ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – подсознательная стратегия, защищающая разум от чувства тревоги. К ним относятся: смещение, проекция, формирование реакции, регрессия и подавление (вытеснение).
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — психологический механизм преднамеренного или подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей или не соответствующей ценностной ориентации и мировоззрению человека информации.
Защита психологическая – регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутри личностным конфликтом.
Защита психологическая выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, отрицание, сублимация, проекция, идентификация и других.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я» – образ.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
– Отрицание. – Подавление
– Рационализация (способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство).
– Формирование реакции (способ сокрытия от самих себя мотива собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа
– Проекция (собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу).
– Интеллектуализация (попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах).
– Замещение (частичное, косвенное удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом).
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (ЛЮДЕЙ) — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека (ВОЗ).
Развивая это положение, академик В. П. Казначеев дополняет и конкретизирует понятие здоровье: состояние здоровья индивида определяется как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ – основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающие индивидуальные реакции каждого члена общества и способности всей общности эффективно осуществлять социальные и биологические функции.
Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения:
– образ жизни (50 – 52%);
– биология (генетика) (20 – 22%);
– окружающая среда (18 – 22%);
– здравоохранение (7 – 12%).
ЗНАНИЕ – верное отражение действительности в мышлении человека;
проверенный общественной практикой результат процесса познания.
Знания теоретические – понимание сущности познаваемых объектов: предметов и явлений (что это? как он связан с окружающими объектами? каково его предназначение? как его можно использовать в своих интересах? и т.д.)
Знания практические – мысленное представление о способах и приемах
(т.е. о технологиях и методах) достижения целей, которые осознанно ставят перед собой люди и стремятся достичь их.
ЗНАЧЕНИЕ – содержание общественного сознания, усваиваемые человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения, т.е. системы различных понятий. Выраженное в слове (понятии) значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.
ЗОНЫ КОМФОРТА. Выделены следующие зоны:
– зона наибольшего комфорта (ЗПК); – комфортная зона (КЗ); – некомфортная зона (НКЗ); – невыносимая зона (НЗ);
И
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare – отождествлять) – в психологии это установление сходства одного человека с другим.
Идентификация как тип социального воздействия, обусловленного желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы.
Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо. Процесс опознания того качества личности индивида (или социальной общности) на основании которого она может быть отнесена к какому-либо классу или типу, или же на основании, которого личность (социальная общность) может быть признана целостной и идентичной самой себе.
ИЗБЫТОЧНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ – это один из защитных механизмов по Фрейду, когда человек пытается замаскировать слабость или изъян в одном аспекте своей жизни, сосредотачиваясь на других, например, физически слабый ребенок добивается значительных успехов в математике или гуманитарных науках.
ИЗМЕНЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ – весьма общий термин, обозначающий любое психологическое вмешательство, которое изменяет поведение человека определенным образом. Например, используя такие методики как модификация поведения, психотерапия и др.
ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio – ошибка, заблуждение) – это феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека, и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
ИММУНИТЕТ – способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.
ИНВАЛИДНОСТЬ – нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.
При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.
ИНДИВИД (лат. individuum – неделимое) – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (биологических и психологических) свойств и качеств человека, отличающее его от других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.
Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАВЛЕНИЙ. Выраженность
симптомов отравления связаны с полом, возрастом, состояние здоровья человека, с повышенной чувствительностью его организма и индивидуальной непереносимостью некоторых ядов.
Не способствуют выведению ядов: заболевания сердца, печени, почек, так как нарушаются дезинтоксикационная и выделительная функции организма,
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Всю логику поведения человека в экстремальных ситуациях можно объяснить следующими тремя основными обстоятельствами:
– особенностями возникновения и течением экстремальной ситуации;
– психическим состоянием человека, связанным с переживанием им экстремальной ситуации;
– индивидуально – личностными особенностями человека, определяющими индивидуальный характер его реакции на экстремальную ситуацию.
Кроме того, в ряде ситуаций следует учитывать влияние на человека психического состояния и поведения других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способ деятельности, учитывающий индивидуальные психологические и физические свойства и качества (особенности) человека.
Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:
– он устойчив;
– наделен определенными личными качества;
– является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
ИНЕРЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ — это процесс, когда предыдущие и текущие жизненные обстоятельства и прогнозы могут препятствовать подключению нужных моделей поведения (программ действий), так как они формируют установку на избирательность восприятия и предопределенность реагирования на эту ситуацию.
ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
ИНСУЛЬТ – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью.
Инсульт обычно развивается остро: появляется сильная головная боль, головокружение, рвота, может наступить потеря сознания, возникают очаговые неврологические нарушения: – асимметрия лица, расстройство речи, парезы, параличи конечностей.
ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян
Интеллект — это:
– общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;
– система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: перцепции, восприятия, памяти, мышления, воображения;
– способность в решении проблем без проб и ошибок в уме.
Р. Стернбер, выделяет три формы интеллектуального поведения:
– вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
– интеллект, связанный со способностью решать проблемы;
– практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и др.).
ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.
ИНТУИЦИЯ (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
ИНФАРКТ МИОКАРДА – некроз участка сердечной мышцы, развившийся в результате острого нарушения кровоснабжения миокарда.
Признаки: приступ нестерпимой сжимающей боли за грудиной или слева от нее, возможна иррадиация боли в левую лопатку, левую руку или в обе лопатки и руки, чувство страха смерти.
ИНЦИДЕНТ – происшествие, недоразумение, столкновение.
Инцидент – это также начальный этап (повод) в динамике перехода потенциального конфликта в открытый, характеризующийся прямым противоборством сторон.
ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями.
Ипохондрия также рассматривается как функциональное расстройство, симптомы которого не имеют определенной физической причины и поэтому ассоциируются с психологическими проблемами. Это расстройство, при котором пациент интерпретирует незначительные физические изменения в своем состоянии как признаки серьезной болезни.
ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ. Источниками опасности могут быть человек, факторы окружающей среды, техника, в также различные объекты трудовой деятельности: предметы, средства и продукты труда, технологии, используемая энергия, информационное обеспечение, взаимодействие, организация и управление людей при совместной работе.
К
КАТАЛИЗАТОРЫ – вещества, изменяющие скорость химических реакций.
КАТАСТРОФА – это:
– событие с трагическими последствиями;
– крупная авария с гибелью людей;
– непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой население не может справиться самостоятельно.
КАТАРСИС – это процесс отреагирования ранее подавленных чувств невротического конфликта.
Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены из подсознания.
КЛАУСТРОФОБИЯ – навязчивый страх перед замкнутыми пространствами.
КЛЕТКА – структурная и функциональная основа всех живых существ.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС – неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:
– когда две установки, так или иначе, не согласуются друг с другом, например, «мне нравиться этот человек» и «мне нравятся его политические взгляды»;
– когда люди совершают поступки, которые они не намеривались совершать.
КОЛЛАПС – острая сосудистая недостаточность, характеризующая резким падением артериального давления и грубым нарушением периферического кровообращения. Коллапс чаще всего развивается при массивных кровопотерях, травмах, инфаркте миокарда, отравлениях, острых инфекциях и т. д., является одним из самых грозных осложнений и может быть непосредственной причиной смерти.
Коллапс – клиническая форма острой сосудистой недостаточности, отличающаяся от обморока большей тяжестью проявлений, продолжительностью и, несмотря на это, сохранением сознания. Понижение артериального и венозного давления при коллапсе – следствие падения сосудистого тонуса. Пульс нитевидный, артериальное давление снижается, температура тела снижена.
Клиническая картина коллапса: больной становится вялым, безучастным, лежит неподвижно. Черты лица заостряются, глаз запавшие, зрачки расширены, обильный холодный липкий пот, резкая бледность кожных покровов.
КОЛЛЕКТИВ — это группа людей, объединённая общими мотивами и целями совместной деятельности в интересах организации (общества, корпорации, партии и т.д.).
КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ (кома) – глубокое нарушение сознания с отсутствием рефлексов и реакций на внешние воздействия,
В патогенезе комы основную роль играют нарушения кровообращения мозга и токсическое повреждение его клеток.
Кома наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения, сахарном диабете, хроническом нефрите, тяжелых печеночной недостаточности, тяжелых отравлениях ядами и т. д.
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ – это психологические препятствия на пути адекватности передачи информации между партнёрами по общению, это также различия индивидуально – психологических особенностей личностей, препятствующих полноценному общению между ними. Различают следующие причины коммуникативных барьеров:
– смысловые (слова, фразы, понимание событий имеют разный смысл для партнеров по общению);
– моральные (различия между людьми в усвоенных морально – этических нормах, правилах и ограничениях поведения);
– мотивационные (различия в мотивах, побуждениях, потребностях, целях и способах достижениях целей);
– интеллектуальные ((различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуаций и потребностей);
– регидностные (отсутствие у партнеров гибкости межличностных – установок, затрудненность перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся обстановке, инертность, косность привычных схем);
– эмоциональные (различия в эмоциональных состояниях, отсутствие эмпатии, блокирование логического понимания эмоциями);
– эстетические (различия в этическом представления партнеров, несоответствие ритуальности поведения, этикета).
Также не способствуют продуктивной коммуникации и такие индивидуальные особенности общения людей как:
– поверхностные суждения – искажение сути явлений;
– стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
– «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
– плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
– отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
– пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
– ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
неверный выбор стратегии и тактики общения
Также негативно на процессы коммуникации влияют следующие факторы:
– высокая скорость умственной деятельности: установлено, что человек думает в среднем в четыре раза быстрее, чем говорит, в результате при слушании голова может быть занята другими вещами (мыслями);
– неустойчивость внимания: установлено, что продолжительность устойчивого восприятия человеком зрительной и слуховой информации без рассеивания внимания в среднем превышает трех минут;
– аутокоммуникация: человек любуется звучанием своего голоса, выправкой, одеждой и т. д.»;
– антипатия к чужим мыслям и, особенно, к негативным оценкам,
Также препятствуют продуктивной коммуникации такие:
– черты личности как злобность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, замкнутость, склонность к манипулятивному поведению;
– примитивные реакции как амбиция, безразличие, гордость, грубость, высокомерие, зависть, злорадство, презрение, присвоение.
– некоторые ошибки восприятия:
а) «проекция» – оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;
б) «эхо» – перенесение успехов оцениваемого в одной сфере в другую сферу деятельности, успехов в которой он может и не достичь;
в) «вера в первый взгляд», в то, что первое впечатление всегда верное – ошибочна, так как опирается на подсознательные ожидания оценивающего, а не на мгновенное «проникновение в душу»;
г) «атрибуция» — подсознательное приписывание партнеру черт и способностей, которые оценивающий подметил у другого человека, напоминающего этого и др.
Кроме того коммуникации (общению) препятствуют:
– черты личности партнеров: злобность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, замкнутость, склонность манипулятивному поведению.
примитивные реакции: амбиция, безразличие, гордость, грубость, высокомерие, зависть, злорадство, презрение, присвоение;
Ряд факторов самого процесса коммуникации могут препятствовать продуктивному общения коммуникаторов:
высокая скорость умственной деятельности (человек в среднем думает в четыре раза быстрее, чем говорит);
неустойчивость внимания (восприятие зрительной и слуховой информации в среднем не превышает трех минут);
аутокоммуникация (любой человек в процессе коммуникаций «любуется» своим голосом, выправкой и т.д.);
антипатия к чужим мыслям и, особенно, к негативным оценкам.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – первичные адаптивные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды.
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАДБАВКА – надбавка к заработной плате, выплачиваемая рабочим в целях компенсации за тяжелые условия труда. Компенсирующая надбавка выравнивает условия труда, повышенный риск потерять работу и т. д.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПУЛЬСИВНОСТЬ (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо) – это устойчивая схема поведения, заставляющая человека совершать определенные поступки, чтобы предотвратить некое ужасное событие.
КОМФОРТ – оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.
КОМФОРТНОСТЬ СРЕДЫ – субъективное чувство и состояние полного здоровья при данных условиях окружающей человека среды, включая ее производственные, природные и социально – экономические показатели.
КОНФОРМИЗМ (влияние большинства) – стремление соответствовать мнению большинства.
КОНТРВНУШЕНИЕ – это процесс противодействия внушению.
Выделяют несколько видов контрвнушения (В. Н. Куликов):
– Ненамеренное и намеренное. – Индивидуальнае и групповое. – Общее и специальное
КОНТРОЛЬ – деятельность по проверке состояния подготовки, хода и результатов работы исполнителей (организации).
Это инструмент анализа, оценок и коррекции делового поведения и действий исполнителей
Г. Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.
Различают контроль: