Николай Бодягин
Производство счастья
О себе (вынужденно)
Причина не в том, что мне некому рассказать про себя или мне нужно ваше внимание и признание. Нет. Это безразлично. А правда в том, что предмет книги – счастье – не может быть понят в отрыве от личности. Это не физика, не химия, не религиозные догматы, где суть написанного не зависит от автора.
Свидетельство о счастье может носить только личностный характер.
Кривые дороги вели меня к этой книге. На свет ей позволили появиться понимание своей безнаказанности, непомерная самоуверенность и растоптанное чувство природной интеллигентности, привнесенное ненужными книгами и доставшееся мне от матери.
Когда-то я много пил, не чокаясь, без посторонних, без ненужных тостов, т.е. не официально. Мне это нравилось: ангелы, поющие в голове (пока не перебрали), свет разбуженного сердца и струящаяся мысль об остающемся в бутылке чуде.
Но с рассветом ангел превращался в демона, одержимого идеей заставить меня искупить вечернее вдохновение и грязные помыслы.
И я… бросил! Завязал!
И что… Сука!
Ни хера счастья не прибавилось. А безучастные ко мне обстоятельства приобрели зловещий оттенок.
Кричала душа моя:
– пейте и будьте счастливы! Или не пейте, все равно не будете;
– оскверняйте здравый смысл во имя Отца и самих себя;
– не ищите и не обрящете;
– когда вы что-то ищете, то находите то, во что верите.
В общем, трезвая жизнь разбудила во мне еще более отчаянного «алкоголика».
В отсутствии таланта уговаривать свои органы, которые ниже верхних, не буйствовать при виде изящных женщин воплощался я в своем первородном грехе любви к ним.
Вот такая веселая смесь: алкоголика, ученого, бабника, деляги, несостоявшегося поэта, андреналинщика.
Я имею разносторонние знания о людях из разных миров. Мне удается жить на двух сторонах Луны, которые никогда не встречались.
И вывод был таков: не стоит уничтожать в себе плохое. На этом месте завтра может вырасти не добро, а еще больший демон.
Святыми чистыми истинами хочется украсить дорогу к себе и сердцу читателя. Но получается, что в любой истине лжи ровно пополам с правдой. Неидеальность лучше идеальности. Я нашел такое равновесие. Это позволило не впасть в соблазн избежать противоположности и не пристать к «правильному» берегу.
Я научился смеяться над собой, и это научило уважать и любить себя и свои грехи. Всегда ищи и найдешь смешное в себе. Это я усвоил, успокоился и возрадовался.
Вдохновленный личным опытом борьбы со свалившимся на меня счастьем и окончательно ошалевший, я решил, что могу напечатать и пустить по миру эту книгу. Стоило для меня это смешных денег, которые и так тратить было некуда.
Ну где же здесь доверительный интервал к словам такого человека?
Да и можно ли верить тому, кто не получил двух разных оценок в институте? Где бьется живое в этом угрюмом скучном графике отличника? Скуден чувством и безупречно статичен.
Какой смысл в моей исповеди?! Странно! Исповедь совпадает со словом исподнее. А где это вы нюхали благоухающее человеческое исподнее? Коктейль из пота, мочи, липкого страха и стыдливого сокрытия внутреннего зверя. Вот он настоящий запах истин и откровений.
Есть единственное во мне оправдание. Через любовь и уважение к себе, из своих чувств, мыслей и ошибок хотел я соткать эту книгу, воплощая в ней ясную, краткую честность.
Внешне я часто буду выглядеть как безответственный циник. Но за свои слова и решения я несу ответственность, всегда опираясь на знание.
Я, конечно, недостаточно знаю этот мир. И в книге нет ничего принципиально нового (так же как и в любой другой). Но, несмотря на многочисленные цитаты и ссылки, она целиком выросла из меня. По ней я могу изучать самого себя и свое счастье.
Моя главная цель – чтобы Князь мира сего стал Князем счастья. Но для этого пока нет универсального рецепта.
Господи, мне нравится эта книга! Как же Ты вдохновил меня вывалить столько херни тем, кто никогда ее читать не будет! Я и представить не мог, что Ты можешь вызвать такую лавину словоблудия из когда-то появившейся крошечной мысли.
Надеюсь, что книга получилась короткой и я не наплел всю глупость, на которую способен.
Дочитав до этого места, дальше можно пропустить всю нижележащую околесицу и без потери смысла сразу перейти к последним частям – 6, 7 и 8. Читать все – это удел скучных ученых и одиноких женщин.
1. Идея
Парадоксально, но большинство наших проблем – старение, смерть, болезни, страх и другие – связаны не столько с давлением окружающей среды и образом жизни, а вызваны тем, что человек мыслит себя отдельно, вне мира. Изменив угол зрения на отношения с реальностью и соединив его с достижениями современной науки, можно получить совершенно новые идеи для поддержания ментального и физического здоровья.
Альберт Эйнштейн
2. Чего на самом деле хочет и добивается человек. Анатомия счастья
Добыча смыслов, радости и счастья является, по сути, главной работой для человеческого ума и тела. Этого ищет и жаждет любой человек.
Все религии, по существу, являются средствами, помогающими людям стать более совершенными. Если в некоторых религиях основная практика предусматривает чтение молитв, а в других – усмирение плоти, то суть практики буддизма заключается в преобразовании и совершенствовании разума.
Далай-лама
Несмотря на разнообразие подходов и терминологий, все религии приходят к небольшому числу одинаковых истин, которые породили подобные по смыслу практики. Их цель – совершенствовать наше сознание и достигать состояния, которое внутренне можно оценивать как радость или счастье.
Для понимая возможности достижения такого состояния необходимо обратиться к устройству нашей психики.
Существует ли счастье
само по себе или это порождение веры, миф, легенда сознания, охраняющего свое одиночество?
Исторически считается, что счастье – это состояние индивидуальной веры, а не внешних обстоятельств. Но вера сама по себе не делает нас счастливыми.
Я же сторонник идеи, что счастье – это результат объективных состояний тела и психики.
Стерилизация счастья
до чистого понятия и состояния невозможна. Это величина равнопеременная со страданиями и омрачениями. Человек не может быть счастлив и радостен и одновременно огорчен. Он либо спит, либо радостен и счастлив, либо огорчен. Если нет этих ощущений, он пьян мертвецки.
Долговременные состояния – всего лишь длительное смещение равновесия между этими полярностями.
Например, мои ангел и демон одновременно живут то в моей голове, то в сердце, то посещают кишечник, а чаще всего – половой орган. Но они никогда не встречались.
Счастье и Природа.
Сколько несчастий и потерянного времени устилают жизнь ищущих счастья вне законов Природы. Для их успокоения возведены храмы терпимости и спокойствия. Но пусты они, и не слышат служащие в них ни своих, ни чужих голосов. Иконы этих храмов в красивых окладах пропитаны ядом смерти.
Но не забыты и не разбиты сияющие истины Природы. Много совершенств высекла она из камня косной материи.
Лучшие из них в человеке – смех и радость. И они выше любви и сострадания.
Мы должны с уважением относиться к Природе. Нам стоит наблюдать за ней, но не надо ей ничего подсказывать. А свое непомерное самомнение о самом себе как Великой Сущности очень полезно свести до винтика Вселенной.
Счастье и личный опыт.
Личный опыт – источник выбора пути к счастью. Он же – источник главных заблуждений относительно него.
Мы все похожи на свое счастье, настолько, насколько не похожи на самих себя.
Возможно ли счастье?
Или мы просто выполняем свое биологическое назначение: размножаемся, продолжая победный путь Кода жизни, а наше счастье заключено в половых железах и имеет его размеры? Мы становимся счастливыми, только правильно выполняя эти функции?
Это одна из парадигм счастья: выжать все из своих детопорождающих органов и продолжать жить любой ценой. И ни к чему другому счастье не имеет отношения. Для мужчины оно только в женщине, и наоборот.
Но от длинной жизни часто нет никакого толку. Многое, что мы считаем живым, уже кормит червей и отдано на растерзание хаосу.
На какое расстояние
надо подойти к счастью, чтобы разглядеть его?
Счастье становится счастьем только на счастливом расстоянии. Даже стая серых воробьев издали может показаться сказочной птицей.
В соответствии с господствующим во всей природе принципом комплементарности всякое психическое развитие… – имеет свой оптимум, который в случае своего превышения… превращается в свою противоположность.Карл Густав Юнг
Не подходите близко к своему счастью. Вблизи оно может превратиться в несчастье, а его тонкие детали становятся липкими, порождая зацикленность и страдания.
