banner banner banner
Здоровое пищевое поведение
Здоровое пищевое поведение
Оценить:
 Рейтинг: 0

Здоровое пищевое поведение


* * *

Потребность в еде – это психологический фактор, результат душевных переживаний. У всех людей чувство голода является врожденным. Это необходимо, это важно, это естественно для поддержания жизни. После удовлетворения потребности в еде человек расслабляется, так как чувство голода притупляется. В ситуации же напряжения проявляются отрицательные эмоции, поэтому мы стремимся к разрядке, снимая напряжение едой в любом случае: голодны мы или нет.

При помощи питания человек пытается переварить негативные эмоции. Переваривание рассматривается как кусание, жевание, проглатывание. Основное эмоциональное проявление необосновано лишнего употребления пищи состоит лишь в приглушении негативных эмоций. Это происходит тогда, когда ощущается чувство неясного, бес-причинного дискомфорта, чувство вины, тревоги, агрессии, гнева, апатии. Поэтому крайне важно знать и помнить, что посредством неадекватного питания человек подавляет поступление информации, свиде-тельствующей о проблемах и одновременно помогающей их разрешению. Питание заменяет утраченную цель.

Особенность такой реальности заключается в том, что она способствует возвращению в детство, к регрессу в развитии и связано с тем, что процесс питания является ведущей деятельностью в начале жизни. Через питание младенец познает мир, удовлетворяет свои потребности, поддерживает связь с матерью.

Восприятие еды, как единение с матерью, в случае зависимости возвращается. Быть сытым – означает быть защищенным, находиться в безопасности. При этом мать замещается магазином, рестораном, холодильником. Именно мать регулирует процесс питания и определяет, как воспринимается еда. Любые ограничения выбора, сформированные с детства и связанные с отношением к матери, компенсируются с помощью неадекватного питания. Часто ограничения в выборе связаны с невозможностью отделиться от матери, от ее мнения, навязанных ею убеждений.

Будучи подростками, мы испытываем вину за свое стремление к отделению от матери, и поэтому искаженное пищевое поведение характеризуется и ненавистью и привязанностью. Обжорство помогает «наполнить себя матерью», т. е. вернуть ее, сгладить вину. А голодание, освобождение желудка посредством рвоты, постоянные диеты – иллюзии освобождения от навязанного мира. В этом состоит суть механизма нервной булимии и нервной анорексии.

Оказывается, еда может стать лекарством. Зерна зависимости от еды опять-таки засеваются в младенчестве.

Часто родители не могут определить причину плача ребенка и, чтобы успокоить его, дают еду. Потребность ребенка в ласке, во внимании часто заменяется едой. Поэтому ребенок воспринимает еду как средство для успокоения.

Важным моментом является то, что эти ранние впечатления человек проносит через всю жизнь. Такой способ борьбы с проблемами характерен для реальности ребенка. Прием пищи как ответ на стресс возникает в детском возрасте и становится привычным способом непродуктивного изменения реальности, который не дает человеку возможности избрать более совершенный путь встречи со стрессом. Отсюда переедание имеет место быть не обязательно при сильном голоде, при наличии ситуации тревоги, дискомфорта, напряжения.

В каких случаях еда может восприниматься как лекарство для души? Если вы приобрели привычку заедать проблемы, то еда становится для вас лекарством.

Например: «Я ем, когда у меня подавленное настроение или когда испытываю страх, когда сержусь, скучаю, испытываю возбуждение или нервное напряжение, чувствую себя одиноким, когда ненавижу себя или испытываю радость, чувствую себя виноватым, пребываю в раскованной ситуации, нахожусь в ссоре, в случае неудачи, когда чувствую неудовлетворенность»…

Важно уяснить следующее: если вы переедаете из-за душевных тревог, есть две возможности решения проблемы избыточного веса:

1) необходимо найти такое занятие, которое поможет от-влечься от неприятных переживаний: заняться прослушиванием музыки, выпить минеральной воды, выполнить дыхательные упражнения; можно прогуляться, пообщаться с приятным для вас человеком, принять ванну и др.;

2) попытаться разобраться в своих душевных переживаниях и настроении.

Этому мы и будем учиться.

Еда может восприниматься как поощрение и как наказание. Родители поощряют детей сладостями, а наказывают тем, что лишают их этого. Таким образом, еда становится средством воспитания. Взрослея, человек начинает использовать эту стратегию по отношению к себе. Он успокаивает, утешает себя с помощью еды. Он ест в тех случаях, когда родители поощряют его. Обильно ест, когда удачно прошел день, тем самым поощряя себя. А когда случается неудачный день, он ест, чтобы утешить себя.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)