1.4.1. Социальные пособия под вопросом
Согласно данным Управления исследований, изучений, оценки и статистики, которое действует под эгидой трех министерств (Direction de la Recherche, des Etudes, de l’Evaluation et des Statistiques qui agit sous la tutelle de trois ministères, Drees)[10], социальная помощь и обеспечение составляют 10 % расходов на социальную защиту, или 3,2 % ВВП. Эта помощь и обеспечение предоставляются в основном департаментами. В конце 2015 года департаменты предоставили 4,3 млн социальных пособий, на которые было затрачено 33 млрд евро. За последние пять лет эти расходы увеличивались в среднем на 2 % в год. В конце 2017 года 4,22 млн человек были получателями одного из десяти социальных пособий, действующих во Франции. Из 11 % населения, живущего в плохих условиях[11], более половины (53 %) получателей социальных пособий находятся в очень тяжелых условиях. В настоящее время во Франции 6,6 млн человек получают социальные пособия, из них 3,5 млн домохозяйств или семей находятся в трудном положении.
Цель социальных пособий помимо помощи человеку жить достойно состоит и в помощи ему в трудоустройстве. Но одно из наиболее частых критических замечаний в адрес социальных пособий заключается в том, что они препятствуют занятости[12]вместо того, чтобы решать проблемы безработицы. Если доверять данным Счетной палаты, представленным в конце 2015 года[13], введение социальных пособий показало неудовлетворительные результаты с точки зрения борьбы с бедностью и возвращения к занятости.
Этот вопрос стал актуальным в стране, где система перераспределения является одной из самых щедрых. Логичен вопрос, не живет ли часть населения плодами труда других людей. Помощь и вторжение государственной власти в частные дела в настоящее время ставятся под сомнение, особенно правыми политическими партиями. Они считают, что некоторым людям, получающим трансферный доход, например социальные пособия, настоятельно не рекомендуется находить или искать работу. Эти меры являются сдерживающими и контрпродуктивными: они создают ловушки для бездействия и даже для бедности. В этих условиях человек, получающий социальное пособие, скорее заинтересован в том, чтобы оставаться безработным, что делает ситуацию отсутствия занятости сознательным выбором. Николя Саркози в 2007 году (в то время кандидат в президенты) объяснил: «Я буду следить за тем, чтобы доход от работы всегда был выше, чем социальная помощь, и чтобы получатели социального пособия занимались деятельностью, представляющей общий интерес, чтобы стимулировать всех устроиться на работу, а не жить на пособие»[14].
В отчете Счетной палаты указывается, что «уровень занятости получателей социальных пособий очень низок, порядка 14–17 %»[15]; кроме того, «88 % получателей пособия активной солидарности (Revenu de solidarité active, RSA) получали это пособие более года, а 52 % – более трех лет». К этому следует добавить астрономический показатель отказов при реинтеграции – от 96 до 98 %, что является доказательством того, что во французской системе перераспределения есть серьезные недостатки. Помимо неэффективности «нынешняя архитектура социальных пособий страдает из-за своей чрезмерной сложности»[16], в основном из-за различий между получателями пособий.
Среди предлагаемых мер по улучшению работы, связанной с общественной пользой, обучение или даже обучение и переквалификация позволят ограничить безвозвратные потери как с точки зрения экономически неактивных граждан, так и с точки зрения коллективного благополучия. Эти меры, подвергавшиеся критике со стороны левых движений, были оспорены в суде и отвергнуты, поскольку они противоречат закону, который предполагает заключение контракта, максимально учитывающего потребности, навыки и условия жизни получателя пособия. Назначение с июля 2020 года Брижит Клинкер министром по вопросам интеграции не обнадеживает защитников социальных пособий, потому что, когда она была президентом департамента Верхний Рейн, придерживающимся правых взглядов, но не состоящим ни в какой партии, она заявила о желании заставить получателей пособия активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA) участвовать в волонтерской деятельности. В настоящее время новый министр бравирует созданием в своем департаменте механизма, который гарантирует, что получатели пособия активной солидарности (Revenu de Solidarite Active, RSA) по желанию могут подписать договор о привлечении к участию в добровольческой деятельности. Следует отметить, что такая возможность существует более 30 лет! Но в прошлом правые партии выступали против такого типа взаимодействия и контракта, считая, что получатель минимального интеграционного пособия (Revenu Minimum D’insertion, RMI) должен работать не добровольно, а обязательно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Paugam Serge, Science et conscience de la pauvreté. L’Économie politique, No. 26 (2), pp. 66–79, 2005, DOI: https://10.3917/leco.026.0066.
2
Georg Simmel, Les Pauvres (1re éd. en allemand: 1907), coll. Quadrige, PUF, 1998.
3
Michel Messu, Les politiques publiques de lutte contre la pauvreté. Variation sur l’approche française, Forum Sociolôgico [En ligne], 20-2010, mis en ligne le 5 septembre 2012. http:// journals.openedition.org/sociologico/152. DOI: https://doi.org/10.4000/ sociologico.152.
4
Аббат Пьер – религиозный герой, создавший движение Emmaüs, укоренившееся во Франции с 1949 года с появлением первых сообществ. Это светская организация, борющаяся против изоляции и защищающая право на достойное жилище для всех.
5
Georg Simmel, The poor, in D.N. Levine, Georg Simmel: On Individuality and Social Forms, University of Chicago Press, 1971. DOI:https://doi.org/10.4000/ sociologico.152).
6
Lionel Stoléru, Vaincre la pauvreté dans les pays riches, Paris, Flammarion, 1974.
7
Политическая доктрина, главным теоретиком которой является французский радикальный политик Леон Буржуа (1851–1925). Хотя его историческое происхождение связано с французским социалистом Пьером Леру (1797–1871), солидаризм связан с течениями мысли XIX века на окраинах социализма.
8
https://esprit.presse.fr/tous-les-numeros/pourquoi-le-travail-social/1972_4/5.
9
https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte = J ORFTE XT000000206894.
10
https://drees.solidarites-sante.gouv.fr/etudes-et-statistiques/publications/ panoramas-de-la-drees/article/minima-sociaux-et-prestations-sociales-menages-aux-revenus-modestes-et-12002.
11
Живущие в плохих условиях люди вынуждены ограничивать потребление и бюджет, оплачивать с опозданием аренду и жить в неудобном жилье (трудности с отоплением, переполненные квартиры).
12
https://www.contrepoints.org/2017/06/28/293311-minima-sociaux-freinent-creation-demplois.
13
Cour des comptes, Les minima sociaux, Rapport 72597 adressé au Premier ministre du 21 Septembre 2015.
14
См.: Союз за народное движение (Union pour le Mouvement Populaire, UMP), панель мониторинга обязательств 2007 года, восстановление работы.
15
https://drees.solidarites-sante.gouv.fr/etudes-et-statistiques/publications/ panoramas-de-la-drees/article/minima-sociaux-et-prestations-sociales-menages-aux-revenus-modestes-et-12002.
16
Christophe Sirugue, Repenser les minima sociaux, Vers une couverture socle commune, Rapport au Premier Ministre, Avril 2016.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги