2.1. Кто я? Психотип
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
С. А. Есенин
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.
Не удивлю, если скажу, что все мы разные. Однако всех нас можно условно объединить в несколько групп по психоэмоциональным характеристикам. Например, как мы реагируем на внешние раздражители, наша потребность в общении и в уединении, каков наш темперамент и энергичность, да много еще личностных качеств. Такие группы, основанные на общности набора характеристик, ученые систематизировали и назвали психотипами. Хотя это деление тоже условное, и редко встречаются люди, точно соответствующие определенному психотипу. Обычно каждый из нас обладает характеристиками нескольких психотипов, при этом качества одного из психотипов представлены шире и ярче, т.е. личность относится к определенному психотипу более чем к другим.
В современной науке существует множество различных подходов к делению и описанию психотипов, здесь не будем углубляться в эти теории. Нам нужно понять, что в зависимости от психоэмоциональных особенностей личности изменится и подход к организации процесса обучения. Очевидно, что комфортный режим работы для общительного подвижного человека несколько отличается от комфортного режима человека спокойного, усидчивого, предпочитающего проводить время наедине с собой. А комфортный режим работы влияет на скорость утомляемости, эффективность приемов и методов обучения. Вот поэтому тебе обязательно следует определить свой психотип (т.к. нет единой классификации, лучше определить не психотип как таковой, а свои доминирующие психоэмоциональные характеристики) и, исходя из него, подбирать наиболее подходящие режим и методики обучения.
Интровертность и экстравертность
Две основных (противоположных друг другу) характеристики личности в зависимости от общения с внешним миром: интроверт, экстраверт. Экстраверты общительные и открытые в проявлении эмоций, более спонтанны, не любят одиночество, склонны к разнообразию и смене активности, они направлены вовне. Интроверты, напротив, направлены внутрь себя, они более склонны к одиночеству (точнее будет сказать, к времени, проведенному наедине с собой, т.к. ощущения одиночества может и не возникать), более усидчивы и сконцентрированы, лучше переносят длительные занятия, менее разговорчивы, у них меньшая потребность в обществе.
Ни один из этих типов не лучше и не хуже. Представители одной группы лучше справляются с одними задачами в определенной среде, представители других – с иными задачами в другой среде. Понаблюдай за собой, вспомни свое наиболее частое поведение и ощущение, определи свою интровертность или экстравертность. Скорее всего, ты проявляешь черты, присущие обеим группам личности, одновременно или в разное время, но все же один из типов будет преобладающим (базовым). Давай определим, какие режимы учебы более комфортны для экстравертов и интровертов. Заранее оговорюсь, что все перечисленные способы и методы нужно применять обеим группам, разница лишь в том, как часто их использовать и насколько выраженными должны быть эти методы для разных групп.
Интровертам легче добиться результата в относительно длинных занятиях (как по тематике, так и по времени вообще), в работе, требующей длительной концентрации внимания. Интровертам комфортнее при занятиях в одиночку или в индивидуальных, чем в больших группах с обязательным взаимодействием участников. Обмен опытом интроверту комфортнее осуществить не в большой группе, а один на один с наставником (единомышленником). Даже если таких будет несколько человек, то интроверту проще обсудить с каждым отдельно или в небольшой группе из 3—4 человек. Конечно же, интроверту тоже следует участвовать в больших группах, дискуссиях, но такой формат будет скорее дополнительным. Интровертам комфортно при самостоятельном обучении, тем более когда предоставлены программа обучения и материалы.
Экстравертам долго заниматься в одиночку, наоборот, некомфортно, им больше подойдут групповые занятия, обсуждения. Экстраверты быстро утомятся от однообразных занятий – следует чаще менять формат или тематику. Здесь не стоит слишком увлекаться, т.к. частое переключение увеличивает утомляемость и усложняет полное вдумчивое погружение в тему. Экстравертам хорошо подойдет формат доклада или выступления по теме – метод обучения, о котором поговорим позже. Кстати, подход «объясни другому» – очень сильный метод изучения, его обязательно следует использовать и интровертам, которые могут объяснять вслух самому себе.
Сенсорность и интуитивность
К сенсорному типу относятся люди, в большей степени полагающиеся на информацию от органов чувств (сенсоров) – они лучше воспринимают то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать. Сенсорики любят, когда информация подается точно, ясно, структурированно, внимательны к деталям.
Интуитивисты в большей степени мыслят образами (базовый естественный принцип мышления), более склонны к преобразованию и интерпретации информации. Естественно, связывают отдельные явления и факты. Интуитивисты более склонны смотреть в общем, целиком и упускать детали. Можно сказать, что сенсорики ощупывают картину, рассматривают ее, склеивая из множества маленьких, детально изученных кусочков, а интуитивные типы охватывают целиком всю картину и потом уже приглядываются к какому-то её кусочку.
Сенсорики предпочтут решать проблему известным проверенным методом, интуитивисты – с радостью возьмутся за новые. Сенсорные типы обычно боле последовательны и внимательны, а интуитивные – более изобретательны.
Сенсорному типу легче воспринимать структурированную лекцию, инструкции. Интуитивные типы быстро утомляются от курсов, предполагающих однообразность, и большого материала для запоминания, такая работа будет малоэффективной.
Сенсорикам для лучшего усвоения материала следует внести практичность – связать изучаемый материал с реальной жизнью. Попытаться увязать абстракции с реальными примерами. Подобрать хорошо структурированные материалы с детальными описаниями, датами. Следует уделить особое внимание взаимосвязям между различными явлениями в изучаемой области, т.к. выстраивание взаимосвязей естественным образом на лету сенсорным типам дается сложнее и можно что-то упустить.
Интуитивным типам следует более внимательно относиться к деталям в изучаемой области, т.к. детали часто ускользают в угоду общему взгляду. Используйте свою сильную сторону – выстраивание взаимосвязей, это поможет лучше запомнить материал, легче находить решение, вытягивая его, словно сетью, из множества связанных знаний.
Активность и рефлексивность
Человек с доминирующим рефлексивным типом более склонен сначала хорошенько изучить объект, прежде чем взаимодействовать с ним. Человек с доминантой активности предпочитает изучить объект при взаимодействии с ним, т.е. приоритетным является именно взаимодействие, а через него происходит познание объекта. «Давайте испытаем и поймем, как это работает», – предложит активный тип. «Давайте сначала обдумаем», – скажет рефлексивный тип.
Здесь имеется в виду именно преобладающий подход к общему базовому изучению с помощью той или иной стратегии поведения. Естественно, что оба типа будут применять обе стратегии изучения (в идеальном случае), т.к. они дополняют друг друга, но каждый выберет одну основную линию поведения, которая и охарактеризует его.
Оба качества проявляются во всех людях, более того, в конкретных случаях человек может отдать предпочтение не свойственной ему стратегии изучения. Тебе следует вспомнить, понаблюдать за собой, чтобы определить, какой стратегии ты чаще придерживаешься и, соответственно, к какому типу более относишься.
Активному типу лучше подойдут занятия, где больше практических работ. Занятия можно выстроить последовательностью блоков, в начале каждого из которых шел бы краткий теоретический материал, а затем обширная практическая работа, которая дополнялась бы теоретическими пояснениями. Активному типу следует больше времени отводить занятиям в группе, взаимодействуя с остальными участниками (например, при подготовке к занятиям), а, изучая новую информацию, подумать, как ее можно применить.
Рефлексивному типу, естественно, следует выстроить занятия таким образом, чтобы сначала системно и детально изучить объект, а потом приступить к практической работе, тем самым закрепить и удостовериться в правильности теоретической модели. Рефлексивному типу легко удастся в конце занятия еще раз вспомнить изученный материал, порассуждать, провести мысленные эксперименты. Большой эффект даст составление краткого описания пройденного занятия. Хотя этот совет полезен вообще любому типу, но рефлексивный затратит на такую работу меньше сил, а значит, получит больше удовлетворенности от процесса изучения.
Визуальность и вербальность
Важным для цели обучения является и определение по преимущественному каналу восприятия: визуальность или вербальность. Люди преимущественного визуального типа легче и быстрее воспринимают то, что видят, – схемы, графики, изображения, фильмы. Люди вербального типа хорошо воспринимают речь – письменные или устные объяснения. Кажется естественным, что визуальная информация воспринимается легче и проще запоминается. Но когда речь идет об изучении нового предмета или явления, не все так однозначно, особенно когда изучается что-то уж совсем абстрактное. Вспомни, в каком виде информация чаще становилась понятна, в речевом или визуальном?
Еще несколько лет назад изучающему новую область знаний приходилось пользоваться в основном именно речевым типом информации (лекции, книги, статьи). В последнее время упор делается именно на визуальную информацию, хотя в некоторых случаях прочитать даже быстрее, чем смотреть длинную визуализацию. Все же в настоящее время в большей мере удовлетворены оба типа личности.
