культурный уровень, нарастить личный культурный потенциал. Если автору удастся пробудить у читателя интерес и любознательность, он будет считать свою задачу выполненной.
Петербург за несколько часов? Легко!
Санкт-Петербург – огромный город. Что можно посоветовать тому, кто попадает в мегаполис всего на несколько часов? К концу советского периода Городское бюро экскурсий предлагало более 250 тематических маршрутов. С планами 25 автобусных экскурсий, которые проводились 25 лет назад, можно познакомиться в уникальном справочнике[1].
Примерно сорок лет назад автор, будучи студентом и аспирантом, для друзей, знакомых, родственников, оказавшихся в Ленинграде проездом, разработал маршрут, производивший убойное, как сейчас говорят, впечатление. По данной туристической «тропе» пройти следует обязательно пешком – тогда эффект будет стопроцентным.
Начальный пункт – у входа в главное здание Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, ныне Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Это набережная реки Мойки, 48. Экскурсанты узнают, что во дворце и в прилегающем к нему саду молодая супруга наследника российского престола Петра Федоровича, которую по прибытии в Россию крестили и стали именовать Екатериной Алексеевной, скучала от невнимания мужа, обрела немало преданных сторонников. чтобы впоследствии стать российской императрицей Екатериной II. Долгое время на Мойке, 48 находился воспитательный дом для детей, которых оставляли в чугунной люльке, стоявшей у ворот заведения. В 1918 г. был основан Третий государственный педагогический институт, в который со временем влились все остальные педагогические вузы города, но в постсоветский период историю РГПУ им. А. И. Герцена стали вести с 1797 г. Перед главным зданием университета стоит памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому, одному из крупнейших деятелей российской педагогики. В силу различных обстоятельств памятник Александру Ивановичу Герцену так и не был установлен.
Красный мост через реку Мойку
Через реку Мойку напротив РГПУ им. А. И. Герцена находится Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, ведущий свою историю с 1930 г. Михаил Александрович Бонч-Бруевич (1888–1940) был известным русским и советским радиотехником, основателем отечественной радиоламповой промышленности. В 1918–1928 гг. он руководил научно-техническими разработками в знаменитой Нижегородской лаборатории. С 1928 г. работал в Центральной радиолаборатории Треста заводов слабых токов Ленинграда, вел преподавательскую работу на кафедре радиотехники Ленинградского электротехнического института связи. Был членом-корреспондентом АН СССР. Михаила Александровича Бонч-Бруевича не следует путать со сподвижником В. И. Ленина Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем и Михаилом Дмитриевичем Бонч-Бруевичем, известным военным деятелем.
Нам пора двигаться дальше.
Легко запоминаются пытливыми пешеходами Зеленый, Красный и Синий мосты, которые позволяют пересечь реку Мойку трем лучевым магистралям, идущим от здания Адмиралтейства или, если угодно, к этому зданию, расположенному вдоль Невы. Эти магистрали наметил в плане Санкт-Петербурга основатель города Петр I. Он же Петр Великий. Он же Император Всероссийский. Он же Петр Алексеевич Романов. Через Зеленый мост проходила Невская першпектива, или Невский проспект. Через Красный мост Мойку пересекала улица Гороховая. А самый широкий в Санкт-Петербурге Синий мост является завершающей частью Вознесенского проспекта. При пересечении улицы Гороховой можно вспомнить о том, что в доме 64 жил знаменитый Григорий Распутин, а в доме 2 начинала свою работу не менее знаменитая Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с саботажем, спекуляцией и контрреволюцией под руководством Ф. Э. Дзержинского.
Синий мост – часть Исаакиевской площади
С Синего моста взору экскурсантов предстает Исаакиевская площадь, одна из самых красивых в городе. Мост – лишь небольшая часть площади. Прогулочные катера проплывают под его сводами в своеобразном тоннеле, длина которого 99,9 м. В конце XX в. в Санкт-Петербурге насчитывалось 539 мостов, в том числе в центре города – 315.
Самым узким является Банковский мостик через канал Грибоедова (его ширина всего 1,85 м). Самым длинным некоторое время считался мост Александра Невского. Совсем недавно на первое место вышел Большой Обуховский (вантовый) мост через Неву с полной длиной мостового перехода в 2824 м. По числу мостов Петербург – мировой лидер.
В центре Исаакиевской площади установлен великолепный памятник Николаю I, правившему в 1825–1855 гг., спроектированный архитектором Огюстом Монферраном в 1856 г. Мастер конной скульптуры Петр Карлович Клодт изобразил императора в мундире конногвардейского полка. Каска, увенчанная двуглавым орлом, надвинута на глаза. Высокие сапоги-ботфорты и палаш на боку дополняют образ тщеславного, жестокого монарха, завершившего свое правление провальной Крымской войной (1853–1856).
Памятник Николаю I. Вид справа
Уникальность памятника в том, что конь, на котором восседает император, имеет всего две точки опоры – задние копыта. Для устойчивости в полый корпус насыпали дроби, через пьедестал и задние ноги пропустили металлические опоры, а хвост сделали цельнолитым.
Николай I вроде бы тоже, как и Петр Великий, Император Всероссийский. Однако имеющиеся документы свидетельствуют, что в глазах узкого круга осведомленных лиц он к династии Романовых, которая правила Россией с 1613 г., имел довольно слабое отношение. Его матерью была жена наследника престола Павла Петровича Мария Федоровна, у них было десять совместных детей. Но заковырка в том, что Павел I с определенного момента с женой в супружеских отношениях не находился, что не мешало Марии Федоровне рожать от других мужчин. Все, включая Павла Петровича, прекрасно знали, что отцом будущего Николая I, гордо восседающего на коне в центре Исаакиевской площади, был молодой (на двенадцать лет моложе Марии Федоровны) и красивый гоф-фурьер Данила Григорьевич Бабкин. Сынок (Николай Павлович) был копией своего папаши. Так что с 1825 г. на российском троне восседала династия, которую можно назвать Бабкиными.
Сам Николай I известен как «Николай Палкин», как «жандарм Европы». Памятник же представляет собой уникальное произведение. Во-первых, это одна из трех в мире конных статуй, которые имеют только две опорные точки. Во-вторых, он украшен барельефами, изображающими важные события времен его царствования. Аллегорические скульптуры Правосудия, Силы, Веры и Мудрости, созданные Н. Рамазановым и Р. Залеманом, имеют портретное сходство с женой и дочерьми Николая I. Памятник императору установлен в 1859 г. Абсолютное большинство петербуржцев знает присущую ему характеристику: «Он гонится за Петром Великим, но никогда его не догонит». Дело в том, что за Исаакиевским собором располагается Сенатская площадь, на которой стоит памятник Петру I – знаменитый Медный всадник.
В Мариинском дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга
В спину Николаю I «смотрит» Мариинский дворец, возведенный в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Первой владелицей дворца была дочь императора Мария Николаевна (отсюда название). В Мариинском дворце до 1917 г. заседал Государственный Совет, в 1917 г. некоторое время находилось Временное правительство. В настоящее время здесь заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга, которое часто называют ЗакС.
Слева и справа от памятника Николаю I находятся здания Всероссийского института растениеводства, возведенные по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в 1844–1853 гг. До 1917 г. в одном из них размещалось министерство государственных имуществ, а в другом сам министр.
Вид на Исаакиевский собор с Исаакиевской площади
Николай I «скачет» прямо на Исаакиевский собор, который строился на протяжении сорока лет (1818–1858) во времена его правления (1825–1855). В 1818 г. император Александр I одновременно с утверждением проекта Монферрана учредил особую Комиссию по перестройке Исаакиевского собора. Председателем первого состава комиссии был назначен член Государственного Совета Н. Н. Головин. Членами комиссии стали министр народного просвещения А. Н. Голицын и председатель Комитета строений и гидравлических работ, выдающийся архитектор и инженер испанского происхождения Августин Августинович Бетанкур (1758–1824), которому поручили осуществлять технический надзор. Именно Бетанкур обратил внимание императора на проекты будущего главного храма Санкт-Петербурга, подготовленные скромным чертежником Огюстом Монферраном.
