Рассмотрение индекса гендерного паритета в России также не будет иметь существенного значения, поскольку в России не существует каких-либо законодательных или социокультурных ограничений в обучении мужчин и женщин, а отклонение данного показателя от единицы обусловлено только гендерным составом населения. Поэтому данный индекс имеет смысл рассматривать не в рамках исследования доступности образования, а в рамках анализа востребованности интеллектуального потенциала на рынке труда при определении избыточных и дефицитных специальностей. Действительно, некоторые профессии, образно говоря, имеют гендерный статус, в связи с которым нередко обнаруживается профессиональная сегрегация по признаку пола[98]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Паспорт национального проекта «Образование». – URL: http://government.ru/info/35566/.
2
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
3
Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.) // Организация Объединенных Наций: интернет-сайт. 2000. 28 апреля. – URL: http://www.un.org/ru/events/literacy/dakar.htm.
4
Shin J. С, Teichler U. The Future of University in the Post-Massification Era: a Conceptual Framework. In J.C. Shin and U. Teichler, The Future of the Post-Massifled University at the Crossroads: Restructuring Systems and Functions. Springer, 2014. – P. 3–4.
5
Ларинова М. В., Горбунова Е. М. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Издательский дом ГУ вшэ. – 2005. – С. 8–14. – URL: https://www.hse.ru/data/2011/07/29/121S023321/IN_education.pdf.
6
Высшее образование в Европе // Экспертный центр европейских исследований. – 2017. – URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf.
7
Net flow of internationally mobile students – URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?QueryId=243.
8
UNESCO Institute for Statistics, 2016. – URL: http://uis.unesco.org/.
9
IIE. Project Atlas, 2017. – URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas.
10
Pyvis D., Chapman A. Why university students choose an international education: A case study in Malaysia // International Journal of Educational Development, 2007. – № 27 (2). – С. 235–246.
11
Boronico C., Boronico J. Study abroad perspectives on institutional operations.// Contemporary Issues in Education Research. – 2010. – № 3 (4). – P. 13–20.
12
Times Higher Education. – URL: https://www.timeshighereducation.com/student/best-universities/most-international-universities-world.
13
IIE. Project Atlas, 2017. – URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas.
14
UNESCO Institute for Statistics, 2016. – URL: http://uis.unesco.org/.
15
Shields R. Reconsidering regionalisation in global higher education: student mobility spaces of the European Higher Education Area // Compare. – 2016. – № 46 (l). – P. 5–2.
16
Pappano L. The boy genius of Ulan Bator the New York Times Magazine 2013. – URL: http://www.nytimes.com/2013/09/15/magazine/the-boy-genius-of-ulan-bator.html?pagewanted=all.
17
Van Dijk J., Hacker K. The digital divide as a complex and dynamic phenomenon // Information Society. – 2003. – № 19. – P. – 315-326.
18
About Coursera. – URL: http://www.coursera.org/about/.
19
About Coursera. – URL: http://www.coursera.org/about/.
20
Hollands G.J., Shemilt I., Marteau T.M. et all. Why do institutions offer moocs // The Cochrane Library. – 2014. – № 18 (3). – P. 1–19.
21
Eurobarometer Attitudes towards Vocational Education and Training – European Commission, 2011.
22
Sparshott J. Congratulations, class of 2015. You’re the most indebted ever (for now). – URL: https://blogs.wsj.com/economics/2015/05/08/congratulations-class-of-2015-youre-the-most-indebted-ever-for-now/.
23
Brown M., Haughwout A., Lee D. et all. Looking at student loan defaults through a larger window. – URL: http://libertystreeteconomics.newyorkfed.org/2015/02/ looking at student loan defaults through a larger window.html.
24
Клячко Т. Л., May В. А. Тенденции развития российского высшего образования//Вопросы образования. – 2007. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossi-yskoy-federatsii.
25
Marinoni G., van’t Land H., Jensen T. the impact of covid-19 on higher education around the world: IAU Global Survey Report // International Association of Universities, 2020. – URL: https://www.iau-aiu.net/lMG/pdf/iau_covidl9_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf.
26
Coping with COVID-19: International higher education in Europe. – URL: https://www.eaie.org/our-resources/library/publication/Research-and-trends/Copingwith-COVID-19–International-higher-education-in-Europe.html.
27
ESN releases the biggest research report on the impact of covm-19 on student exchanges in Europe. – URL: https://esn.org/covidimpact-report.
28
PRACTICES AT COIMBRA GROUP UNIVERSITIES IN RESPONSE TO THE COV-
m-19ncy. – URL: https://www.coimbra-group.eu/wp-content/uploads/Final-Report-Practices-at-CG-Universities-in-response-to-the-covm-19.pdf.
29
How is covm-19 Shaping the Higher Education Sector? – URL: https://www.qs.com/how-is-covid-19-shaping-the-higher-education-sector/.
30
The Impact of the Coronavirus on Global Higher Education. – URL: https://www.qs.com/portfolio-items/the-impact-of-the-coronavirus-on-global-higher-education/?utm_source=website&utm_medium=blog&utm_campaign=covm-19%20shaping%20sector.
31
How is covm-19 Shaping the Higher Education Sector? – URL: https://www.qs.com/how-is-covid-19-shaping-the-higher-education-sector/.
32
Комлева В. В. Международная конкуренция государственных политик в области высшего образования. Позиции России//Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». – 2018. – № 1 (336). – С. 69–87. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32431677.
33
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
34
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
35
Число иностранных студентов в российских вузах за десять лет увеличилось почти вдвое. – URL: https://nauka.tass.ru/nauka/752175
36
Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2019.
37
Составлено по тем же материалам.
38
Составлено по материалам: Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 9. – М.: Центр социологических исследований, 2019.
39
Опрос показал, что педагоги вузов скептически настроены к дистанционному образованию// тасс – URL: httpsy/tass.ru/obschestvo/8515025.
40
Доступность высшего образования в России/отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2004. – http://www.socpol.ru/publications/pdf/dvo.pdf; Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000 году) / под ред. В.Н. Шубкина. – М.: Эдиториал урсс, 1999; Омельченко Е.Л. Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп // Доступность высшего образования в России. – М.: нисп, 2003. – С. 11–38; Рощина Я.М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом?//Проблемы доступности высшего образования/отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М.: сигналъ, 2003. – С. 94–149; Шишкин С.В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований // Университетское управление. – 2005. – № 1 (34). – С. 80–88; Константиновский Д. Л., Красильникова М.Д., Малева Т.М. и др. Анализ доступности высшего образования. Программа исследований // Проблемы доступности высшего образования / отв. ред. СВ. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2003. – С. 171–191.
41
Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д. С. Пырова Т. Л. Доступность высшего образования в регионах России. – М.: ниу вшэ, 2016.
42
Блинова Т. Н., Федотов А. В. Доступность услуг высшего образования: понятие и методики оценки // Управленческое консультирование. – 2018. – № 12. – С. 130–131.
43
Евсеенко Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. – 2007. – № 3. – С. 114–132; Клюев A.C. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». – Екатеринбург, 2007.
44
Составлено по материалам: Аникина Е.А., Лазарчук Е.В., Чечина В. И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 355–358; Евсеенко Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. – 2007. – № 3. – С. 114–132; Клюев А. С. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». – Екатеринбург, 2007; Рощина Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам?//Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 1. – С. 6979; Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Т. 3. – № 9. – С. 8–16; Доступность высшего образования. Сборник статей. – URL: https://kpfu.ru/staff_flles/FS60128183/sbornik_novyi__2docx.pdf.
45
Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Т. 3. – № 9. – С. 8–16.
46
Аникина Е.А., Лазарчук Е.В., Чечина В.И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 355–358.
47
Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. – М.: МАКС Пресс, 2009.
48
Рощина Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 1. – С. 69–79.
49
Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. – М.: МАКС Пресс, 2009.
50
Рощина Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 1. – С. 72.
51
Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Т. 3. – № 9. – С. 8–16.
52
Сухочев В. И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования: автореф. дис…. д-ра экон. наук. – Уфа, 2011.
53
Богомолов Е.В. Финансовая доступность высшего образования: Россия vs США//Вестник финансового университета. – 2015. – № 1. – С. 97–102.
54
Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Т. 3. – № 9. – С. 8.
55
Аникина Е.А., Лазарчук Е.В., Чечина В.И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 355–358.
56
Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Т. 3. – № 9. – С. 8–16.
57
Осипов A.M., Матвеева H.A. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. – 2015. – № 7. – С. 37–48.
58
Levinson D.L. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. – N.Y.: RoutledgeFalmer, 2002. – P. 687–692.
59
Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. – М.: Педагогика, 1973.
60
Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МГИСИ, 2001. – С. 38–40.
61
Агранович М.Л. Неравенство школ: еще один взгляд на проблему // Выравнивание шансов детей на качественное образование: сборник материалов/ Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – С. 75–79.
62
Осипов A.M., Матвеева H.A. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. – 2015. – № 7. – С. 37–48.
63
Омельченко Е. Л., Гончарова Н. В., Лукьянова Е. Л. Доступность высшего образования для социально уязвимых групп // Проблемы доступности высшего образования. НИСП. – М., 2003. – С. 33–41.
64
Социология образования. Труды социологии образования. Том II. Выпуск III / под ред. B.C. Собкина – М.: Центр социологии образования РАО, 1994.
65
Bourdieu P., Passeron J. Les Heritiers. Les etudiants er la culture. Paris: Les editions de Minuit, 1964. – URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?Referencem=1298264.
66
Бурдье П. О производстве и воспроизводстве легитимности языка. – URL: http://magazines.russ.rU/02/2005/2/2005_2_9.html.
67
Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. – М.: МАКС Пресс, 2009.
68
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // спс Консультант Плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188408/.
69
Рахманова М.С. Методика оценки доступности высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 6 (94). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya.
70
Рахманова М.С. Методика оценки доступности высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 6 (94). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya.
71
Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д. С., Пырова Т. Л. Доступность высшего образования в регионах России. – М.: ниу вшэ, 2016.
72
Составлено на основе: Сухочев В.И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования: автореф. дис….д-ра экон. наук. – Уфа, 2011.
73
Богомолов Е.В. Финансовая доступность высшего образования: Россия vs США//Вестник финансового университета. – 2015. – № 1. – С. 97–102.
74
Ширяев А. А. Сравнительная доступность знаний в России и США//Федеральное интернет-издание «Капитал страны». – 2012, октябрь. – URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/sravnitelnaya_dostupnost_znanij_v_rossii_і_ssha/#snoska4.
75
Составлено на основе: Образование в Российской Федерации. 2010: стат. сборник. – М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2010. – С. 467–468.
76
Ширяев A.A. Указ. соч.
77
Рассуждения о медианной зарплате. – URL: http://flnam.info/news/rassugdeni-ya-o-mediannoy-zarplate/.
78
Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д.С., Пырова Т. Л. Доступность высшего образования в регионах России. – М.: ниу вшэ, 2016.
79
Сухочев В. И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования: автореф. дис…. д-ра экон. наук. – Уфа, 2011.
80
Введение егэ повысило мобильность выпускников. – URL: https://iq.hse.ru/news/177663806.html.
81
Мартынова Е. А. Доступность высшего профессионального образования: формы и методы // Вестник Оренбур. ун-та. – 2002. – № 7. – С. 41–45.
82
См.: Ха Ванг Хоанг. Доступность высшего образования в российском и вьетнамском обществах: сравнительный анализ: дис…. канд. социол. наук. – Казань, 2019; Usher A., Cervenan A. Global Higher Education Rankings: Affordability and Accessibility in Comparative Perspective/A. Usher, A. Cervenan. – Toronto, ON: Educational Policy Institute. 2005.
83
Рахманова М. С. Методика оценки доступности высшего образованиях / Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 6 (94). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya.
84
Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. 2015: стат. сборник/Росстат. – М., 2015.
85
Рахманова М. С. Указ. соч.
86
Рахманова М. С. Указ. соч.
87
Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. 2015: стат. сборник/Росстат. – М., 2015.
88
Usher A., Cervenan A. Global Higher Education Rankings: Affordability and Accessibility in Comparative Perspective. – Toronto, ON: Educational Policy Institute. 2005.
89
Usher A., Cervenan A. Global Higher Education Rankings: Affordability and Accessibility in Comparative Perspective. – Toronto, ON: Educational Policy Institute. 2005.
90
Tong cc Thong ke Viet Nam. Ket qua khao sat muc song dan cu Viet Nam nam 2012. Nha xuat ban Thong ke. – Ha Noi. 2013.
91
Дмитриева Ю. А. Исследование доступности высшего образования в социологии образованияа // Альманах современной науки и образования. – 2007. – № 1. – С. 82–83.
92
World Bank. School enrollment, tertiary (gross), gender parity index (gpi). – URL: http://data.worldbank.org/indicator/SE. enr. tert. fm. zs.
93
Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю, Ковалева Н. В. и др. Индикаторы образования: 2016. Статистический сборник. – М.: НИУ ВШЭ, 2016.
94
Usher A., Cervenan A. Global Higher Education Rankings: Affordability and Accessibility in Comparative Perspective. – Toronto, ON: Educational Policy Institute. 2005.
95
Методологические аспекты социально-экономических измерений высшего образования и конкурентоспособности университетов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-sotsialno-ekonomicheskih-izmereniy-vysshegoobrazovaniya-i-konkurentosposobnosti-universitetov.
96
Медик В. А. Социальные предпосылки формирования студенчества//Образование и общество. – 2007. – № 1. – URL: http://www.jeducation.rU/l_2007/49. html.
97
Карпенко О.М., Бершадская М. Д. Рейтинг стран по доступности высшего образования // Экономика образования. – 2008. – № 2. – С. 4–23. – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/037S/analit03.php.
98
Косыгина Л. Профессиональная сегрегация по признаку пола // Иной взгляд: Междисциплинарный альманах гендерных исследований. Минск, 2002. – URL: http://www.owl.ru/content/library/books/p47S38.shtml.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги