Ещё одним вопросом, требующим обсуждения в нашей теме, является момент, с которого отсчитывается срок сдачи периодической проверки охранниками, исполняющими функциональные обязанности с использованием служебного оружия. Пп. б) п. 2 Приказа 568 определяет, что плановые периодические проверки «проводятся для охранников 6-го разряда один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты выдачи разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, в том числе в порядке продления срока действия указанного разрешения», т.е. отсчёт ведется не с момента сдачи последней периодической проверки, а с момента выдачи разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия. Таким образом, по совокупности норм п.12 Приложения №2 к Приказу 447 и Пп. б) п. 2 Приказа 568, следует сделать вывод о том, что повторная периодическая проверка проводится в срок до одного года с момента сдачи квалификационного экзамена но не позднее, чем в течение месяца до даты (дня и месяца) выдачи разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия.
Часть 1. Правовые акты, регламентирующие частную охранную деятельность
Введение
*
11 марта 1992 вступил в силу закон РФ №2487—1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». И так как, в соответствии со статьей 5 ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», правительство Российской Федерации наделено полномочиями утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности, оно вынесло ряд постановлений касающихся детективной и охранной деятельности. + Охранное законодательство включает в себя также нормы, имеющие непосредственное отношение к охранной деятельности и содержащиеся в ряде других федеральных законах («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О полиции», «Об оружии»), в кодифицированных законодательных актах: в Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе. Частная охранная деятельность отнесена к видам деятельности, лицензированием которых занимается МВД РФ. + Охранное законодательство в широком смысле включает в себя подзаконные нормативные акты (Указы Президента, например, «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны РФ», постановления Правительства, приказы МВД). + В целях охраны клиентов, выполняемой на договорных началах, сотрудники охранных служб осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников; обеспечивают порядок в местах проведения массовых мероприятий; проектируют, устанавливают и обслуживают средства охранно-пожарной сигнализации; выполняют другие виды услуг. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Статьи, законы, кодексы…
*
«Закон о частной детективной и охранной деятельности в РФ»
– определяет понятие, содержание и условие охранной деятельности, виды услуг, оказываемых частными охранными структурами, то есть частными охранными предприятиями и службами безопасности;
– законодательно устанавливает порядок формирования частных охранных структур и лицензирования частных охранников, их подготовку;
– предусматривает право частного охранника на применение в частной охранной деятельности специальных средств и огнестрельного оружия;
– гарантирует частному охраннику социальную и правовую защиту, устанавливая одновременно ответственность частного охранника за нарушение действующего законодательства;
– возлагает на органы внутренних дел функции лицензирования, надзора и контроля над частной охранной деятельностью в части подготовки охранников и в вопросах оборота оружия.
Статья 16 Закона о частной детективной и охранной деятельности определяет условия применения специальных средств и огнестрельного оружия. По содержанию рассматриваемая статья разрешает частному охраннику, при выполнении охранно-защитных функций, применять специальные средства активной обороны и огнестрельное оружие. Одновременно эта статья устанавливает, что при применении специальных средств и огнестрельного оружия, охранник обязан:
– предупредить о намерении их использовать, дать достаточно времени для выполнения своего требования, но за исключением случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу и опасность жизни и здоровья охранника, либо может повлечь тяжкие последствия;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить (сообщить) о происшествии в возможно короткий срок органы здравоохранения и органы внутренних дел; (полицию);
Одновременно рассматриваемая статья устанавливает: 1) Частные охранники, имеющие лицензию, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действию в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия; 2) Применение частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия с превышением установленных законом полномочий, пределов необходимой обороны и крайней необходимости, влечет аннулирование лицензии на частную охранную деятельность и иную юридическую ответственность, установленную законом.
Статья 17 Закона о частной детективной и охранной деятельности определяет условия применения специальных средств активной обороны. В соответствии с рассматриваемой статьей, частный охранник имеет право применять средства активной обороны для: 1) Отражения нападения, непосредственно угрожающего его жизни и здоровью. 2) Пресечения преступления против охраняемой охранником собственности, когда правонарушитель оказывает охраннику физическое сопротивление. Одновременно законодатель в указанной статье запрещает применять специальные средства в отношении беременных женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания перечисленной категорией лиц вооруженного сопротивления, а также совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемой им собственности.
Статья 18 Закона о частной детективной и охранной деятельности устанавливает условия применения огнестрельного оружия. В соответствии с рассматриваемой статьей, частный охранник имеет право применять средства активной обороны для: 1) Отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности. 2) Отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую охранником собственность. 3) Предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги и вызова помощи. Одновременно законодатель в указанной статье запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания перечисленной категорией лиц вооруженного сопротивления, а также совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемой им собственности. + Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. + О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно сообщить в орган внутренних дел (полицию) по месту применения оружия.
Закон «Об Оружии» определяет понятие оборота оружия, его виды и ограничения на его оборот, а также ограничения на применение отдельных видов специальных средств. + Закон «Об Оружии» устанавливает порядок применения оружия, условия и пределы его применения относительно охранной деятельности.
Статья 24 Закона Российской Федерации «Об Оружии» определяет право частного охранника на применение оружия. + В частности, охранник имеет право применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности, но только в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости. + Более конкретно условия и порядок применения оружия частным охранником регламентирован в статьях 16 и 18 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Уголовный кодекс (УК РФ)
Статья 37 Уголовного кодекса РФ определяет понятие и содержание необходимой обороны, как обстоятельства, исключающего наступление уголовной ответственности. + Необходимая оборона – это действие по отражению или пресечению противоправного посягательства на личность, собственность и иные охраняемые уголовным законом интересы общества и государства, которыми (действием) посягающему (нападающему) причиняется какой-либо вред, но при условии, если это действие (по отражению или пресечению нападения) не превышает пределов необходимой обороны. + Необходимая оборона, как понятие – это соответствие средств защиты средствам нападения, но с учетом соотношения физических возможностей нападающего и лица, отражающего нападение друг относительно друга. + Необходимая оборона – одно из обстоятельств, которое исключает противоправность (ответственность) за причиненный ущерб. Это защита от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему (вплоть до лишения жизни последнего). Однако она не знает неограниченных пределов. Существуют жесткие условия правомерности необходимой обороны, и они подразделяются на две группы: 1) Условия правомерности, относящиеся к посягательству (отвечают на вопрос: когда возникает право на оборону?). 2) Условия правомерности, относящиеся к защите (отвечают на вопрос: какова должна быть защита?).
Право на необходимую оборону возникает, если лицо столкнулось с: 1) Общественно опасным посягательством (тяжким или особо тяжким преступлением), перечень дан в ст.2. П.1 УК РФ. 2) Наличным посягательством (которое началось, но не закончилось; наличным считается так же посягательство, которое очевидно может вот-вот произойти). Против возможных, предполагаемых посягательств (нападений) необходимая оборона недопустима. 3) Действительность посягательства (если в действительности посягательства нет, вопрос правомерности причинения вреда решается по правилам «мнимой» обороны). + Правомерность защиты: 1) Защита носит правомерный характер, защищаются не только личные блага, но и интересы государства, общества, общества, третьих лиц. 2) Вред причиняется только нападающему лицу, при групповом нападении – любому участнику данной группы. 3) Защита не должна превышать пределов необходимости. Причинение вреда явно излишнего при отражении нападения образует превышение необходимой обороны, что влечет за собой ответственность по ст.108 УК РФ (убийство при превышении пределов необходимой обороны), или по ст. 114 УК РФ (тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное при превышении пределов необходимой обороны). В состоянии необходимой обороны оружие применяется.
Статья 39 Уголовного кодекса РФ определяет понятие и содержание крайней необходимости, как обстоятельства, исключающего наступление уголовной ответственности. + Крайняя необходимость, как понятие — это действие, направленное на устранение опасности, угрожающей личности, собственности либо иным охраняемым уголовным законом интересам общества и государства, путем причинения вреда кому-либо из посторонних физических или юридических лиц, если эта опасность не может быть устранена другими способами. + По содержанию крайняя необходимость состоит в действиях по защите более ценного блага путем причинения вреда менее ценному благу. Только при этом условии действие по причинению менее опасного вреда рассматриваются не наказуемыми. Акт крайней необходимости рассматривается, иными словами, специфическим способом защиты более ценного блага (по стоимости и объему) путем причинения вреда менее ценному. + Условиями правомерности при крайней необходимости являются: 1) Наличие источника реальной опасности, угрожающего личности, собственности и иным интересам общества и государства. 2) Опасность должна быть наличной, то есть иметь место быть (уже начавшаяся). 3) Нет другого способа, то есть выхода из возникшей опасности, поэтому способ ее ликвидации, к которому прибегло лицо, является единственным для того, чтобы спасти более ценное благо. Если указанные условия соблюдены, то причиненный вред рассматривается ненаказуемым. *При необходимой обороне вред причиняется только нападающему лицу, при крайней необходимости – только третьим лицам.
Статья 222 УК РФ устанавливает уголовную ответственность лиц за незаконное, то есть без соответствующего разрешения на это органов внутренних дел; ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, по их обороту в соответствии с Законом «Об оружии» (кроме гладкоствольного охотничьего оружия). + Уголовно наказуемыми по рассматриваемой статье являются также незаконное, то есть без соответствующего разрешения органов внутренних дел, ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом. + К взрывчатым веществам относятся порох, динамит, тротил, нитроглицерин и другие химические соединения или смеси, обладающие способностью к взрыву в результате зажигания, удара или детонации, изготовленные фабричным или самодельным путем.
Согласно применения к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности. Ответственность за это преступление наступает с 16-ти летнего возраста. + Статья 222 ч.2 УК РФ предупреждает ответственность кроме этого за ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом. Уголовная ответственность за незаконное хранение холодного оружия в данном случае не наступает. *Вопрос, относится ли предмет к холодному оружию, решается криминалистической экспертизой. Ответственность за это преступление наступает также с 16-ти лет.
Статья 224 УК РФ предусматривает ответственность за небрежное хранение огнестрельного (любого огнестрельного) оружия. Оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц (ст. 22 Закона РФ «Об оружии»). Здесь не играет роли то, законно или незаконно лицо хранило оружие, главное – небрежно: оставление оружия на виду, в ящике стола, в шкафу, на столе и так далее, а также незаконная передача оружия другому лицу. + Не всякое небрежное хранение огнестрельного оружия влечет за собой уголовную ответственность, а только такое, которое создало условия для его использования другим лицом и это повлекло тяжкие последствия: смерть; ранение граждан; возникновение пожара, вызвавшие человеческие жертвы; использование кем-либо этого оружия для совершения тяжких преступлений. + Незаконное хранение и в то же время небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее за собой указанные выше последствия, влечет ответственность по ст. 228 ч.1 и ст.24 УК РФ. Ответственность наступает с 16-летнего возраста.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 159 кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за стрельбу в населенных пунктах, в не отведенных для этого местах, или с нарушением установленного порядка стрельбы. По содержанию указанная статья состоит из следующих запретов: 1) стрельба в населенных пунктах; 2) стрельба в специально не отведенных для этого местах; 3) стрельба с нарушением установленного в определенном месте порядка, то есть правил и мер безопасности. *При этом: 1) под специально отведенными для стрельб местами понимаются стрелковые тиры, стрельбища и стрелковые стенды, обеспечивающие безопасность стрельбы из огнестрельного оружия для окружающих; 2) под нарушением порядка понимается несоблюдение установленных правил и мер безопасности в перечисленных выше местах при проведении стрельб из огнестрельного оружия. *Огнестрельное оружие – любое нарезное и гладкоствольное охотничье оружие. Нарушение перечисленных выше законодательных запретов, правил и мер безопасности стрельбы наказывается административным штрафом с конфискацией (изъятием) огнестрельного оружия или без таковой.
Статья 172 кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приобретения, хранения, передачи или продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия. + Административное правонарушение, обозначенное рассматриваемой статьей, может выражаться в действиях, нарушающих порядок: 1) приобретение; 2) хранение; 3) продажи; 4) передачи конкретного огнестрельного гладкоствольного оружия. По содержанию правонарушающим признаком перечисленных выше действий является то, что приобретение, хранение, продажа или передача указанного вида огнестрельного оружия может осуществляться только с разрешения органа внутренних дел (полиции), так как при условии отсутствия такого разрешения и наступает административная ответственность в виде административного штрафа с конфискацией оружия. *Под приобретением оружия понимается любая форма: покупка, получение в дар или обмен (на что-то), при этом для приобретения не имеет принципиального значения, у кого (гражданина или в торгующей организации приобретено оружие без разрешения органов внутренних дел (полиции).
Статья 173 кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов лицами, имеющими разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в том числе ч.3 предусматривает ответственность должностных лиц.
Постановления Федерального Правительства
Постановление Федерального Правительства от 14 августа 1992 года №587: + устанавливает перечень объектов, подлежащих государственной охране; + определяет и конкретизируют виды огнестрельного оружия и специальных средств, используемых в частной охранной деятельности; + уточняет пределы и особенности применения частными охранниками отдельных средств активной обороны.
Приказы МВД
Приказ МВД №292 за 1992 год, как ведомственный правовой нормативный акт: + устанавливает порядок формирования (документального оформления) частных охранных структур и лицензирования частного охранника; + уточняет перечень документов и определяют их форму в приложениях к приказу, которые необходимо оформить и представить в органы внутренних дел для решения вопроса о выдаче лицензии на частную охранную деятельность. + Приказ МВД №478 за 1993 год, как ведомственный правовой нормативный акт: + устанавливает обязанность органов внутренних дел проводить индивидуальные собеседования с лицами, претендующими на получение лицензии частного охранника; + определяет и конкретизирует перечень вопросов, которые могут быть заданы претенденту в процессе индивидуального собеседования; + уточняет механизм проведения индивидуального собеседования и порядок документирования (оформления). + Приказ МВД №609 за 1993 год предусматривает меры по реализации постановления Совета Министров – Правительства РФ от 02.12.93 года №1258. Им утверждается Инструкция о работе ОВД по организации контроля за оборотом служебного и гражданского оружия. Данная Инструкция включает в себя следующие разделы:
– общие положения;
– компетенция ОВД по выдаче лицензии и разрешений на служебное и гражданское оружие;
– контроль за продажей оружия;
– контроль за приобретением оружия предприятиями, организациями и учреждениями;
– контроль за хранением, учетом и использованием оружия предприятиями, организациями и учреждениями;
– контроль за транспортировкой оружия, принадлежащего предприятиям, организациям и учреждениям;
– контроль за приобретением, хранением, ношением, транспортировкой оружия гражданами РФ;
– ведение учетов объектов разрешительной системы и владельцев оружия;
– аннулирование лицензий и разрешений, изъятие оружия.
К инструкции о работе ОВД по контролю за оборотом оружия прилагается:
– образец лицензии на право продажи оружия;
– требования к техническому оборудованию помещения, предназначенного для хранения огнестрельного оружия.
– образец книги учета поступления оружия в магазин;
– образец книги учета и продажи оружия;
– требование к оборудованию и функционированию стрелковых тиров, стрельбищ;
– образец книги учета оружия и боеприпасов, хранящихся в предприятии (организации);
– образец книги выдачи и приема оружия, боеприпасов;
– образец разрешения на транспортировку оружия.
Во все вышеперечисленные законы, постановления и приказы периодически вносятся изменения и дополнения уполномоченными на то органами законодательной власти.
Часть 2. Служебное и гражданское оружие
Самозащита и закон
*
По закону, граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия при этом должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого оно применяется. Исключением из данного правила являются случаи, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Другими словами, от стрельбы защищающегося не должны пострадать случайные прохожие. Стрелять в женщин, инвалидов (явно выраженных), несовершеннолетних (когда их возраст очевиден или известен защищающемуся) закон запрещает. Исключением являются случаи совершения вышеперечисленной категорией лиц вооруженного либо группового нападения. Закон требует, чтобы в целях самозащиты вы использовали только то количество силы, которого достаточно для эффективного отражения нападения и предотвращения возможных телесных повреждений. Применение насилия сверх этой меры может привести вас к тюремному наказанию. За убийство с превышением пределов необходимой обороны защищающемуся грозит до двух лет лишения свободы. Закон проводит тонкую линию между самозащитой и убийством, и вы обязаны понимать это различие.
*Необходимая оборона – это отражение нападения на личность, собственность и иные интересы общества и государства, охраняемые законом, при котором нападающему причиняется вред. Последний при этом должен иметь определенные пределы. *Пределы необходимой обороны – это соответствие средств защиты средствам нападения, с учетом соотношения физических возможностей нападающего и обороняющегося друг относительно друга. Если превышения пределов необходимой самообороны нет, то ответственность за причиненный нападающему ущерб (вплоть до лишения последнего жизни) полностью исключается. Что касается причинения защищающимся в процессе самообороны материального вреда кому-либо из третьих лиц, то ответственность за него исключается таким понятием, как крайняя необходимость. *Крайняя необходимость – действие по устранению опасности, угрожающей личности, собственности либо иным интересам общества и государства, путем причинения вреда кому-либо из посторонних физических или юридических лиц. Суть крайней необходимости – защита более ценного блага путем причинения вреда менее ценному благу, если эта опасность не может быть устранена другим способом. Применимо к самозащите, это может быть случайное повреждение выстрелом из пистолета припаркованной рядом автомашины, витрины находящегося рядом магазина и тому подобное. Защищающийся в этом случае наносит вред собственникам не специально, а в процессе отражения неприятельского нападения и спасения своей жизни. Последняя, с точки зрения закона, имеет большую ценность, чем какие-либо материальные блага, поэтому ответственность защищающегося за причиненный ущерб полностью исключается.