Счастье относительно, все истины – полуистины.
Динамика счастья.
Нуждается ли счастье в каком-либо объективном предмете или состоянии, в строго очерченном детерминизме? Если это происходит, оно быстро стареет, превращается в окаменелую традицию и умирает. Счастье не может быть статичной неподвижной догмой. Оно, как и все в мире, изменчиво. Счастье сегодняшнее подлежит распаду и превращению завтра в несчастье. Настоящее счастье должно иметь нечто превосходящее по глубине любую ситуацию и само время. Оно должно впечатываться в последовательность событий светящейся строчкой и нуждается в форме и направлении. Этим может быть, например, знание.
Счастье может возникать и существовать только в соответствии с законами Природы. Оно колеблется между разными полюсами. Это динамический процесс, а не состояние. В противном случае оно быстро исчерпало бы свой ресурс жизнеспособности. Гладкий график человеческой психики свидетельствует о страхе и умирании.
Динамичность счастья – это вызов для человеческого разума.
Счастье – это разновидность психической энергии, которая может растрачиваться бессмысленно и неуправляемо.
Все дороги ведут к счастью, но не все счастливы на своем пути. Но в конце жизни, опускаясь в коллективное бессознательное и ниже, все становятся безупречно спокойны.
Готовность к счастью.
Почему мы, многое понимая, не можем стать счастливыми немедленно, сейчас? Мы не хотим и боимся стать таковыми. В этом вся игра. Внутренний страх останавливает нас перед всегда открытой дверью счастья. Страх, что, как только мы войдем в нее, наше существование прекратится. Мы почти всегда готовы променять само счастье на время его ожидания. Сколько прекрасных мыслей было у меня! Из них самой прекрасной была мысль не превращать помыслы в дела.
На одном полюсе – свободный выбор, субъективная готовность, на другом – бессознательное торможение. Этот колебательный процесс часто не имеет окончательного стационарного решения и может продолжаться в течение всей жизни.
Возможность достижения счастья – результат субъективной готовности его принятия. Поэтому необходимо искать возможности взращивать свое счастье.
Перефразируя Юнга, помочь стать счастливым можно только тому, кто этого хочет любыми средствами. Но если на самом деле его задача – не становиться счастливым любыми средствами, помогите ему этого не делать; только тогда с ним будет все в порядке.
Счастье как наследуемый архетип.
Счастье не может быть спонтанным и возникнуть из ничего. Возможность и готовность к счастью растет из бессознательного. Иначе оно вообще не могло быть осознано даже под влиянием благоприятных объективных факторов.
Нам бы хотелось верить в свою волю, в свою энергию, в то, что мы можем что-то сделать, но как доходит до дела, мы обнаруживаем, что способны на это лишь в определенной мере, ибо нам мешают эти маленькие дьяволы – комплексы. …Наше индивидуальное бессознательное состоит из неопределенного количества комплексов или фрагментарных личностей.Карл Густав Юнг
ДНК передает детям черты психики родителей и их опыт из прошлого. Счастье и предрасположенность к нему, так же как глаза, кожа и другие внешние черты, являются наследуемыми свойствами. Мы являемся заложниками осадков опыта прошлых поколений, содержащихся в нашем бессознательном. Счастье в определенной мере является врожденной исторической категорией и представляет наследственный архетип.
Поэтому счастье как наследие может достигаться легко, но и не достигаться в принципе, вне зависимости от внешних обстоятельств. Есть категория людей, остающихся несчастными в любых условиях. В этом случае искусственные воздействия на психику могут только ослабить наследуемые страдания.
Счастье и страдания – врожденные свойства нашей личности. Поэтому, хотя в большинстве случаев мы привыкли ссылаться на внешние обстоятельства, нам не стоит преувеличивать их значимость. Многое, если не все, внутри личности.
Счастье и внешние обстоятельства.
Сознание и его различные состояния хотя и растут из бессознательного, но и одновременно являются продуктом внешней среды, которая силой трансформирует инстинкты человека. В этом кроется возможность внешнего искусственного управления этими состояниями. Само бессознательное тоже меняется под воздействием принудительной силы реальности.
Счастье и долина роз.
Целостность и полнота жизни требуют равновесия радости и страдания… счастье отравлено, если не исполнена мера страдания.Карл Густав Юнг
Путь к счастью является неизбежно мучительным и точно не лежит через долину роз. Страдание, страх неизбежны, но они – всего лишь свидетельство движения. Эти неуничтожимые полярности сплавятся в человеке в единую сущность и дают энергию для развития. Счастье всегда имеет цену и никогда не дается бесплатно.
Встреча с самим собой.
Мы все ищем Бога и идем к Нему. Но главное – на этом пути не встретить самого себя, свою тень. Но настоящее глубокое непоколебимое счастье не может быть достигнуто без встречи с самим собой.
Идущий к самому себе рискует с самим собой и встретиться.Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.
Самопознание – это приключение, которое неожиданно заводит очень далеко. Даже от умеренно глубокого знакомства с «тенью» может приключиться большое смятение и потемнеть в голове, поскольку оно создает личные проблемы, о которых человек до этого даже и не подозревал.
Карл Густав Юнг
Истинная ценность человека определяется прежде всего мерой и смыслом, в котором он достиг освобождения от самого себя.Альберт Эйнштейн
Очень немногим удалось встретить самих себя и полностью освободиться от предрасположенностей и предрассудков.
Для того чтобы проснуться, надо, чтобы уснули все остальные.
3. Язык диалога
3.1. Материальные и духовные технологии
Ментальные (духовные) технологии (МТ) напрямую нацелены на уменьшение страданий и поиск счастья. Но их возможности для многих людей остаются неизвестными.
Технологии материального производства (ЕТ – естественные технологии), растущие из естественных основ материи, распространены и влиятельны намного больше. Их заявляемой целью является достижение максимально комфортной материальной составляющей жизни, но при этом они воплощают внутреннюю потребность человека в познании и овладения силами Природы. Это проявление в человеке всеобщего закона, действующего на всех уровнях материи. Ницше назвал его «волей к власти».
Оба направления технологий, по-разному обозначая цели, не расходятся в главном, движутся навстречу друг другу, реализуя одно и то же в разных сферах. У них нет принципиальных противоречий. Ни у одной нет превосходства. Мнимая однобокость цели материальных технологий в виде достижения материального благополучия даже в ущерб духовной составляющей – не их собственная сущность. Они не содержат внутри себя никакой смысловой окраски. Это проблема их использования конкретными людьми.
Восток всегда более заботило познание ума, а Запад – познание материи. Теперь, когда они встретились, духовная и материалистическая компоненты познания жизни могут быть более гармонизированы.
Далай-лама
В то время, когда одна часть мира оскверняла себя борьбой за власть, войнами и прочими упражнениями, обильно орошая свой путь кровью, а другая «собирала корешки и вершки», чтобы просто выживать, буддисты, вдохновленные своим учителем, уже вовсю решали проблемы сознания человека, избавления его от страданий, обретения счастья и т.д. И занимались этим они вполне научно и прагматично.
Вероятно, первым западным философом, кто понял практичную суть буддизма, был Ф. Ницще.
…На основе этих физиологических условий возникло состояние депрессии, против него и выступил со своей гигиеной Будда. …Он требует представлений, успокаивающих или развеселяющих – он изобретает средства отлучить себя от других. Он понимает доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья… Буддизм – философия для поздних людей, для добрых, нежных рас, достигших высшей степени духовности, которые слишком восприимчивы к боли (Европа далеко еще не созрела для него), он есть возврат их к миру и веселости, к диете духа и известной закалке тела…Будда – глубокий физиолог. Его «философия», которую можно было бы скорее всего назвать гигиеной, дабы не смешивать с такими достойными жалости вещами, как христианство…
Не враждою заканчивается вражда – дружбою оканчивается вражда – это стоит в начале учения Будды: так говорит не мораль – так говорит физиология.
Ф. Ницше
Буддизм в этом смысле имеет «еретические» цели. Но только в понимании «низших рас» (Ф. Ницше) и людей.
