Глава 3. Теория педагогического стимулирования
Как ясно из всего вышеизложенного, развитие ребенка предполагает включение его в различные виды активности, организованные, как полезные для «других». Именно в такой активности происходит обучение ребенка умению самостоятельно изучать и удовлетворять различные потребности «других» – людей, животных и других форм Жизни.
Для включения ребенка в дела, во взаимодействии с ним, родители и другие воспитатели используют различные педагогические средства. Часто эти средства «срабатывают» не так, как ожидали родители. Чтобы педагогические средства приводили к ожидаемому результату, родителям необходимы знания о том, как их надо использовать, при каких условиях педагогические средства дают эффект развития ребёнка, формирования его, как личности.
В качестве средств взаимодействия с ребенком используются убеждение и внушение.
Убеждение рассматривают, как воздействие на человека, рассчитанное на критическое принятие информации. Убеждение действует «силой своей логики и непреложными доказательствами (В.М. Бехтерев).
Целью убеждающего является стремление добиться того, чтобы убеждаемый разделил его взгляды, мнения, отношения и т.п., и присвоил их (А.Н. Леонтьев), и следовал им в своей деятельности и поведении.
Чтобы дать эффект изменения ребенка, убеждение должно осуществляться авторитетным для него человеком, которому он доверяет, на которого имеет положительную установку.
Речь воспитателя должна быть эмоциональной, логично выстроенной, убедительной, но не назидательной и, в то же время, должна оставлять возможность ребенку самостоятельно осмыслить то, что ему говорит воспитатель.
Ребенок должен чувствовать, что воспитатель заинтересован в том, чтобы помочь ему решить проблему. На наш взгляд, речь свою воспитатель должен строить так, чтобы одна и та же, наиболее важная информация, время о времени повторялась – в начале, середине, конце беседы.
Речь воспитателя по содержанию должна быть выводом из анализа (или самим анализом) ситуации, в которой оказался ребенок.
Внушение также рассматривается, как метод воздействия на человека.
При этом, различают несколько видов внушения: через запрет, доверие, через противопоставление, положительное и отрицательное и т.д.
В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель сам должен решить, какие именно виды внушения в той или иной ситуации ему необходимо использовать.
В качестве метода взаимодействия с ребенком воспитатель может использовать беседу – «исповедь».
При этом, воспитаннику создается возможность выговориться. Но, для использования этого метода, воспитатель должен быть очень авторитетным для ребенка, ребенок должен ему доверять и чувствовать себя в полной безопасности – он должен быть уверенным в том, что все рассказанное им никогда не будет использовано против него. Иначе, беседу-«исповедь» можно обозначить, как «разговор по душам».
Основным методом, который применяют воспитатели во взаимодействии с детьми, должен быть метод совместного анализа ситуаций, в которых оказались дети.
Как применять этот метод – мы покажем ниже, на анализе конкретных ситуаций взаимодействия родителя и ребёнка.
От умения грамотно осуществить анализ ситуации, во многом, зависит эффект изменения поведения и отношения к делу ребенка.
Но, чтобы провести анализ, воспитатель должен иметь психологические и педагогические знания, должен уметь увидеть за средством, которое применяет ребенок, цель (потребность).
«Овладеть» средствами, понять, какую именно цель стремится реализовать с их помощью человек (воспитанник или воспитатель), помогут знания о тенденции в применении людьми средств для реализации конкретных целей. Например, если человек лжет, значит, ему надо что-то скрыть от окружающих, если ребенок приходит куда-то, несмотря на запреты родителей, значит, там наилучшим образом удовлетворяются наиболее значимые для него потребности.
Если ребенок ворует деньги, то, надо выяснить, на удовлетворение каких именно потребностей он их использует.
Средства, с помощью которых воспитатель организует разные виды деятельности воспитанника, должны способствовать тому, чтобы воспитанник принял цели воспитателя (т.е., захотел то же, что и воспитатель, т.к. все цели воспитателя должны быть связаны с развитием именно воспитанника). Это – главное условие успеха воспитательной деятельности. Все начинается с целей, и, если воспитанник не примет целей воспитателя, как такового, воспитания осуществляться не будет.
Основной функцией воспитателя и основными его целями является формирование у ребенка потребности быть полезным «другим». А, так как, формирование это может осуществляться только в делах, полезных для «других», то, следующая воспитательная цель – включить ребенка в разные виды деятельности, организованные, как полезные, помочь ему достичь в них успеха.
Целью воспитательной деятельности является также обеспечение признания результатов выполненной воспитанниками деятельности другими людьми.
Мы специально подчеркиваем и фиксируем внимание родителей (воспитателей) на проблеме целей воспитательной деятельности, так как, нередки случаи, когда воспитатель во взаимодействии с ребенком стремится реализовать свои личные цели (припугнуть ребенка, унизить его, опозорить перед одноклассниками и т.д.). Именно, использование воспитателем средств, направленных на реализацию своих личных целей, и делает деятельность воспитателя антипедагогической, антивоспитательной.
Воспитателем может называться только такой человек, который может использовать, «владеет» педагогическими средствами организации разных видов деятельности воспитанников, приводящими к развитию у детей потребности приносить пользу всей Жизни.
Что же это за педагогические средства?
Педагогические средства, которые приводят к реализации целей, поставленных воспитателями, называют стимулами.
В качестве стимулов воспитатели используют слова, жесты, мимику, действия, предметы, явления, других людей, их деятельность и результаты и т.д.
Кроме того, воспитатели используют такие методы, как традиции; требования (коллектива, общества, воспитателя); перспектива; положительный пример; уважение и доверие; общественное мнение; поощрение, наказание и др.
Но, стимулами называют только такие методы и средства, которые привели к реализации воспитательных целей. Однако, известно, что не всегда то, что использует воспитатель в качестве средств реализации конкретной воспитательной цели, дает положительный эффект. При этом, эти методы, применяемые воспитателем, могут дать эффект, противоположный ожидаемому воспитателем, а могут, вообще, не привести ни к каким изменениям у воспитанника.
Такие методы нельзя называть воспитательными, хотя их и использовал воспитатель.
Поэтому, если, например, учитель или родитель говорит: «Мы с ним (ребенком) и беседовали, и обещали ему в перспективе за хорошее поведение купить велосипед (мопед, мяч и т.д.), мы и требовали, и просили, и наказывали, и хвалили и т.д., но ничего не помогло» – значит, все, что делали с ребенком воспитатели, не имеет никакого отношения к воспитанию. Они не занимались воспитательной деятельностью. Была воспитательная деятельность или нет – покажет результат, т.е., каким станет поведение, деятельность ребенка (т.е., какие средства взаимодействия с «другими» он будет применять после воспитательной работы).
Воспитательное творчество и заключается в умении воспитателя найти такие средства, которые в данной ситуации, по отношению к данному ребёнку (коллективу) дадут положительный эффект и сыграют роль стимулов.
Воспитанники отличаются друг от друга уровнями развития и воспитанности, типом темперамента и характером, направленностью личности, возрастом, состоянием здоровья, настроением в каждый данный момент и т.п. Поэтому, одни и те же средства, примененные к разным детям, могут сыграть роль как положительных, та и отрицательных стимулов, либо нейтральных средств. Причем, средство, давшее положительный эффект сегодня, завтра может дать нулевой или отрицательный эффект.
Вот почему, в педагогической деятельности не допустимы шаблон, стандартное использование набора одних и тех же средств в различных педагогических ситуациях.
Невозможно перечислить средства, которые всегда являются педагогическими (т.е. выступают в качестве положительных стимулов), или всегда являются антистимулами. Эти особенности педагогического стимулирования раскрыты в работах А.С. Макаренко, который писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признанно всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Возьмите даже такое средство, как коллективное воздействие, воздействие коллектива на личность. Иногда оно будет хорошо, иногда плохо. Возьмите индивидуальное воздействие, беседу воспитателя с глазу на глаз с воспитанником. Иногда это будет полезно, а иногда вредно. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная».
Правильный выбор педагогических средств зависит от того, насколько воспитатель владеет теорией развития личности и умеет предвидеть поведение, действия, поступки воспитанников, как реакцию та то или иное средство.
Всякий спор о пригодности или непригодности того или иного средства, может быть легко разрешен через анализ реального эффекта деятельности воспитателя, связанного с развитием личности воспитанников.
Если данное средство в данной ситуации дало положительный эффект, т.е. привело к продолжительным изменениям в поведении и деятельности воспитанника, то, его использование оправдано, и целесообразно. Если используемое воспитателем средство дало нулевой или отрицательный результат, следует отказаться от его использования и искать другое средство, которое обеспечит реализацию целей развития личности воспитанника. Во всех случаях, когда используется то или иное педагогическое средство, необходимо точно знать, при каких условиях это средство дает максимальный воспитательный эффект. К сожалению, этот вопрос почти не рассматривается в учебных пособиях по педагогике, в результате чего у молодых учителей возникает убеждённость в том, что рекомендуемые средства всегда должны давать педагогический эффект. Но, поскольку, в педагогической практике этого не происходит, некоторые учителя причину неудачи видят не в том, что средство было использовано неумело, а в самих учениках. Например, тематическая беседа, проведенная в классе, для одного ученика выступит, как положительный стимул, для другого же – как нейтральное средство.
При использовании воспитателями каких-либо средств необходимо исходить из того, как это средство будет воспринято воспитанником. Нередко воспитатели применяют поощрения и наказания воспитанников как средства коррекции или поведения и деятельности, и не достигают ожидаемого эффекта. Чтобы средство наказания, например, способствовало изменению поведения и деятельности воспитанника, он должен относиться к этому средству, как к наказанию, воспринимать его, как наказание.
Наказание может выступать, как положительный стимул, но, может играть роль отрицательного стимула.
Если средство, используемое в качестве наказания, не вызывает у школьника потребности изменить свое поведение, пересмотреть отношение к людям, самому себе, следовательно, оно не выступило для него, как положительный стимул. В случае же, если наказание вызывает озлобленность ребенка, протест, недовольство, ухудшает его поведение, оно играет роль отрицательного стимула, и применение его не способствует совершенствованию личности воспитанника. Попытка же в этом случае применять еще более строгие наказания усугубляет это положение.
Наказание исполняет роль положительного стимула в случае, если:
– оно не унижает личности ребёнка;
– выбирается в соответствии с причинами поступка;
– осознаётся ребёнком как заслуженное и справедливое наказание и вызывает потребность исправиться;
– при его использовании непременно указываются пути исправления, устранения обнаруженных недостатков. Если же воспитатель, применявший наказание, не подсказывает ученику, что надо сделать, чтобы изменить свое поведение, то, в этом случае, оно выступает, как отрицательный стимул, ибо, после его применения ребенок не может измениться.
К наказаниям мы относим все средства, которые вызывают у воспитанника чувства раскаяния, стыда, способствуют осознанию неблаговидности поступка и вызывают желание исправиться.
Поощрения могут выступать, как положительные стимулы и как отрицательные. Положительными стимулами они являются в тех случаях, когда способствуют возникновению и развитию у детей потребности в нравственном поведении и нравственной деятельности. Если у детей возникает цель получить поощрения, льготы и привилегии в результате выполнения определенной деятельности, то, в этом случае поощрение будет играть роль отрицательного стимула, поскольку, будет способствовать формированию у них потребности в приобретении лично для себя чего-то материального.
Есть средства, которые всегда, во всех случаях, выполняют роль антистимулов. К ним относятся физические меры воздействия, оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление убедить, что у ребёнка нет никаких способностей, что в жизни он ничего хорошего добиться не сможет, выставление оценки не за знания, а за поведение (нарушение поведения на уроках, пререкания с учителями, за забытые ручки и тетради или за беспрекословное послушание т.п.).
Во всех перечисленных случаях снижается активность воспитанников, они теряют уверенность в своих силах и возможностях, возникает конфликт между воспитателем и воспитанниками.
В педагогической практике часто встречаются антистимулы, связанные с нарушением требований педагогической этики отдельными воспитателями.
Наличие у воспитателя педагогического авторитета является условием достижения положительного эффекта в воспитании детей. В случае, если воспитатель использует следующие нижеперечисленные стимулы, то, педагогический авторитет не возникает и не развивается:
– беспринципность и несправедливость воспитателя;
– предъявление воспитаннику требований, которые воспитатель не предъявляет самому себе и не выполняет их сам;
– неумение найти путь к сердцу воспитанников, расположить их к себе, строить отношения с воспитанниками на основе дружбы, взаимопонимания, взаимного доверия и поддержки;
– нарушение педагогического такта, неумение выбрать такие средства, которые выполняют функцию положительных стимулов и обеспечивают успех воспитанников в различных видах деятельности;
– нежелание и неумение признавать собственные ошибки и недостатки и исправлять их (отсутствие у воспитателя потребности в самовоспитании и саморазвитии);
– использование наказаний и принуждений, как основных, ведущих средств воспитания;
неумение строить воспитательный процесс на основе имеющихся у воспитанников положительных качеств, неумение включить воспитанников в активную деятельность по собственному развитию и совершенствованию.
