– Необходимость работать с несколькими покупателями не дает права на плохое обслуживание. Да, нужно работать быстрее, чем обычно. Но излишняя спешка ни к чему. Нужно работать эффективно – предоставлять тот уровень сервиса, что только возможно. Покупатели не слепые. Они видят, что в магазине полно клиентов, и понимают, что сервис будет неидеальным. Скажу больше, они накинут тебе несколько баллов лояльности, если увидят, как ты стараешься обслужить их как можно быстрее. Главное – продать им быстро, пока они лояльны и дали тебе фору времени.
Негатив и позитив при быстрых продажах
Покупатели по-разному реагируют на очередь. Все зависит от того, сколько времени они в ней провели.
Как развивается чувство негатива, когда покупателю приходится ждать, видно на графике.
График «Негатив покупателя в очереди»
Когда человек только увидел очередь, он чувствует прилив негатива. Чем длиннее очередь, тем выше негатив. Клиент представляет сколько драгоценного времени он потеряет и негодует, что компания не смогла организовать работу так, чтобы очереди не было. В этот момент шансы, что потенциальный покупатель развернется и уйдет, высоки.
Но если клиент сразу увидит, что продавцы быстро справляются с потоком клиентов и очередь продвигается на глазах, он подумает, что не так все запущено, и останется.
Какое-то время негатив клиента будет снижаться. Но терпение любого человека имеет предел. Если за разумное время он так и не сделает покупку, негатив снова начнет нарастать.
Останется клиент дожидаться своей очереди или нет – зависит от того, как много людей перед ним и как срочно нужна покупка.
Так что не стоит злоупотреблять лояльностью покупателя – сделайте все, что в ваших силах, чтобы обслужить его быстро. Сделать можно достаточно много.
Подготовка – быстр тот, кто заранее подготовился
Порядок на складе и в торговом зале
Ожидаемый результат – торговый зал, склад и сотрудники готовы к наплыву покупателей
Рабочий день начался лайтово. Покупателей с утра было мало.
Катя Лисицына еще раз окинула взглядом торговый зал.
– Идеальный порядок. Покажу тебе пару важных моментов и пойдем на склад.
– Догадываюсь, что там тоже все на своих местах.
– Да, все должно быть под рукой, чтобы можно было быстро найти. Порядок в зале и на складе – это половина успеха. Нет ничего хуже, когда покупатель ждет, а ты копаешься в накопителе и пытаешься найти нужный ему товар. Или говоришь, что сейчас принесешь коробку со склада и пропадаешь, как будто утонул в трясине.
– Похоже, что помойки у вас никогда не увидишь.
– Да, смотри, товар в накопителе должен соответствовать выставленному образцу. На пустой коробке наклеен специальный стикер. Он бросается в глаза среди полных коробок. Тогда не придется долго искать коробку с товаром, и никто не перепутает полную и пустую коробку. Мы поняли, что так надо делать, когда по невнимательности один из продавцов отдал несчастному покупателю коробку без товара. Попробуй представить его реакцию, когда он пришел домой, распаковал коробку, а в ней только пенопласт, инструкция и целлофан.
– Я думаю, что он выругался матом.
– Дома? Не знаю. Но когда он вернулся назад, покрыл матом всех, кто попался ему. Мы долго извинялись. В качестве компенсации сделали ему подарок. Нам повезло, он стал нашим постоянным покупателем и потом только шутил при каждой покупке – просил продать ему пустую коробку по цене полной.
Я вспомнил, как со мной приключилось нечто подобное. Мне упаковали товар с витрины в коробку от другого. Так я купил сковородку с титановым покрытием по цене с обычным тефлоновым. Я готовил на ней уже две недели, когда заметил ошибку. Собрался было выкинуть упаковку, почитал описание на ней и с удивлением обнаружил крупную надпись «Titanium – профессиональное покрытие. Устойчиво к высоким температурам и царапинам. Служит до десяти лет». Хорошо, что не наоборот – подумал я тогда.
– Миша, полный порядок должен быть и в аксессуарах. Копаться в упаковках и пытаться найти необходимую вещь, это сумасшествие, когда у тебя набежала очередь. Самые ходовые аксессуары всегда должны быть ближе. В одном ряду должны быть аксессуары для одной модели.
Мы зашли с Катей на склад. Я и сам понимал, что на складе и в торговом зале должен быть порядок и что об этом нужно заботиться всегда. Тогда можно уверенно пройти периоды «красного» зала. Но такого порядка на складе я не видел даже у моей бабушки дома, а она у меня весьма аккуратная. У нее все стоит на своем месте.
– Выкладка на складе устроена у нас, как в библиотеке. Все систематизировано и подписано.
– Прям страшно прикасаться, чтобы не нарушить гармонию, – пошутил я.
– Чтобы не бояться, сразу запомни важное правило. Если взял товар со склада, но потом он не понадобился, не бросай его где попало. Возвращаешь назад туда, где брал. Если вдруг забыл, где стоял товар, можно не тратить время на поиски и положить его сюда. Это полка для последующей сортировки товара. Если не нашел товар на складе там, где он должен быть, ищи его здесь. Когда зал становится «зкеленым» мы наводим порядок – весь товар с этой полки уже без спешки возвращаем на место.
– Понял.
– Хорошо. Тогда у тебя есть полчаса. Оглядись еще раз в торговом зале и на складе. Изучи, где что располагается. Порядок должен быть прежде всего в голове. У меня есть подруга. Муж регулярно спрашивает у нее: где его галстук, не видела ли она, куда он положил свой страховой полис или что-то еще. Она быстро говорит, где это находится. Если станешь, как она, хозяином у себя в магазине, считай, ты уже на пол пути, чтобы стать асом быстрых продаж.
Подготовка документов и рекламы
Торговый день продолжался бойко. Я полностью оценил порядок в торговом зале и на складе.
Еще я заметил пользу от интересной фишки, которую не видел в других магазинах, когда делал покупки сам.
Часто к покупке нужно оформлять документы. Например, гарантию. Помню, как в одном из магазинов продавец пришел в бешенство. Нужно было всего-то поставить на гарантийный талон печать, но он никак не мог найти ее. Как-будто коллеги специально спрятали печать или конкуренты утащили, чтобы навредить. Продавец чертыхался, как сапожник. Правда дело было в обувном магазине, поэтому его можно было назвать и сапожником. Покупатели смущенно оглядывались. Один паренек достал смартфон и начал снимать. Продавцу еще повезло, что видео не попало в интернет.
В магазине Лисицыной применили простую фишку. Они заблаговременно оформляли гарантийные талоны. В момент продажи оставалось вписать дату покупки и взять роспись покупателя. Секундное дело.
Вечером, когда зал остыл до «зеленого» я похвастался перед Катей, что заметил эту фишку для быстрых продаж.
– Вы классно придумали, что заранее поставили печать с адресом магазина и фирмы в гарантийный талон. Это очень удобно. Я ни разу не бегал, чтобы взять у другого продавца печать.
– Да, удобно. Правда в таком решении есть риск. Один раз после нового года компания решила сделать перераспределение товара по торговым точкам. Мы не успели распродать абсолютно весь товар с оформленными гарантийными талонами. В результате в другие магазины сети попали товары, по документам проданные не там, где его реально купили.
– И что вы сделали?
– Ничего.
– И как же быть с подобными рисками?
– Я считаю, что риск в данном случае оправдан. Чтобы его снизить до минимума, мы теперь заранее оформляем гарантийные талоны не на весь товар в магазине. Достаточно на пару дней вперед.
– Уловил.
– Как думаешь, что еще можно подготовить заранее?
Я начал вспоминать другие фишки, которые мог пропустить в течение дня.
– Рекламные материалы разложены в пакеты для покупок. Мне ни разу не пришлось самому их раздавать. Вы всем просто выдаете покупку, говорите, что в пакете есть полезные рекламные материалы, благодарите за покупку и прощаетесь.
– Отлично, Миша! Важно использовать повышенный спрос с максимальной пользой. Каждый покупатель должен знать об акциях нашего магазина. Поэтому мы заранее раскладываем в пакеты рекламные брошюры. Во время продажи это некогда делать, если зал «красный». Еще мы раскалываем в коробки с товаром или наклеиваем на них тематическую рекламу – ту, которая подходит именно для него. Если продавец не расскажет о полезной акции, покупатель прочитает о ней, когда распакует коробку.
Оказывай услуги заранее
Лисицына продолжила свой хитрый расспрос.
– Что еще некогда будет делать во время быстрых продаж?
– Больше не знаю, сдаюсь.
– Оказывать услуги! Поэтому те из них, которые можно оказать заранее, мы выполняем на этапе подготовки. Например, еще до покупки устанавливаем набор программ и настраиваем технику. У нас был даже спец, который перепрограммировал домашние радиотелефоны с определителем номера на определение номера с первого нажатия кнопки ответа на вызов. Так в нашем магазине появился эксклюзивный товар. Мы даже заказали через центральный офис воблеры на ценники «АОН+». Покупатели видели и спрашивали, что это такое. Мы рассказывали – это был сто процентный аргумент купить товар у нас. Причем время на настройку мы уже не тратили.
– Сколько же у вас фишек полезных, – я вновь удивился изобретательности коллег. – Моя мама работает в мясном магазине. У нее есть похожий прием. Ее коллеги делают нарезку только из остатков колбасы. А она к праздникам нарезает самые ходовые сорта и выкладывает в зоне самообслуживания. За счет этого в ее смену оборот всегда выше.
– Надо будет схантить ее к нам!
– Семейный подряд получится, – засмеялся я и добавил серьезно. – Если не против, я буду записывать, чтобы не забыть?
– Записывай, если хочешь. При желании всегда можно придумать действенные способы лучше подготовиться к продаже и работать в разы быстрее.
Катя рассказала мне еще несколько важных моментов, которые можно отнести к подготовке к быстрым продажам.
Помогай коллегам в зале и на складе
Продажи – плодородная почва для конкуренции между продавцами. В обычные дни клиентов на всех не хватает. Кто первым подошел и был убедительнее – тому человек и открывает свой кошелек.
Обычно продавцы не помогают друг другу и стараются увильнуть от сопутствующей работы. Пока один выставляет товар, протирает витрины или меняет ценники, другой зарабатывает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги