В большинстве случаев у матери возникают трудности с кормлением близнецов. Как правило, это удается, когда мать придерживается гибкого расписания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Если оба ребенка голодны в одно и то же время, их кормят одновременно.
Кормление обоих младенцев из соски, безусловно, требует меньше усилий. Поскольку все малыши нуждаются в тепле и материнских объятиях почти в той же мере, что и в самом питании, при кормлении из соски их надо держать так, как при кормлении грудью. Таким образом, наиболее благоприятная для близнецов ситуация складывается, если во время кормления присутствуют двое людей или если один из близнецов без особого расстройства может немного подождать свою бутылочку. Когда близнецы голодны одновременно, можно кормить одного ребенка на руках, подставляя другому бутылочку, а при следующем кормлении поменять этот порядок.
Очень важно, чтобы близнецы получали как можно больше индивидуальной заботы. В лучшем случае каждый из близнецов получает только часть того внимания, какое обычно уделяется ребенку, который родился один. Это часто не учитывается, особенно потому, что уход за близнецами отнимает, несомненно, намного больше времени, чем уход за одним ребенком. Близнецы часто придумывают свой собственный непонятный язык (это может задержать освоение настоящего), и в ряде случаев это можно объяснить нехваткой индивидуального внимания к ним.
Обычно близнецы раньше других детей учатся делиться и ждать своей очереди. Однако, вопреки сложившемуся мнению, их чувства ревности и соперничества часто сильнее, чем у братьев и сестер разных возрастов. И только по мере осознания ими своей индивидуальности дух соревнования, как правило, снижается.
В семьях часто забывают, что близнецы – это индивидуальности и они хотят быть самими собой. Родители должны стараться не слишком акцентировать тот факт, что они близнецы. Для того, чтобы избежать излишнего подчеркивания их сходства, разумно со стороны родителей не давать им похожих имен, одевать их одинаково только в раннем детстве, при этом, возможно, в разные цвета.
Иногда желательно определять близнецов в разные классы и даже школы. Одно из преимуществ этого в том, что каждому из них становится легче заводить друзей, ощущая при этом, что его любят за него самого, а не потому, что близнецы всегда пользуются популярностью. Кроме того, при учебе в разных коллективах уменьшатся возможности для вредного соперничества между близнецами. Если достижения близнецов будут реже сравниваться, каждый из них свободнее будет осваивать учебные предметы, задавая при этом свой темп.
Раздельное обучение может пойти на пользу одним близнецам, но не подходить другим. Если разделение близнецов по разным классам невозможно или нежелательно, необходимо убедить учителя, что каждый из них – индивидуальность и требует соответствующего обращения. Поскольку близнецы неизбежно забирают большую часть материнского времени, другие дети не только чувствуют, но и являются на самом деле немного заброшенными. Ребенок постарше для привлечения к себе внимания может стать, например, непослушным, капризным. Родители должны помочь ему, быть более терпимыми к его поведению, в то же время давая понять, что понимают его причину, и стараясь уделять ребенку больше внимания.
Сами близнецы испытывают большое удовлетворение и уверенность, когда они способны действовать как команда. Трудность задачи родителей в том, чтобы найти тонкую грань, баланс, позволяя им ощущать удовольствие и надежность от своего единения и вместе с тем борясь с их зависимостью друг от друга, когда один без другого чувствует себя потерянным.
Близорукость
При близорукости лучи света, попадающие в глаз, фокусируются перед сетчаткой, а не на сетчатке, как это бывает в случае с нормальным зрением. Этот оптический дефект устраняется с помощью очков с вогнутыми линзами.
Современные исследования говорят о том, что обычно причиной близорукости является удлиненное глазное яблоко, которое развивается в детстве и прогрессирует до тех пор, пока не перестанет расти, возможно уже в подростковом возрасте. Обычно близорукость обнаруживают в первые школьные годы при чтении с доски. Родители могут обратить внимание на то, что ребенок держит книгу слишком близко к лицу, учитель может заметить, что один из его учеников не видит ясно слова, написанные на доске, и предложить в этом случае проверить зрение.
Болевые ощущения, связанные с ростом
Многие родители затрудняются в понимании термина «боль, связанная с ростом». Когда ребенок жалуется на боль в руках или ногах, они могут отмахнуться от нее или, впав в другую крайность, немедленно решить, что у ребенка ревматизм. В действительности нет болевых ощущений, которые можно приписать просто быстрому росту. Боль в любой части тела обычно является признаком какого-то расстройства в организме, серьезного или поверхностного, чисто физического или отчасти эмоционального.
Так как научно доказано, что боль от ревматизма может быть сравнительно легкой, врачи сейчас проводят тщательное исследование, если ребенок жалуется даже на слабую боль в коленях, лодыжках, плечах или запястьях. Однако в большинстве случаев причинами такой боли в суставах или конечностях могут быть утомление в мышцах, плоскостопие, плохо подобранная обувь, искривленные лодыжки и др.
Для установления правильного диагноза, если ребенок жалуется на боль в руках или ногах, лучше всего проконсультироваться с врачом, который установит причину и назначит лечение. Важно помнить, что у детей, так же как и у взрослых, различная чувствительность к боли. Это означает, что один ребенок может намного сильнее другого ощущать болевые ощущения в мышцах после слишком активно проведенного дня.
Болезнь Дауна
Так называется синдром Дауна – серьезный дефект от рождения, сопровождающийся достаточно характерными внешними признаками, особенно лица и головы. Самое печальное последствие этого заболевания – тяжелая форма отставания в умственном развитии. Хотя некоторые дети с этим синдромом поддаются какому-то обучению, однако крайне редко они в состоянии самостоятельно включиться в реальную жизнь.
Имеются и другие характерные признаки заболевания: небольшой рост, коренастая фигура, искривленные пальцы, толстый язык, маленький нос и кожные складки у внутренних углов глаз, что создает впечатление раскосых глаз. Болезнь реже встречается в азиатских странах, нежели среди народов Кавказа.
Дети с болезнью Дауна жизнерадостны и привязчивы и часто, говорят, бывают наделены удивительной способностью к подражанию и прекрасной музыкальной памятью. Перед родителями может встать серьезная проблема: отдать ребенка в соответствующее лечебное учреждение или воспитывать его дома. При этом надо учитывать многие факторы, в частности реакцию других детей в семье.
Болезнь Дауна связана с нарушением числа хромосом – крошечных частиц, содержащих наследственную информацию, имеющуюся во всех клетках. Большая часть детей с болезнью Дауна имеет 47 хромосом вместо обычных 46. По-видимому, лишняя хромосома прежде всего повинна в нарушении умственного и физического развития ребенка. У очень небольшого процента детей с этим заболеванием болезнь наследуется от одного из родителей, которые, несмотря на свой нормальный физический вид, также имеют необычный набор хромосом. Но большей частью это происходит случайно при делении хромосом, когда у матери формируется яйцо, из которого развивается будущий ребенок (или иногда, когда создавалась сперма у отца). Подобные явления чаще происходят у женщин более старшего возраста, чем у молодых. Это обстоятельство свидетельствует о том, что риск родить ребенка с болезнью Дауна увеличивается с возрастом матери и достигает пика в возрасте старше сорока лет.
Когда решается вопрос, могут ли родители иметь здорового второго ребенка, если первый родился с болезнью Дауна, то для этого требуется изучить хромосомы в клетках родителей. В наше время удается определить, было ли вызвано заболевание у предыдущего ребенка просто «случайностью» при делении хромосом (которое навряд ли повторится) или вследствие унаследованной хромосомной аномалии у одного из родителей. Наследственная передача заболевания очень редка, она встречается не более чем у 1–2 % случаев.
Боль
Когда ребенка знакомят с биологической функцией боли, ему может стать морально легче.
Малышу надо объяснить, что способность человека чувствовать боль является защитной функцией организма. Боль сигнализирует: что-то в нашем организме не в порядке, какой-то орган может быть перенапряжен и нуждается в отдыхе.
Боль, осязание, жара и холод – это четыре основных ощущения. В коже имеются особые крошечные точки, или нервные окончания, которые улавливают каждое из них. После того как любая часть тела теряет чувствительность, ощущение боли можно восстановить в первую очередь. В теле существует больше мест, где человек может чувствовать боль, нежели мест, где можно почувствовать тепло и холод.
Болевой уровень, при котором чувствуется боль, у разных людей неодинаков. Люди с так называемым низким болевым порогом более чувствительны к боли.
Есть несколько разновидностей боли: поверхностная, костей, сосудов и внутренних органов. Боль прежде всего ощущается в нервных окончаниях, которые затем передают это ощущение в позвоночник и выше в мозг. Оттуда ощущение посылается обратно в то место, где оно возникло, в результате чего человек чувствует боль в пальце, ноге или каком-либо другом месте.
Боль не всегда чувствуется в том месте тела, которое ее вызывает. Желудочные недомогания, например, могут ощущаться в спине, а какие-либо нарушения в тазобедренном суставе могут ощущаться в задней части колена.
Современные знания о боли дают возможность менее болезненного проведения операций путем блокирования нервов, разрезания их и использования болеутоляющих средств. Было выявлено, что морфий поднимает болевой порог в два раза выше обычного уровня, кодеин – на 50 % и аспирин – на 33 %.
Выше определенной дозы дополнительные количества болеутоляющих лекарств уже не дают необходимого эффекта.
Боль в животе
Термином «боль в животе» с рождения и до старости обычно обозначают любую боль или беспокойство в брюшной полости. Боли могут быть сильные или слабые, острые или хронические.
Родители должны быть внимательны к любым жалобам на боли в брюшной полости ребенка, и если она длится дольше одного часа, вызовите врача. До прихода врача измерьте ребенку температуру и уложите его в постель, независимо от того, есть ли повышение температуры. Эти предосторожности важны на тот случай, если боль в животе является симптомом аппендицита.
Боли в животе могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них:
1. Синдром неполного усвоения пищи, вызываемый недостатком сахаропонижающих ферментов или ферментов, способствующих расщеплению клейковины зерен ржи и риса.
2. Аллергия желудка или кишечника, вызываемая коровьим молоком или каким-то другим продуктом.
3. Нарушение функции поджелудочной железы.
4. Расстройства по неизвестной причине.
Каждая из названных болезней сопровождается общими симптомами: тягучий, с неприятным запахом кал, плохой аппетит, вздутый живот.
Для определения диагноза доктор может порекомендовать:
1. Пробную или контрольную диету.
2. Биопсию путем заглатывания трубки.
3. Анализ потовых отделений (при подозрении на болезнь поджелудочной железы).
4. Анализ кала.
К счастью, в большинстве случаев боли в животе несерьезны и временны и возникают в результате переедания или употребления незрелых плодов. Причиной болей в животе может быть также пищевое отравление, вызванное зараженной бактериями пищей. В этом случае они часто сопровождаются потерей аппетита, тошнотой, рвотой, температурой, поносом.
Родители должны помнить, что даже если физические причины болей в животе неясны, их нельзя оставлять без внимания. Если у ребенка бывают расстройства желудка, наберитесь терпения. Все болезни поддаются лечению (кроме болезни поджелудочной железы), и ребенка старше двух-трех лет можно вылечить. При отсутствии в организме необходимых ферментов следует подобрать соответствующую диету и придерживаться ее в течение некоторого времени.
Бородавки
Многие современные исследователи считают, что бородавки вызываются вирусом. Однако этот специфический вирус еще не выделен. Бородавки, по-видимому, в какой-то степени заразны и при расчесывании могут распространяться.
Обычно эти твердые округлые наросты бывают одного с кожей цвета, иногда слегка коричневатые. Бородавки часто исчезают сами по себе, но если они не сходят и причиняют беспокойство, есть несколько эффективных и безболезненных методов их удаления, которые может порекомендовать врач.
Боязнь животных
В вопросе о детских страхах важно уметь отличать реальные от мнимых. Бывает, что ребенок не задумываясь протягивает руку, чтобы погладить собаку, не зная, как она отреагирует. Ничего противоестественного нет в том, что многие дети не боятся незнакомых животных. В таких ситуациях следует проследить за тем, чтобы ребенок, удовлетворяя свое желание пообщаться с животным, не пострадал.
Некоторые взрослые слишком осторожны в этих вопросах, и это передается детям. Одна мама не позволяет сынишке прикоснуться щекой к котенку, другая морщится, когда видит в руке дочери жука; у этих мам дети вряд ли будут друзьями животных.
Детям бывает трудно преодолеть необъяснимую боязнь животных. Мальчик или девочка, у которых дома живет большая собака, может испугаться маленького котенка.
Если ребенок испытывает страх перед животным, родители должны повести себя правильно. Ребенок может испугаться еще больше, если его заставить подойти поближе и погладить животное. Лучше убедите его в том, что многие дети боятся и что это проходит, то есть если ребенку страшно, помогите ему понять, что родители его любят и поддерживают. Если ребенок согласен, можно подойти к животному вместе с ним. Не говорите «Не бойся»: он будет бояться еще больше. Лишь уверенность ребенка в том, что он поступает правильно, поможет ему преодолеть страх перед животным.
Боязнь темноты
Дети в возрасте от двух с половиной до пяти лет обычно боятся темноты. Причин этого много, но одна из основных в том, что ребенок взрослеет и начинает больше понимать. Отсутствие страха у младенца – результат его неразвитости. К двум или трем годам он уже знает, что многие предметы небезопасны, и у него вырабатывается более глубокое воображение. Из темноты могут всплывать фантастические образы, отражающие то, что ребенок видел днем, а также о чем он думал и что чувствовал.
Детям иногда приходят «плохие» мысли и чувства, как они их называют. Чувство вины тревожит ребенка, и он думает, что темнота принесет наказание. Целый ряд обстоятельств могут вызвать боязнь темноты: переутомление, перевозбуждение, беспокойство по поводу предстоящего переезда, отсутствие мамы или папы дома, страх заболеть и другие. Если у ребенка дурные мысли, он побоится не только остаться один в темноте, но и идти спать вообще.
Степень страха, а также быстрота его преодоления неодинаковы у разных детей. Некоторых ребят можно легко успокоить, похлопав ласково по спине; других успокоить труднее. Как бы то ни было, дети испытывают страх, мучительный страх, и помочь им можно лишь любовью и участием. Пусть ребенок знает, что бывает страшно, но что страх проходит, а оттого, что ему страшно, мама и папа не перестают его любить.
Если ребенок боится темноты, оставьте маленький свет в дальней комнате, в коридоре, приоткройте дверь, включите ночник.
Помните, что укладывать ребенка в постель надо неторопливо, в приятной обстановке. Пусть ребенок примет теплую ванну, расскажите ему приятную сказку – и он расслабится и не будет бояться темноты.
Братья и сестры
Родители понимают, что важную роль в становлении характера их детей играет окружение ребенка. Именно в семье малыш учится проявлять любовь и пользоваться ею, ладить с другими людьми, соизмерять чувства и желания других со своими, делить обязанности и удовольствия, сдерживать негодование, злость, зависть и страх.
Овладеть всем этим ребенку помогают его братья и сестры. Поскольку можно сказать, что лучшие годы были проведены с братьями и сестрами, поэтому именно те, с которыми было пережито столько счастливых детских лет, становятся самыми надежными во взрослой жизни.
Раньше в больших многодетных семьях многие актуальные в настоящее время проблемы даже не возникали. Теперь, когда такие семьи стали редкостью, родителям приходится думать о том, как обеспечить своему ребенку необходимый контакт с другими детьми, поэтому они ведут его в различные кружки и клубы.
В маленьких семьях труднее наладить хорошие отношения; в них родители склонны преувеличивать разногласия между детьми. Как известно, у каждого ребенка кроме хороших качеств есть и плохие, и иногда полезно дать проявлять ему и гнев, и раздражение. Если родители будут пытаться любой ценой добиваться спокойствия в отношениях между детьми, будут подавлять проявление детских эмоций, то отрицательные переживания будут накапливаться и затем дадут о себе знать в самый неподходящий момент.
Обратите особое внимание на ребенка, который обижает своих братьев и сестер, ломает их игрушки, надоедает и пристает. Его надо убедить, что он как и все, что он может сердиться на сестренку, но не должен при этом обижать ее. Придумайте ему какое-нибудь интересное занятие, поиграйте только с ним. Не забывайте уделять индивидуальное внимание даже благополучным детям.
Обида часто исходит от детей постарше, потому что появление нового ребенка в семье представляет для них в некотором роде угрозу их положению в семье. А если к тому же у таких детей неурядицы в школе или в отношениях с друзьями – пощады не ждите. Причиной раздражения могут быть игрушки, общий шкафчик, а то и просто необходимость находиться вместе. Во всех этих случаях родители должны помочь разрешить конфликты.
Родителям иногда кажется, что если между их детьми спокойные отношения, то не следует вмешиваться. Но не мешало бы знать, защищают ли дети друг друга, когда им попадает от других; помогают ли они друг другу, обмениваются ли сокровенными мыслями, могут ли отдать на время любимые вещи.
В самые сложные периоды роста и развития ребенок наиболее раним. Старшим детям надо подсказать, что в это время их младший брат или сестра нуждается в особой заботе, что и им будет оказано должное внимание, если это потребуется. Однако не следует создавать ни для одного ребенка «особых» условий.
Едва ли в наше время найдутся родители, которые не понимают, что нельзя иметь любимчиков, нельзя делать сравнения в пользу одного ребенка, нельзя слишком часто встревать в отношения между детьми. Взрослые иногда пытаются быть подчеркнуто объективными, раздавая каждому поровну, однако каждое проявление внимания со стороны родителей оценивается детьми по-разному. Сыну понравится марка, потому что он собирает марки, а дочери – новый цветок, потому что она любит выращивать цветы на подоконнике.
Бывает, что в отношениях к собственным детям родители руководствуются воспоминаниями своего детства. Если мать в детстве дружила с братом, она может чувствовать большее расположение к сыну; если отцу пришлось выдерживать конкуренцию со стороны братьев, он, вероятно, будет больше тянуться к дочери. И мать, и отец будут благоволить к ребенку, похожему на них. Так и у детей независимо от желания могут проявляться симпатии и антипатии к тому или иному члену семьи.
Никакое сочетание полов и возрастов не может служить гарантией благополучных взаимоотношений детей в семье. Девочка, воспитывающаяся вместе с братом, может чувствовать большую уверенность в компании мальчиков. Мальчик может тяготиться опекой и верховенством старшей сестры. Однополые дети лучше дружат, но и больше стараются доказать свое превосходство. Если ребенок намного моложе или старше остальных, скорее всего, он одинок. Единственная среди мальчиков в семье девочка будет тянуться к материнской женственности и ожидать восхваления ее девичьих прелестей со стороны отца и братьев. Она же может переживать по поводу того, что пиратские игры ее братьев не для нее. Единственный среди девочек мальчик может страдать от излишней опеки и тянуться к отцу и к мужчинам вообще из желания подражать их мужественности.
Почетное место в семье принадлежит старшему ребенку, однако достается оно дорогой ценой. С одной стороны, ему хотелось, чтобы в семье появился еще один ребенок. С другой стороны, когда-то он безраздельно владел папой и мамой, и они были заняты только им. Помня такое внимание своих родителей, он не задумываясь делится своей любовью с младшим братом. Старшего не с кем сравнивать, поэтому его не торопят, не дают непосильных заданий, хвалят. Ему отводится роль «примера для подражания» для младших детей, иногда приносящая ему больше страданий, чем удовольствия. Родителям следует научить малышей уважать его и не приставать к нему. При должном внимании и прозорливости они могут помочь первенцу занять достойное место в семье.
Последний ребенок, обычно любимец семьи, может стать источником ненависти. Либо вся семья может с таким усердием приняться выполнять все за него, что у ребенка отпадет желание становиться взрослым. Младшему ребенку следует определить его долю обязанностей наравне с другими, следует замечать его старания и успехи, пусть в том, что он делает, нет ничего нового для его родителей.
В отдельных семьях среднему ребенку не достается ни ответственности, возлагаемой на старшего, ни безоглядной любви, щедро отдаваемой младшему. Второму ребенку может просто не достаться его доля внимания из-за появления третьего малыша. И ему придется метаться между доверительными льготами, предоставляемыми старшему, и полной безответственностью младшего. Вместе с тем средний ребенок имеет свои преимущества: он дает понять старшему, что его надо уважать, потому что он тоже старший, и – младшему, что его надо слушаться.
Если в семье умеют уважать каждого, интересуются и поддерживают всех детей, то ни возраст, ни пол ребенка не будут иметь никакого значения.
Родителям не мешает помнить, что братья и сестры любят и ненавидят, обижают друг друга и помогают друг другу, ссорятся и веселятся и при этом взрослеют.
Бронхит
Бронхит – это воспаление слизистой оболочки трубчатых образований, соединяющих дыхательные пути с легкими. Легкая форма бронхита может возникнуть как результат элементарной простуды, она не опасна. Ребенка следует подержать в тепле и покое. Если у малыша кашель и повышена температура, следует обратиться к врачу.
Часто бронхит сопровождает ОРЗ, корь или коклюш, или он возникает как осложнение после этих болезней. Сухой кашель скоро становится затяжным. Скопление слизи приводит к тому, что ребенок задыхается. Могут появиться боли в груди. При правильном и своевременном лечении бронхит проходит через неделю. При рецидивах бронхита следует искать причину, возможно, это аллергия или хроническая инфекция.
Брюшной тиф
Было время, когда страшные эпидемии брюшного тифа косили людей как в больших городах, так и в маленьких деревушках. Теперь это редкое явление. Современная санитария и гигиена, очистка воды, контроль за переносчиками брюшного тифа и обучение мерам здравоохранения – все это помогло почти полностью ликвидировать данное заболевание.
Брюшнотифозная прививка необходима при вспышке заболевания или как защитная мера при поездках в те места, где меры санитарии и профилактики недостаточны.
Вандализм
Вандализмом называется бессмысленное уничтожение или разрушение культурных и материальных ценностей. Это слово происходит от названия варварского племени вандалов, разграбившего Рим в V веке. Вандализм подростков, обычно действующих группами, время от времени возникает и в наших больших городах. В более умеренных формах вандализм всегда был довольно распространен: от местных хулиганских выходок в канун праздников – уродования зданий и деревьев и раскрашивания памятников – до костров с помощью неизвестно где добытого топлива.
Поскольку цена разрушенной собственности, особенно при нападениях на школы и церкви, часто значительна, обычные методы правоохранительных органов, как правило, сводились к поимке и определению меры воздействия на нарушителей. Однако зачастую примененные к детям жестокие меры дают противоположный эффект. Штрафы за причиненный ущерб, взыскиваемые с родителей вандалов, только ухудшают дело, поскольку злоба и ненависть таких подростков часто направлены именно против родителей.
Специалисты, изучающие преступность, долгое время считали детский вандализм формой антиобщественного поведения, характеризующейся необычной степенью враждебных чувств. Многочисленные нападения на учебные заведения наводят на мысль, что школа – это символ чего-то ненавистного для подростков. Создается такое впечатление, что подростки возмущены ограничениями и требованиями школы или, возможно, были унижены учителем или другими учениками.