Книга Пробуждение. Цитаты Р. Бертона - читать онлайн бесплатно, автор Диана Кросби
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пробуждение. Цитаты Р. Бертона
Пробуждение. Цитаты Р. Бертона
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пробуждение. Цитаты Р. Бертона

Пробуждение. Цитаты Р. Бертона

Под редакцией Дианы Кросби

Эта книга посвящена нашему любимому учителю Роберту Эрлу Бёртону и всем его студентам – прошлым, настоящим и будущим. Он научил нас тому, как находить наш собственный Третий Глаз. Какая это удача! Какое Присутствие!

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ» – ДОБРЫЕ ВЕСТИ

www.vesbook.ru


«Первый путь – путь факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над преодолением физического страдания.

Второй путь – это путь монаха. Этот путь короче, надежнее и яснее определен. Он требует некоторых условий, но больше всего он требует веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.

Третий путь – это путь йога, путь знания и сознательности.

Но есть и Четвертый путь – совершенно особый путь, не являющийся комбинацией трех других. Он отличается от них прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, поскольку вся работа внутренняя. Человек должен начинать работу в тех условиях, в которых находится, ибо эти условия и есть для него наилучшие. То есть поначалу человек продолжает жить той же жизнью, что и прежде, в тех же условиях, что и прежде. Во многих отношениях этот путь оказывается более трудным, чем другие, потому что нет ничего тяжелее, чем изменить себя внутри без изменения внешнего».

Петр Демьянович Успенский «Четвертый путь»


Awakening

Quotations from Robert Earl Burton A conscious teacher explains how to recognize higher states of awareness and how our own Higher Centers may awaken


Перевод с английского

Дмитрия Слабко, Владимира Ежова, Татьяны Костенко, Елены Слабко, Дианы Юдиной

Вступление

Каждый появляется в этой жизни в спящем сосуде, но этот сосуд содержит в себе Третий Глаз, что может пробудиться. Наша первая задача – внести Присутствие, а вторая – сделать его постоянным.

В конечном счёте человек всё обращает в Присутствие – Высшие Центры поглощают сон.

Роберт Эрл Бёртон

Откуда вы знаете, что испытываете работу Высших Центров?»

Это обычный вопрос для тех, кто начал работать с древней системой пробуждения, которой учили Георгий Гурджиев, Пётр Успенский и учит Роберт Бёртон (далее «Учитель»). Система выделяет Высшие Центры как место, где находятся высшие состояния сознания. Если цель – полностью работающие Высшие Центры, также известные как Третий Глаз, то как можно их распознать? – Хороший вопрос.

Будучи студенткой нашего Учителя на протяжении тридцати семи лет, я задавала себе этот вопрос и видела множество раз, как его задают Учителю и другим студентам, как словами, так и бессловесно. В очередной раз этот вопрос возник на встрече студентов осенью 2013 года в горах к северу от Нью-Йорка. На той встрече некоторые из нас поделились наблюдениями и примерами, но времени хватило только на несколько коротких ответов. Впоследствии мне пришло на ум, что об этом можно было бы сказать гораздо больше, в том числе и словами самого Учителя, если бы цитаты из его учения на эту тему были собраны вместе. Результат – вот эта подборка его высказываний. Это развёрнутый ответ на вопрос о Высших Центрах.

Материал, следующий за этим вступлением, послужит помощью тем, кто хотел бы вникнуть в систему понимания, лежащую в основе эзотерической мысли Учителя. Личная работа Учителя, основанная на системе Гурджиева-Успенского, привела его к собственным переживаниям работы Высших Центров. Он начал учить в 1970 году, руководствуясь целью помочь каждому из студентов раскрыть их собственный Третий Глаз.

Третий Глаз, начертанный на лбу просветлённых существ в произведениях искусства, символизирует потенциальную возможность человека соединиться с реальностью через пробуждённое или высшее состояние осведомлённости. Эти высокие состояния известны под многими названиями, включая Высшие Центры, Самовоспоминание, Присутствие и Высшую Суть. Эти высокие состояния и есть центральная тема всей этой книги.

Система не берёт своё начало ни от Учителя, ни от Гурджиева. Они учат, что эта древняя мудрость пришла к нам из самых разнообразных источников. Многие её идеи и методы оставались относительно неизвестными на Западе до XX века, пока отдельные люди, такие как Гурджиев, Успенский и наш Учитель, не начали писать об этом и учить других пробуждению.

Нужна ли эта система вам, зависит от вашей цели. Если вы хотите заработать больше денег или стать совершенным атлетом, поищите что-то другое. Но если вы хотите понять природу реальности или если вы желаете знать себя, хотите почувствовать себя ближе к Богу или служить другим, то эта система способна вам помочь. Любой человек с подобными целями может получить пользу от переживания высших состояний, потому что в высоком состоянии можно больше видеть и понимать. Это похоже на то, как если бы зажглась лампочка и новое восприятие реальности начало жить внутри вас, продолжая вдохновлять ваши действия ещё долгое время после того, как само состояние ушло.

Поистине каждый человек обладает потенциальной возможностью переживать высокое состояние, потому что семена этого состояния присутствуют в человеческом теле с рождения. И хотя Высшие Центры спят у большинства взрослых людей, существуют способы направить их к пробуждению и росту. Обнаружение этих путей начинается с умения обнаружить внутри себя ребёнка, которого система называет «сущностью». Это та часть в нас, что может быть открыта к происходящему сейчас, как ребёнок или новичок, а также она может научиться распознавать, когда мы переживаем высокое состояние.

«Сущность» включает в себя физические и психологические свойства, как её сильные, так и слабые стороны. Но, что более важно, она включает в себя сердцевину осведомлённости, что и есть корень всех высоких состояний. Вкратце, термин «сущность» относится и к набору персональных черт, и к состоянию, похожему на состояние ребёнка. В то время как таланты сущности нужно развивать – более важно найти то её состояние, которое способно напрямую соединить нас с Высшими Центрами.

Для тех, кто заинтересован в пробуждении, вопрос становится практическим: как помочь «сущности» выйти за пределы себя в Высшие Центры. Для этого требуется освободиться от бесполезных эгоцентричных мыслей и показных действий, тренируя внимание или осознанность, которые вы вносите в каждый момент. В то время как момент может включать в себя объект или задачу, или другого человека, «сущность» может учиться разделять внимание между собой и тем, что она воспринимает. Когда вы пребываете в состоянии разделённого внимания, вы «Вспоминаете Себя». Под этим не подразумевается делание многих вещей одновременно. Совсем наоборот – это подразумевает полное вовлечение в деятельность, которой вы заняты, будучи в то же самое время осведомлённым о себе, занятом этой деятельностью.

Как вид внимания Самовоспоминание можно практиковать везде и в любое время. Для сравнения, некоторые духовные традиции фокусируются на подобном качестве внимания только во время особенной деятельности, такой как формальная медитация, иногда также предполагается физическое отделение от обычной жизни. Самовоспоминание тем не менее не ограничено ни специальным временем, ни местом, типа молитвенного коврика или храма, и не требует специальной одежды или предметов вроде икон, чёток или специальных веществ. С Самовоспоминанием человек может переживать максимальную реальность, где бы он ни был и чем бы ни занимался в моменте.

Таким образом, система предназначена для людей, живущих обычной жизнью, имеющих работу, семью и тому подобную деятельность. Она подразумевает баланс всех ваших частей, в то же время оставаясь открытой к тому, чтобы помочь вам выйти за пределы ваших обычных способностей в опыт новых органов восприятия – ваших Высших Центров. Главное в этом стремлении – научиться распознавать состояние «сущности» и делать усилия, чтобы помочь ей расцвести в настоящем. Когда Высшие Центры появляются в состоянии Самовоспоминания, «сущность» не исчезает, поскольку состояния суммируются, и во время высокого состояния она просто участвует в моменте.

