banner banner banner
Защитная книга водителя
Защитная книга водителя
Оценить:
 Рейтинг: 0

Защитная книга водителя


• полное возмещение документально подтвержденных убытков, причиненных потребителю вследствие просрочки поставки;

• взыскание с дилера за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5 % от суммы предварительной оплаты товара за период вплоть до предоставления автомобиля или возврата суммы предварительной оплаты, но сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Если дилер включит в договор условия, ограничивающие его ответственность, предусмотренную указанной нормой, его можно привлечь к административной ответственности по уже упоминавшейся статье 14.8 КоАП РФ (часть 2): включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

При продаже автомобилей с поставкой через несколько месяцев автодилеры предусматривают для себя право повышения цен в зависимости от каких-либо условий, например изменения курса валют, изменения цены автопроизводителем, повышения таможенных платежей и т. п.

Если право дилера корректировать цену зафиксировано в договоре и дилер требует доплату, попросите его составить дополнение к договору с приложением документов, подтверждающих наступление или действие обстоятельств, вынуждающих увеличить цену. Если дилер не сможет приложить копию указания импортера об увеличении отпускных цен на автомобили, или копию нормативного акта об увеличении ввозных пошлин именно на этот вид автомобилей, или копию курсовок Центробанка за соответствующий период, договор должен исполняться на прежних условиях.

Некоторые дилерские центры были замечены в подмене книги жалоб: недовольному клиенту дают чистенькую книжку для негативных отзывов, не зарегистрированную как положено, а настоящая книга лежит в укромном месте. Претензии, записанные в книгу, никто не читает.

Способы решения конфликтной ситуации: обратиться сразу в клиентскую службу дилера, минуя жалобную книгу, а если это не поможет, нужно писать досудебную претензию – они помогают в 90 % случаев. Напишите претензию письмом в двух экземплярах на имя директора дилерского центра и сдайте секретарю, потребовав проставить в вашем экземпляре входящий номер письма, дату и роспись секретаря. Другой вариант – отправьте претензию заказным письмом. У вас остается квитанция, а получатель расписывается в получении письма в регистрационной книге почтового отделения.

Электронные жалобные книги есть практически у всех крупных автодилеров на официальных сайтах, хотя, разумеется, оттуда вынимается весь негатив. Есть и независимые автомобильные сайты по сбору жалоб и предложений, там же увлекаются составлением «черных списков» недобросовестных продавцов.

Условия договоров

Незаконные условия, сознательно включаемые в типовые договоры в расчете на правовую неграмотность клиента, свидетельствуют о недобросовестности дилеров, о стремлении ввести покупателей в заблуждение относительно их реальных прав.

Такие «фокусы» дилеров содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, защищаемые законом, в частности ограничения гарантии на автомобиль. Например – выдержки из реального договора:

«4.2. Покупатель обязуется в срок службы автомобиля проводить по талонам сервисной книжки плановые технические обслуживания автомобиля в полном объеме у Продавца или у иных авторизованных заводом-изготовителем станциях технического обслуживания.

5.1. Продавец освобождается от гарантийных обязательств в отношении переданного Покупателю автомобиля в случае нарушения последним раздела 4 настоящего Договора. Устранение недостатков в этом случае производится на общих основаниях.

6.1. В соответствии с инструкциями и указаниями Производителя срок гарантии на приобретенный Покупателем автомобиль устанавливается 12 месяцев или 30 тысяч км пробега от даты приемки автомобиля Покупателем по Акту приема-передачи. Гарантийные права Покупателя прекращаются до истечения гарантийного срока в случаях: нарушения Покупателем правил эксплуатации, пользования и хранения автомобиля; пропуска очередного срока технического обслуживания, указанного в сервисной книжке; любых вмешательств в автомобиль посторонних лиц, обращения в неавторизованные автосервисы; самовольной разборки автомобиля или ремонта узлов, агрегатов и комплектующих частей автомобиля; внесения изменений в конструкцию автомобиля или установки дополнительного оборудования, электропотребителей; повреждения автомобиля в аварии, не связанной с техническими дефектами и неисправностями, а также вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы; использование автомобиля в спортивных мероприятиях или для обучения вождению».

Данные условия:

• ограничивают установленное статьей 209 ГКРФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;

• чрезмерно сужают объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 2 ст. 476 ГКРФ. Согласно данным нормам, продавец обязан доказывать причинно-следственную связь между изменением технических характеристик и возникшей неисправностью.

О таком нарушении прав потребителей следует уведомлять территориальный отдел Роспотребнадзора, приложив к заявлению копию договора, – дилера оштрафуют.

Автодилеры настаивают на подписании типовых договоров, в которых есть невыгодные для покупателя, а порой и незаконные условия.

Следует знать, что признаются недействительными условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством (п. 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей»), при этом недействительность отдельных условий не приводит к недействительности договора в целом.

В 2004 году Госторгинспекция (ныне – Роспотребнадзор) издала инструктивное письмо «О нарушении прав потребителей продавцами автотранспортных средств и их сервисными центрами при установлении и исполнении гарантийных обязательств». В нем обращалось внимание на нарушения закона «О защите прав потребителей», в частности, следующие:

1. В нарушение п. 6 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» (и п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ) происходит обусловливание продавцами выполнения гарантийных обязательств продавца и (или) изготовителя выполнением работ по техническому обслуживанию автомобиля исключительно в сервисе автодилера.

2. Неправильное определение в нарушение второго абзаца п. 6 ст. 18 закона «О защите прав потребителей», ст. 476 и 310 ГК РФ правовых последствий нарушения потребителем правил использования, хранения и транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (товар снимается с гарантии, гарантия признается недействительной, гарантия утрачивает силу и т. п. в случае совершения или несовершения потребителем определенных действий).

Действующее законодательство не предусматривает возможности для продавца или изготовителя снимать товар с гарантии. Допускается отказать потребителю в удовлетворении его требования в связи с конкретным недостатком товара, если дилер (производитель) сможет доказать, что такой недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п. 6 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»). И даже если вина потребителя будет доказана, на другие недостатки, которые могут возникнуть в дальнейшем, отказ распространяться не должен.

3. Установление продавцом условия о том, что он несет ответственность только за недостатки, возникшие в течение гарантийного срока только по его вине или по вине завода-изготовителя (недостатки, являющиеся браком при изготовлении, производственным дефектом или браком материала, дефектами заводского производства и т. п.).

Но продавец отвечает за любой недостаток автомобиля, если при помощи независимой экспертизы не сможет доказать, что такой недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п. 6 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»).

4. Установление в нарушение статьи 7 закона «О защите прав потребителей» и статьи 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» продавцом норм, правил и процедур технического обслуживания (в том числе правил, положений, касающихся периодичности технического обслуживания) автотранспортных средств. Согласно действующему законодательству дилер не вправе изменять правила и процедуры технического обслуживания, установленные изготовителем. Однако нередки случаи, когда дилер уменьшает величину пробега между ТО.

5. В нарушение пункта 6 статьи 18 закона «О защите прав потребителей» (п. 2 ст. 476 ГК РФ) фактически обусловливание продавцами выполнения гарантийных обязательств продавца и (или) изготовителя покупкой комплектующих изделий, проведением ремонта, антикоррозийной обработки, установкой подкрылок или сигнализации только у продавца автомобиля.

Установление гарантийного срока – право, а не обязанность изготовителя (исполнителя) (п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем (п. 7 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Некоторые дилеры принимают на себя гарантийные обязательства, продлевая гарантию изготовителя. Условия дилерской гарантии могут отличаться от гарантии изготовителя не в пользу потребителя. На деле дилерская гарантия – нередко фикция в рекламных целях.

Если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявить к продавцу (изготовителю) требования в отношении недостатков товара, если недостатки товаров обнаружены (п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей») в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю.

Если гарантийный срок на работу (услугу) не установлен, то вы можете предъявить исполнителю свои требования относительно недостатков в работе (услуге) (п. 3 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей») в разумный срок, но в пределах 2 лет. Срок начинается со дня принятия выполненной работы (услуги).

Если вы потребовали устранения недостатков в товаре, то гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня вашего обращения с этим требованием до дня выдачи товара из ремонта (п. 3 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если ремонт товара производился посредством замены комплектующего изделия (или составной части), на которые установлены свои гарантийные сроки, то гарантийный срок на новое комплектующее изделие (или составную часть) исчисляется заново – со дня выдачи товара по окончании ремонта (п. 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие (или составную часть), если иное не предусмотрено договором. При замене товара с недостатками гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи другого экземпляра товара (п. 2 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара потребителю (если иное не предусмотрено договором). Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При продаже товаров по образцам, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара потребителю (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в сборке, комплектации или устранении недостатков), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств.

При получении купленного автомобиля изучите внешний вид (возможны сколы краски, вмятины, царапины и т. п.), комплектацию, наличие всех опций, заказанного допоборудования.

Согласно статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», дилер обязан указывать в договоре информацию о проведенных ремонтных работах на автомобиле (например, ремонт повреждений, возникших при перевозке). Если потребитель, получив автомобиль, обнаружит даже через несколько дней следы такого ремонта, он может отказаться от автомобиля и потребовать вернуть его стоимость, подготовив претензию руководству автосалона.

Если при передаче машины в ремонт повреждения кузова не зафиксированы в акте приемки или в видеозаписи, а после ремонта они появились, потребуйте устранить эти дефекты бесплатно.

Если дилер намерен провести экспертизу, он обязан укладываться в сроки, установленные для выполнения конкретных требований.

В случае задержки выполнения любого из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе взыскать с виновного лица неустойку в размере 1 % стоимости автомобиля за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При любых конфликтах с дилером консультируйтесь с юристом.

Trade-in

Свой автомобиль целесообразно продать или сдать на комиссию автодилеру, даже если не будете покупать у него другой. Конечно, дилер оценит ваш автомобиль ниже, чем вы, если найдете покупателя, но за разницу в цене вы получите:

• квалифицированную оценку машины;

• экономию средств и времени, которые были бы затрачены на предпродажную подготовку;

• экономию времени, которое было бы потрачено на рекламу, показы автомобиля потенциальным покупателям, телефонные разговоры порой в неудобное время, оформление купли-продажи и т. д.;

• полный пакет документов о продаже автомобиля для отчета перед налоговой инспекцией;

• юридическую, финансовую, а порой и личную безопасность.

Аферы с кредитом