Василий Горчаков
История кино
Посвящается Алеку Болдуину, замечательному человеку и актеру, которому довелось убедиться, что сниматься в вестерне все равно что жить на Диком Западе.
Приглашение на Дикий Запад
Маленькое историческое предисловие, в котором автор книги считает нужным сказать о том, что было до того, как пришло видео…
Фильм Эдвина С. Портера «Великое ограбление поезда» (1903) заложил основы вестерна – стал неким его эталоном. Портер с самого начала предложил «джентльменский набор» элементов, которые затем использовались всеми его последователями: злодеев, творящих свои темные дела, преследуют и побеждают хорошие парни на горячих жеребцах с кольтами и винчестерами в руках. Картина одного из пионеров кино США Сесиля Б. ДеМилля «Муж индианки» (1914), первая крупная лента, поставленная в Голливуде, была также и первым полнометражным вестерном. Славившийся своим умением устраивать красочные представления, ДеМилль заполнил экран индейцами, конокрадами, злодеями, драчунами из салуна. Его успех заставил и других режиссеров следовать той же формуле. Так постепенно классический вестерн обрел лицо: острый и лихо закрученный сюжет, прямолинейный конфликт между добром и злом, незатейливые герои, излучающие мужскую силу, отвагу, преданность. Женщины просты, честны и верны, в то время как злодеи, все без исключения, жестоки и аморальны. Среди второстепенных персонажей – жители городка, завсегдатаи баров и время от времени – одна-две комические фигуры.
Интересен сам момент возникновения «мифологии Запада». В истории каждого народа есть периоды, рождающие наибольшее количество легенд и мифов. Катализатором интереса к Дикому Западу в 1865–1890 годах послужил «десятицентовый роман», дешевенькие изданьица, раздувавшие до невероятных размеров деяния героев Запада. Золотые денечки злодеев и ковбоев длились недолго (лет тридцать самое большее). Однако авторы бульварных книжек навсегда врезали в сознание своих наивных читателей, что это был поистине райский век Дикого Запада, когда жизнь протекала невероятно интересно, а неизведанные земли таили в себе безграничный простор для приключений. Похождения знаменитых бандитов, блюстителей порядка, гнусных трусов, смелых женщин и кровожадных индейцев вовсю живописались в многочисленных романах и повестях. Билли Кид[1], братья Долтоны, семья Джеймс, братья Янгеры, Уайтт Эрп, Энни Оукли, Белл Стар и другие вошли в легенду именно из этих грошовых книжиц.
Американские психологи считают, что вестерны апеллируют к некоторым сторонам человеческой натуры, особенно к тяге американцев к мужественному (читай, грубоватому) индивидуализму. Зритель активно сочувствует всему происходящему на экране. Исход на Запад для многих представляется желанным уходом от повседневной суеты, возвратом к примитивной чистоте нравов.
Тут напрашивается параллель: в отсутствие настоящих героев наличие четкого социального заказа диктует появление ходульных персонажей, однозначно олицетворяющих набор качеств, присущих данному политико-социальному строю и господствующей шкале ценностей. Как тут не вспомнить многочисленных «героев» гражданской войны, литературно-кинематографических, а не реальных, которых нам навязывал в течение долгих лет наш собственный кинематограф. Говорят, что нет пророков в своем отечестве, фальшивых же кумиров достаточно в любом.
Но вернемся к нашим ковбоям. В 1914 году Уильям С. Харт, уже снявшийся в некоторых фильмах, появился в роли меткого стрелка Бронко Билли и, переходя в ней из фильма в фильм, стал первым актером, неразрывно слившимся в глазах публики со своим экранным воплощением, что весьма характерно для вестерна при его структурном примитивизме.
