banner banner banner
Путь Беларуси: реальность и мечты
Путь Беларуси: реальность и мечты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Путь Беларуси: реальность и мечты


По публикации в аналитическом веб-проекте Belarus Security Blog: https://bsblog.info/poslednyaya-osen-diktatora/

01.10.2020

Самоизоляция 1-го мира. Перспективы Беларуси

После краха коммунизма и распада СССР мир стал «однополярным». Ядром стали лидеры мировой экономики – развитые страны 1-го мира. Следом шли догоняющие (развивающиеся) страны, включая бывший соцлагерь. Периферию заняли страны 3-го мира, те, что выбрали жить «своим умом» и отказались окультуриваться.

Преимущество данной системы заключается в возможности менять свое положение в мировой иерархии. Например, изначально отсталый Сингапур за 25 лет независимости переместился из 3-го мира в десятку передовых и богатейших государств планеты. Можно сказать, что однополярный мир воплотил известный марксистский принцип «от каждого по способностям».

После распада СССР Россия оказалась среди развивающихся стран 2-го эшелона с перспективой последующего перехода в высшую лигу. Ей предоставили подчеркнуто привилегированный политический статус, обеспечили членство во всех ключевых международных структурах, выделили инвестиции, открыли беспрепятственный доступ к рынкам сбыта энергоресурсов. Созданные условия позволили России за сравнительно короткий срок, расплатиться с долгами и беспрецедентно нарастить золотовалютные резервы, обогнав в этом деле США.

Вместе с Россией, возможностями однополярного мироустройства успешно воспользовался Китай. Страна, в которой в 80-х годах прошлого века суточной нормой питания была чашка риса на человека, сегодня является второй экономикой мира по номиналу ВВП.

Изъяны капиталистического мироустройства

Однако, как оказалось, мировая система обладает неприятными изъянами. Например, размер армии, количество денег или ядерных боеголовок не дает привилегии действовать вне установленных правил. Более того, к кандидатам в высшую лигу предъявляются совершенно нелепые дополнительные требования – переход на демократические стандарты, соблюдение прав человека.

Данный факт не смущает Саудовскую Аравию или ОАЭ, которые копаются в своей пустыне.

Но для амбициозной страны, рожденной править миром, прозябать на вторых ролях и жить по чужим правилам – скучно, не интересно и унизительно. Если в рамках существующих правил добиться мирового господства не представляется возможным, то единственным способом изменить ситуацию остается – сломать и перестроить мир «под себя».

Россия и Китай как братья по оружию

В схожей ситуации оказался близкий по духу Китай, который в какой-то момент решил, что пришло его время на мировое господство.

Так или иначе, Россия с Китаем оказались в одном клубе революционеров, начавших подготовку к смене режима на планете Земля.

В борьбе с гегемонией запада, Россия, по привычке, отвела себе роль кукловода мирового сопротивления. Она разрабатывает многоходовки, вдохновляет и координирует освободительное движение мировых пролетариев в лице авторитарных режимов и вооруженных радикалов.

Китай выступает в качестве финансового и промышленного центра. Ему, по-видимому, уготовано принять на себя основной экономический и военный удар. Не зря же у Китая крупнейшие в мире золотовалютные резервы и самая многочисленная армия.

Роль мировых люмпенов отведена странам-изгоям, радикальным исламистам и прочим незаслуженно ущемленным элементам, задача которых сеять хаос среди гражданского населения западных стран.

Ответ западного мира

К подготовительной работе своих партнеров цивилизованные страны относились терпимо. На их поведение пытались повлиять через умиротворение, накачку деньгами, вовлечение в совместные гуманитарные и экономические проекты. Подразумевалось, что болезнь детства отступит сама по мере взросления.

Ухудшение ситуации вынудило прибегнуть к экономическим ограничениям. На Россию, как страну-агрессора, были наложены санкции, закрыт доступ к западным инвестициям и технологиям. Китаю был усложнен доступ на рынок США – основного потребителя китайской продукции.

Дальнейшее обострение конфликта вынудило задействовать радикальные экономические меры. У государств, представляющих угрозу, начат отъем накопленных ими денежных средств с одновременным отлучением этих государств от мировой капиталистической экономики.

Технически механизм отъема денег реализуется через заморозку счетов, списание средств по выигранным международным арбитражам. Сохранить или перепрятать деньги не представляется возможным.

Если посмотреть на этот процесс с позиции диалектики, то все накопленные денежные ресурсы – это, в общем-то, и не деньги Китая с Россией. Это деньги запада, которые запад позволил обрести новым членам своей экономики, пока они соблюдали правила игры.

То есть, это даже не отъем как таковой. Деньги западной экономики, так и остаются в западной экономике. Западную экономику покидают конкретные страны, восставшие против нее. Деньги, в конце концов, не виноваты, что им не нашлось достойного применения.

В общем, все идет к тому, что и Россию, и Китай, как провинившихся, ожидает глубокое «обнуление».

Кроме потери накоплений, выбывшие члены лишаются возможности впредь зарабатывать в капиталистической экономике. Уже сегодня созданный дефицит спроса сделал нефть России не нужной ни за какие деньги. После перезапуска мировой экономики, ниша России будет отдана в пользу тех, кто правильно себя вел. Для оставшихся в деле, это станет наглядным назиданием: «Не будь как Вова. Будь как принц Сауди».

Вполне вероятно, что выход на траекторию «особого пути» и (само)изоляция России будут сопровождаться военным конфликтом с цивилизованным миром.

Текущий статус Беларуси

Сегодняшняя Беларусь – типичное буферное государство, и Беларусь вполне устраивает ее положение.

Однако, такая Беларусь больше не отвечает интересам России. Россия собирается восстанавливать сферы влияния на западном направлении и требует от Беларуси углубленной интеграции.

Европейский Союз заинтересован в независимой Беларуси, в качестве санитарного барьера между Россией.

От обоих центров силы Беларусь старается держаться на равноудаленной дистанции. Беларусь – самодостаточная страна, которая живет своим умом. Ни от России, ни от ЕС Беларуси, в общем-то, ничего не нужно, кроме денег.

Экономическая угроза

Последний год Россия проводит политику экономического принуждения Беларуси к углубленной интеграции в рамках Союзного Договора.

Сначала Беларусь была лишена дохода от беспошлинной нефти.

Потом Россия остановила прокачку по «отравленной» «Дружбе», лишив Беларусь поступлений за услуги транзита.

Белорусские НПЗ были оставлены без сырья, а значит, государство не заработало на продаже топлива за рубеж.

Запуск «Северного потока – 2» должен был лишить Беларусь дохода от транзита газа в Европу, и фактически угрожал Беларуси возможностью полного отключения от системы газоснабжения из России. И только чудо, в лице Соединенных Штатов, сорвало планы союзника. В результате вмешательства США, строительство газопровода в обход Беларуси было остановлено в декабре прошлого года при готовности 93,5%.

Снижение экономической активности, связанное с «коронавирусным психозом», вызвало беспрецедентный дефицит спроса и кризис перепроизводства нефти. Резервуарные парки и трубопроводные системы оказались переполнены невостребованной нефтью. Резкое снижение нефтедобычи сопряжено с серьезными технологическими проблемами в отрасли.

Однако, долгожданное падение мировых цен на нефть теперь не несет Беларуси ожидаемой пользы. В сложившихся условиях, покупка российской нефти «по дешевке» не есть способ заработать деньги, а скорее – способ их потратить.

Смысл дешевой нефти – в возможности заработать маржу, перепродав полученную нефть или произведенные из нее нефтепродукты в Европу за твердую валюту.

К сожалению, ни нефть, ни нефтепродукты Европе в обозримой перспективе не понадобятся, а внутренний рынок платит отечественными рублями.

Экстренное торможение экономики – удобный повод выбросить из нее нежелательных пассажиров. После «перезапуска» энергетики, продукция белорусской нефтянки, изготовленная из российского сырья, может оказаться в группе не допуска наравне с российской.

Военная угроза

К сожалению, экономические риски – не самые опасные из существующих для Беларуси. В конце концов, пояса можно затянуть, экономику перестроить, а если будет совсем плохо, то запад всегда окажет гуманитарную помощь.

Дальнейшее чтение потребует от читателя актуализации свойственного белорусам качества – умения «входить в положение» и ставить себя на место другой стороны конфликта.

Россия – великая страна, у которой в результате величайшего обмана и предательства отобрали территории, сферы влияния, статус мировой державы. Ближайший союзник, с которым Россия много лет строила единое государство, вдруг заявил о ценности суверенитета и обратился за защитой к главному геополитическому противнику.

В общем, Беларусь для России оказалась партнером ненадежным и склонным к измене. Однако, это не меняет ее роли в случае военного столкновения России с НАТО. Чью бы сторону не заняла Беларусь, ей придется принять основной удар, потому, что выяснение отношений будет происходить на ее территории. Удобство Беларуси, как полигона военных действий, обусловлено географическим положением и политическим статусом «ничейной» территории. И для НАТО, и для России – это будет война за пределами своих юрисдикций, а значит, она будет нести гораздо меньше политических рисков для каждой из сторон.

В России есть расхожий мем – «бомбить Воронеж», который означает – выпускать гнев на своих, если ответ по врагу не возможен или грозит слишком серьезными последствиями. В нашем случае, Беларусь выполнит роль условного Воронежа, потому, что ее не так жалко.

Ядерная угроза