Духовные практики – это, по сути, ментальная кибернетика, наука ума. Ее главные приемы:
– обретение спокойствия – ослабляет интенсивность и напряженность ментальных и физиологических потоков на всех уровнях организма, усиливает степень открытости сознания к окружающему миру;
– развитие сострадания, изменение угла зрения, «лечебный» стресс – разрушают зацикливание человека на себе, повышают тональность сознания;
– медитация – останавливает действие факторов, беспокоящих сознание, улучшает ментальное состояние, способствует осознанию реальности.
Эти методы очень практичны в современном мире, хотя и не имеют привычного нам цифрового измерения. Ментальные технологии – устранения страданий, зацикленности, обретения спокойствия, переключения внимания, преодоления «ударной волны» и другие – направлены на поддержание естественного движения энергии и материи, сохранение резервов и возможностей организма и сознания. А наши ментальные траты – возможно, самые серьезные платежи в жизни. Используя их, можно прожить дольше, а главное, счастливее.
Буддийские духовные практики, по сути, являются технологиями, обладая всеми их признаками. Разница с технологиями материального производства только в том, что они реализованы в ментальной сфере. Буддизм, как и наука, лишен моральных предрассудков и практичен. Буддисты исследуют то, что необходимо, то, где возможен практический результат, и, по сути, пользуются для этого методами науки.
Серьезнейшим аргументом в их пользу является успешность в самых масштабных в истории человечества экспериментах с миллиардами участников. Огромные количества людей с их помощью смогли уменьшить страдания, осознать собственную Природу, наполнить свое существование смыслом.
Поэтому именно у буддийских практик есть наибольшая вероятность успешного соединения с материальными технологиями к общей пользе для обоих.
3.2. Принципы перевода
Духовные практики и материальные технологии – это результат эволюции разных уровней материи: духовной и материальной. Сущностные законы этих уровней одинаковы. Не должно быть иллюзий, что наша душа и наше «Я» – нечто совершенно отдельное от тела, от физического мира.
Просто часто высшие уровни организации материи из-за сложности и отсутствия знаний о них так не похожи на нижние, что представляются нам иным, самостоятельным, явлением.
Ментальная деятельность является более тонкой и сложной для контроля по сравнению с физическими и вербальными действиями. …В этом смысле духовные практики, объектом которых является ум, более утонченные и требуют больше усилий.Далай-лама
Но в Природе нет никаких разрывов и нет таких субстратов, областей во времени и пространстве, между которыми не существовало бы взаимосвязи. Сущее и вне Сущего существующее едино и неразрывно.
Общие законы одинаковы для всех уровней реальности: резонанс, ритм, вибрации, полярность и т.д.
«Как вверху, так и внизу». Этот фундаментальный принцип позволяет «бесплатно» и эффективно перекладывать знания об одном уровне на другой и прояснять темные моменты даже в отсутствие экспериментальных данных. Это делает возможным и полезным взаимообмен между ментальными и материальными практиками.
Такое взаимное комбинирование совсем не ново. Это важнейший принцип создания новых технологий, материалов и устройств.
Выявлением связей духовных учений и современной науки занимаются давно. Среди них много известных физиков: Тесла, Гейзенберг, Бом, Капра и др. В последнее время духовные практики буддизма активно исследуют нейробиологи. Но до сих пор эти две ветви технологий по-настоящему не пересекались.
Но еще задолго до этого:
Будда всегда подчеркивал равновесие мудрости и сострадания: хороший ум и доброе сердце должны работать вместе.Далай-лама
Моя цель – перевести философские результаты и духовные (ментальные) практики буддизма на язык естественных наук и технологий, «офизичить» понятия: сострадание, счастье, радость, сотрудничество, спокойствие и т.д.
Методы духовных практик, инкорпорированные в материальные технологии, могут существенно повысить их эффективность, способствовать созданию новых материалов и процессов, в т.ч. информационных. С другой стороны, подобное заимствование должно сделать будущие технологии более гуманистическими и безопасными для следующих поколений. В конечном итоге они смогут решить важнейшую задачу человеческой жизни – достижение здоровья и счастья.
Несмотря на кажущуюся нефизичность и ненаучность, духовные методы в конечном итоге могут оказаться более эффективными, чем используемые сегодня: химические взаимодействия, поля, вибрации, излучения и т.д. В силу их фундаментальной общности и соответствия природным движениям они будут задавать вектор развития научных методов и способны существенно обогатить технологии материального производства, информации, бизнеса и других областей практики.