Книга Политология для самых начинающих - читать онлайн бесплатно, автор Антон Николаевич Геля
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Политология для самых начинающих
Политология для самых начинающих
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Политология для самых начинающих

Здравствуйте!

Вашему вниманию предлагается учебное пособие по политологии для самых начинающих.

Это концептуальная работа, в которой, на взгляд автора, удалось избежать тенденциозности, и привязок к знаменитым личностям современности, чем грешат многие новые современные учебники, является компиляцией более 80 книг, статей, учебников.

Автор признает известное несовершенство данного учебника, и будет благодарен за конструктивные предложения по улучшению.

Работа писалась предельно доступным языком, который, как я надеюсь, будет понятен молодым людям, впервые столкнувшимся со сложной и динамичной наукой политики.

Известно, что в политике, футболе и медицине сведущи все без исключения. Уверен, что после прочтения этой книги Вы в политике станните понимать ещё больше.

С уважением, составитель,Геля Антон Николаевич.

Раздел: Политология как наука

Глава 1

Место в системе обществознания

Предмет, методология, система

Известно, что наука, как сфера общественного сознания подразделяется на естественную и общественные отрасли знания. Объектом общественных наук (обществоведения) является общество в целом. Для удобства изучения этой сложной динамической системы в ней выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные подсистемы, называемые также соответствующими сферами жизнедеятельности общества. Общество в целом можно рассматривать так же как совокупность общественных отношений, распадающихся условно на подсистемы экономических, политических и духовных отношений.

Каждая из названных сфер жизнедеятельности общества выступает при этом объектом (точнее субъектом) изучения соответствующей группы наук: экономическая теория, с подразделением по отраслям; социология, с соответствующим разделением на демографию, социальную географию и т. п.; культурология, религиоведение и т. д.

Политическую сферу жизнедеятельности общества изучает прежде всего политология (в переводе с древнегреческого – учение о б управлении государством), которая выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как политическая история, политическая география, партийное строительство, теория международных отношений, история и теория дипломатии, теория государства и права и т. п. Это сфера является общим объектом познания для данной группы наук.

Каков предмет политологии?

Объект и предмет научного познания – сходные, но не совпадающие понятия. Понятие объекта значительно шире предмета познания. Объект содержит различные грани, аспекты, свойства и отношения. Предмет – это часть объекта познания.

Объект изучения – относительно постоянный (природа, общество), … и целостный, а предмет познания формируется человеком в известной мере субъективно. Выделить предмет какой-либо науки – это «… взять постепенно в кольцо… ускользающую реальность…» (Э. Дюркгейм).

Наконец, объект и предмет познания – соотносительные понятия. Если в качестве объекта рассматривать общество в целом, то политическая сфера будет предметом для группы политических наук.

Политическую жизнь общества изучают и другие науки. Политология изучает не все, а только часть политических отношений, связанных с институтом власти. А именно – властные отношения, составляя сердцевину, стержень политических отношений, образуют предмет политологии. Все другие политические отношения, действия и аспекты произведены от властных и вытекают из них.

Политология изучает властные отношения с помощью длительно действующих внутренних и внешних связей – закономерностей. Предметом политологии можно назвать общественные отношения и закономерности по поводу приобретения, организации, осуществления и удержания политической власти.

Каждая общественная наука имеет свои методы (приёмы, подходы) изучения своего круга вопросов. В политологии можно выделить три группы таких методов. Прежде всего в качестве всеобщего (универсального) выступает диалектический метод научного познания. Объективную его основу составляют наиболее обще законы развития материального мира, в т. ч. – общества.

Во вторую группу попадают общенаучные приёмы и способы, называемые ещё методами среднего уровня познания. К ним относятся: системный (комплексный), конкретно-исторический подход, … – функциональный, сравнительный и др.

Третью группу составляют эмпирические методы исследования, применяемые конкретными науками: статистические, конкретно-социологические (в т. ч. опросы, наблюдение, анализ документов и т. д.).

Относительно политологии можно сказать, что в ней применяются все перечисленные методы.


Политология – постоянно развивающаяся, творческая наука. Поскольку политическая реальность претерпевает постоянные изменения, то и политология, отражающая эту реальность, постоянно раздвигает рамки своего предмета; совершенствует и дополняет методологию.

Творческий характер политологии проявляется и в том, что общие закономерности и принципы её должны быть приложены к конкретно-историческим условиям каждой страны, что требует от политических лидеров и политологов нестандартных решений. Нетворческий же подход чреват догматизмом и сектантством, ведущим к отрыву от практики, а следовательно – к политической изоляции от внешнего мира, а порой и от объективной реальности.

Основные понятия (категории) политологии, её закономерности и функции

Любая наука имеет свою систему понятий, с помощью которой выражается её содержание. Понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства (законы) действительности, называются категориями.

Политология оперирует своим набором понятий и категорий. Для понимания науки очень важно овладеть её понятиями и категориями, её словарём, что позволит подняться над обыденным политическим сознанием, стать политически грамотным человеком.

Одной из центральных и самых общих категорий политологии, наряду с «властью» является «политика». Это многозначное, сложное, обобщенное понятие, часто упоминаемое в данной науке. Всего существует более четырёх десятков определений этого понятия, наименее спорное из них следующее – «Политика – есть разновидность общественных отношений и одна из главных сфер (форм) деятельности общества».

Политика – это объективная реальность, хотя и проявляется через субъективную деятельность людей. Она – не выдумка, от неё не скроешься и не уйдёшь в обществе создавшем государство.

Политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Каждая ветвь в свою очередь делиться на определённые направления: экономическая, социальная, культурная и т. д. Эти направления, в свою очередь, можно детализировать далее.

Философия определят закон, как внутреннюю, существенную и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. В политологии также существуют свои законы. Эти законы и закономерности лежащие в основе политики и развитии общества отмечали ещё древнегреческие мыслители – Платон, Аристотель, Полибий и др. С тех пор учёные и мыслители только развивали и подтверждали эти законы.

С другой стороны, следует признать, что политологические законы всё ещё не полностью изучены и в немалой степени это обусловлено чрезвычайной сложностью общественной системы.

К закономерностям политики следует, видимо, отнести единство объективного и субъективного факторов социально-политических инноваций. Во всяком случае, очевидно, что политика имеет свою внутреннюю логику, не зависящую от воли её субъектов, и часто приносящую результаты противоположные их ожиданиям.

Обнаружение общественных законов, действующих в сфере политики, придаёт политологии объективный характер. Объективность политологии находиться в диалектическом противоречии с партийным характером обществознания, в обратном отношении к нему.

Любая политическая теория носит на себе отпечаток партийности, которая состоит в познании политической действительности с позиции определённых социально-политических групп (главным образом – общественных классов, политических партий, элит). Это очень серьёзная проблема, так как ни один теоретик не может быть свободным от определённых политических условий в конкретный период времени. А тот, кто грешит против истины, объективной реальности, часто преступает и нравственные нормы. Практика большевизма показала: упор на партийность истины – прямой путь к аморализму и жестокости.

Эта проблема не имеет общего и абсолютного решения.

Вместе с тем неприемлем и т. н. объективизм, игнорирующий субъективные факторы.

Таким образом, «субъективизм» и «объективизм» – две часто встречающиеся крайности в теории и практике политологии.

Говоря о функциях политологии, напомню, что под функцией объекта (предмета, явления и т. д.) принимается внешнее направление его свойств в данной системе отношений. Политология будучи единичной (частной) наукой по отношению к обществоведению и науке в целом, содержит в себе эти общие и особенные научные функции, так и собственные.

К общим и особенным относятся:

– описательная: фиксирование данных наблюдателями за экспериментом.

– объяснительная: раскрывает сущность изучаемого объекта. Эта функция, которую называют ещё эмпликтивной, практически осуществляется в политологии путём показа того, что объясняемый объект подчиняется определённому общественно-политическому закону.

– прогностическая: научное предсказание в данное время не наблюдаемых явлений.

– практическая: означающая, что наука возникла и существует не сама по себе, а для изучения социальной действительности.

К собственным можно отнести:

– политико-иделогическую: формирование определённых политических взглядов, идеалов, убеждений.

– политико-воспитательную: формирование политической культуры, проявляющейся в политическом поведении.


Политологию, являющуюся всеобъемлющей наукой, бессмысленно делить на буржуазную или отечественную, как неэтично делить подобным же образом естественные и технические науки. Но всегда нужно внимательно отслеживать территориальные нюансы.

