Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале (Н) и в конце (К) курса и оформляются в следующую таблицу:
Диагностика психомоторного развития
Примечание:
А – пробы на статическую координацию и статическую выносливость.
B – пробы на динамическую координацию, на способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс, а также на способность вести выразительные пластичные движения.
C – пробы на зрительно-моторную координацию, на точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
D – пробы на более согласованные, более дифференцированные действия, на способность к манипулированию предметами.
Н – начало курса.
К – конец курса.
На основании этих данных в дальнейшем осуществляется планирование коррекционной работы в течение курса.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительномо торной или тонко дифференцированной координации и осуществляет ся планирование и построение коррекционного курса занятий.
На что необходимо обратить внимание во время занятий
Дети «группы риска», как правило относятся ко второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по играм с мячом. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать своё состояние и ответственность за их здоровье лежит на воспитателе.
Воспитателю следует обращать особое внимание на знаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых следует снизить нагрузку или даже прекратить занятие на время:
– изменение цвета кожного покрова, особенно в виде резкого побледнения или покраснения, появления пятен на лице ребёнка; – обильное потоотделение;
– поверхностное, аритмичное дыхание через широко открытый рот;
– потеря равновесия, резкая сгорбленность, неуверенная походка;
– страх, сонливость, тоска, искажённый гримасой рот, тусклый взгляд.
Также оценку физического состояния ребёнка в результате полученной нагрузки можно контролировать по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения этих показателей к исходным величинам. В норме при физической нагрузке пульс дошкольников может учащаться на 25–50 % по отношению к исходной величине, а дыхание – на 4–6 в минуту. При этом данные показатели должны вернуться к исходным величинам через 2–3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50 % и значительное увеличение показателей дыхания.
Если указанные признаки повторяются часто, состояние не нормализуется после отдыха, необходимо направить ребёнка на консультацию к врачу.
Учим навыкам владения мячом
Обучение владению мячом
Программа «Игры с мячом» разработана О. В. Черной для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В качестве парциальной программы она может быть реализована в коррекционных группах детей с ограниченными возможностями дополнительно к занятиям по физическому воспитанию. Курс включает два года обучения.
Педагогические ориентиры первого года обучения включают:
• Развитие мелкой моторики, внимания, быстроты реакции, сообразительности, ловкости, координации движений, устойчивости тела; обучение ощущению своего тела в пространстве, умению регулировать силу и точность движения, формированию автономных движений (параллельная работа рук и ног, рук и глаз и т. п.), пространственных представлений.
• Развитие умения самостоятельно принимать разумные решения в зависимости от хода игры.
• Достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей. В первый год обучения по программе дети должны овладеть:
1) техникой перемещений, правильного бега и остановки;
2) техникой ловли и удерживания мяча, передачи и ведения его;
3) бросками мяча в мишени, в баскетбольную корзину, через сетку разными способами;
4) множеством элементов «школы мяча»;
5) действиями с мячом без зрительного контроля;
6) навыками совместных действий.
Примерное планирование первого года обучения
Педагогические ориентиры второго года обучения включают:
• Развитие мелкой моторики, укрепление мышц кисти и пальцев.
• Развитие ловкости, координации, точности движений, сообразительности, быстроты реакции, формирование автономных движений (параллельная работа ног и рук, рук и глаз), пространственных представлений, «чувства мяча».
• Развитие умения быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации в ходе игры, оценить конечный результат смысловой цели движений, т. е. способность экстренно сформировать программу действий; развитие умения точного выполнять правила игры и взаимодействовать с другими детьми.
• Развитие чувства товарищества, взаимовыручки.
• Обучение играм с мячом, в том числе игре в волейбол и баскетбол по облегчённым правилам.
На втором году обучения дети осваивают:
1) точность броска по мишеням, в баскетбольное кольцо, через волейбольную сетку на определённый сектор поля (умение оценить траекторию полёта мяча);
2) технику ведения мяча путём усложнения заданий:
– ведение с препятствиями,
– обводка предметов,
– ведение и броски с предшествующей (или последующей) передачей мяча,
– ведение при различных способах передвижения (боковой галоп, подскоки, ходьба по гимнастической скамейке, спиной вперёд и т. д.);
3) элементы баскетбола и волейбола при помощи упражнений, сходных с основным изучающимся действием.
Примерное планирование второго года обучения
Методика освоения игр с мячами
Методика обучения играм с мячом включает три основных этапа коррекционной работы.
На первом этапе дети учатся технике перемещения (стойке, бегу, прыжкам, поворотам, остановкам). Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на физкультурных занятиях и на прогулке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги