Публичная и нарочито воинственная риторика арабских стран не осталась незамеченной. В США план действий правительства на случай нефтяного эмбарго был разработан еще в 1972 году[62]. На фоне перебоев со снабжением топливом аномально холодной зимой 1972–1973 года было принято решение об увеличении государственного регулирования в энергетическом секторе. В апреле 1973 года президент Никсон предложил Конгрессу США ряд мер (часть из них требовали одобрения законодателей, часть была проведена в жизнь указами президента), легших в основу так называемой национальной энергетической программы и направленных на предотвращение сбоев с поставками энергоресурсов. Среди них – снятие существовавших на тот момент ограничений на импорт нефти и нефтепродуктов и учреждение Национального энергетического отдела (предтечи современного Министерства энергетики).
Иными словами, к 1973 года применение «нефтяного оружия» арабским блоком рассматривалось как возможный, но маловероятный сценарий развития событий. Присутствовало понимание рисков и «узких мест» в энергетической обороне развитого мира, однако конкретных шагов по предупреждению очередного акта нефтяного шантажа так и не было предпринято. При этом и нефтяные компании, и дружественные США правительства неоднократно предупреждали Белый дом о серьезности сложившейся обстановки. Еще в 1972 году Киссинджер донес до Никсона слова шейха Ямани о том, что «отношения Саудовской Аравии и развитых стран должны стать улицей с двусторонним движением, политическим и экономическим»[63]. При этом министр заметил, что король Фейсал испытывает огромное давление со стороны арабского радикального лагеря. В апреле 1973 года шейх вновь прибыл со специальным поручением от короля: убедить президента Никсона в необходимости шагов по ближневосточному урегулированию. Позже он сравнивал свои беседы с Киссинджером, министром финансов Дж. Шульцем и зам. госсекретаря Дж. Сиско в тот свой приезд с «разговором слепого с глухим»[64]. 3 мая 1973 года на встрече c президентом ARAMCO, американского нефтяного консорциума, действовавшего в Саудовской Аравии, король Фейсал указал на то, что поддержка Израиля мешает плодотворному экономическому сотрудничеству между Вашингтоном и Эр-Риядом. Дальнейшая реализация такой политики, по мнению короля, способна ввергнуть королевство в полную изоляцию, и перед лицом такой угрозы оно может быть вынуждено отказаться от отстаивания интересов США[65]. 14 мая 1973 года, в день очередной годовщины появления Израиля на политической карте мира, Алжир, Ирак, Кувейт и Ливия на один час приостановили добычу нефти[66]. Наконец, с начала 1973 года функционеры ARAMCO, как это следует из интервью с ее директором, организовали кампанию среди представителей крупнейшего бизнеса США с тем, чтобы донести до Белого дома всю опасность «одержимости» короля Фейсала «страданиями арабского народа» и тем фактом, что его постоянно ассоциируют с «неверными» американцами[67].
Лишь очень немногие политики и общественные деятели США выступали с призывами сделать шаг навстречу чаяниям арабов. Так, Дж. Экинс, будущий посол в Саудовской Аравии, в апрельском номере Foreign Affairs за 1973 год предупредит о вероятном росте цен на нефть в два раза, до 4–5 долларов, и выскажет опасения по поводу того, что «отношения с арабами не являются добросердечными». Он также, вопреки мнению разведсообщества о низкой эффективности эмбарго против США, заявит о разрушительном эффекте «перекрытия крана», мотивируя это тем, что американский импорт ближневосточной нефти вырос с 1967 по 1973 год с 500 тыс. до 8–10 млн баррелей в день[68]. Наиболее распространенное среди американцев мнение на этот счет, тем не менее, отражала следующая цитата из The Wall Street Journal: «Угрозы прекратить поставки нефти в случае войны с Израилем – всего лишь фиговый листок, прикрывающий истинное устремление стран ОПЕК превратиться из резервуаров нефти в промышленно развитые страны»[69].
Рассуждая о причинах того, почему все эти тревожные сигналы не получили верной интерпретации в Вашингтоне, помимо их относительной периферийности для внешнеполитической повестки США, можно добавить и внутриполитические соображения: разворачивавшийся в 1973 году Уотергейтский скандал отнимал все больше сил и внимания политической элиты. Это, по признанию самого президента и ряда исследователей, помешало разработке правильной стратегии в отношении Ближнего Востока[70]. Что касается ОПЕК, то успех наступательной политики предыдущих лет убедил ее участников в возможности получения полного контроля над нефтяной промышленностью. Положительный опыт ведения переговоров с компаниями дал ее арабскому крылу основания рассчитывать на успешное применение нефти как политического оружия против сторонников Израиля, что и было произведено в ходе войны Судного дня в октябре 1973 года.
Итак, в конце 1960–1970-х годов мировой рынок нефти пережил серьезные перемены. Они были обусловлены и подготовлены политическими и экономическими событиями конца 1960-х – начала 1970-х годов. Согласившись на пересмотр прежней системы функционирования нефтяной промышленности в пользу более широкой стратегии на Ближнем Востоке, США как лидер западного мира вскоре были вынуждены столкнуться с непредвиденными последствиями. Завершение эпохи «Семи сестер» и начало режима ОПЕК в нефтяной политике, переведение нефтяной проблемы из русла корпоративно-государственных переговоров на уровень мировой политики предопределили рост влияния нефтяного фактора на международную повестку 1970-х годов.
Глава 2
Октябрьская война 1973 года: глобальные последствия локального конфликта
2.1. Октябрьская война 1973 года, «нефтяное оружие» ОПЕК и начало «арабского века»
В полдень 6 октября 1973 года одновременным наступлением сирийских и египетских армий на позиции израильской армии началась четвертая арабо-израильская война, вошедшая в историю как Октябрьская война, или война Судного дня – по отмечавшемуся в тот день еврейскому празднику Йом Киппур. Парадоксальным образом, она, как и нефтяное эмбарго позднее, казалось, застала международное сообщество врасплох, хотя нельзя сказать, что войны не ждали. Неоднократных заявлений лидеров арабских стран, перемещений египетских и сирийских войск у границы, наконец, эвакуации семей русских советников из Дамаска накануне, 5 октября, оказалось недостаточно, чтобы убедить израильское и американское разведсообщества и руководства в способности и готовности арабов пойти на насильственный пересмотр положения дел. Все это позднее в документах ЦРУ назовут ошибкой[71]. В цели данной книги не входит подробное освещение военных действий, тем более что этот сюжет – один из любимейших в среде военных историков и ученых, специализирующихся на регионе[72]. Мы остановимся на международно-политическом и экономическом измерении этой войны.
Начавшись как классический локальный конфликт, эта война не только стала лакмусовой бумажкой политики разрядки, но и переросла в системный конфликт с глобальными последствиями. Будучи инициированным местными силами[73] (и в этом смысле, являясь скорее исключением из правил холодной войны, чем их подтверждением), через восемь дней после начала конфликт перерос в классическую «войну по доверию». С 10 октября советские Ан-12 и Ан-22 совершили, по данным ЦРУ, 920 рейсов, доставив в Египет и Сирию около четырех тысяч тонн различных военных материалов на сумму в 2 млрд долларов[74]. 14 октября США, в свою очередь, открыли воздушный мост в Израиль мощностью до 1000 тонн грузов в день.
Хоть война Судного дня и стала поединком американского и советского оружия[75], переговоры между руководством СССР и США о путях разрешения конфликта начались сразу же после вспышки насилия. 7 октября Москва высказала свой достаточно радикальный взгляд на способы возможного урегулирования. Кремль настаивал на необходимости выведения войск Израиля за линию 5 июня 1967 года, то есть «откате» на позиции до предыдущей, Шестидневной войны.[76] Такие требования соответствовали резолюции Совета безопасности ООН № 242, принятой по итогам конфликта 1967 г. и поныне остающейся одним из краеугольных камней арабо-израильского урегулирования, но они были неприемлемы для Тель-Авива, а значит, нереалистичны.
Вскоре поражения арабов на поле боя заставили СССР занять более умеренную позицию. В ходе экстренного визита Г. Киссинджера в Москву (21–23 октября) был согласован проект резолюции № 338, мгновенно одобренной СБ ООН. Документ предусматривал прекращение огня в течение 12 часов на занимаемых к тому моменту позициях и немедленное начало переговоров между сторонами под «соответствующей эгидой» (under appropriate auspices)[77]. Но арабские государства и Израиль продолжили боевые действия, обвиняя друг друга в несоблюдении прекращения огня, за что Киссинджер в беседе с английским послом Р. Барингом даже назвал их «маньяками»[78].
Часть исследователей полагают, что такие самостоятельные действия Израиля и Египта выходили за рамки поведения, очерченные правилами разрядки, и грозили серьезными, непредсказуемыми последствиями. И действительно, 24 октября 1973 года стало одним из самых «горячих» дней в истории холодной войны. В этот день в Вашингтоне получили достаточно резкую телеграмму советского лидера, Л. И. Брежнева, в которой он выражал готовность пойти на односторонние действия, чтобы добиться от Израиля соблюдение прекращения огня: «Мы столкнемся с необходимостью рассмотреть вопрос о принятии требующихся мер в одностороннем порядке»[79]. Ответ президента Никсона был не менее резок: приведение базировавшихся в Европе американских войск в состояние повышенной боевой готовности – действие, которое предпринималось Вашингтоном после Второй Мировой войны лишь трижды: в 1962 и в 1973 годах и после терактов 11 сентября 2001 года.
Важно отметить, что даже в условиях такого накала политических страстей связь между Москвой и Вашингтоном не прерывалась, что, несомненно, было позитивным плодом политики разрядки. Так, например, это позволило Киссинджеру объяснить советскому послу Добрынину, что приведение войск в состояние повышенной боевой готовности было продиктовано «соображениями внутренней безопасности», и пообещать, что «завтра оно будет отменено»[80]. Что же касается ответных мер СССР, а именно проведения учений с участием авиации в Закавказском военном округе, то, как пишет посол Добрынин, в Политбюро ЦК КПСС «всерьез об односторонней интервенции и не думали, <…> надеялись поднажать на США в пользу совместных действий по прекращению конфликта». Подтверждал это и министр иностранных дел ФРГ, побывавший с визитом в Москве в начале ноября. В личной беседе с американским послом он поделился своими наблюдениями, что «русские и не думали о победе арабов и особенно гордятся тем, что сумели сохранить в ходе конфликта отношения между США и СССР»[81]. И все же только после такого «обмена любезностями» на сверхдержавном уровне 25 октября 1973 года боевые действия были прекращены, что, впрочем, не означало снятия всех проблем. К этому моменту политический кризис, порожденный войной, уже вышел на принципиально иной уровень: арабские страны реализовали на практике достигнутое ими ранее соглашение о «нефтяной атаке».
17 октября 1973 года в Кувейте состоялось экстренное совещание министров нефтяной промышленности стран – членов ОАПЕК, по итогам которого было введено эмбарго на экспорт нефти в страны, поддерживающие Израиль, и принято решение о снижении уровня добычи на 5 % в месяц до тех пор, пока не будет найдена формула разрешения конфликта (см. Табл. 4).
Табл. 4. Добыча нефти ОАПЕК и ОПЕК в 1973–1974 гг., в мбд
Источник: CIA Report. International Oil Developments. 20 March, 1974. DDRS.
Арабский саммит в верхах, проходивший в Алжире 4 декабря, принял секретную резолюцию, которая поощряла дальнейшее использование «нефтяного оружия», принимая во внимание «значимость экономического фактора в борьбе против врага и необходимость использовать все оружие, имеющееся в распоряжении арабского народа»[82]. Кроме того, цены на нефть повышались на 70 % – до 5,12 долларов за баррель.
Все эти действия были предприняты в ответ на открытие воздушного моста США в Израиль, что, как были убеждены арабы, изменило баланс сил на поле боя в пользу еврейского государства. В период с 23 по 28 октября эмбарго было распространено на Нидерланды, Португалию, Данию, Родезию, ЮАР. Ввиду того, что голландский порт Роттердам был и остается главной «нефтяной» гаванью Европы (остальные порты в то время имели лишь ограниченную возможность принимать танкеры), решение ОПЕК автоматически означало резкое снижение поступлений «черного золота» на европейский рынок. 4 ноября было сообщено о дополнительном сокращении добычи нефти на 25 %[83], а также о разделении всех западных стран на «дружественные» и «недружественные» с целью применения селективного эмбарго.
Принципиально важно, что инициаторами «нефтяной атаки» выступили консервативные члены ОАПЕК, что способствовало резкому росту их авторитета в арабском мире. Глава Центра ближневосточных исследований Гарвардского университета Н. Сафран, комментируя данное обстоятельство, обратил внимание, что рост доходов от продажи нефти за годы, предшествовавшие войне, обеспечил арабов сравнительной свободой действий в применении «нефтяного оружия». Уход Насера с арабской сцены придал саудовскому королю Фейсалу уверенность в том, что он сможет сам контролировать «нефтяную атаку», от начала и до конца, и что ее политические трофеи не будут похищены[84]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Klinghoffer A. The Soviet Union & International Oil Politics. N.Y., 1977; Perović J., Orttung R. W., Wenger A. Russian Еnergy Power and Foreign Relations. L., 2009; Rustow D., Mugno J. OPEC Success and Prospects. L., 1977; Skeet I. OPEC: Twenty-Five Years of Prices and Politics. Cambridge, 1988; Terzian P. L’étonnante histoire de l’OPEP. Paris, 1983; Андреасян Р. Н., Казюков А. Д. ОПЕК в мире нефти. М., 1978; Жизнин C. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005; Инджикян Р. О. ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1983.
2
Garavini Giuliano. The Rise and Fall of OPEC in the Twentieth Century. Oxford, 2019. Duccio Basosi, Giuliano Garavini, Massimiliano Trentin (eds). Counter-shock: The Oil Counter-Revolution of the 1980s. London, 2018; Högselius Per. Red Gas: Russia and the Origins of European Energy Dependence. L., 2013; Perovic J. (ed.) Cold War Energy. A Transnational History of Soviet Oil and Gas. Palgrave Macmillan, 2017.
3
См. подробнее: Скороходова О. Н. США и Западная Европа в условиях нефтяного кризиса 1973–1974 годов // Новая и новейшая история. 2013. № 1. C. 38.
4
Rustow D., Mugno J. Op. cit. P. 178.
5
Инджикян, Р. О. Указ. соч. C. 74.
6
OAPEC. Secretary General’s First Annual Report. 1974. P. 21.
7
Cooper, A. S. The Oil King. How the U.S., Iran, and Saudi Arabia Changed the Balance of Power in the Middle East. N.Y.,2013. P. 90
8
Foreign Relations of the United States Series (далее – FRUS). Vol. XXXVI. Doc. 7. P. 25.
9
The Statute of the Organization of the Petroleum Exporting Countries URL: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/345.htm (дата посещения – 23.02.2020).
10
Гусова, З. М. Международно-правовые вопросы деятельности организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). М.,2003. C. 31; Rustow D., Mugno J. Op. cit. P. 112.
11
Andrew Chatzky. OPEC in a Changing World // The Council on Foreign Relations URL https://www.cfr.org/backgrounder/opec-changing-world (дата посещения – 23.02.2020)
12
См. подробнее: Белоусова К. А. «Нефтяное оружие» в третьей и четвертой арабо-израильских войнах //МЭиМО. 2010. № 2. С. 48–49.
13
Белоусова К. А. Политика США на Ближнем Востоке в 1958–1975 гг. – М., 2009. С. 73. (Автор пишет, что образовавшийся на рынке недостаток в 1,5 мбд удалось покрыть за счет роста добычи в США и Иране).
14
United States – OPEC Relations: Selected Materials. Washington, 1976. P. 21.
15
К 1980-м гг. в организацию, помимо Кувейта, Ливии и Саудовской Аравии, входило еще восемь членов: Алжир (1970), Бахрейн (1970), Египет (1973), Ирак (1972), Катар (1970), ОАЭ (1970), Сирия (1972), Тунис (1982).
16
OAPEC. Secretary General’s Fourth Annual Report. Kuwait. 1978. P. 14.
17
См. подробнее: Косач Г. Г. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса // Национализм в мировой истории. Сб. статей. М., 2007; Примаков Е. М. Ближний Восток на сцене и за кулисами. (Вторая половина XX – нач. XXI в.). М., 2006. С. 53–65.
18
Telegram fm AmEmbassy the Hague to SecState WashDC. 1970. October 08. Fiche 18. RNNSF. RSC.
19
US-OPEC… P. 12.
20
Resolution XXI // OPEC Official Resolutions and Press Releases, 1960–1980. Oxford: Oxford University Press, 1990. P. 120.
21
US-OPEC… P. 26.
22
Tordo S.et al. National Oil Companies and Value Creation. World Bank Working Paper. № 218. Washington, 2011. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTOGMC/Resources/9780821388310.pdf (дата посещения – 21.10.2014).
23
Mitchell T. Op. cit. P. 172.
24
FRUS. Vol. XXVI. Doc. 56. P. 129.
25
Multinational Oil Corporations and US Foreign Policy. Report together with Individual Views to the Committee of Foreign Relations US Senate by the Subcommittee on Multinationals Corporations. January 2, 1975. Washington, 1975. P. 127.
26
Terzian P. Op. cit. P. 124.
27
FRUS. Vol. XXVI. Doc. 126. P. 303.
28
National Intelligence Estimates, № 20/30–70, Security of Oil Supply to NATO and Japan. 1970. November 14. Declassified Documents Reference System (далее-DDRS).
29
Implementation of the Guidelines and Priority Actions for Community Energy Policy, Information Memo P=42/73. 1973. August. URL: http://aei.pitt.edu/30192/ (дата посещения – 19.01.2014).
30
FRUS. Vol. XXXVI. Doc. 62. P. 153.
31
Ibid. Doc. 13. P. 45.
32
Ibid. Doc. 69. P. 175.
33
Ibid. Doc. 24. P. 68.
34
Ibid. Doc. 191. P. 510.
35
Lenczowski, G. American Presidents and the Middle East. L.: Duke University Press, 1990. P. 121.
36
Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник документов. 1973–79 гг. 1971 и 1972 гг. М., 1972, 1973.
37
Fain T. American Ascendance and British Retreat in the Persian Gulf Region. N.Y., 2008; Petersen T. Richard Nixon, Great Britain and the Anglo-American Alignment in the Persian Gulf and Arabian Peninsula: Making Allies Out of Clients. Sussex, 2009. Cooper A. Op.cit. P. 44
38
Cooper A. Op. cit. P. 372.
39
В конце 1960–х – начале 1970-х было разработано много сценариев действий США в случае смены режима в Эр-Рияде, включая, например, обсуждавшийся в 1973 г. план ввода иранских войск, что свидетельствует о слабости королевства в глазах американского истеблишмента. (См.: Сooper A. Op. cit. P. 103).
40
The Persian Gulf, 1974: Money, Politics, Arms and Power. Hearings before the Subcommittee on the Near East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs U. S. Senate 93rd Congress, 2nd Session. Washington, 1973. P. 43.
41
FRUS. Vol. E-4. Doc. 84 [Эл. ресурс].
42
Cooper A. Op. cit. P. 60.
43
Речь идет о Международном нефтяном консорциуме (МНК) – объединении нефтяных компаний западных стран, работавших в Иране, созданном в 1954 г. и просуществовавшем вплоть до революции 1979 г.
44
FRUS. Vol. E-4. Doc. 30 [Эл. ресурс].
45
СЕНТО – военно-политический блок в составе Великобритании, Ирана, Турции, Пакистана и США, формально не являющихся его членом, но вовлеченных в работу основных комитетов.
46
Cooper A. Op. cit. P. 42.
47
FRUS. Vol. XXIV. Doc. 150. P. 479.
48
The Search for Peace in the Middle East: Documents and Statements, 1967–79. Committee on Foreign Affairs. Report. US House of Representatives. 96th Congress, 2nd Session. Washington, 1980. P. 78.
49
FRUS. Vol. XXIV. Doc. 160. P. 511.
50
Confidential dispatch № 2/9 from Mr. P. Wright, Beirut, to Secretary of state for Foreign and Commonwealth affairs. 1973. March 23. Records of Syria. 1918–1973. Vol. 15:1964–1973. Cambridge, 2005. P. 754.
51
Confidential Dispatch № 2/9 from Mr. M. Goulding, Cairo, to Mr. M. Holding, Foreign and Commonwealth Affairs Office. 1971. April 21. Ibid. P. 728.
52
FRUS. Vol. XXIV. Doc. 140. P. 449.
53
Ibid. Doc. 166. P. 529.
54
См. подробнее: Белоусова К. А. Дипломатия СССР и США в ближневосточном урегулировании в 1970–1973 гг. // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 6. С. 51–58.
55
Запись переговоров Государственного Секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного и Председателя Совета Министра СССР А. Н. Косыгина с Президентом США Р. Никсоном. 26 мая 1972 года // Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969–1976: Сборник документов. Т I: 1969-май 1972. Кн.1: 1969–1971. М., 2007. C. 511.
56
El-Sadat Anwar. In Search of Identity. An Autobiography. N.Y., 1978. P. 231.
57
Oil as a weapon. In the struggle against imperialism and Israeli aggression, and a means to the development of an independent national economy. An international seminar. World Peace Council, Afro-Asian Peoples Solidarity Organizations, National Council for Peace and Solidarity. Baghdad. 1972. November 11–14. Baghdad, 1973. P. 26.
58
Terzian P. Op. cit. P. 163.
59
Skeet I. Op. cit. P. 160.
60
Vital Speeches of the Day. 1973. September 15.
61
El-Sadat, A. Those I Have Known. L., 1985. P. 70.
62
US Department of the Interior. Office of Oil and Gas. 1973. September 7. DDRS.
63
FRUS. Vol. XXIV. Doc. 170. P. 540.
64
The New York Times. 1974. March 24.
65
US-OPEC… P. 29.
66
Business Week. 1973. May 21.
67
American perspectives of ARAMCO, the Saudi-Arabian oil-producing company, 1930s to 1980s: oral history transcript / [With an introduction by Frank Jungers]. Berkeley, University of California press, 1995. P. 157.
68
Akins J. The Oil Crisis: this time the wolf is here // Foreign Affairs. 1973. Vol. 51. № 3. P. 487.
69
The Wall Street Journal. 1973. August 21.
70
Nixon, R. M. The Memoirs of Richard Nixon. N.Y.,1978. P. 476. ГЛАВА 2.
71
The Performance of the Intelligence Community before the Arab-Israeli War. 1973. December 10. URL: http://www.foia.cia.gov/sites/default/files/document_conversions/89801/DOC_0001331429.pdf (дата посещения – 26.06.2020).
72
См.: Звягельская И. Д. История государства Израиль. М., 2012. C.182–195; Примаков Е. М. Ближний Восток… C. 150–161; Dayan M. Story of my life. L., 1978. P. 293–302.