Наличие сходства различных предметов позволяет моделировать, то есть воспроизводить один предмет (систему) посредством другого, в чем-то аналогичного ему. Способ познания, позволяющий посредством одной системы (как правило, искусственной, созданной человеком) воспроизвести другую более сложную систему, являющуюся объектом исследования, называется научным моделированием, система же, воспроизводящая объект исследования – ее моделью.
Модель есть упрощенное воспроизводство оригинала, однако это упрощение не должно быть произвольным, чрезмерным, поскольку тогда теряется сходство модели с оригиналом и она не дает об оригинале по существу никакого знания.
Имеются два класса моделей. Первый класс – материальные, то есть представляющие собой вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, электронные модели нервной системы человека); второй класс – модели идеальные. Они представляют собой совокупность мыслительных элементов – математических и иных формул, уравнений, логических символов, различного рода знаков и т. д.
Познавательные свойства моделирования определяются тем, что они занимают промежуточное место между логическими и эмпирическими методами, выступают в качестве связующего звена между теорией и практикой, между чувственным и логическим познанием.
Модельное изображение явлений и процессов контрразведывательной деятельности создает возможности мысленного экспериментирования, т. е. мысленного проигрывания различных организационно-тактических вариантов с целью выбора наиболее оптимального.
Важное место в классе идеальных моделей занимают математические модели. Наличие сходства некоторых количественных характеристик различных предметов (явлений) позволяет использовать в их исследовании математический аппарат, в частности, математическую логику, теорию вероятностей, теорию множеств и другие.
В перспективном плане дальнейшее развитие этого метода связано с моделированием явлений и процессов КРД на основе новейших информационных технологий.
Глава 4. Государство, контрразведка и бизнес
Государство и контрразведка
Как известно, государство возникло на основе первобытно-общинного родоплеменного строя, вследствие определенных экономических причин. Выше уже отмечалось, что люди занимались разведывательной (разузнавательной) деятельностью и до зарождения государства, так как ими двигала потребность в безопасности.
Но с появлением государства произошла, образно выражаясь, монополизация разведывательной деятельности, потому что для осуществления своих функций государству потребовались специальный аппарат, в том числе разведка как орган и как функция. Направленная вовне – это внешняя разведка; направленная вовнутрь – это внутренняя разведка (контрразведка).
Внутренняя разведка (контрразведка) как орган и функция государства имеет два явно выраженных направления: а) первое, это борьба с разведкой иностранных государств; б) второе, это так называемый «политический сыск».
В настоящее время во всех странах в структуре государственной «внутренней разведки» существуют специальные подразделения по защите существующего строя, реализующие функцию, называемую в просторечье «политическим сыском».
Так, в Великобритании функции политического сыска возложены на Службу безопасности МИ-5, во Франции – на Центральную дирекцию общего осведомления (ДЦРГ), в ФРГ – на Федеральное ведомство по охране конституции. Самым мощным в мире специальным органом, с 1936 года занимающийся «внутренней разведкой», является Федеральное бюро расследований США.
А теперь познакомимся с разведывательными и контрразведывательными службами некоторых современных государств.
Великобритания. Состав британских разведывательных служб таков:
1) Штаб-квартира правительственной связи. Занимается радиоэлектронной разведкой. Вцелях прикрытия входит в состав министерства иностранных дел.
2) Служба военной разведки, подчиняется министру обороны. Специальная разведывательно-диверсионная воздушно-десантная служба (SAS) входит в структуру армии, но действует обычно в тесном контакте с SIS.
3) Секретная разведывательная служба (Secret Intelligence Service, SIS), известная также как MI-6, является основной разведывательной службой и занимается внешней разведкой. Для прикрытия включена в структуру министерства иностранных дел.
SIS имеет 87 резидентур за рубежом и штаб-квартиру в Лондоне, на Виксхолл Бридж-роуд. Возглавляет SIS генеральный директор, который одновременно является постоянным первым заместителем министра иностранных дел. Таким образом, SIS находится под контролем британского МИДа, однако, наряду с этим, она имеет прямой выход на премьер-министра и часто действует по его указаниям или самостоятельно.
• В структуре SIS пять директоратов. В их число входят:
– Административно-кадровый директорат. Занимается административно – управленческими вопросами, а также вопросами подбора и расстановки кадров.
– Директорат постановки заданий и подготовки разведывательной продукции. Получает задания от министерств иностранных дел и обороны. Обрабатывает и анализирует получаемую разведывательную информацию, подготавливает и реализует выходные документы разведки.
– Директорат региональных контролеров. Состоит из нескольких региональных оперативных отделов.
– Директорат внешней контрразведки и безопасности. Осуществляет разработку спецслужб иностранных государств, обеспечивает безопасность работы английской разведки.
– Директорат специальной поддержки. Снабжает подразделения разведки современными оперативно-техническими средствами ведения оперативной работы.
Кроме того, имеются: группа советников по вопросам международных отношений, группа связи со спецслужбами США и других стран.
4) Контрразведывательная служба называется Military Intelligence-5 (MI-5). Она была создана в 1909 году в качестве внутреннего департамента Бюро секретных служб, занимавшегося обеспечением внутренней безопасности. В обязанности контрразведывательной службы входит обеспечение внутренней безопасности, контроль за деятельностью местных экстремистских политических групп, защита Великобритании от подрывных действий иностранных секретных служб, охрана государственных секретов страны. Во главе контрразведывательной службы стоит генеральный директор, который подчинен министру внутренних дел, однако фактически он имеет прямой доступ к премьер-министру страны. Структура MI-5 представлена на схеме.
США. Разведывательное сообщество США, насчитывающее десятки спецслужб, едва ли не самое богатое в мире среди подобных организаций. В разведывательном сообществе ведущую роль играет ЦРУ (Центральное Разведывательное Управление); по-английски CIA (Central Intelligence Agency).
Структура ЦРУ такова:
Оперативный директорат. Решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки. Организует и осуществляет тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение агентурно-оперативных мероприятий.
Структура директората:
1. Управление внешней разведки. Осуществляет контроль за оперативной деятельностью региональных отделов. Оценивает надежность источников информации. Разрабатывает практические рекомендации для оперативных подразделений.
2. Управление внешней контрразведки. Отвечает за безопасность разведывательной деятельности резидентур ЦРУ. Осуществляет агентурное проникновение в иностранные спецслужбы. Работает с перебежчиками.
3. Управление тайных операций.
4. Управление технических служб. Отвечает за техническое обеспечение тайных операций.
5. Финансово-плановое управление.
6. Центр по борьбе с терроризмом. Координирует деятельность подразделений ЦРУ, специализирующихся на борьбе с международным терроризмом.
7. Центр по борьбе с наркотиками. Анализирует информацию по наркотикам, разрабатывает и проводит операции против наркокартелей.
Научно-технический директорат. Производит исследования и разработки в области технических средств добывания информации. Обслуживает такого рода аппаратуру. Сотрудничает с научными центрами США. В структуру директората входят:
а) Управление исследований и разработок технических систем; б) Управление перехвата; в) Управление технического обеспечения; г) Информационная служба по зарубежному вещанию.
Информационно-аналитический директорат. Головное подразделение по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке ее для президента, Совета национальной безопасности и конгресса. Основными структурными подразделениями директората являются пять региональных управлений:
а) Управление анализа информации по СНГ; б) Управление анализа информации по европейским странам;
в) Управление анализа информации по Ближнему востоку и Южной Азии; г) Управление анализа по Восточной Азии; д) Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки.
В ведении этого директората также находится оперативный центр ЦРУ, круглосуточно анализирующий информацию с целью выявления признаков возникновения кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности США.
Управление научных исследований в области вооружений. Занимается анализом технических аспектов вооружения и космических систем других стран, анализом информации по ядерному оружию и энергетике, системам оружия тактического и общего назначения, средствам ПВО, политикой в области научно-технического прогресса.
Управление глобальных проблем. Занимается анализом экономических, географических и технологических проблем в международном масштабе.
Управление информационных ресурсов. Осуществляет информационно-справочные функции.
Управление анализа информации об иностранных лидерах. Поставляет руководству страны характеристики иностранных политических лидеров и организаций.
Административный директорат. Занимается вопросами подбора, подготовки и переподготовки кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифросвязь с резидентурами. В этот директорат входят девять подразделений: 1) Управление кадров; 2) Управление подготовки и переподготовки кадров; 3) Управление безопасности; 4) Финансовое управление; 5) Управление хранения и поиска информации; 6) Управление компьютерной техники; 7) Управление связи; 8) Медицинское; 9) Хозяйственное управления.
В ЦРУ имеется и Директорат планирования. Он занимается планированием и координацией деятельности разведки, отслеживает новые направления в специализации разведывательной информации, а также обеспечивает тесную связь и сотрудничество разведки с основными потребителями ее информации.
Федеральное бюро расследований (FBI, FederalBureauofInvestigation) – ведущий следственный орган федерального правительства. ФБР входит в систему Министерства юстиции США и подчинено Генеральному прокурору США. Как следственное подразделение этого Министерства, ФБР было создано генеральным прокурором США в 1908 году Свое нынешнее название получило в 1935 году. Официальный девиз Бюро: «Верность, смелость, честность».
Основными сферами деятельности ФБР являются:
а) борьба с терроризмом;
б) борьба с организованной преступностью;
в) контрразведка;
г) борьба с наркобизнесом;
д) борьба с коррупцией среди государственных служащих;
е) расследование нарушений гражданских прав;
ж) борьба с тяжкими преступлениями против личности.
Организационно ФБР включает штаб-квартиру, расположенную в Вашингтоне, 10 управлений, 56 региональных отделений и 390 отдельных пунктов. ФБР широко использует в своей деятельности агентурные возможности, электронное подслушивание, перлюстрацию корреспонденции, компьютерные вычислительные центры, другие современные средства и методы деятельности. Организационным стержнем всей деятельности ФБР является официальная система административной регистрации, которая возникла и стала развиваться в США еще до Второй мировой войны.
Система административной регистрации имеет большое значение для оперативной деятельности ФБР и других контрразведывательных служб. Через неё ведется учет лиц и организаций, которые представляют повышенный интерес для ФБР и которые необходимо держать в поле зрения. Она помогает составлять списки граждан, не допущенных на специальные объекты и к закрытым данным. Этих людей нельзя принимать на работу, связанную с секретными документами, причем не только в государственных учреждениях, но и в частных фирмах, выполняющих военные заказы либо обладающих передовой технологией. По сведениям, опубликованным в печати, еще в 1977 году ФБР имела картотеку из 58 миллионов карточек, а также более 6,5 миллионов досье. В дополнение к этому контрразведывательные службы армии имели 100 тысяч досье на американцев – главным образом, на тех, кто участвовал в антивоенном движении.
Это далеко не полная картина деятельности ФБР в сфере политического сыска. Спецслужбы США, помимо административной регистрации, ведут обширные компьютерные реестры на американцев и постоянно проживающих в США иностранцев. Кроме того, ФБР располагает доступом к электронным банкам данных многих государственных учреждений США. Так, Управление технологических оценок конгресса США опубликовало в 1985 году доклад, в котором указывалось, что в памяти компьютеров 97 федеральных учреждений содержится информация практически на каждого взрослого американца. В настоящее время разрабатывается проект создания крупнейшей компьютерной системы, которая одновременно будет хранить систематизированные сведения более чем на 100 миллионов человек.
Проводя расследование и оперативные мероприятия в связи с нарушениями законов об охране национальной безопасности США, ФБР действует как ведомство контрразведки. Исполнительным приказом Президента, изданным в 1981 году, на ФБР была возложена координация контрразведывательных мероприятий всех правительственных ведомств США, включая ЦРУ и Министерство обороны. Инструкциями генерального прокурора в 1983 году ФБР было уполномочено проводить так называемые разведывательные расследования групп лиц, подозреваемых в терроризме или угрожающих внутренней безопасности США.
В январе 2001 года президент Билл Клинтон подписал директиву «Контрразведка для ХХI-го века», на основе которой был создан Совет по контрразведке, в который войдут четыре человека: директор ФБР, заместитель директора ЦРУ, заместитель Министра обороны и представитель Генерального прокурора. Его возглавит директор ФБР. Цель нового совета – выработать более эффективную стратегию по борьбе со шпионажем и активизировать так называемую «проактивную» оперативную работу, упреждающую разведывательные акции иностранных государств.
Израиль. Одна из сильнейших разведок мира – «Моссад». Самым крупным среди его подразделений является отдел сбора информации. Сюда стекается информация из всех стран мира. Одно из подразделений специализируется на ядерной тематике. Секретный отдел «Моссад» разделен на небольшие группы людей, которые действуют за рубежом против объектов, представляющих угрозу безопасности Израиля. Его сотрудники не останавливаются перед убийствами и проведением подрывных операций.
Контрразведка «Шабак» состоит из 3-х оперативных и 5-ти вспомогательных отделов. Главным среди них является отдел по арабскому направлению, занимающийся предупреждением терактов в Израиле и разобщением террористических группировок. Другой отдел специализируется на контршпионаже и курирует иностранные посольства. Есть отдел, обеспечивающий охрану важных объектов.
ФРГ. Федеративная разведывательная служба Германии (BND) как самостоятельная служба создана в 1955 году на базе так называемой «Организации генерала Гелена». В системе государственных органов ФРГ БНД является подразделением, подчиняющимся ведомству федерального канцлера. По количеству сдужащих БНД – самое крупное федеральное учреждение Германии. Штатный состав составляет более 7000 человек, из них около 2000 человек заняты непосредственно сбором разведданных за рубежом. Среди сотрудников представители примерно 70 профессий: военнослужащие, юристы, историки, инженеры и технические специалисты. Штаб-квартира БНД располагается в Пуллахе под Мюнхеном. Здесь трудятся руководство спецслужбы и более 3000 сотрудников центрального аппарата.
Федеральное бюро по защите Конституции является одной из трех основных спецслужб ФРГ, подчиняется министру внутренних дел Германии. Во всех федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчиненные местным министрам внутренних дел. Бюро было создано полвека назад. Перед этой спецслужбой изначально ставилась задача охраны свободного демократического строя в Германии. На практике бюро занимается сбором информации об экстремистских группировках и партиях, их деятельности, планах и намерениях, противоречащих основному закону страны, то есть политическим сыском.
Важнейшее значение придается нейтрализации разведывательной и подрывной деятельности секретных зарубежных служб на территории Германии – классическое направление контрразведки. Бюро по защите Конституции решает и другие задачи, например, занимается борьбой с промышленным шпионажем.
Швеция. Разведывательная служба безопасности (МУСТ) с 1994 года подчинена непосредственно верховному главнокомандующему вооруженных сил Швеции.
МУСТ включает шесть подразделений: 1) отдел управления; 2) отдел анализа и обработки информации; 3) отдел оперативной деятельности; 4) отдел сбора информации о вооруженных силах других стран; 5) отдел разведки и безопасности; 6) отдел сбора информации специальными (т. е. техническими) средствами.
На разведку и контрразведку в Швеции работают несколько аналитических центров. Военные атташе при шведских посольствах подчинены МУСТ.
Латвия. В сообщество специальных служб Латвии входят: а) Бюро по защите Конституции (САБ); б) Полиция безопасности МВД; в) Служба военной разведки и контрразведки Министерства обороны; г) Служба безопасности Президента и Сейма; д) Служба информации ополчения. Всю разведывательную и контрразведывательную деятельность координирует САБ.
* * *Итак, государство с момента своего возникновения и до настоящего времени использует разведывательную и контрразведывательную деятельность. Эту деятельность осуществляют специальные государственные органы – разведка и контрразведка. Поэтому разведка и контрразведка в государстве – это его функции и органы, в широком смысле – органы безопасности.
Органы безопасности государства – это такая его часть, которая обладает, во-первых, компетенцией, т. е. определенной совокупностью прав и обязанностей; во-вторых правом действовать от имени государства в пределах. своей компетенции: и наконец, в-третьих, возможностью применять меры государственного принуждения в пределах, определяемых компетенцией.
Как функция государства, органы безопасности – это суть разведывательная деятельность, осуществляемая государственным органом, направленная в конечном счете на обеспечение безопасности государства.
С точки зрения науки о разведке – разведывательная деятельность, это сложное оперативное, политическое и социально-психологическое явление. Будучи одним из проявлений политической борьбы, она, с одной стороны, есть противоборство государства со специальными службами противника (реального или потенциального), с другой – постоянный своеобразный психологический поединок субъектов разведывательной деятельности (разведчиков) с иностранными объектами интереса разведки (36.599).
Нужны или не нужны разведка и контрразведка – вопрос чисто риторический. Ни одно государство не способно обойтись без них. Возвращаясь к вопросу о том, насколько нравственна работа спецслужб, главным методом которых является разработка и осуществление вербовочных операций, вовлечение этих агентов в деятельность, способную нанести ущерб его родине, можно сделать вывод, что разведка и контрразведка не более и не менее нравственны, чем использующая их государственная власть. Они таковы, каково само государство.
Эволюция разведывательной деятельности, зародившейся в доисторические времена, пошла по двум направлениям. Суть первого направления в том, что разведка и контрразведка стали частью государства, о чем шла речь выше. Второе направление – это частная разведывательная деятельность, порой абсолютно независимая от государства, а иногда соприкасающаяся с ним. О ней мы будем говорить в дальнейшем повествовании.
Разведка, контрразведка и бизнес
Для начала определимся в понятиях. Разведывательная деятельность предполагает проведение тайного обследования со специальной целью. Эта деятельность является одной из функций государства, ее осуществляет специальный государственный орган, который называется «разведка». Деятельность, направленную против разведки иностранного государства, осуществляет другой специальный орган государства – «контрразведка».
Возникает вопрос: возможны ли разведка и контрразведка вне государственного органа? Безусловно, возможны. Классификацию разведывательной деятельности можно произвести в соответствии с различными сферами жизнедеятельности государства и общества, в том числе такой сфера общественной жизни как бизнес.
Слово бизнес (англ. «business») означает дело, занятие. Отсюда происходит название одного из направлений разведывательной деятельности – деловая разведка (в иностранной литературе «business intelligence») и противодействующей ей деловой контрразведки.
Движущим механизмом экономического прогресса является конкуренция. Именно она заставляет всех субъектов экономической деятельности следовать законам повышения эффективности производства. Экономический прогресс дает преимущества тем, кто предлагает продукцию с меньшими издержками и лучшего качества. Тот, кто производит худшую по качеству продукцию с большими затратами, должен покинуть сферу экономической деятельности. Проблемы конкуренции решает жесткий механизм: одни получают дополнительные выгоды, другие разоряются.
Поэтому способы получения дополнительных выгод не только являются объектом пристального внимания, но и вызывают у других хозяйствующих субъектов потребность в обладании ими. Весь ход экономического прогресса обусловлен именно появлением различных способов получения дополнительных выгод. Так, одной из основ роста производительности труда и получения дополнительных доходов явилось общественное разделение труда и развившиеся на его основе специализация и кооперация производства. Следствием этого процесса было обособление собственности и доходов.
Неравенство доходов, дополнительные выгоды – вот та почва, на которой возникла экономическая тайна, точнее – сведения о том, какими способами можно получить дополнительные доходы. Их утрата, естественно, могла нанести ущерб субъекту хозяйствования, поэтому и появилась «закрытая» форма защиты этих сведений – экономическая (или коммерческая) тайна. Если появление дополнительных выгод породило тайну, то последняя вызвала потребность обладания ею через разведку, тогда как у владельцев тайны – потребность сохранения и защиты ее от разведывательных устремлений конкурентов через контрразведку.
Таков, в самых общих чертах, механизм возникновения потребности в деловой разведке (экономической, коммерческой, промышленной и т. п.) и деловой контрразведке. Но если субъектом государственной разведки (внешней и внутренней) всегда выступало государство, то субъектами деловой разведки и контрразведки в абсолютном большинстве являются частные лица – предприниматели, бизнесмены. Указанное обстоятельство позволяет рассматривать деловую разведку как частную разведывательную деятельность, а деловую контрразведку как частную контрразведывательную деятельность.
Частная разведка возникла с развитием ремесел и торговли. Еще на заре цивилизации египетские торговые дома, афинские торговцы и родосские купцы осуществляли сбор тайной информации, обладание которой могло способствовать коммерческому успеху. Купцы старались узнать, какой товар, какого качества и в каком количестве привезли на данный рынок конкуренты, по какой цене его будут продавать. Разумеется, при возможности они не упускали случай испортить репутацию конкурентов, пустить слух об их мнимых и действительных пороках, а также о непомерно высоких ценах при низком качестве их товаров. Позже все эти неприглядные приемы приобрели вполне благозвучные названия – имидж, анализ конъюнктуры, «черная» реклама и т. п.
В эпоху позднего средневековья в бассейне Средиземного моря большой размах приобрела частная разведка итальянских торговых компаний. При этом она была тесно связана с государственной разведкой. Так, начиная с ХI-го века, богатство, а следовательно, мощь и выживание Венеции все в большей степени зависели от торговли с Востоком и, соответственно, от случайностей и опасностей, связанных с этим видом деятельности. Поэтому все без исключения венецианские купцы и дипломаты, отправлявшиеся в зарубежные страны, являлись агентами разведки Светлейшего (титул правителя Венеции) по коммерческим и по политическим вопросам. Благодаря этому маленькой республике удалось занять ведущие позиции в европейской торговле и долго сохранить их даже после открытия новых морских путей и появления великих держав.