2. Психологической готовности объекта управления к взаимодействию с субъектом управления, готовности принимать от него помощь, развиваться под его влиянием
3. Наличие благоприятной внешней среды, в которой может успешно осуществляться процесс взаимодействия
Для работы в условиях психолого – педагогической службы эти условия имеют очень большое значение. И, консультант, чтобы добиться эффекта в своей работе, должен создать все вышеотмеченные условия. Он должен понравиться пациенту, должен показать свой высокий уровень подготовленности к психологическому консультированию, обстановка, в которой проводится консультирование (помещение, мебель, другой интерьер и т.д.), должны быть благоприятными для проведения доверительной беседы.
Чтобы успешно заниматься управлением развития личности объектов, субъект управления должен обладать определёнными морально – психологическими, профессиональными и социально – психологическими качествами. Среди социально – психологических качеств, которыми должен обладать субъект воздействия, часто называют социальный статус, престижность, авторитет и пр. (Ковалёв А.Г., Поршнев Б.Ф., Ростин Л., Г. Паудермейер). В.Н. Куликов отмечает, что большего эффекта в психологическом воздействии достигает авторитетный человек, а также человек, использующий авторитет другой личности или социальной общности.
Считается, что наилучшего результата воздействия на объект можно достичь тогда, когда объект воздействия осознает психологическое превосходство субъекта воздействия перед ним.
Субъект психологического воздействия должен обладать набором специальных (профессиональных) умений: умением определять и формулировать конкретные цели и задачи воздействия, учитывать требования общества, членом которого он является, умением быстро разбираться в тех, на кого намерен воздействовать, понимать их психологические особенности и состояние, учитывать цели и особенности того, на кого направлено воздействие.
В условиях нашей практической деятельности определены некоторые требования к субъекту управления, которые изложены в Ш разделе.
Объект управления должен доверять субъекту управления, быть с ним предельно откровенным, верить в то, что все действия субъекта управления направлены на создание условий наилучшего удовлетворения его личных потребностей. Без соблюдения этого условия достичь эффекта взаимодействия субъекта и объекта управления не удастся.
Важным моментом в управлении развитием личности выступает умение управлять всеми факторами, могущими оказать влияние на развитие объекта управления. В условиях психолого – педагогической службы, изучается среда, влияющая на развитие личности. Это позволяет осуществлять управление средой. Необходимо научить самого человека «создавать» среду, наиболее благоприятную для своего развития, научить человека видеть в ней предметы, объекты, явления, могущие выступить, как наиболее эффективные условия и средства его развития.
Сделать человека субъектом собственного развития – значит, совместить в одном лице воспитателя и воспитанника, подготовить человека к тому, что он сможет сам себя воспитывать, совершенствовать. А, для этого, необходимо каждому человеку дать знания о сущности, механизмах, условиях и средствах управления, обучить его саморегуляции.
Всеми вышеперечисленными знаниями должен обладать консультант, чтобы уметь передать их пациенту.
Подключение человека к процессу своего развития, предполагает обучение его управлению своим состоянием, поведением, и связано с:
1. формированием у него адекватной самооценки (изменением завышенной или заниженной самооценки);
2. обучением его умению анализировать свои поступки, слова, действия;
3. обучением его умению анализировать средства взаимодействия второй стороны, и определять истинные цели, которые та стремится реализовать, вступая во взаимодействие;
4. обучением умению предвидеть, к какому результату приведут используемые им средства взаимодействия;
5. обучением его умению достигать успеха в реализации поставленных целей.
Одна из основных причин не достижения человеком своих целей (как мы показали выше) – в неумении правильно сформулировать цель, соотнеся её со средством, с реальными условиями, неумение применять средства, адекватные поставленным целям, в неумении предвидеть, к каким реальным результатам приведут используемые средства, неумением вскрыть причины несовпадения поставленных целей и полученных результатов.
Управление развитием личности предполагает обучение человека всем выше обозначенным моментам.
Консультант должен не только дать знания объекту управления, но, и вызвать у него потребность включаться в выполнение дел, приносящих пользу «другим». Консультант должен изменить у пациента взгляды на жизнь, убеждения, цели, средства взаимодействия с «другими» – а, для этого необходимо вывести пациента на осознание им необходимости изменяться, что, в итоге, приведёт к возникновению у него потребности реально меняться. И, тогда, консультант и должен начать «проводить» пациента по всем этапам его развития, формирования, как личности.
Осознание человеком необходимости меняться связано с моделированием противоречия (и это должен организовать консультант) между средствами, используемыми им в процессе взаимодействия с «другими» и удовлетворённостью (неудовлетворённостью) его потребностей, наиболее значимых для него. Объект воздействия должен осознать, что реализации его потребностей мешают используемые им средства взаимодействия, должен знать те средства, которые могут привести к удовлетворению его целей и потребностей, должен уметь их использовать в своём взаимодействии с «другими», должен быть уверен, что достигнет ожидаемого эффекта. Провести пациента по этому пути и должен консультант.
Как правило, пациенты психолога – консультанта, не осознают, что именно их действия, направленные на создание условий наилучшего удовлетворения потребностей «других» и являются условием наилучшего удовлетворения их собственных потребностей. Консультант должен найти связь между личными, весьма значимыми для пациента, потребностями, и включением в ту активность, которая приведёт к наилучшему удовлетворению потребностей «других», подсказать пути успешного выполнения этой активности. В случае достижения пациентом личного успеха (реализованной потребности), и осознания, что этот успех является результатом усилий, предпринятых им для реализации потребности «другого», у пациента возникает потребность в делах, направленных на пользу «другим». Таким образом, происходит изменение направленности личности, ведущих целей человека, смысла его жизни, в целом.
Из всего вышеизложенного, можно определить функции управления развитием личности. Они заключаются в:
1. Моделировании противоречия между потребностями личности и средствами их удовлетворения.
2. Доведении до сознания личности этого противоречия.
3. Обучение средствам и умению ими пользоваться для разрешения этого противоречия.
4. Включении в деятельность, предполагающую удовлетворение потребностей «других».
5. Оказание помощи в достижении успеха в использовании этих средств.
6. Доведении до сознания, что успех в реализации его личных целей есть результат применения новых средств.
По сути дела, деятельность по управлению развитием личности, предполагает формирование потребности приносить пользу «другим», обучение средствам реализации этих потребностей, достижения успеха в удовлетворении потребностей «других», как условии достижения успеха в реализации своих собственных потребностей, в приобретении положительных эмоций, в самоутверждении, в достижении успеха.
Критерием успешности деятельности по управлению развитием личности (в условиях психолого – педагогической службы – успеха консультанта) являются:
1. Изменение отношения личности к себе (изменённая самооценка, сформированная адекватная самооценка).
2. Изменение отношения личности к «другим» (сформированная в качестве ведущей в направленности личности потребность приносить как можно больше пользы «другим»).
3. Развитая потребность в различных видах активности.
4. Как эффект включения в различные виды активности, развитые эрудиция, способности, ум, творчество, талант человека.
Определить эффект изменения личности позволят средства жизни пациента, которые он начинает применять во взаимодействии с «другими».
В условиях психолого – педагогической службы, консультант, в процессе работы с пациентами, должен обогатить их всеми вышеизложенными знаниями. Немаловажное значение имеет понимание самим консультантом, как он может достичь успеха в организации процесса управления развитием личности пациентов. Он должен владеть знаниями о педагогических средствах,
В качестве основных средств влияния на объект управления используют убеждение и внушение. Убеждение рассчитано на критическое принятие информации. В.М. Бехтерев признавал, что убеждение действует «силой своей логики и непреложными доказательствами». А.Г. Ковалёв считает, что немаловажное значение в процессе убеждения человека, является влияние на его чувства. Чтобы дать эффект изменения личности, убеждение должно осуществляться субъектом, имеющим доверие и авторитет, положительную установку у объекта управления.
Вот некоторые требования к речи субъекта управления: она должна быть эмоциональной, логично выстроенной, убедительной, но, в то же время, должна оставлять возможность объекту возможность для самостоятельного осмысления того, что ему говорит субъект управления. Речь должна быть последовательной, заинтересованной (т.е., субъект управления должен учитывать состояние, возраст, пол объекта управления, смысл его жизни и т.д.). Объект управления должен чувствовать сопереживание субъекта, заинтересованность его в оказании помощи объекту.
Есть разные мнения относительно того, как надо строить информационный поток. На наш взгляд, его необходимо строить так, чтобы, одна и та же, наиболее важная информация, связанная с предложением объекту управления путей наилучшего удовлетворения его личных потребностей, повторялась, время от времени, в начале, в середине, в конце беседы. При этом, конечно, очень важно содержание информации. Оно должно быть выводом из анализа ситуаций общения и другой активности объекта управления.
Весьма важен тон, мимика, стиль взаимодействия, используемые субъектом управления – они должны менять объекта, его отношение к себе, взгляд на себя, должны изменять отношение к «другим».
Внушение (суггестия) также рассматривается, как метод воздействия на объект управления. Разные авторы предполагают, что информация во внушении либо некритически, либо – критически воспринимается объектом. В.Н. Куликов считает, что правильней говорить о внушении, как воздействии, которое применяется при сниженной степени критичности психики суггерента. Внушение бывает гипнотическим и в бодрствующем состоянии суггерента. В бодрствующем состоянии внушение может быть: непреднамеренное и преднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное (закрытое), внушение через противопоставление, через запрет, внушение доверием, индивидуальное и групповое внушение.
Весьма большой эффект в управлении развитием личности, в изменении поведения объекта управления, даёт беседа – «исповедь» (В. Москаленко), во время которой субъект управления предоставляет возможность объекту управления выговориться (не перебивает его, выражает всем своим видом сочувствие, понимание проблем объекта управления). Беседа – «исповедь» состоится лишь в том случае, если субъект управления благожелателем, если у объекта управления есть ощущение полной безопасности – если он уверен, что всё рассказанное им никогда не будет использовано против него. В этой беседе весьма важно умение субъекта слушать, не перебивая, и, задавая вопросы по ходу рассказа собеседника. Важно, чтобы объект управления увидел у субъекта управления желание и стремление вникнуть в его проблемы, заинтересованность в оказании помощи в их разрешении.
Анализ психолого – педагогических ситуаций (в том числе и конфликтных). Осуществление анализа психолого – педагогических ситуаций связано с психологическим и педагогическим обучением объекта управления, с передачей ему знаний о закономерностях и механизмах развития личности, о сущности общения и деятельности, об условиях достижения успеха, о средствах общения и деятельности.
Необходимо так построить анализ ситуаций, чтобы объект сам делал вывод об ошибках, допускаемых им во взаимодействии с «другими». По ходу анализа ситуации, в которой участвовал объект управления, необходимо давать информацию об аналогичной ситуации, произошедшей с другими людьми, причём, показать, чем она закончилась, объяснить, что она явилась итогом использования средств, не адекватных целям и потребностям индивидов. Использование средств управления развитием личности, позволяет обучить людей искусству владеть ими самостоятельно, ибо, как отмечал Л.С. Выготский, «средство воздействия на себя первоначально является средством воздействия на других или средством воздействия других на личность» (34).
Раздел Ш. Опыт работы по управлению развитием личности в условиях психолого – педагогического консультирования
Общественная потребность в учреждении, куда могли бы обратиться за советом и помощью люди, не сумевшие самостоятельно решить те или иные сложные случаи воспитания детей, межличностных отношений в семье, на предприятии, видимо, и определила, в своё время, возникновение психологических служб в стране. Как мы уже отмечали, в Комсомольске-на-Амуре в 1976 году под руководством Шумана В.П. была создана первая в СССР городская медико – психолого – педагогическая служба, работать в которой начал и автор данной книги. Начиная с 1981 г., в стране стали создаваться школьные психологические службы. Со временем, диапазон контингента, которому психологи стали оказывать помощь, расширился. В стране стали появляться семейные психологические консультационные службы, службы промышленных предприятий. Позже стали открываться Центры психологической помощи различным категориям людей. После «развала» СССР, стали появляться и отдельно, частным образом работающие, практические психологи (до этого, городские психолого – педагогические службы работали на общественных началах, и, именно, в такого рода службе, автор проработал более пятнадцати лет).
Анализируя опыт консультирования, который сложился в стране, можно утверждать, что целями психологов – консультантов, являются оказание помощи людям в разрешении тех или иных проблем, ситуативно возникших во взаимодействии с другими людьми.
Мы работаем с людьми, как практический психолог, начиная с 1976 года, и продолжаем консультировать людей, испытывающих потребность в приобретении психологических, философских, педагогических знаний, для решения не только проблем, возникших «здесь» и «сейчас», а для того, чтобы иметь возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, или – не допускать их возникновения. Безусловно, таких потребностей у людей, которые обращаются к нам за помощью, нет. Но, имея большой опыт работы с конфликтующими людьми, мы, уже давно, на определённом этапе нашей деятельности, пришли к выводу, что всем людям необходимо давать знания о сущности человека, смысле его жизни, обучать умению общаться, достигать успеха в различных видах деятельности. При этом, всем людям нужны не только психологические знания, но, и философские, и педагогические. Такие знания должны иметь консультанты, чтобы иметь возможность передать их людям, нуждающимся в психолого – педагогической помощи.
В своё время, в г. Комсомольске – на – Амуре, консультпункт психолого – педагогической помощи, был создан при Центральном райкоме КПСС. В Бресте психолого – педагогическую службу мы создали при Брестском городском совете народных депутатов, потом – при Брестском государственном педагогическом институте. Психологическая служба промышленного предприятия была создана нами при Брестском чулочном комбинате. Позже (с 1993 года), выступив учредителем гуманитарного негосударственного института в г. Бресте, мы создали психолого – педагогическую службу при этом институте, которая проработала вплоть до закрытия негосударственного вуза в 1999 году. С этого же года мы начали проводить индивидуальные консультации конфликтующих семейных пар, а, также родителей, встретившихся со сложными случаями взаимодействия со своими детьми, с 2008 года, продолжая работать с прежними категориями людей, начали лечить не запущенные случаи невроза, создавая и проверяя на себе теорию невроза и методы его излечения. В 2015 году мы создали психолого – педагогическую службу на промышленном предприятии свободной экономической зоны, где разработали ряд новых методик работы психолога промышленного предприятия.
Глава 1. Цели, сущность, принципы, этапы консультирования
Создание наилучших условий для развития личности – эта цель деятельности практического психолога, была определена нами ещё в условиях работы психолого – педагогической службы в Комсомольске – на – Амуре. Эта цель в работе с разными людьми, разными проблемами, реализуется разными методами. Но, именно на реализацию этой цели и должны направляться все усилия практических психологов.
Принципы нашей работы: 1. Сведения, полученные от посетителей, не разглашаются и не используются им во вред. 2. Посетители должны подробно и откровенно рассказать нам о сложностях, возникших у них, ответить на все наши вопросы. 3. Посетители должны нам полностью доверять. 4. Мы не применяем наказаний, порицаний, упрёков за совершённые о шибки. 5. Разработанные нами рекомендации должны исполняться точно. 6. Мы работаем с обратившимися к нам пациентами до тех пор, пока не произойдут изменения в их взаимоотношениях с «другими».
Для этого мы:
А) выясняем причины возникновения нежелательной ситуации – осуществляем психодиагностику,
Б) разрабатываем рекомендации по устранению этих причин,
В) добиваемся того, чтобы эти рекомендации были приняты всеми взаимодействующими в данной ситуации людьми (у них должна возникнуть соответствующая цель),
Г) обучаем их средствам нового взаимодействия, осуществления новых отношений,
Д) осуществляем наблюдение за тем, как рекомендации выполняются всеми взаимодействующими людьми – получаем соответствующую информацию от обратившихся за помощью,
Е) продолжаем эту работу до тех пор, пока не исчезнут конфликты во взаимодействии людей.
Однако, наша главная цель – не устранить возникшую ситуацию, а, помочь человеку стать на путь формирования личности. Эту цель мы реализуем в процессе работы с посетителем, излагая ему информацию о сущности Жизни, смысле жизни человека (применяем убеждения, внушения), создаём противоречия, объясняем посетителям, что их потребности и цели остались не реализованными, поскольку, они использовали неадекватные целям средства.
Принципы нашей работы мы излагаем посетителю с самого начала. Только после того, как они приняты пациентом, мы предлагаем ему изложить суть проблемы (как он её видит), решение которой он ожидает от нас.
В случаях, если к нам обращается один из супругов, мы, выслушав его, задав определённые вопросы, посылаем приглашение на специальном бланке другим членам семьи. Только побеседовав с каждым из супругов (или – другими людьми, которые так или иначе являются участниками сложившейся ситуации), мы имеем возможность проанализировать полученную информацию, сделать предварительные выводы, которые уточним потом, пригласив всех вместе, заинтересованных в разрешении ситуации, в одно время. Собранный фактический материал позволяем нам составить характеристику на каждого человека, определить, на каком этапе развития, как мотив, каждый из них находится, определить объективные, реальные (а, не выдвигаемые каждым субъективно) причины, порождающие сложности во взаимоотношениях людей.
Это – очень ответственный этап нашей деятельности. Поэтому, иногда на сбор необходимой информации уходит очень много времени. Если мы ошибёмся в определении причин, породивших негативную ситуацию, то, неизбежно, ошибёмся и в выборе средств, направленных на снятие этих причин.
Обращающиеся к нам за помощью люди, как правило, не могут правильно объяснить причины поведения других людей и свои собственные. И, дело не только в том, что им не хватаем психологических знаний. Люди, нередко, стремятся скрыть истинные мотивы своих поступков, оправдать своё поведение, скрыть собственные ошибки.
Посетители боятся сказать консультанту правду о взаимоотношениях в семье, опасаясь, что эта информация будет использована против них. Но, бывает и так, что пытаются очернить другого человека, сгустить краски, вызвать у консультанта негативное отношение к человеку, с которым конфликтуют, и использовать психолога в борьбе с ним.
Сбор материала осуществляется параллельно с его осмыслением, анализом, с выстраиванием в определённую последовательность. В результате этой сложной синтетической работы – сбора фактов и теоретического осмысления их, мы можем ответить на вопросы:
1. С какой реальной, истинной целью к нам приходили люди.
2. Что именно они от нас ожидают.
3. Каковы причины конфликтов, отклоняющегося поведения, причины, способствующие их проявлению.
4. Каковы причины развития неврозов, депрессий, других состояний, связанных с нарушением нервной системы.
После этого мы начинаем объяснять людям истинные причины поведения всех участников сложившейся ситуации. Строим «модель» будущего поведения людей и их взаимоотношений, при сохранении тех внешних условий, в которых протекает их взаимодействие.
Мы ещё раз напоминаем условия нашего дальнейшего взаимодействия, разрабатываем совместно с заинтересованными людьми рекомендации каждому участнику ситуации, определяем условия реализации этих рекомендаций.
При следующей встрече люди рассказывают нам, как прошла неделя, какие события произошли за это время, рассказывают об изменениях, которые произошли (положительных, либо отрицательных). Мы, совместно с ними, анализируем все ситуации, определяем причино – следственные связи между тем, какие средства применяли люди и как на них реагировали. Решить проблему коррекции взаимоотношений людей без обогащения их системой психолого – педагогических знаний – о сущности личности, смысле жизни, условиях и закономерностях процесса развития человека, закономерностях процесса общения и др. – нельзя. В ходе индивидуальной работы с посетителями, мы обучаем их этим знаниям. Психолог прекращает работу с конкретным человеком, когда сам человек фиксирует изменения, которые произошли в его мотивационно – потребностной сфере, когда он сам видит, как изменились его цели и применяемые во взаимодействии с «другими» средства.
Подглава 1. Требования к консультанту – практическому психологу
Как правило, психологическим консультированием начинает заниматься человек, который закончил факультет психологии университета. Как мы уже отмечали, студентов университетов не обучают умению осуществлять психолого – педагогическое консультирование. Мало того, до сих пор в университетах преподают психологию, которая не имеет чёткого определения понятия «личность». Не мудрено, что деятельность практических психологов имеет много нареканий. Будущих консультантов обучают умению (делают попытку обучить) выйти на понимание причин возникновения той или иной ситуации (проблемы), и, по возможности, решить её. Как известно, в большинстве случаев, проблемы для того или иного человека создают «другие» (люди, обстоятельства, не зависящие от человека). В этом случае, единственное, что может сделать психолог – зафиксировать, что проблема возникла не по вине человека, и успокоить его. Психолог не может решить проблему, с которой к нему обратился пациент. Поэтому, пациент уходит от психолога, как правило, неудовлетворённый.
Не получив в вузе достаточных для успешной работы знаний, практический психолог должен заняться самообразованием, должен начать самостоятельно приобретать знания о Жизни, человеке, развитии, формировании личности.
Каждому консультанту необходимы знания, которые помогут ему пройти все этапы консультирования – от выведения человека из зоны Хаоса, на этап осознания сущности проблемы и причин её возникновения, на этап постановки цели, подбора адекватных цели средств, этап «овладения средствами».
Консультант не только должен хотеть помочь пациенту решить проблему, с которой он к нему обратился, но и должен уметь это делать.
Исходя из этого, и определятся требования к психологу–консультанту.
Мы уже говорили о том, что считаем – надо говорить не о психологическом, а о психолого–педагогическом консультировании, так как, психолог – консультант должен не только уметь сам понять человека, но и уметь объяснить человеку его сущность, причины его поведения, мало того – он должен подсказать ему выход из той ситуации, в которой человек оказался.