banner banner banner
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Оценить:
 Рейтинг: 0

Законы истории и особенности мировых цивилизаций


Проповедник призывал горожан к отказу от суеверного поклонения святым и почитания их могил, видя в этом возрождение многобожия (араб. ширк[240 - Букв. – уравнивание с Богом Его творений или, в соответствии с Кораном, «придание Аллаху сотоварищей».]) и непозволительное новшество (араб. – бида). Однако жители Басры изгнали его из города. Мухаммад бежал в аль-Хасу, потом добрался до Хураймалы, где «жили абды, известные своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[241 - Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. – конец XX века. М., 2001.]. Он снова бежал и в том же году вернулся на родину – в Уяйну.

Здесь ибн Абд аль-Ваххаб развернул активную проповедь своих идей, которые постепенно находили последователей, в том числе и среди городской знати. Так, эмир Уяйны Усман ибн Муаммар стал его сторонником; с его помощью ибн Абд аль-Ваххаб начал претворять свои идеи в жизнь: почитаемая местными жителями гробница сподвижника пророка Мухаммада Зайда ибн аль-Хаттаба была разрушена, а местная священная роща срублена. Кроме того, он организовал побиение камнями женщины, признавшейся в прелюбодеянии.

Однако все эти действия привлекли внимание шейха племени Бану Халид, который обладал значительным влиянием в Неджде, – под его давлением эмир Уяйны вынудил проповедника покинуть город.

Об изгнании ибн Абд аль-Ваххаба узнал другой эмир Неджда – Мухаммад ибн Сауд, который пригласил его в свой город Эд-Диръия[242 - Неподалеку от Эр-Рияда.]. Согласно автору книги «Блеск метеора» («Лам аль-Шихаб»), когда они впервые встретились, ибн Сауд заявил: «Это твой оазис, не бойся своих врагов. Клянусь Аллахом, даже если весь Неджд соберется, чтобы изгнать вас, мы никогда не согласимся на это». В ответ ибн Абд аль-Ваххаб сказал: «Дай мне клятву, что будешь вести джихад против неверных. Взамен ты будешь имамом, главой уммы, а я буду лидером в религиозных вопросах».

Так, в 1744 году они обменялись взаимной клятвой верности и заключили договор, что положил начало возрождению арабо-мусульманской государственности, основанной на исламе суннитского толка в интерпретации учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

***

Прошла тысяча лет со времен пророка Мухаммада, призвавшего арабов поклоняться одному Богу и покоряться одному правителю. В XVIII веке другой Мухаммад пошел по тому же пути, хоть и не называл себя пророком – провозгласил возрождение ислама в виде «чистого» единобожия, и эта идея стала стержнем, вокруг которого началось новое объединение арабов, во многом все еще сохранявших родоплеменной уклад жизни.

Последователи ибн Абд аль-Ваххаба называли себя Ахль ат-Таухид (люди единобожия), а в дальнейшем также салафитами[243 - Сторонники возвращения к жизни в эпоху ранней уммы (мусульманской общины времен пророка Мухаммада и его сподвижников).].

Его учение, которое нередко сравнивают с пуританизмом из-за неприятия роскоши (запрет на ношение мужчинами шелковых одеяний и украшений из золота), включало ряд идей, главной из которых был таухид (единобожие), что предполагал отказ, в том числе, от обращения к посредникам между людьми и Богом, – в лице имамов, святых и пророков[244 - А потому молитва о заступничестве даже у мест почитания пророка Мухаммада с точки зрения последователей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба являлась нарушением истинного единобожия.].

Новое учение было многим обязано суфиям из Медины, у которых обучался ибн Абд аль-Ваххаб. Однако к суфизму, который зачастую являлся проводником тех самых отвергаемых им нововведений (бида), у основателя ваххабизма выработалось неоднозначное отношение. Так, сын и преемник Мухаммада Абд Аллах писал впоследствии: «Мы не отрицаем путь суфиев и очищение внутреннего „я“ (нафс) от пороков… Однако… мы полагаемся на Всевышнего Аллаха… Нам достаточно Его», – тем самым, намекая на неприятие суфийской практики почитания шейхов и авлия (святых).

Под лозунгом возвращения к истокам религии ибн Абд аль-Ваххаб начал в Аравии движение, сходное с Реформацией[245 - Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба сравнивают с Мартином Лютером.], вместе с тем повелением руководствоваться не комментариями авторитетных правоведов-богословов, а непосредственно текстом Корана и Сунны Пророка ибн Абд аль-Ваххаб привнес в ислам элемент рациональности, что, в целом, соответствовало духу европейского просвещения XVIII века.

***

Между 1744 и 1746 годами ибн Абд аль-Ваххаб продолжал свою проповедь и написал послания эмирам Неджда, призывая их принять его учение. И этому призыву последовали правители ряда городов, присягнувшие на верность ибн Сауду. Однако в 1746 году ситуация резко осложнилась, когда вождь из Эр-Рияда Даххам ибн Даввас напал на город Манфуха, что подчинился Эд-Диръие. Это нападение явилось поводом для начала войны, которая, по словам ибн Абд аль-Ваххаба, носила сугубо оборонительный характер: «Что касается войны, до сегодняшнего дня мы ни с кем не сражались, разве что защищая свои жизни и честь. Они пришли к нам и, не жалея сил, сражались с нами. Мы начали войну против некоторых из них только в отместку… Это они начали объявлять нас неверующими и сражаться с нами»[246 - Бунцель М. Явная вражда: истоки, развитие и сохранение классического ваххабизма. Принстон, 2018. С. 244.].

В 1753—54 гг. новообразованный эмират Эд-Диръии столкнулся с первым серьезным вызовом: правители ряда городов, прежде присягнувшие Мухаммаду ибн Сауду, отказались от своей клятвы верности и объединились с его противниками. Мятеж, по-видимому, поднял эмир города Хураймила, которого ибн Абд аль-Ваххаб объявил вероотступником, начав против него священную войну – джихад, что с этого времени (вместо обороны) приобретает характерные черты завоевания[247 - И опять основатель ваххабизма повторяет путь пророка Мухаммада – от мирной проповеди через оборонительный джихад до оправдания завоевательных походов.].

Поход против Хураймилы возглавил Абд аль-Азиз, сын Мухаммада ибн Сауда, – с отрядом из тысячи воинов он смог усмирить повстанцев.

Новую угрозу для эмирата Эд-Диръии создали арабы племени аджман, которые в союзе с исмаилитами из Наджрана в октябре 1764 года нанесли поражение саудовцам в битве при Хайре, осадив Эд-Диръию. Город удалось отстоять, создав раскол в стане осаждающих: наджранийцы неожиданно воротились восвояси, заключив перемирие с саудовцами.

Десять лет спустя (1773) Абд аль-Азиз, ставший новым эмиром Эд-Диръии, завоевал Эр-Рияд, а его шейх, бывший главным противником ваххабитов, Даххам ибн Даввас, с большей частью жителей спасся бегством.

Саудовцы вошли в опустевший город.

После падения Эр-Рияда ибн Абд аль-Ваххаб отходит от государственных дел, посвятив себя всецело преподаванию и проповеди своего учения. Абд аль-Азиз, между тем, продолжал завоевания, захватив такие города как Судайр, аль-Хардж и др. На севере был взят Хадиль. В результате к концу 80-х годов XVIII века саудовцы смогли установить контроль над большей частью Неджда.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб умер в июне 1792 года. Его потомки, известные как Аль аш-Шейхи, продолжили начатое им дело, обеспечивая идеологическую поддержку семейству Сауд.

***

В 1788 году при поддержке ибн Абд аль-Ваххаба эмир Абд аль-Азиз добился от знати присяги на верность его старшему сыну Сауду, который еще при жизни своего отца стал его соправителем и главным военачальником, продолжив ранее начатые завоевания, в том числе походы на побережье Персидского залива.

В 1790-х годах после ряда бунтов были покорены богатые оазисы эль-Хасы.

Ведя войны на востоке, эмиры Эд-Диръии старались поддерживать мирные отношения с шерифами[248 - Шариф (шериф) с араб. – благородный. Титул правителей Мекки с X века.] Мекки, которые правили в Хиджазе (под контролем османов). Однако в 1790 году шериф Халиб ибн Мусаид, возможно, под влиянием турок, опасавшихся усиления саудовцев, напал на Неджд. Этот поход не увенчался успехом, но положил начало длительной вражде между правителями Эд-Диръии и Мекки.

К концу века османы действовали против саудовцев руками своего ставленника в Багдаде Сулеймана-паши, но посланный им отряд в Эль-Хасе был разбит Саудом.

Война в 1799 году закончилась перемирием.

К тому времени французы под командованием Наполеона Бонапарта захватили Египет, – это отвлекло внимание турок от Аравии на несколько лет, чем воспользовались саудовцы, которые в 1802 году разграбили иракскую Кербелу, уничтожив гробницу имама Хусейна, а на следующий год предприняли поход на Мекку. Шериф Халиб бежал в Джидду, а месяц спустя Сауд вошел в священный город мусульман и приказал своим воинам разрушить все мавзолеи святых.

Падение Мекки, защитником которой считались османы, заставило их действовать – в Хиджаз было направлено войско. И ваххабитам, поредевшим из-за болезней, пришлось оставить город.

Осенью 1803 года престарелый и уже отошедший от дел эмир Абд аль-Азиз в мечети столичной крепости Турайф подвергся нападению: живший при дворе дервиш Осман из Мосула, по-видимому, в отместку за разгром Кербелы ударом кинжала убил его.

После гибели отца Сауд ибн Абд аль-Азиз официально взошел на престол, став эмиром Неджда; в последующее время он распространил свое влияние на Хиджаз, захватив священные города Мекку и Медину. Шериф Халиб покорился, сохранив за собой эту должность.

Между тем Саудовское государство настолько расширилось, что стало представлять серьезную угрозу для Османской империи, до сих пор предпочитавшей не вмешиваться в междоусобицы арабских племен. К 1810 году эмиру Эд-Диръии покорилась большая часть Аравии, а правители Маската (Оман) и Йемена платили ему дань. Однако по мере роста военной добычи и накопления богатств был предан забвению один из главных заветов Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба – отказ от роскоши. Простота и умеренность жизни прежних правителей остались в прошлом. Эмир Сауд окружил себя рабами-телохранителями (после покушения на своего отца), он завел огромный гарем – помимо жен у него было множество наложниц; его дворец был богато украшен золотом и жемчугами, а предметом его особой гордости был табун из 600 породистых лошадей.

Обложив покоренное население налогами, саудиды и знать в Эд-Диръие пребывали в роскоши, что привело к разочарованию в ваххабизме простых кочевников и земледельцев. И этим вскоре воспользуется грозный враг, каковым станет Мухаммад Али – вали (наместник) султана в Египте с 1805 года.

Мухаммад Али – албанец по происхождению, военный со времени египетского похода Наполеона, пришел к власти в османском эялете (провинции) в ходе долгой борьбы с мамлюками, в которых он и в дальнейшем видел угрозу для себя. Когда же 1 марта 1811 года в Каирской крепости состоялось мероприятие, связанное с отправлением в Аравию сына египетского паши, он воспользовался удобным случаем, чтобы расправиться со своими противниками. В тот день шестьсот мамлюков попали в засаду и были расстреляны с башен крепости, что привело к угасанию этого традиционного египетского военного сословия, воинов-всадников из бывших невольников[249 - Мухаммад Али (1805—1848) укреплял свою власть над Египтом и провел ряд реформ, которые во многом предвосхитили преобразования султана Махмуда IV, включая избиение мамлюков, как предтеча уничтожения янычарского корпуса в 1826 году.].

В августе того же года начался египетский поход против саудовцев, которым поначалу сопутствовал успех: противник, застигнутый врасплох в горном ущелье у вади Эс-Сафра, был обращен в бегство. Однако год спустя при поддержке местных кочевников войска под командованием сына Мухаммада Али – Тусун-паши взяли Медину, в январе 1813 года – Джидду, а вскоре шериф Халиб сдал Мекку.

