Напротив института кафе, где вкусно кормят
Поднявшись на нужный этаж, мы встретили за небольшой стойкой симпатичную молодую девушку, которая на чистом русском языке спросила:
– Чем могу вам помочь?
Мы объяснили, что нам нужен номер в гостинице, показали визитку, которую нам дал знакомый. Девушка молча сняла с гвоздя ключ, висевший за ее спиной, и протянула мне.
– А оплата номера? Что мы вам должны? – поинтересовался я.
– Сегодня вы селитесь в номер. А завтра придет руководство, вы оговорите сроки и стоимость проживания. Сейчас размещайтесь, отдыхайте и возьмите наш прайс-лист. Если вас что-то заинтересует из наших услуг, будем рады их вам предоставить.
Наш номер оказался рядом со стойкой. Войдя внутрь, мы осмотрели временное жилище. Оно оказалось вполне приличным. Правда, окно и лоджия выходили во внутренний двор, хотя за зданием напротив виднелись крыши каких-то высоких храмов. Разложив вещи и технику по полкам, я стал про себя читать информационный лист, предоставленный нам девушка. Оказалось, что мы с Викой попали в гостиницу института «Кундавелл», который возглавляет Гранд-Мастер цигун Сюи Минтан, учредитель и президент международного фонда «Минтан», президент Китайской ассоциации Чжун Юань цигун, член Совета Всемирного академического общества медицинского цигун, профессор Пекинской западно-китайской совместной больницы.
– Ничего себе, – вырвалось у меня.
– Ты о чем? – спросила Вика.
– А вот послушай, – и я прочел ей первые строки прайс-листа.
– Андрюша, нам надо непременно с ним познакомиться.
– Совершенно с тобой согласен.
Я продолжил чтение, мне было интересно, что означает слово «цигун»: «Цигун – древнее китайское искусство оздоровления и саморегуляции, способ мышления, метод энергоинформационного общения с окружающим миром и со всей Вселенной. Цигун включает в себя элементы разных школ, но при этом остается вне религии, вне политики и не имеет никаких идеологических целей. Система цигун полностью звучит так: Чжун Юань цигун, и она направлена на улучшение здоровья, развития души и духа человека. Многие сегодня задумываются над смыслом жизни, над тем, что представляет собой жизнь вообще и в частности разумная жизнь, в каких формах она может существовать и какое место в ней занимаем мы, люди. Практика Чжун Юань цигун позволяет ответить на эти вопросы и осознать свои возможности и задачи. С древних времен цигун стал неотъемлемой частью китайской культуры, философии, часто и образа жизни, помогая достичь гармонии, обрести душевное равновесие, приобрести мудрость. Понятие «цигун» в китайском языке обозначается двумя иероглифами – «ци» и «гун». Их аналогов в европейских языках нет. Но тем ни менее «ци» можно перевести как «энергия», а «гун» – «действие» или «работа». В широком смысле цигун означает прежде всего искусство поддержания своего здоровья в нормальном состоянии».
«Интересно, – подумал я, – Олег и Игорь, да вообще все протатионцы, пользуются этой системой для продления своей жизни или они используют только метод восстановления своих ДНК с помощью волновой генетики?» Дальше я бегло просмотрел брошюру, решив встретиться с представителями института. Времени до ужина оставалось много, и я спросил жену:
– Викуля, может, давай прогуляемся по городу? С нашего балкона видно несколько храмов, давай спросим у девушки, как к ним пройти. Думаю, это недалеко.
– Не возражаю, – ответила Вика, расставляя у зеркала баночки и бутылочки, извлеченные из сумки.
Я поинтересовался у сотрудницы института, как пройти к храмам, и узнал, что ближайший храм, до которого не больше двух километров, – это Храм ламы. До него можно добраться довольно быстро, не пользуясь никаким транспортом. Перед походом я попросил пароль от Wi-Fi. Пароль я получил, но девушка предупредила меня, что интернет работает очень медленно, Google, Instagram, Twitter, Facebook у них заблокированы, поэтому если хотите их открыть, то нужно скачать программу VPN, которая поможет, но надо набраться терпения. Все это я принял к сведению, а пока решил просмотреть материал, рассказывающий о Храме ламы. Довольно быстро нашел нужную, хотя и короткую, информацию. Пока Вика доставала из сумки последние косметические средства, я прочел вслух следующее:
«Храм ламы находится на северо-востоке Пекина, это один из наиболее сохранившихся и самых привлекательных храмов. Он был построен в 1744–1745 годах. посредством переделки королевской резиденции, это был имперский проект, что и объясняет тот факт, что крыша здания была выкрашена в желтые императорские цвета. Политическая цель такой трансформации заключалась в предоставлении ламаизму, религии недавно присоединенного Тибета, официальной резиденции в столице. Соответственно, комплекс был построен с размахом, его украшают множественные произведения искусства.
Зал стелы. Он находится в центре следующего двора, здесь находится стела, установленная в 1792 году. На ней изложена история ламаизма на китайском, маньчжурском, тибетском и монгольском языках.
Зал математики. В этом зале, расположенном в западном крыле Храма ламы, изучались естественные науки.
Зал буддистского колеса. Он представляет собой монастырский соборный зал. В интерьере доминирует шестиметровая статуя Цункаба. С каждой ее стороны стоят два трона в желто-золотом цвете, предназначенные для далай-ламы и панчен-ламы. Святые манускрипты ламаизма хранятся под фресками. За Цункабой находится холм Пятисот монахов – лоханей. Холм вырезан из сандалового дерева, а фигуры монахов выполнены из золота, серебра, бронзы, железа и белой жести.
Зал просвещенного Будды. В восточном крыле Павильона Десяти Тысяч Удовольствий находится зал, в котором находится удивительно красивая бронзовая статуя Будды, словно вырезанная из дерева.
Зал Небесных Правителей. Это первый из пяти основных залов. Здесь находится статуя Майтрея[6], окруженная четырьмя правителями с символическими предметами в руках: восточный правитель держит в руках жабу, южный – меч, западный – змею, северный – щит.
Зал Исцеления. В зале находится статуя Цункаба, одного из реформаторов ламаизма и основателя желтой секты.
Самое большое здание в комплексе Храма ламы – павильон Десяти Тысяч Радостей, расположенный в последнем пятом дворе. Здесь находится огромная сандаловая статуя Майтрея, Будды Будущего. Статуя достигает 132 метров в высоту и 3 метров в диаметре, однако еще 8 метров статуи сокрыто под землей».
На этой информации я решил остановиться – лучше один раз увидеть. Что мы с Викой и решили сделать. Я взял камеру и фотоаппарат, зарядил их картами памяти, и мы направились в сторону храма. Дорога оказалась не такой уж и близкой, но нам было интересно идти по пути к храму. Встречались интересные здания и сооружения, непривычные глазу. Необычным оказался и тот факт, что через каждые двести метров нам встречались общественные туалеты. В один из них Вика решила зайти. Когда она его посетила, я спросил ее о впечатлении, собираясь услышать негативный отзыв. Но ничего подобного. Она сказала, что вполне прилично для общественного заведения. Никто денег не требует, туалетная бумага есть, и довольно чисто. Чувствуется забота о народе. Молодцы китайцы.
Итак, мы у входа в монастырь. Купили билеты, прошли через охрану и попали во двор.
У касс монастыря
Первый павильон на нашем пути
Один из жертвенников храма
Улыбающийся Будда
Барабан желаний
В одном из залов храма
Архитектура комплекса павильонов Храма ламы
Около каждого павильона жертвенник
Каждый молится своему божеству
Многие это делают усердно
Во дворе храма, в павильонах всегда много народа. Одни просто осматривают скульптуры и другие достопримечательности, другие молятся, но непременно у каждого посещающего храм в руках комплект ароматных палочек, который всем дают при входе. Здесь можно встретить паломников-буддистов, китайцев не только с материка, но и из других стран. Приезжают как верующие, так и простые туристы, вроде нас с Викой. Мы узнали, что на всей территории Китая множество буддийских и даосских монастырей, и они являются самыми посещаемыми местами. Информация о том, что в горах, сравнительно недалеко, куда можно добраться на пригородном автобусе, находится очень древний монастырь, которому более тысячи семисот лет, нас очень заинтересовала. И еще – природа в тех местах изумительная. Надо непременно там побывать. Но запланировать эту поездку мы сможем только завтра, после встречи с представителем института «Кундавелл». Почти три часа мы ходили по павильонам храма и, конечно, притомились.
Предстояло еще добраться до гостиницы, но не брать же такси на такое небольшое расстояние, а какие автобусы здесь курсируют, мы пока не знали. Уставшие, полные впечатлений от первого дня пребывания в Пекине, мы направились в гостиницу. Когда уже почти пришли, на пути попалось кафе, и мы решили туда заглянуть, чтобы подкрепиться перед сном. У входа нас встретила симпатичная девушка и, видя, что мы не китайцы, заговорила на ломаном английском. Вика, улыбнувшись, поздоровалась на китайском языке, попросила разместить нас и принести меню. Официантка, несколько смутившись, предложила занять один из свободных столов, за которым могли бы сидеть человек десять. Я окинул взглядом помещение и не увидел столов меньшего размера. Видимо, в это кафе приходят семьями, а семьи, как известно, у китайцев немалые. Через несколько минут мы уже изучали местное меню, не понимая значения написанного. Я подозвал девушку и спросил, нет ли у них меню с фотографиями блюд. Оказалось, что есть. Теперь можно спокойно выбрать то, что нам покажется съедобным. Для нормальной работы желудка мы взяли суп, рыбу, салат и что-то наподобие грибов. Вся эта пища оказалась съедобной, только нам все же пришлось попросить вилки и ложки. Палочками, которые входили в сервировку, мы пользоваться пока не могли. Незаметно наблюдая за посетителями, сидевшими за соседним столом, мы увидели, что даже суп они едят палочками. Правда, сначала они съедают все, что можно подцепить палочками, а потом просто пьют оставшуюся жидкость из суповых мисок. Думаю, что и мы этому научимся. Все было очень вкусно, особенно понравилась рыба. Интерес у нас вызвал и местный хлеб к блюдам, если, конечно, можно его так назвать. В корзинке нам подали «колоски» светло-коричневого цвета из скрученного теста, похожие на тонкие косички длиной почти двадцать сантиметров. Они, видимо, были поджарены на каком-то масле. Свою трапезу и я, и Вика, не удержавшись, начали именно с этого своеобразного хлеба, макая его в соус. Заказав десерт и расправившись с ним, мы попросили счет. Выставленная сумма меня несколько удивила. Я молча протянул чек Вике. Она, увидев стоимость нашего ужина, подняла вверх глаза, и я понял, что кандидат экономических наук стала делать в уме математические расчеты, переводя юани, обозначенные в счете, в рубли. Пока нейронные сети Вики обрабатывали данные, я достал купюру номиналом сто юаней и протянул ее девушке. Она приняла деньги и удалилась. Через минуту вернулась и принесла сдачу. Я протянул ей пять юаней и поблагодарил. К моему удивлению, она отказалась, сказав, что у них не принято брать чаевые. Вика уже точно знала стоимость ужина в рублях – меньше шестисот. Я оставил счет на столе, подложив под него все те же пять юаней. Выйдя из кафе, мы обменялись мнениями по поводу цен в этом заведении. Они нас порадовали. Можно будет сюда еще раз прийти.
Первый день пребывания в Пекине подходил к концу. Нам осталось только добраться до номера, выполнить вечерние процедуры и подготовиться ко сну. Естественно, каждый из нас засел сначала за компьютер. Я просмотрел фото- и видеоматериалы, сбросив их на жесткий диск, Вика, стуча пальцами по клавиатуре, оставляла в памяти своего компьютера впечатления от посещения первого храма, а возможно, и от посещения кафе. Прочтет мне, и буду точно знать.
Утро следующего дня оказалось солнечным. Проснувшись, мы решили сначала позавтракать в местном кафе, которое располагалось на том же этаже, что и гостиница, в десяти метрах от нашего номера. Кафе маленькое, но уютное. Кухню отделяет стеклянная перегородка, поэтому посетители видят, как два повара колдуют возле электрических плит, готовя разные блюда. Стол шведский. Особого разнообразия мы за все время пребывания в этой гостинице не видели, но еда нам нравилась, в особенности хорошо готовили местные грибы. Подкрепившись, мы спустились этажом ниже, в приемную института. Приемная – это громко сказано. Комната, примыкающая к коридору, без дверей, но с большой стойкой, за которой сидели две молоденькие девушки. По обе стороны от нее, у стен стояли стулья для посетителей. Перед входом положено снимать обувь – это мы поняли по большому количеству аккуратно поставленных кроссовок, сандалий и по полочкам с белыми тапочками. Мы переобулись и подошли к девушкам. Одна из них на чистом русском языке поинтересовалась, чем она может нам помочь. Я назвал нашу фамилию. Оказывается, нас уже ждали. Если есть желание пройти диагностику, а может, и лечение, то нас запишут на прием на завтрашний день.
– Мы согласны, – сказала Вика и поинтересовалась, на какое время нам назначено и как долго будет длиться процедура.
Получив ответ, мы собрались уже уходить, но тут я вспомнил про храм в горах и спросил, как до него добраться. Вторая девушка поднялась со своего места и вышла к нам из-за стойки. В ее руках был телефон. Она нажала на нем несколько кнопок и предложила записать информацию. Нам следует проехать на метро от ближайшей станции до станции «Пингоюань», сесть на 931 автобус и выйти на конечной остановке. Так мы доберемся до храма Таньчжэсы. Все просто и понятно. Мы поблагодарили девушек и отправились в свой номер готовиться к поездке. В первую очередь я заглянул в компьютер и прочел о том месте, куда мы собрались, следующее:
«Храм Таньчжэ расположен в сорока пяти километрах от Пекина. В китайском языке есть поговорка: «Сначала появился Храм Таньчжэ, а следом за ним – Пекин». Этому строению более тысячи шестисот лет, оно было построено во времена династии Цинь. В те годы храм назывался Храмом удачи. Когда его расширили, то дали ему название «Храм дракона и весны», но в народе его по-прежнему называют Таньчжэ. Перед входом в храм растут древние сосны, которым несколько сотен лет. По преданию, здесь проводила остаток жизни дочь хана Хубилая, принцесса Мяо Янь – правнучка Чингисхана, ставшая буддийской монахиней. От ее постоянных молитв на каменном полу в главном зале монастыря остались ее следы».
Этой короткой информации пока достаточно.
Собрав все необходимое, мы с Викой направились к ближайшему метро. Мне интересно было познакомиться с пекинским метрополитеном. Говорят, он не уступает московскому. Посмотрим, увидим, поймем. Подошли к станции, спустились. Оказалось, что залегает она неглубоко. Очень удивились, что людей совсем немного. Подошли к автоматам по продаже билетов. Стали разбираться. Купили билеты и пошли к поездам на посадку. Дальнейший путь – через металлодетектор. Около него стоял полицейский: все вещи необходимо было просветить, даже фотоаппарат, висевший на шее, он предложил положить на конвейер аппарата сканирования. И, как потом мы увидели на других станциях, без проверки в метро не попасть. Спустившись к поездам, увидели, что платформа, куда они прибывают, остеклена. Рельсов не видно, и когда поезд останавливается, то одновременно раскрываются двери в вагонах и на остекленной платформе. С точки зрения безопасности – просто великолепно. Такие станции и у нас есть, к примеру, в Санкт-Петербурге.
Карта пекинского метро
Разбираемся с автоматами по продаже билетов
На платформе пусто, что для нас очень странно
Все уткнулись в телефоны, так как связь работает во всех вагонах
Красивые деревья и велосипеды повсюду
Цвет деревьев – от белого до синего
В Пекине велосипед считают общественным транспортом. Это потому, что его можно взять напрокат. Не обязательно покупать его себе. В городе больше пяти тысяч пунктов проката этого вида транспорта. Взять велосипед можно на час, на сутки, на год. Для велосипедистов выделены специальные полосы, иногда отгороженные от основных дорог. Большинство отелей предоставляют велосипеды напрокат, но можно взять его в любой точке города. Для этого пекинцы подносят свой смартфон к штрихкоду на велосипеде и забирают его; при возврате в любой точке Пекина делают то же самое и оставляют его на одной из парковок проката. Просто, легко и удобно. Правда, мы с Викой это только наблюдали. Брать напрокат технику мы не собирались, да и нужной программы в наших телефонах нет. Позже мы узнали, что в среднем час аренды стоит пять юаней, а если хотите взять на весь день, с вас спишут двадцать юаней. Пять юаней – это около пятидесяти рублей. В общем, недорого. Еще меня поразило изобилие транспортных средств на электротяге. Практически все мотороллеры снабжены аккумуляторами и электродвигателями. Малогабаритные автомобили тоже в большинстве своем электрические. Даже есть модели велосипедов, которые передвигаются от электромоторов.
Наше внимание привлекла забавная сценка. По выделенной полосе двигалась семья из трех человек: мужчина и женщина на велосипедах, а за ними на самокате ехал парнишка. Если взрослые интенсивно работали педалями, то их сын ни разу не оттолкнулся от дороги ногой. С виду он передвигался на обычном в нашем понимании самокате. Но когда он поравнялся с нами, мне стало ясно, что доска, на которой он стоял, была тонким аккумулятором, а под его правой рукой находился рычаг, которым он управлял скоростью. Я улыбнулся, покачав головой.
Один из пунктов проката велосипедов
Стоянка общественного транспорта у торгового центра
Но вернемся к нашему посещению древнего святилища. Конечная остановка автобуса как раз напротив дороги, ведущей к храму. Пройдя метров пятьсот, мы с Викой оказались у касс. Очередь довольно приличная. Мы встали в ее хвост и начали рассматривать местность. Оказалось, что сразу мы не попадем на территорию храма, нам нужно будет довольно долго идти вверх. И когда, купив билеты, мы устремились за толпой туристов, нам пришлось подниматься по каменным плитам, грубо обработанным, постоянно смотря под ноги, чтобы не споткнуться. Наконец мы подошли к главному входу в храм. Слева от входа находился бассейн с красивыми огромными лотосами – завораживающее зрелище, но, как нам позже объяснили, они были искусственными. Хотя если этого не знать, то возникает ощущение, что цветы настоящие. В этот храм тоже не войдешь без проверки. К охранникам ведет два прохода, они просматривают твои вещи, если все в порядке, приглашают во двор. В этот раз моя видеотехника не вызвала подозрений, и она все время нашего пребывания на территории храма свисала на ремне с моей шеи.
При входе в святилище нас встречают фигуры стражников. Смотря на их лица, сразу понимаешь, что слово «стражник» происходит от слова «страх». Если столкнешься с таким существом в темное время суток, точно испугаешься. Пройдя дальше, мы попадаем в один из главных залов – зал Будды Шакьямуни. Здесь под стеклом множество скульптур. Вероятно, это разные божества. Огромная фигура Будды располагается в центе зала, на груди расположен знак, который фашисты позаимствовали у восточных народов. Мы его называем фашистской свастикой. Насколько я помню, самые старые археологические находки с изображением свастики датируются двадцатым тысячелетием до нашей эры. Эта свастика называется «Молот Тора». Он обозначал колесо жизни. Еще его называют Печатью Сердца, так как он запечатлен на сердце Будды. Свастика используется как знак всех божеств, которым поклоняются в Китае, Тибете и Сиаме.
Вода настоящая, а лотосы – нет
Даже вблизи как настоящие
Стражники
Зал Будды Шакьямуни
Свастика на солнечном сплетении
Золотые фигуры божеств за стеклом
Главный жертвенник храма
Поджигание ароматических палочек
Проход к колесу удачи
За три круга колеса следует загадать желание
В восточной части храма находится просторная комната, где в древние времена останавливался император, рядом расположена резиденция настоятеля храма. Но, к сожалению, они находятся под охраной и нам не удалось в них попасть. Хотя и без этих помещений тут есть на что посмотреть. Останавливаясь у скульптур божеств, я каждый раз вспоминал слова ребят, предложивших нам посетить одну из восточных стран, и мысленно обращался к божествам с вопросом: «Что надо делать нам с Викой, каким путем идти для знакомства человечества с наследием протатионцев и с законами Золотого Сечения?» Но мой внутренний голос молчал, и я созерцал позолоченные фигуры в залах.
Территория храмового комплекса огромная, залов великое множество, и, чтобы разнообразить впечатления посетителей, китайцы придумали множество развлечений. Например, попадание монетой в колокольчик. Туристы охотно покупают специальные монеты и бросают их в небольшие колокольчики, укрепленные в середине круглых медных пластин. Минут за десять все пространство этого тира заполняется монетами, и служащий лопатой собирает их в ведро, чтобы снова продавать. Вот тогда мне стало понятно выражение «грести деньги лопатой».
Рядом с этим аттракционом висят огромный медный колокол и бревно, которым можно ударять по этому колоколу. Бревно тяжелое, и если ударить сильно, то раздается мощный звон, если же несильно, то и звук слабый и быстро угасающий. У колокола всегда стоит очередь желающих стукнуть по нему бревном.
У одного из залов храма на золотых цепях висит большая золотая рыба, и все входящие в этот зал гладят рыбу и загадывают желание. Нам с Викой сразу вспомнилась сказка Пушкина про золотую рыбку. Возможно, именно этот обычай натолкнул Александра Сергеевича на создание известной сказки. Мы, как и все входящие в помещение, погладили рыбу, загадав каждый свое желание.
Одно из развлечений туристов
Рыбка, исполни мои желания
Со своей просьбой я обратился к этому божеству