Книга Элементы. Заметки по тайноведению. Книга десятая - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Тихомиров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Элементы. Заметки по тайноведению. Книга десятая
Элементы. Заметки по тайноведению. Книга десятая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Элементы. Заметки по тайноведению. Книга десятая

Разглядывая какой-нибудь внешний предмет, человек очищает его, высвобождая пребывающее в нём элементарное существо. Он создаёт духовное противодействие тому, что происходило раньше. Если раньше из огня возникал дым, то теперь человек в духовном плане создаёт из дыма огонь и освобождает его после своей смерти. Если раньше из огня возникал дым, то теперь человек в духовном плане создаёт из дыма огонь и освобождает его после своей смерти. Элементарные существа являются посланниками высших божественно-духовных существ во всём том, что проявляется во внешнем, чувственном плане. Целые сонмы таких элементарных существ прилагают совместные усилия к тому, чтобы заставить планеты вращаться соответствующим образом, делая возможным смену дня и ночи. Человек находится во внутренней взаимосвязи с существами мира элементарных духов, совместные усилия которых обуславливают смену дня и ночи. Если человек нерадив, ленив и безразличен ко всему, тогда он влияет на эти элементарные существа, обуславливающие смену дня и ночи, совершенно иначе чем когда он творчески активен, работоспособен, прилежен и занят созидательной деятельностью. Когда человек нерадив, он тем самым вступает в контакт с совершенно конкретными элементарными существами. Точно так же, будучи прилежен, он вступает в контакт с теми же элементарными существами, но уже совершенно иным образом.

Элементарные существа 2-го класса, что развивают своё бытие в течение дня и проявляются в дне, находят своё выражение в более высоком элементе. Однако подобно тому как элементарные существа 1-го класса (класса огня) пребывают в воздухе, воде и земле, точно так же и определённые элементарные существа связаны с тьмой, и день никогда не смог бы отделиться от ночи, если бы эти элементарные существа, так сказать, не переходили бы в ночь. Самой своей возможностью наслаждения днём человек обязан тому, что божественно-духовные существа отгоняют элементарные существа и заключают их в ночь. *Если человек подвержен лени, эти элементарные существа постоянно проникают в него, но он оставляет их при этом без всяких изменений, такими каковы они есть. Таким образом, ленивый человек оставляет все заключённые в ночи и скованные в «сумерках» элементарные существа без каких-либо изменений. *Если же человек прилежен и работящ, он как бы возвращает все эти элементарные существа 2-го класса духовным путём в день. На протяжении всей жизни мы как бы носим в себе все те элементарные существа, которые вселяются в нас, когда мы подвержены лени, и проникают в нас, когда мы активны и прилежны. При своём прохождении сквозь врата смерти мы как бы возвращаем в духовный мир те существа, которые нам удалось вернуть дню; те же существа, которые остаются «заключёнными в ночь» вследствие нашей ленности, остаются по-прежнему прикованными к нам, и мы вновь приносим их с собой в мир при нашем новом воплощении. И то, что мы из-за простого обмана чувств позволяем проникнуть в нас этим внешним элементарным существам, то, что вследствие ленности и нерадивости мы впускаем в себя различные ночные существа, – всё это вновь возрождается при нашем следующем воплощении.


При всеобъемлющих явлениях природного плана (как, например, при 28-дневном лунном цикле, заключающем в себе поочерёдную смену пребывающей и убывающей луны) необходимы совместные усилия огромного множества элементарных существ, чтобы приводить Луну в движение. Это необходимо, чтобы смог сложиться упомянутый 28-дневный лунный цикл, и чтобы всё то, что связано со сменой лунных фаз, могло реально происходить на нашей видимой Земле. Для этой цели высшие существа должны превратить, заклясть и сковать все эти известные существа. Взор, обладающий даром ясновидения, всегда позволяет видеть, как во время фазы прибывающей луны духовные существа неизменно восходят из низшей сферы в высшую. Однако для сохранения порядка другие духовные существа должны быть непременно зачарованы в низшей подчинённой сфере. Эти элементарные существа 3-го порядка также вступают во взаимодействие с человеком.

Когда человек пребывает в весёлом расположении духа, когда он доволен миром, и когда он постигает мир до такой степени, что своей радующейся душой объемлет все вещи и явления, то он при этом постоянно освобождает все те духовные существа, которые скованы убывающей Луной. В него проникают и постоянно освобождаются благодаря его душевной умиротворённости, внутреннему покою, гармоническому мировосприятию и мироощущению различные духовные существа. Те существа, которые проникают в человека когда он находится в подавленном, унылом и раздражительном расположении духа, когда испытывает острое недовольство буквально всем и от всего приходит в раздражение, – все те существа пребывают в зачарованном состоянии, в котором они находятся во время убывающей фазы луны. Человек, благодаря гармоничному мировосприятию и глубокой внутренней удовлетворённости миром, становится подлинным освободителем духовных элементарных существ. В то же время вследствие своей раздражительности, подавленности и недовольства человек превращается в своего рода тюремщика этих элементарных существ, которые могли бы обрести свободу, если бы он обладал радостным мироощущением. Таким образом, мы рассмотрели 3-ю ступень элементарных духов, которые со смертью человека либо освобождаются и возвращаются на свою родину, либо вынуждены вновь рождаться и вновь вступать в этот мир вместе с человеком.

4-й вид элементарных духов – это те духи, которые с солнечным циклом года, чтобы солнце летом могло пробуждать и оплодотворять Землю, изливая на неё свои лучи, чтобы то, чему положено созревать с весны до осени, могло созревать и наливаться. Для этого зимой должны быть скованы определённые духи; они должны быть зачарованы на весь период зимнего солнца. И здесь человек действует таким же образом по отношению к другим ступеням духовных существ элементарной сферы. Если зимой, когда внешняя Земля как бы умирает, чувствует себя более обязанным жить духовно вместе с Землёй, ведь зимой внешний чувственный мир по большей части замирает и жизнь реализуется преимущественно в духовном. Весной же, вместе с воскрешением внешнего мира наступает умирание духовного. Такой человек обладает пониманием природных процессов духа, проявляющегося в природе, и благодаря этому своему благочестию и духовности освобождает тот самый 4-й тип элементарных существ, которые постоянно втекают в человека и вытекают из него, и которые взаимосвязаны с обращением Солнца.

В то же время человек, не являющийся благочестивым в этом смысле, уклоняющийся от духа и не воспринимающий его, полностью погрязший в материалистическим хаосе, человек, в которого втекают элементарные духи этого четвёртого типа и пребывают в нём, оставляет их такими, каковы они есть. И после его смерти всё складывается так, что эти элементарные духи 4-й степени либо возвращаются в свои стихии, либо остаются связанными с человеком, и потому они вынуждены вновь появляться вместе с ним при при его новом воплощении. Поэтому человек, если он связан с духами зимы и либо не имеет возможности обратить их в духов лета, либо не обладает достаточной духовностью для того, чтобы освободить их, обрекает эти духи на новые и новые рождения, ибо в противном случае они смогли бы возродиться и не были бы вынуждены возвращаться в мир вместе с ним.

Если ты настолько связан с внешним миром, что твой духовно-душевный процесс представляет собой нечто, подобное возникновению огня и дыма в такой степени, что ты сам одухотворяешь все предметы в рамках своего собственного процесса познания и восприятия, то тем самым ты активно содействуешь восхождению известных элементарных существ. Если же ты соединяешься с дымом, то этим ты обрекаешь их на новые рождения. Если же ты соединяешься с днём, то тем самым ты освобождаешь соответствующих духов дня. Взгляни на свет, погляди на день, обрати взор к прибывающей Луне, к солнечной половине года. Если твоя деятельность и твои поступки возвращают этих элементарных существ к свету (ко дню, к пребывающей Луне, к летнему полугодию), то таким путём ты освобождаешь эти элементарные существа, столь необходимые для тебя, ибо после твоей смерти они достигнут восхождения в духовный мир. Если же ты связан с дымом и безразлично взираешь на твёрдое, то тем самым вследствие своей лени ты соединяешься с ночью; вследствие мрачного расположения духа соединяешься с духами убывающей луны, соединяешься с духами, скованными в зимнее время вследствие безбожия и бездуховности. Всем этим ты обрекаешь такие элементарные существа на последующие рождения между собой. Любые деяния и поступки человека представляют собой взаимообмен и взаимодействие между духовным миром и его собственным миром. И мы сможем осознать всю важность загадки человеческого бытия лишь тогда, когда ясно поймём, что посредством всего того, что мы совершаем, даже посредством своего расположения духа, мы оказываем воздействие на весь космос в целом, и что наш маленький мир имеет поистине беспредельное значение для всего сущего в макрокосме.

Часть 2. Магия Вуду

Введение

*

Как религиозная система вуду характеризуется слиянием африканских и индейских религий и некоторой концептуальной схожестью с католицизмом. Как духовная система вуду непрерывно развивается, чтобы обеспечивать служение широкому диапазону духов lоа. Главными признаками религии вуду можно назвать следующие: + Существует один Бог, Bondye. Этот Бог похож на Бога ислама, иудаизма и христианства. Существует только один Бог, довольно отдаленный от человечества, абсолютный и несколько абстрактный. + Имеются три категории других духовных существ: *Loa – это различные духи членов семейства, духи главных сил вселенной – добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни. Loa взаимодействуют с живыми людьми. Они входят в людей (делают их одержимыми) время от времени в течение религиозных церемоний, приносят известия и иногда позволяют хорошему или плохому случиться с людьми. *Божественные Близнецы (Marassa). Таинственное сочетание противоположных начал: добра и зла, счастья и грусти и т. д. Если почитать их, они помогают человеку достичь успеха. *Духи мертвых. Главным образом это души предков, которые умерли, но еще не были «призваны» родственниками. Игнорировать умерших опасно. + Человеческая душа состоит из двух частей: *gros bon ange – энергия, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти; *ti bon ange – имеет отношение к индивидуальности и специфична у каждого человека.

Центральный и ключевой аспект религии вуду – исцеление людей от болезней. Это составляет 60% от всей деятельности жрецов вуду. Жрецами в вуду могут быть как мужчины (houngan), так и женщины (mambo). Еще одна главная особенность вуду – религиозные обряды. Они обычно проводятся в храме или около него. Жрецы почти всегда направляют их. На церемониях обычно проводится служение Божественным Близнецам (Marassa), предкам и lоа, которым предлагается жертва. У них просят помощи или совета. Во время церемоний обязательно используются барабаны и танец. Почти все участники церемоний могут стать одержимыми lоа, которые занимают тело человека на какое-то время. Почти на каждой церемонии имеет место жертва животного. Убитое животное выпускает жизненную энергию, которую получают lоа. Кроме того, в жертву приносятся овощи, фрукты, минералы, жидкости и др.

Loa

*

Религия вуду часто неправильно истолковывается как политеистическая, синкретическая или анимистическая. Эти неправильные представления рассеются, как только мы рассмотрим характеристики таких духовных существ, как 1оа. Вудуисты верят в одного Бога, называемого Gran Met, или Великий Господин. Этот Бог всемогущий, всезнающий, но, к сожалению, он рассматривается как нечто отдаленное от человеческих дел. Однако он всегда присутствует в ежедневной речи гаитян, которые никогда не скажут, «увидимся завтра», не добавив «если Богу будет угодно». + Loa – духовные существа, младшие по рангу, но более доступные для человека. Loa требуют наличия определенных взаимоотношений с человеком. Loa служат тем, кто служит им. Loa обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы. Служить loa можно, одевая одежду определенного цвета, принося в жертву определенную пищу и соблюдая сексуальное воздержание в дни, посвященные loa.