Современный собор – четвертое здание Исаакиевской церкви на данном месте. Для укрепления фундамента в грунт забили 10 762 просмоленных сосновых бревна длиной 6,5 м и диаметром 26–28 см. Процесс был длительный и трудоемкий. Красоту и легкость мощному собору придают 112 колонн различной величины. Мало кто знает, что технологию их установки с помощью специальных механизмов (кабестанов) разработал Бетанкур.
Украшение Исаакиевского собора – купол диаметром 25,8 м. Это крупнейший в России и шестой по величине в мире купол. На его изготовление пошло 490 т железа, 990 т чугуна, 49 т меди и 30 т бронзы. В соборе висят самые большие в России люстры. Каждый из семи бронзовых лампионов весит почти 3 т.
Известные скульпторы И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт, И. Герман украсили здание изваяниями и барельефами на темы из Священного Писания. Роскошно и внутреннее убранство собора. Живописные и мозаичные картины создавали Ф. Бруни, П. Басин, В. Шебуев, а плафон купола расписывал К. Брюллов.
Исаакиевский собор стал символом Петербурга. В здании 111,5 м длиной и 97,6 м шириной помещались 14 тыс. человек. Высота собора 101,5 м – со смотровой площадки открывается восхитительный вид.
Монферран посвятил своему детищу всю жизнь. Но его вдове Александр II отказал в просьбе захоронить архитектора в соборе. Хоть Монферран и был христианином, но все-таки католиком. Не положено!
Еще несколько зданий на Исаакиевской площади заслуживают того, чтобы обратить на них внимание гостей города.
Это одна из самых роскошных и престижных гостиниц – «Астория». Была открыта в 1912 г. и считалась самой фешенебельной в те времена. В гостинице останавливались Герберт Уэллс, Ален Делон, Майя Плисецкая, Джордж Буш-старший, Маргарет Тэтчер, Мадонна и другие известные люди. В «Астории» снималась знаменитая комедия «Невероятные приключения итальянцев в России».
Рядом находится гостиница «Англетер», печально известная тем, что в ней свел счеты с жизнью Сергей Есенин. За несколько лет до этого здесь жила Айседора Дункан. Здание было возведено еще в начале XIX в. и многократно перестраивалось.
На противоположной стороне площади в 1911–1913 гг. возвели здание германского посольства. «Тевтонский стиль» строения критиковали видные архитекторы. А в июле 1914 г. после объявления войны бушующая толпа разгромила здание. Впоследствии там размещались различные организации.
После того как экскурсанты аккуратно перейдут дорогу, они окажутся на Сенатской площади, известной также как площадь Декабристов.
Гостиница Астория
При переходе стоит обратить внимание на фасад здания Конногвардейского манежа, где проходят разные выставки. С западной стороны Сенатской площади находятся здания, в которых располагались Сенат и Синод. Победителем конкурса на лучший проект стал К. Росси. Сенат (собрание старейших) был создан Петром I в 1711 г. как законосовещательный и распорядительный орган при императоре. Впоследствии его функции менялись. Сейчас Сенатом в России называют Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Созданием Синода, коллегии, государственного органа, управлявшего религиозными делами, Петр I завершил огосударствление Русской православной церкви, полностью подчинив ее интересам государства и ликвидировав патриаршество. Только в революционном 1917 г., после свержения Николая II, патриаршество было восстановлено. Здания Сената и Синода Росси связали торжественной аркой, переброшенной через Галерную улицу. Фасад здания украшают фигуры гениев, лепной фриз в аттике над аркой и скульптурная группа «Правосудие и Благочестие». В советское время в здании Сената располагался Российский государственный исторический архив. В наши дни там разместилась Библиотека имени первого президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, а в здание Синода из Москвы был переведен Конституционный суд Российской Федерации.
Здание Сената и Синода на площади Декабристов
С восточной стороны на Сенатскую площадь выходит левое крыло Адмиралтейства, которое своим мощным видом должно было свидетельствовать о значении русского флота, созданного при Петре Великом. Наиболее красивая часть Адмиралтейства обращена фасадом к Александровскому саду, та же часть Адмиралтейства, которая выходит к Неве, закрыта маловыразительными зданиями.
Если в центре Исаакиевской площади находится памятник Николаю I, то в центре Сенатской площади скульптор Этьен Морис Фальконе (1716–1791) разместил самый знаковый монумент Санкт-Петербурга – Медный всадник. Скульптор приехал в Россию в возрасте 50 лет и работал над своим шедевром 12 лет. Заказчицей была сама Екатерина II.
Сенатская площадь
Основание памятника – монолитный Гром-камень. Уникальной инженерной операцией была его доставка от деревни Лахты до Сенатской площади. Сначала за четыре месяца прошли 8 верст до Финского залива, а затем баржей доставили камень на место, указанное Фальконе.
На скалу-пьедестал (или волну) был водружен Медный всадник. Скульптор создал образ «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Лицо Петра I, используя гипсовый слепок, выполнила ученица мастера Мари-Анна Колло.
Величественную композицию торжественно открыли в 1782 г., к двадцатилетию восшествия Екатерины II на престол. Фальконе в России к этому времени уже не было. Он покинул страну из-за разногласий с императорским двором. Стихотворным памятником монументу Петру I стала поэма А. С. Пушкина «Медный всадник», в которой вполне отразились исторические взгляды великого поэта, прекрасно понимавшего российскую историю.
Знаменитый Медный всадник
14 декабря 1825 г. молодые офицеры выбрали Медного всадника в качестве места сбора воинских частей для последующего вооруженного захвата власти. Наиболее детальное и достоверное описание событий этого дня желающие могут найти в работах академика М. В. Нечкиной. На площади было много народу, солдат, холодно, но мало толка. У Николая I, уже провозглашенного императором, воли и выдержки оказалось больше, чем у всех руководителей восстания, вместе взятых. В России до этого из пушек по собственным подданным не стреляли. Но молодой генерал Бонапарт на улицах Парижа когда-то показал, что картечь – весьма убедительный аргумент. Николай I проявил себя как хороший ученик знаменитого француза.
Лицо Петра I вылепила М. Колло
Вокруг Медного всадника тогда собралось около 3 тыс. человек. У Николая I было в три раза больше солдат, а также кавалерия и артиллерия. Выстрелами из пушек в упор многие из восставших были убиты на месте. Большинство сослали во всякие гиблые места. А пятерых повесили рядом с Кронверком напротив Петропавловской крепости. И где-то закопали.
С Сенатской площади, а особенно после осторожного перехода через Адмиралтейскую набережную открывается великолепный вид на Неву, на ту часть Васильевского острова, которая составляет правый берег Невы, или Университетскую набережную.
Кумир на бронзовом коне
Мощное течение Невы обычно производит сильное впечатление. Этим и объясняется, почему постоянный мост через столь крупную водную преграду был сооружен лишь через сто пятьдесят лет после основания города. Многие нужды тогда вполне удовлетворял наплавной мост, переброшенный через Неву уже упоминавшимся выше Бетанкуром.
А первым постоянным мостом стал Благовещенский, построенный в правление Николая I под руководством выпускника Института Корпуса инженеров путей сообщения Станислава Валериановича Кербедза. Постоянный мост назвали Благовещенским по имени церкви, находившейся на предмостной площади. Это чудо строительного искусства соединило Васильевский и Адмиралтейский острова. В этом месте Нева имела ширину в 280 м. Мост в то время был самым протяженным в Европе. Позже он именовался Николаевским, а в советский период носил имя лейтенанта Шмидта[2]. От Благовещенского моста вниз по Неве до Маркизовой лужи всего несколько километров. Дельта реки Невы триста лет была вотчиной кораблестроителей, моряков, торговцев и таможенников.
После Благовещенского моста в объектив видеокамеры попадает здание Академии художеств. Это замечательное учреждение возникло в 1757 г. в правление родной дочери Петра I Елизаветы Петровны, обладавшей, по мнению многих современников, отменным вкусом и художественным чутьем. Само здание в 1764–1788 гг. построили А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. Это было первое в архитектуре Петербурга здание, выполненное в стиле классицизма. В настоящее время здесь разместились Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские. А гранитный спуск к воде (архитектор К. А. Тон) с 1834 г. стали охранять два сфинкса с лицом Аменхотепа III Великолепного, фараона египетского царства.