Если ты относишься к визуальному типу, то логично, что тебе следует максимально загрузить свой сильный канал восприятия. Используй схемы и графики, рисуй карты в виде блоков и связей, используй различные цвета. Вообще, выделение цветом, величиной и жирностью шрифта значительно увеличивает информационную емкость схем. Изучи и пользуйся интеллект-картами (майндмэп) – при некотором опыте использования они хорошо структурируют информацию.
Если ты относишься к вербальному типу, то используй традиционные типы информации, активно прибегай к предсказыванию и резюмированию нового материала (эти способы мы рассмотрим позже). Помни и о визуальном представлении – графики и схемы. Если материал уже знаком, то обзорный взгляд на схему быстро освежит память. Составление схем хорошо структурирует информацию.
Последовательность и глобальность
Люди последовательного типа легче воспринимают логически выстроенную информацию. Таким людям нужна четкая последовательность и явная связь между областями знаний. Они могут детально знать некоторый предмет или явление. Соответственно, и задачи такие люди решают последовательно. Люди глобального типа мышления склонны к более общему видению. Они могут охватить несколько областей без детальных знаний и прийти к решению не путем логической связности и выводов, а интуитивно найти эту связь. Такие люди могут понять связь, не выводя ее явным образом.
Большинство учебных курсов построены по принципу последовательности, но в некоторых обширных или не очень грамотно составленных курсах встречаются крупные разделы, слабо связанные между собой, или разделы, описывающие совершенно разные темы, без соответствующих пояснений. Представители последовательного типа могут испытывать сложности в таком случае. Здесь будет полезно явным образом выстроить последовательность внутри одной темы – и такую же внутри следующей (после изучения каждой такой темы, если последовательность не обнаружена). После того как каждая область изучена и логически выстроена, попытаться найти общие точки соприкосновения, порассуждать, как могут эти области взаимодействовать, чем знания из одной области могут быть полезны в другой.
Представители глобального типа мышления могут помочь себе в изучении, если предварительно посмотрят на изучаемую область целиком. Такие люди быстро выделят крупные блоки и наметят, как они связаны. Для этого можно предварительно ознакомиться с каждым блоком в общих чертах и уже потом приступать к детальному изучению. Конечно же, принцип последовательности при этом не отменяется, и невозможно научиться решать систему уравнений, не освоив линейные уравнения. Зато, выделив крупные блоки и определив, как связаны системы уравнений с линейными, освоить полный курс станет проще.
Способность к концентрации внимания
Способность к концентрации – это то, насколько ты можешь осознанно сосредоточить внимание на выбранном предмете, способность удерживать информацию в оперативной, кратковременной памяти. Способность к концентрации – характеристика многофакторная: это и длительность, и степень выраженности. Когда ты садишься за учебу, как легко тебя отвлечь? Насколько громкими должны быть музыка или разговоры, чтобы отвлечь, насколько близко могут быть разговоры, способные отвлечь? Это все может характеризовать степень концентрации или внимания. Насколько долго ты можешь поддерживать режим сосредоточенности и внимания – это характеристика длительности.
Конечно же, способность к концентрации будет зависеть и от психоэмоционального состояния в данный момент, от усталости. Но все же можно примерно определить свое базовое состояние. Существуют даже такие понятия, как синдром дефицита внимания (рассеянное внимание) и гиперактивность. Это, конечно, ближе к крайним проявлениям, но все же наши способности к концентрации сильно различаются даже в пределах нормы.
Повезло тем, кто может длительно сосредоточиться на деле (если учесть, что это люди обычно более спокойные и менее активные физически, то, может быть, им не так уж и повезло в других сферах жизни), им легче дается сам процесс изучения. Тем, кто не может долго концентрироваться и длительно заниматься одним делом, следует более грамотно планировать свое занятие. Постараться устранить отвлекающие и раздражающие факторы. Составить занятие из разных видов деятельности по изучению предмета (например, чтение, потом просмотр видео по теме, практическая работа или создание схемы изученного). При длительном занятии можно делать краткие промежутки, в которые провести легкую физическую активность – банальные наклоны, приседания, отжимания. Конечно же, следует тренировать свое внимание и концентрацию. О том, как это делать, поговорим позже.
Я привел не все психологические типологии личности, это очень обширная тема, тем более что нет единой классификации. Здесь кратко приведены характеристики, важные именно для процесса учебы. Сегодня достаточно информации по типологиям личности. Изучи, определи свои преобладающие черты и особенности, тогда тебе будет проще выстроить оптимальный процесс, исходя из собирательного образа твоего психотипа. Полезно время от времени применять несвойственные для психотипа способы изучения, чтобы тренировать способности, которые менее выражены.
***
Твой базовый психотип и текущее психоэмоциональное состояние влияют на режим работы/занятий, на подходы к процессу учебы. Определи свои базовые характеристики личности, выстраивай процесс учебы, исходя из особенностей личности. Включай занятия, несвойственные твоему типу, – это усиливает твои слабые стороны.
2.2. Аудит знаний
Чем больше я знаю,
тем больше я понимаю, что ничего не знаю.
Мы живем в мире непрерывных бесконечностей. Расстояние между твоим и соседним домами, в общем-то, непрерывно, и можно потратить вечность в попытке определить это расстояние максимально точно в бесконечно малых отрезках пространства. Времени уйдет бесконечно много, а практической пользы в этом бесконечно мало. Зато можно определить, какая точность будет значима, и измерить расстояние между домами с заданной точностью (в метрах или сантиметрах), затратив вполне определенное время. С учебой точно так же. Отдельные области знаний в настоящее время настолько обширны и детальны, настолько взаимосвязаны с другими областями знаний, что попытаться изучить их полностью чаще всего бессмысленно. Если ты изучаешь некоторый предмет не ради самого предмета или процесса, а с практической целью, то обязательно нужно определиться с границами познания предмета, иначе можно заниматься бесконечно.
Процесс изучения начинается с определения объема знаний для изучения (границ постигаемой области знаний) как по ширине, так и по детализации. Определиться, насколько широкими и детальными знаниями тебе нужно обладать. Здесь следует понимать, что невозможно да и не имеет практического смысла пытаться изучить предмет целиком и полностью, – это процесс бесконечный. Эффективнее будет вовремя остановить активную фазу обучения, перейти к практическому применению и постепенно в процессе углублять и расширять багаж знаний, если потребует сложившаяся ситуация.
Если ты пока практически ничего не знаешь о предмете изучения, то процесс определения границ уже несет в себе обучающий эффект, ведь для определения границ изучаемой области придется хотя бы ориентировочно ознакомиться с предметной областью, чтобы иметь о ней представление. Это общий, самый поверхностный уровень знаний.
Процесс определения границ может быть весьма затруднительным, если ты еще не обладаешь даже поверхностными знаниями о предмете, и, скорее всего, в процессе изучения потребуется значительно скорректировать границы – это нормально. Если же ты уже обладаешь поверхностными знаниями о предмете, то процесс установления изучаемого объема знаний окажется значительно проще. По сути, нужно определить темы для изучения, их детализацию и порядок их следования.
В любом случае составить хороший учебный план достаточно тяжело, не имея подробных знаний об исследуемом предмете. Ведь вполне вероятно, что изучение одной темы потребует знаний из другой. Иногда темы могут быть связаны друг с другом столь неочевидно или опосредованно, что, не будучи специалистом, сложно заранее спрогнозировать взаимосвязи и очередность. Даже специалисты не всегда смогут заранее выявить такие связи и выстроить удачный план обучения. Обычно хорошие учебные планы редактируются в нескольких учебных циклах.
Надеюсь, понятно, насколько важен порядок изучения. Конечно, можно потом в процессе перескочить с темы на тему или вернуться, но такой подход скажется на времени и качестве усвоения материала.
Вот примерные шаги, следуя которым, тебе будет проще установить границы для изучения предмета.
– Почитай обзорный ознакомительный материал про изучаемую область знаний (предмет, явление и т.п.). В интернете можно достаточно быстро найти большое количество материала. На данном этапе тебе не нужно углубляться в подробности, допускаются некоторые неточности. Также помогут видеолекции, доступные в интернете, в Сети много подходящих сообществ. Полезным будет пообщаться со специалистом в данной области, хорошо, если это будет практикующий специалист. Также помогут требования из описания вакансий, если обучение связано с конкретной профессиональной деятельностью, или списки требований к экзаменационным вопросам и темам лекций/уроков. Всю эту информацию можно найти в открытом доступе.
– Выпиши темы и вопросы, которые ты уже хочешь изучить. Определись с границами возможностей, которые реализуются в изучаемой области, необходимыми тебе.
– Составить более подробный учебный план из выписанных на предыдущем этапе поможет учебник или руководство. Обычно при составлении учебников учитывается последовательность тем, их взаимосвязи, часто описываются связи со смежными областями знаний. И это все в одном источнике! Оглавление даст тебе понятие о необходимых темах и их последовательности. Хорошо составленные учебники содержат краткое описание в каждом разделе – как раз то, что нужно для обзорного ознакомления с изучаемой областью знаний. Отличным подспорьем в составлении учебного плана являются описания учебных курсов. Их программы часто составлены с практической целью для обучаемого, и находятся в общем доступе. Тебе лишь нужно ознакомиться с темами, отбросить ненужные (если твоих знаний достаточно для такой оценки). Но не стоит пока отбрасывать темы по предметной области, которые тебе уже известны. Оставь их для быстрого повторения и уточнения.
Эта работа может показаться сложной и надуманной, но это не так. Если задача – эффективная учеба в учебном заведении или на курсах, то учебный план уже составлен за тебя заранее, тебе лишь нужно ознакомиться с ним и спросить преподавателя о темах, которые интересуют тебя и отсутствуют в учебном плане. Если задача – самостоятельное изучение предмета, то данный этап просто необходим. В таком случае изучаемая область достаточно мала, и на поверхностное ознакомление с изучаемой областью, анализ тем и составление плана потребуется не очень много времени. Зато, имея перед собой учебный план, не придется распылять внимание и время на ненужные темы, сконцентрировавшись только на необходимом. Появится ориентир, когда активное изучение стоит притормозить или приостановить и начать использовать знания по назначению.
Когда ты определишься с учебным планом, оцени, в какой точке находишься в данный момент. Что в изучаемой области тебе уже известно и в каком объеме, достаточен ли этот объем? Какие темы ты можешь раскрыть? Нужно ли углубить твои знания по этим темам или достаточно освежить? После аудита своих знаний может потребоваться скорректировать свой учебный план – проанализируй его заново, внеси изменения, если требуется.
Границы тебе помогут сориентироваться, когда нужно закончить обучение и перейти к практическому применению знаний. Ориентировочно свою готовность можно определить несколькими способами. Если обучение связано с некоторой профессиональной деятельностью, то можно приостановиться и перейти к практическому применению, если ты сможешь выполнять около 70—80 % из заявленных в требованиях к вакансиям задач. Остальной объем конкретных необходимых знаний ты доберешь уже в процессе работы. Если изучение связано с общей учебной деятельностью (ты учишься в учебном заведении), то можно приостановиться, когда ты можешь выполнить проверочные тесты и работы на необходимом уровне.
***
Определись с границами предметной области для изучения. Обзорно изучи предметную область. Запиши вопросы и темы, которые уже знаешь. Составь свой учебный план, в этом тебе помогут учебные планы соответствующих курсов, которые доступны для ознакомления, и соответствующие учебники (их содержание – практически готовый учебный план). С установлением границ помогут проверочные задания и требования к вакансиям работодателей.
2.3. Организация рабочего пространства
Встал по утру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Представь, что ты сидишь в удобном кресле, обложившись учебниками, конспектами, планшетом. Все это лежит у тебя на коленях, в кресле, на подлокотниках, периодически падает, заваливается. У тебя комфортная поза в любимом месте, под рукой есть даже чашка кофе, может, даже вкусный бутерброд. Все вроде бы располагает к комфортной работе, ну кроме некоторых мелочей. А ты тем не менее быстро устаешь, испытываешь стресс и совсем ничего не понимаешь из прочитанного. Почему так? Возможно, тебе просто неудобно? Любимое кресло, в котором так комфортно сидеть и пить кофе, читать книгу или смотреть фильм, вероятно, не самая удобная рабочая зона. Да, учеба – это все же работа. Несерьезный подход, вероятно, приведет к несерьезным результатам.
Насколько удобство рабочей зоны сказывается на эффективности работы, сбережении сил и здоровья, говорит хотя бы тот факт, что существует даже отдельная научная дисциплина, изучающая совместимость человека и его рабочей среды. Задача этой науки – помочь человеку обустроить рабочую зону таким образом, чтобы повысить эффективность работы, комфорт, снизить утомляемость. Хорошо обустроенное рабочее место в первую очередь комфортно, а значит, больше времени можно отвести работе, не испытывая сильного утомления, снижаются затраты времени на поиск необходимых инструментов. Все в совокупности значительно увеличивает эффективность обучения, а главное, способствует получению удовольствия от процесса, ну или, по крайней мере, не возникает негативного отношения.