Итак, важнейшие функции педагогического стимулирования состоят в том, чтобы выявить причины неэффективности некоторых средств, используемых воспитателями, определить условия, при которых средства дают максимальный педагогический эффект, найти новые средства, которые позволят одновременно реализовать все педагогические цели.
Хорошо, если знания о формировании личности будущие родители приобретут до рождения ребенка. Потому что, процесс развития ребенка начинается уже в утробный период. В настоящее время нет исследований, которые показали бы, как именно осуществляется процесс развития ребенка. Но то, что – по этапам – это – однозначно.
Родители должны понимать, что ребенок – это неделимая целостность не только с мамой, которая его вынашивала, но и через маму – со всей Жизнью в целом: с другими людьми, с обществом, государством, в котором ему предстоит жить, с солнышком, воздухом, растениями, животными и т.д.
Понимая это, родители будут и ребенку объяснять, что он – не сам по себе и не «центр Вселенной», а, что он связан с Жизнью, принадлежит Жизни, и смыслом его появления на свет является забота о разных формах Жизни, в том числе и о родителях. Ребенок еще с младенческого возраста должен понимать, что жизнь ему дала Жизнь, счастливым его смогут сделать люди и другие формы Жизни. Но, счастье – это быть полезным, иметь возможность заботиться о «других». Ребенок должен научиться заботиться о «других». И в этом ему должны помочь, прежде всего, родители.
Родители должны понимать, что ребенок – процесс поэтапного формирования личности, как формы Жизни. А Жизнь – это неделимая целостность всех форм Жизни, что и позволяет Жизни быть (вечно). И, чтобы БЫТЬ, ребенок должен научиться жить для «других», которые выступают, как условия и средства его собственной жизни.
После рождения ребенок продолжает развиваться, как процесс поэтапного накопления материально – энергетически – информационного начала. Развитие это осуществляется с помощью родителей, различных предметов, окружающих ребенка, различных явлений природы. В книжке мы покажем, как ребенок накапливает в своей жизни это содержание, как совершенствуется, как развивается.
В книге мы покажем, как родителям необходимо взаимодействовать с младенцем и ребенком более старшего возраста, чтобы он формировался, как личность. Первый этап жизни человека – после рождения до шести лет – самый важный. Все, что на этом этапе приобретёт ребенок, и выступит, как основа его дальнейшей жизни. Жизнь ребенка на этом этапе организуют родители. Но, к сожалению, на «родителя» нигде не учат, хотя, как мы полагаем, надо начинать обучать умению быть супругом и родителем школьников с 9-ого класса.
Пока этих знаний не дают на государственном уровне, заниматься развитием своего собственного ребёнка родители должны научиться сами. И, чем раньше, тем лучше. В этой книге мы хотели бы дать будущим мамам и папам знания по формированию личности ребенка, который у них должен родиться. Книга будет полезна и тем родителям, у которых уже растёт ребёнок.
Мама, которая носит ребенка в утробе, если она понимает закономерности развития ребенка, будет целенаправленно организовывать взаимодействие плода с различными формами Жизни. В свое время ученые провели эксперимент (и мы тоже проводили его на своем ребенке) – предлагали беременным женщинам слушать музыку. Мы знакомили своего будущего ребенка с классической музыкой. И обнаружили, что родившийся ребенок реагирует на музыку. Тогда, когда проводился этот эксперимент (это были семидесятые годы двадцатого столетия), он вызвал сенсацию. Однако, если понимать, что развивающийся в утробе матери ребенок – форма Жизни, и связан с Жизнью, как цель и средства, то, тогда нет ничего удивительного в том, что будущий ребенок взаимодействует с другими формами Жизни (матерью, обществом, другими людьми, отдельными явлениями человеческой и природной жизни и т.п.) на материально – энергетически – информационном уровне, поскольку, именно, другие формы Жизни являются средствами его развития.
Понимая это, мать и другие люди должны организовывать «встречу» ребенка с различными явлениями жизни. И чем больше этих встреч, чем с большим количеством предметов, явлений встречается ребенок, тем более подготовленным к жизни он будет.
Второй подэтап первого этапа жизни ребёнка – подэтап «осознание», у разных детей продолжается разное время. Но, так как это – процесс, то, он тоже начинается с «напряжения» и, проходит все этапы развития, как потребность. Постепенно, ребёнок приходит не только к осознанию различных предметов, как отдельных форм Жизни, но и к осознанию себя, как формы Жизни, отличную от других форм Жизни, от других людей.
Третий подэтап характерен для детей, достигших года. И длится он у разных детей разное время – ориентировочно до двух – двух с половиной лет. Этот подэтап характеризуется тем, что ребенок обучается умению самостоятельно ставить цели и самостоятельно отыскивать новую информацию. Этот этап – тоже процесс, и развивается он, совершенствуясь, по этапам, как потребность. Поэтому, уровень развития ребенка, как умеющего самостоятельно ставить цели и самостоятельно отыскивать новую информацию, постоянно повышается. Но, это происходит только в том случае, если ребёнок поистине живет.
Четвертый подэтап связан с обучением ребенка применять во взаимодействии с людьми и «другими» формами Жизни (с предметами, явлениями, животными, растениями и т.д.) знания, полученные за все время его жизни. По времени этот этап длится от двух – двух с половиной лет до трех – четырех лет. Этот этап – тоже процесс развития потребности, и на этом этапе жизни ребенок все более совершенно научается взаимодействовать с различными формами Жизни. Но, это происходит только в случае, если родители и другие люди создают условия для развития умения применять знания на практике, в жизни, то есть, если организуют практику удовлетворения ребенком различных своих потребностей, и потребностей других людей и «других» форм Жизни (животных, например). Нередко, в реальной жизни, родители удовлетворяют все потребности детей, не обучая их умению самостоятельно есть, одеваться, прибирать постель, собирать игрушки, наводить «порядок» в комнате и т.д. При этом, ребенок научается добиваться от «других» удовлетворения своих потребностей и совершенно не может заботиться о «других», считаться с ними, удовлетворять потребности «других». Это – показатель того, что идет процесс деградации ребенка, а не формирования его, как личности.
В этом возрасте родители уже начинают испытывать сложности с ребенком, который любыми путями добивается своего. И это «своё», как правило – материальные ценности, удовлетворения которых ребенок требует от родителей.
Чем старше становится ребенок, тем процесс деградации углубляется. И приходится родителям обращаться к специалистам.
В книге, которую вы держите в руках, мы покажем, как родители должны исправлять ошибки, допущенные во взаимодействии с ребёнком. Но, для этого, сами родители должны начать изменяться и становиться на путь развития, как личность. Потому что, родители, развивающиеся, как потребность иметь материальное (то есть, деградирующие, как личность) не могут сформировать из своего ребенка личность.
Ребенок копирует родителей, других людей (он учится у них умению ставить цели и подбирать средства, адекватные целям). Поэтому, очень непросто в обществе, ориентированном на приобретение как можно большего количества материального, формировать ребёнка, как личность. Однако, если родители осознают смыслом своей жизни заботу о «других» формах Жизни, и начнут жить и реально развиваться, как личность, то, их ребёнок будет, копируя их, тоже развиваться, как личность. Поэтому, даже если в обществе пока не будет другой идеологии, люди, тем не менее, могут становиться другими.
Пятый подэтап – это подэтап «творческий», «созидательный». На этом подэтапе, который начинается в три – четыре года и продолжается до пяти лет (но, опять же, – условно, так как каждый ребенок развивается по – своему, индивидуально), ребенок научается создавать новые знания, новые средства взаимодействия с различными формами Жизни.
Творчество на этом этапе жизни ребенка может быть связано с необходимостью удовлетворять свои личные материальные потребности или – с созданием новых средств удовлетворения потребностей «других» форм Жизни, с «творением» идей, предметов, которые на шестом подэтапе ребенок будет отдавать «другим», целенаправленно стремясь сделать их счастливыми.
Счастье ребенок и его родители могут осознавать, как приобретение материального для себя (новое платье, новую игрушку, красивую куклу, жвачку, вкусную еду и т.д.) или как отдачу «другим» формам Жизни (людям, родителям, животным, растениям и т.д.) своих знаний, дел, проявление заботы о «других».
Понять, на каком подподэтапе какого подэтапа находится в каждый данный момент ребенок, невозможно. Да, это и не надо. Мы должны фиксировать, что ребенок не только приобретает готовые знания, которые ему дают родители, но и отыскивает новые знания самостоятельно, применяет эти знания в своей жизни, создает новые знания и предлагает их родителям и другим людям, животным и т.д. во взаимодействии с ними. Это и будет означать, что идет процесс развития.
И это – самое главное. Тогда, можно сказать, что родители обучают ребенка жизни. Процесс деградации начинается с раннего возраста. И родители должны это понимать – именно от них зависит, станет ли их ребёнок счастливым. Только вооружившись знаниями, родители смогут провести своего ребёнка по трудному пути выхода во взрослую, самостоятельную жизнь.