Значение политологии

Иногда можно услышать вопрос: «Зачем мне знать политологию, если я не занимаюсь политикой?»

Образованность человека – это не только специализация, но и наполненность человеческой жизни гуманистическими ценностями. Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

Не сформировав в себе политической культуры, неизвестный человек обычно склоняется к выбору неконституционных форм и методов активности: беспорядкам, террору и т. п., либо занимает позицию безвольного «болельщика».

Политика – это объективное явление. Жить вне её невозможно, как бы этого не хотелось и относительную свободу от неё может дать как раз понимание возникающих проблем, основанное на определённой сумме знаний, умение предвидеть последствия своего политического выбора.

Власть – это как деньги в банк: можно вложить, и можно отозвать. Но ответственность за то, в какой банк вложить свои сбережения несёт только вкладчик.

Глава 2

Краткая история политики и политологии, как науки

(сквозной очерк взглядом студента исторического факультета)

Любая политико-идеологическая доктрина заключает в себе единство объективной и субъективной сторон: экономические условия, социально-политическая жизнь определённого сообщества и конкретные авторы осмыслившие и отразившие политические процессы своего времени.


Рассмотрим, прежде всего, идеи, зародившиеся в рабовладельческих государствах древней Азии и Африки (Индия, Китай, Вавилон, Египет). Существенной особенностью этих стран было то, что их экономика развивалась в таких природно-климатических условиях, где требовалось создание огромных ирригационных систем, после того как население превышало определённое количество. А это было возможно только в результате усилий многих людей объединённых в сельские общины. В итоге здесь надолго сохранилась коллективная собственность рабовладельцев на воду, землю, отчасти на зависимых общинников, занятых на обширных ирригационных работах. Держать в повиновении огромные массы людей на сверхтяжелых работах могла лишь сильная централизованная власть. Указанные обстоятельства и стали основой восточного деспотизма, т. е. сильной централизованной власти.

Для удержания этой власти господствующие классы использовали насилие, не только физическое, но и духовное в том числе – идеологическое. Политико-религиозная идеология всемерно возвеличивала деспотическую власть, окружала её ореолом божественности, внушала угнетённым классам бессмысленность борьбы с нею, необходимость покорности и смирения.

Политическая мысль Древнего Египта создала за 4000 лет до н. э. культ фараона (первый масштабный PR-проект). Египетская мифология изображала его как земного Бога, «сына Ра» – Бога солнца.

Политические идеи Древнего Вавилона ярко выражены в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Провозглашавшая богоустановленность власти царя, они защищают его неограниченную власть, интересы рабовладельцев. Политическая идеология правящих классов находит, кроме того, своё выражение в так называемых поучениях, беседах и т. д.

Разрозненные, стихийные политические идеи угнетённых масс отражаются в устном творчестве – народных песнях, поэмах, сказаниях. В них выражаются сомнения в религиозных догмах освящающих власть монархов, осуждается социальное неравенство и злоупотребление властью чиновников, высказываются идеи договорного происхождения государства.

Уже с тех пор выводится формула государства: политическая власть экономически господствующего класса.

Характерной особенностью политической мысли Древней Индии (X–VI вв. до н. э.) было оправдание системы Варн (социальных групп, каст, сословий), неравных по общественному положению, правовому статусу. Эта мысль нашла отражение в религиозно-политической идеологии брахманизма и буддизма. Важным памятником брахманизма были законы Ману, обожествлявшие верховную власть и кастовое деление общества со всеми вытекающими условиями. Буддизм же, возникший в VI в. до н. э. как оппозиция варновому строю, выражал однако идеи протеста в форме пассивного сопротивления.

Идеи пассивного процесса угнетённых классов в Древнем Китае содержится в Даосизме. Это учение развенчает царя как сверхъестественное существо, осуждает неравенство людей, утверждает идеи мира и дружбы народов.

Выдающийся политический деятель V в. до н. э. Конфуций, идеолог привилегированных слоёв рабовладельцев оправдывал небесное происхождение власти царя и знати. Во II в до н. э. конфуцианство стало официальной идеологией господствующего класса в Китае.

Таким образом, на Древнем Востоке возникают зачатки политических знаний, тесно связанных с религией; закладываются основы политической теории.


Политическая мысль Древней Греции прошла три этапа в своём развитии.

На I-м этапе (VIII–VI вв. до н. э.) происходило становление греческой государственности – в виде системы полисов (городов – государств), их соперничества за господство в стране. Внутри же полисов боролись две основные группировки свободных граждан – демос (народ) и аристократия (родовая знать). Но главные социальные противоречия проявлялись в борьбе между рабами и рабовладельцами.

Устранить перманентные смуты в Афинах путём вмешательства власти в общественную, в т. ч. экономическую жизнь имели целью реформы Солона. Его идеалами была умеренная цензовая демократия, сочетающая правление благородных (знатных и богатых) людей с правом народа выбирать и контролировать должностных лиц.

Для II-го этапа (V–IV вв. до н. э.) развития древнегреческой политической мысли отмеченного её расцветом и систематизацией, характерны воззрения Демокрита. Этот мудрец проповедовал идеи естественно-исторического возникновения государства, как учреждения свободных и для свободных, их равноправия, законности.

В средине V в. до н. э. софисты («учителя мудрости») разработали основы теории естественного права, согласно которой государство и право – не божий промысел и не порождение природы, а результат волеизъявления индивидов, обусловленного соотношением социально-экономических и политических сил.

III-й этап (IV–II вв. до н. э.) развития политической теории в Древней Греции связан с её кризисом, обусловленным распадом полиса, затуханием политической активности граждан. К тому же Греция оказалась под властью Македонии (эпоха эллинизма). В это время идёт рост настроений индивидуализма, …, монархизма. Период затухания Древней Греции дал материал для творчества Полибия, который в 40 книгах «Истории» сформулировал идеи закономерного развития государства, разделения властей и смешанного политического строя, и др.

Именно древнегреческие мыслители создали основы современной политологии.


Политическая мысль в Древнем Риме имела много общего с предшествующими идеями. Но в Риме они развивались в условиях наивысшего подъема рабовладения, политической борьбы между мелкими и крупными землевладельцами, патрициями и плебеями. Здесь в примитивном виде складывается органическая теория государства, уподоблявшая его человеческому организму, чтобы оправдать неравенство людей.

В I-м в. до н. э. развиваются прогрессивные идеи – договорного происхождения государства. Параллельно в среде рабовладельческой аристократии получают дальнейшее развитие идеи государства, главной задачей которого видится охрана частной собственности, удержание в узде покорённых народов, а лучшей формой государства – монархию.

Регулярные народные смуты и жестокие подавления недовольств заставило угнетённые массы искать утешение в религии. Большую популярность всё более завоёвывало христианство, которое по II в. распространилось в римской империи. После того как христианство охватило и экономически господствующие классы и к V в. превратилось в религию этих классов – обросло мощным церковным аппаратом. Церковь провозгласила происхождение государственной власти от Бога, осудила всякую борьбу за права и свободы.

Духовной реакцией на перерождение христианства оказались народные ереси под знаменем раннехристианских идей, которые проявлялись в форме различных сект. Ереси жестоко искоренялись церковью в союзе с императорской властью.


Политические учения средневековья представляют собой более сложные теории. В странах Западной Европы рабства не было, становление там государственности с V в. совпало с возникновением и развитием феодализма. К IX в. феодальные отношения сложились практически во всех странах Западной Европы, они означали иерархическую структуру собственности на землю (сеньор – вассал), сословность общества, социальное неравенство.

На смену мифологическому мировоззрению античного общества приходит и упрочивается религиозное (христианское). Философия принимает форму схоластики, а политическая теория превращается в придаток богословия. Церковь становиться мощной экономической, политической и идеологической силой. Власть объявлена «божественным установлением». Церковники во главе с римскими папами развивали теократические теории, и преследовали цель подчинить себе в ходе борьбы за власть своих светских конкурентов, получить контроль над материальными благами, достичь мирового господства.

Любые социальные протесты пресекались, прежде всего, как ереси. Для усиления власти в XIV в. была учреждена инквизиция.

Развитие в XII–XIV вв. ремесла и торговли в городах, свободолюбивое движение городских слоёв – бюргеров – делает эти города относительно независимыми от удельных вассалов и церкви. В борьбе с ними (фактически – за экономические и человеческие свободы) бюргеры (предшественники буржуазии) поддерживали центральную королевскую власть, ограничивавшую вассалов и теократию.


Становление феодализма в странах Арабского востока, Центральной Азии и Закавказья происходило в III–V вв. Оно сопровождалось теми же социальными проблемами, что и в западноевропейских странах, дополняясь частыми междоусобными войнами.

Политические идеи тесно связывались с исламом, провозглашалось, что власть исходит от Аллаха, и утверждалось верховенство церкви над светской властью. Теократическая идеология оправдывала общественное неравенство.

Важным аспектом развития мусульманских стран является существование в исламе двух направлений шиитов и суннитов, которые по-своему трактуют суры Корана.


Политическая мысль Нового Времени развивалась в условиях разложения феодализма и первоначального накопления капитала, сопровождавшегося обезземеливанием крестьян, ростом безработицы, усилением эксплуатации. Это вызывало крестьянские войны, городские восстания. В самостоятельный класс формируется буржуазия, а вместе с нею – пролетариат. Буржуазия поддерживает абсолютную монархию, как инструмент борьбы с феодальной раздробленностью, с одной стороны, а с другой – для развития промышленности и торговли.

Политическая идеология того времени отразила эту ситуацию, став частью более широкого направления общественной мысли – гуманизма. Это направление общественной мысли известно так же как идеология Возрождения, давшая название целой эпохе, Возрождение означало обращение к идеалам Античности с целью создания новой буржуазной идеологии, противопоставляя её идеологии феодальной. В рамках этой эпохи политическая идеология выходит на новые рубежи, освобождаясь от религиозной оболочки, диктатуры церкви, и становясь светской.

Мировоззрение Нового Времени называют политико-юридическим, поскольку главное в нём – учение о государстве и праве (естественном, а не божественном), о правах и свободах человека и гражданина. Получает развитие, и систематизируются идеи утопического социализма. Здесь стоит отметить, что именно в это время появились первые собственно политические мыслители.

В наиболее экономически развитых странах XVI–XVII вв. – Англии и Голландии, где власть мешала развитию буржуазии возникает теория Естественного права. Смысл её состоит в том, что государство и право созданы не богом, а общественным договором в соответствии с законами человеческого разума. Требования этого разума, возрастающие из природы людей, их потребностей, и составляет предписания «естественного права», которому должно соответствовать «положительное право» (законы государства).

Эта теория сыграла большую прогрессивную роль в развитии политической мысли Нового Времени, поскольку сорвала ореол святости с феодального строя и секуляризировала общественно-политическую мысль. Феодализм отныне объявлялся «неразумным», противоестественным «строем».

Развитие прогрессивных политических идей во время Великой французской революции является шагом вперёд по сравнению с предыдущими. Значительно развивается и дополняется теория естественного права и общественного договора. Во многом развитие этих идей и привело к перевороту 1789 года.

Прогрессивные политические мысли Западной Европы в XVIII в. достигли и России, и британских колоний в Северной Америке. Быстрое развитие там товарно-денежных отношений, борьба с метрополией, классовые и рабочие проблемы – всё это нашло отражение в американской политической идеологии.

Ожесточённая политическая борьба в США в этот период породила два направления этой идеологии. Первое представляли Томас Джеферсон и Томас Пейн, которые выражали интересы широких слоёв мелких самостоятельных товаропроизводителей – наиболее радикальной части буржуазии. Они стали соавторами великого революционного документа – «Декларации независимости США» (1776 г.) историческое назначение которой заключалось в том, что положения политической теории в государственном документе провозглашалось лишь в качестве принципов практической политики. А их идеи состояли в отрицании монархии, рабства, религии. Они отставали идею народного суверенитета в форме демократической республики, неотчуждаемые права человека, в том числе – на революционное низвержение деспотизма и колониализма, воспели идеалы просвещения.

Выразителями интересов крупной буржуазии, плантаторов и рабовладельцев были Александр Гамильтон, Дж. Джей и другие, которые вели со своими противниками борьбу по вопросу о государственном строе США и конституции 1787 года. В основе их политической теории – деление граждан на «низших» (бедных) и «высших» (богатых и знатных), имущественный ценз. Гамильтон ратовал за создание сильной централизованной власти, главной задачей которой было бы – охрана частной собственности, а демократию он рассматривал как господство «черни».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.