Книга Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности - читать онлайн бесплатно, автор Роберт Михельс. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности
Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследование олигархических тенденций в совместной жизнедеятельности

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Несколько замечаний об условиях, в которых создавалась эта работа. В мае 1908 года я прочитал несколько докладов о демократии и социализме в Новом университете в Брюсселе. Они опубликованы в: Robert Michels, “L’oligarchia organica costituzionale. Nuovi studi sulla classe politica”, La Riforma sociale. Rassegna di Scienze Sociali e Politiche, a. XIV, vol. XVIII, fasc. 12, dicembre 1907, p. 961–983; расширенное издание на немецком языке см. в: Robert Michels, “Die oligarchischen Tendenzen der Gesellschaft. Ein Beitrag zum Problem der Demokratie,” Archie fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, Bd. 27, H. 1, s. 73-135. В январе 1909 года в социологических обществах Граца и Вены я прочитал доклад на тему «Консервативные основы партийной организации», который позже был опубликован на немецком языке в: Robert Michels, “Der konservative Grundzug der Parteiorganisation,” MonatsschriftfurSoziologie, 1. Jg., April-Mai, Sonderdruck, s. 228–236, 301–316 и на итальянском языке в: Robert Michels, “La democrazia e la legge ferrea dell’oligarchia,” Rassegna Contemporanea, vol. Ill, No. 5, p. 250–283. В моих лекциях в Туринском университете, посвященных роли сотрудничества в истории, я также занимался исследованием политических партий. В октябре 1909 годав Турине в Палате труда я прочитал лекцию «Старые формы и новые идеи социализма», которая затем была опубликована под другим названием в: Robert Michels, “La crisi psicologica del socialismo,” Rivista italiana di sociologica, vol. XIV/III–IV, p. 365–376. Мне кажется важным перечислить работы, ставшие основой для этого исследования, с одной стороны, из литературной порядочности, так как в этой работе есть фрагменты упомянутых статей, а с другой – потому, что в них заинтересованный читатель может найти некоторые уточнения, которые нам не удалось учесть здесь.

2

В конце XVIII века эти понятия осознавались и артикулировались значительно точнее, чем сегодня, когда конституционная монархия уничтожила суть этих принципов: «Рабский страх, который покоится на ослепительном блеске недостижимого трона, тысячах приспешников, несметной армии, готовности к мести и непобедимой власти, – единственное, почему продолжают существовать монархии, почему деспоты и их сатрапы все еще чувствуют себя в безопасности. Иногда к несчастным самой судьбой ниспослан освободитель, великий Кир, который мог бы разорвать все узы и с мудростью и отеческой заботой возглавить новое царство. Однако подобное случается весьма редко, а благо, возникающее в такие услоиях, всегда преходяще, ведь главный источник порока остается. Его подлые и развратные последователи разрушат все, что было создано благородным правителем» (Christoph Martin Wieland, “Eine Lustreise ins Elysium,” Samtliche Werke von Christoph Martin Wieland. Bd.I. Wien: F.A. Schrambl, 1803, s. 209).

3

Jean-Jaques Rousseau, Le Contrat Social. Paris: Biblioteque Nationale, 1871, p. 91; Жан-Жак Руссо, “Об общественном договоре”, в: Жан-Жак Руссо, Трактаты. Москва: Наука, 1969, с. 199.

4

О сути консерватизма см. интересное исследование: Oskar Stillich, Die politischen Parteien in Deutschland. Leipzig: Klinkhardt, 1909, p. 18.

5

Или контрреволюционеров? Co словом «революция» зачастую связан конкретный исторический смысл, а родоначальницей всегда считается Великая французская революция. Поэтому термин «революционный» зачастую применяется только к борьбе низших социальных слоев за свою свободу, хотя логически это лишь фундаментальное определение переворота, который, в свою очередь, не ограничивается действиями одного конкретного социального класса и не связан с определенной внешней формой применяемого насилия. Революционным может быть любой социальный класс, вооруженный или действующий в рамках закона, – все это не имеет значения, если он стремится к радикальному изменению существующего порядка. Понятия «революционный» и «реакционный» (в противовес консервативному), рассмотренные с этой точки зрения, объединяют революцию и контрреволюцию. Поэтому совершенно ненаучно связывать с этими терминами, позаимствованными из теории эволюции, понятия морали, как об этом в 1830 году в Париже пишет Раумер: «Для этих людей (либералов) революционный – значит уничтоживший все старые порядки и пороки, контрреволюционный – вернувший на свое место старые или другие пороки и издевательства. Для их противников же революция – высшее проявление безрассудства и преступности, а контрреволюция – возвращение к порядку, подчинению, религии и т. д.» (Fridrich von Raumer, Briefe aus Paris und Frankreich im Jahre 1830. Teil II. Leipzig: F. A: Brockhaus, 1831, s. 26; см. также: Wilhelm Roscher, Politik, Geschichtliche Xaturlehre der Monarchie, Aristokratie und Demokratie. Stuttgart-Berlin: Cotta, 1908, p. 14). Но стоит помнить о том, что в политике оценочное суждение о чем-либо – это всегда эффективное средство достижения определенных политических и моральных целей, и оно отнюдь не помогает определить мировоззренческие тенденции или тенденции исторического развития.

6

Ср.: агитационная брошюра роялистов, написанная Жоржем Валуа: Georges Valois, La Revolution Sociale ou le Roi. Paris, 1907. Aux Bureaux de L’Action Fran^iase, p. 14. Валуа настойчиво превращает французский синдикализм, сильнейшее течение, приверженцами которого в то время стали огромные массы людей, в королевский двор. Его консерватизму совсем не мешает то, что его возможный король взойдет на трон только в результате революции. Не по Божьей милости, но по милости социалистов-революционеров. Какое превращение благодаря воле демоса!

7

Судя по ожесточенной предвыборной борьбе в январе 1910 года, можно сказать, что обе партии – и консервативная, и либеральная – в тех средствах, которые они выбрали для борьбы друг с другом, работали ради социал-демократических идей и победы пролетариата. Одна защищала демократические идеи и обещала перспективные социальные реформы, другая показывала рабочим все тяготы их существования в капиталистическом обществе; обе обещали больше, чем были способны выполнить, и обе во всех формах своей предвыборной агитации признавали, что рабочий класс становится решающей силой. Все, что можно было прочитать в социалистических газетах того времени, соответствовало действительности: консерваторы Англии проповедуют рабочим не довольство, а недовольство. В то время как прусские консерваторы имеют привычку рассказывать рабочим о том, что нигде в мире они не будут чувствовать себя так хорошо, как в Германии, английские консерваторы уверяют, что нигде в мире рабочие не чувствуют себя так плохо, как в Англии.

8

Распознать и применить это в Консервативной партии удалось Хаммерштайну и Штёкерсу. Хаммерштайн был первым, кто осознал необходимость завоевать «доверие масс» для того, чтобы сохранить партию (ср.: Hans Leuss, Wilhelm Freiherr von Hammerstein. 1881–1895 Chefredakteur Kreuzzeitung. Berlin: Walther, 1905, s. 109. На партийном съезде в Берлине (Тиволи) в 1892 году многие поддержали заявление депутата из Хемнитца о том, что консерваторам стоит быть «демагогичнее».

9

По этому поводу Науманн пишет: «Мы понимаем, что консерваторы плохо переносят всеобщее избирательное право. Это портит их нрав, ведь накануне предвыборного собрания нельзя так запросто защищать принцип «авторитет вместо большинства». Лишь в сословных организациях, например в прусской или саксонской верхней палате, они могут вести себя так, как им хочется. Поэтому сегодняшний консерватор – человек-компромисс, властолюбец в перчатках демократии»… «Агитирующий аристократ! Это уже большой успех для всего демократического движения» (Friedrich Naumann, Demokratie und Kaisertum. Ein Handbuch fur innere Politik. Berlin-Schoneberg: Buchverlag der Hiife, 1904, s. 92). См. также: Ludwig Gumplowicz, Sozialphilosophie im Umrif. Inssbruck: Wagner, 1910, p. 113.

