Книга Вопросы феминологии - читать онлайн бесплатно, автор Сборник статей. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вопросы феминологии
Вопросы феминологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вопросы феминологии

Однако в правовых системах Португалии и Франции замужняя женщина по-прежнему продолжает оставаться под опекой, хотя принятый во Франции закон от 18 февраля 1938 г. несколько смягчает опеку над замужней женщиной.

Как видите, еще не прошло и века с тех пор, как в Европе был принят первый закон о финансовой независимости замужней женщины (Англия, 1882 г.), которая, благодаря предпринятой реформе, перестала находиться под опекой своего супруга».

Интересно, что поводом для снятия опеки над женщиной послужило не то, что европейцы вдруг осознали свое тираническое отношение к женщине и приняли упомянутые законы ради соблюдения прав женщины, в целях повышения ее достоинства и ради пробуждения человеческих чувств в европейских мужчинах:

«Уилл Дюрант в Наслаждении философией (с. 158) так говорит о причинах обретения женщиной личной свободы: “Как же объяснить эту быструю смену веками почитаемых обычаев, более древних, чем история христианства? Основная причина подобной перемены заключается в появлении огромного количества станков. ‘Свобода’ женщины является одним из последствий промышленной революции… Сто лет тому назад в Англии мужчинам было трудно найти работу. Объявления требовали, чтобы они отправляли на работу своих жен и детей. Работодатели должны думать о прибыли, им не следует отягощать свой разум нравственностью и традициями. Именно патриотически настроенные английские фабриканты XIX в. стали разрушителями семейного очага.

Первым шагом на пути к освобождению наших дорогих матерей был закон 1882 г. Согласно этому закону, женщины Великобритании получили беспрецедентные преимущества – отныне они имели право оставлять заработанные ими деньги себе. Этот высоконравственный христианский закон был установлен фабрикантами из Палаты общин с целью привлечения английских женщин на свои фабрики. С того самого времени и по сию пору необоримое стремление к прибыли освобождает их от рабского домашнего труда и заставляет надрываться в магазине и на фабрике”» (Мутаххари 1379, XIX:216).

По мнению Мутаххари:

«Ислам установил подобный закон 1400 лет тому назад и сказал: “Мужчинам [полагается] доля из того, что они приобрели, и женщинам [полагается] доля из того, что они приобрели”. В этом айате Священный Коран признает право пользоваться плодами своей деятельности как за мужчиной, так и за женщиной.

В другом айате сказано: “[Принадлежит] мужчинам доля из того, что оставили родители и близкие. И женщинам [принадлежит] доля из того, что оставили родители и близкие”. Здесь подтверждается право женщины на наследство. Вопрос о праве женщины на наследство – это длинная история, о которой мы, даст Бог, поговорим позднее. Арабы эпохи неведения не были готовы предоставить женщинам наследство, однако Коран закрепил за женщинами это право.

Итак, Священный Коран предоставил женщине экономическую независимость на тринадцать столетий раньше, чем Европа, с той разницей, что, во-первых, побудительной причиной для предоставления исламом женщине экономической независимости было не что иное, как гуманитарные и божественные аспекты ислама, а также любовь этой религии к справедливости. Здесь не было места жадности английских фабрикантов, установивших подобный закон ради того, чтобы набить себе брюхо, а потом раструбивших на весь мир, что, дескать, мы официально признали права женщин и уравняли жалование мужчины и женщины.

Во-вторых, ислам предоставил женщине экономическую независимость, однако, по словам Уилла Дюранта, при этом не разорил домашнего очага, не подверг сотрясению основы семьи и не побудил жен не повиноваться мужьям, а дочерей перечить отцам. Благодаря двум приведенным выше айатам ислам совершил великую социальную революцию, но тихую и безопасную.

В-третьих, в западном мире, по словам Уилла Дюранта, было сделано следующее: женщину освободили от рабского домашнего труда и заставили надрываться в магазине и на фабрике. Иными словами, Европа сняла с женщины одни кандалы и надела на нее другие, не менее тяжелые, чем прежние. Ислам же освободил женщину от рабского подчинения мужчине дома, в поле и т. д. и, возложив на мужчину обязательства по поддержанию семейного бюджета, снял с плеч женщины необходимость обеспечивать свои и семейные расходы. С точки зрения ислама, женщина обладает правом в соответствии со своей природой стремиться к богатству, его сбережению и приумножению, однако она не такова, чтобы жизненные тяготы подавили ее и отняли у нее ее гордость и красоту, которые неизменно должны сопровождаться уверенностью в себе» (Мутаххари 1379, XIX:217).

Мутаххари подчеркивает, что в исламе женщина не только обладает экономической независимостью, но и свободна от обязанностей, связанных с текущими семейными расходами. Именно мужчина обязан обеспечивать все жизненно необходимые расходы женщины, и это не в ответ на те работы, которые женщина добровольно выполняет по дому. Обеспечение жизни женщины не означает вознаграждения за труд:

«С точки зрения ислама, обеспечение текущего семейного бюджета, в том числе личных расходов женщины, лежит на мужчине. Здесь женщина не несет никакой ответственности. Даже если представить, что женщина обладает большим состоянием и имеет доход, в несколько раз превышающий доход своего супруга, для нее вовсе не обязательно участвовать в этом бюджете. Участие женщины в семейном бюджете, будь то денежные затраты или выполняемая работа, является добровольным и целиком зависит от ее желания и воли. Хотя с точки зрения ислама обеспечение жизни женщины является частью семейного бюджета и составляет обязанность мужчины, последний не имеет никакого права на экономическое давление и использование женщины в качестве рабочей силы – он не может ее эксплуатировать.

Ислам в невиданных прежде масштабах принял сторону женщины в финансово-экономических вопросах: с одной стороны, он предоставил женщине полную экономическую независимость, лишив мужчину возможности использовать состояние и труд женщины, а также отняв у него право выступать опекуном во время сделок своей супруги (подобная практика имеет давнюю историю в Древнем мире и в Европе вплоть до XX в.), а с другой стороны, сняв с женщины всякую ответственность за обеспечение семейного бюджета, освободил ее от необходимости бегать в поисках заработка».

5. Мутаххари о проблеме хиджаба

Одним из вопросов, которые обычно сразу приходят на ум в связи с исламскими законами в отношении женщин, является вопрос о том, почему женщина должна носить хиджаб и испытывать ограничения в одежде? Разве это не противоречит ее свободе? Что следует из этих внешних ограничений, установленных для женщины? Муртаза Мутаххари анализирует философию мусульманской одежды в четырех аспектах: духовно-психологическом, семейном, социальном, а также как способ возвысить достоинство женщины и уберечь ее от опошления;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги