Книга Половцы - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Петрович Бровко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Половцы
Половцы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Половцы

Вступление

Данная книга является логическим продолжением моей работы под названием «ПЕЧЕНЕГИЯ» в которой я попытался в научно-популярной форме рассказать современному читателю о начале второй «волны вторжения» тюркских народов в Европу.

И тут, мы из исторических хроник, дошедших до нашего времени, видим, что вначале в Восточную, потом в Южную Европу, ну, а затем уже при появлении на исторической сцене «татаро-монгольских завоевателей» во главе с Чингиз-ханом и в Западную Европу! через территории, занимаемые Древней Русью, а вернее варяжским государством «Гардарика» прошли «три волны» бесчисленных орд азиатских завоевателей, стремящихся в своейгеополитической экспансии «к последнему морю»!

И были это: печенеги, половцы и пресловутые «татаро-монголы» которые якобы гнобили и терзали Русь, в конце концов этой же Русью они и были побеждены!

Так получается если почитать современные российские учебники истории для средних школ!

Да, что там эти учебники и их безвестные составители!

Ведь совсем недавно сам Президент РФ В.ППутин, он хотя и не историк по образованию, но все же как лицо закончившее в свое время юридический факультет ЛГУ и изучавший там такие предметы как «историю государства и права» тем не менее с большой уверенностью в своей правоте! заявил о том, как Русь таки победила и печенегов, и половцев!

«И печенеги ее терзали, и половцы, – со всем справилась Россия»

Тут правда все его злопыхатели стали говорить, что В. Путин мол ошибся, ибо когда на политической карте мира впервые появилась Российская империя, так исторический след тех же самых половцев, за 300 лет до этого события назад! уже растворился в глубинах прошедших веков, а сами половцы мол исчезли с лица земли.

Но увы на сегодня этот вопрос спорный и есть веское мнения, что никуда эти самые «половцы» в отличии скажем от печенегов, да и в принцы это касается и пресловутых «татаро-монгол» в той же России не исчезали!

И тут дело в том, что именно эти самые ПОЛОВЦЫ, стоявшие в своем общественно политичеком и культурном развитии выше монгольских, сумели АССИМИЛИРОВАТЬ «татаро-монгол» пришедших на Русь с Чингисханом и Батыем и что именно они -ПОЛОВЦЫ явились основой возникшего тюркского государства под названием «Золотая Орда»!

И это они уще более чем 250 лет после возникнования «Золотой Орды»– «терзали эту самую «Святую Русь» …

В связи с чем этот вопрос о половцах по мнению вашего автора нуждается в дополнительном исследовании и приведении его в реальные исторические рамки и, что особенно важно- очищения от тысячелетних фальсификаций и инсинуаций славной россикой истории.

Правда в нашем вступительном рассказе о ПОЛОВЦАХ я сразу хочу сделать и важное отступление, ибо если строго следовать исторической хронологии, то надо признать, что сразу после печенегов в южнорусские степи было еще вторжения «Торков» (черных клобуков) или «Берендеев», которые вначале «погнали» далее на запад с насиженных мест «печенегов», а затем и сами стали добычей новых завоевателей-«половцев», которые собственно и явились той самой «второй волной» вторжения.

Половцы в отличии от Печенегов и Торков «задержались» на границах «Гардарики» около 500 лет и за этот период оказали свое значительное влияние на ход истории первого славянского государства в Восточной Европе, которую российские историографы переименовали вначале в «Древнюю Русь», а потом уже времена СССР- за ним закрепили название «Киевская Русь».

Что же касается собственно «Гардарики» и всех метаморфоз, приведших к изменению ее названия на «Киевскую Русь» то вся эта история мною подробно описана в отдельной книге «Скандинавские правители Гардарики» с которой я всем любознательным читателям и рекомендую дополнительно и отдельно ознакомится.

Тут так же я хочу сказать, что на пути вторжения в Европе этих «трех волн» тюркских завоевателей стояло только два европейских средневековых государства: «Гардарика» на Севере со столицей в г. Киеве и «Византийская империя» на Юге со столицей в г. Константинополе.

Но между Византией и Гардариков располагалось Черное море и далее так называемые «южнорусские степи» куда после перехода р. Итиль, все без исключения кочевые орды того или иного тюркского народа, стремились вначале к р. Дону, а затем, достигая р. Борисфен, шли далее на Запад, пока на Юго-Западе не встречались с границами Византийской империи (ныне это территория современной нам Болгарии., а чисто на Западе выходили на границы государства «Королевства Венгрии».

В случае с нашими половцами, их марш на Запад не удался ибо «Половецкие орды», разбитые в бесчисленных войнах с Византией и Древней Русью в конечном итоге вынуждены, были, спасаясь уже от «татаро-монгольских завоевателей», признать свою вассальную зависимость от Венгерского королевства и тем самым остатки половецкой орды слившись с родственной ей ордой УГРОВ (венгров (мадьяров) в конечном итоге поспособствовали процессу образования в Западной Европе нового воинственного и амбициозного государства, что сейчас значится на политической карте мира как «Венгрия»!

В конечном же итоге мы видим, что все события, связанные с первыми двумя волнами вторжения тюркских народов в Европу, происходили на границах Киевской Руси и Византии и 500-летня борьба этих государств с ПОЛОВЦАМИ существенным образом измелила ход мировой истории.

Так Византийская империя беспрестанно ведя войны на два фронта: юге с турками-сельджуками на севере с печенегами и Половцами быстро ослабела и пала в 1453 году будучи завоевана турками, основавшими на ее территории свою «Османскую империю».

Что же касается «Киевской Руси», то она, тоже будучи ослабленной войнами с половцами и великокняжескими «междоусобными столкновениями» оказалась совершенно неготовой в союзе с темени-же «Половцами» дать решительный отпор вторгшимся в 1237 году первым отрядам татаро-монгольских завоевателей!

И как следствие такого хода истории Киевское княжество было завоевано в 1240 г. и фактически прекратило свое существование, вначале став данником новой мировой империи «Золотой Орды», а затем завоеванное Великим Литовским княжеством и вошедшее впоследствии в состав польского государства «Речи Посполитой».

На этом я заканчиваю свое вступление и перехожу к основному повествовании.

ч.1 ТОРКИ (БЕРЕНДЕИ) в истории Древней Руси (ГАРДАРИКИ)

Свой расказ о Торках (берендеях) я начну с того, что согласно выводам современных независимых историков То́рки – часть средневековых тюрков-огузов, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII веках

В 985 году торки принимали участие в походе киевского князя Владимира Святославича на булгар и хазар.

В начале XI века, теснимые половцами с востока, торки откочевали к Днепру, где столкнулись с Русским государством.

Так в 1055 году князь Всеволод Ярославич ходил на них, чтобы защитить Переяславское княжество; в 1060 году против них был предпринят поход князьями Изяславом, Святославом, Всеволодом Ярославичами и Всеславом Полоцким, окончившийся, по словам летописи, тем, что торки «убоявьшеся, пробегоша и до сего дни; и помроша бегающе гоними, ови же от зими, другии же голодом, инии же мором».

Для наглядности я привожу первую карту, на которой показано расположение Древней Руси и маршруты и направления вторжения в южнорусские степи тюркских народов.



Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Rus-1015-1113.png

В XII веке торки опять появляются у Дона.

В 1116 году торки и печенеги бились у Дона два дня с половцами и «придоша в Русь ко Володимеру» (Владимиру Мономаху).

В 1121 году Владимир прогнал из Руси берендеев, а торки и печенеги бежали сами.

Часть торков ещё в XI веке поселилась в Поросье и подчинилась местным князьям.

Центром этих полуоседлых торков был город Торческ.

На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя.

По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча. Часть торков ушла на запад, перешла Дунай и приняла подданство Византии.

Поселившиеся в Поросье и на землях Переяславского княжества торки вошли в вассальное объединение тюркских племён под названием чёрные клобуки, и в их составе принимали участие в защите границ Руси от половцев и в военных походах русских князей.

Во время нашествия Батыя в 1240 году Поросье было разорено. Многих торков татаро-монголы переселили на Волгу, а остаток торкских колонистов ассимилировался с местным славянским населением.

Торки оставили немало следов в топонимике на территории современной Украины: речки Торец и Торч, Торский шлях вдоль реки Тетлиги; города Торческ и Торецк, сёла – Торец, Торки, Торков, Торецкое, Торчин, Торчица.

Ну и само собой находясь на протяжении нескольких столетий среди славянского окружения торки внесли свое генофонд в украинское население, что уже оседло в пределах Переяславского княжества чем и внесли свою лепту в образование нового народа «украинцев»

И это хорошо можно проиллюстрировать на примере Кун-тугды, на Руси – Кунтувдей, Кондувдей (Кунтувдый, Кунтугдый) – князь чёрных клобуков из племени торков.

В 1183 году участвовал в походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Святославич#/media/Файл:Пам'ятник_князю_Ігорю._Новгород-Сіверський.JPG



Того самого печально-знаменитогокнязя И́горя Святославича (2 апреля 1151 – весна 1201) – князь Новгород-Северский (1180—1198), князь Черниговский (1198—1201). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Назван Игорем—Георгием своим отцом в честь родного дяди – святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (†1147). Главного героя древнерусской поэмы «Слова о полку Игореве». О нем и его борьюе с половцами далее будет отдельный рассказ!

Осенью 1190 году по доносу был пленён киевским князем Святославом Всеволодовичем, который отпустил его по просьбе князя Рюрика Ростиславича, «зане бе мужь дерз и надобен в Руси». Кун-тугды «не стерпя сорома своего», пришёл на Русь с половцами – в Поросье был разорён город князя Чурная.

Русские князья отбили нападение. Ростислав Рюрикович из Торческа и Ростислав Владимирович (сын Владимира Мстиславича) провели ответный поход, взяли 600 пленных, включая хана Кобана. Новый поход половцев закончился поражением от Глеба Святославича, владевшего Каневом; половцы провалились под лёд на Роси.

В 1192 году Кунтувдей вернулся на Русь. Получил от князя Рюрика Ростиславича во владение город Дверен.

Дверен – древний русский город в киевской земле, упоминаемый в летописном «Списке русских городов дальних и ближних».

Местоположение до конца не выяснено, однако известно, что он располагался на реке Рось. По предположению Петра Голубовского, находился на левом берегу этой реки между Роднем и Корсунем.

Возможно, это современное село Деренковец Корсунь-Шевченковского района Черкасской области.

Возник во времена Древнерусского государства и был одним из звеньев Поросской оборонной линии, основанной князем Владимиром Великим для защиты Руси от степняков.

В Дверене впоследствии селилась черноклобуковские знать, наемники. Город пришёл в запустение в XV веке в результате татарских набегов на южные рубежи Великого княжества Литовского.

Но наш общий рассказ о Торках (черных клобуках) будет неполным если мы не попытаемся разобраться с еще одной близкородственной им тюркской ордой –берендеями.

Берендеи, берендичи, берендии (др. русск. береньдѣи, береньдичи, точная этимология не установлена) – тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов

Согласно мнению ряда историков, наименование племени «берендей» является слегка искаженным произношением названия огузского племени баяндыр, которое входило в состав 24-х древнейших огузских (туркменских) племен. М. И. Артамонов упоминает берендеев (баяндур), коуи и баятов в числе племён, которые не принадлежали к гузам по происхождению.

Ряд авторов включает племя баяндур наряду с баяут (баят) и каи в число огузских племён, имеющих монгольское происхождение

В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем.

Все они стали вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси

Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными.

Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений.

Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.

Об одном из них летопись сообщает под 1121 год:

«В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».

В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём.

С. А. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда, которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году.

Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье, и с тех пор берендеи стали союзниками Руси.

Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков (в него вошли берендеи, торки, печенеги и другие), ставшее «вассалом» Руси.

В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев.

Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались:

«Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники – наша собственность».

Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.).

А. С. Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом.

Целый ряд топонимов на Западной Украине позволяет также предположить переселение туда отдельных групп чёрных клобуков.

О наличии берендеев в войске волынского князя сообщает Ипатьевская летопись под 1158 годом. Можно предположить, что «волынские» берендеи из войска Мстислава Изяславича были переведены на Волынь из Поросья его отцом Изяславом Мстиславовичем в период, когда он занимал киевский стол, также фактически контролируя Волынь.

Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков.

Вероятно, что, находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли.

Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи.

Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.

Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Каждая орда союза занимала определённую территорию.

Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец.

Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью.

В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.

Название в летописях исчезает к XIII веку.

Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию

А теперь любопытная деталь и она касается вопроса о том, кто и как систематически фальсифицирует священную российскую истории.

И хорошим тому примером является тот факт, что в России используя чисто художественную пьесу сказку о Снегурочке -А. Н. Островского перенесли местонахождения реальных исторических Беренднев с берегов р. Рось в Украине в Костромскую губернию. Ибо согласно этой выдумке А. Островского его Снегурочка именно там знакомит нас с царём Берендеем, правящим «царством добрых берендеев».

По этой пьесе потом в СССР был снят фильм и поскольку он опять же снимался в Костромской области то там на месте сьемки и переименовали один населённый пункт в Берендеевку. https://www.booking.com/hotel/ru/berendeevka.ru.html Если бы кочевники-берендеи воскресли, то они бы ну очень подивились тому как их «обустроили» «россияне»! Аналогичная деревня «Берендеева» есть и в Республика Алтай http://www.berendeevka.com/news/

Но тут хотя бы есть доля исторической правды ведь эти самые кочевники торки, печенеги, берендее и половцы как раз и пришли в южнорусские степи с алтайских просторов…А вот как на территории России появились:

Берендеево – деревня в Грязовецком районе Вологодской области.

Берендеево – деревня в Нерехтском районе Костромской области.

Берендеево – посёлок в Переславском районе Ярославской области.

Берендеево – железнодорожная станция Александровского направления Северной железной дороги, как говорится уже мало кому ведомо…

Ну, а теперь посмотрим, что же писали русские историки до 1917 г. о торках и берендеях и тут надо сказать что тут торки мало кого интересовали мол «…Торки, в X—XII в. название одного из тюркских племен, кочевавших в южнорусские. степях между Доном и Днепром» и все, а вот берендеям уделили больше внимания.

Вот статья из самой лучшей дореволюционной российской энциклопедии БиЭ.

https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Берендеи

«Берендеи (Берендичи) – кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.

Последнее название, черные клобуки – несомненно было родовое по отношению к берендеям и торкам, принадлежавшим к одной и той же семье тюрков, некогда кочевавших в Азии.

Первое известие о Б. в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках – под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще назыв. черными клобуками.

В начале XIII стол. черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях. Замечательны отношения этих Б., или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям.

Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, напр., набеги печенегов, вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними. С появлением половцев роль Б. меняется.

Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков.

Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б., поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже назыв. полуоседлым народом.

Отражая первые нападения кочевников собственными силами, они нередко прибегали для этой борьбы за помощью и к киевскому князю; кроме войны оборонительной, Б. иногда вели и наступательную, но редко.

С половины XII в. Б. принимают весьма деятельное участие в усобицах князей, находясь постоянно на стороне князей киевских – Мономаховичей.

Они не были простыми наемниками, служившими в войсках киевского князя за плату, но были скорее людьми домашними, имевшими большое влияние и значение в делах тогдашних киевских князей.

Они нередко решали перевес одного князя над другими (1150, 1159 г. и др.), принимали участие в избрании киевского князя наравне с жителями Киева и других киевских областей (1146, 1169 г. и др.); благодаря своей верности киевскому князю они пользовались большим доверием с его стороны: с ними одними киевский князь решался вступать в бой или посылать их для защиты своих городов (1152, 1153, 1169 г. и др.).

Б. – народ воинственный и любивший наиболее тех из киевских князей, которые отличались большей храбростью, как, напр., Изяслава Мстиславича, Мстислава Храброго и др.

На войну они являлись в виде легковооружен. войска, в сражении большей частью конные. Хотя верховным повелителем их был великий князь киевский, но они имели еще и своих начальников, которые предводительствовали ими на войне или управляли во время мира.       Они язычники, и первые попытки распространения среди них (торков преимущественно) христианства были сделаны в начале XI в. католическими миссионерами.

Ср. Самчевского, «Торки, Берендеи и Черные Клобуки» (в архиве Калачова, т. II, ч. I), и Голубовского, «Печенеги, Торки и Половцы» («Киев. унив. известия», 1884 г.).

Ну а теперь когда вы уважаемый чтитель уже хорошо понял кого изгнали их южно-русских степей новые половецкие орды нам самое время и перейти к этим самым половцам которые на самом деле были «КИПЧАКАМИ» и даже прозывались у соседних народов «НАРОДОМ ЗМЕЙ»!

ч.2 Общая история половецкого народа

В этой части я изложу в очень краткой форме современную версию истории половецкого народа.

И это нужно для того чтобы вы уважаемый читатель, будучи введённым в курс изучаемого нами вопросов, и опираясь на этот «минимум» сведений далее уже самостоятельно смогли бы правильно понять те мысли и идеи что в отношении ПОЛОВЦЕВ в разное время высказывали разные историки (как иностранные так особенно и российские) в их извечных стремлениях переписывать и приукрашивать «священную российскую историю»

И тут я хочу привести так сказать для «затравки внимания» читателя большой отрывок их статьи Александра Березина «Сколько веков печенеги и половцы терзали Русь и почему власти им это позволяли?» https://naked-science.ru/article/history/pechenegi-i-polovtsy в той ее части где речь пойдет о половцах и сменивших их новых тюркских завоевателей Киевской Руси.

А сам А. Березин в присущей ему легкой и иногда ироничной манере повествования тем не менее удачно раскрывает ряд важных вопросов о половцах и их влиянии на историю Киевской Руси.

И когда вы ознакомитесь с ниже приведём текстом то тогда мы и перейдем уже к академическому изучению всех предварительно поднятых вопросов, связанных с половецким ханством.

Главное, что следует понять перед тем, как описывать этот народ – это то, что они сами называли себя совсем не половцами.

Последнее слово – русское их название, а сами степняки говорили про себя «кыпчак». Появляясь в русских летописях впервые в 1055 году, уже скоро они захватили огромный регион Северного Причерноморья, который стал частью того, что половцы называли Дешт и Кыпчак («Кыпчакская степь», сходно эти слова звучат на нынешнем крымскотатарском и на башкирском).



Карта «Кыпчактской степи»

Желтым отмечена область ДештиКыпчак, где расселились разные группы кыпчакских племен к XII веку / ©Wikimedia Commons

Однако впервые слова «Дешт и Кыпчак» зафиксированы еще хорезмскими письменными источниками около 1030 года, в момент, когда половцы, только покинув берега Иртыша, стали северными соседями Хорезма.

Конкретно половцами называли часть тюркоязычных племен, которые исходно проживала в Азии, в районе Иртыша. В 1050м они установили контроль над степью между ним и нижней Волгой, а затем появились и западнее ее.

Из русских источников не вполне ясно, чем их военные возможности отличались от печенегов – и те, и другие в основном действовали легкой кавалерией, предпочитая быстрые налеты долгим сражениям и затяжным осадам. Но при этом они достигали куда больших успехов, чем их предшественники и родственники печенеги.

Типичный стиль ведения ими боя описывается как долгое осыпание противника стрелами (с использованием мощных составных луков) вначале, последующая конная сшибка с копьями наперевес, с участием доспешных всадников.