Под контролем египтян оказался весь Хиджаз, куда осенью 1813 года прибыл лично Мухаммад Али, сместивший шерифа Халиба. А весной 1814 года умер эмир Сауд, которому наследовал сын Абдаллах, получивший государство, быстро пришедшее в упадок.

Последующие боевые действия велись с переменным успехом; новый эмир был вынужден заключить перемирие и подчиниться османам, что на некоторое время приостановило войну, которая, впрочем, вскоре продолжилась, – под началом наиболее успешного полководца Мухаммада Али – его приемного сына Ибрагима-паши.

Осенью 1816 года Ибрагим-паша начал продвижение вглубь Неджда, стремясь заручиться поддержкой племенных вождей, которые весьма охотно переходили на сторону египтян.

Летом 1817 года был осажден Эр-Расс, город пал в октябре. Абдаллах отступил в Шакру, который был оставлен в начале 1818 года, как и ряд других городов.

К апрелю 1818 года столица эмирата Эд-Диръя осталась последним оплотом саудовцев. Абдаллах и его родня укрылись в крепости Турайф, что возвышалась над оазисом.

Город продержался до сентября, когда эмир Абдаллах пошел на переговоры. Два дня спустя он сдался в плен. И был отправлен в Стамбул, где в декабре 1818 года по приказу султана Махмуда II казнен.

Так, пало первое Саудовское государство со столицей в Эд-Диръии, которую Ибрагим-паша полностью разрушил, сравняв с землей.

***

Внешние условия (как отсутствие ресурсов, так и окружение сильными врагами) не благоприятствовали созданию прочного арабского государства. Тем не менее, саудитам уже несколько лет спустя после нашествия египтян удалось основать новый эмират.

Вскоре после разрушения Эд-Диръии Ибрагим-паша вывел свои войска из Аравии, охваченной хаосом начавшихся междоусобиц, на волне которых поднялся Турки ибн Абдаллах, приходившийся казненному в Стамбуле эмиру двоюродным дядей.

В 1818 году ему удалось избежать расправы, скрывшись в пустыне, в племени бану тамим, а после ухода египтян он поначалу примкнул к назначенному ими правителю Неджда Ибн Муаммару, а потом восстал против него, убив самого эмира и его сына. Ненадолго Турки овладел Эр-Риядом, откуда ему вскоре пришлось бежать из-за подошедшего египетского войска, посланного на усмирение бунта.

Однако новое появление египтян, которые занялись грабежами, возбудило против них население Аравии.

В 1823—24 гг., воспользовавшись народным восстанием, Турки выбил египтян из городов Неджда, а после нескольких месяцев осады взял Эр-Рияд, сделав этот город столицей эмирата саудитов, и, чтобы избежать новой войны, признал себя данником османского султана. Вместе с тем Турки, придя к власти, начал действовать как вполне независимый политик, вторгаясь в земли других арабских племен и прибирая к своим рукам их города и селения. На севере ему подчинился эмират Джебель племени шаммар, где за власть с правящей династией боролось семейство ар-Рашид, на востоке к 1833 году все побережье Персидского залива платило дань Турки.

Последние годы правления первого эмира второго саудовского государства ознаменовались засухой, голодом, а затем еще и эпидемией холеры, от которой весной 1832 года в Мекке умерло 20000 паломников. Перекинувшись в Неджд, болезнь выкосила целые селения, оазисы обезлюдели…

9 мая 1834 года на выходе из мечети Турки ибн Абдаллах был убит, по-видимому, пав жертвой заговора, организованного его родственником по имени Мишари ибн Абдуррахман, который немедленно провозгласил себя правителем, воспользовавшись тем, что сын Турки – Фейсал с войском находился в Бахрейне.

Однако весть о перевороте быстро долетела до Фейсала ибн Турки, который двинулся на Эр-Рияд и уже в ночь на 28 мая вошел в город. Самозваный имам Мишари скрылся за стенами городской крепости, однако среди его людей оказался предатель, который впустил воинов Фейсала.