10

Это актуально и для Франции. См.: Aime Berthod, Libres Entretien, 6e serie, IV. Paris le 23 janv. 1910, p. 212.

11

Friedrich Curtius, “Uber Gerechtigkeit und Politik,” Deutsche Rundschau, 1897, Bd. XXXIII, H. 4, s. 46.

12

«Эта страшная оппозиция – не только во Франции, но и среди всех благородных народов этой части света – дерзко и кощунственно преградила путь возвышенной идее гражданской и политической свободы; она придала всей революции, которая могла бы оказаться весьма благотворной, коварный, разрушительный, пагубный характер. Именно она вынудила представителей народа прибегнуть к помощи масс, чтобы избежать угрожавшей им гибели, и поэтому именно она повлияла на высвобождение грубой, не знающей законов силы черни и тем самым открыла ящик Пандоры» (Carl von Rotteck, Allgemeine Geschichte vom Anfang der historischen Kenntnis bis auf unsere Zeiten, Bd. IX. Freiburg: Herdersche Buchhandl, 1826, s. 83).

13

Friedrich von Raumer, Briefe aus Paris, Bd. 1, s. 176.

14

Ibid., p. 264.

15

Ср.: Otto von Diest-Daber, Geldmacht und Sozialismus. Berlin: Puttkammer u. Muhlbrecht, 1875, s. 13.

16

Roscher, Politik, s. 321.

17

Мартин Раде в своей статье в защиту выборов Герлаха в Марбурге (Martin Rade, “Das Allgemeine Wahlrechtein konigliches Recht,” HessischeLandeszeitung, 1907, Bd. XXIII, H. 25) пишет: «Да, если бы рейхстаг был в состоянии проводить свою политику! Если бы лишь ему была вверена судьба нашего народа! Но он лишь звено нашей государственной системы. Рядом с ним, над ним стоит федеральный совет, и никакой коротенькой фразе не стать законом, если рейхсканцлер, а до него кайзер и князья не выскажутся в ее поддержку. Федеральный совет не сможет долго оказывать сопротивление сильной и внятной воле народа, если она будет конституционно представлена в рейхстаге; однако он со своей стороны сможет отклонять предложения рейхстага, которые считает голословными и необдуманными, как он уже делал раньше. Таким образом, они заботятся о том, чтобы, несмотря на наше избирательное право, деревья не тянулись к небу. И это хорошо, что в нашем законодательстве представлены обе эти инстанции». Подобные взгляды красной нитью проходят сквозь всю историю формирования гражданского либерализма. Их можно воспринимать как его врожденные недостатки. Уже в коммунистическом манифесте молодой буржуазии, составленном Гизо, французская палата пэров именуется не иначе как «un privilege place la ои il peut servir» (Francois Guizot, Du Gouvernement de la France depuis la Restauration, et du Ministere actuel. Paris: Libr. Franqaise de Ladvocat, 1820, p. 14).

18

Gaetano Mosca, II Рггпсгро Aristocratico е il Democratico nel passato e nell’avvenire. Discorso Inaugurale. Torino: Paravia, 1903, p. 22.

19

Alexis de Tocqueville, De la Democratic enAmerique. Paris: Gosselin, 1849. Partie IL Vol. II, p. 19.

20

Ср. превосходные доказательства, подтверждающие этот тезис: Werner Sombart, Die deutsche Volkswirtschaft im Xeunzehnten Jahrhundert. Berlin: Bondi, 1903, s. 545; Вернер Зомбарт, Народное хозяйство Германии в XIX и в начале XX века. Москва: Московский рабочий, 1924.

21

Leon A. Daudet, Alphonse Daudet. Paris: Bibliotheque Charpentier (E. Fasquelle), 1898, p. 142.

22

Сторонники пессимистичных социологических взглядов, по большей части независимые, обращают особое внимание на это свойственное реформаторским или революционным движениям отчасти сознательное, отчасти неосознанное смешение классовых или партийных интересов и целей с интересами или целями общества. Ср.: Gaetano Mosca, Elementi di Scienza Pilitica. Torino: Восса, 1896, p. 75; Ludwig Gumplowicz, Sozialphilosophie im UmriJS, s. 23, 70, 71, 94, 123; Vilfredo Pareto, Les Systemes Socialistes. Vol. I. Paris: Giard et Briere, 1902, p. 59. Впрочем, это смешение свойственно не только демократии. Аристократия тоже не ограничивается интересами небольшой социальной группы, а обращается ко всему народу, не учитывая разницу в статусе или классовой принадлежности (о том, в какой степени речь может идти о немецких консерваторах, см.: Oskar Stillich, Die Konservativen, p. 3). В этом случае проще объяснить эту демократическую легенду их истинной сутью.

23

Очень подробное и виртуозное изложение тесных отношений партий и масс можно найти в: Karl Kautsky, “Klasseninteresse. Sonderinteresse. Parteininteresse,” Neue Zeit, XXI, Bd. 2, Nr. 34–35. Тех, кто заинтересован в сути отношений между научными дисциплинами, исследующими все человечество в целом и пролетариатом как общественным классом, я отсылаю к работам, упомянутым в моем введении к переводу труда Ничефоро: Robert Michels, “Das Proletariat in der Wissenschaft und die okonomisch-anthropologische Synthese,” in Alfredo Niceforo, Anthropologic der nichtbesitzenden Klassen. Studien und Untersuchungen. Leipzig: Maas und van Suchtelen, 1910.

24

Об отношениях между социализмом и индустриальными чиновниками я подробно рассказывал на Втором итальянском научном конгрессе во Флоренции в 1908 году. См.: Robert Michels, Sulla Decadenza della Classe Media Undistriale Antic a e sul Sorgere di una Classe Media Industriale Moderna nei Paesi di Economia spiccatamente Capitalistica. Giornali degli Economisti. Vol. XXXVII, 2a, 1909.

25

Gaetano Mosca, Elementi di Scienza Politico, p. 75.

26

В том числе потому, что этой теме уже посвящено множество работ. Мы упомянем лишь следующие: Victor Griffuelhes, L Action Syndicaliste. Paris: Riviere, 1908, p. 8; Henriette Roland Holst, Generalstreik und Sozialdemokratie, 2. Aufl. Dresden: Kaden u. Co., 1906, s. 114; Attilio Cabiati, Le Basi teoriche della Organizzazione Operaia. Milano: Uff. della Critica Sociale, 1908.

27

Подробнее о взаимосвязи любой общественной совместной работы и закона экономии энергии см. мою работу: Robert Michels, L’Uomo Economico e la Cooperazione. Torino: Societa Tip. Editr. Nazionale, 1909.

28

О неполноценности пролетариев в антропологическом и культурном смысле см.: Alfredo Niceforo, Anthropologic der nicht-besitzenden Klassen. Studien und Untersuchungen. Leipzig: Maas und van Suchtelen, 1910.

29

Moritz Rittinghausen, “Uber die Organisation der direkten Gesetzgebung durch das Volk,” Sozialdemokratische Schriften, Nr. 4. Koln, 1870, s. 10. Очень важно отдать должное отважной попытке Риттингхаузена впервые использовать практические методы подобного рода для решения социальных вопросов. Виктор Консидеран, позже предпринявший новую попытку описать прямое народное управление, опирался на более серьезную базу и преуспел в пропагандистских аспектах. Он называл Риттингхаузена своим предшественником. См.: Victor Considerant, La Solution ou Le Gouvernment Direct du Peuple. Paris: Libraire Phalansteri-enne, 1850, p. 61.

30

В американском «Федералисте» демократическими именуются только те государства, в которых для принятия любых решений проводятся народные собрания, в то время как репрезентативные примеры народовластия именуются республиками.

31

Иногда подобным образом один лидер застает врасплох остальных. Так, например, Артуро Лабриола, известный предводитель итальянских синдикалистов, смог своей пламенной речью, направленной против резолюции сторонников миланских рабочих организаций, в одиночку утвердить продление всеобщей забастовки в Милане в 1904 году (I Gruppi Socialist! Milanesi al Congresso Socialista Kazionale di Roma 7–9 octobre 1906. Milano, Gruppi Socialisti, via Ugo Foscolo 3, p. 11).

