Книга Страна на дембель - читать онлайн бесплатно, автор Олег Ленкоранский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страна на дембель
Страна на дембель
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страна на дембель

Понятное дело, что местных технических кадров для этого взять было неоткуда, поэтому инженеров, ученых и целые трудовые коллективы, научно-исследовательские институты и лаборатории переводились в Среднюю Азию и Закавказье.

Но где-то на рубеже 1970-х годов такая система начала давать сбои, а потом и вовсе пошла вразнос. По политическим мотивам проблемы в национальных республиках тотально замалчивались, требования по качеству постоянно снижались. Ведь главная проблема никем публично не признавалась, и даже намек на оную грозил серьезными проблемами. Проблема в феодально-коррупционных системах, которые сложились в этих республиках.

Признать, что в Армении, Грузии и Азербайджане никакого социализма по сути нет – это было немыслимо и граничило с антисоветчиной. А социалистическая экономика в условиях феодального капитализма и не могла работать нормально по определению.

Если директор завода думает о том, как заплатить ежемесячный оброк прокурору и первому секретарю, то вопросы качества его волновать точно не будут. Наоборот, если вовремя платишь – тебя всегда прикроют. Москва далеко, а в республике связи и покровители решают всё.

Москва же не в силах была бороться со всеми феодальными республиками сразу, или просто не имела желания и возможности, просто смирилась и задабривала их деньгами, лишь эпизодически вмешиваясь во внутренние разборки кланов.

Если Армении подарили ЕрАЗ, который они и клепали одну-единственную модель тарантаса тридцать лет до самого распада, то грузинам расщедрились на автомобильный завод «Колхида» в Кутаиси. Ситуация практически полностью идентичная, только выпускали не микроавтобус, а седельный тягач «КАЗ-Колхида» тридцать лет в двух видах и кабинах. Этот автомобиль вошел в историю СССР как самый некачественный и убогий из всех возможных. Это был абсолютный рекордсмен всех времен и народов по числу поломок и конструкторских просчетов, что не мешало его выпускать до 1991 года, издеваясь над советским водителем в особо изощренной форме.

Естественно, «Колхида» стала всеобщим объектом насмешек и по числу анекдотов и матерных частушек обогнала любой грузовик в любой стране мира. Изначально он проектировался как горный и междугородний, но в горах его двигатель вообще не тянул, а на равнине запас хода без поломок не превышал ста километров, поэтому его использовали в основном внутри городов.

Переплюнуть «Колхиду» по степени маразма мог только азербайджанский аналог, но, к счастью, автомобильный завод в Агдаме не успели построить до момента распада СССР.

К чему этот пространный опус о качестве продукции закавказских заводов?

Да к тому, что наш «Титаник-СССР» задолго до столкновения с айсбергом в течение десятилетий имеет в борту восемь огромных дыр, по числу южных республик, и тратит свои последние ресурсы на все что угодно, кроме заделывания пробоин. Образно выражаясь, и без айсберга с такими пробоинами корабль потихоньку тонет, а заделывать дыры ни у кого и в планах нет.

Что удивительно, но с прибалтийскими республиками вообще никаких проблем нет в плане качества!

И вот здесь я прихожу к парадоксальному на первый взгляд выводу. Сохранить СССР в нынешнем виде, видимо, невозможно. Если не «демократы» его разрушат, то южные республики обязательно утопят его и разложат своей тотальной коррупцией. Ни для кого не секрет, что массовое и тотальное взяточничество в РСФСР началось где-то с 1970-х с момента, когда туда ринулись толпы «толкачей» из Средней Азии с дипломатами денег и задачей всучить мокрый, никуда не годный и некондиционный хлопок, но зато по весу втрое больше сухого.

Не было в СССР такой тотальной и вездесущей наглой коррупции до самого распада. Бытовая мелкая была, серьезной почти не было! Но там, где имелись прямые связи с южными республиками, в 99 % случаев коррупция появлялась тут же, а качество, наоборот, неумолимо начинало падать.

И парадоксальный вывод в том, что в моем будущем СССР-2.0, скорее всего, будет с Прибалтикой, но без кавказских республик. Ибо прибалты при должном контроле будут работать и приносить пользу, а Закавказье работать не будет качественно никогда. Среднюю Азию оставляем, хотя почистить баев придется.

Будет ли в Закавказье конфедерация либо протекторат над независимыми странами – то мне неведомо. Может, просто провести деиндустриализацию? Закрыть все заводы, которые гонят брак. Директоров пересажать. Но это чистая утопия.

Не дадут они своих сажать, горой станут, бунты, сепаратизм и так далее.

Да и не нужны мне в стране пятнадцать равноправных правителей, тянущих каждый в свою сторону.

Лечить или резать по живому, не дожидаясь гангрены? Вот в чем вопрос!

Вот такой пласт проблем обнажил серый невзрачный фургончик. И ведь в мыслях не было ничего похожего до сего дня.

Глава 2

ИНТЕРЛЮДИЯ

Город Лениноран, штаб тыла войсковой части 2048

26 января 1989 года


В кабинете начальника штаба разговаривают два офицера: один в зеленой форме, второй – в черной, военно-морской.

– Готовься принимать отдел, товарищ Жилинский. Начальник на повышение в округ ушел, мне оттуда маякнули, что твою кандидатуру утвердили. К осени, если все будет хорошо, вторую дырку в погоне делать придется. Так что поздравляю!

– Спасибо за новость и за поздравления, Федор Васильевич. Служу Советскому Союзу, как говорится. Дожить бы нам до осени без больших проблем. Тогда и радоваться можно.

– Надо постараться, чтобы все в ажуре было. Для того мы здесь и работаем. Итак, начнем по порядку. Что у нас по делу «Слепого», надо бы название поменять, очень уж одиозное получается и запоминающееся. Художника отработали полностью? Есть продвижение?

– Тупик глухой. Допросили нашего Микеланджело. Кристально чист, никаких зацепок. Рисунок корабля позаимствовал у сержанта Анисимова из дембельского альбома. У того, в свою очередь, обнаружен оригинал изображения, выполненный под копирку. Единственное отличие от плаката – присутствует надпись «ДМБ-86». По словам Анисимова, тот нашел рисунок корабля со взлетающим самолетом в журнале «Советский воин». Вся подписка журнала изъята из Ленинской комнаты, при тщательном осмотре в одном из журналов за 1986 год обнаружена страница с незначительными следами от копировальной бумаги черного цвета. Образец отправлен на экспертизу в Баку, так же как оригинал изображения.

– И какой вывод можно сделать из этого, товарищ майор?

– Мало данных. Вероятно, рисунок оставлен кем-то из уволившихся в запас в 1986 году. Составлен список тех, кто служил в автороте и был демобилизован в этом году, но в работу пока не пускали, вы просили обождать. Нам бы хоть немного конкретики, что именно не так с этим плакатом? Наугад ищем.

– С плакатом все не так. На нем сверхсекретная техника оказалась нарисована. Еще не принятая на вооружение. Но если бы только это. Ладно, не об этом речь. Что у нас с пятнадцатой заставой? Проверили всех офицеров, кто мог там побывать в ноябре-декабре? Хоть что-нибудь накопали?

– Есть кое-что. Двадцать шесть офицеров и восемнадцать прапорщиков в списке. По какому критерию их отсеивать и проверять, непонятно. Вы же информацией не делитесь. Есть материал по хищениям социалистического имущества. Прапорщики Ахмедов и Юнусов. Обнаружен случай аморального поведения одного из офицеров. Любовница, проще говоря. Очень интересная особа, возможно подводят под вербовку.

– Не то. У нас более серьезный уровень. Любовницы и прапорщики-несуны нас сейчас не интересуют.

– Тогда не понимаю, что от нас требуется? Делаем все, что можем.

– Придется поделиться с тобой жуткими секретами, только не жалуйся потом, что втянул тебя в эту историю. Но, чур, без записей, только между нами. Договорились?

– Куда деваться, в одной подводной лодке мы. Командир части мне всю плешь проел, требует результата. Что там такого страшного может быть? Секрет атомной бомбы персы выкрали?

– Хуже. Плакат этот был нужен, чтобы выйти напрямую на адмирала Чернавина.

– Не скажу, что не догадывался об этом. Связь с его визитом напрашивалась. Тем более с пятнадцатой заставой.

– Дальше – больше. Истребитель на картинке – экспериментальный. Его в стране кроме заводских конструкторов и экипажа авианосца никто вживую не видел. Первый взлет с палубы несколько месяцев назад состоялся – я об этом только сейчас узнал. На Северном флоте – улавливаешь несостыковку? Корабль первый раз в море вышел осенью прошлого года.

– Веселая история получается.

– Не то слово. Затем товарищ адмирал едет на базу отдыха, на ту самую пятнадцатую заставу где натыкается на столб с надписью «Т-10», в основании которого лежит пакет с посланием. Т-10 это заводское название того самого истребителя.

– Опасаюсь представить, что было в послании, если была организована такая сложная схема передачи.

– Правильно опасаешься. В письме содержались сведения о предателе, генерал-майоре КГБ. Подробностей не будет, но первая проверка показала, что информация подтверждается. Теперь понимаешь, куда мы вляпались?

Несколько минут собеседники молча курят, выпуская дым в открытое окно. Здание двухэтажное, поэтому подслушать их тяжело, да и некому.

– Тогда это не наш художник точно, – поделился своими мыслями майор Жилинский. – Была у меня одна зацепка. Но теперь понимаю, что это явно не его уровень. В начале декабря учебная рота связи была на полевом выходе. На той самой заставе, за неделю до приезда главкома ВМФ.

– Ого, интересное совпадение. Но рядовой? С другой стороны, только призвался, мог иметь нужный контакт на гражданке. Сложный какой-то план. Маловероятный. Не сходится. Сержанта проверили?

– Сержант Анисимов не покидал расположение части в последние полгода. Каптерщик.

Капитан второго ранга Громов открыл сейф, по всей видимости, кабинет официально отдали в его распоряжение, и достал оттуда несколько листов бумаги. Судя по печати и штампу – официальные документы.

– Ознакомься. Теперь можно. Из Баку пришли результаты.

Особист быстро, но внимательно изучил заключения экспертов и удивленно посмотрел на Громова.

– Интересно девки пляшут. Получается, рисунок сделан примерно три-четыре месяца назад? Но тогда надпись «ДМБ-86» – явно фальшивая?

– Получается так. Хотели пустить нас по ложному следу. И теперь возникает вопрос: от чего нас хотели отвлечь, пустив по этому следу, или от кого?

Докурив сигаретку, кавторанг захлопнул окно, давая понять, что совещание закончено. Под окнами остановился серый микроавтобус, из которого показался водитель.

Учебная авторота в начале декабря тоже на пятнадцатую заставу полевой выход делала, – неожиданно подал голос майор Жилинский, глядя на серый «еразик» под окном.

– Интересно девки пляшут, – задумчиво повторил за ним его же слова товарищ в черном морском кителе.

Глава 3

– Попробуем восстановить ход событий до мельчайших подробностей. Начнем с того момента, когда ты подошел к машине и открыл дверь. Кто-нибудь рядом был? Мужчины, женщины, дети?

– Никого не было. Около центрального входа встать негде было, пришлось парковаться за углом. Там тупик с воротами, нет сквозного проезда, только ГАЗ-53 без водителя стоял. Наверное, разгружался на рынке.

– Ты открываешь водительскую дверь, и к твоим ногам выпадает граната. Так?

– Все так и было.

– Как случилось, что взрыв произошел ближе к пассажирской двери, под машиной?

Товарищ капитан второго ранга решил устроить мне допрос с пристрастием? Все это мы в прошлый раз уже обсуждали, теперь по новой?

– Дык, наверное, дед этот пнул, вот она и откатилась? Ногой пнул.

Не знаю, можно ли пинать другими частями тела, кроме как ногой, но на всякий случай уточнил и это.

– Допустим. После чего этот неизвестный дедушка толкнул тебя в спину и что-то произнес?

Фига себе, «допустим»? Даже я сам себя уже убедил, что так оно и было, а этот недоверчивый тип в погонах сомневается, хотя сам в момент покушения пиво пил на базаре, прохлаждаясь.

– Сильно толкнул в спину. Меня швырнуло на капот, благодаря чему я почти не пострадал, лишь отделался легким испугом.

– И за это мгновение он успел тебе сообщить столько ценной информации? – недоуменно поднял бровь товарищ Громов, демонстрируя изрядный скепсис в отношении моего рассказа.

– Нет, конечно. Когда машина загорелась, я бросился бежать. Споткнулся и грохнулся около забора метрах в пятнадцати от автомобиля. Шоковое состояние, звон в ушах – вот и поскользнулся. Поднимаю глаза, опять этот дед стоит. Сапоги начищенные прямо перед лицом. Дальше я вам уже все рассказал и в докладе указал.

– Хорошо, с этим закончили. Скажи, ты сам что про это думаешь, кто мог это сделать?

– Первая мысль на вас, товарищ капитан второго ранга, покушались, или просто хотели припугнуть.

– Нормальная версия. Почему не так?

– Нескладно выходит. Гранату надо было с вашей стороны ставить, а не с моей. К тому же вы человек новый, вас никто здесь не знает, а здесь явный экспромт. Нет, цель – именно я.

– Не слишком ли ты высокого мнения о своей персоне, товарищ рядовой? Устраивать покушение на молодца, который и трех месяцев не отслужил? Детективов на ночь перечитал? – ухмыльнулся военно-морской волк, но глаза при этом остались очень серьезными.

– Вы же знаете. Был конфликт с местными бандитами и насильниками. Они еще жалобу на меня в прокуратуру написали. Могли затаить злобу и, увидев меня в городе, решили отомстить.

– Но… Судя по тону, ты эту версию считаешь неверной?

– Так точно, товарищ кап-два! Растяжку ставил профессионал, человек с опытом установки подобных устройств. На ходу такую схему придумать нельзя, мы на рынке не больше пятнадцати минут были. Среди тех, кто участвовал в армянском погроме, абсолютно точно не было таких спецов – обычные уголовники и обкуренная молодь.

Дядя Федор одобрительно кивнул, соглашаясь с моими рассуждениями, но тут же не преминул вставить шпильку:

– Растяжку? Интересное выражение, откуда взял?

– Из книг, товарищ капитан. Люблю детективы про шпионов и разведчиков!

– Ну-ну читатель широкого профиля. Понимаешь ли, какое дело, следователи из военной прокуратуры тщательно всех опросили, но никто твоего дедушку в глаза не видал. Тебя тоже допросят, но позже. Слишком сложный случай у нас с тобой.

– Вы намекаете, что это инсценировка и гранату я сам себе подложил? – натурально обиделся я. – Если бы сам себя взрывал, то не так бездарно и без малейшей пользы.

– Успокойся. Покушение было настоящим, никто тебя ни в чем не обвиняет… пока. Тем более тебе сильно повезло. Водитель ГАЗ-53, который на разгрузку приезжал, ты об этом авто упоминал уже, он видел, кто установил взрывное устройство. Точнее – заметил человека, который крутился около нашего автомобиля. Что примечательно, около пассажирской двери. И по описанию ты никак на него не подходишь. Тот был в гражданской одежде.

– Так это здорово! Город небольшой, они тут все друг друга в лицо знают.

– Не до такой степени повезло, как думаешь. Свидетель утверждает, что лицо славянской национальности, лет тридцати возрастом. И он его раньше никогда не видел. В полосатом халате, такие носят местные бедняки из сел. Он еще удивился, что такое рванье «урус» носит.

– Урус? В полосатом халате? – только и успел я повторить, как у меня в голове щелкнуло, кусочек пазла встал на место. – Так я его видел на рынке! Почувствовал взгляд, неприятный такой, обернулся и встретился на мгновение глазами. Точно – русский он был. И в халате! И еще…

– Что еще… Не томи! – аж подскочил с места кавторанг.

– Я… видел его раньше. Точно видел. Надо лишь вспомнить где… Халат… Точно… Халат с толку сбил. Он должен быть в форме. Елки зеленые. Это старший лейтенант-пограничник.

– Ты ничего не путаешь? Откуда здесь взяться офицеру пограничнику?

– Дык, это… Старлей не из нашего отряда. С Арташатского. Сюда за продуктами для пострадавших из Армении приезжал. ЗиЛ-131-й, за рулем прапорщик был. В декабре это было. Я их в военном городке видел обоих.

– Тэ-экс. Только этого нам не хватало. Разворачивайся, возвращаемся в часть.

– Товарищ капитан, это еще не все. Сдается мне, что этот старлей идеально под описание чайханщика подходит. Только звание не совпадает.

– Якорь в корму твоему баркасу. Чего раньше молчал-то? Нет чайханщика больше, умер позавчера. От сердечного приступа. Переволновался, наверное.

Пришлось спешно возвращаться в часть, но судя по мрачному настроению кавторанга, толку от такой оперативности никакого. Могу поспорить, что с документами и командировочными у летехи все было в порядке. И машина, скорее всего, настоящая, и прапорщик тоже. В пограничной зоне да через территорию ответственности нескольких погранотрядов проехать в наше неспокойное время весьма непросто.

Только старлей явно не из Арташата. Скорее, волкодав из спецназа, или еще хуже. Но тогда сразу возникают вопросы: кто мог попросить о такой услуге, так чтобы командир части не смог отказать? на фига весь этот цирк? какова причина появления здесь «спецназера-ликвидатора»?

Ответы напрашиваются не самые приятные. Командира отряда могли попросить о такой услуге только с самого верха. Уровень председателя КГБ республики или из окружения первого секретаря республики Армении, иначе на такую авантюру он ни за что не подписался бы. Почему Армении – очевидно, Арташат – это их территория. Из Баку или Москвы не стали бы такими географическими извращениями заниматься, хотя не исключаю, что и они тут свои щупальца распустили.

Прикинув сроки и дату появления «старлея», можно смело предположить, что явился он по мою душу. Точнее – за «старцем Исмаилом». Меня же решил убрать как опасного свидетеля. Встреча на базаре, конечно, случайная, но до этого мы виделись с ним всего один раз, и это не повод взрывать меня среди бела дня. Видимо, кавторанга он тоже опознал. Но и этого тоже недостаточно для смертоубийства посреди города. Должно быть еще что-то! И отсюда плавно переходим к чайханщику. Вот отсюда и надо танцевать.

Смерть от инфаркта при современном развитии фармакологии – это так банально и удобно. В нашем времени этим уже никого не удивишь. Смазал кнопку в лифте ваточкой, клиент нажал пипку один раз – и через пару часов выносите труп из квартиры. Причем если вскрытие провести позже чем через сутки, то никаких следов не найти. Да и в первые часы надо точно знать, что искать, иначе толку не будет.

В конце восьмидесятых годов такие яды уже не являются редкостью, но широкой публике о них ничего не известно, подозреваю, что и судмедэкспертам тоже. Так что отправить несчастного двойного агента к праотцам – нет ничего сложного. Но, видимо, его еще и хорошенько порасспросили перед смертью. Так что мое описание у «чистильщика» наверняка было, может даже он вспомнил нашу встречу в военном городке. Тогда все сходится. И решение убрать опасного свидетеля выглядит абсолютно логичным. Решительный парнишка. Мгновенно все оценил, продумал неплохой план и тут же хладнокровно осуществил свой замысел. Единственное, что не учел – мою неадекватную реакцию на выпавшую под ноги гранату. Ну да этого никто в здравом уме здесь предсказать не смог бы.

Думаю, что товарищ Громов мою кривую версию тоже в душе принимать не хочет, но другого объяснения никак найти не может. Поэтому и кривится, слушает сказки про дедушку – ибо без мифического спасителя я никак не мог уцелеть.

Глава 4

ИНТЕРЛЮДИЯ

Газета «Азадлыг Далышстана», 1 февраля 1989 года Когда сбываются мечты


Вновь нашу редакцию посетил уважаемый аксакал, мудрый провидец и просто интересный собеседник – дедушка Исмаил.

Конечно же мы не могли не задать ему вопросы, коих накопилось великое множество. Только за последнюю неделю в редакцию пришло более ста писем, адресованных старцу.

– Здравствуйте, муаллим Исмаил. После нашей встречи случилось много разного и удивительного. В кинотеатрах города с небывалым ажиотажем прошла премьера фильма «Интердевочка», о которой вы предупреждали в прошлый раз. Наши читатели глубоко возмущены содержанием кинокартины, но еще больше их поразило ваше предсказание, что судьба фильма и страны имеют много общего. Так ли это?

– Судьба нигде и никем не написана. Но ее можно программировать. Создатели фильма хотят именно такой судьбы для страны, и это очень мощное внушение, или заклятие, говоря по-простому. Есть порча на человека, есть порча на весь народ целиком.

– Неужели какой-то фильм может повлиять на целую страну?

– «Какой-то фильм» посмотрят десятки миллионов. Сотни тысяч девушек уже никогда не будут прежними, не станут верными женами и добрыми хозяйками. Миллионы мужчин изменят отношение к женщинам. Яд кобры в тысячи раз менее опасен.

– Вы рассказываете страшные вещи. Неужели все так плохо?

– Все еще хуже, чем кажется. Шутка. Человек в душе всегда тянется к светлому, надо лишь жить в гармонии с миром. И тогда все будет хорошо. Помните, как Ходжу Насреддина спросили, что на свете для человека хуже всего? Кто говорил – болезни, кто говорил – смерть, кто говорил – бедность… Много всякого было сказано. Спросили у Насреддина: «А ты, Молла, что думаешь?» – «Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь», – ответил он. «Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь», – подумав, добавил он.

– Вам никто не говорил, что вы похожи на Насреддина?

– Часто говорят. Люди любят сказки.

– Еще один вопрос, который волнует наших читателей. Вы намекнули, что с деньгами что-то произойдет в скором времени.

– Новые деньги будут. Красивые, разноцветные. Но еще не скоро, не переживайте. Скажу, когда срок придет. Все будет хорошо. Этот год для благословенного Ленинорана будет особенно удачен.

– И в чем будет выражаться эта удача, уважаемый Ходжа, извиняюсь, Исмаил-ага? Неужели любой житель города сможет выиграть в лотерею автомобиль «Волга»?

На это замечание старец Исмаил лишь улыбнулся.

– Автомобильная промышленность СССР не успеет быстро выполнить ваше желание. Чудеса случаются, но мы живем в реальном мире. Нельзя сильно нарушать равновесие, последствия будут не теми, которые ждешь. Если у каждого жителя появится свой автомобиль, то по улице не проедешь, весь город будет стоять в пробках. Заправки не рассчитаны на такое безумство, где бензин брать будете? А запчасти и ремонт? Бойтесь своих желаний – они могут исполниться.

– Так не интересно. Вместо чуда – какие-то расчеты, экономика и бухгалтерия.

– Будет вам чудо. Три белых «Волги» бесплатно достанутся трем жителям города. Не пройдет и полгода. Сами решите, кому именно. Всем остальным удвоение сбережений будет. Хоть и не в деньгах счастье.

– Ого! Щедрый прогноз. Уважаемый муаллим Исмаил-ага, позвольте узнать, вы серьезно думаете, что бесплатные автомобиль отдадут какому-нибудь чабану или грузчику? А не секретарю райкома?

– Фома неверующий. Не угодишь тебе. Приедет уважаемый всеми человек и честно рассудит, кому достанется автомобиль.

– И кто же этот авторитетный уважаемый человек?

– Гейдар Алиев приедет. Так тебя устроит? Хотя лучше бы дороги новые попросил бы. Эх, молодежь.


Подъехал к штабу части к девяти утра, но товарищ Громов почему-то не появился вовремя. От нечего делать я пустился в стратегические размышления о судьбе Закавказских республик. Очень мне не понравился предыдущий вывод о необходимости отделения этих феодальных анклавов от СССР.

Прежде всего из-за обычных людей, которые никаким боком не причастны к той вакханалии, что творят в южных республиках их властители. Десятки миллионов людей провалятся в натуральное Средневековье, будут поставлены на грань физического выживания. Ереван долгие годы будет жить без отопления зимой, почти все деревья в городе вырубят на дрова. Да и в Баку и Тбилиси ненамного лучше было в девяностые. Готов ли я обречь их на такие страдания?

Даже тот факт, что без моего вмешательства будет то же самое, если не хуже, – не слишком утешает. Совесть не обманешь – если есть возможность спасти их от нищеты и разрухи, то надо спасать. Но есть ли такая возможность в реальности? Не утянут ли они новый СССР-2.0 на дно вместе с собой?

Казалось бы, Средняя Азия – еще тот подарок, там феодальные отношения доведены почти до абсолюта, даже в сравнении с Закавказьем, но относительно их «перевоспитания» и встраивания в будущую конструкцию обновленного Союза у меня нет никаких волнений. Абсолютно точно знаю, что социализм там построить невозможно, но навести порядок и заставить работать на общее благо – без особых проблем. Диктаторские методы там рулят со стопроцентной эффективностью.

Да и географически они далеко в Азии находятся, не имеют ярко выраженных национальных элит, заграничных диаспор, да и иллюзий никто из них не питает о возможности «присоединения к Европам» или каком-то особом экономическом развитии вне Союза.