banner banner banner
Как сочинить видеоигру: 201 совет от сценариста Broken Sword и Resident Evil
Как сочинить видеоигру: 201 совет от сценариста Broken Sword и Resident Evil
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как сочинить видеоигру: 201 совет от сценариста Broken Sword и Resident Evil

4. Самое важное – геймплей

Роль сценариста в разработке игры кажется очевидной, особенно если у игры насыщенная нарративная часть, как это бывает в квестах или ролевых играх (RPG, role playing game), и этой роли часто придают большее значение, чем следует. При работе во многих других форматах сценарист нужен для запуска творческого процесса, но игры в этом отношении стоят особняком.

Нужно понимать, что в играх нет ничего важнее геймплея. Без геймплея не было бы игры, и работа сценариста была бы такой же, как и в других сферах.

Очевидно, что в геймдеве сценарий так же важен, как и работа художников, аниматоров, программистов и дизайнеров, но если ни один из этих элементов должным образом не поддерживает геймплей, то велика опасность того, что геймплей развалится и игрок будет разочарован.

Сюжеты, персонажи, диалоги и все остальное должны разрабатываться и писаться с постоянной оглядкой на геймплей. Ваши проработанные реплики и цели повествования не должны противоречить его механике или игровым способностям персонажей.

5. Роль фана

Применительно к играм фан – развлечение, или удовольствие (fun), – может означать что угодно. У каждого свои представления о том, что это такое, – от еженедельного просмотра спортивных передач с участием любимой команды до возделывания сада. Удовольствие может доставить даже преодоление трудностей, например, когда получается вырастить пышный цветок, хотя в клумбе не тот тип почвы.

Фан – это главное в играх, но на вкус и цвет товарищей нет: кто-то обожает авиасимуляторы и ненавидит шутеры от первого лица, а чьи-то предпочтения прямо противоположны. Ни в том ни в другом, конечно же, нет ничего дурного. Сценарист должен знать, как игроки понимают фан и что? они переживают в играх каждого из жанров, в которых он работает.

Если сюжет игры завязан на тяжелой теме или в нем есть какие-то мрачные элементы, слово «фан» не слишком подходит для описания впечатлений игрока. Здесь правильнее сказать, что он испытывает удовлетворение, проходя игру, преодолевая препятствия и достигая цели.

Самое главное – игра должна зацепить игрока, он должен наслаждаться, проходя испытания, возникающие на пути. В первую очередь это касается геймплея, но сценарий тоже играет не последнюю роль в поддержке настроения или подаче поворотов сюжета и диалогов персонажей, которые не только соответствуют геймплею, но и улучшают его.

Команда и разработка

6. Уважайте команду

В наши дни игры редко разрабатывает один человек; еще реже этот человек является игровым писателем. Это означает, что сценарист, скорее всего, входит в команду, где люди обладают различными навыками, и каждый из них хочет сделать классную игру.

Уважайте команду и ее отдельных участников, это очень важно для эффективной и слаженной работы. А уж если вы хотите, чтобы остальные так же относились к вам и вашей работе в рамках проекта, это просто жизненно важно.

Некоторые сильные стороны и навыки сценариста не видны на поверхности, поэтому их бывает трудно показать в действии. Команда не всегда может понять, что именно вы сделали, особенно если вы выдаете свои результаты по кусочкам. Поясняйте свой ход мыслей и свои задумки для сюжета и персонажей – это поможет всем сохранить общее ви?дение.

Временами творческие разногласия заводят в тупик. В таких случаях именно взаимное уважение поможет сдвинуться с мертвой точки. Оно дает возможность увидеть точки зрения коллег и прийти к решению, которое устроит всех.

По-настоящему продуманный компромисс (хотя это слово зачастую воспринимается негативно) следует оценивать с точки зрения его пользы для проекта. Вместо того чтобы рассматривать компромисс как некое половинчатое решение, с которым все должны просто смириться, к нему следует подходить более творчески.

Как, работая вместе, вычислить эту золотую середину и добиться хорошего результата?

К этому можно прийти только в атмосфере уважения.

7. Уважайте сценариста

Уважение всегда должно быть обоюдным. Члены команды должны уважать игрового сценариста, а также те умения и опыт, которые он вкладывает в проект.

Писателя нередко привлекают к работе над игрой в рамках краткосрочного контракта или как фрилансера, и он не интегрирован в процесс в физическом смысле – не сидит за столом в том же офисе. Поэтому некоторым коллегам может показаться, что сценарист вовсе не является полноценным членом команды. Но они должны понимать, что любой сто?ящий писатель думает прежде всего о благе проекта. Он постарается сделать все, что в его силах, чтобы игра получилась как можно лучше, и определенно будет считать себя частью проектной команды.

Обычно такого специалиста приглашают потому, что членам команды недостает профессиональных писательских навыков. Я не хочу сказать ничего дурного о профессиональных качествах других участников. Но если каждый стремится довести до совершенства сюжет, характеры персонажей и диалоги в игре, к которой они неравнодушны, им следует ценить и уважать роль сценариста.

Конечно, все стороны, участвующие в разработке игры, должны уважать друг друга, но такое отношение возникает не на пустом месте. Уважения невозможно требовать – его нужно заслужить. Сценаристам и их коллегам по команде нужно работать так, чтобы завоевать должное отношение к себе.

8. Разберитесь в гейм-дизайне

Если вы игровой сценарист, вам может казаться, что ваша деятельность не связана с работой остальной команды напрямую. Даже те, кто знает, как создаются игры, не всегда способны наладить взаимодействие с коллегами.

Для сценариста, ответственного за улучшение интерактивного опыта игроков, особенно важно понимать гейм-дизайн. Знание особенностей дизайна – от игровых механик до интерфейса, который отражает развитие сюжета и персонажей, – поможет вам увидеть в нужном свете сам игровой нарратив и то, как он должен разворачиваться в зависимости от действий игрока.

Я не пытаюсь сказать, что вам нужно стать гейм-дизайнером или понять все тонкости дизайна, но вникнув в замысел игры, вы поймете, какие существуют структуры и ограничения нарратива в разных игровых жанрах. А когда станут ясны рамки, в которых предстоит работать, вы сможете взаимодействовать с гейм-дизайнерами, чтобы как можно более творчески подойти к подаче сюжета.

Так, скорее всего, вы будете иначе писать диалоги для случаев, когда предполагается либо не предполагается детализация лиц персонажей или их озвучка.

9. Углубитесь в процесс разработки

Некоторые сценаристы сами предпочитают держаться подальше от разработки, а других удерживают на расстоянии их собственные коллеги, особенно если создание сценария происходит удаленно. Однако непонимание того, как сценарист вписывается в процесс, может нанести вред проекту в целом.

Это не значит, что вам нужно постигать все тонкости, – это может отвлечь вас от решения основных задач. Но базовое понимание игрового фреймворка и того, как результат вашей работы интегрируется в игру, позволит вам увидеть общую картину и органично вписать в нее персонажей, сюжет и диалоги.

Только вникнув в процесс разработки, вы сможете оценить всю сложность создания игр и понять, почему это порой занимает так много времени. Кроме того, вы сможете сотрудничать с командой так, чтобы эффективно интегрировать сценарий.

В конце концов, очень увлекательно наблюдать, как из множества разнообразных частей складывается нечто стоящее.

10. Ключевые позиции в студии

Каждая игровая студия уникальна и обычно имеет собственную структуру управления геймдевом. Отчасти это связано с масштабами: небольшая команда из десяти человек разительно отличается от огромной студии с более чем сотней сотрудников, работающих над множеством игр.

Но иногда внутренняя структура растет вместе со студией, и тогда в ней создаются роли – чтобы заполнить пробелы или управлять той сферой, которой не существовало десятилетие назад.

Жанр создаваемой игры, скорее всего, также наложит свой отпечаток на структуру. Потребности у высококлассного экшена совершенно иные, нежели у скромного квеста-головоломки, что и будет отражено в структуре.

Вот некоторые типичные ключевые роли в геймдеве: директор (Director), продюсер (Producer), менеджер проекта (Project Manager), нарративный дизайнер (Narrative Designer), ведущий сценарист (Lead Writer), ведущий дизайнер (Lead Designer), художественный/креативный директор (Art/Creative Lead), ведущий художник (Lead Artist), ведущий аниматор (Lead Animator), технический руководитель, или техлид (Technical Lead), руководитель отдела реализации (Implementation Lead), руководитель отдела QA[2 - Quality assurance (QA) – обеспечение качества. – Примеч. ред.] (QA Lead) и руководитель отдела аудиодизайна (Audio Lead).

Некоторые роли, весьма вероятно, будут в чем-то дублировать друг друга или называться по-другому. Полезно знать, кому вы как сценарист будете подотчетны, с кем будете общаться и от кого получать обратную связь.

11. Не бывает «просто игр»

Если вы когда-нибудь думали о ваших проектах что-то вроде «это просто игра» (как будто это низшие формы индустрии развлечений), то, вероятно, написание игровых сценариев не для вас и пора задаться вопросом, почему вы выбрали именно эту область.

В наше время игры представляют собой громадную творческую отрасль, которая вносит значительный вклад в экономику. Относитесь к своим проектам как можно более профессионально.

Халтурная работа, вызванная пренебрежением к играм в целом или к проекту в частности, всегда заметна. Это не просто плохо само по себе – такой подход может серьезно навредить профессиональной репутации, от которой зависит дальнейшая карьера всех нас, сценаристов. Слабые игровые сценарии обладают долгой историей, и пока они продолжают появляться, это бросает тень на каждого в этой профессии. Постарайтесь понять, что игры так же важны и значимы, как и любой другой вид развлечений.

Пренебрежительное отношение к нашему занятию встречается, конечно, не только среди сценаристов. Я помню один случай, когда аниматора на проекте (в котором принимал участие и я) уличили в плохой работе. Его ответ был таким: «Ну и что? Это же всего лишь игра». Излишне говорить, что надолго он в компании не задержался.

Серьезное отношение к играм и применение в каждом проекте всех ваших умений и способностей не только поможет вам заявить о себе, но и принесет хорошую отдачу.

12. Разработчик против игрока – «мы» и «они»

Однажды я разговорился с одним из гейм-дизайнеров проекта – он описывал загадку, которую только что придумал. «Это точно поставит игрока в тупик», – с гордостью заявил он. Пришлось объяснить ему, что нашей задачей как разработчиков было не «победить» игроков, а вовлечь их в процесс.

Создание игр не должно рассматриваться как поединок разработчика и игрока, где есть «мы» и «они». Наша задача – развлекать игрока (с помощью головоломки или игры с другим геймплеем), и здесь он становится нашим союзником. При правильном подходе мы достигнем нужного баланса испытаний и вознаграждения.

Как правило, сценарий тесно связан с дизайном и должен обеспечивать соблюдение негласного «контракта» между разработчиком и игроком. Подсказки и информация в игре могут быть едва уловимыми и загадочными, но следует проявлять аккуратность и не допускать, чтобы игрок запутался.