32

Roscher, Politik, s. 358.

33

Ср.: Gabriel Tarde, Les Crimes des Foules. Lyon: Storck, 1892; Габриэль Тард, Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. Москва: Инфра-М, 2010; Scipio Sighele, IDelitti della Folia. Torino: Frat. Восса, 1902; Сципион Сигеле, Преступная толпа. Москва: Академический проект, 2011. Применение вышеизложенного тезиса к палате депутатов см.: Scipio Sighele, Contro ilParlamentarismo. Saggio di Psicologia Collettiva. Milano: Treves, 1905.

34

«Кажется, что сам факт массового скопления людей пробуждает в людях стадные инстинкты, ведь, где бы мы ни наблюдали подобные собрания, народные или государственные, собираются там акционеры или представители коллегий и корпораций, повсюду мы видим, как большинство с удовольствием передает право руководства кому-то одному и следует не собственным убеждениям, а предлагаемым извне лозунгам» (Ludwig Gumplowicz, Sozialphilosophie im Umrifi, s. 124).

35

Louis Blanc, “L’etat dans une Democratic,” in Louis Blanc, Questions d’aujourdhui et de demain. Vol. III. Paris: Dentu, 1880, p. 150.

36

Eduard Bernstein, “Die Demokratie in der Sozialdemokratie,” Sozialist. Monatshefte, 1908, Heft 18/19, s. 1109.

37

Roscher, Politik, s. 351.

38

Louis Blanc, “L’etat dans une Democratic,” p. 144.

39

Egidio Bernaroli, Manuale per la Costituzione e il Funzionamento delle Leghe dei Contadini. Roma: Libr. Soc. Ital., 1902, p. 20, 26–27, 52.

40

Sidney Webb und Beatrix Webb, Fheorie und Praxis der englischen Gewerkvereine. Vol. 1. Stuttgart: J.H.W. Dietz Nachf., 1898, s. 6.

41

Ferdinand Tonnies, Politik und Moral. Frankfurt: Neuer Frankfurter Verlag, 1901, s. 46.

42

Heinrich Herkner, Die Arbeiterfrage, 5. Aufl., Berlin: Guttentag, 1908, s. 116–117.

43

Protokoll des Parteitags zu Leipzig 1909. Berlin: Vorwarts, 1909, s. 48.

44

Scuola Pratica di Legislazione Sociale. Pro gramma e Nor me, Anno III. Milano: Societa Umanitaria, 1908.

45

Ibid., Anno IV. Milano: Societa Umanitaria, 1909, p. 5.

46

См. подробное исследование: Lily Braun, “Londoner Tagebuch”, Хеие Gesellschaft, 1906, 2. Jahrg. H. 29.

47

«В тесной связи с этими теоретическими тенденциями находится переворот в отношении руководителя к массе. На месте коллегиального управления местных комиссий с их неоспоримыми недостатками возникает официальное профсоюзное управление. Инициативность и компетентность становятся, так сказать, профессиональными особенностями, в то время как массе больше свойственна пассивная добродетель дисциплины. Эти теневые стороны чиновничества, безусловно, таят в себе серьезные опасности для партии, которые возникнут из последних нововведений, из назначений местных партийных секретарей в случае, если социал-демократическая масса не задумается о том, что упомянутые секретари могут остаться лишь представителями исполнительных органов и не станут восприниматься как компетентные инициаторы и руководители локальной жизни партии. Бюрократизм – в силу природного порядка вещей и особенностей политической борьбы – в социал-демокатиче-ской партии ограничен значительно сильнее, чем в профсоюзах. Здесь техническая специализация приводит к успехам в борьбе за повышение заработной платы, например в заключении сложных тарифных договоров и т. п.» (Rosa Luxemburg, Massenstreik, Partei und Gewerkschaften. Hamburg: Erdmann Dubber, 1906, s. 61).

48

«Здесь проявляется зарождающийся страх, к сожалению, свойственный народным правлениям, когда на месте истинной власти народа развивается неограниченная власть комитетов» (Wolfgang Heine, “Demokratische Randbemerkungen zum Fall Gohre,” SozialistischeMonatshefte, VIII. Jahrg., 1904, Bd. I, H. 4, s. 254.

49

Ахилл Лориа указывал на многочисленные точки пересечения между административной и экономической иерархическими системами. Самое существенное сходство между ними – ступенчатое, пирамидальное устройство. Лориа мог бы добавить к своей теории, что тем не менее вершины этих систем устроены по-разному: одна завершается пиком династии, другая – покатым краем олигархии. См.: Achille Loria, La sintesi Economica. Torino: Восса, 1909, p. 348.

50

Hans Block, “Uberspannung der Demokratie,” Neue Zeit, XXVI, Nr. 8, s. 264.

51

На примере более примитивных исторических эпох эта гипотеза развита в: Eben Mumford, The Origins of Leadership. Chicago: Chicago University Press, 1909, p. 1–12.

52

Jean-Jaques Rousseau, Le Contrat Social, p. 40; Жан-Жак Руссо, “Об общественном договоре”, в Жан-Жак Руссо, Трактаты. Москва: Наука, 1969, с. 168, 223.

53

25 Подобные взгляды высказывали в последнее время и именитые ревизионисты. См., например: Eugene Fourniere, La Sociocratie. Essai de Politique Positive. Paris: Giard et Briere, 1910, p. 98.

54

Carlo Pisacane, Saggio sulla Rivoluzione. Con prefazione di Napoleone Colajanni. Bologna: Libr. Treves di Pietro Virano, 1894, p. 121–125.

55

Victor Considerant, La Solution ou le Gouvernment direct du Peuple, Р 13–15.

56

A. A. Ledru-Rollin, Plus de Preseident, plus de Representants! 2 ed. Paris: La Voix du Proscrit, 1851, p. 7.

57

Ibid., р. п-12.

58

Pierre-Joseph Proudhon, Les Confessions d’un Revolutionnaire. Paris: Verboeckhoven, 1868, p. 286.

59

Например, в нескольких брошюрах: Errico Malatesta, L’Anarchia. Roma: Casa Ed. Pensiero, 1907; Эррико Малатеста, Избранные сочинения: краткая система анархизма. Москва: URSS, 2011; Errico Malatesta, La Politico Parlamentare nelMovimento Socialista. Torino: L’Allarme, 1903; Ferdinand Domela Nieuwenhuis, Het Parlamentarisme in zijn Wezen en Toepassing. Amsterdam: W. Sligting, 1906.

60

Каутский, Роза Люксембург и др. Даже в работах Карла Маркса можно обнаружить теоретическое недоверие к институту представительства.

61

Gaetano Mosca, Questioni Pratiche di Diritto Costituzionale. Torino: Frat Восса, 1898, p. 81, а также Gaetano Mosca, Sulla Teorica dei Governi e sul Governo Parlamentare. Roma: Loescher, 1884, p. 120.

62

«Избирательная система просто-напросто отдает власть в руки наиболее ловких избирателей» (H.G. Wells, Anticipations of the Reaction of Mechanical and Scientific Progress upon Human Life and Thought. London: Chapman and Hall, 1904, p. 58; Герберт Уэллс, Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль. Москва: Типолитография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1902, с. 136). Безусловно, это правило применимо лишь к государствам с демократическим республиканским устройством.

63

«Если я хочу воспользоваться своим правом на поездку из Парижа в Марсель, я не стану запрещать вам поехать из Парижа в Марсель; осуществление моего гражданского права не лишает вас этого права. Но если я отправлю в Палату депутата, который будет работать за ваш счет и принимать решения, против которых вы всегда выступали, такой способ управления подразумевает несправедливое управление вами. Гражданское право – это личная свобода; политическое право – это право управления не только другими, но и собой» (Alfred Fouillee, “Erreurs Sociologique et Morales de la Sociologie,” Revue des Deux Mondes. Vol. LIV, p. 330).