Обнаружение ребёнка внутри

Одно из определений Самовоспоминания таково: сущность, осведомлённая о самой себе. Сущность, не осведомлённую о себе, можно увидеть в маленьких детях. Новорождённый постепенно становится осведомлённым о своём окружении и начинает направлять туда своё внимание, но совсем маленький ребёнок не осведомлён ни о своём бытии, ни о своём собственном существовании. Ребёнок не воспринимает себя, а значит, он не знает себя.

Если сущность становится осведомлённой одновременно и о себе, и о том, что она воспринимает, тогда она вспоминает себя. И хотя это обычно бессловесное состояние, есть сильное ощущение «себя в этом месте, в этих обстоятельствах». Создаётся живая память, и человек получает основательное переживание себя, своей сути. Это истинно, невзирая на то, какова эта память – приятная или неприятная. Приятная память формируется, например, когда Высшие Центры появляются во время восприятия красоты, переживания радости или наслаждения пониманием. Неприятные переживания, такие как боль или опасность, также могут пробудить высшие состояния, потому что самая реальная часть в человеке должна работать с такими явлениями. Высшие состояния, независимо от типа, расцениваются этой системой как почва, из которой может появиться Высшая Суть и на которой она может эволюционировать.

И хоть воспоминания полезны для того, чтобы научиться распознавать высокие состояния, истинная цель заключается в том, чтобы научиться переживать эти состояния в настоящем, а не пребывать в прошлом. Для того чтобы использовать эту идею в настоящем, постарайтесь отыскать состояние сущности в себе или в других: сущность часто беззаботна и радостна, как ребёнок. Также может появиться чувство малости или «маленького меня», переживающего всё, что вокруг происходит. Это часть в вас, простая и искренняя, она не пытается произвести впечатление на других или подстроиться под ситуацию. Чтобы научиться распознавать состояние сущности, требуется усилие, но как только вы обретёте его однажды – вам станет относительно легко находить его вновь и вновь.

Кроме того, постарайтесь увидеть то, что противоположно сущности, то есть наблюдайте в себе то, что является личностью, как, например, заученные поведение, действия и отношения. Это не значит, что сущность хорошая, а личность – плохая, это просто вопрос того, видите ли вы, что более реально. Многое из заученного делает вас культурным человеком, но именно из сущности появляется Высшая Суть.

Для того чтобы обнаружить сущность, также важна окружающая обстановка. Недружественная по отношению к вашему внутреннему ребёнку обстановка порождает твёрдую защитную скорлупу ложной личности – маску, считающую себя реальной. Истинная же личность – это маска, которая знает, что она маска. Когда взаимодействуешь с жизнью, необходимо защищать сущность. Сущность и истинная личность поддерживаются тем, что человек избегает экстремального поведения, не производит впечатлений, связанных с насилием, избегает сарказма и насмешек.

Другие усилия, укрепляющие сущность, включают в себя трансформацию негативных эмоций и наслаждение утончёнными впечатлениями, такими как высокое искусство, музыка, книги и природа.

Распознавание Пути

Путь к Высшей Сути начинается из одного и того же места в каждом из нас (сущность) и стремится к желанию чего-то лучшего или высшего. Между двумя точками этот путь обычно скрыт джунглями Майи (иллюзии), который представляет собой мир желаний, страхов, воображения и отождествления со многими обыденными сторонами жизни. Это царство «множества „Я“» – множества иллюзорных, изменчивых и воображаемых вещей, к которым мы привязываемся.

Главный источник иллюзий – наши низшие центры. Иногда Роберт Бёртон называет их «машиной». Низшие центры это – интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный и половой центры. Наблюдение за ними важно для понимания их функций, исправления неправильной работы центров и приведения в равновесие для того, чтобы Высшие Центры смогли проявиться. Но ещё более важная цель их изучения заключается в том, что это показывает, чем Высшая Суть не является. Мы все имеем склонность называть «Я»> каждый импульс из низших центров, но в действительности эти многие «Я»> не едины. Они не относятся ни к Высшей Сути, ни к Реальному «Я».

Другой повод для самонаблюдения – найти те части себя, которые могут помочь распознать путь и пройти по нему. Самая полезная из этих частей – это высшая часть эмоционального центра. Учитель использует обычную колоду игральных карт как удобный и доступный способ описать центры и их различные части. Масть «черви» служит символом эмоционального центра, а король червей символизирует самую разумную часть этого центра. Король червей – это вместилище самых утончённых эмоций человека, таких как уважение, эстетическое восприятие, оценка истины и внутренняя сила.

Так как король наиболее близко напоминает Высшие Центры и стремится к ним, он может делать усилия присутствовать и поддерживать высокие состояния, когда они появляются. Когда король червей выступает в этой роли, он называется «управляющим». И хотя управляющий может пытаться присутствовать, на самом деле только Высшие Центры действительно присутствуют. Когда же Высшие Центры не пробуждены, именно управляющий (особенно та его часть, которая называется девяткой червей) может распознать это и применить то, чему мы прежде научились в более высоких состояниях, одновременно используя практические методы для пробуждения Высших Центров.

Реальный путь пробуждения всегда состоит из двух элементов: распознавания своей истинной природы и обретения власти над своей низшей сутью. Концепция «сущности» и Высшей Сути касается развития вашей истинной природы. Обретение власти над низшей сутью подразумевает видение её именно такой, какова она есть, и усиление короля червей, чтобы он мог вносить порядок в хаос множества «Я». И хотя оба этих элемента необходимы, гораздо важнее фокусироваться на том, чтобы стать этой Высшей Сутью, которая обладает большей способностью, и испытывать Присутствие, и господствовать над низшей сутью. Идея о Высшей Сути, испытывающей Присутствие и одновременно господствующей над животными энергиями низшей сути, часто изображается в произведениях искусства, например Шива, танцующий на демоне, или Христос, стоящий на змее.

Для того чтобы найти и затем следовать по пути, пролегающему от вашего внутреннего ребёнка к Высшей Сути, необходимо иметь сознательного учителя и школу пробуждения. Никто не видит себя объективно, и для успеха очень важна роль внешней помощи. Эта книга составлена из высказываний сознательного учителя и содержит множество его глубочайших откровений. Тем не менее вы не можете преуспеть с одной лишь книгой, даже такой, как эта. Персональная помощь правильного рода крайне важна, равно как и удача, а также ваши собственные усилия.

Распознавание своей Высшей Сути

Ваша Высшая Суть – это более высокое состояние, поэтому для того, чтобы его распознать, требуется начальное понимание теории системы о состояниях сознания. Теория говорит о том, что люди испытывают различные степени осведомлённости, начиная от глубокого сна до полного бодрствования и даже выше. На этой скользящей шкале человек может оказаться либо ближе, либо дальше от любой выбранной точки всего диапазона возможностей. Система делит этот широкий диапазон состояний на четыре уровня. Низший уровень, с наименьшей осведомлённостью, называется первым состоянием – обычно мы называем это состояние сном. Это состояние наступает, когда мы укладываемся в кровать для глубокого отдыха, и характеризуется снами, которые обычно выглядят как иллюзия или искажение окружающего мира, который мы обычно воспринимаем после того, как просыпаемся. Второе состояние – это то состояние, в котором мы едим, говорим, читаем, управляем автомобилем и т. д. Два этих низших состояния есть среда обитания низших центров и низшей сути. Второе состояние часто тоже характеризуется как «сон наяву», потому что, как это становится видно из высоких состояний, оно в той же мере наполнено иллюзиями и искажениями, как и первое состояние. Оно, по сути, и есть «пещера теней» Платона.

