Последнего султана мамлюков подвесили за крюк на воротах города, который еще ранее подвергся опустошительному разгрому…
24 января 1517 года султан Селим вошел в Каир и был провозглашен «служителем двух святилищ»[223 - Winter M. The Ottoman occupation. Cambr., 2008. P. 490.] (Мекка и Медина), однако на другой день он отдал город своим воинам на разграбление.
Грабежи продолжались три дня, в результате было захвачено столько золота и серебра, что для перевозки сокровищ понадобилась 1000 верблюдов[224 - Oztuna Y. Yavuz Sultan Selim. Is, 2017. P.88.]. Грабежи сопровождались убийствами: всякого, кто носил характерный головной убор мамлюка, лишали головы[225 - Впрочем, военное сословие мамлюков в османском Египте сохранилось вплоть до начала XIX века.].
Историки сравнивают этот разгром Каира с разрушением Багдада монголами в 1258 году.
Египет стал провинцией (эялет) Османской империи во главе с наместником (паша).
Вместе с тем во время завоевания Египта турками в плен был захвачен халиф аль-Мутаваккиль III: в Константинополе он отказался от титула халифа, передав его вместе со всеми регалиями власти (мантия и меч пророка Мухаммада) султану Селиму.
Таким образом, с 1517 года появляется Османский (Стамбульский) халифат.
***
Османская империя выросла из бейлика Османа Гази – небольшого княжества в составе тюркского Конийского (Румского) султаната, который прекратил свое существование в 1307 году; между тем, владения Османа, находящиеся на северо-западе Малой Азии, то есть на переднем крае борьбы с «неверными» (ромеями-греками), стали расширяться за счет присоединяемых земель. После Османа правил его сын Орхан (1324—1362), что захватил Бурсу и перенес туда свою столицу.
Орхан создал флот, и в 1352 году впервые турки переправились на европейский берег, захватив крепость Цимпа.
Мурад I, правивший в 1362—1389 годах, заложил основы Османской империи. С этого времени пятая часть военной добычи стала поступать в казну, что позволило Мураду продолжить начатые предшественниками завоевания в Европе и Азии. Так, он захватил Адрианополь, который под названием Эдирне стал новой столицей государства, отныне возглавляемого султаном[226 - Этот титул использовал еще Орхан, но прочно закрепился он за Мурадом.]. В его правление появились такие должности как бейлербей (генерал-губернатор) Румелии и великий визирь, которым стал кадиаскер Халил-паша, – с ним связывают введение системы девширме («набор», «налог кровью»), положенной в основу формирования корпуса янычар (от тур. «новое войско»).
Детей (мальчиков, как правило, 8—16 лет) забирали из семей балканских крестьян христианского вероисповедания. Воспитанные в духе ислама, юноши становились капыкулу (личные слуги султана) и проходили военную (в качестве янычар) или придворную службу, достигая подчас весьма высоких постов вплоть до великого визиря.
В 1389 году Мурад I нанес поражение сербам на Косовом поле, но сам погиб во время этой битвы. Его сын Баязид (Молниеносный) разбил крестоносцев у Никополя в 1396 году, покорив Болгарию. Однако в битве при Анкаре в 1402 году Тамерлан разгромил войско Баязида, пленив и убив его…
Это поражение едва не привело османское государство к краху, вызвав длительную междоусобицу, что продолжалась до 1413 года, когда один из сыновей Баязида Мехмед (Челеби) победил братьев и захватил власть в свои руки. Он положил начало возрождению османской государственности, которой в середине XV века удалось сделать то, что не смогли арабы в эпоху могущества халифата Омейядов – завоевать Рум.
Неоднократно турки приступали к Константинополю – столице и последнему оплоту Восточной римской империи, со всех сторон окруженной владениями османов. Но всякий раз им приходилось отступать от мощной цитадели. Очередную попытку предпринял юный султан Мехмед II. Два месяца продолжалась осада, и османы испробовали всё – вплоть до огромных пушек. Но защитники крепости отбили все атаки. И когда уже казалось, что отступление неизбежно, султан бросил на штурм янычар: пехота, набранная по девширме, предрешила судьбу города.
Новый Рим – Константинополь пал 29 мая 1453 года.
В честь этой победы султан Мехмед II получил почетное прозвище Фатих (Завоеватель). С его именем, кроме того, связывают так называемый «закон Фатиха», который подразумевал возможность для нового султана убийства своих братьев с целью недопущения междоусобицы и распада государства.
«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе Канун-наме Мехмеда II: «И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим».
После завоевания Египта Османская империя, движимая религиозной экспансией[227 - Начиная с Османа Гази («святой воин»), турецкие султаны проводили политику газавата (священной войны за веру).], объявляется халифатом.
Ислам суннитского толка был в империи господствующей идеологией, что дополнилась суфизмом, получившим в это время широкое распространение в виде братств (тарикатов), таких как мевлеви и бекташи, которые пользовались поддержкой со стороны султанов[228 - Орден мевлеви известен своим ритуалом сама и «вращающимися дервишами»; султаны Баязид II, Селим I и Сулейман Кануни покровительствовали их обители в Конье. Дервиши-бекташи были официальными духовными наставниками янычар («корпус бекташи»).].
Однако «Османский халифат», – притом, что он был мусульманской империей, основанной не на этническом, а на религиозном принципе, – заметно отличался от своих предшественников. Так, правящая династия была тюркского происхождения, а арабы оставались лишь одной из многих народностей в Османской империи, ядром которой являлась Анатолия (Малая Азия), населенная, главным образом, турками.
Таким образом, Османская империя – это, прежде всего, тюркский мусульманский халифат[229 - Правда, этнический фактор стал играть существенную роль лишь на последнем этапе его существования (в конце XIX – начале XX вв.).].
***
В XVI столетии Османская империя достигает вершины своего могущества, – в правление сына Селима – султана Сулеймана Кануни[230 - Кануни – законодатель. В Европе его называли Сулейманом Великолепным.] (1520—1566).
Свое правление Сулейман начал с освобождения нескольких сотен египетских знатных пленников, содержавшихся Селимом в цепях[231 - Турция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1890—1907.]. Однако, в целом, он явился продолжателем дела своего отца – по широкой военной экспансии религиозного характера. Молодой султан развернул борьбу с христианскими кяфирами (неверными) в Европе и шиитскими «еретиками» (Сефевидами) в Азии.
Вскоре был осажден и взят сербский Белград, на следующий год настала очередь о. Родос, а в 1526 году после битвы при Мохаче Сулейман захватил Буду – столицу Венгрии, территория которой оказалась поделена между Турцией (юг) и Австрией. Это был наибольший успех, которого османы добились в Европе.
В 1529 году османское войско во главе с Сулейманом и его великим визирем Ибрагимом-пашой осадило австрийскую столицу Вену. Осада продлилась около двух недель, однако все попытки подорвать стены крепости оказались безуспешными. Натолкнувшись на ожесточенное сопротивление, османы отступили, и три года спустя предприняли новый поход, который также не увенчался успехом.
Вена стала тем же камнем преткновения для турок, что и Рум (Константинополь) для арабов эпохи халифата.
В 1533 году Сулейман продолжил войну с Сефевидами и в ноябре 1534 года вошел в Багдад, однако в дальнейшем персам удалось разбить османское войско, переломив ход войны в свою пользу.
Не удалось султану изгнать европейцев из Индии: в 1538 году турки захватили Аден (южная Аравия) и осадили Диу (берег Гуджарата), принадлежащий португальцам, но взять эту крепость так и не смогли.
В 1548 году возобновилась война с Персией. Шах Тахмасп отступал, оставляя за собой выжженную землю и разрушенные селения, в то же время, нанося чувствительные удары по территориям, контролируемым турками. В 1553 году во время очередного похода на Сефевидов султан Сулейман по подозрению в мятеже приказал казнить своего сына (любимца янычар) Мустафу, который, вероятно, пал жертвой заговора, организованного могущественной Хюррем-султан[232 - Хюррем, также известная как Роксолана – рабыня, возможно, русского происхождения, привезенная во дворец Сулеймана в Манисе и ставшая его наложницей в гареме, а в 1531 году, вопреки устоявшейся традиции, его законной женой.].
В 1555 году в Амасье был заключен мир между османами и Сефевидами, окончивший войну, которая с перерывами продолжалась почти полвека. Две мусульманские державы разделили между собой Грузию и Армению, Азербайджан остался у Персии, а Курдистан и Ирак с Багдадом отошли к Турции.
Войны с Австрией в конце правления султана Сулеймана не привели к значительным изменениям. 1 мая 1566 году он выступил в последний (тринадцатый) военный поход и умер во время осады Сигетварской крепости в Венгрии.
Тело Сулеймана было доставлено в Стамбул и погребено возле мавзолея его любимой жены Хюррем (ум. в 1558 году).
С именем Хюррем турецкие историки связывают начало так наз. «женского султаната» – периода в истории Османской империи, когда большим влиянием при дворе пользовались жены и матери (валиде) султанов. Так, фаворитка Селима II[233 - Сын Сулеймана, прозванный «Пьяницей», правил в 1566—74 гг. В его правление османский флот потерпел поражение в битве при Лепанто (1571 год), чем было подорвано господство турок в Средиземном море.] по имени Нурбану активно вмешивалась в политику при сыне Мураде (султан в 1574—97 гг.), который предпочитал гаремные наслаждения делам государства.
«Женский султанат» достиг апогея в первой половине XVII столетия – в эпоху Кёсем[234 - Жена султана Ахмеда (ум. 1617 г.) и регентша при ее сыновьях – султанах Мураде IV и Ибрагиме I.]. Это было время ослабления власти султанов, чей дворец в Стамбуле (Топкапы) погряз в интригах.
Кёсем была убита в 1651 году, а в 1656 году султан Мехмед IV[235 - Прозванный Авджи («Охотник») он, по-видимому, предавался развлечениям, передав занятия государственными делами всецело великим визирям из рода Кёпрюлю.] (1648—87) назначил великим визирем Мехмеда из рода Кёпрюлю – он и его преемники предприняли попытку возродить государство, которое начало клониться к упадку.
В 1683 году великий визирь Кара Мустафа-паша во главе большого османского войска предпринял вторую осаду Вены, которая затянулась на два месяца. 11 сентября на помощь горожанам подошли объединенные силы Священной лиги во главе с польским королем Яном Собеским, который нанес туркам сокрушительное поражение.
Исход битвы под Веной предопределил судьбу великого визиря (его вскоре убили янычары) и султана Мехмеда IV, – он был свергнут в 1687 году и пять лет спустя умер в заключении.
Война в Европе, между тем, продолжалась еще 16 лет и закончилась подписанием мира в 1699 году. В итоге османы потеряли Венгрию и Трансильванию (эти территории отошли к Австрии).
Таким образом, к концу XVII века был положен предел религиозно-территориальной экспансии Османской империи, которая в следующем столетии приходит в упадок.
***
Итак, после падения Багдада в 1258 году арабо-мусульманская цивилизация (государственность) практически прекращает свое существование. Халифаты последующего времени имеют во многом лишь символическое значение. «Каирский халифат» находился под властью мамлюков (бывших невольников тюркского и кавказского происхождения), а «Стамбульский халифат» был империей османской династии, которой удалось в течение XVI столетия захватить большую часть западных земель Арабского халифата времен его могущества (VII – IX вв.). Восточные земли оказались во власти шахов-суфиев, – персидских Сефевидов, исповедующих ислам шиитского толка.
Историческая родина арабов – Аравийский полуостров оказался разделенным на ряд регионов:
– Хиджаз, ранее принадлежавший мамлюкам и захваченный османами после покорения Египта в 1517 году; объявленные защитниками мусульманских святынь (Мекка и Медина) султаны контролировали, по большому счету, только порты и города, где размещались турецкие гарнизоны.
– Йемен, захваченный турками в 1537 году, в начале XVII века под руководством шиитского имама Касима (1597—1620) восстал и сверг османское владычество на севере страны. При его сыне и преемнике Мухаммаде к 1636 году турки были полностью изгнаны из Йемена[236 - Encyclopedia of the Ottoman Empire. Infobase Publishing. P.603.].
– Неджд (географический центр Аравии), который при первом «праведном» халифе Абу Бакре был одним из основных очагов сопротивления распространению ислама. И по всей видимости, несмотря на победу мусульман в войне с «лжепророками» и «вероотступниками», исламизация этого региона так и осталась незавершенной. На протяжении последующих столетий кочевники-бедуины и земледельцы оазисов продолжали исповедовать естественную религию своих предков, зачастую сочетая ее с внешними атрибутами ислама.
Внутренняя Аравия, хотя, по-видимому, считалась частью Османской империи, де-факто ею не контролировалась, за исключением побережья Персидского залива, захваченного в середине XVI века[237 - Эялет Лахса (1560—1670), включавший территории современных Кувейта, Катара и Саудовской Аравии.]. Эта была территория, населенная арабскими племенами, вожди которых (шейхи) постоянно воевали друг с другом и совершали набеги на Хиджаз. И только в XVIII веке стало возможным объединение центрального региона Аравии под властью одного лидера (из рода Сауда) и вокруг идеи, носителем которой выступил Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб[238 - Прозвище отца Мухаммада «Ваххаб», давшее название движению салафитов-ваххабитов, в переводе означает «Даритель» – одно из имен Аллаха. Правда, по имеющимся сведениям, сам отец Мухаммада, как и его брат Сулейман, выступал против его учения.] (1703—1792).
Родился ибн Абд аль-Ваххаб в Уяйне (Неджд) в семье потомственных богословов из племени Бану Тамим (его дед был муфтием, а отец судьей-кади). В юности он совершил хадж в Мекку и, посетив Медину, стал учеником Мухаммада аль-Синдхи, шейха из суфийского ордена, который оказал на него большое влияние: идеи недопустимости поклонения святым, осуждения слепого следования авторитетам в вопросах права, необходимость непосредственного изучения Священного писания ибн Абд аль-Ваххаб заимствовал у аль-Синдхи.
После обучения в Медине ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру[239 - Этот город является традиционным центром шиитского движения, известного почитанием имамов, начиная с Али и его сыновей.], где прожил пять лет и начал проповедь, а также, вероятно, написал свой главный труд – Книгу единобожия.