Многие loa – типичные фигуры, представленные во многих культурах. Например, Erzulie Freda – богиня любви, сопоставимая с Венерой, Legba – loa общения, сопоставимый с Гермесом или Меркурием. Эти соответствия иногда являются чистым совпадением. Многие видят параллели между аспектами loa и образами католических святых. Во время французского рабства, когда большинство черных людей на Гаити были рабами, поклонение святым обеспечило удобное прикрытие для служения африканским богам и богиням. Даже priere Guinea, длинная молитва, которая произносится в начале церемоний ортодоксального вуду, включает стихи о Деве Марии и различных святых. Это не означает, однако, что loa слились с католическими святыми. Никто не путает Ogoun Feraille со святым Джеймсом, это просто образ. Если призывается святой Джеймс, значит, призывается именно он, а не Ogoun. Хотя priere Guinea включает стихи, содержащие предметы поклонения католицизма, никто не смешивает церемонию вуду, проведенную в вудуистском храме, с католической мессой. Джон Мерфи в своей книге «Santeria» предполагает, что термин «симбиоз» в этом случае более точен, чем синкретизм.

Loa живут в деревьях, камнях, реже в телах животных. Однако loa, живущий в дереве, – это не loa дерева, и церемония, проводимая у подножия дерева, направлена к loa и не имеет ничего общего с анимистическим поклонением дереву. Loa проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и через механизм одержимости. Как уже отмечалось, одержимость считается нормальным, естественным и желательным в контексте церемонии вуду. Loa, проявляя себя через одержимость, поют, танцуют, говорят шутки, исцеляют больных и дают советы. Посвященный в вуду может также вызвать так называемую большую форму работы lоа. В дополнение к основным способностям lоа, большая форма работы дает им способности психокинеза и возможности проявления, позволяя им принимать физическую форму. Вообще, такая форма работы lоа – это отражение одного из главных lоа, когда Ogoun может появляться как Железный Воин, Damballah – в форме большой белой змеи и т. п.


Группы lоа и их церемониальный порядок


+ В церемонии ортодоксального вуду, после молитвы priere Guinea и ритуального приветствия собравшихся, а также барабанов и барабанщиков, в определенном порядке вызываются lоа. В свою очередь, для каждого lоа поются песни, а в определенных случаях в жертву приносится пища или животное. Кандидат на посвящение должен запомнить последовательность lоа. Для каждого lоа поется минимум три песни, и каждая песня должна быть повторена минимум три раза. + В обряде ортодоксального вуду есть три главных группы loa: Rada, Guede и Petro. *Rada loa, в основном дагомейского происхождения, имеют общий церемониальный цвет – белый, но каждый loa в пределах этой группы может иметь свой собственный цвет. Это добрые духи. Ритмы Rada loa исполняют на tanbou kon, деревянных барабанах. Покрытие самого большого барабана, maman изготовлено из шкуры коровы, другого – из шкуры козла. В барабаны бьют палочками. Эта часть церемонии сконцентрирована и величественна. Rada loa представляют теплоту и эмоциональную стабильность Африки. Обряды Rada следуют традиционным африканским образцам и подчеркивают положительные, мягкие аспекты loa. На церемониях Rada всегда присутствует большой костер с железным бруском, находящимся в огне и представляющим loa Ogoun. Rada loa никогда не требуют жертву большую, чем цыплята или голуби, хотя иногда им приносятся в жертву козлы и быки. Они выполняют просьбы приверженцев вуду, которые не несут вредных последствий человеку, но- их помощь не очень сильна.

Порядок Rada loa следующий: Legba, Marassa, Loco, Aizan, Damballah Legba, Maras-sa, Loco, Aizan, Damballah и Aida-Wedo, Sodo, Badessy, Agassou, Silibo, Agwe и La Sirene, Erzulie, Bossu, Agarou, Azaka, группа Ogoun (Ogoun Святой Иаков, Ossange, Ogoun Badagri, Ogoun Feraille, Ogoun Per, Ogoun Shango, Ogoun Balindjo, Ogoun Balizage, Ogoun Yemsen). За Rada loa следует семейство *Guede loa, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte. Нет никакого определенного порядка появления этих loa в пределах своей группы. Их церемониальные цвета фиолетовый и черный. Группа Guede loa вульгарна и непристойна, и они создают комическое облегчение после интенсивной и строгой секции Rada. Baron Samedi и Brigitte наиболее таинственны и могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede loa всегда выдают шутки и советы. После Rada и Guede секций идет часть церемонии, посвященная *Petro loa. Эти loa происходят преимущественно из Конго и западного полушария. Их церемониальный цвет – красный. Petro loa представляют собой противоположность Rada loa. Petro обряды, порожденные на Гаити во времена рабства, представляют гнев и насилие. Petro loa более сильны и быстры, чем Rada. Они несут угрозу, месть и смерть. Они считаются жестокими, колдовскими и агрессивными по отношению к противникам. Они делают тяжелую работу, на которую Rada не способны. Однако они будут работать только для того, кто пообещает служить им. Нарушившим обещание они мстят. В качестве жертв они требуют боровов, козлов, овец, коров, собак и иногда останки мертвых людей из могил; обычная жертва Petro – свинья. Ритуал Petro никогда не проводится в hounfort – закрытом алтарном помещении храма.

Ритмы Petro исполняются на tanbou fey, барабане с шнуром и обручем. Поверхность барабана сделана исключительно из козлиной кожи, на нем играют ладонями рук. Эта часть церемонии возбужденная и быстро изменяющаяся. Порядок Petro loa следующий: Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie (также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi. Когда последние три повтора заключительной песни для Simbi закончены, церемония окончена. Иногда особенно восторженные участники будут продолжать петь популярные песни, которые, относясь к loa, не обязательно являются частью церемониального порядка. Такие песни – часть гаитянской народной музыки. Как только участники церемонии удовлетворены, барабаны кладутся на землю, и участники идут отдыхать на циновки из стебля банана до утра. Loa не являются добрыми или злыми. Loa не лучше и не хуже, чем мы, и только приложив много усилий, можно найти христианского дьявола в Petro пантеоне. Нет, просто духи Rada воздушны, духи Petro пламенны, и эти две группы дополняют друг друга и смешиваются, подобно Инь и Янь, мужскому и женскому началам.


Главные loa и их характеристика


Damballah, также называемый Damballah-Wedo или Большая Змея, является самым старым из предков и одним из наиболее популярных loa. Он представляет наследственное знание вуду. Damh доброжелателен, невинен, он отец любви. Он с трудом вступает в отношения с людьми, поэтому его мудрость слишком далека от нас. Поклоняться Damballah значит поклоняться красоте – цветам и белому цвету. Его день – среда. Его символами являются яйца змеи и сами змеи. Поскольку змея – это слуга Damballah, со змеей обращаются с почтением (но не поклоняются ей). Damballah питается чистыми, белыми пищевыми продуктами, подобно фуражному зерну, оливковому маслу, пирогу, шампанскому и белому вину, молоку, сахару и яйцам. Жертва ему – пара белых цыплят. Damballah – змея. Он погружается в бассейн с водой, который построен для него, или залазит на дерево. Он довольно необщителен и любит находиться в тишине. Он не сообщает людям точные сведения, но излучает успокаивающее присутствие, вселяет дух оптимизма. Когда Damballah вселяется в кого-либо, этому человеку нужно предложить яйцо, которое он раскусывает своими зубами. Одержимые им во время ходьбы ползают и не могут использовать свои конечности. Люди, которыми он обладает, высовывают свой язык словно змеи, залазят на деревья или крыши. Damballah свистит, потому что он не умеет говорить. Он приносит дождь, необходимый для хорошего урожая зерновых культур.


Aida-Wedo – жена Damballah. Она представляется как короткая, свернувшаяся змея, которая ест бананы и живет главным образом в воде. Ее символ – радуга, и представляют ее цвета радуги, в которые окрашен poteau-mitan – центр храма. Часто появляется в образе змеи вместе со своим мужем.


Ogoun – традиционная фигура воина в даго-мейской религии. Он очень похож на Зевса в греческой религии и мифологии. Ogoun могущественный, мощный, триумфальный дух. В наше время у Ogoun появилось новое обличие, которое не совсем связано с его африканскими корнями. Это лукавый и мощный политический лидер. Он дает силу через пророчество и колдовство. Именно Ogoun, как считается, внушил идею и дал силу рабам совершить революцию в 1804 году. Теперь он призывается, чтобы помочь людям получить правительство, более отвечающее их потребностям. Он имеет много различных аспектов, в КОТОРЫХ он исполняет определенные функции: lоа огня, lоа молнии, lоа фаллоса, lоа обработки металлов. Как Ogoun Fer, например, он представляет стабильность, порядок и власть. Как раненый воин он представляет фигуру Иисуса Христа, известную людям по христианству. Как Ogoun Feraille он дает силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по заду. Как Ogoun Badagris он может поднять человека и нести его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Во всех аспектах Ogoun проявляет власть и воинственность. Его цвет красный, его жертва – бык. Одержимость им иногда сопровождается насилием. Одержимый им моет свои руки в пылающем роме без всяких для себя последствий. Такие люди одеваются в красную одежду, машут саблей или мачете, жуют сигару и требуют ром с помощью старой фразы «Gren mwe fret» («у меня остыли яйца»). Часто этот ром льют на землю и поджигают его. Меч или мачете – это его оружие, и он тычет им в себя, но лезвие не проникает в кожу. Ogoun идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.


Loco – дух растительности, опекун святынь. Он связан с деревьями. Loco обладает обширным знанием фармацевтических свойств трав. Жрецы получают свои знания от него. Он – lоа исцеления и начальник целителей травами, которые всегда призывают его перед началом лечения. Жертвы для Loco помещаются в соломенные мешки, которые подвешиваются в ветвях деревьев.


Grans Bwa живет в глубоком лесу, там, где дикая растительность. Он – защитник живой природы и не любит появляться публично. Он ест плоды и овощи в лесу в течение целого дня, и когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден, но люди всегда так или иначе дают ему пищу. Он должен быть призван прежде, чем кто-либо будет посвящен в жречество вуду. Он известен как хороший судья, и часто в случае конфликтов его вызывают, чтобы он решил спор. Он не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, чтобы слушать людей, не знающих, что он рядом.


Legba, также называемый Papa Legba или Legba Ati-bon, – не только главный Petro loa, но и также наиболее известный и наиболее почитаемый из всех loa в вуду. Он представляет солнце, является богом ворот. Он изображается как человек, брызжущий водой, или старик, идущий с палкой, также он олицетворяет ритуальные воды и объединение тайн вуду. Он стал отождествляться с апостолом Петром и Иисусом Христом, так как обладает ключами от мира духов. Каждому ритуалу предшествует обращение к Legba; без его разрешения нельзя «открыть ворота» между миром духовным и материальным а никакой другой loa не может проникнуть на землю. Поэтому никакая связь Бога и человека не может иметь место без одобрения Legba, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии вуду, если Legba не был призван, и никакой lоа не может действовать без разрешения Legba. Это делает Legba наиболее мощным из всех lоа. Как другое воплощение, Maitre Carrefour, он охраняет перекрестки и является покровительством колдовства. Священное дерево около храма – алтарь Legba. Legba курит маленькую трубку и носит немного пищи в своем мешке. Когда он овладевает кем-то, члены человека искривляются. Его символ – лев и белая овца. Он питается костями животных.