Третье и Четвёртое Состояния связаны с Высшими Центрами. В Третьем Состоянии функционирует Высший Эмоциональный Центр в дополнение к двум более низким состояниям, и в нём появляется больше осведомлённости о реальности, что ему свойственно. В Четвёртом Состоянии, в дополнение к трём предыдущим состояниям, функционирует Высший Интеллектуальный Центр, и осведомлённость увеличивается ещё больше, охватывая вселенские законы, лежащие в основе реальности. Становясь своей Высшей Сутью через переживание Третьего и Четвёртого Состояний, человек обретает вместе с тем проницательную осведомлённость, расширенное понимание и теплоту сострадания, что позволяет ему быть этой Высшей Сутью и работать внутри действительной реальности. И что существенно, в этих высоких состояниях вы не теряете контакт с «реальным миром» (вторым состоянием), а, скорее, видите его в новом ракурсе, а именно – на правильной шкале и с относительностью.

Проблема заключается в том, что большинству людей трудно распознать более высокое состояние, когда оно происходит. Звучит странно, но вы можете быть в высоком состоянии и не знать этого. Учитель говорит:


Высшие Центры могут быть очень ясными, чистыми и пронзительными, и они могут развиваться, а человек может этого не осознавать.

Мы часто не осознаём, что переживаем Третье Состояние, и понимаем это, только когда оглядываемся назад. Но это машина вспоминает о высоких состояниях сознания, это не само состояние.

Забавная особенность нашей ложной личности заключается в том, что она считает Третье Состояние помехой. Глупо говорить о том, кем мы можем стать в будущем, в тот момент, когда это будущее уже совершилось. Человек должен научиться распознавать, когда высокое состояние возникает в нём.


Есть несколько преимуществ от распознавания высокого состояния в то время, когда оно происходит: увеличивается вероятность того, что вы будете его поддерживать, вы сможете лучше использовать то, что видите, находясь в высоком состоянии, и вам будет легче снова найти путь в это состояние. Чтобы помочь распознать состояния, связанные с Высшими Центрами, в главе 2 представлены двенадцать качеств таких состояний. Маловероятно, что все они будут явно проявлены в одном переживании, и тем не менее с течением времени эти качества или характеристики проявятся вновь и в них можно будет удостовериться. Следующая часть книги описывает то, чем «не являются» Высшие Центры, включая те наши части, которые могут притворяться высокими состояниями.

Также полезно понять некоторые причины затруднений в распознавании высоких состояний. Прежде всего это воображение о них: если состояние не соответствует воображаемой картине о том, каким оно должно быть, то такое состояние не расценивается как высокое. Например, если ожидается «сияющее блаженство» или «великая мудрость», то высокое состояние, случившееся в простой момент или во время страдания, не будет считаться таковым. Человек не распознал это состояние и не осознал его ценность; усилия, которые необходимы, чтобы остаться в нём, не будут совершены, а эти открытия будут рассматриваться как обычные мысли, что приведёт к тому, что их не заметят и не примут в расчёт.

Одна из особых форм воображения – это ожидание того, что все высокие состояния будут напоминать исключительный опыт Четвёртого Состояния, о котором человек мог читать или даже переживать его. Разница между Третьим и Четвёртым Состояниями сопоставима и даже превосходит разницу между первым и вторым состояниями. Потеря памяти об этой разнице может привести вас к потере Третьего Состояния, которое часто бывает достаточно простым. Оно всегда прямо здесь, прямо сейчас: ясная осведомлённость о себе, сидящем здесь, читающем эти слова.

Ещё одно распространённое неправильное понимание заключается в том, что Высшие Центры всегда одни и те же, и они либо «включены», либо «выключены», как электрический выключатель. Наоборот, они очень разнятся чувством и содержанием, более того, они постоянно изменяются. На самом деле они растут. Сначала Высшие Центры, словно маленькие дети, просто представляют собой чистую осведомлённость, выглядывающую наружу. В искусстве они представлены в образах маленьких ангелочков, и их развитие подобно постепенному росту детей. В таких формах изобразительного искусства девочки символизируют растущий Высший

Эмоциональный Центр, а мальчики – растущий Высший Интеллектуальный Центр.

Другие причины затруднений в распознавании высших состояний заключаются в состоянии отождествления с тем, чем «не являются» Высшие Центры, так что человек теряет понимание того, чем они «являются». Это может привести к нежеланию оставить управляющего для того, чтобы мог появиться Мастер или Истинное «Я». Также есть низшая суть с её множеством уловок, в том числе способностью маскироваться под Высшую Суть. Так что детальное ознакомление с хитростями низшей сути тоже полезно. Они рассмотрены в главе 6. Наконец, важно распознать, что Высшие Центры, даже тогда, когда они становятся зрелыми, всегда обучаются. Они должны обучать себя, и всякий раз, когда они появляются, они увеличивают своё бытие.

К счастью для нас, Учитель прошёл этот путь и поделился тем, чему он научился в этом путешествии. Он говорит нам: «У меня нет желания скрывать свои следы – наоборот, я хочу, чтобы они остались запечатлёнными, чтобы это позволило другим спастись». Создание этой книги стало возможным благодаря тому, что он позволяет нам следовать за ним прямо по пятам. Это подборка его высказываний, большая часть которых была напечатана в период его сорокапятилетнего учения, с 1970 по 2015 год.

Учитель употребляет множество имён или терминов для обозначения Высших Центров: Третий Глаз, Реальное Я, Разделённое Внимание, Суть, Душа, Высший Интеллектуальный и Высший Эмоциональный Центры, Третье и Четвёртое Состояния, Мир 6 и Мир 12, Астральное Тело,

Трансцендентные Состояния, Самовоспоминание, Высшая Суть, Воплощение Бога, Четыре Бессловесных Дыхания, Божественное Присутствие и Присутствие. Каждое из написанных с большой буквы имён или терминов такого рода следует понимать как эквивалент Высших Центров (см. Примечания к тексту для дополнительного уточнения).

В конечном счёте имя, которым названы Высшие Центры, не столь важно по сравнению с тем, чтобы действительно пребывать в высоком состоянии и самому открывать его преимущества. Если вам нужна дополнительная информация об идеях системы, попробуйте прочитать книгу «Самовоспоминание» Роберта Бёртона или одну из книг Петра Успенского, например «В поисках чудесного». Ещё один бесценный источник – это прямой контакт с другими студентами в школе пробуждения. Для получения более подробной информации или для контакта со школой, пожалуйста, свяжитесь с организацией «Содружество», тел. +1 (530) 300-5322. Дополнительная информация о «Содружестве» доступна на с. 186–187.

Диана Кросби

г. Вашингтон

Примечания к тексту

Следующий текст, то есть все его Части от I до VI, полностью составлен из цитат Учителя. Составителю принадлежит только распределение их по темам согласно заголовкам, что стало результатом того, как материал сам собой распределялся по темам. Для подборки цитат в этой книге использовались следующие источники:


Журнал «Форум Аполло»

Журнал «Чудо Аполло»

Ежедневные карточки

Подборка Ежедневных карточек (1975–1991 гг.)

Журнал «Гора Кармель»

База данных с цитатами, принадлежащая Содружеству Друзей Журнал Ренессанс

«Самовоспоминание», Роберт Эрл Бёртон (опубликована Самуэлем Вейсером, Inc., 1991 г., публикация на русском языке в ОАО «Издательская группа «Весь» в 1996 году.

Мысли Учителя

Журнал «Путь Солнца»


Так как Учитель часто повторяет идеи с небольшим различием в словах, эта подборка представляет собой широкий выбор его высказываний о том, как распознать и пробудить Высшие Центры. Потребовалось совершить искреннее усилие, чтобы остаться верным духу его послания и охватить широкий спектр его учения. Для единообразия и удобства чтения применялась минимальная редакция. Каждое выделение курсивом для усиления акцента в цитате взято из оригинального текста.

В отношении тех названий, которые Учитель использует для указания на Высшие Центры, можно сказать, что он проводит не много различий между ними. Он только выделяет тонкое различие между «сотворённым светом» и «несотворённым светом». Сотворённый свет – это результат использования последовательности, а несотворённый свет – это высокое состояние, испытываемое без использования последовательности. Пожалуйста, воспользуйтесь Словарём и главами 14 и 15 для более детального понимания, что такое последовательность и сотворённый свет.