Удивительно, но таких ярких личностей, олицетворяющих собой целый жанр, как Уильям С. Харт, было на протяжении века не так уж много. Харта с его строгим лицом и несмолкающим револьвером сменил в середине 20-х годов того века Том Микс – лучший наездник в истории кино. Его вестерны были хорошо поставленными, характеры – объемными, сюжетные ходы – обоснованными и правдоподобными. Вне экрана он поражал своих поклонников белоснежными ковбойскими костюмами, спортивными машинами и привычкой к роскоши. После десятка лет успеха и славы Томи Микс, последняя ковбойская звезда эпохи немого кино, сошел с экрана, уступив место молодому Джону Уэйну.
Джон Уэйн, речь о котором впереди, безраздельно царствовал на ковбойском троне до самой своей смерти в 1979 году, лишь в последние годы делясь лучами славы со своим наследником и продолжателем Клинтом Иствудом.
За невозмутимым Иствудом, активно работающим в кино до настоящего времени, правда, больше в качестве режиссера, чем актера, к сожалению, нет никого, кто мог бы достойно соперничать с гигантами далекого и недалекого прошлого.
Но в те ранние дни вестерны производились с такой скоростью, что режиссеру оставалось только следовать устоявшейся формуле, времени выдумывать что-нибудь новое просто не оставалось. Только в 1923 году на экранах появился первый выдающийся вестерн «Крытый фургон». Широкомасштабное полотно повествовало о походе в 1849 году через Американский континент самого крупного в истории каравана с переселенцами. Режиссеру Джеймсу Крузу удалось передать монументальную красоту бескрайних долин, упорство и настойчивость первопроходцев. Круз снимал в тех же местах, где пролегал исторический переход, показав зрителям захватывающие картины штурма могучих водных преград, атаки индейцев, многочисленные тяготы неимоверно трудного пути. Картина обошлась в невиданно большую по тем временам сумму – 150 000 долларов, собрав доход в 4 миллиона. В течение 58 недель она шла в кинотеатре «Критерион» в Нью-Йорке.
Успех «Крытого фургона» подтолкнул к созданию фильма «Железный конь» молодого режиссера Джона Форда, ставшего потом непревзойденным мастером этого жанра.
Эти две ленты – лучшее из всего, что было создано в 20-е годы, хотя в жанре вестерна небезуспешно работали многие режиссеры: среди них уже знакомый нам Уильям С. Харт, Кен Мейнард, Гарри Кери, Бак Джонс, Фред Томсон, Хут Гибсон и другие. Наиболее удачными из ранних вестернов были также «Виргинец», «Билли Кид», «Большая тропа» (1930) и «Симаррон» (1931). Джон Уэйн, сыгравший молодого ковбоя в «Большой тропе», подобно своему предшественнику Уильяму С. Харту, превратился со временем в олицетворение героя Запада. К 1975 году его фильмы собрали около 400 (!) миллионов долларов.
Большинство вестернов были, однако, второсортной продукцией (или, как выражаются американцы, категории «Б»). Но когда киностудия «Юниверсал» решила снять свой первый большой вестерн, расходов она не жалела. Для производства фильма «Золото Саттера» (1936) она пригласила… самого Сергея Эйзенштейна, который в то время приехал в США для знакомства с Голливудом. Правда, в последний момент, как пишет американский историк кино Стивен Эрли, по политическим мотивам студии пришлось отступить, передав готовый сценарий Джеймсу Крузу. Разочарованный Эйзенштейн уехал в Мексику, а затем и на родину. Разочарование поджидало и Круза: фильм после всех этих перипетий провалился.
В 30-е годы двадцатого века среди создателей вестернов царили в основном режиссеры Сесил Б. ДеМилль и Джон Форд, которым с помощью суперзвезд Тайрона Пауэла, Генри Фонды и Джеймса Стюарта удалось вернуть популярность жанру.
Джон Форд, без сомнения, самый признанный режиссер в жанре вестерна. Он начал работать еще в 1914 году, сняв более 125 картин (многие из них – немые вестерны). Форд за свою долгую плодотворную жизнь шесть раз удостаивался высшей награды Американской академии киноискусства – премии «Оскар», четыре раза – менее почетной премии Нью-Йоркской кинокритики. Его фильм «Дилижанс» (1939) признан лучшим в своем роде. Орсон Уэллс признавался, что, готовясь к съемкам своего фильма «Гражданин Кейн», также ставшего классическим, он просмотрел «Дилижанс» более сорока раз. Никто лучше Джона Форда не сумел показать величественную красоту природы Запада, отдаленные городки вдоль границы, удивительные характеры переселенцев и ковбоев. Добавим, что кроме вестернов, Форд снял и такую социальную драму, как «Гроздья гнева» по роману Джона Стейнбека, по праву считающуюся одной из выдающихся картин американского кинематографа.
Вторая мировая война не только забрала многих актеров и режиссеров (один из ковбоев-суперзвезд, Джеймс Стюарт, даже дослужился до звания генерал-лейтенанта), но и способствовала тому, что значительные силы кинематографа были брошены на создание пропагандистских военных фильмов, предназначенных для поднятия боевого духа нации. Вестерны, сократившись числом, обрели, однако, некоторые новые черты: появились новые сюжеты, более сложные характеры, возросла роль женских персонажей. Эта тенденция нашла свое отражение в таких фильмах, как «Случай в Окс-Бау» (1943) режиссера Уильяма Уэллмена, «Красная река» (1948) Ховарда Хоукса, «Стрелок» Генри Кинга, и некоторых других. Жизнь на Диком Западе уже не казалась такой радужной, как раньше. В фильме «Случай в Окс-Бау» впервые можно было увидеть озверевшую толпу горожан, по ошибке линчующую юношу и старика. В «Красной реке» также впервые на экране появляется фигура скотовладельца-стяжателя в исполнении Джона Уэйна, готового на все ради наживы. В «Стрелке» поставлено под сомнение даже «святое» право на кровавую месть: мститель, пролив кровь, сам становился объектом мести, попадая, таким образом, в заколдованный круг, из которого нет выхода.
Два фильма, вышедшие в 50-е годы, заслуживают особого внимания. «В самый полдень» режиссера Фреда Циннеманна явился самым впечатляющим вестерном послевоенного периода. Это легенда мести, чести и долга. Сообщники бандита, отправленного за решетку, поклялись отомстить за своего друга. Шериф маленького городка – объект их мести – обращается к жителям за помощью. Когда становится ясно, что помощи этой не будет, он решает принять бой в одиночку.
Другая картина – «Шейн» режиссера Джорджа Стивенса. Ее герой Шейн, немногословный загадочный незнакомец, появляется ниоткуда, чтобы помочь фермерам, которых терроризируют бандиты. Отомстив (совершив почти ритуальные убийства), он уходит «в закат», навстречу новым приключениям.
В целом же после 60-х годов, откуда берет начало наш видео-гид, на экраны вышел целый ряд фильмов, смело порывающих со стереотипами. Это «Хад» (1963) Мартина Ритта, «Дикая банда» (1970) Сэма Пекинпа, «Маленький большой человек» (1970) Артура Пенна. Жанр распадается на целый ряд течений: жестокие реалистические драмы, поэмы жизни и смерти, где кровавые побоища срежиссированы с изяществом балета, картины, приправленные доброй долей юмора, представляющие традиционных персонажей из истории Дикого Запада в достаточно комическом виде. Наиболее известная картина Мэла Брукса «Сверкающие седла» (1974) сделана в стиле фарсовой комедии абсурда. В этом списке лучших «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969), «Перевал Брейкхарт» (1976), «Джоси Уэлс – человек вне закона» (1976)…
Некоторый застой наступил в восьмидесятые годы. Движимые точным финансовым расчетом, крупные компании избегали рисковать, запуская вестерны в производство. Отдельным же независимым продюсерам не под силу было тратиться на такие громоздкие и дорогостоящие постановки. Центр производства вестернов сместился в европейские страны, прежде всего в Италию, отчасти в ФРГ. Откуда эти фильмы чаще всего попадали на видеорынок нашей страны. В США же были сделаны попытки произвести на свет гибриды вестерна с фильмами ужасов, с научной фантастикой, в основном с путешествиями во времени, – некоторые из них также упоминаются в этой книге.
Итак, что же? Конец эпохи? Добрый старый конь уступает дорогу скоростным машинам будущего?
Появление в 1985 году фильма «Силверадо», затем в 1988 и 1990 гг. дилогии «Молодые револьверы» и, наконец, «Танцев с волками» (1991), взявших 7 (!) «Оскаров», опровергло утверждение, что жанр умер. Тут будет уместно посмотреть список премий Американской академии киноискусства, врученных фильмам, снятым в нашем любимом жанре. Через два года после триумфа «Танцев с волками» получил «Оскара» фильм «Непрощенный» с режиссурой Клинта Иствуда. Вы видите – успешные урожайные периоды сменяются относительно бесплодными. Но жанр живет. Фильмы продолжают сниматься, причем не только в США и Италии. Другие страны стремятся внести свою лепту, оживить жанр, улучшить, заставить идти в ногу со временем. Так возникают неожиданные и до той поры невиданные симбиозы с другими жанрами – ужасов, психологического триллера, фантастики. Иногда получается лучше, иногда хуже – но есть движение, поиск, жизнь…
Через двадцать лет происходит новая яркая вспышка – вестерны таких режиссеров, как Тарантино, Иньярриту. В общем, друзья, не переживайте – жанр, в отличие от В. И. Ленина, «жил, жив и будет жить»! Все мы с нетерпением ждем выход на экраны подзадержавшегося из-за коронавируса фильма Мартина Скорсезе «Убийцы Цветочной Луны» с ДиКаприо и ДеНиро. И не только – ведь в одних лишь США в 2021 году будет снято двенадцать вестернов!
А значит, до встречи!
Василий ГОРЧАКОВЛучшие американские вестерны
Список составлен Стивеном С. Эрли, американским кинокритиком[2]КРАСНАЯ РЕКА
Red River
1948
Ховард Хоукс
СТРЕЛОК
The Gunfighter
1950
Генри Кинг
ВИНЧЕСТЕР ’73
Winchester ’73
1950
Энтони Манн
В САМЫЙ ПОЛДЕНЬ
High Noon
1952
Фред Циннеманн
ШЕЙН
Shane
1953
Джордж Стивенс
В ПОИСКАХ
The Searchers
1956
Джон Форд
Это мнение Стивена С. Эрли на тот давний момент. Далее последуют другие рейтинги
Двадцать лучших вестернов
Рейтинг газеты «Independent» (Великобритания)
20. ОДИНОКИЙ ВСАДНИК (Ride Lonesome) 1959. Реж. Бадд Боеттикер
19. ВЕРА КРУЗ (Vera Cruz) 1954. Реж. Роберт Олдрич
18. ВИНЧЕСТЕР ‘73 (Winchester ‘73) 1950. Реж. Энтони Манн
17. ОДНОГЛАЗЫЕ ВАЛЕТЫ (One-Eyed Jacks) 1961. Реж. Марлон Брандо
16. РИО БРАВО (Rio Bravo) 1959. Реж. Говард Хоукс
15. МОЯ ДОРОГАЯ КЛЕМЕНТИНА (My Darling Clementine) 1946. Реж. Джон Форд
14. СЛУЧАЙ В ОКС-БОУ (The Ox-Bow Incident) 1943. Реж. Уильям А. Уэллмен
13. БУТЧ КЭССИДИ И САНДЕНС КИД (Butch Cassidy and the Sundance Kid) 1969. Реж. Джордж Рой Хилл
12. СТРЕЛОК (The Gunfighter) 1950. Реж. Генри Кинг
11. ПО ВЫСОКОГОРЬЮ (Ride the High Country) 1962. Реж. Сэм Пекинпа
10. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА (The Magnificent Seven) 1960. Реж. Джон Стерджес
9. КРАСНАЯ РЕКА (Red River) 1948. Реж. Говард Хоукс
8. В САМЫЙ ПОЛДЕНЬ (High Noon) 1952. Реж. Фред Циннерманн
7. ДИЛИЖАНС (Stagecoach) 1939. Реж. Джон Форд
6. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ (Once Upon a Time in the West) 1968. Реж. Сержио Леоне
5. ШЕЙН (Shane) 1953. Реж. Джордж Стивенс
4. НЕПРОЩЕННЫЙ (Unforgiven) 1992. Реж. Клинт Иствуд
3. ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ (The Good, the Bad and the Ugly) 1966. Реж. Сержио Леоне
2. ДИКАЯ БАНДА (The Wild Bunch) 1969. Реж. Сэм Пекинпа
1. ИСКАТЕЛИ (The Searchers) 1956. Реж. Джон Форд
Все премии «Оскар», когда-либо присужденые фильмам в жанре вестерн по всем категориям
1928 г. В СТАРОЙ АРИЗОНЕ (In Old Arizona)
Уорнер Бакстер. Лучшая мужская роль.
1931 г. СИМАРРОН (Cimarron)
Лучший фильм.
Лучший адаптированный сценарий.
Лучшая работа художника.
1934 г. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВИЛЬЯ! (Viva Villa!)
Лучшая работа второго режиссера.
1938 г. КОВБОЙ И ЛЕДИ (The Cowboy and the Lady)
Лучшая работа звукорежиссера.
1939 г. ДИЛИЖАНС (Stagecoach)
Томас Митчел. Лучшая мужская роль второго плана.
Лучшая музыка к фильму.
1940 г. ЧЕЛОВЕК С ЗАПАДА (The Westerner)
Уолтер Бреннан. Лучшая мужская роль второго плана.
1940 г. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ КОННАЯ ПОЛИЦИЯ (North West Mounted Police)
Лучший монтаж.
1946 г. ОЛЕНЕНОК (The Yearling)
Лучшая операторская работа.
Лучшая работа художника-декоратора.
1946 ДЕВУШКИ ХАРВИ (The Harvey Girls)
Лучшая музыка к фильму. Оригинальная песня.
1948 СОКРОВИЩА СЬЕРРА МАДРЕ
(The Treasure of the Sierra Madre)
1948 БЛЕДНОЛИЦЫЙ (The Paleface)
Лучшая музыка к фильму. Оригинальная песня.
1949 ОНА НОСИЛА ЖЕЛТУЮ ЛЕНТУ
(She Wore a Yellow Ribbon)
Лучшая операторская работа.
1950 ЭННИ ПОЛУЧАЕТ ВАШЕ ОРУЖИЕ
(Annie Get Your Gun)
Лучшая музыка к мюзиклу.
1952 РОВНО В ПОЛДЕНЬ (High Noon)
Гэри Купер. Лучшая мужская роль.
Лучший монтаж.
Лучшая музыка к фильму. Оригинальная песня.
1952 ВИВА ЗАПАТА! (Viva Zapata!)
Энтони Куинн. Лучшая мужская роль второго плана.
1953 ШЕЙН (Shane)
Лучшая операторская работа.
1953 ДЖЕЙН-КАТАСТРОФА (Calamity Jane)
Лучшая музыка к фильму. Оригинальная песня.
1954 СЕМЬ НЕВЕСТ ДЛЯ СЕМИ БРАТЬЕВ
(Seven Sisters for Seven Brothers)
Лучшая музыка к мюзиклу.
1954 СЛОМАННОЕ КОПЬЕ (Broken Lance)
Лучший сценарий.
1955 ОКЛАХОМА! (Oklahoma!)
Лучший звук.
Лучшая музыка к мюзиклу.
1956 ГИГАНТ (Giant)
Джордж Стивенс. Лучший режиссер.
1958 БОЛЬШАЯ СТРАНА (The Big Country)
Берт Ивз. Лучшая мужская роль второго плана.
1960 АЛАМО (The Alamo)
Лучший звук.
1962 КАК БЫЛ ЗАВОЕВАН ЗАПАД
(How the West Was Won)
Лучший сценарий.
Лучший звук.
Лучший монтаж.
1963 ХАД (Hud)
Патрисия Нил. Лучшая женская роль.
Мелвин Дуглас. Лучшая мужская роль второго плана.
Лучшая операторская работа.
1965 БОЛЬШИЕ ГОНКИ (The Great Race)
Лучшие звуковые эффекты.
1965 КЭТ БАЛЛУ (Cat Ballou)
Ли Марвин. Лучшая мужская роль.
1969 БУТЧ КЭССИДИ И САНДЭНС КИД
(Butch Cassidy and the Sundance Kid)
Лучший сюжет. Лучший оригинальный сценарий.
Лучшая операторская работа.
Лучшая музыка к фильму. Оригинальная песня.
1969 НАСТОЯЩЕЕ МУЖЕСТВО (True Grit)
Джон Уэйн. Лучшая мужская роль.
1990 ТАНЦЫ С ВОЛКАМИ (Dances with Wolves)
Лучший фильм
Кевин Костнер. Лучший режиссер.
Лучший неоригинальный (адаптированный) сценарий.
Лучшая операторская работа.
Лучший монтаж.
Лучший звук.
Лучшая музыка к фильму.
1991 ГОРОДСКИЕ ПИЖОНЫ (City Slickers)
Джек Пэланс. Лучшая мужская роль второго плана.
1992 НЕПРОЩЕННЫЙ (Unforgiven)
Лучший фильм
Клинт Иствуд. Лучший режиссер.
Джин Хэкмен. Лучшая мужская роль второго плана.
Лучший монтаж.
1994 ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ (Legends of the Fall)
Лучшая операторская работа.
2011 РАНГО (Rango)
Лучший полнометражный анимационный фильм.
2012 ДЖАНГО ОСВОБОЖДЕННЫЙ (Django Unchained)
Кристоф Вальц. Лучшая мужская роль второго плана.
Лучший сценарий.
2015 ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА
(The Hateful Eight)
Лучшая музыка к фильму.
2015 ВЫЖИВШИЙ (The Revenant)
Алехандро Г. Иньярриту. Лучший режиссер.
Леонардо Ди Каприо. Лучшая мужская роль.
Лучшая операторская работа.
Рейтинг зрительского интереса* * * * * – великолепный, выдающийся, классика
* * * * – очень интересный
* * * – интересный, увлекательный
* * – средний
* – плохой
+ – полбалла («половина» звездочки)
# – провал
Примечания:
В большинстве случаев оригинальные названия фильмов даются на английском, в том варианте, в котором они шли на экранах США.
Большинство фильмов, представленных в книге, снято в США, поэтому страна-производитель указывается лишь тогда, когда картина снималась в других странах (Италия, Мексика и т. п.).
Часть фильмов сопровождается оценками известных кинокритиков и периодических изданий «Вэрайити» и «Мансли Филм Бюллетень», если не указано другое.
Видеогид Василия Горчакова
(фильмы представлены по алфавиту в русскоязычной версии названий)АВСТРАЛИЯ
Australia
Австралия – США, 2008, 165 мин. **+
Режиссер Баз Лурман.
В ролях: Николь Кидман, Хью Джекмен, Брайан Браун, Бен Менделсон, Сэнди Гор, Тони Барри, Дэвид Нгумбуджара, Барри Отто, Брендон Уолтерс.
В годы Второй мировой войны британская аристократка леди Сара Эшли приезжает к мужу на Зеленый континент, чтобы разобраться с семейными делами. К ее приезду муж гибнет от рук жадных землевладельцев, и женщине с помощью Дровера, погонщика-ковбоя, приходится перегонять огромное стадо скота, в котором так нуждается австралийская армия. В этом полном опасностей путешествии зарождается романтическое чувство.
Мастерская работа известного режиссера и не менее знаменитых актеров, грандиозные пейзажи австралийской глубинки делают этот фильм весьма значимым кинособытием последних лет.
АДИОС, АМИГО
Adios Amigo
1975, 87 мин. **
Режиссер Фред Уильямсон.
В ролях: Фред Уильямсон, Ричард Прайор, Талмус Расулала, Джеймс Браун, Роберт Филлипс, Майк Хенри.
Если режиссером фильма является Фред Уильямсон, а также, как правило, и автором сценария, и продюсером, и актером, то все остальные в фильме просто негры в прямом и переносном смысле. Так и в этом «черном» вестерне, где автор играет простачка, которого постоянно надувает мошенник в исполнении известного комического актера Ричарда Прайора. В фильме мало секса и насилия в отличие от других работ Уильямсона, и для успеха этого явно недостаточно.
АДИОС, ГРИНГО
Adios gringo
Италия – Испания – Франция, 1965, 100 мин. *+
Ржиссер Джорджио Стегани.
В ролях: Джулиано Джемма, Ида Галли, Нелло Паццафини, Пьер Кресой, Джермано Лонго.
Несправедливо обвиненный в краже скота ковбой убивает обидчика и, чудом избежав линчевания, бежит в штат Нью-Мексико, где надеется найти справедливость. Охарактеризовать фильм можно расхожей формулировкой американского кинозрителя: «Скромный ужин из спагетти[3]».
АДИОС, САБАТА
Adios Sabata (The Bounty Hunters)
Италия – Испания, 1970, 106 мин. *+
Режиссер Фрэнк Креймер (Джанфранко Паролини).
В ролях: Юл Бриннер, Дин Рид, Педро Санчез (Игнацио Спалла).
Продолжение спагетти-вестерна САБАТА (Sabata), только в главной роли Юл Бриннер заменил Ли Ван Клифа. Одинокий стрелок принимает участие в мексиканской революции, не забывая попутно прихватить для себя кругленькую сумму золотом. Редкая возможность воочию увидеть кумира прогрессивной молодежи 60-х годов прошлого века Дина Рида в западном фильме.
Продолжение: ВОЗВРАЩЕНИЕ САБАТЫ (The Return of Sabata).
АД НА ГРАНИЦЕ
Hell on the Border
2019, 106 мин. *+
Режиссер Уэс Миллер
В ролях: Дэвид Гайяси, Рон Перлман, Френк Грилло, Ману Интерейми, Крис Муллинакс.
Защищая судью и застрелив при этом пятерых бандитов, главный герой направляется в глубь индейской территории, преследуя опасного убийцу.
Не очень удачная попытка воссоздать на экране биографию легендарного Басса Ривза, первого чернокожего (простите, афроамериканского) помощника маршала и, по свидетельствам современников, арестовавшего за свою долгую карьеру в Арканзасе и Оклахоме в последнюю четветь 19 в. около 3000 злоумышленников, пристрелив при этом около 15 из них.
АКВАСАНТА ДЖО
Acquasanta Joe
Италия, 1971, 94 мин. *
Режиссер Марио Гариацци.
В ролях: Тай Хардин, Ричард Харрисон, Линкольн Тэйт, Джулио Барайини, Сильвия Монелли.
Еще один образец макаронной продукции. Вооруженная артиллерийской пушкой банда бывших солдат-конфедератов во главе с полковником грабит банк. Не знали ветераны, что в этом банке хранил свои трудовые сбережения Аквасанта Джо – убийца и охотник за головами. Теперь вопрос только в том, что мощнее – лук и стрела Джо или пушка полковника?