правду, не обманываю. Я действительно этого не знал, потому что никогда этого раньше не читал. В тот момент, когда сказал вам параграф, в тот же самый момент Божественная благодать, Святой Дух открыл мне это внутри меня. Но я услышал это впервые тогда, когда вы прочитали, потому что раньше никогда этого не читал, и на меня это произвело большое впечатление, я обрадовался тому, что вы подтвердили то, что открыла мне Божественная благодать.«34 Критик снисходительным тоном назвал старца Порфирия очень глупеньким и очень простоватым человеком, это мнение Алексея Ильича находится в коренном противоречии со свидетельствами самого старца о себе и со свидетельствами людей близко знавших его:
Старец Порфирий: «Я много пережил в те годы, когда находился в Афинской поликлинике. Греция, особенно Афины, переносила испытания войны, оккупацию, голод и смерть, которая косила людей ежедневно. Я делился с больными просфорами и всем, что мне приносили. Их душевная боль подталкивала меня к состраданию, и я видел глубины их душ. Молился о тех, кто приходил ко мне и рассказывал о своей телесной болезни. Это побуждало меня к изучению. Видя больной член тела, я хотел узнать его научное название и ту роль, которую играют все органы тела: печень, поджелудочная железа и другие члены. Поэтому купил книги по медицине, анатомии, физиологии и тому подобном, чтобы изучить это и быть информированным. Для лучшего образования некоторое время посещал аудиторные занятия на медицинском факультете. Такая любознательность у меня была ко всему. Я все хотел узнать во всей глубине и широте. Если шел на какой-нибудь завод, хотел узнать во всех подробностях о том, как он работает. Если посещал музей, то часами интересовался скульптурой.«35
Свидетельства людей близких к старцу:
«Широта познаний отца Порфирия просто поражала. Однажды ранним летним вечером мы приехали к Старцу и, побеседовав с ним, стали собираться в обратный путь. Мы сказали ему, почему так торопимся: нам надо было успеть на театральную постановку в театре Иродио. Я приготовился услышать от Старца слова возражения против посещения театра. Но ничего подобного не произошло. Отец Порфирий заговорил о композиторе театральной постановки, исполнителе главной роли и сделал несколько очень точных замечаний о самой постановке. Я был поражен. Ведь всѐ его образование составляли два класса начальной школы! Во мне пробудилось любопытство. Увидев в исихастирионе антенну, я спросил у духовных чад Старца, хорошо знающих его уже на протяжении многих лет, для чего он ее использует. Мне сказали, что несколько лет назад отец Порфирий занимался созданием принимающего устройства, работающего на основе галинита. Кроме работы на земле, которую его преклонный возраст и слабое здоровье уже не позволяли ему
выполнять, Старец любил заниматься техникой. Я вспоминаю также железную печку – собственную разработку Старца. Зимой, после богослужения, мы все собирались вокруг нее.«36
«До этого разговора со Старцем я знал, что он врач, архитектор, инженер, электрик, агроном и т. д. Но в тот день я узнал, что он еще и диетолог, и очень хороший диетолог.«37
«Отец Порфирий давал нам советы относительно того, в каком районе надо строить дом, как его сориентировать по сторонам света, чтобы солнце попадало в комнаты в течение всего дня, как устроить систему отопления и т. д. Также он всегда нам говорил о правильном питании и о диете.«38
«Приснопамятный отец Порфирий получил в миру лишь начальное образование. Однако, несмотря на это, он, стяжав премудрость свыше, был настоящим мудрецом. Обладая природной любознательностью, он любил читать различную познавательную литературу. Старец читал книги из самых различных областей знаний, – это кроме богословской литературы, которую он читал с особым вниманием. Он читал книги по медицине, физике, астрономии и т. д.«39
Ну как похоже это на очень глупенького человека? По-моему нет!
Тезис No2 – Старец Порфирий был одержим прелестью и поэтому непрерывно себя хвалил
Критики говорят: «Классическая примитивная прелесть, вы слышите примитивная прелесть, вся книга наполнена самохвальством: «я подвижник, я любил Христа, я открыл архиерею его личную жизнь» непрерывное бахвальство.«40
Вот те места в книге на которые они ссылаются: «Я вкратце ему (владыке Фостину примеч. А.Р) рассказал, как любил Христа и подвижническую жизнь, как в юном возрасте уехал на Святую Гору.» 41
«Однажды владыка (Фостин примеч. А.Р) приехал в монастырь с архиепископом горы Синайской Порфирием III. Они решили рукоположить меня во священники. Я не хотел этого, понимаете? Знал, что правильно – желать стать монахом, а не добиваться сана священника или владыки. Нужно бежать этого. Вот что я знал. Наконец, Порфирий III сделал меня священником и дал мне свое имя. Я его воодушевил. По благодати открыл ему нечто его личное, когда шел с ним в горах, и он сказал владыке:
– Этого не теряй.«42
Прежде чем я буду отвечать на обвинения старца в прелести я должен сказать о том что, мы все, в том числе и критики, находимся в прелести т.е состоянии самообольщения, свят. Игнатий Брянчанинов так и писал: «Все мы в прелести.«43 и что «Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести.«44 Насколько я понимаю, при наличии большого желания обвинить кого-то в прелести возможность для этого всегда найдется. Более того, критик переиначивает высказывания старца, старец говорит «я любил подвижническую жизнь» а критик передает эти слова как «я подвижник» – разница, по-моему, существенная.
Я прочитал три книги с беседами старца Порфирия и нигде в них не увидел непрерывного бахвальства о котором говорят критики, и в тех эпизодах на которые ссылается критик, также не вижу бахвальства.
Свят. Игнатий писал, что «Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен.«45 Если старец, находясь в сильной прелести, себя восхваляет, то значит им владели такие страсти как тщеславие и гордость. Свят. Игнатий определяет тщеславие как «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей.«46 а гордость это «Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость.«47
Я приведу высказывания старца о самом себе и вы сами сможете оценить насколько в них отразились страсти гордости и тщеславия:
«Многие на Святой Горе жили в безвестности, умирали, и никто о них не знал. И я хотел жить так же тайно. Не хотел стать ни священнопроповедником, ни кем-либо другим.«48
«…люди приняли меня как хорошего, и все кричали, что я – святой. Я же чувствую, что я самый большой грешник на свете. Те грехи, которые вспомнил, я, конечно, поисповедал и знаю, что Бог простил их мне. Но сейчас чувствую, что у меня очень много духовных грехов, и прошу всех, кто знает меня, помолитесь обо мне, потому что и я, когда жил, очень смиренно молился о вас. Но теперь, когда пойду на небо, у меня такое чувство, что Бог скажет мне: «Что тебе здесь надо?» А я могу ему сказать только одно: «Господи, я недостоин быть здесь, но чего любовь Твоя пожелает, то пускай и сделает мне». «49
«Я, окаянный, что могу сказать вам… я весьма немощен. Не достиг великой любви ко Христу, чтобы томилась по Нему душа моя. Чувствую, что весьма далек от этого. Такое у меня ощущение. Не достиг того, чего желаю, не имею опыта этой любви. Но не отчаиваюсь. Вверяю себя любви Божией, говорю Христу: «Я знаю, что недостоин. Пошли меня туда, куда пожелает любовь Твоя. Этого желаю и хочу. Всю жизнь я служил Тебе». «50
«У меня было чувство своей греховности, поэтому я все время про себя повторял молитву преподобного Симеона Нового Богослова: Вем, Спасе, яко иный, Якоже аз, не прегреши Тебе, Ниже содея деяния, Яже аз содеях. Но сие паки вем, Яко не величество прегрешений, Ни грехов множество Превосходит Бога моего Многое долготерпение И человеколюбие крайнее.«51
«И теперь, когда приближается конец моей жизни, у меня нет беспокойства, страха, но думаю о том, что, когда предстану во Втором Пришествии и Христос мне скажет: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» – я преклоню голову и скажу: «Чего только пожелаешь, Господи мой, чего только пожелает любовь Твоя. Знаю, я недостоин. Пошли меня туда, куда пожелает любовь Твоя. Я достоин ада. И даже если пошлешь меня в ад, лишь бы мне быть с Тобой. Одного хочу, одного желаю, одного ищу, Христе мой, – быть с Тобой, где бы и как бы Ты ни пожелал»52
«Я стараюсь предать себя любви и служению Богу. Чувствую свою греховность, но живу надеждой. Нельзя отчаиваться, потому что отчаявшийся в горести теряет волю и силу. В то время как тот, кто надеется, продвигается вперед, потому что ощущает свою нищету и старается обогатиться. Что делает нищий? Если он разумен, то будет искать способ обогатиться.«53
«Очень сильная боль, я страдаю, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня.«54
А вот отзывы людей, близко знавших старца:
«Досточтимый Старец никогда не хвалился теми дарами, которые дал ему Бог. Он проводил незаметную и смиренную жизнь с уверенностью, что никто не может ничего получить от него: «У меня ничего нет. Только Христос имеет все». Проявляя исключительные действия благодати Божией в своей душе, он делал это лишь для того, «чтобы люди почувствовали, как Христос
всех заключает в Свои объятия, чтобы христиане получили помощь и спаслись, находясь в общении любви со Христом“. Так он жил, как ангел радости, любя всех и жертвуя собою ради всех, жертвуя со смирением и бескорыстно.„55
«Старец не употреблял своего удивительного дара провидения и прозорливости ни для обогащения, ни для того, чтобы производить впечатление на посетителей и тем самым стяжать себе славу. Он предпочитал оставаться бедным и незаметным аскетом, как и все святые нашей Церкви. Это доказывает и тот факт, что всю свою жизнь он отличался редким бескорыстием. Хотя на протяжении многих лет он был настоятелем храма в центре Афин, в это время его знали весьма немногие, потому что он всегда старался оставаться в тени. Он не злоупотреблял своим дарованием, но использовал его лишь на духовную пользу людей и «во славу Божию». «56
«Он сам жил смирением, веря, что он – ничто, потому что Бог, как он говорил, это всѐ, и всѐ, что мы у Старца видели, – это не его, но – дары Божии.«57
«Тогда все жители деревни стали называть Батюшку святым и пророком. Все хотели к нему прикоснуться, поцеловать его руки, ноги, обласкать, все наперебой хотели принять его у себя дома. И поскольку они приходили и кланялись ему в ноги, почитая за святого, Батюшка очень расстраивался и просил немедленно найти способ увезти его из деревни. Так случилось, что в это время шел автобус в Афины. Отец Порфирий с большим трудом вырвался из объятий жителей и сел в автобус; и хотя народ пытался задержать его, он все-таки уехал.«58
«Отец Порфирий, как настоящий православный отшельник, хотя и жил в миру, хотел, чтобы его жизнь была сокрытой от людей. Он всегда сильно расстраивался, когда узнавал, что кто-то его «рекламирует», распространяя его фотографии, магнитофонные записи бесед и т. д.«59
«Отец Порфирий поражался тому, как много чудес открыл ему Бог. Его духовная высота явствует из его чувства собственного ничтожества. Очень трогательно он говорит о себе в одном из своих писем: «Я чувствую, что я самый грешный человек на свете… Я чувствую, что у меня много грехов, и прошу всех, кто знал меня, молиться обо мне, потому что и я, пока был жив, с великим смирением молился за вас» Кроме великой любви отец Порфирий обладал еще и великим смирением. Однажды он сказал мне: «Я хочу тебя отругать». – «За что, Геронда?» – спросил я. «За то, что ты рассказываешь обо мне, о моих дарованиях. Я не желаю, чтобы ты об этом говорил. Все это даровал мне Бог в надежде, что я оценю Его дарования и стану лучше. Чадо мое, я боюсь, что на Страшном
суде скажу: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И Господь мне ответит: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня“„60
«Однажды я услышал критические замечания об отце Порфирии в некоторых «духовных» кругах и был этим очень огорчен. В одно из своих посещений Старца я вдруг невольно заговорил об этом, но тут же спохватился и замолчал. Старец проявил живой интерес к моим словам и, ничуть не смутившись, сказал: «Продолжай, продолжай, расскажи, что обо мне говорят. Я хочу это знать не из любопытства, но для того, чтобы увидеть, где я ошибаюсь, и исправиться». Из этих слов я понял, что для отца Порфирия не существовало проблемы личной обиды, то есть по сути – гордости. Он смиренно признавал свои ошибки с тем, чтобы их исправить на пользу ближним и во славу Божию.«61
Люди знавшие старца Порфирия говорят о том, что ему было присуще смирение а свят. Игнатий писал, что «Как гордость есть вообще причина прелести: так смирение – добродетель, прямо противоположная гордости, – служит верным предостережением и охранением от прелести: святой Иоанна Лествичник назвал смирение погублением страстей.«62
Тезис No3 – Старец Порфирий утверждает, что увидел в откровении то, что мог видеть только апостол Иоанн Богослов
Критики говорят: «О характере духовного состояния отца Порфирия (и соответственно его учения) свидетельствует следующий очень показательный факт, который приводит он сам. «Чудо, произошедшее со мною на Патмосе, – это великое таинство. Оно заключает в себе великий смысл. Я увидел событие Откровения. Увидел святого Иоанна Богослова, его ученика Прохора, увидел все точно так, как это было. Услышал голос Христа из расщелины скалы…» (с. 367).
Это «видение» события Откровения точно так, как это было, и голос Христа из расщелины скалы являются особенно ярким и очевидным свидетельством духовной беды подвижника. И не дай Бог, чтобы такая беда одного стала верой и бедой многих.«63
В критике по поводу того, что старец увидел в откровении я вижу два аспекта, первый заключается в том, что старец Порфирий, как видимо считает критик, хвастается этим; а второй заключается в том, что, критик видимо считает, что никто кроме апостола Иоанна не может видеть события апокалипсиса в откровении. По первому аспекту хочу сказать, что старец не хвалился тем, что получил откровение, он наоборот просил об этом никому не рассказывать: «Нигде об этом не рассказывайте. Господи Иисусе Христе… Да помилует меня Бог. Почему я вам об этом рассказал? Скажите мне…«66 Если бы он хотел этим похвастаться, то описал бы свое видение объемно и красочно и позаботился чтобы все об этом узнали, вместо этого он вообще никак не описывает свое видение и просит о нем никому не рассказывать. По второму аспекту, мог ли Бог удостоить старца Порфирия такого видения? А почему бы не мог? Потому что только апостол Иоанн Богослов это видел? А где написано, что никто больше не может этого увидеть? Интересно, когда критик читает книгу Бытия над Моисеем, он тоже иронизирует, учитывая, что тот видел в откровении произошедшее задолго до своего рождения?
В данном случае, критик не приводит никаких аргументов, почему старец Порфирий не мог видеть в откровении событий апокалипсиса, и мне по-сути нечего опровергать, но я хочу рассказать вам одну историю, которая напрямую касается рассматриваемого вопроса.
В 9—10 веках жил великий Божий подвижник преп. Василий Новый, у которого был ученик мирянин по имени Григорий, он снискал особенную любовь преподобного и был очевидцем многих его чудных дел. Однажды у Григория случилось заблуждение, в его уме начала укореняться мысль противная истине, опомнившись он решил обратиться к своему духовному отцу преп. Василию Новому, когда Григорий пришел в келлию к преп. Василию тот уже знал о его неправомыслии и с великим гневом обличил его заблуждения. Григорий поблагодарил преп. Василия за наставление и обратился к нему с просьбой: ««Благодарю тебя, отче святый, великую пользу принес ты мне своими словами. Но еще осмелюсь просить тебя: молись обо мне Богу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мою веру». Он же ответил мне: «Велика просьба твоя, чадо, но знаю, что Господь никого не хочет погубить, а всех желает спасти и направить на путь истинный. Он все сотворит, что послужит тебе на пользу, все пошлет, о чем ты с верой будешь просить Его». «67
Как и просил Григорий ему была дано откровение:
«В ту же самую ночь, почивая на ложе своем, вдруг увидел я себя на каком-то плодородном, светлом и прохладном поле, украшенном всевозможными прекрасными цветами. Тихий и прохладный ветерок веял по этому полю, какой-то светлый дым, испускающий благоухание и ароматы, носился над ним. Когда я стоял там и, радуясь, дивился на все окружающее, вдруг направился ко мне какой-то муж, светлый и прекрасный, в белой одежде, с жезлом в руке и, приблизившись, спросил: «Что стоишь здесь и удивляешься, глядя на все?» Я отвечал ему, что не знаю, как я вдруг очутился здесь. Тогда он сказал: «Это молитва отца твоего духовного привела тебя сюда, чтобы ты увидел то, о чем просил». – «Что же я просил?» Он ответил: «Когда ты говорил, что глубока и искренна вера евреев, а угодник Христов Василий на это ответил, что они отвержены Богом, ты просил показать тебе какое-нибудь знамение. Господь исполняет твое желание; следуй теперь за мной, и я покажу тебе веру каждого народа, и какая из них какую силу имеет перед Богом». 68
Ангел показал Григорию Небесный Иерусалим, воскресение мертвых, Господа Иисуса Христа на облаке и Страшный суд, все это описано многими словами, которые я не могу поместить в статью, но кое-что я процитирую:
«После этого раздался страшный звук трубы, возвестивший о приближении Судии. Следом зазвучали другие трубы, показались царские хоругви и скипетры. Наконец явилось белое, как снег, облако, посреди которого
находился Господь наш Иисус Христос, а вокруг Него множество бесплотных слуг Его, не смевших приблизиться к облаку. В семь раз светлее, чем от солнца, осветился Им мир. Да что я говорю? Ум не в силах постигнуть, а слово передать все благолепие Божества, явившегося для Суда над миром. Если бы солнце засияло вдруг среди ночи, оно не осветило бы так ее темноты, как освещен был тогда весь мир. Все устремили свои взоры на Господа, а Ангелы запели: «Благословен Грядый во имя Господне… (Пс. 17, 26), Бог Господь пришел судить живых и мертвых». Слышавшие и видевшие все это пали ниц и поклонились Судии. Затем Господь сошел с облака и сел на престоле славы Своей.«69
«Первой из всех стоявших на правой стороне пошла Женщина, лицо Которой сияло, как солнце. Приблизившись к Господу, Она поклонилась Ему. Господь с радостью встретил Ее и преклонив пречистую главу Свою, сказал: «Войди, Святая Мать Моя, в радость Сына Своего ибо все это – достояние Твое». Она же, поклонившись Господу и облобызав пречистые Его руки, весело и с радостью вошла в Святой Город; радость Ее воспели все Ангелы и праведники.«70
Я думаю, что любой православный христианин согласится с тем, что Григорию было дано поистине великое откровение, хотя он не почитается во Святых и даже не имел сана, но Бог тем не менее по молитве преп. Василия удостоил его такой чести. Православная энциклопедия подтверждает эту точку зрения указывая, что Григорий получил откровение «которое можно сравнить с «Откровением Иоанна Богослова» по значимости поднятых в нем эсхатологических тем и экспрессии явленных образов конца света.«71
То, что критики издеваются и насмехаются над откровением, данным старцу Порфирию не должно нас удивлять потому что то же самое происходило и десять веков назад с Григорием которого Господь Иисус Христос в видении предупредил о том, что некоторые люди «не только не примут его"72 т.е не примут откровения, «но еще посмеются и будут злословить.«73 и аргументы этих людей будут такими «Но, скажут миролюбцы, неужели этот более Петра и Павла, Моисея и Даниила и прочих великих святых и славных пророков, богоносных отцов и вселенских учителей? Ведь никто из них не узнал подобных неизреченных тайн, которые сокрыты от всех. Будут поносить тебя, укорять, ты же оставляй укоры без внимания, передай устно и письменно потомству все показанное тебе; передай Церквам Моим и всем верующим.«74
Тезис No4 – Учение старца Порфирия носит ярко выраженный антиаскетический характер
Критик: «Одной из главных причин столь ярко выраженного
антиаскетического учения о духовной жизни, к которому отец Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни.«75
Я собрал высказывания старца Порфирия по поводу аскезы из нескольких книг, думаю такого количества цитат достаточно чтобы составить объективное мнение о том насколько его учение аскетично или антиаскетично.
Вот, что старец Порфирий говорил о значении аскезы:
«Православная аскеза должна иметь место не только в монастырях, но и в миру. Молитва в храме, долгие богослужения и славословия Бога в духе любви, – это великое благословение. Ты знаешь, как сильно души терзаются страстями и какое отдохновение они получают от любви Христовой?«76
«Ни один подвижник не стал святым без подвигов. Никто не смог взойти к духовности без аскетических упражнений. Подвижничество должно быть. Духовное упражнение – это поклоны, бдения и другое, но не с насилием. Пусть все будет с радостью. Дело не в поклонах, которые мы делаем, не в молитвах, а в самоотдаче, в пламенном желании Христа, всего духовного. Многие делают это не ради Бога, а ради самого подвига, для пользы телесной. Но духовные люди совершают это ради пользы душевной, ради Бога. И тело получает большую пользу, не болеет. От этого бывает много доброго.«77
«Крайнего совершенства достигали те редкие аскеты, которые скрывались в пустыне. Они не стремились ни к людской славе, ни к чему, ни к чему, ни к чему… Они обливались покаянными слезами к Богу и молились все за Церковь. Все они труждались прежде всего ради мира и Церкви, а потом уже ради себя.«78
О молитве
«Старец в качестве средства для разрешения всех проблем советовал обращаться к молитве. Один человек жаловался ему, что он часто страдает бессонницей. Отец Порфирий рекомендовал ему лекарство – молитву. Тот последовал его совету и совершенно излечился от своей бессонницы. Кроме того, он стяжал нечто куда более важное: хорошо усвоенный урок – молиться при всех своих трудностях. Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Почему Бог советует нам непрестанно молиться? Может быть потому, что Он хочет, чтобы мы стояли перед Ним «навытяжку»? Нет, Бог этого не хочет. Бог хочет, чтобы мы получали пользу. Он знает, что когда мы, подобно
ангелам, по своему собственному желанию, славословим Его непрерывно, день и ночь, тогда наша душа действительно отдыхает, потому что это приносит нам истинную пользу“. „79
«Однажды отец Порфирий сказал мне: «Молись о том, чтобы тебе стать лучше». Тогда я спросил его: «Геронда, что мне надо делать, чтобы стать лучше?» И он ответил: «Всегда твори Иисусову молитву. Возлюби Христа, возлюби людей, не говори ничего о других, неизменно посещай храм Божий, читай Евангелие, чтобы Бог вразумил тебя». Помоги мне, Геронда, так и поступать.«80
«Старец мне как-то раз сказал: Всегда молись Богу. Все хорошее исходит от Бога: и жажда молитвы, любви, смиренномудрия, покаяния, и стремление к добру. Всякий раз, когда ты чувствуешь в душе желание пойти поисповедоваться, обращайся к своему духовнику. Это очень хорошо». Из этих слов я сделал вывод: все хорошее, для меня и для других, я должен ожидать только от Бога. Оно приходит посредством молитвы.«81
«Непрестанно молись, и днем, и ночью, даже когда лежишь в постели. Каким бы уставшим ты ни был, никогда не забывай вечером перед сном прочитать повечерие"82
«Систематическое занятие умной молитвой предполагает, согласно учению отца Порфирия, во-первых, наличие опытного старца, который будет наблюдать за учеником; а во-вторых – свободу подвизающегося от эгоизма, злопамятства, неприязни, своеволия, тщеславия и подобных страстей. Старец особо подчеркивал необходимость совершать переданные нам святыми отцами богослужебные последования Божественных служб. Его наставление «Непрестанно твори Иисусову молитву» обращено ко всем нам. Но здесь надо иметь рассуждение: это наставление не предполагает отмену церковных последований. Так же не надо думать, что, сказав несколько раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы сразу же чего-то достигнем.«83
«Старец всегда повторял, что «Бог – это все», и говорил, что без молитвы к Богу не бывает ничего. «Молитва, – наставлял он, – является матерью всех благ. Лишь бы она всегда была смиренна, совершенно лишена эгоизма и полна любви ко Христу». «84