Книга Тайны веры. Апологетические заметки - читать онлайн бесплатно, автор Александр Милеант. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайны веры. Апологетические заметки
Тайны веры. Апологетические заметки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайны веры. Апологетические заметки

Считая Моисея автором первых пяти книг Библии, Предание не утверждает, будто им написано каждое слово в этих книгах. В его книгах есть добавления, внесенные, несомненно, после его смерти, как, например, повествование о его смерти, пояснения относительно географических названий и народов, неизвестных более поздним поколениям и тому подобные приписки. Не противоречит понятию авторства использование Моисеем древних родословных и хронологических записей, а также кратких описаний событий прошлого. Известно, что письменность возникла за каких-нибудь 1200 лет до Моисея в области Месопотамии, откуда происходил Авраам. Авраам мог передать своим потомкам записи, которые потом легли в основу книги Бытия. О существовании в то время таких записей можно предполагать на основании упоминаний в книге Иисуса Навина, ученика пророка Моисея, «книга Праведного», исчезнувшей впоследствии. Книга Моисея писалась в течение сорокалетнего странствия евреев по пустыне. По своему объему они почти равняются новозаветному Писанию. Поэтому естественным будет предположить, что у пророка Моисея были помощники – писцы. Эти писцы, вероятно, и записывали те события, которые касались самого пророка Моисея, ибо эти события описаны в третьем лице. Конечно, у писцов, помогавших пророку Моисею в составлении Пятокнижия, не могло быть твердо установившегося стиля писания, что свойственно только «профессиональным» писателям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные исследователи Библии находят в книгах пророка Моисея части, написанные разными стилями. Однако надо признать, что разница в стилях зависит не столько от наличия помощников-писцов, сколько от самого содержания разных частей Пятокнижия. Ведь законодательный язык, естественно, отличается от повествовательного, строительно-хозяйственный слог – от созерцательного. А пророку Моисею приходилось писать на самые разнообразные темы. О том, что пророк Моисей лично писал некоторые части своего Пятокнижия, особенно те, в которых он помещал Божие откровение, неоднократно упоминается в его книгах.

Пророк Моисей является выдающимся человеком всех времен. Как пророк он сподобился особенной близости к Богу, ибо только с ним, по свидетельству Библии, Бог говорил… лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). Как писатель и законодатель он получил блестящее по тому времени образование, будучи воспитан при дворе фараона на положении сына дочери фараона, которая его усыновила с младенческого возраста.

В книге Бытия пророк Моисей поместил повествование о сотворении Богом мира и человека, о жизни наших прародителей в Эдеме и о их грехопадении, о жизни допотопных патриархов, о Ное и о «всемирном» потопе, о послепотопных патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Параллельно с жизнью патриархов Моисей запечатлел в своей книге многие сведения о древних царствах и о рассеянии народов. Заканчивается книга Бытия повествованием об Иосифе и о переселении семейства Иакова в Египет. Все содержание книги Бытия следует определенному плану, согласно которому эта книга делится на десять частей, построенных по одинаковому принципу. В начале каждой части помещается одинаковая вступительная формула и особое заглавие. Потом идет вкратце пересказ событий, описанных в предыдущей части.

Во всей книге Бытия чувствуется цельность и единство плана, что свидетельствует о работе редактора. Автор книги Бытия дает очень много ценнейших исторических сведений о событиях, нигде больше не упомянутых или записанных в искаженном, мифологическом виде. Однако пророк Моисей не ставит себе цель охватить в книге Бытия всю сложность исторических событий. Он из множества доступной ему информации выделил то, что имело отношение к религиозной жизни человека. Поэтому его книгу надо читать не как сухую историю, но как источник духовной мудрости, как книгу вдохновенную Самим Богом.

Библейское повествование о возникновении мира и человека

Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого – исповедуем мы в нашей ежедневной молитве дома и в храме. Таким образом, для нас мир есть не только предмет умственного познания, но и предмет веры. Как бы много наука ни открывала тайн в области физики, химии, геологии, космологии и так далее, все же для человека останутся неразрешенными принципиальные вопросы: откуда появились сами законы природы и частицы, из которых образовался мир, и какая цель во всем том, что нас окружает и в жизни человека? Наука не только бессильна ответить на эти волнующие нас вопросы, но по сути и не имеет права их обсуждать, потому что они выше ее досягаемости. На эти вопросы отвечает богооткровенная Библия.

