banner banner banner
Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет
Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет
Оценить:
 Рейтинг: 0

Любовь или либидо: Подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет


Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Сочувствие даётся от другого человека, и когда сами начинаем испытывать к другому сочувствие, это очень ценно, как небесная искорка, которую нужно заметить, сберечь, позволить ей «переплавить» нашу жизнь и нас самих, чтобы из потребляющего вещи и других людей говорящего скота, стать человеком.

Романтики и прагматики

Люди в отношении к человеку противоположного пола неодинаковы.

В этой книге те, кто строит любовно-половое взаимодействие на основе функционального отношение к другому человеку, я называю прагматиками. А тех, кто строит на основе ценностного – романтиками. Назвать эти два типа как-то нужно, я выбрал именно эти два слова.

С «прагматиками» всё более-менее понятно. Это те, для кого важна польза и выгода. А вот с «романтиками» может быть путаница. Потому что в обыденном смысле под романтикой часто понимаются такие банальные вещи, как:

– прогулки и поцелуйчики под луной;

– всяческие походы в лес и сидение у костра, то есть обстановка;

– цветочки, открытки и прочая мишура;

– песенки под гитару, ну и прочие способы показать наличие непомерной «любви».

О есть обстановка, удобная для соблазнения, и способ задурить голову «объекту любви». Это такое просторечное употребление слов «романтик» и «романтизм».

И он совсем по-другому понимается в культурологическом и философском смысле, а именно:

– романтизм – это мироощущение, не сводящееся к любовно-половой сфере (как банальное понимание романтики);

– в романтическом мироощущении ведущую роль играют лирические и драматические эмоции, мечты, идеалы и душевный подъем (поэтизация);

– романтизм характеризуется изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров;

– а также высшими, идеальными стремлениями человека, отрицанием обыденного и прозаического (в том числе соображений выгоды).

В общем, романтик – это идеалист не от мира сего. А прагматик – это здравый индивид, трезво смотрящий на жизнь, знающий, что почём, звёзд с неба не хватающий и понимающий, чего ему надо.

Основная масса людей – прагматики, такими их формирует воспитание, система образования и массовая культура. Некоторые люди (их не много) по своей внутренней сути являются романтиками. Они стали такими, потому что им повезло. Однажды, скорее всего в юности, в их жизни произошла «встреча с чудом»:

– какая-то книга, в которой выражен романтический идеал, попалась на глаза и вызвала сильный эмоциональный отклик;

– какой-то человек, воплощающий романтический идеал в своей жизненной практике, встретился и произвел сильное впечатление;

– это может быть переживание (опыт) религиозного характера.

Еще один вариант, который «чудом» не назовёшь – неожиданная встреча со смертью. Человек попадает в ситуацию, когда его жизнь оказывается под вопросом. В этот момент все «ценности», навязанные образованием и массовой культурой, обнаруживают свою иллюзорность.

Романтики существуют, как искорки света в массе прагматиков.

Биомасса против романтической любви

Люди ненавидят любовь

(Александр Грин «Позорный столб»)

Почему Александр Грин это сказал? И что он имел в виду?

На мой взгляд, имел о в виду любовь как ценностное отношение к другому человеку (в этой книге она называется романтической любовью, в противоположность прагматической), устойчивую индивидуализированную приверженность, когда другой человек становится реально незаменимым.

А почему сказал?

Потому что социум по другим законам живет, по законам удовлетворения половых потребностей, по законам выгоды, где люди выбирают себе «партнера» как в бизнесе, сходятся с ним, но не становятся по-настоящему родными. По-настоящему, это значит, другой человек становится дорогим.

Как мать или отец. А от родителей, как считается, полагается всё выносить, и принимать их такими, какие они есть. И что бы они не делали, они, по социальному стандарту, дорогими быть не перестают.

Это, по сути, навязывание биологического диктата, потому что родителей человек не выбирает, он природой ставится перед фактом, что вот такие-то две особи произвели его на свет. А человека в любовно-половом контексте – выбирает, и это проявление свободы. А значит, по идее, он должен быть не менее дорог, чем родитель, навязанный природой.

Но так не положено. Мама-папа навсегда, и это не обсуждается, что бы они ни делали и какими бы ни были. А особь противоположного пола – это временное средство удовлетворения потребностей. Надоест – замени на другую особь. Таков социально навязываемый порядок вещей.

Любовь как ценностное отношение в 100% случаях обесценивается теми, кто на нее не способен, из-за трусости или грубости души). Искать доступного партнера, создавать семью, размножаться, – только это считается нормальным. А ценностное отношение пошло-заурядной массой воспринимается как патология. Которая, при этом, вызывает зависть как нечто этой массе недоступное.

В связи с этим, вспоминается стихотворение Риммы Казаковой «Двое» (далее отрывок из него):

И кто-то буркнул: – Ненормальные! -

Но сел, прерывисто дыша.

К ним, как к магнитной аномалии,

тянулась каждая душа.

И было стыдно нам и совестно,

но мы бесстыдно все равно

по-воровски на них из поезда

смотрели в каждое окно.

Глазами жадными несметными

скользили по глазам и ртам.

Ведь если в жизни чем бессмертны мы,

бессмертны тем, что было там.

Любовь – причина страданий