Боговидец пророк Моисей в первых главах книги Бытия поместил повествование о сотворении Богом мира и человека. Наука до самого недавнего времени ничего убедительного не могла сказать по поводу возникновения мира. Только в ХХ столетии, благодаря крупным успехам в области астрономии, геологии и палеонтологии, история возникновения мира стала поддаваться научному исследованию. И что же? Оказывается, что мир возник в той последовательности, как описал пророк Моисей!

Хотя пророк Моисей не ставил себе целью дать научное изложение возникновения мира, но все же его повествование на много тысячелетий опередило современные научные открытия. Его описание впервые засвидетельствовало то, что мир не вечен, но возник во времени и в постепенном (эволюционном) порядке. К заключению, что мир не вечен, пришли и современные астрономы, когда установили, что весь мир расширяется наподобие надувающегося шара. Каких-то 15–20 миллиардов лет тому назад вся Вселенная была сгущена в микроскопическую точку, которая, как бы взорвавшись, стала расширяться во все стороны, образуя постепенно наш видимый мир («Вig Ваng»).

Создание Богом мира Моисей разделил на семь периодов, которые символически обозначил «днями». В течение шести «дней» Бог образовывал мир, в седьмой – «почил от дел Своих». Сколько длились эти дни, Моисей не определяет. Седьмой день, в течение которого развертывается история человечества, длится уже многие тысячелетия. Само число семь часто употребляется в Писании в символическом, а не в количественном значении. Оно обозначает полноту, законченность.

В начале сотворил Бог небо и землю – этими словами Библия охватывает все то, что Бог создал: наш видимый материальный мир и тот духовный ангельский мир, который находится вне нашего физического наблюдения. Слово «сотворил» говорит о том, что мир создан Богом из ничего. К этому же выводу ведут современные научные открытия: чем глубже проникает атомная физика в основы материи, тем больше обнаруживается ее «пустота». По-видимому, даже «кварки», которые образуют протоны, не являются «твердыми» частицами. Получается, что материя есть необъяснимое состояние энергии.

Читая далее библейское описание возникновения мира, мы видим, что оно по сути и в общих чертах совпадает с тем, что по этому поводу говорит современная наука. Минуя подробности возникновения галактик после этого «в начале», повествование Моисея сосредотачивается на образовании нашей Земли и того, что ее наполняет. Так, в первый «день»: И сказал Бог: да будет свет. Эти слова, вероятно, указывают на тот момент, когда межзвездные газы и пыль, из которых образовалась Солнечная система, настолько сгустились под действием гравитационного поля, что в центре газового шара началась термоядерная (атомная) реакция (сгорание водорода в гелий) с обильным излучением света. Так возникло Солнце. Свет есть тот фактор, который позже сделал возможным появление жизни на Земле.

Из тех же газов и пыли, из которых образовалось Солнце, образовались также кометы, микро-метеориты, астероиды, протопланеты и т. д. Вся эта крутящаяся, во все стороны несущаяся масса газов, пыли и твердых тел названа Моисеем «водой». Под действием взаимного притяжения она со временем сформировалась в планеты. Это есть «отделение воды, которая под твердью, от воды, которая над твердью» второго «дня» творения. Так Солнечная система, или по Библии «небо», приняла свой законченный вид.

Вначале земля, как и другие планеты, была раскалена. Испарявшаяся из глубин земли вода окутывала землю густыми тучами. Когда поверхность земли достаточно остыла, вода стала оседать в виде дождя и образовались моря и континенты. Потом благодаря воде и солнечному свету на земле стали появляться растения. Это – третий «день» творения.

Первобытная гигантская растительность (а также микроорганизмы, жившие в воде) стали очищать земную атмосферу от углекислых газов, выделяя кислород. До этого времени, если бы кто-нибудь с поверхности земли смотрел на небо, он не мог бы видеть очертаний Солнца, Луны или звезд, потому что Земля была окутана непрозрачными газами. Так, например, до сих пор с поверхности Венеры нельзя увидеть неба, потому что она окутана такими же плотными газами. Вот почему появление Солнца, Луны и звезд приурочено Моисеем ко «дню» после появления растений, т. е. к четвертому. Не зная этого факта, безбожники-материалисты в начале ХХ столетия высмеивали повествование Библии о сотворении Солнца после появления растений. По Библии же, рассеянный солнечный свет достигал поверхности земли с первого дня творения, хотя очертаний Солнца не было видно.

Появление чистого кислорода в атмосфере послужило в свою очередь к возникновению более сложных форм жизни – рыб и птиц (в пятый «день») и, наконец, животных и человека (в шестой «день»). С такой последовательностью появления живых существ согласна и современная наука.

В библейском повествовании многие интересные для науки подробности о появлении живых существ пропущены Моисеем. Но надо напомнить, что цель его повествования не в перечне деталей, но в том, чтобы показать Первопричину мира, ее премудрого Творца. Заключает Моисей свое повествование о сотворении мира такими словами: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Иными словами, у Творца была определенная цель при создании мира: чтобы все служило добру, вело к благу. Природа до сих пор сохранила на себе печать добра и свидетельствует не только о мудрости, но и о благости своего Создателя.

Согласно книге Бытия последним создан человек. Современная наука тоже считает человека самым новым существом в животном мире. В вопросе возникновения человека разница между наукой и Библией заключается в методике и в цели. Наука старается установить подробности возникновения физической стороны человека – его тела, а Библия говорит о человеке, в его законченном виде, имеющем, кроме тела, разумную богоподобную душу. Однако и Библия утверждает, что тело человека создано из «земли», т. е. из элементов, как и тела прочих животных. Этот факт важен потому, что Библия подтверждает факт физической близости между животным миром и человеком. Но при этом Библия подчеркивает исключительное положение человека в животном мире, как носителя «дыхания Божия» – бессмертной души. Благодаря богоподобной душе человек обладает особым духовным чувством, различающим добро от зла. Это духовное чувство влечет человека к общению с Богом и с духовным миром, к нравственному совершенствованию. В конечном итоге одни земные удовольствия не могут удовлетворить духовной жажды человека. Эти факты подтверждают свидетельство Библии о том, что человек не есть просто высшая эволюционная стадия животного, но представитель одновременно двух миров: физического и духовного. Раскрытие этой тайны помогает человеку найти свое место в мире, увидеть свое призвание делать добро и стремиться к Богу.

В заключение нашего краткого обзора библейского повествования о создании Богом мира следует сказать, что в этом повествовании, как и в последующем рассказе о райской жизни наших прародителей и их грехопадении, кроме доступных пониманию событий, есть символы и иносказания, значение которых нам не дано полностью понимать. Значение символов заключается в том, что они дают человеку возможность, минуя трудные для понимания подробности, усвоить то главное, что Бог открывает человеку: в данном случае причину зла в мире, болезней, смерти и т. д.

Наука продолжает напряженно изучать мир. Много она открывает нового и интересного, что помогает человеку полнее и глубже понимать Библию. Но часто по поговорке получается, что ученые «из-за деревьев не видят леса». Поэтому для человека понимание принципов должно быть важнее знания деталей. Значение Библии заключается именно в том, что она раскрывает нам принципы бытия. Поэтому ее значение не ослабляется со временем.

Причины и последствия атеизма

Атеистами называются люди, которые не верят в существование высшего существа, именуемого Богом. Одни люди не верят в Бога потому, что им никогда не говорили о Нем и они сами никогда не приходили к мысли о Боге. Другие люди, хотя в принципе не отрицают существование Бога, но на деле живут так, будто Он и Его закон для них не существуют. Их можно причислить к категории практических атеистов. Наконец, существуют люди, которые принципиально отрицают существование Бога и которые хотят свое неверие оправдать научными или философскими доводами. Их можно причислить к категории сознательных атеистов. Теоретический, принципиальный атеизм нередко переходит в активное богоборчество, когда его насаждают насильственными методами, что имеет место в коммунистических странах.

Теоретический атеизм, в сущности, является антирелигией, потому что он тоже утверждается на вере. Религии основываются на вере в существовании Бога, а атеизм на вере в то, что Он не существует. Действительно, если Бог есть дух, то как можно «доказать», что Он не существует, пользуясь материальными приборами. Такое доказательство подобно тому, как если бы кто-нибудь стал отрицать существование магнитного поля земли на основании измерений барометра. В атеизме вера в Бога заменяется верой в самобытность материи и законов природы.

Атеизм как массовое явление возник в течение последних двухсот лет. Он есть результат отрыва человека от непосредственного соприкосновения с природой, что произошло, когда значительная часть населения стала переселяться из деревень в города. Психология говорит, что человеку свойственно стараться осмыслить первопричину и цель своего существования. В процессе размышления над основными вопросами бытия человек приходит к вере в Творца вселенной. Природа помогает человеку прийти к Богу, ибо она своей красотой, величием, гармонией и целесообразностью как бы на каждом шагу говорит о Боге, о Его всемогуществе и благости. Раньше люди были ближе к природе, и встретить атеиста было редким явлением. Известно, что идея о высшем существе с доисторических времен была распространена среди людей всех уровней развития. «Посмотрите на лице земли, – пишет Плутарх (I век по Р. Х.), – вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия, увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество». Это свидетельство остается в силе и по сей день по отношению к людям, живущим близко к природе, хотя их понятия о Боге могут быть несовершенными, наивно-детскими.

С другой стороны, жизнь современного городского человека приходит в условиях повседневной суеты, шума машин, бетонных джунглей, дыма, постоянных преступлений. Такая жизнь не приносит человеку никаких благородных или возвышенных чувств; напротив – она уродует и калечит его духовные качества. Неудивительно поэтому то, что как атеизм, так и разные психические заболевания развиваются преимущественно среди жителей больших городов.

Способствует распространению атеизма безрелигиозная и антирелигиозная система преподавания во многих современных учебных заведениях. Нередко в учебниках и на уроках подвергается критике библейское повествование о появлении мира и человека. Вместо того, чтобы дополнить и расширить сведения Библии, открытия науки противопоставляются богооткровенным истинам, и создается искусственный конфликт между верой и знанием. Иногда преподаватели или профессора открыто высмеивают принципы веры и морали. Редкие юноши или девушки обладают достаточной самостоятельностью мышления, чтобы в антирелигиозных нападках преподавателей увидеть не объективные данные науки, но частное мнение людей, нерасположенных к религии. Родителям и знакомым этих учеников или учениц надо обладать большим знанием и умением, чтобы уберечь их веру в Бога.

Так как грех омрачает ум и притупляет совесть, то способствует ослаблению веры в Бога и разнузданный образ жизни человека. Случается, что юноша или девушка, воспитанные в религиозной семье и сами очень верующие в детстве, поддаются соблазнам греховных удовольствий и опутываются плотскими страстями. С течением нескольких лет греховного образа жизни в них очень мало что остается от их прежней невинности, застенчивости и сердечности. Они становятся наглыми, злыми, бесстыдными. Одновременно с этими пороками в них возникают религиозные сомнения, которые могут перейти в неверие, если они не опомнятся и не обратятся в покаянии к Богу.

Последствием атеизма является отчаяние. Большей частью это отчаяние не осознается самим неверующим человеком, но, внедряясь в его подсознании, определяет его образ жизни. Раз нет Бога, значит, нет и будущей жизни, нет награды за труды и за добрые дела. Поэтому атеисту необходимо спешно, пока он еще жив, пользоваться всеми доступными благами жизни. Раз нет Бога, то и моральный закон условен и разница между добром и злом определяется самим человеком. Конечно, государственный закон, стыд, страх или просто практические соображения могут несколько сдерживать стремления пожинать удовольствия и жизненные блага любыми средствами, но от этого суть атеистического мировоззрения не меняется. Животные и насекомые могут быть жестокими со своими жертвами. Но нет существа более опасного и жестокого, чем человек, у которого нет высшего морального руководства. Такой человек способен делать зло не только ради прямой выгоды, но и ради какого-то извращенного удовольствия. Он мстит другим за то, что сам несчастен. А несчастен он потому, что у него нет будущего. Вот почему нигде не совершается столько бессмысленных и жестоких преступлений, как в странах, где атеизм приобрел руководящее положение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги